10272

Философские проблемы науки и техники

Реферат

Логика и философия

Философские проблемы науки и техники 1. Что такое наука Прежде всего наука сфера человеческой деятельности функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Наука многолика. Она выступает в разных качест...

Русский

2013-03-24

60.5 KB

221 чел.

Философские проблемы науки и техники

1. Что такое наука?

Прежде всего, наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Наука многолика. Она выступает в разных качествах: как всеобщий духовный продукт общественного развития, как форма общественного сознания, как духовный потенциал материального производства, как орудие господства человека над природой, как обобщённый опыт всего человечества, как основа мировоззрения, как результат деятельности учёных, как развивающаяся система знаний и т. д.

Наука в качестве знания использует специально выработанные интеллектуальные средства: особую терминологию, знаковые системы, наглядные образы. Представление о науке как о знании унаследовано по традиции от того исторического периода, когда она не была ещё опытной, экспериментальной, а являлась чисто умозрительной и  когда её задача состояла в идеальном конструировании мира, а не в его преобразовании.

Наука - это не только и не столько наличные знания сами по себе, но и деятельность общества по их производству. Её взаимоотношения с материальным производством и общественной практикой выступает как отношение одной формы общественного производства с другой, т.е. материального и духовного производства.

Таким образом, наука-это система исследовательской деятельности общества, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

2. Проблемы классификации наук

Классификация наук представляет собой процесс раскрытия взаимной связи наук  на основании определённых принципов и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения наук.

Связи наук определяются:

1. предметом науки и объективными отношениями между различными его сторонами;
      2
. методом и условиями познания предметов наук;

3. целями, которыми порождаются и которым служат научные знания.

Принципы классификации:

С гносеологической точки зрения принципы классификации делятся на объективный, когда связь наук выводится из связи самих объектов исследования и субъективный, когда в основу классификации наук кладутся особенности субъекта, ученого.

С методологической точки зрения принципы классификации наук

делятся в соответствии с тем, как понимается связь между науками: как внешняя, когда науки лишь сополагаются друг с другом в определённом порядке, или как внутренняя, органическая, когда они с необходимостью выводятся и развиваются одна из другой.

С логической точки зрения за основу классификации наук берутся различные стороны общей связи наук, характеризующие начальный и конечный пункты основного ряда наук. Отсюда два принципа расположения наук, в порядке: а) убывающей общности - от общего к частному и б) возрастающей конкретности - от абстрактного к конкретному.

Диалектико-материалистические принципы, лежащие в основе классификации наук предполагают нераздельность принципа объективности и принципа развития. Гносеологические, методологические (диалектические) и логические аспекты всеобщей связи наук,  выступают при этом в их внутреннем обществе.

Классификация наук представляет собой итог развития самих наук в их взаимной связи. Поэтому, чтобы правильно решить с логической стороны, как связаны между собой различные отрасли знания и в какой последовательности они  должны располагаться в ряд, нужно рассмотреть их исторически - как они возникали и развивались одна за другой, влияя друг на друга.

В настоящее время общая классификация наук основывается на раскрытии взаимосвязи трёх главных разделов научного знания: естествознания, обществознания и философии. (Специальные классификации в лекции не рассматриваются). Сложившаяся к настоящему времени структура науки включает в себя:

а. фундаментальные исследования, направленные на выявление закономерностей своего предмета, например, строения материи или законов функционирования и развития общества;

б. прикладные, целью которых  является изучение возможностей извлечения практической пользы из полученных знаний, например, в форме технологии, научного предсказания развития природных и социальных процессов, получения средств лечения болезней и т. п. Граница между исследованиями фундаментальными и прикладными во многих моментах относительна, а связь между ними диалектична.

Классификация науки является теоретической основой  многих отраслей практической деятельности людей. Она касается: 1) вопросов организации и структуры научных учреждений и их взаимоотношений; 2) планирования научно- исследовательских работ в их взаимосвязи, в особенности носящих комплексный характер; 3) контакта, координирования   и кооперации работ ученых различных специальностей, в частности между философами и представителями частных наук; 4) связи теоретических исследований с практическими задачами; 5) учебно-педагогической работы, особенно в вузах широкого профиля (университеты), связи между теоретическими и техническими дисциплинами и т.д.

3. Закономерности  развития науки

Наиболее важными закономерностями развития науки являются следующие:

1. Развитие науки обусловлено потребностями общественно- исторической практики. Это - главная движущая сила, или источник развития науки.

2. В своём развитии наука обладает относительной самостоятельностью. Какие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, решение этих задач может быть осуществлено лишь по достижении определённых ступеней развития самого процесса познания действительности, который совершается в порядке последовательного перехода от явлений к сущности и от менее глубокой сущности, к  все более глубокой.

3. Постепенность развития науки при чередовании периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы её понятий и представлений (картины мира).

4. Преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приёмов науки, неразрывность всего познания действительности как внутренне единого целенаправленного процесса.

5. Взаимодействие и взаимосвязанность всех составных отраслей науки, в результате чего предмет одной науки может и должен исследоваться приемами и методами других наук.

6. Противоречивость в развитии науки и как следствие необходимость свободы критики, беспрепятственного обсуждения спорных или неясных вопросов науки, открытое и свободное столкновение различных мнений.

Нарушение  указанных закономерностей развития науки влечёт за собой серьёзные ошибки и отклонения от истины в деятельности отдельных учёных и даже целых школ.

4. Аксиологические и нравственные проблемы современной науки

Этика науки  - раздел науковедения, охватывающий исследования моральных норм, которые регулируют взаимоотношения между учеными, и социально- этических проблем, которые порождаются усиливающимся взаимодействием науки и общества. В моральных нормах научной деятельности конкретизируются применительно к её специфике требования общечеловеческой морали и одновременно находит своё воплощение система ценностей, характерная для науки как особого социального института. В своей совокупности эти нормы ориентируют ученого на получение новых, оригинальных и вместе с тем проверенных и обоснованных научных результатов. Значительностью таких результатов, а также их признанием со стороны научного сообщества определяются, в конечном счете, престиж и статус учёного среди коллег.

Следование моральным нормам научной деятельности является необходимым условием для успешного развития науки.

Центральное место среди социально- этических проблем, связанных с взаимодействием науки и общества, занимает проблема социальной ответственности ученого. Её особая острота в современных условиях объясняется, прежде всего, превращением науки в непосредственную производительную силу, её усиливающимся влиянием на жизнь человека.

5. Техника, закономерности её развития и роль в обществе

Техника- система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний, путём познания и использования сил и закономерностей природы.

Современную технику можно разделить на следующие функциональные отрасли:

а. Производственная техника

б.  Техника транспорта и связи

в. Техника научных исследований

г.  Военная техника

д. Техника процесса обучения

е. Техника культуры и быта

ж. Медицинская техника

з. Техника управления

Закономерности развития техники не сводимы к социально- экономическим закономерностям. Исходным пунктом в социологическом исследовании техники выступает анализ взаимоотношения её с человеком в процессе труда. В этом процессе техника занимает промежуточное положение между человеком и природой как предметом труда. Технические средства будучи, с одной стороны веществом природы, с другой - призваны быть продолжением естественно работающих органов человека.

Внутренняя логика развития техники обусловлена взаимоотношением техники с человеком и природой. При этом определяющим является историческое и логическое соотношение техники с работающими органами общественного человека. Замена естественных производственных инструментов человека (органов) искусственными, замена человеческой силы  силами природы составляет основной  закон самодвижения техники.

Критерием различения исторических этапов в развитии техники является перемещение от человека к технике таких функций, которые вызывают коренное изменение в технологическом способе соединения человека и техники. Соответственно этому история техники может быть подразделена на три основных этапа:

а. Орудия ручного труда (инструменты). Характеризуется таким способом соединения человека и техники в технологическом процессе, при котором человек является материальной основой технологического процесса, а орудия лишь удлиняют и усиливают его работающие органы. При этом труд носит ручной характер.

б. Основой технологического процесса становится машина, а человек лишь дополняет её своими  органами труда, является её технологическим элементом. При этом труд становится механизированным.

в. Этап автоматизации, характеризуется свободным типом связи человека и техники. Переставая быть непосредственным звеном технологической цепи, человек получает условия для творческого использования своих способностей. Техника в свою очередь не ограничивается более в своём развитии физиологическими пределами организма.

Развитие современной техники в большей степени, чем когда- либо обусловлено развитием науки, которая играет ведущую роль по отношению к технике. Технические новшества осуществляются путём приложения научно- теоретических знаний. В свою очередь, потребности развития техники стимулируют и направляют научные исследования, особенно прикладного характера.

Диалектико-материалистическая философия исходит при анализе общественных явлений не из техники самой по себе, а из уровня развития производительных сил общества. Техника же занимает особое место в производительных силах: она фиксирует их рост, развитие - количественные и качественные изменения - в предметной форме. Таким образом, уровень развития техники во многом определяет и соответствующий уровень развития общества. Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится, какими средствами труда.

Влияние техники на современное общество происходит не только через сферу материального производства (хотя это и главная сфера воздействия). Так:

1. Военная техника влияет на мировую политику, ибо с изобретением средств массового уничтожения людей проблема сохранения мира превращается в проблему жизни и смерти всего человечества.

2. Система образования, искусство, культура, быт в значительной мере преобразуются под воздействием техники.

3. Техника кино, телевидения, радио, звукозаписи вызвали к жизни новые виды искусства, оказали глубокое воздействие на всю человеческую культуру.

4. Техника революционизирует и условия быта, оказывает влияние на мировоззрение человека, его психологию, мышление и т. д.

В современной философии всё больше утверждается представление о технике как о специфическом материальном средстве человеческой деятельности вообще. Техника рассматривается как совокупность искусственных вещественных, энергетических или информационных систем, которые используются в качестве средств многообразной человеческой деятельности и в которых целенаправленно материализуются, опредметиваются общественно- исторические трудовые функции и человеческое знание. Наконец, техника - важнейшая сторона практического отношения человека к природе, средство её материального преобразования и общественно- социальная основа для практического преобразования общественных отношений.

6. Техника и техническое знание

Техническое знание следует считать  особой отраслью знания, которое отличается от естествознания в силу того, что его объект- техника - непрерывно изменяется, определяя постоянную направленность технологического знания в будущее.

Появление технических наук существенно усложнило всю систему научного знания. Первоначально технические науки решали задачу: как практически применить достижения естествознания. Эти производственные задачи определили прикладной характер технических наук. Техническая теория выполняла роль связующего звена между естественнонаучной теорией и инженерной практикой. Однако конструктивно- технологические расчёты зачастую опережают уровень развития естествознания в силу того, что задачи техники как части материально- технической практики опережают уровень развития естествознания. Поэтому техническая теория может и должна в дальнейшем определять направление научных поисков. Но в таком случае в техническом знании следует выделить собственные фундаментальные и прикладные исследования, которые вступают в сложные отношения с фундаментальными и прикладными исследованиями в естествознании. В связи с этим не следует рассматривать техническое знание лишь как прикладные науку, использующую достижения естествознания, то есть надо говорить о прикладных и фундаментальных технических науках.

Задача технического знания оказывается гораздо шире, чем выявление прикладного аспекта естествознания, ибо оно направлено на изучение законов создания и функционирования техники как способа связи общества с природой.

В техническом познании существует своя специфика в движении знания от эмпирии к теории и, следовательно, в понимании факта и эмпирических данных:

а. В онтологическом плане - техническим фактом служат    работающие   конструкции, созданные человеком, использующим практические знания или теоретические расчёты.

б. В гносеологическом отношении роль эмпирического основания технических наук выполняют естественнонаучные теории, истинность которых уже подтверждена на практике, но в иных, не технических отношениях. Их соединение в новую систему зависит от деятельности конструктора.

Специфика технического знания состоит в том:   

а. что в его содержание  с необходимостью входят процедуры измерения, в то время как в естественнонаучном знании они являются лишь средством получения знания.

б. физические теории, выступающие в качестве эмпирического основания технических теорий, вводят в их структуру свои теоретические понятия, то есть  “язык теоретического уровня“ низводится до “языка эмпирического уровня.”

Содержание технической теории определяется следующими моментами:

а. Выбор конечной цели (назначение конструкции)

б. Исследование возможностей, представляемых естествознанием, для достижения этой цели.

в. Исследование материалов, которые могут быть использованы для создания этой конструкции.

г. Анализ исследований, связанных с применением нового технического объекта, то есть теоретическое выявление тех изменений техники и технологии, которые могут иметь место в связи с внедрением новой конструкции.

В зависимости от характера решаемых задач  и от сложности технических объектов, можно говорить о трёх классах технических теорий:

а. Метатеория – интегративная    форма знания, которая формулирует принципы и законы, относящиеся к тому, что возможно как потенциальная действительность, то есть указывает на вероятность соединения естественнонаучных закономерностей в новую систему. К этому классу относятся так называемые базовые технические науки, а также формирующаяся  ныне общая теория техники.

б.    Теория - система знаний, в которой решается некоторый класс проблем, определяемых её целевым назначением, это нечто иное, как частные технические науки.

в. Субтеория – теоретическая система, разрабатывающая способы реализации теоретически решенной, технической задачи. К ним относятся технологические разработки. Характер знания в этих классах теорий меняется от прогнозирующего и объясняющего к  нормативному рецептурному.

К принципам технического знания относятся:

а. Принципы единства абстрактного и конкретного. Речь идёт не просто о восхождении от абстрактного к конкретному, как это имеет место во всяком движении знания, но подчёркивается существенная характеристика научно- технического знания, перед которым стоит особая задача – создать проект новой конструкции.

б. Принцип целостности, раскрывающий такое свойство технического объекта как способность быть средством целенаправленной деятельности в цепочке “предмет труда – средства труда – субъект производства”. Этот принцип определяет социальную направленность технического знания.

в. Принцип действия, который определяет основную функцию технического знания - конструктивно-технологическую.

г. Принцип технологичности, ориентирующий техническую теорию на её практическую реализацию.

д. Принцип оптимальности, соединяющий требования новизны и оригинальности конструкции с экономической эффективностью, а также с этическими, эстетическими другими установками в обществе.

е. Принцип актуальности, выявляющий степень готовности общества решить проблемы, связанные с развитием производства. Он указывает также на соответствие теоретических возможностей, практических потребностей и реальных условий, в которых происходит развитие технического базиса.

ж. Принцип надёжности, позволяющий оценить правильность выбора исходных естественнонаучных теорий для решения технической задачи. Особенно усиливается значение этого принципа при создании сложных технических систем, применение которых без учёта отдалённых последствий может оказать неблагоприятное влияние на природу и общество.

Перечисленные принципы можно рассматривать как необходимое условие формирования научной системы технического знания и технической науки в целом.

Таковы некоторые философские аспекты развития современной науки и техники.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41478. Жизнь первобытных людей 12.4 MB
  Животный мир пестрел удивительными видами осанки, которые находят во время раскопок. Климат был теплым и влажным. Исполинские папоротники покрывали землю.
41479. Уголовно-процессуальное право Республики Казахстан 601.01 KB
  Целью фундаментальной юридической дисциплины «Уголовное процессуальное право Республики Казахстан» является усвоение студентами сложной и многогранной деятельности государственных органов и должностных лиц по возбуждению, предварительному расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.
41480. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 948 KB
  Учебно-методическое пособие по дисциплине «Психология человека» является составной частью учебно-методических материалов по данной учебной дисциплине (УМК «Психологии человека. Часть I».) и составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».
41481. Входная информация формирования объема предложений по организации грузовых автомобильных перевозок 281 KB
  Оборотные средства включают в свой состав, как производственные запасы, так и денежные ресурсы, находящиеся в обращении. Стоимость оборотных средств определяем
41482. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения общей биологии 114.5 KB
  В курсе общей биологии при изучении вопросов охраны природы целесообразно разграничивать проблемы охраны сообществ и видов. Так в курсе общей биологии IX класса более полно раскрыть понятие об охране природы можно на примере рационального использования популяций и сохранения видового многообразия биосферы. При изучении темы Эволюционное учение следует так спланировать уроки чтобы выделить в самостоятельные разделы вопросы об антропогенных факторах популяционновидовых систем и природоохранительных факторах. Линнея Понятие вид...
41483. Формирование экологических идей, как направление природоохранного воспитания школьников. Идея целостности природы в биосфере и взаимосвязи всех ее компонентов 776.5 KB
  раз Земля обернула вокруг Солнца с момента возникновения общего предка бактерий растений животных человека. Начинают эстафету жизни зелёные растения затем её подхватывают животные а к финишу доносят грибы и бактерии где снова эстафета оказывается у растений. Посадка растений. Уничтожение некоторых видов растений.
41484. Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны 200 KB
  Идея многообразия видов в природе и необходимости их охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Харакретеристика видового богатства природы Беларуси и необходимость охраны. Рождественский Совокупность всех видов флоры и фауны Беларуси представляет ее биологическое разнообразие что является необходимым условием устойчивости биосферы.
41485. Методика формирования природоохранных знаний в процессе изучения биологии 142.5 KB
  План Формы отрганизации экологического образования и воспитания в процессе изучения биологии. Система экологического образования и воспитания в области охраны окружающей среды сущность принципы цель задачи формы и методы Экологическое поле образовательного процесса. Концепция экологического воспитания в области охраны окружающей среды Литература Суравегина И. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ Внутри предметные и межпредметные связи в содержании курса биологии...
41486. Класс рыбы 187.5 KB
  Работа учителя по формированию природоохранных знаний при изучении рыб птиц млекопитающих. В курсе биологии в частности зоологии понятие об использовании биологических ресурсов раскрывается через понятие промысел промысловые птицы пушной промысел промысел морского зверя география и техника рыбного промысла и т. Используя такого рода факты при изучении классов рыб птиц и млекопитающих у школьников следует формировать понимание того что в условиях нашей формы хозяйства происходит постепенный процесс перехода от промысла...