10266

Единство и многообразие мировой истории

Реферат

История и СИД

Единство и многообразие мировой истории 1. Развитие понятия История 2. Единство мировой истории 3. Многообразие мировой истории 4. Роль личности в истории 1. Развитие понятия История История человечества это история множества народов и государств стран и р

Русский

2013-03-24

34 KB

30 чел.

Единство и многообразие мировой истории

1. Развитие понятия «История»

2. Единство мировой истории

3. Многообразие мировой истории

4. Роль личности в истории

1. Развитие понятия «История»

История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история эпох и их смен, история революций и войн и т.д.

Уже с древних времен люди стали делить мир на "мы" и "они", на "мое племя" и "чужое племя", на "эллины" и "варвары", на "рабов" и "свободных".

В эпоху Нового времени с развитием мореплавания, колонизации новых земель, с развитием торговли и новыми географическими открытиями расширялся кругозор европейцев. Они увидели, что у разных народов, с одной стороны, имеются общие черты, а с другой - глубокие различия в культуре, нравах, религии и даже во внешнем облике.

В философии стали возникать концепции локальных культур.

Шпенглер в своей работе “Закат Европы” не признает существование единой мировой истории. Все человечество он разделил на множество самостоятельных потоков. Каждая культура живет, подчиняясь ей присущим принципам и ценностям.

По своим воззрениям Тойнби был близок к концепции Шпенглера. Правда, он считал, что в будущем возможно достижение единства человечества на основе религии.

Из подобных концепций можно сделать вывод, что такие философы абсолютизировали особенные черты развития тех или иных народов и отрицали общее, единое в их развитии.

Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив многообразие истории, в тоже время стимулировала поиск скрытого единства. К этому побуждало, прежде всего, развитие экономических связей, процесс формирования единого мирового рынка. Этот процесс втягивал страны и государства в установление связей и отношений между собой. Стали возникать представления о единстве всего человечества, о равенстве людей.

2. Единство мировой истории

Общественный процесс, формирование мировых экономических связей сделало невозможным отрицание единства мировой истории. Истоки единства следует искать в антропогенезе и социогенезе. Орудийная деятельность и членораздельная речь превратили человекоподобное существо в человека, формирование физического облика современного человека, его сознания и общественных отношений представляют собой единый процесс.

К истокам единства относятся:

1. формирование государственности и мировых связей;

2. Производство материальных благ: как бы ни отличались племена, нации, народности по своим нравам и обычаям, труд, средства труда и общение в процессе производства будут присутствовать всюду, где есть человеческие общности. То есть материальное производство в своем развитии подчиняется действию общих законов.

3. Экономические и культурные отношения между народами и государствами находятся в диалектическом взаимодействии с развитием техники, транспорта и связи. Люди увидели, сто события, произошедшие в одной части земного шара, через некоторый промежуток времени становятся известными в другой.

3. Многообразие мировой истории

Реальная история протекает в конкретных многообразных формах. Источниками многообразия истории являются:

1. Географическая среда. Племена, живущие в благоприятных климатических условиях, на плодородных землях, стали переходить от охоты к земледелию. Это дало им возможность вести оседлый образ жизни, накапливать запасы пищи, увеличивать темпы роста населения и т.д. Благодаря этому были заложены основы возникновения городов, разделения труда и т.д.

2. Развитие производительных сил. Более развитые производительные силы способны развиваться более быстрыми темпами.

3. Многообразие исторической Среды. Когда отсталые народы под воздействием развитых государств перескакивают целые формационные периоды. Это может происходить при помощи и поддержке других народов или насильственным путем.

4. Внутренняя историческая Среда - влияние выдающихся личностей на ход истории.

5. Временное многообразие - в истории имеют место неравномерность в развитии, как отдельных стран, так и различных сфер деятельности людей.

4. Роль личности в истории

На протяжении многих столетий бытовало мнение, что историю творит правящая элита. Отрицать роль этих личностей нельзя, так как никакая социальная общность не может быть без вожака, который объединяет членов общности. Идея свободы воли личности – сквозная проблема философии. Для чего нужен вожак? Чтобы воли каждого человека объединить в одну единую коллективную волю и тогда будет существовать общность. Выдающаяся личность появляется тогда, на нее вызревает социальная потребность.

Черты выдающихся личностей (Плеханов).

1. Образованность – знания, которые бы выше, чем у толпы, которую этот человек хочет объединить. Индивидуальные потребности объединяют людей в группы. Для того чтобы стать вожаком,  выдающаяся личность должна увидеть и проанализировать назревающие потребности. Поэтому она должна быть профессионалом в своей области деятельности.

2. Организаторские способности – уметь организовать толпу таким образом, чтобы идеи дошли до ума каждого человека.

3. Нравственный авторитет – вожаку должны доверять, то есть уполномочивать решать назревшие проблемы людей. Через вожака мы принимаем участие в политике.

4. Красноречие – для того чтобы пропагандировать, необходимо обладать культурой речи.

5. Не боязнь толпы.

6. Дар обладания властью.

Механизмом влияния личности на общество является власть.

Власть бывает авторитетной (выборной) и авторитарной (навязанной), временной (на время решения проблемы) и устойчивой. Устойчивая власть подразделяется на партийную и государственную.

Выдающаяся личность перестает быть таковой тогда, когда теряет доверие социума.

Личности могут быть реакционные (пытаются повернуть колесо истории или остановить ее ход) и прогрессивные (выступают во главе решения таких проблем, которые сопутствуют прогрессу).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2684. Расчет среднегодовых технико-экономических производственно-отопительной котельной 142.28 KB
  В связи с ростом промышленного производства и развитием социальной структуры населенных пунктов, ежегодно возрастает потребность тепловой энергии на технологические нужды, отопление и вентиляцию. Темой курсовой работы является проект котель...
2685. Проектирование металлорежущих инструментов 423.52 KB
  Проектирование круглого фасонного резца. Назначение фасонных резцов. Анализ исходных данных. Выбор инструментального материала. Выбор формы передней и задней поверхности резца и его геометрических параметров в базовой точке...
2686. Волны в упругих средах 957.5 KB
  Волны в упругих средах  Волновые процессы Предположим, что точка, совершающая колебание находится в среде, все частицы которой связаны между собой. Тогда энергия ее колебания может передаваться окружаю - щим точкам, вызывая их колебание. Явлени...
2687. Электроизмерительные приборы 217 KB
  Цель работы: Изучить физические принципы действия и основные характеристики электроизмерительных приборов. На основе электромеханического стрелочного прибора М-93 собрать и исследовать миллиамперметр постоянного тока и вольтметры для измерения...
2688. Коллекторские свойства горных пород 2.73 MB
  коллекторские Свойства горных пород Типы пород–коллекторов Коллектором называется горная порода (пласт, массив), обладающая способностью к аккумуляции и фильтрации воды, нефти и газа. Под горной породой понимается естественный твердый минера...
2689. Разработка годовой производственной программы строительной организации 89.89 KB
  Курсовой проект по дисциплине Экономика предприятия включает в себя разработку годовой производственной программы строительной организации, формирование и распределение прибыли, составление календарного плана строительства, расчёт налогов...
2690. 20-ти річчя Незалежності України 7.34 MB
  Відкрита виховна година на тему: 20-ти річчя Незалежності України 24 серпня 2011 року український народ відзначив 20 - річчя Незалежності. Протягом початку  XX  століття незалежність проголошувалась п’ять разів, і ті...
2691. Український ярмарок 33.5 KB
  Український ярмарок Мета: Виявити та узагальнити ознаки осені в природі, сприяти розвиткові творчих здібностей учнів; виховувати любов і повагу до природи. Формувати уміння розкрити красу пори року. Виховувати любов до рідної природи, бажання оберіг...
2692. Що таке щастя 53.5 KB
  Тема: Що таке щастя? Мета: спонукати учнів на самовиховання, сформувати негативне ставлення до примітивного розуміння щастя, заснованого на матеріальних цінностях, виховувати в учнів високі моральні якості. Форма роботи: дискусія Обладнання: чисті а...