10252

Оптимальное размещение таможенных организаций

Реферат

Таможенное регулирование

Согласно положению о ГТК РФ Комитет обязан обеспечить в пределах своей компетенции единство таможенной территории России имеет право создавать реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления и таможни таможенные лаборатории вычислительные цен

Русский

2013-03-24

36 KB

50 чел.

Согласно положению о ГТК РФ, Комитет обязан обеспечить
в пределах своей компетенции единство таможенной территории России, имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления и таможни, таможенные лаборатории, вычислительные центры, базы материально-технического снабжения, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач таможенных органов РФ.

Территориальное размещение производительных сил определяется способом производства. Каждой социально-экономической формации соответствуют специфические принципы размещения и своя система территориальной организации общественного производства. По отношению к таможенным организациям в 90-х годах эта специфичность проявилась особенно ярко и наглядно, ибо переход от социалистической к капиталистической формации повлек за собой применение иных принципов размещения и иную территориальную организацию таможенного дела.

При Советском Союзе таможенные органы размещались в основном на границе, так как основной задачей был контроль за пассажиропотоком. При создании российской таможенной системы возникла необходимость размещать таможенные организации в местах расположения участников ВЭД.

Размещение таможенных организаций по территории страны осуществляется на основе принципов, отражающих как требования объективных экономических законов, так и политики государства – внешней, военной, экологической, санитарной и других.

Важнейшим принципом размещения таможенного дела является планомерное размещение таможенных организаций, обеспечивающее достижение наивысшей народнохозяйственной эффективности общественного производства в целом, то есть наиболее эффективное использование природных, трудовых, финансовых и других ресурсов всех республик и экономических районов России. Таможенные организации при этом решают свои специфические вспомогательные задачи по обеспечению ВЭД соответствующими услугами.

Чтобы реализовать перечисленные принципы размещения таможенных организаций на практике, целесообразно учитывать
в совокупности всю систему природных, экономических, социально-исторических, санитарно-экологических, организационных и других факторов.

Группа экономических факторов включает: общественную потребность в таможенных услугах и возможность ее удовлетворения на основе имеющихся таможенных организаций; трудовые ресурсы; возможности научно-технического прогресса.

К природным факторам относятся свойства территории: географическое положение, климат, рельеф, ценность земель, возможности осуществления строительства и т.п.

Важнейшим из социально-исторических факторов следует считать уровень развития в районе непроизводственной сферы, может быть существование таможни в течении длительного времени.

Организационные факторы размещения таможенного дела охватывают формы территориальной организации таможенной службы и создание новых таможен и постов.

Существует ряд политических факторов - например существование в ряде автономных республик на территории России своих таможенных управлений (ДТУ, ТТУ, БТУ), что является свидетельством их суверенитета

Ныне 90% таможенного оформления производится на внутренних таможнях. Находясь в местах расположения отправителей и получателей товаров, внутренние таможни могут наиболее эффективно осуществлять таможенный контроль, взаимодействовать с налоговыми и правоохранительными органами, решать задачи валютного контроля. В таможне существуют специальные подразделения, которые осуществляют проверку внешнеэкономической деятельности получателей и отправителей товаров. К сожалению, процесс оформления груза порой может затянуться: иногда требуются дополнительные документы либо экспертиза и т.п. Если все эти задачи решать непосредственно на границе, то ее пропускная способность будет сведена к минимуму, так как пограничная таможня не располагает таким запасом времени и теми возможностями, какие имеются у внутренней таможни.

Осуществление таких задач, как валютный контроль, где требуется тесное взаимодействие с местными отделениями уполномоченных банков и необходимы проверки с выходом на предприятия – участники внешнеэкономической деятельности, было бы невозможно.

Поэтому у пограничных и внутренних таможен разные задачи. Например, осуществление контроля пассажиров – это функция таможни на границе.

Но есть в этом территориальном разделении свои недостатки. Недоставка товара – серьезная экономическая проблема. Товар пересекает границу, направляется по процедуре внутритаможенного транзита во внутреннюю таможню – место расположения фирмы-получателя – и "исчезает" по дороге. Несмотря на серьезные наказания, которые применяются в отношении лиц, виновных в таком "происшествии", актуальность этой проблемы не уменьшается. С 1 мая 1994 г. применяется система внесения причитающихся сумм таможенных платежей в сочетании с временным декларированием товаров, что призвано повысить экономическую заинтересованность импортеров в доставке товаров для таможенного оформления.

Совокупность связей между предприятиями одного района – участниками ВЭД и обслуживающими их таможнями выступает как единая система технологических, производственных, экономических отношений. Чем теснее и длительнее эти связи, тем более закономерен и стабилен их эффект.

Причина обусловившими территориальную структуру таможенного дела стали национально-политическое устройство и административно-территориальное деление.

Укрепление связей между народнохозяйственным и таможенным районированием прослеживается при анализе изменения состава и размещения региональных таможенных управлений и таможен прямого подчинения в период интенсивного развития ГТК РФ.

Из приведенных данных видно, что в 1992-1995гг. число региональных таможенных управлений увеличилось с 4 до 16, количество таможен прямого подчинения сократилось с 54 до 6. Соответственно общая численность работников региональных таможенных управлений возросла с 8254 человек До 50738 человек, а общая численность работников таможен прямого подчинения сократилась с 10165 человек до 2254 человек. При этом количество таможенных постов увеличилось по годам следующим образом:

Годы

1992

1993

1994

1995

Количество таможенных постов.

257

444

484

515

В 1997 году территориальная организация таможенного дела была представлена следующим составом управлений, таможен и постов:


СТРУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           

                         Государственный   таможенный   комитет  Российской   Федерации

           Наименование РТУ                                                                                              Таможен                         Т/постов

Башкирское таможенное управление                                                                                                                                          

0

4

Восточно-Сибирское таможенное управление                                                                                                                         

12

34

Дагестанское таможенное управление                                                                                                                                       

3

5

Дальневосточное таможенное управление                                                                                                                             

22

38

Западно-Сибирское таможенное управление                                                                                                                      

10

25

Западное таможенное управление                                                                                                                                       

17

87

Калининградское таможенное управление                                                                                                                              

7

11

Московское таможенное управление                                                                                                

12

43

Поволжское таможенное управление                                                                                                

11

38

Северо-Западное таможенное управление

21

78

Северо-Кавказское таможенное управление                                                                                    

19

84

Татарское таможенное управление                                                                                                     

2

7

Уральское таможенное управление                                                                                                   

15

57

Региональное информационно-техническое таможенное управление                                            

0

0

РТУ по борьбе с таможенными правонарушениями                                                                         

0

0

РТУ по капитальному строительству объектов таможенных учреждений                                      

0

0

РТУ радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры                              

0

0

РТУ тылового  обеспечения                                                                                                                 

2

3

Внуковская таможня

Домодедовская таможня                    

Центральная акцизная таможня   

                                                                                                                              

Центральная базовая таможня

8

                                                                                                                                              

Чкаловская таможня

                                                                                                                                              

Шереметьевская таможня

                                                                                                                     

Энергетическая таможня

    

                                                                           

Итого:                                                                           


Работа по оптимальному размещения таможенных организаций ведется в ГТК РФ постоянно.

В "Программе приоритетов в финансировании основных направлений деятельности ГТК РФ в 1992 – 1995 годах" было предусмотрено формирование таможенных организаций в столицах республик и в административно-территориальных центрах, дополнительной сети внутренних таможен, создание таможенных органов на границе с Украиной, Грузией, Азербайджаном, Финляндией, Монголией и Китаем, развитие таможенных организаций в местах интенсивных внешнеторговых грузопотоков.

В "Основных направлениях развития таможенной службы РФ в 1994-1996 годах" сделан шаг вперед по территориальному обоснованию размещения таможенных организаций.

Проводя политику таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации и вывозимых с территории России, по месту расположения хозяйствующих субъектов – предприятий, осуществляющих внешнеэкономические связи, ГТК России внутри страны созданы таможни и таможенные посты, максимально приближенные к крупным индустриальным центрам России. Это дало свои положительные результаты, повысив эффективность таможенного контроля и разгрузив пограничные пункты пропуска. Значительно возрос объем по таможенному оформлению товаров, обусловленный введением по отношению к товарам, перемещаемым между Россией и другими субъектами бывшего СССР, полного таможенного оформления. В 1994-1996 гг. было решено продолжить деятельность по развитию внутренней таможенной структуры.

Намечено также совершенствование организации таможенного контроля в действующих таможенных учреждениях с учетом приведения графиков их работы в соответствие с потребностями транспортных, производственных и иных предприятий и организаций.

Для решения многих проблем организационного обеспечения таможенной службы Российской Федерации необходима разработка научных критериев и методик создания и размещения новых таможенных органов и определения их оптимальной штатной численности.

В "Федеральной целевой программе развития таможенной службы России на 1996 – 1997 годы и на период до 2000 года" впервые в истории таможенного дела намечено разработать "Схему оптимального размещения объектов таможенной инфраструктуры" с учетом перспективы расширения Таможенного союза.

Критерием экономической эффективности размещения таможенных организаций является повышение производительности общественного труда, то есть снижение суммарных затрат как овеществленного труда, так и живого труда работников, обеспечивающих таможенное обслуживание и транспортировку товаров. Такое снижение может происходить при выборе единственного варианта размещения новой таможни из многих возможных, при этом действительно может быть достигнуто удешевление. Ежегодно можно также снижать стоимость транспортных таможенных услуг за счет изменений в размещении существующих таможенных организаций.

Эффективность изменений в размещении таможенного дела выражается системой качественных и количественных показателей. К качественным показателям относится содействие таможенного дела росту экономического потенциала России;

Важнейшим показателем эффективности размещения таможенного дела должно быть снижение суммы стоимости таможенного обслуживания участников ВЭД и транспортировки товаров.

В расчетах экономической эффективности размещения таможенных организаций должны учитываться все капитальные вложения и текущие затраты, возникающие в связи с размещением данной таможни в конкретном районе. При этом нужно принимать во внимание различные сроки строительства, разновременность капитальных затрат и отставание отдачи капитальных вложений (таможенных услуг) от времени строительства.

Эффективность определяется по формуле приведенных затрат. Она складывается из эффектов от таможенного обслуживания наиболее перспективных отраслей в наиболее благоприятных районах. В этом случае обеспечивается решение главной задачи таможенного дела – содействие структурной перестройке народного хозяйства.

Приведенные затраты З равны сумме текущих С и единовременных затрат. Единовременные затраты – часть капитальных вложений К/Тн, где Тн – нормативный срок окупаемости. Нормативный коэффициент эффективности

               Ен = 1 / Тн  .

Тогда приведенные затраты

            З = С + Ен  К.

Важным показателем экономической эффективности размещения таможенного дела является повышение производительности труда.

Оптимальным вариантом развития и размещения таможенного дела является такой вариант строительства новых, расширения, модернизации или ликвидации действующих таможенных организаций при которых в течении заданного периода времени выполняется целевая функция таможенной системы, а ее значение достигает оптимальных параметров.

В общем виде задача развития и размещения таможенного дела по критерию минимума затрат может быть сформулирована следующим образом: при фиксированной потребности в таможенных услугах на планируемый (программируемый) период, при известном состоянии таможенной системы на начало рассматриваемого периода, заданной ресурсной базе и транспортной сети, необходимо определить такой вариант строительства новых таможен (имея в виду пункты строительства, мощность таможен, их специализацию), реконструкции прежних или ликвидации действующих таможен, при котором совокупные затраты (текущие и единовременные) на таможенные услуги и доставку товаров потребителям были бы минимальными.

ВОПРОСЫ:

Основные принципы размещения таможенных организаций.

Факторы, влияющие на размещение таможенных организаций

Особенности размещения внутренних и пограничных таможенных организаций.

Изменение территориальной структуры таможенных органов за время существования российской таможенной службы.

Размещение таможенных организаций а проблемно-целевых программах.

Экономическая эффективность оптимального размещения таможенных организаций.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2943. Travelling: Who Knows More 47.5 KB
  Travelling: Who Knows More? Цели: 1. Расширение лингвострановедческой компетенции учащихся. 2. Воспитание интереса к культуре стран изучаемого языка. Задачи: 1. Образовательные: Обобщение страноведческих знаний учащихся, полученных в р...
2944. Введение в управление предприятием и содержание дисциплины «Менеджмент предприятия» 100.5 KB
  Введение в управление предприятием и содержание дисциплины Менеджмент предприятия  Вопросы для изучения: Краткая историческая справка и отличительные особенности развития управленческой мысли в нашей стране. Основные проблемы пере...
2945. Сущность эффективного управления предприятием 113 KB
  Сущность эффективного управления предприятием Вопросы: Сущность и характерные черты менеджмента. Содержание менеджмента. Современные подходы и концепции менеджмента. Виды и уровни менеджмента предприятия. Успешное (эффективное) у...
2946. Организация управления промышленной фирмой 89 KB
  Организация управления промышленной фирмой Тема включает три раздела: Основные принципы внутрифирменного управления. Организация управления международной деятельностью фирмы. Опыт (тенденции) управления промышленными фирмами в разв...
2947. Организация управления международной деятельностью фирмы 67.5 KB
  Организация управления международной деятельностью фирмы  Международная среда и международный бизнес фирмы. Содержание и формы (методы) международной деятельности фирмы. Организация зарубежной производственной деятельности фирм...
2948. Опыт управления ведущих фирм США, Японии и Западной Европы 103 KB
  Опыт управления ведущих фирм США, Японии и Западной Европы Вопросы: Основные этапы развития организационных структур промышленных фирм  Ключевые элементы управления предприятием (корпорацией) Особенности внутрифирменного планировани...
2949. Маркетинг как специфическая функция управления предприятием 105.5 KB
  Маркетинг как специфическая функция управления предприятием Тема включает 2 части Маркетинговая деятельность на промышленном предприятии Использование маркетинговых программ для оптимизации структуры и программы производства Маркет...
2950. Разработка маркетинговых программ и сбытовой политики предприятия 107 KB
  Разработка маркетинговых программ и сбытовой политики предприятия Вопросы: Разработка программы маркетинга по продукту. Разработка программы маркетинга по производству. Организация и стимулирование сбыта. Разработка программы марке...
2951. Внутрифирменное планирование 70 KB
  Внутрифирменное планирование Тема включает два раздела: Базовые аспекты внутрифирменного планирования. Перспективное планирование и разработка бюджета предприятия. Базовые аспекты внутрифирменного планирования Вопросы: Цели ...