10266

Единство и многообразие мировой истории

Реферат

История и СИД

Единство и многообразие мировой истории 1. Развитие понятия История 2. Единство мировой истории 3. Многообразие мировой истории 4. Роль личности в истории 1. Развитие понятия История История человечества это история множества народов и государств стран и р

Русский

2013-03-24

34 KB

29 чел.

Единство и многообразие мировой истории

1. Развитие понятия «История»

2. Единство мировой истории

3. Многообразие мировой истории

4. Роль личности в истории

1. Развитие понятия «История»

История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история эпох и их смен, история революций и войн и т.д.

Уже с древних времен люди стали делить мир на "мы" и "они", на "мое племя" и "чужое племя", на "эллины" и "варвары", на "рабов" и "свободных".

В эпоху Нового времени с развитием мореплавания, колонизации новых земель, с развитием торговли и новыми географическими открытиями расширялся кругозор европейцев. Они увидели, что у разных народов, с одной стороны, имеются общие черты, а с другой - глубокие различия в культуре, нравах, религии и даже во внешнем облике.

В философии стали возникать концепции локальных культур.

Шпенглер в своей работе “Закат Европы” не признает существование единой мировой истории. Все человечество он разделил на множество самостоятельных потоков. Каждая культура живет, подчиняясь ей присущим принципам и ценностям.

По своим воззрениям Тойнби был близок к концепции Шпенглера. Правда, он считал, что в будущем возможно достижение единства человечества на основе религии.

Из подобных концепций можно сделать вывод, что такие философы абсолютизировали особенные черты развития тех или иных народов и отрицали общее, единое в их развитии.

Эпоха становления капиталистических отношений, обнаружив многообразие истории, в тоже время стимулировала поиск скрытого единства. К этому побуждало, прежде всего, развитие экономических связей, процесс формирования единого мирового рынка. Этот процесс втягивал страны и государства в установление связей и отношений между собой. Стали возникать представления о единстве всего человечества, о равенстве людей.

2. Единство мировой истории

Общественный процесс, формирование мировых экономических связей сделало невозможным отрицание единства мировой истории. Истоки единства следует искать в антропогенезе и социогенезе. Орудийная деятельность и членораздельная речь превратили человекоподобное существо в человека, формирование физического облика современного человека, его сознания и общественных отношений представляют собой единый процесс.

К истокам единства относятся:

1. формирование государственности и мировых связей;

2. Производство материальных благ: как бы ни отличались племена, нации, народности по своим нравам и обычаям, труд, средства труда и общение в процессе производства будут присутствовать всюду, где есть человеческие общности. То есть материальное производство в своем развитии подчиняется действию общих законов.

3. Экономические и культурные отношения между народами и государствами находятся в диалектическом взаимодействии с развитием техники, транспорта и связи. Люди увидели, сто события, произошедшие в одной части земного шара, через некоторый промежуток времени становятся известными в другой.

3. Многообразие мировой истории

Реальная история протекает в конкретных многообразных формах. Источниками многообразия истории являются:

1. Географическая среда. Племена, живущие в благоприятных климатических условиях, на плодородных землях, стали переходить от охоты к земледелию. Это дало им возможность вести оседлый образ жизни, накапливать запасы пищи, увеличивать темпы роста населения и т.д. Благодаря этому были заложены основы возникновения городов, разделения труда и т.д.

2. Развитие производительных сил. Более развитые производительные силы способны развиваться более быстрыми темпами.

3. Многообразие исторической Среды. Когда отсталые народы под воздействием развитых государств перескакивают целые формационные периоды. Это может происходить при помощи и поддержке других народов или насильственным путем.

4. Внутренняя историческая Среда - влияние выдающихся личностей на ход истории.

5. Временное многообразие - в истории имеют место неравномерность в развитии, как отдельных стран, так и различных сфер деятельности людей.

4. Роль личности в истории

На протяжении многих столетий бытовало мнение, что историю творит правящая элита. Отрицать роль этих личностей нельзя, так как никакая социальная общность не может быть без вожака, который объединяет членов общности. Идея свободы воли личности – сквозная проблема философии. Для чего нужен вожак? Чтобы воли каждого человека объединить в одну единую коллективную волю и тогда будет существовать общность. Выдающаяся личность появляется тогда, на нее вызревает социальная потребность.

Черты выдающихся личностей (Плеханов).

1. Образованность – знания, которые бы выше, чем у толпы, которую этот человек хочет объединить. Индивидуальные потребности объединяют людей в группы. Для того чтобы стать вожаком,  выдающаяся личность должна увидеть и проанализировать назревающие потребности. Поэтому она должна быть профессионалом в своей области деятельности.

2. Организаторские способности – уметь организовать толпу таким образом, чтобы идеи дошли до ума каждого человека.

3. Нравственный авторитет – вожаку должны доверять, то есть уполномочивать решать назревшие проблемы людей. Через вожака мы принимаем участие в политике.

4. Красноречие – для того чтобы пропагандировать, необходимо обладать культурой речи.

5. Не боязнь толпы.

6. Дар обладания властью.

Механизмом влияния личности на общество является власть.

Власть бывает авторитетной (выборной) и авторитарной (навязанной), временной (на время решения проблемы) и устойчивой. Устойчивая власть подразделяется на партийную и государственную.

Выдающаяся личность перестает быть таковой тогда, когда теряет доверие социума.

Личности могут быть реакционные (пытаются повернуть колесо истории или остановить ее ход) и прогрессивные (выступают во главе решения таких проблем, которые сопутствуют прогрессу).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30291. Основные методы художественной литературы. Романтизм. Тип героя. Понятия романтической тайны, романтической иронии 23 KB
  Понятия романтической тайны романтической иронии Романтизм последний “большой стиль†в истории искусства то есть последнее направление проявившее себя во всех областях духовной деятельности и художественного творчества: в изобразительных искусствах музыке литературе. Романтизм высшая точка в развитии гуманистического искусства начатого в эпоху Возрождения когда человек был провозглашен мерилом всех вещей. Мир для романтиков тайна загадка познать которую может только откровение искусства.
30293. Основные методы художественной литературы. Реализм. Многообразие подходов к проблеме реализма в литературоведении. Просветительский реализм 29 KB
  Реализм. Многообразие подходов к проблеме реализма в литературоведении. Просветительский реализм. 1 Реализм это художественное направление имеющее целью возможно ближе передавать действительность стремящееся к максимальному правдоподобию.
30294. Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика акмеизма 29.5 KB
  Идейные основы и художественная практика акмеизма. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность полное равнодушие к злободневным проблемам современности. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность сиюминутность бытия некая тайна покрытая ореолом мистики то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н.
30295. Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика футуризма 23.5 KB
  Философскими предпосылками появление модернистического исва считаются: труды философа Нитше а также исследования Шопенгауэра. По мнению Нитше вся система миров культуры находится в состоянии глубочайшего кризиса. Нитше для активации духовн исканий чела создает острую словесную провокацию: он пишет о мифич сверхчеле кот должен прийти на смену обычному челу слабому потребителю. Для Нитше это норма а совершить усилия – это сверхнорма.
30296. Типология реализма в историческом аспекте (первобытный, ренессансный). Характеристика каждого этапа развития метода реализма 22.5 KB
  Идейная основа: Сознание эпохи перехода от Средневековья к Новому времени соотносимой с вызреванием капиталистического строя в недрах феодального Доминанта: Абсолютизация человеческой личности в ее целостности; представление о человеке как о единстве разумного и чувственного как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями Основа эстетики: Антропоцентризм принцип Человек – мера всех вещей Характерные черты: Гиперисторизм идеалов связанный с концепцией родового человека; стихийный синкретизм мировосприятия выражающийся...
30297. Типология реализма в историческом аспекте. Классический реализм 19 века 26 KB
  Классический реализм 19 века. В тридцатые годы XIX века в ряде европейских литератур утверждаются эстетические принципы критического реализма XIX века. Открытием критического реализма XIX века было изображение социального характера создание образа воплощавшего типические черты современного общества. Однако такое документально точное изображение среды реализма XIX века означало собой лишь подготовительную стадию в художественном освоении жизненных обстоятельств.
30298. Типология реализма в историческом аспекте. Социалистический реализм 26.5 KB
  Социалистический реализм являясь основным методом советской художественной литературы и литературной критики требует от художника правдивого историческиконкретного изображения действительности в её революционном развитии. Причём правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания в духе социализма. В изображении действительности показать процесс исторического развития который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию...
30299. Основные методы художественной литературы. Сентиментализм. Идейные основы и художественная практика 32.5 KB
  Первостепенное место в представлениях сентименталистов занимают чувства или как говорили в России в XVIII в. В России сентиментализм зарождается в 60е годы но лучшие его произведения Путешествие из Петербурга в Москву Радищева Письма русского путешественника и повести Карамзина относятся к последнему десятилетию XVIII в. в Западной Европе и России подготовленное кризисом просветительского рационализма см. В России представителями С.