10269

Общество и природа

Реферат

Обществознание

Общество и природа 1. Проблема природы в истории философии 2. Понятие природа 3. Современные глобалистические концепции 1. Проблема природы в истории философии Историческая эпоха философии Интерпретация специфики природ

Русский

2013-03-24

55 KB

6 чел.

Общество и природа

1. Проблема природы в истории философии

2. Понятие «природа»

3. Современные глобалистические концепции

1. Проблема природы в истории философии

Историческая эпоха философии

Интерпретация специфики природы

Античность

Природа – это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной.

Средние века

Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог – человек – природа именно последним звеном является природа.

Новое время

Природа – это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе.

XX в.

Природа – это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума (В.И. Вернадский, Т. Де Шарден).

Природа – это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевты).

Природа – это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики).

Природа – это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).

2. Понятие «природа»

В XX столетии в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

Понятие "природа" имеет два основных значения. В широком смысле - это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле - та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т. д.).

Общество - совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом - целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

2) Природа гораздо старше общества.

Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий. Природа - неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Составными частями Земли (природы) являются:

литосфера;

атмосфера;

гидросфера;

биосфера.

ноосфера

Литосфера - (с греч. - каменная оболочка) - верхняя твердая оболочка земного шара, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии (расплавленного слоя внутри Земли).

Атмосфера - газопаровая оболочка вокруг Земли.

Гидросфера - водная оболочка Земли между поверхностью Земли (литосферой) и атмосферой.

Биосфера - сфера существования живых организмов ("оболочка Земли, наполненная жизнью").

Ноосфера – это сфера разума. Она состоит из антропосферы, социосферы, биотехсферы.

Антропосфера - сфера жизни людей как биологических организмов.

Социосфера - область сложных общественных отношений между людьми.

Биотехносфера (техносфера) - область распространения технического влияния человека и человечества.

С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования - стала испытывать на себе антропогенное влияние, то есть влияние человека и его деятельности.

Первоначально отношения человека и природы представляли собой взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т. д.), сильно зависел от нее.

По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

Начиная с XVI - XIX вв., когда было сделано большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияние человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.

В XX столетии, когда планомерный научно-технический прогресс ускорился в несколько раз и перерос в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие возможности Человека влиять на природу безграничными, всеобщая компьютеризация и т. д.), а природа почти полностью подчинена человеку. Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей сомой природы.

3. Современные глобалистические концепции

В связи этой угрозой в современной науке разрабатываются различные глобалистические концепции, в которых рассматривается взаимосвязь общества и природы и делаются выводы о будущем нашей планеты.

1. Концепция Николая Моисеева.

Человек существует в рамках достаточно узкого диапазона био- и социосферы. Так как человечество в облике в облике ноосферы приобрело всепланетарный статус, то возникают проблемы, носящие глобальный характер (загрязнение окружающей среды, сырьевой, энергетический и продовольственный кризисы, демографический взрыв и т.д.).

Суть этого явления заключается в том, что часть ноосферы вступила в эпоху необратимого развития, а с последним связаны все возникающие глобальные проблемы. Деградация человечества как элемента биосферы сводится, по существу, к формированию новой цивилизации. Поэтому необходимо разрабатывать «стратегию человечества», согласованной со «стратегией природы». Под стратегией человечества понимается характер совокупных действий различных цивилизаций, способных обеспечить совместную эволюцию человека и окружающей среды. Сюда входит высшее искусство управления развитием ноосферы, способное предохранять человечество от катастроф. Для этого необходимо ввести представления об экологическом и нравственном императиве. Экологический императив – это некоторое множество свойств окружающей среды, изменение которых человеческой деятельностью недопустимо ни при каких условиях. Нравственный императив – это обновленная нравственность, заслоняющая людей от опасностей социального порядка. Без разработанной стратегии развития общества эти императивы станут просто необоснованными догматами.

Итак, стратегия человечества выступает как органический идеал его целеполагающей деятельности в планетарном масштабе в чрезвычайно рискованных условиях. Актуальнейшей задачей стало создание планетарного гражданского общества как института, а рамках которого только и возможна эффективная реализация стратегии человечества, сопровождаемая необходимыми формами контроля международных организаций. Стратегия человечества – это необходимость последовательной, бдительной и ответственной реализации философского, научного, эстетического и этического потенциала современного человека, приемлемого для него развития той системы отношений, в которую он включен.

2. Концепции «Римского клуба».

Римский клуб включает в себя только 100 членов. Его деятельность направлена на исследование долгосрочных тенденций развития мира и на предвидение последствий различных направлений развития. Главной идеей клуба сводилась к тому, что в человеческих системах все элементы взаимосвязаны и что в настоящее время наибольшее значение приобретают те, которые непосредственно зависят от человека. Все эти изменения вполне в пределах человеческих возможностей и человек должен стремиться найти возможности их применения.

1. Джей У. Форрестер.

Он создал достаточно всеобъемлющую математическую модель (Мир 1, а позже – Мир 2), которая могла грубо имитировать развитие мировой ситуации с помощью пяти основных взаимодействующих переменных: население, использование не возобновляемых ресурсов, загрязнение среды, производство продовольствия и капиталовложения. На основе этих моделей были сделаны выводы о неминуемой катастрофе, требовавшей немедленных мер, направленных на то, чтобы приостановить опасную для человеческой системы склонность к росту.

2. Деннис Л. Медоуз.

Изучение созданной им модели «Мир 3» привели к следующему выводу: конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии. Однако если предположить, что рост может действительно решить все без исключения проблемы, все равно материальный рост не может продолжаться до бесконечности. «Мир 3» дал самые мрачные прогнозы на будущее. Через 75 лет сырьевые ресурсы будут исчерпаны, а нехватка продовольствия станет катастрофической, если экономическое развитие не будет сведено к простому воспроизводству, а прирост населения Земли не будет поставлен по жесткий контроль. Медоуз предложил резко снизить и даже остановить рост экономики. Эти выводы получили название «концепции нулевого роста».

3. Аурелио Печчеи.

Мир человека состоит из четырех устойчивых элементов: природа, человек, общество, техника. Природа породила человека, человек породил общество, а общество породило технику. Техника стала главным фактором изменений на Земле.

Он предложил шесть основных целей, которые должны заставить людей задуматься и подготовиться, приобщившись к информации и должны стимулировать их более ответственное поведение.

Первая цель: «внешние пределы».

Человек должен знать, что он может и что оно должен делать, используя природу в своих целях, если он хочет жить с ней в гармонии.

Вторая цель: «внутренние пределы».

Физические и психологические возможности человека тоже имеют свои пределы. Искусственная среда обитания, отторжение от природной среды ослабили человека физически, притупив его биологическую активность. И это продолжает прогрессировать.

Третья цель: «культурное наследие».

Люди начинают опасаться, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо и что движение к этому происходит уже сейчас. Меры для спасения культурного наследия человечества должны охватить все виды человеческой деятельности, используя достижения наук.

Четвертая цель: «мировое сообщество».

Необходимо объединить все государства в мировое сообщество, в основу которого легла бы система скоординированных между собой функциональных и географических центров принятия решений, охватывающих все уровни человеческой организации – от локальных до глобальных.

Пятая цель: «среда обитания».

Эта цель связана с размещением на планете все возрастающего населения. Для этого необходимо составить общий план использования земель в масштабах все планеты (более 80% - природа, 10% - сельское хозяйств, остальное – урбанизированные и промышленные сооружения).

Шестая цель: «производительная система».

В современных экономических механизмах имеется множество неполадок, благодаря которым невозможно обеспечить растущее население планеты продовольствием и всеми необходимыми вещами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53439. Інтегрований урок з української мови та трудового навчання в 7-му класі «Кухарі-мовознавці» 53.5 KB
  Твіррозповідь про процес праці з трудового навчання Особливості приготування страв із круп Мета уроку: навчити писати твіррозповідь про процес праці; навчити готувати страви з крупів; повторити типи та стилі мовлення особливості побудови розповіді та опису; ознайомити дітей з видами крупів їхнім значенням у харчуванні людини народними традиціями повязаними із зерновими культурами з різноманітністю способів і рецептів приготування каш; допомогти учням вибрати жанр і стиль майбутнього твору; розвивати усне та писемне...
53440. Море у творчості митців 58 KB
  Тема: Море у творчості митців Мета: Показати взаємопроникнення видів мистецтва: поезії музики живопису підвести дітей до висновку що кожен митець застосовує ті засоби художньої виразносмті які йому найбільш подобаються розвивати вміння бачити музику чути картину розвивати творчу уяву; виховувати культурного слухача всебічно розвинену особистість; прищеплювати любов до мистецтва. Айвазовського репродукція картини Девятий вал†грамзапис; папір фарби текст пісні Море Ю. Вчитель музики: Вірно сьогодні ми говоритимемо та...
53441. Інтегроване навчання та міжпредметні звязки на уроках: спільне, відмінне, особливості реалізації 75.5 KB
  Зясуємо суть понять міжпредметні звязкиâ€ й інтеграція†та особливості їх впровадження в навчання учнів початкової школи. Проте згодом намітилася їх диференціація: у тих випадках коли один предмет є основним а відомості з іншого викладаються лише в допоміжній ролі з метою повторення прискорення процесу навчання чи закріплення знань умінь і навичок є підстава говорити про міжпредметні звязки. Словосполучення інтеграція навчання†у Педагогічному словнику тлумачиться як відбір та обєднання навчального матеріалу з різних...
53443. Звичаї і традиції українського народу 68.5 KB
  Сопілка До ІІ туру переходять 10 учасників ІІ конкурс Народні звичаї Кого кличуть їсти голодну кутю Мороз Коли настає Новий рік за старим стилем З 13 на 14 січня Яку назву має той період коли не можна їсти м'ясо молоко яйця Піст Яке свято завжди приходить рівно через 50 днів після Великодня Трійця Що шукали в ніч на Івана Купала Квітку папороті Страва з варених крупів Каша Густий суп із пшона Куліш Різаний або рваний шматок прісного тіста зварений у супі Галушка Одна із 12 обовязкових страв...
53444. Інтелектуальна гра як одна із форм роботи з обдарованими учнями 422 KB
  Уровень коммуникативной интеллектуальной и творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности характера игры отношения к ней ребенка и позиции взрослого. Принцип адекватности игры системе социальных отношений в обществе. Принцип рефлексивного последействия который заключается не просто в фиксации результатов игры а в анализе собственных действий каждого участника игры. Для эффективного педагогического воздействия игры на ее участников необходимо согласовывать “просчитывать†складывающиеся в группе отношения.
53445. Інтелектуальна педагогічна гра «Що? Де? Коли?» 121.5 KB
  Гра проводиться між педагогічними працівниками, де гравці пізнають, запам’ятовують нове, орієнтуються в нових ситуаціях, розвивають свою увагу, вивчають свої сильні та слабкі сторони при взаємодії з іншими педагогами, проводять аналіз допущених помилок. В складі команд можуть бути члени методичних комісій або викладачі і майстри виробничого навчання.
53446. Операции над бинарными деревьями 22.87 KB
  Бинарное (Двоичное дерево поиска (англ. binary search tree, BST)) дерево - это конечное множество элементов, которое либо пусто, либо содержит один элемент, называемый корнем дерева, а остальные элементы множества делятся на два непересекающихся подмножества
53447. Формування інформативної компетентності старшокласників засобами Інтернету 50.5 KB
  Чому так відбувається Глобальна мережа Інтернет містить багато різноманітної інформації як корисної енциклопедії новини навчальні сайти тощо так і зовсім некорисної для старшокласників порносайти сайти про насилля. Тому вчителю інформатики дуже важливо навчити учнів орієнтуватися у морі інформації до якої дає доступ мережа Інтернет: обирати потрібну інформацію із заданого питання аналізувати її вірно інтерпретувати. [1] Діяльність вчителя [2] з питання формування інформатичної компетентності старшокласників зводиться до: підбору...