10255

Различные методологических подходов к оценке экономических результатов деятельности таможенных органов

Реферат

Таможенное регулирование

Различные методологических подходов к оценке экономических результатов деятельности таможенных органов. В данной теме поставлена задача исследовать накопленный опыт анализа и оценки экономических результатов деятельности таможенных органов. Следует сказать...

Русский

2013-03-24

115 KB

54 чел.

1. Различные методологических подходов к оценке экономических результатов деятельности таможенных органов.

В данной теме поставлена задача исследовать накопленный опыт анализа и оценки экономических результатов деятельности  таможенных органов. Следует сказать, что эта проблема достаточно новая и первые опыты ее решения относятся к 1995 году.

В научно-исследовательской работе, проведенной в Российской таможенной академии в 1995 году, был поставлен вопрос об оценке результатов работы таможенных органов на основе разработки трудовых нормативов. Авторы работы сделали вывод о том, что общая численность таможни и ее основных подразделений может определяться в зависимости от общего грузопотока. В свою очередь грузопоток оценивается количеством перевезенных грузов (в тыс. тонн) всеми видами транспорта (автомобильным, авиационным, железнодорожным, морским и речным). Он, в свою очередь, отражается количеством оформленных документов - грузовых таможенных деклараций (ГТД) и документов внутритаможенного транзита  (ВТД). На основании этого был сделан вывод о том, что общее количество этих документов является основным показателем работы таможенных органов.

Проблема оценки результатов деятельности таможенных органов таким способом заключается в том, что данные документы могут отражать совершенно разные количественные и стоимостные характеристики товаров, операции по их оформлению могут различаться трудоемкостью и продолжительностью, в то же время сумма полученных доходов может не зависеть от количества оформленных документов. По одной ГТД может декларироваться от 1 до 100 товарных позиций, а уплата таможенных платежей будет в каждом конкретном случае, в основном, зависеть от применяемых мер таможенной политики, декларируемой таможенной стоимости товара и/или его физического количества в случае применения комбинированных и специфических ставок. Таким образом, одна из проблем оценки результатов работы таможенных органов по формированию бюджетных доходов заключается в том, что трудоемкость операций по оформлению документов не всегда отражает их доходность.

Тем не менее, в основу расчетов трудовых нормативов для таможенных органов было положено количество оформляемых ГТД и ВТД как основного, четко фиксируемого показателя деятельности.

Применение данных нормативов может косвенно способствовать повышению результатов деятельности таможенных органов по формированию бюджетных доходов. Они могли бы отчасти способствовать ускорению внешнеторгового оборота вследствие нормирования времени оформления таможенных документов. Обычно перед сотрудником таможни ставится задача  проверить соответствие таможенного оформления действующему законодательству. В ускорении оформления груза он обычно не заинтересован. Отсюда часто возникает желание "перестраховаться", из-за чего происходит задержка в оформлении и как следствие - потери доходов бюджета. Например в Германии основным способом оценки результатов деятельности таможенной службы является хронометрирование времени проведения таможенных операций (например, сколько времени сотруднику таможни требуется для досмотра автомобиля). Таким образом, одним из способов повышения результатов деятельности таможенных органов по формированию бюджетных доходов может быть нормирование времени проведения таможенных процедур.

В 1996 году ученые Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии поставили перед собой цель разработать общий критерий оценки эффективности таможенной системы. Так как главной задачей таможенных органов является обеспечение экономической безопасности страны, а она, по мнению разработчиков, зависит от фискальных доходов, взимаемых таможенными органами с участников ВЭД, то из всех возможных критериев оценки деятельности таможенных органов наиболее предпочтительным является средний доход в единицу времени. Соответственно все усилия по оптимизации таможенной системы должны заключаться в максимизации среднего дохода. В зависимости от выполняемых функций данный критерий вычисляется при знании трудоемкости, затрат и среднего дохода.

Сравнительная эффективность деятельности различных однородных и разнородных таможенных подразделений в конечном итоге определена критерием:

(2.1.1)

, где:

- средний доход в единицу времени, полученный -м подразделением;

- количество сотрудников - го подразделения.

На основе этого критерия предлагается выявлять менее эффективные и, следовательно, более нуждающиеся в реорганизации подразделения.

При проверке критерия на практике за условие было принято, что два отдела таможенного оформления работают по схеме 5-ступенчатого контроля и оценке подлежат лишь технологические цепочки. Также считалось, что доходная часть критерия включает в себя только таможенные платежи (импортная пошлина, НДС, акциз), расходная часть включает в себя только затраты на содержание сотрудников. Производственные затраты были не учтены, так как по мнению разработчиков они равны константе. Несмотря на бесспорную ценность постановки оптимизационной задачи при оценке результатов работы таможенного органа по формированию бюджетных доходов, применение данного критерия для общей оценки эффективности таможенного органа сопряжено с определенными проблемами. В таможенных органах существуют такие подразделения как отдел кадров, отделы материально-технического обеспечения, чью деятельность сложно оценить понятием доходность. Поэтому не представляется возможным сравнивать некоторые однородные, а тем более разнородные подразделения между собой, например, отдел кадров и отдел таможенной охраны. Если обособить данные подразделения для анализа, тогда вообще нельзя говорить о какой-либо доходности. Поэтому вряд ли данный критерий можно назвать общим. Между тем, такие подразделения как отдел кадров и отдел охраны несомненно влияют на результаты работы таможенного органа по формированию бюджетных доходов, но такое влияние опосредовано, его практически невозможно формализовать. Поэтому видится более правильным оценивать результаты деятельности не отдельных отделов таможни, которые являются частями целого, а работу таможенного органа в целом.

Еще одна проблема заключается в том, что данная методика не учитывает влияния объективных факторов. Учитываются лишь затраты, получаемый доход и нормативы трудоемкости. Данный критерий дает возможность по новому взглянуть на результаты деятельности таможенной службы по формированию доходов бюджета, однако оценка эффективности в данном случае представляется спорной, так как основная часть результатов определена не только работой таможенных органов, но и воздействием совокупности объективных факторов.  

Над разработкой проблемы анализа и оценки эффективности деятельности таможенных органов в 1997 работали специалисты Научно-информационного центра Российской таможенной академии.

Давая количественную оценку деятельности таможенных органов, разработчики использовали нагрузочный и результативный признаки. Нагрузочный признак оценки ими определялся параметром «сравнительная напряженность деятельности», характеризующим интенсивность труда работников таможни. Результативный признак деятельности состоял из:

финансовой результативности деятельности таможен;

экономической эффективности деятельности таможен;

результативности правоохранительной деятельности таможен.

Такое разнообразие критериев оценки результатов деятельности таможенных органов объясняется разработчиками тем, что принятая в настоящее время практика оценки сбора таможенных платежей лишь в незначительной степени отражает функционирование непосредственно таможенных органов.

По их мнению величина собранных таможенных платежей, включающая таможенные пошлины и налоги, зависит от ряда объективных факторов. Среди них существует «коэффициент собираемости» - отношение величины собранных платежей к величине максимально возможных.  Таможенные органы, по  мнению авторов, влияют частично лишь на данный показатель. Величина таможенных льгот, предоставляемых отдельным участникам ВЭД, от таможенных органов не зависит.

Показателем, отражающим экономическую эффективность деятельности таможенных органов на всех уровнях (РТУ, таможни и таможенные посты), являются сборы за таможенное оформление и прочие источники пополнения Фонда развития таможенной системы. Эффективность правоохранительной деятельности таможенных органов разработчики методических рекомендаций предлагают выразить через результативность деятельности по обращению конфискованных товаров в федеральную собственность (суммарная стоимость).

Необходимо отметить, что не существует единого мнения по определению коэффициента собираемости. Так, если учитывать объем условно начисленных таможенных платежей к объему фактически полученных, то они будут различаться на сумму законодательно предоставленных освобождений по уплате таможенных платежей, рассрочки и отсрочки. Действительно, на расхождение данных показателей деятельность таможенного органа может повлиять лишь отчасти в виде работы по устранению возможностей предоставления необоснованных отсрочек и рассрочек по уплате таможенных платежей.

Однако если под коэффициентом собираемости понимать отношение фактически мобилизованных доходов бюджета к потенциально возможным, то данный показатель будет отражать результативность деятельности таможенных органов по формированию доходов Федерального бюджета. Тогда его значение не отчасти, а в основном будет зависеть от работы таможенных органов, от интенсивности их усилий по выявлению контрабанды и недостоверного декларирования. Что же касается проблем оценки результатов деятельности по формированию целевого бюджетного ФРТС, то оценку экономической эффективности в основном представляется целесообразным производить в сфере предоставления различных услуг участникам ВЭД. При этом следует оценивать лишь те затраты и результаты, которые находятся в определенной взаимосвязи между собой. В то же время такой источник формирования ФРТС, как сборы за таможенное оформление, зависит прежде всего от таможенной стоимости экспортируемых и импортируемых товаров и от деятельности таможенных органов по определению правильности ее заявления.

В той же работе в разделе "Целевые функционалы и критерии эффективности таможен" приводится формула, по которой расчитываются фактические поступления в бюджет:

(2.1.2)

, где:

- идеальный (максимально возможный) размер платежей, то есть суммарные поступления i-ой таможней;

- суммарные накладные расходы на содержание i-ой таможни;

- суммарный процент потерь, связанных с ошибками при осуществлении таможенной деятельности i-ой таможни.

Компоненты формулы так же разлагаются на составные элементы. Так идеальный размер таможенных платежей представлен в виде:

(2.1.3)

, где:

- пошлины за единицу J-го товара;

- объем j-го товара, проходящий через i-ый таможенный орган;

k - общее количество наименований товаров, проходящий через i-ый таможенный орган.

Размер потерь, при осуществлении таможенной деятельности разлагается на следующие составные элементы:

(2.1.4)

, где:

- потери, связанные с контрабандой;

- ошибки классификации;

- потери вследствие недостаточной информатизации.

Проблема использования данных формул заключается в получении показателя идеального (максимально возможного) размера таможенных платежей. Получить его на основе базы ГТД не удастся, так как в ней не учтены потери от невыявленной контрабанды и недостоверного декларирования. Выявить максимально возможный или расчетный размер таможенных платежей возможно лишь обладая определенными сведениями об истинном размере внешнеторговых импортных операций в регионе деятельности i-ой таможни, включая контрабанду и недостоверное декларирование.

В 1997 году в РТА была проведена научно-исследовательская работа по совершенствованию экономических и организационных основ таможенного дела. В ней было предложено применять показатели ресурсов таможенного дела, которые обычно используются в промышленности и сельском хозяйстве:

Численность работников.

Стоимость основных производственных фондов.

Стоимость израсходованных материалов.

Капитальные вложения.

Полные затраты.

Сопоставление показателей эффекта и затрат позволяет получить показатели эффективности использования отдельных видов примененных и потребленных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых).

Производительность труда, единиц эффекта на человека в год;

Фондоотдача, единиц эффекта на единицу основных производственных фондов;

Материалоотдача, единиц эффекта на единицу израсходованных материалов;

Эффективность капитальных вложений, единиц эффекта на единицу капитальных вложений;

Эффективность полных затрат, единиц эффекта на единицу полных затрат.

Применение данных показателей для оценки результатов деятельности таможенных органов по формированию бюджетных доходов сопряжено с определенными сложностями. Дело в том, что в других отраслях экономики имеется прямой результат деятельности в виде производимой продукции, стоимость которой включает в себя все произведенные затраты. Применение подобных методов в чистом виде для оценки эффективности деятельности таможенных органов не всегда возможно в силу того, что результаты деятельности таможенных органов в основном обусловлены влиянием объективных факторов, причем последние обычно являются неконтролируемыми.

В одной из научно-исследовательских работ, проведенных в Российской таможенной академии, был поставлен вопрос об оценке экономической эффективности подразделений таможенной инспекции. Для анализа использовались результаты деятельности подразделений таможенной инспекции по взысканию денежных средств в бюджет при раскрытии таможенных правонарушений. Оценка результатов деятельности данных подразделений наиболее интересна, так как их основной задачей является выявление таможенных правонарушений ведущих к уклонению от уплаты таможенных платежей или к их занижению. Однако оценивать данные результаты опять же предлагается в виде определения экономической эффективности - соотношения доначислений в доходную часть Федерального бюджета и расходов на содержание этих подразделений. Причем вводятся такие понятия как самоокупаемость или безубыточность подразделений таможенной инспекции. Такая оценка весьма спорна, так как игнорируется объективный фактор - количество реально совершенных таможенных правонарушений и стоимостной эквивалент потерь бюджетного дохода. При повышении уровня раскрываемости таможенных правонарушений их количество будет объективно сокращаться. Но это не будет свидетельствовать о снижении экономической эффективности деятельности подразделений таможенной инспекции. Поэтому вряд ли возможно оценивать самоокупаемость данных подразделений.

Во Владивостокском филиале Российской таможенной академии проводится научно-исследовательская работа по оценке количественных показателей деятельности таможенных органов. В качестве основы для оценки результатов деятельности таможенных органов была предложена модель динамического норматива, который позволяет строить систему показателей, отражающих деятельность таможни. Данный интегральный показатель должен показать наличие резервов повышения результативности деятельности, играть роль некоторого "эталона". Метод нормирования системы показателей, по мнению авторов работы, должен отражать не абсолютные или стандартизованные значения показателей, а темпы их прироста. Вызывает сомнение, что таким методом можно выявить резервы повышения результатов деятельности таможенных органов, так как темпы роста показателей рассматриваются в отрыве от обусловивших их изменение во времени объективных факторов.

Кроме научных разработок в области оценки результатов деятельности таможенных органов, представляют большой интерес практически использующиеся или использовавшиеся методики.


2   Практика оценки экономических результатов деятельности таможенных органов России.

Первый опыт оценки экономических результатов деятельности таможенных органов в виде определенной методики связан с созданием в 1995 году "Методических рекомендаций по оценке эффективности основных мероприятий, предусматриваемых комплексной программой развития таможенной службы на 1995-1997 гг.". И хотя в них не ставилась проблема непосредственной оценки результатов деятельности таможенных органов по формированию бюджетных доходов, там есть определенные положения, которые возможно использовать при проведении такой оценки.

Наибольший интерес представляет подпункт методики под названием  "Определение прямых бюджетных результатов программы от ВЭД". Было высказано мнение, что с ростом внешнеэкономического оборота будут увеличиваться прямые доходы от внешнеэкономической деятельности за счет реализации оцениваемой программы. Таким образом, программу возможно рассматривать как фактор, повышающий результативность деятельности таможенных органов по формированию государственных доходов. Наиболее ценным положением работы с точки зрения оценки результатов деятельности таможенных органов по формированию доходов бюджета является применение коэффициентов, отражающих долю прироста таможенных пошлин, акцизов, НДС, доходов ФРТС за счет реализации Программы. Кроме того, представляет интерес ввод коэффициента, характеризующего сокращение недобора таможенных платежей в результате мер, предусмотренных Программой. Однако в данных методических рекомендациях к сожалению не даны способы расчета этих коэффициентов. Можно лишь предположить, что их следует получить экспертным методом.

С целью оценки эффективности использования трудового потенциала таможни, выявления величины и причин потерь, возникающих в процессе таможенного оформления, определения нерациональных звеньев в организационной структуре таможни в 1996 коллективом финансово-экономической группы Ростовской таможни была разработана методика определения напряженности работы таможенных постов. В основу методики был положен анализ результатов работы таможенных постов, расчет нормативных индексов напряженности и общего индекса напряженности.

В частности напряженность работы по взысканию таможенных платежей и внеплановых доходов была оценена индексом равным 1. С точки зрения оценки результатов деятельности по формированию доходов Федерального бюджета, наиболее ценным было бы рассчитать нормативные индексы напряженности работы по пополнению доходов бюджета в зависимости от внешних факторов, воздействующих на оцениваемый таможенный орган - например товарной структуры товарооборота. Тогда умножая полученный бюджетный результат на такой индекс, было бы возможно получить более объективную оценку результатов деятельности данного таможенного органа по сравнению с другими подразделениями. Но выявить величину потерь бюджетного дохода таким способом представляется невозможным. Данные потери обусловлены в основном двумя причинами: невыявленными контрабандными операциями и недостоверным декларированием, а также ошибками сотрудников таможенного органа при проведении таможенного контроля. Ни одну из этих причин невозможно установить при использовании нормативных индексов напряженности.

В 1997 году специалисты Организационно-инспекторского управления (ОРГИУ) ГТК РФ разработали специальную методику проведения анализа и оценки деятельности таможенных органов РФ. Разработчики считали, что задачей такого анализа является сравнение эффективности деятельности таможенных органов, внешние условия функционирования которых сопоставимы. Это представляется совершенно правильным, так как результаты деятельности каждого таможенного органа находятся под воздействием различных объективных факторов, причем их характер и сила воздействия отличаются в различных регионах деятельности. Однако авторы не предложили системы показателей и конкретные способы выражения количественного влияния таких факторов.

Анализируя эффективность работы по формированию доходов бюджета, специалисты ОРГИУ ГТК РФ предполагали сопоставление расчетного условного уровня таможенного налогообложения с фактическим, что должно было отразить уровень собираемости пошлин и налогов. Вычисление расчетного условного уровня предложенным способом представляется некорректным. Это фактически означало бы повторение операций по начислению таможенных платежей. Выявить скрытый внешнеторговый товарооборот в виде контрабанды и недостоверного декларирования таким способом невозможно.

Интересна также идея графического сопоставления фактического поступления таможенных платежей с объемами экспортно-импортных операций. Несопоставимость графиков, по мнению разработчиков, указывает на отсутствие закономерности в планировании взимания платежей. Однако подвергать графическому сопоставлению с таможенными платежами необходимо реальный объем товарооборота, а не его фактически известную часть. К тому же сравнение лишь стоимостных объемов товарооборота с объемами взимаемых таможенных платежей не может дать полной информации для графического анализа, так как при этом игнорируется товарная структура внешнеторговых операций и воздействие иных объективных факторов.

Новым моментом в методике ОРГИУ ГТК РФ является анализ эффективности работы таможенного органа по формированию и использованию средств Фонда развития таможенной системы (ФРТС). Был введен коэффициент доходности вложенного рубля - КДВР, который характеризуется соотношением суммы перечислений в ФРТС в расчете на одного сотрудника и суммы затраченной из ФРТС в расчете на одного сотрудника для анализируемых таможенных органов. Однако недостатки данного метода обусловлены невозможностью оценки экономической эффективности результатов деятельности таможенных органов по формированию ФРТС таким способом. Это возможно в основном лишь применительно к той его части, которая формируется за счет оказания услуг участникам ВЭД, но обычно размеры такой части в доходах ФРТС незначительны.

Особое внимание в данной методике было уделено оценке результатов правоохранительной деятельности. Такая оценка   имеет особое значение, так как основная масса потерь доходов происходит из-за совершения участниками ВЭД правонарушений и преступлений. При этом предложено использовать следующие показатели:

количество дел о нарушении таможенных правил НТП, заведенных таможенными органами за рассматриваемый период;

СВП - сумма, подлежащая взысканию по делам НТП (млрд. руб.), включая штрафы, конфискации и взыскание стоимости;

сумма, взысканная таможенными органами по заведенным делам (НТП)(млрд. руб.), включая штрафы, конфискации и взыскание стоимости;

количество дел о НТП в соответствии со ст. 279 ТК РФ (недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств), заведенных  таможенными органами за рассматриваемый период;

абсолютный показатель взыскиваемости (АВП), равный отношению суммы, взысканной таможенными органами по делам об НТП к сумме, подлежащей взысканию (СВП);

относительный показатель выявляемости дел о НТП преимущественно в ходе  таможенного досмотра, то есть отношение количества дел о НТП, заведенных в соответствии со ст.279 ТК РФ к общему количеству дел о НТП по данному таможенному органу.

Для оценки эффективности деятельности таможенного органа по выявляемости  таможенных правонарушений в расчет вводятся следующие показатели:

- относительный показатель выявляемости таможенных правонарушений по конкретной статье ТК РФ.

Среди наиболее часто фиксируемых  правонарушений по  регионам, отмечаются  нарушения, ответственность за которые предусмотрена  статьей 279 ТК РФ, поэтому  именно  на проведение досмотровых  операций  обращается внимание в  настоящей методике (дополнительно к этим нарушениям в таких случаях могут быть включены нарушения, предусмотренные иными статьями ТК РФ по аналогии с данной частью методики).

Данный показатель введен с целью определения объемов досмотровых операций в общем процессе таможенного контроля. Он позволяет оценить уровень выявляемости нарушений в ходе проведения 2-го и 5-го этапов таможенного контроля (проверка наименования и кода товаров и этап досмотра, соответственно), так как выявляемость нарушений, предусмотренных ст. 279 ТК РФ (недекларирование и недостоверное декларирование) может характеризовать эффективность работы таможенного органа именно на этих этапах таможенного контроля;

- относительный показатель взыскиваемости позволяет оценить уровень деятельности правоохранительного блока таможенного органа на фоне общего стоимостного показателя оборота, что позволяет судить о наличии потенциала выявляемости правонарушений, на всех этапах контроля, в том числе, в системе контроля за доставкой товаров и контроля за товарами после их выпуска;

- абсолютный показатель взыскиваемости показывает процентное отношение сумм, фактически взысканных таможенными органами по делам о НТП к суммам, подлежащим  взысканию в соответствии с законодательством, что характеризует уровень взыскиваемости сумм, подлежащих уплате по делам о НТП, в данном таможенном органе.

Сравнивая количество заведенных таможенным органом дел по  НТП с количеством дел о НТП, рассмотренных таможенным органом за отчетный период, можно определить уровень оперативности работы отделов таможенных расследований по делам НТП.

Низкий процент рассматриваемых дел является показателем недостаточно четкой организации работы правоохранительного блока таможенного органа и, в частности, работы отделов таможенных расследований.

Новым моментом при анализе работы таможенных органов  с делами об НТП является предложение о их квалификации  по степени их сложности. С этой целью вводится такой показатель, как коэффициент сложности дел, под которым понимается соотношение между количеством составленных таможенным органом актов по упрощенной форме, не требующей затрат ресурсов, и количеством заведенных дел (с учетом актов по упрощенной форме). Также можно присваивать различные коэффициенты сложности другим документам, с которыми работают сотрудники таможенных органов, так как трудоемкость одних и тех же видов документов может значительно различаться.

При анализе и оценке результатов деятельности таможенных органов по формированию доходов бюджета важную роль играет проблема определения таможенной стоимости товаров, так как она является основной базой для начисления таможенных платежей. Потому в 1995 году была разработана методика для оценки эффективности работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости и валютному контролю. Хотя валютный контроль не приносит прямых доходов Федеральному бюджету, штрафные санкции применяемые таможенными органами к участникам ВЭД за нарушения валютного законодательства, перечисляются в целевой бюджетный ФРТС.

Согласно указанию № 01-12/1047 от 21.08.95 "О критериях оценки эффективности работы таможенных органов по контролю таможенной стоимости и валютному контролю" была введена система критериев для расчета эффективности деятельности по осуществлению валютного контроля, а также контроля таможенной стоимости. Данная методика применяется для оценки результатов данных видов деятельности таможенных управлений, таможен и таможенных постов. Позже она была дополнена и исправлена разъяснением № 14-16/17902 от 21.08.95 г. Впоследствии, в связи с изменением механизма осуществления валютного контроля был введен ряд новых показателей (Указание № 01-14/715 от 04.06.97 г.)

Как было доказано во втором параграфе первой главы данной работы, на любой таможенный орган воздействует совокупность внешних, по отношению к данному подразделению, факторов. В разных регионах внешнеторговая активность различается. На одной таможне количество оформленных грузовых таможенных деклараций может определяться тысячами штук, на других - единицами. Поэтому для оценки результатов работы того или иного таможенного органа, по мнению авторов методики, необходимо оценивать загруженность сотрудников отделов таможенной стоимости и валютного контроля (ОТС и ВК) таможен, а также иных сотрудников таможни, непосредственно занятых валютным контролем. Для этого используются два коэффициента:  и

Они рассчитываются по следующим формулам:

(2.2.1)

и , где:

- общее количество грузовых таможенных деклараций (ГТД), вне зависимости от таможенных режимов, принятых к таможенному оформлению в отчетный период в целом по таможенному органу;

- количество ГТД, оформленных в отчетном периоде с предоставлением паспорта сделки (ПС, ПСи, ПСб, т. е. импортные, экспортные и бартерные паспорта сделок);

- среднесписочная численность сотрудников, непосредственно занятых валютным контролем в отчетном периоде.

Сложность оценки загруженности сотрудников при помощи данных коэффициентов заключается в том, что хотя количество обработанных ГТД является абсолютным показателем отражающим работу сотрудников таможенных органов, операции по проверке ГТД имеют различную трудоемкость. То же самое можно сказать и о паспортах сделки.

Полноту отработки направляемой из ГТК России информации характеризует следующий коэффициент:

(2.2.2)

, где:

- количество учетных карточек (УК), из направленных ГТК России в таможенный орган, по которым в отчетном периоде проведены целевые проверки;

- общее количество УК, направленных ГТК России в таможенный орган в отчетном периоде для проверки сведений о непоступлении валютной выручки на счета экспортеров или встречных поставок;

- количество возвращенных в отчетном периоде в ГТК России УК, по которым экспортер находится не в зоне деятельности таможенного органа.

Таможенные органы проводят проверки соблюдения валютного законодательства на основании учетных карточек, присланных из ГТК. Результативность проведенных проверок выражается  коэффициентами  ,, , которые рассчитываются по следующим формулам:

(2.2.3)

, где:

- количество выявленных в отчетном периоде случаев (ГТД) непоступления валютной выручки, а также (по внешнеторговым бартерным сделкам) встречных поставок;

- количество ГТД, по которым в отчетном периоде заведены дела о нарушении таможенных правил (НТП), связанные с непоступлением экспортной валютной выручки, а также встречных поставок.

(2.2.4)

, где:

- сумма выявленного в отчетном периоде непоступления валютной выручки, а также встречных поставок, тыс. долларов США;

- сумма наложенных в отчетном периоде штрафов по делам о НТП, связанным с непоступлением валютной выручки,  а также встречных поставок тыс. долларов США. Сумма наложенных штрафов пересчитывается в тысячи долларов США только для расчета коэффициента . Для расчета коэффициента  она используется в рублевом эквиваленте.

(2.2.5)

, где:

- сумма штрафов, взысканных в отчетном периоде по делам о НТП, связанным с непоступлением экспортной валютной выручки а также встречных поставок, тыс. рублей;

- сумма наложенных в отчетном периоде штрафов по делам о НТП, связанным с непоступлением экспортной валютной выручки а также встречных поставок, тыс. рублей.

Выявленные случаи непоступления валютной выручки не всегда заканчиваются делами о нарушении таможенных правил в силу каких-либо технических ошибок, слабости существующего валютного законодательства, недостаточной квалификации сотрудников правоохранительного блока таможенного органа или в силу объективных причин. Поэтому не во всех выявленных случаях непоступления валютной выручки налагаются штрафы. Но самая большая проблема для таможенного органа - взыскание штрафов. Многие фирмы порой специально создаются, чтобы, нарушив таможенные правила, исчезнуть. Другие предприятия настолько неплатежеспособны, что не в состоянии уплатить даже минимальную сумму штрафа. В результате отношение наложенных и взысканных штрафов во многих таможнях далеко от единицы. Но на многие факторы, как например совершенство законодательной базы таможенного дела, таможня не в состоянии повлиять.

Поэтому в 1997 был введен коэффициент, характеризующий долю отмененных дел о НТП, заведенных по результатам проверок целевых проверок финансово-хозяйственной деятельности:

(2.2.6)

, где:

- сумма отмененных в отчетном периоде постановлений, вынесенных по делам о НТП, связанным с непоступлением валютной выручки, тыс. руб.;

- при расчете данного коэффициента используется только сумма штрафов, наложенных по делам о НТП, связанным только с непоступлением экспортной валютной выручки.

Показателями работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля являются показатели производительности труда ,и , которые рассчитываются по следующим формулам.

(2.2.7)

;   ;  , где:

- количество целевых проверок (актов) сведений о непоступлении экспортной валютной выручки или встречных поставок товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности по внешнеторговым бартерным сделкам (далее - встречных поставок), проведенных ОТС и ВК в отчетном периоде с выходом на предприятие;

- количество документальных проверок (актов), т. е. проведенных ОТС и ВК в целях валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок без выхода на предприятия;

- количество дел о НТП, связанных с непоступлением валютной выручки, а также встречных поставок, заведенных в отчетном периоде;

- доходы внебюджетного фонда развития таможенной системы от взысканных штрафов по делам о НТП, заведенным по результатам работы таможенного органа по осуществлению валютного контроля и контроля за исполнением бартерных сделок (в т. ч. по выявленным нарушениям таможенного законодательства, не являющимся нарушениями валютного законодательства либо государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок, но выявленных в результате проверок, проведенных в целях валютного контроля), тыс. руб.;

- среднесписочная численность сотрудников таможенного органа, непосредственно привлекаемых к проведению проверок в целях валютного контроля (в т. ч. и отделов по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил) в отчетном периоде;

- среднесписочная численность сотрудников ОТС и ВК таможенного органа (без учета сотрудников таможенных постов, выполняющих функции валютного контроля и включаемых в ).

Проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия могут проводится как на основе имеющейся у таможенного органа документации, так и с непосредственным посещением предприятия с целью проверки бухгалтерской и иной отчетности на предмет выявления нарушений таможенного законодательства в плане возврата валютной выручки и обоснованности платежей в иностранной валюте. Соотношение проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий (ФХД) и количества сотрудников таможни, привлеченных к проверкам в целях валютного контроля, показывает  производительность труда в плане проведения проверок ФХД. В результате данной деятельности выявляются нарушения таможенных правил по валютному контролю и заводятся дела о НТП.  В итоге ведения дел о нарушении таможенных правил выносятся постановления и предприятие-нарушитель обязывают заплатить штраф, который затем перечисляется в фонд развития таможенной системы. В основном данный показатель производительности труда зависит от качества работы правоохранительного блока таможенного органа.

Для определения инициативности и сложности проводимых таможенным органом проверок в плане валютного контроля используются коэффициенты  и . Они рассчитываются посредством формул:

  (2.2.8)

 и , где:

- количество проведенных таможенным органом в целях валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок инициативных проверок ФХД участников ВЭД;

- количество проверок, проведенных таможенным органом в целях валютного контроля, а также контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, по информации, полученной из ГТК России;

- количество документальных проверок, т. е. проведенных ОТС и ВК в целях валютного контроля без выхода на предприятия.

Согласно указания ГТК России № 01-14/715 от 04.06.97 данные показатели производительности используются в основном для проведения анализа наряду с коэффициентами и . При формировании ранжированного ряда оценки результативности работы по осуществлению валютного контроля используются приведенные показатели конечных результатов контроля за поступлением экспортной валютной выручки и исполнением внешнеторговых бартерных сделок:

(2.2.9)

; ; , где:

- общая фактурная стоимость товаров по карточкам учета результатов валютного контроля, а также карточкам учета результатов контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок (далее - карточки), направленным ГТК России в отчетном периоде в таможенный орган для проведения целевых проверок, включая карточки, сформированные таможенным органом самостоятельно по проведенным ОТС и ВК в отчетном периоде инициативными проверкам, тыс. руб.   

В данном случае инициативность определятся тем, пользуются ли сотрудники данного таможенного органа лишь информацией, получаемой из ГТК России, либо сами предпринимают действия по выявлению случаев нарушения таможенных правил в плане валютного контроля. Сложность определяется соотношением количества документальных проверок, которые осуществляются непосредственно на рабочем месте и требуют лишь внимательного чтения документов и общего числа проверок, где требуется посещение предприятия-нарушителя, в котором стараются любыми путями скрыть требуемую для проверки документацию.

Сделать валютный контроль более эффективным помогает взаимодействие с другими правоохранительными и налоговыми органами (налоговой полицией, федеральной службой валютно-экспортного контроля и другими). Это взаимодействие обозначается коэффициентом , который рассчитывается по следующей формуле:

(2.2.10)

, где:

- количество проверок, проведенных в целях валютного контроля, а также контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, в отчетном периоде совместно с правоохранительными и налоговыми органами;

- количество проверок финансово-хозяйственной деятельности, проведенных ОТС и ВК в отчетном периоде в целях валютного контроля;

- количество документальных проверок, т. е. проведенных ОТС и ВК в целях валютного контроля без выхода на предприятия.

Большое значение имеет обмен информацией между таможенными органами.  Для оценки качества информации направляемой в ГТК России по форме 4-ТМ используется коэффициент , который рассчитывается по формуле:

(2.2.11)

, где:

- общее (экспорт, импорт, бартер) количество записей по форме 4-ТМ с ошибками, направленных таможенным органом в ГТК России в отчетном периоде;

- количество записей по форме 4-ТМ в общем количестве ошибочных, по которым не требуется оформления паспорта сделки;

- общее (экспорт, импорт, бартер) количество записей по форме 4-ТМ, направленных в ГТК России в отчетном периоде.

Аналогичная методика применяется для оценки результатов работы по контролю таможенной стоимости. Для этого  используется количество документов, обработанных сотрудниками отделов таможенной стоимости (грузовых таможенных деклараций, деклараций таможенной стоимости), а также проведенных корректировок таможенной стоимости и различных видов проверок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85196. Система биполярного мира после Второй мировой войны 26.8 KB
  Основной причиной противостояния была борьба СССР и США за геополитическое превосходство прежде всего в Европе. Начало оформлению политики холодной войны положила доктрина Трумэна 1947 внешнеполитическая программа США которая высказывала просьбу выделить помощь 400 млн Греции и Турции обосновывая это тем что США должны оказывать поддержку свободным народом Предложения США критиковались правительством СССР которое считало что они фактически означают подчинение экономики западноевропейских стран экономике США и нарушают их...
85197. Социально-экономическое развитие БССР во второй половине 1940-х – первой половине 1980-х годах 28.42 KB
  Сталин обещал улучшить жизнь втрое поднять уровень пром. Основная цель 4ой пятилетки достигнуть довоенного уровня производства в пром. Развитие промышленности планировалосьза счёт с х и снижения общего уровня жизни населения. Уже в 49г промыш.
85198. Общественно-политическая жизнь БССР (1945 - 1985 гг.) 27.61 KB
  Хрущевская оттепель ХХ съезд КПСС 1956 с его разобличения культа личности вызвали глубокие изменения в общественнополитического сознания. После ХХ съезд КПСС в Беларуси началась реабилитация жертв сталинских репрессий. Октябрьский 1964 пленум ЦК КПСС избрал первым секретарем партии Л. пленума ЦК КПСС который избрал Ю.
85199. Политика политической и экономической модернизации СССР и БССР в годы перестройки (вторая половина 1980-х гг.) 26.41 KB
  Требовалось реформирование политикоэкономической системы которая в основе своей сформировалась в СССР в 2030е гг. В июне 1987 Верховный Совет СССР принял Закон СССР О государственном предприятии а потом Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли ряд документов о радикальной экономической реформе.
85200. Духовная жизнь и культура Беларуси в 1945-1990 гг 27.2 KB
  Так же в первое послевоенное десятилетие были открыты новее вузы Бел. Значительные сдвиги произошли в развитии бел. Была издана История БССР в 5ти томах и Бел советская Энциклопедия в 12 томах.
85201. Изменения в социально-экономической и политической картине мира в конце XX - начале XXI в. Распад Восточного блока 27.13 KB
  Положив в основу общественного прогресса прежде всего эк. фактор и поставив человека в положение лишь средства для достижения своих целей, Советское гос-во все более отставало от передовых стран мира в научно-технолог. плане, в повышении производит-ти труда. В рез-те общество оказалось скованным жесткими предрассудками...
85202. Распад СССР и оформление государственного суверенитета Республики Беларусь 32.92 KB
  Собственностью республики объявлялись предприятия организации и учреждения союзного подчинения размещенные на ее территории. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Советской Социалистической Республики в ldquo;Республику Беларусьrdquo; или ldquo;Беларусьrdquo;. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 пол партии.
85203. Государственные программы развития Республики Беларусь 27.14 KB
  Геополитическое положение Республики Беларусь 1990е 2012 г. Республика Беларусь независимое государство. Республика Беларусь по своему географическому положению находится в центре Европы а также занимает срединную часть Евразийского континента в целом.
85204. Духовная и культурная жизнь белорусского народа (вторая половина 1980-х - 2012 г.) 27.56 KB
  В соответствии с законом правительство приняло программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях.