10254

Экономические задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля

Реферат

Таможенное регулирование

Экономические задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля Расширение внешнеторговых контактов либерализация внешнеэкономических связей упразднение государственной валютной монополии привели к необходимости осуществления контроля за поступл

Русский

2013-03-24

59.5 KB

23 чел.

Экономические задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля

Расширение внешнеторговых контактов, либерализация внешнеэкономических связей, упразднение государственной валютной монополии привели к необходимости осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров и услуг.

Основная цель такого контроля - обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в Российскую Федерацию в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования внутренних валютных резервов.

Действующий механизм валютного контроля за поступлением валютной выручки основывается на том, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

Добиться эффективного функционирования механизма валютного контроля удалось лишь при условии тесного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков и наделения органов и агентов валютного контроля достаточным объемом полномочий. Система валютного контроля экспорта дала свои результаты. Утечка валюты снизилась до 4 % от суммы сделок, что соответствует мировым показателям в этой сфере.

Однако следует отметить, что с 1993 года основным каналом сокрытия валютных средств стали не экспортные, а импортные операции. Как правило, в этих целях используется такой прием, как заключение фиктивного контракта, когда российский покупатель переводит валюту иностранному контрагенту под заведомую поставку или недопоставку товаров (предоплату без поступления товаров или неэквивалентное поступление товара). Широкое распространение получила практика авансовых платежей, означающая по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным фирмам. По данным Банка России, основанным на отчетности коммерческих банков, посредством "бестоварных" переводов по фиктивным импортным контрактам из России ежемесячно уходило около  400 млн. долларов.

В связи с этим с 1 января 1996 года начал осуществляться валютный контроль по импортным операциям. Его механизм строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями. Суть валютного контроля при импорте товаров состоит в том, что импортер должен отчитаться за иностранную валюту, переведенную за рубеж, соответствующим количеством полученного от иностранного партнера товара. С ноября 1996 года аналогичные меры валютного контроля стали распространяться на бартерные операции.

В период 1993-1996 гг. в связи с приданием таможенным органам Российской Федерации статуса, необходимого для осуществления валютного контроля, ГТК России было установлено, что реализация этих новых функций отнесена к числу первоочередных задач, характеризующих внешнюю составляющую таможенной экономической деятельности.

В короткий срок таможенное ведомство во взаимодействии с Центральным банком России, другими заинтересованными органами государственного управления и создало необходимую нормативно-правовую базу, действенные и экономичные механизмы валютного контроля.

Реализованы эти задачи были при отсутствии четких перспектив и определенной концепции этой новой для российского государственного контроля функции, что неизбежно накладывало на эту проблему психологический отпечаток ее "временности", а значит, и некоторой несерьезности в отношении к ней большинства сотрудников таможенных органов.

Несмотря на сложности этого этапа становления, главная задача – создание системы валютного контроля таможенных органов в основном была выполнена.

С одной стороны, успех базировался на правильно выбранной этапности осуществления данной деятельности, с другой – этому успеху способствовала объективность оценки ситуации со стороны ГТК России, опирающегося с учетом состояния экономики государства только на собственное финансовое обеспечение нового направления деятельности таможенных органов. До настоящего времени средств целевого государственного финансирования на нужды валютного контроля выделено не было, и их выделение в ближайшей перспективе не планируется.

Следует отметить неоднозначное отношение государства к данной проблеме, особенно в период 1992-1993 гг. С одной стороны, оно публично в ряде своих решений демонстрировало стремление усилить значение валютного контроля в стране, а с другой – в действительности административные методы использовались недостаточно.

Рассматриваемое направление деятельности таможенных органов, несмотря на его несомненную актуальность для укрепления экономической безопасности государства, было для ГТК России достаточно рискованным. Фактически оно вынужденно авансировалось ГТК России за счет средств внебюджетного фонда развития таможенной системы, то есть во многом за счет средств, необходимых для осуществления традиционных функций таможенных органов. Было опасение "завалить" эту новую и мало кому понятную деятельность, тем более что вся тяжесть реализации таких контрольных механизмов ложилась на таможенные органы.

Сформулируем главные стратегические задачи, стоящие перед таможенными органами по совершенствованию системы валютного контроля.

Такими задачами являются:

1. Эффективность (с минимальными затратами) осуществления таможенными органами валютного контроля, несмотря на отсутствие серьезного исследования проблемы, на финансовые и кадровые трудности.

2. Кадровое обеспечение. Дальнейшее решение этой задачи обусловлено новизной проблемы, незначительным периодом выполнения новых функций, отсутствием возможности для укомплектации кадрового состава высокопрофессиональными, подготовленными сотрудниками, владеющими достаточными знаниями в области таможенного, валютного, банковского законодательства, а также нарастающими задачами, требующими людских резервов при ограниченной штатной численности.

3. Необходимость признания валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, в качестве полноправной и неотъемлемой части таможенного контроля в целом. Использование информации, ранее недоступной таможенным органам, для повышения эффективности других направлений их работы.

4. Экономический эффект. ГТК России как хозяйствующая структура вправе и должен ожидать получения реальных финансовых результатов от любых видов своей деятельности. Необходима разработка методик учета косвенного экономического эффекта, достигаемого за счет контроля за соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности действующего законодательства.

5. Использование "скрытых" возможностей валютного контроля. Речь идет о целесообразности использования уникальной информации, получаемой в ходе валютного контроля, в целях анализа процессов, происходящих во внешней торговле. Эта информация является "лакмусовой бумажкой", отражающей результаты отдельных макроэкономических и политических факторов, действующих в государстве.

6. Необходимость своевременной, в ходе предстоящего реформирования таможенной системы, структурной и организационной перестройки подразделений валютного контроля таможенных органов. Это важно для совершенствования управления и реализации практических технологий контроля, для определения и перераспределения задач и функций таможенных органов различных уровней в зависимости от конкретной экономической ситуации в государстве.

7. Наиболее удаленная по времени, но одна из самых болезненных и в то же время жизненно необходимых перспективных задач – готовность к своевременному и цивилизованному преобразованию рассматриваемой функции таможенных органов. Она начнется при наличии признаков, свидетельствующих о процессах, в результате которых элементы государственного контроля валютных операций начинают отмирать.

При этом особое внимание следует уделять проблемам социального плана. Прежде всего – это возможность своевременной переориентации высококвалифицированных сотрудников на другие направления работы таможенных органов, создание правовой базы, позволяющей сохранить достигнутый в валютном контроле информационный и аналитический потенциал, а также возможность применения отдельных технологий и данных в новом для государства направлении правоохранительной деятельности – борьбе с "отмыванием грязных денег".

Первым реальным шагом по осуществлению валютного контроля в России в условиях особого внимания к экспорту, ориентированному на сырьевые товары как основному источнику поступления валютных ресурсов, стало введение технологии таможенно-банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

При этом отправной точкой являлась информация различных источников (достоверность которой подтвердить не представляется возможным) о нарушениях законодательства, ущерб от которых исчисляется десятками миллиардов долларов валютных средств, невозвращенных в финансовую систему страны.

В таких условиях было вполне понятно и оправдано желание ГТК России и Банка России. Выполнить данную задачу помогла правильно выбранная  ГТК России, порой с определенным риском, стратегия и тактика действий, в ряде случаев абсолютно нетипичная.

Так, руководство ГТК России пошло на создание организационной структуры подразделений валютного контроля на местах и в центральном аппарате еще до определения на законодательном уровне функций таможенных органов по осуществлению такого контроля. Кроме того, в плане технологических решений создания уникальной автоматизированной системы, объединяющей банки и таможенные органы, была реализована жесткая централизованная схема контроля, начиная от создания ГНИВЦ ГТК России унифицированных продуктов для банков, определения очередности подключения их к телекоммуникационным каналам связи и кончая сознательной концентрацией полной информационной базы в ГТК России.

Указанные решения позволили к марту 1994 г. создать систему контроля при экспорте товаров и предпосылки для дальнейшего развития валютного контроля в области внешнеторговых операций.

Введение системы таможенно-банковского валютного контроля позволило снизить объемы нерепатриации валютной выручки от экспорта товаров до 6,0%, что подтверждает положительное влияние мер валютного контроля на динамику репатриации валютных средств (международный опыт дает право оценить результат действия административной системы валютного контроля в 10-15% , как удовлетворительный).

Кроме того, следует учитывать результаты профилактической работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля. Сотни миллионов долларов включаются в платежный оборот, учитываются налоговыми органами. По информации уполномоченных банков значительно повысилась профессиональная подготовка участников внешнеторговой деятельности, улучшилось качество предварительной проработки условий внешнеторговых договоров, определяющих, в первую очередь, гарантии российской стороне. Значительно увеличилось и количество форм расчетов, банковских гарантий.

До настоящего момента в полной мере не оценен и, соответственно, не используется с достаточной эффективностью уникальный банк данных, формируемый в результате действия системы контроля, объединяющей информацию таможенной и банковской систем. И только в последнее время делаются робкие шаги по использованию данных мониторинга валютных и внешнеторговых операций в целях анализа тенденций развития внешней торговли, других проблем макроэкономического характера.

При сохранении идеологии ведущей роли таможенных органов по реализации практических технологий указанного контроля, потенциальные возможности развивающейся централизованной информационно-аналитической системы значительно выросли. Однако наблюдаются и достаточно тревожные симптомы, которые говорят о необходимости постоянного внимания не только к проблемам совершенствования и развития нормативно-правовой базы валютного контроля в Российской Федерации, но и к совершенствованию организационной, технической и штатной структуры специализированных подразделений таможенных органов всех уровней. Наметились симптомы отставания организационных решений ГТК России по данным вопросам, связанные, в первую очередь, с трудностями бюджетного финансирования.

В то же время даже ближайшее рассмотрение и оценка положительных возможностей реализации валютного контроля таможенными органами через призму прямой экономической заинтересованности для перспективно мыслящего руководителя – очевидны. Так, сумма наложенных таможенными органами штрафных санкций по фактам нерепатриации валютной выручки от экспорта товаров в условиях только формирующейся нормативно-правовой базы составила более 800 млрд руб. В случае эффективного взыскания указанных сумм это составит значительную часть внебюджетного фонда развития таможенных органов. Применение таможенными органами экономических санкций при нарушениях, связанных с необоснованными платежами при импорте товаров, а также при нарушении требований, установленных для исполнения внешнеторговых бартерных сделок, значительно увеличит указанную сумму. Это, однако, потребует и адекватных усилий по организации соответствующей работы таможенных органов.

Еще на этапе проработки концепции валютного контроля прогнозировались "скрытые" возможности повышения эффективности отдельных традиционных направлений работы таможенных органов при использовании информационной базы и иных результатов, полученных в результате осуществления валютного контроля. Однако вызвать основной интерес и принести экономические результаты должны не отдельные, и в какой-то мере случайные, показатели, а самостоятельные таможенные технологии, использующие информационные возможности всех имеющихся в распоряжении таможенных органов ресурсов. Реализация в перспективе таких подходов при осуществлении таможенного контроля должна рассматриваться в плоскости предстоящего реформирования и совершенствования таможенной службы Российской Федерации.

Применительно к валютному контролю уже сейчас в основном определены соответствующие подходы к созданию "сквозной" технологической схемы, объединяющей систему контроля доставки товаров и систему валютного контроля. Это позволит снизить потери государственного бюджета, связанные с непредставлением импортируемых товаров к таможенному контролю во внутренних таможенных органах.

Следующим шагом в этом направлении неизбежно будет объединение возможностей системы валютного контроля и контроля таможенной стоимости товаров, что, безусловно, принесет ощутимые экономические результаты.

Рассматривая с учетом зарубежного опыта динамику и периоды создания и развития различных систем валютного контроля, существовавших ранее либо продолжающих функционировать в настоящее время, следует отметить, что валютный контроль как система мер административного характера, направленных на контроль за соблюдением валютного законодательства и, в первую очередь, за соблюдением требований, установленных валютными ограничениями, дискретен во времени. Он имеет свои четко выраженные этапы становления, развития и постепенного "отмирания", связанные с нормализацией экономического состояния страны, либерализацией внешнеэкономической деятельности и валютных правоотношений, требующих отказа от всех видов валютных ограничений.

Такой ход развития данного вида государственного контроля понятен и естествен. Спорными могут быть лишь временные показатели, специфические для каждого государства, в течение которых будут проходить названные этапы.

В Российской Федерации, где валютный контроль явно находится на этапе развития и еще далеко не достиг своей высшей точки, с достаточной степенью уверенности можно прогнозировать, по крайней мере на ближайшее пятилетие, усиление его позиций в системе мер государственного контроля. Однако с учетом понимания логики развития рассматриваемой системы контроля таможенные органы должны иметь не только продуманный план постепенной реорганизации либо переориентации данной функции таможенных органов, но и четкие критерии и признаки, которые могли бы служить показателем необходимости незамедлительного начала таких действий.

В случае отсутствия таких заранее проработанных планов таможенная система может оказаться методологически и морально не готовой к возможным изменениям. В результате этого большая часть высококвалифицированных, разносторонне подготовленных сотрудников структурных подразделений валютного контроля таможенных органов может оказаться невостребованной, а значит, и потерянной для таможенных органов. Это, в свою очередь, будет означать не только личную трагедию людей, но и покажет неспособность самой системы обеспечить социальную защиту своих работников и эффективное применение их потенциальных возможностей для развития таможенной системы.

Реализация данной задачи представляется вполне реальной тем более, что сложившаяся в настоящее время организационно-штатная структура таможенных органов предусматривает наличие единых подразделений таможенной стоимости и валютного контроля, близких по использованию в своей работе практически единой информационно-аналитической базы и ряда технологических приемов.

Одновременно совместно с заинтересованными ведомствами следует прорабатывать правовые и методологические вопросы, направленные на сохранение функционирующих систем сбора и автоматизации обработки информационных данных валютного контроля, в целях мониторинга внешнеторговых и валютных операций.

Кроме того, достаточно перспективной уже в ближайшее время видится работа по участию таможенных органов в глобальной проблеме борьбы с отмыванием грязных денег, которая становится в настоящее время все более значимой и распространенной. Данное направление работы таможенных органов в дальнейшем во многом могло бы  реализовываться также силами сотрудников подразделений валютного контроля.

В заключение следует отметить, что реализация таможенными органами функций в части валютного контроля является задачей, необходимой для экономики государства в переходный период становления рыночных отношений. При этом сам характер данной проблемы обуславливает сложные и  зачастую неоднозначные процессы, происходящие в результате реализации и развития валютного контроля в любой стране, использующей данный инструмент в целях стабилизации своей экономической системы.

С учетом изложенного, вопрос осуществления таможенными органами валютного контроля должен рассматриваться, с одной стороны, в круге проблем развития и совершенствования таможенного дела в целом , а с другой – быть предметом особого отношения и внимания в целях получения максимального экономического эффекта и избежания "острых углов" путем прогнозирования и анализа складывающейся ситуации.

ВОПРОСЫ:

  1.  Основные направления осуществления валютного контроля.
  2.  Проблемы создания системы валютного контроля.
  3.  Стратегические задачи таможенных органов по совершенствованию системы валютного контроля.
  4.  Становление системы таможенно-банковского валютного контроля и его результаты.
  5.  Перспективы системы таможенно-банковского валютного контроля.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9244. Патофизиология печени 27.69 KB
  Патофизиология печени Участие печени в процессах гомеостаза/гомеокинеза организма - выполнение функций: Желчеобразования Дезинтоксикации Поддержание нормального состояния систем гомеостаза Нейтрализация гормонов Им...
9245. Нарушения гемостаза 29.09 KB
  Нарушения гемостаза Комплекс факторов и механизмов, обеспечивающих оптимальное агрегатное состояние агрегатного состояния крови. Для оценки свертывающей системы крови проводят тесты: Время, длительность кровотечения. Прокол пальца и выст...
9246. Нарушения гемостаза (продолжение) 29.71 KB
  Нарушения гемостаза (продолжение) Все геморрагические диатезы разделяют от того, на какой фазе свертывания происходит нарушение: IV фаза - фибринолиз - активация может послужить основой диатеза (онечный гиперфибринолиз): Наследственн...
9247. Боль - своеобразное психоэмоциональное состояние организма 30.71 KB
  Боль - своеобразное психоэмоциональное состояние организма, возникающее в результате воздействия сверхсильных разрушительных раздражителей или длительного воздействия слабых факторов, которые вызывают повреждение организма. Боль складывает...
9248. Гражданско-процессуальное право 57.5 KB
  ТЕМА №1: Гражданско-процессуальное право. формы защиты субъективных прав. Судебная форма защиты. гражданский процесс: понятие, виды, стадии, цель и задачи. гражданское процессуальное право: понятие, предмет, метод, система...
9249. Гражданские процессуальные принципы 38 KB
  ТЕМА №2: Гражданские процессуальные принципы понятие и классификация принципов ГПП принцип законности принцип состязательности принцип диспозитивности принципы непосредственности и непрерывности конституционные пр...
9250. Гражданские процессуальные правоотношения 62 KB
  Тема №3: Гражданские процессуальные правоотношения. понятие гражданского процессуального правоотношения классификация гражданских процессуальных правоотношений элементы гражданских процессуальных правоотношений основания возн...
9251. Стороны в гражданском судопроизводстве 47 KB
  Тема №4: Стороны в гражданском судопроизводстве. понятие сторон процессуальные права и обязанности сторон процессуальное соучастие надлежащая и ненадлежащая сторона. Замена не надлежащего ответчика гражданское процессуа...
9252. Третьи лица в гражданском судопроизводстве 43 KB
  Тема №5. Третьи лица в гражданском судопроизводстве. понятие и виды 3-х лиц 3-е лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора. 3-е лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора...