10313

Язык и мышление, их взаимосвязь

Доклад

Логика и философия

Язык и мышление Язык главная из знаковых систем человека важнейшее средство человеческого общения способ осуществления мышления. Человек единственной существо моделирующее внешний мир при помощи знаковых систем. В любом человеческом сообществе люди реагиру...

Русский

2015-01-16

42.75 KB

3 чел.

Язык и мышление 

Язык - главная из знаковых систем человека, важнейшее средство человеческого общения, способ осуществления мышления. Человек - единственной существо, моделирующее внешний мир при помощи знаковых систем. В любом человеческом сообществе люди реагируют на те или иные знаки в соответствии с культурными традициями, ибо формирование знаковой картины мира и восприятие мира в знаковой системе всегда опосредованно культурой. Важнейшие условные знаки человеческой культуры - это слова. Предметы и явления окружающей действительности редко полностью подвластны человеку, а слова - знаки, которыми мы их обозначаем, подчиняются нашей воле, соединяясь в смысловые цепочки – фразы. Язык - это особая знаковая система. Любой язык состоит из различных слов, то есть условных звуковых знаков, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли.

Можно разделить два способа существования мысли при помощи языка:живую мысль, т.е. актуально переживаемую данным человеком в данном интервале времени и пространства иотчужденную мысль, зафиксированную в тексте и т.п. Мышление как реальный процесс представляет собой одну из важных форм активности сознания. Поэтому оно не может быть адекватно описано и понято вне содержательно-ценностных и структурных характеристик сознания. Мышление как активный, целенаправленный процесс осуществляется сознательно, является формой деятельностного сознания. А это указывает на факт оценочной регуляции (саморегуляции) мыслительного процесса. Всякий сознательный процесс, в том числе и мышление, есть в той или иной степени общение. Речь без мысли - пуста, мысль без речи - нема, а, следовательно, не понята. Но было бы ошибкой отождествлять одно с другим, ибо мыслить не значит говорить, а говорить не всегда значит мыслить, хотя речь была и остается главным условием и способом осуществления мышления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56385. Ароматические углеводороды 49.5 KB
  Учитель садится за рабочий стол открывает классный журнал и отмечает присутствующих на уроке называя фамилии учеников по алфавиту 1 ученик пропустил занятие по причине болезни. 57 минута Учитель просит сдать учеников тетради с домашним заданием по предыдущей теме.
56386. Новелла «Тонио Крегер» Т. Манна 16.8 KB
  Новелла «Тонио Крегер» (1903) —выдающееся произведение раннего Т. Манна. В ней полнее всего отражается комплекс раздумий молодого писателя о судьбах цивилизации и искусства, о будущем человеческой культуры
56387. Критический реализм 15.43 KB
  Новый тип реализма складывается в 19 веке. Это критический реализм. Он существенно отличается и от ренессансного, и от просветительского. Расцвет его на Западе связан с именами Стендаля...
56388. Творчество Э. и Ж. Гонкуров 17.38 KB
  В 1834 братья потеряли отца, в 1848 — мать, оставившую скромное состояние, которое позволило им целиком посвятить свою жизнь творчеству. Сначала они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились неудачно.
56390. «Ругон-Маккары» Э. Золя 20.45 KB
  Главным этапом в творчестве писателя стала серия «Ругон-Маккары». Грандиозный замысел романа-хроники о семье Ругон-Маккаров сразу же поставил Э. С 1868 по 1893 годы, за четверть века, Золя создал 20 томов естественной и социальной истории семьи во Второй империи
56391. Темперамент. Визначення типу темпераменту 163 KB
  Мета уроку: познайомити учнів з типами вищої нервової дiяльностi навчити встановлювати причинно-наслiдковi зв’язки між властивостями нервових процесів та типами темпераменту; продовжувати формувати уявлення...