10251

Проблемы определения оптимальных размеров, специализации и технологических таможенных организаций

Реферат

Таможенное регулирование

Проблемы определения оптимальных размеров специализации и технологических таможенных организаций. Проблема определения размера таможенных организаций тесно связана с процессом сосредоточения таможенной деятельности в таможенных организациях и их укрупнения. Т

Русский

2013-03-24

75 KB

18 чел.

Проблемы определения оптимальных размеров, специализации и технологических таможенных организаций.

Проблема определения размера таможенных организаций тесно связана с процессом  сосредоточения таможенной деятельности в таможенных организациях и их укрупнения. Такой процесс в основном обусловлен техническим прогрессом.

НТП обеспечивает возможность высокой концентрации таможенной деятельности путем увеличения мощности отдельных организаций. Между тем, необходимость более равномерного размещения таможен и их постов по территории страны и решение проблем развития внешнеэкономической деятельности в малых и средних городах требуют создания небольших таможен или постов.

Увеличение размеров таможенных организаций создает условия для более эффективного использования техники, роста производительности труда и для централизации управления.

Работает эффект масштаба, который с одной стороны позволяет увеличить производительность труда (применение достижений НТП, которые неэффективны в мелких организациях, более высокий уровень специализации), с другой - сэкономить на аппарате управления.

(Рисунок - три начальника и три служ. автомобиля превращаются в один более крупный )

Таким образом в крупной таможне создаются условия для более целесообразного разделения труда, что способствует внедрению прогрессивной технологии и организации производства. Расходы по управлению на крупных таможнях должны быть относительно меньшими, чем на малых, так как они возрастают в меньшей степени, чем масштабы таможенной деятельности.

Уровень концентрации производства таможенных услуг характеризуется абсолютными показателями объема таможенных работ и услуг – числом о7ормленных документов, весом или стоимостью товаров, перемещенных через таможенную границу, суммой таможенных платежей и другими показателями.

При анализе и планировании процессов оптимизации размеров организаций в таможенном деле можно использовать группировки таможен и постов по показателям объемов работ, численности работающих, стоимости ПОФ (категорирование - привести пример).

Укрупнение таможенных организаций осуществляется в двух основных формах:

а) увеличение размеров специализированных организаций;

б) увеличение размеров универсальных организаций.

Наиболее эффективной является первая форма, при которой появляется возможность применения высокопроизводительных автоматизированных и поточных технологий.

Менее эффективной является вторая форма, при которой осуществляется концентрация видов деятельности, не связанных между собой ни однородностью и последовательностью технологических процессов, ни однородными товарами.

Укрупнение таможенных организаций развиваются под влиянием двух главных факторов: роста потребности в таможенных услугах и технического прогресса. Поэтому на каждом этапе развития степень концентрации таможенной деятельности должна соответствовать объемам внешней торговли и производительности оборудования. Излишняя концентрация так же неэффективна, как и недостаточная.

Концентрация таможенной деятельности может происходить как за счет укрупнения размеров таможен, так и путем увеличения количества одинаковых таможенных организаций.

На практике это проявляется в создании крупных таможенных подразделений (Находкинская, Шереметьевская таможни) или в увеличении количества подразделений (Московская автогрузовая и Московская железнодорожная таможни).

Опыт существования отраслей народного хозяйства показал, что в каждой из них имеются свои оптимальные размеры предприятий, которые обеспечивают наивысшие технико-экономические показатели. Точно так же существуют и оптимальные размеры таможенных организаций, со временем они будут определены.

Под оптимальными размерами таможни следует понимать такие показатели (по численности работников, стоимости ПОФ, объему таможенных услуг), которые обеспечивают выполнение заданий и планов по таможенным услугам в установленные сроки, с минимумом произведенных затрат (сумма текущих и капитальных затрат, приведенных к единице времени) и максимально возможной эффективностью.

Часто требуется определить минимальный размер таможни (таможенного поста). Он зависит от избранного технологического процесса. При этом должна быть обеспечена полная загрузка существующего оборудования и работников. Тогда оптимальный размер таможни устанавливается посредством увеличения в кратное число раз минимального размера.

Оптимальные размеры таможен могут стать нормативами для перспективного развития таможенного дела, разработки типовых проектов таможен, определения уровня специализации таможенного дела, расчета экономии от создания таможен оптимального размера.

Большой размер организации не всегда отражает высокую  эффективность ее деятельности. Если таможня характеризуется только большими размерами, а структура работ и применяемые здесь технологии не являются оптимальными, то показатель ее размера не будет означать более высокой эффективности ее работы.

При поиске оптимального уровня размеров таможенных организаций следует учитывать влияние внутренних и внешних факторов на эффективность их деятельности.

Внутрипроизводственные факторы позволяют определить оптимальные размеры таможен с точки зрения максимального использования всех производственных ресурсов.

К внешним факторам относятся, как правило, наличие внешнеторговых товарных потоков.  Конкретные размеры таможен зависят также от географического размещения участников ВЭД и ряда других территориальных условий.

Проблемы специализации.

Разделение труда ведет к дифференциации его отдельных видов. На основе увеличения объемов каждой разновидности труда до экономически рациональных размеров специализация обеспечивает массовое повторение операций и процессов концентрацию однородного производства. Таким образом, специализация с одной стороны является следствием общественного разделения труда, с другой – результатом концентрации однородного производства. Следовательно, специализация представляет собой диалектическое единство двух противоположных процессов – дифференциации и концентрации.

Уровень специализации измеряется долей специализированных таможен (постов, подразделений) в их общем числе или долей работников специализированных таможен (постов, подразделений) в общем числе работников.

Примерами специализированных таможен и подразделений, осуществляющих предметную специализацию и оказывающих конечные услуги потребителям (участникам ВЭД) могут служить: Энергетическая таможня; отделы таможенного оформления и контроля; отделы по оформлению товаров, ввозимых или вывозимых на переработку; акцизные таможни и посты.

Примеры специализированных подразделений, осуществляющих детальную специализацию и выполняющих внутренние технологические операции – это подразделения таможенных платежей, нетарифного регулирования и статистики, валютного контроля, оперативно-розыскной деятельности, обеспечения безопасности и другие.

Таможенный контроль имеет также специализацию по видам перевозок (автогрузовых, железнодорожных, морских, речных и авиа), а также контроль багажа и международных почтовых отправлений.

Специализация в таможенном деле связана со стандартизацией (установление и применение норм, требований и правил с целью упорядочения таможенной деятельности) и унификацией (приведение различных видов таможенных услуг, средств их производства и документов к рациональному минимуму их типов и видов) таможенных документов, технологических процедур, оборудования таможен, транспортных средств и товаров. При этом роль стандартов в обеспечении высокой эффективности таможенных услуг возрастает, если они вводятся не изолированно, а комплексно, охватывая весь технологический цикл от начала до окончания работы с участниками ВЭД. При этом объектами стандартизации являются также нормы, требования, методы, термины, обозначения и т.д.

Основной целью унификации является устранение неоправданного многообразия услуг, документов и технологий одинакового назначения.

Стандартизация и унификация способствуют повышению эффективности таможенного дела, что обеспечивается ростом производительности труда, улучшение использования материальных и финансовых ресурсов.

Для определения уровня специализации можно применять разные показатели: удельный вес  специализированных таможен в общем объеме всех таможен, удельный вес прогрессивных технологических процессов.

Таким образом специализация создает условия для организации непрерывного процесса таможенной деятельности. Весь процесс производства таможенных услуг расчленяется на мелкие операции, каждая из которых закрепляется за рабочими местами.

Специализация, расчленяя процесс производства на ряд простых операций, дает возможность использовать автоматизацию.

Специализация создает условия для полной загрузки действующего оборудования на основе унификации, типизации и стандартизации работ, технологий, документов.

Специализация позволяет упростить производственную структуру таможен. Чем меньшее количество видов товаров или документов обрабатывает таможня (то есть, чем глубже специализировано производство), тем меньшее число структурных подразделений входит в ее состав.

Особое значение имею технологические связи таможенных организаций. Их необходимость вытекает из специализации таможенных организаций и представляет собой выполнение работ одними организациями для других. Различают технологические связи (ТС) по отраслевому и территориальному принципам.

 ТС по отраслевому принципу делятся на внутренние и внешние

Внутренние ТС распространены наиболее широко. Специализированные базовые таможни закупают и поставляют другим таможенным организациям материальные ресурсы. Внутренние таможни выполняют для пограничных таможен ряд процедур и наоборот (пример взаимодействия по транзиту и КД ) .

ТС таможенном деле обусловлены непрерывностью таможенного контроля и оформления, когда этот процесс осуществляется (начинается и завершается) рядом таможенных организаций. Для понимания этого необходимо рассмотреть ряд режимов и процедур таможенного контроля и оформления (режим переработки, транзита, реэкспорта, реимпорта, временный ввоз – вывоз и др.).

Что касается внешних ТС, то сюда можно отнести взаимодействие таможенных органов с другими правоохранительными органами (ФСБ, погранслужбой, МВД), со смежными организациями и, прежде всего с МПС, другими перевозчиками товаров и транспортных средств,  службами фито-санитарного контроля и другими.

Экономическая эффективность специализации и оптимизации размеров таможенных организаций является результатом организационно-плановых мероприятий и повышения технологического уровня таможенного оформления и таможенного контроля. Она проявляется в снижении себестоимости таможенных услуг  за счет повышения производительности труда и уменьшения расходов, приходящихся на их единиц.

ВОПРОСЫ:

Основные причины и противоречия увеличения размеров таможенных организаций.

Показатели и формы укрупнения таможенных организаций.

Определение оптимального и минимального размера таможенных организаций, факторы, влияющие на их размеры.

Экономическая сущность специализации в таможенном деле.

Стандартизация  и унификация в таможенной деятельности.

Экономический эффект специализации.

Сущность и формы технологических связей таможенных организаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80520. Організаційно - методичні основи створення та функціонування інформаційних систем 43.13 KB
  В наш час відбувається глобальний перехід від індустріального суспільства до інформаційного, розвиток якого безпосередньо повязаний з інтенсифікацією інформаційних процесів, необхідністю збору, обробки і передачі величезних обємів інформації, перетворенням інформації у товар, як правило, значної вартості
80521. Функціональна структура типової інформаційної системи для потреб оцінювання 30.76 KB
  Системи обробки даних в оціночній діяльності. Автоматизовані інформаційні системи для ріелторських компаній. Крім того проект на предмет його повноти взагалі не розглядається і фактично втрачається можливість науково обґрунтування вибору і оцінки напрямків розвитку інформаційної системи комплексу технічних засобів та побудови її моделі.
80522. Пакети комп`ютерних програм, використовуваних в оціночній діяльності 78.22 KB
  Програмне забезпечення оціночної діяльності Програмне забезпечення ПЗ це сукупність програм які забезпечують спілкування користувача з комп`ютерною технікою і орієнтуються на вирішення задач певного класу. Комп’ютерні бази даних з програмним забезпеченням які рекомендують застосовуюти при оцінці колісних транспортних засобів КТЗ: Комп`ютерні програми для складання кошторису відновлювального ремонту КТЗ іноземного виробництва udtex М21 udtex М95 ...
80523. Організація оціночних досліджень із виеористанням інформаційних технологій 168.95 KB
  АРМ є професійно орієнтованою інформаційнообчислювальною системою що працює як автономно так і в мережі. Масова поява персональних компютерів в офісі й обєднання їх у мережі створила принципово нове технологічне середовище для ефективного управління документообігом. Сукупність прикладних процесів і БД що використовуються спільно обчислювальними процесами в ІС називають розподіленою системою PC а вузли мережі вузлами PC.
80524. Автоматизація процесів оцінювання нерухомості 124.9 KB
  Головні цілі впровадження ІС в оцінюванні. Головні цілі впровадження ІС в оцінюванні. Основними факторами які впливають на впровадження інформаційних систем є потреби організацій та користувачів а також наявність відповідних засобів для їх формування. Впровадження корпоративної ІС розробленої самостійно або придбаної у постачальника часто супроводжується ломкою перепроектувало існуючих на підприємстві процесів бізнесу...
80525. Автоматизація процесів оцінювання машин та обладнання 70.7 KB
  Автоматизація обліку матеріальних цінностей Матеріальні цінності – це сировина і матеріали покупні напівфабрикати і комплектуючи вироби тара і тарні матеріали; паливо будівельні матеріали і обладнання для установки; малоцінні і швидкозношувані предмети спецодяг і спецвзуття. Основними задачами що вирішуються на цій ділянці є своєчасне повне і достовірне відображення в обліку а потім видання необхідних оброблених на ПЕОМ це настільна або портативна високопродуктивна обчислювальна система...
80526. КУЛЬТУРА УКРАЇНИ XIV – I ПОЛ. XVII СТОЛІТТЯ 1.97 MB
  Існує думка, що період XIV – перш. пол. XVII ст. мало відображений у джерелах, так як був бідний подіями, які могли залишити помітний слід в історії. Ближче до істини інша точка зору: життя було значно багатшим, ніж це зафіксовано в документах і пам\'ятках культури, що до нас дійшли
80527. Українська культура в другій половині ХХ століття 39.07 KB
  Розвиток української культури в другій половині ХХ ст. У Донецькій та Кримській областях не залишалося жодної української школи. ЦК КПРС прийняв нову постанову що підсилило русифікацію української системи освіти. Серед них можна назвати Історію української літератури Історію української мови Радянську енциклопедію історії України Історію українського мистецтва.
80528. Витоки української культури. Матеріальна та духовна культура словянського світу 1тис. нашої ери 562 KB
  Термін «культура» вперше зустрічається в античному світі. Його початкове значення – обробка rрунту, внесення людиною змін у природу. Надалі термін «культура» отримав більш універсальне значення.Культура - це все, що створено людиною.