10320

Предмет, задачи, основные категории педагогики и психологии. Формы проявления психики. Связь педагогики и психологии с другими науками. Методология психолого-педагогических дисциплин. Методологическая культура педагога

Лекция

Педагогика и дидактика

Предмет задачи основные категории педагогики и психологии. Формы проявления психики. Связь педагогики и психологии с другими науками. Методология психологопедагогических дисциплин. Методологическая культура педагога. Педагогика наука изучающая сущность законом

Русский

2013-03-24

50.5 KB

33 чел.

Предмет, задачи, основные категории педагогики и психологии. Формы проявления психики. Связь педагогики и психологии с другими науками. Методология психолого-педагогических дисциплин. Методологическая культура педагога.

Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации пед. процесса.

Предмет педагогики:

  1.  с точки зрения теоретического уровня – это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.

2) с точки зрения деятельностного подхода – это воспитание.

Задачи педагогики:

  •  инновационные преобразования в направлении развития педагогической теории (возврат к природосообразной педагогике, гуманистической педагогике; определение категориального аппарата педагогики, его методологии; разработка новых стандартов на всех этапах образования и др.);
  •  преобразования в практической педагогике (совершенствование форм, методов, средств обучения и воспитания детей и молодежи на основе оптимизации процесса, выработка и реализация новых технологий образования и т.д.);
  •  требования к статусу и уровню подготовки педагога и его профессионально-педагогической деятельности;
  •  формирование новых педагогических систем, в том числе на основе двенадцатилетнего образования; с использованием информационного поля и т.д.

Категории педагогики:

Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Широкий социальный смысл – передача накопленного опыта от старшего поколения младшему.

Узкий социальный смысл – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Образование – это процесс и результат овладение учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрение, нравственных и др. качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей; результат обучения.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологического, социального, экономического, идеологического, психологического.

1950 г. Гоклениус впервые употребил в книге слово психология (в переводе - наука о душе).

Психология – наука о психических явлениях. Психич. явления – это особый вид психического отражения.

Предмет психологии - конкретные факты, закономерности, механизмы психики. На каждом этапе развития психологии представление о предмете научного знания менялось:

1. донаучная психология (до начала 18 века) – наука о душе (душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные процессы»);

2. психология как наука о сознании (в 18 веке место души заняли явления сознания – явления, которые человек фактически наблюдает, находит в себе, оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность»).

3. психология как наука о поведении (начало 20 века). Поведение – любая реакция организма на внешние и внутренние воздействия. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

4. психология как наука о психике (современный этап). Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, которое состоит: в активном отражении окруж. мира; построении объективной картины этого мира; регуляции своего поведения на основе этой картины.

Категории психологии:

Психика. Сознание. Ощущение – это отражение отдельных свойств явлений и предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на орган чувств.

Внимание – сосредоточенность сознания на определенном объекте или определенной деятельности.

Память – это условное наименование различных процессов, которые связаны с сохранением и воспроизведением информации.

Речь - сложившаяся исторически в процессе материально преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Воображение – это психический процесс, мысленное преобразование реальности.

Потребность - испытываемая субъектом нужда в чем - либо, которая является источником активности, развития личности.

Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний.

Воля – форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать  препятствия, достигать цели, регулировать псих. действия и процессы.

Способности – индивидуально- психологические особенности человека, проявляющиеся в действии и являющиеся условием успешности ее выполнения.

Задачи психологии:

  1.  теоретические: разработка и уточнение категориального аппарата и теорий развития психики; анализ исторического развития психологии.
  2.  практические: психотерапия (оказание помощи в психол. проблемах); психокоррекция (исправление психич. функций); психодиагностика (разработка психодиагн. средств).

Формы проявления психики (В. Н. Мельников):

  1.  психич. процессы: а) познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание); б) эмоционально-волевые процессы (чувства, воля);
    1.  психич. состояния (депрессия, тревожность, уверенность, беспомощность);
    2.  психич. свойства (темперамент, характер, направленность: интересы, потребности, мотивы, способность).

Связь педагогики с др. науками:

  1.  с философией – она является теоретич. платформой осмысления пед. опыта и создания пед. концепций;
  2.  с психологией – педагогика должна знать человека и его особенности;
  3.  с биологиескими науками (анатомия, физиология) и медициной – помогает решать проблему соотношения природных и социальных факторов развития человека;
  4.  с экономикой – экономическое стимулирование научных исследований в педагогике;
  5.  с социологией – они заняты планированием образования, выявлением основных тенденций.

Связь психологии с др. науками:

  1.  с историей – без знаний истории общества трудно понять психологию отношений людей в современном мире, а также история пользуется методами и приемами психологии для изучения личности и народа прошлого, и наоборот, психологи через методы исторического анализа изучают психологию и поведение людей давно живших поколений;
  2.  с философией - многие проблемы (личный смысл, цель жизни, мировоззрение, моральные ценности и др.) являются общими, при столкновении с ними психология  обращается к умозаключениям, сделанными в философии;
  3.  с социологией – социология заимствует из соц. психологии методы изучения личности и человеческих отношений, психология широко пользуется традиц. соц. приема сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос;
  4.  с педагогикой – любой из вопросов обучения и воспитания детей требует совместного участия педагогов и психологов и без их скоординированной работы не может быть успешно решен.

Методология психолого-педагогических дисциплин.

Методология учение о принципах построения, формах и способах научно-исследовательской деятельности (наука о методе в целом). Метод – способ познания какой-либо реальности.

Уровни метод. знаний:

1. философский – совокупность общих филос. принципов познания (основа действительности);

2. общенаучный – универсальные принципы познания (унив. подход к изучению человека);

3. конкретно-научный – универсальные принципы познания исходя из особенностей данной науки;

4. методика – совокупность конкретных процедур исследования.

Методы:

  1.  методы исследования:

а) методы отбора: основные (наблюдение, эксперимент); дополнительные (опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности: контент-анализ и графология);

Наблюдение – систематическое, целенаправленное восприятие внешнего поведения чел-ка с целью его дальнейшего анализа. При таком методе должно быть невмешательство в процесс, за которым наблюдаем.

Эксперимент – вид исследования, кот. направлено на проверку научных гипотез. Целенаправленно изменяются условия, чтобы проверить реакцию. Эксперимент м.б. естественный и лабораторный. Этапы эксперимента – констатирующий, формирующий, контрольный.

Анализ продуктов деят-ти – у детей: рисунки, поделки; у взрослых – рукописи, видео-документы. В этом методе велика роль субъективного фактора, чтобы его уменьшить используют контент-анализ - более или менее формализованный метод анализа продуктов деятельности, где выделяют единицу анализа, а затем считают.

Графология – по почерку.

Опрос – получение информации со слов опрашиваемых. Виды опроса: заочный (анкетирование), очный (интервью, беседа).

Тестирование – метод, кот. предполагает использование стандартных задач (тестов), имеющих определенную шкалу значений.

б) методы обработки результатов – математические (%-ное соотношение и пр.);

  1.  методы воздействия (убеждение, внушение, гипноз).

Методологическая культура педагога.

Без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое или другое исследование. Такую грамотность называют методологической культурой, в содержание которой входит:

  •  методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность);
  •  способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм, методов познания, управления, конструирования.

Для педагога обладать методологической культурой – значит знать методологию педагогики и психологии, уметь применять знания в процессе решения педагогических ситуаций.

Основы культуры: проектирование и конструирование, осознание, формулирование и творческое решение педагогических и психологических задач, методологическая рефлексия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53718. Правописание окончаний имен существительных множественного числа 50 KB
  Содействовать обогащению словаря учащихся. А еще как вы думаете надо научиться правильно соединять буквы в словах 2. Комбинированная словарная работа.Посмотрите на доске написаны слова прочитайте их : аптека девочка малина магазин календарь метро картофель.
53719. Язык и человек. Общение устное и письменное 34.5 KB
  Общение устное и письменное. Общение устное и письменное. Посмотрите на рисунки на странице 4 и скажите где изображено письменное общение а где устное Правильно мальчик и девочка общаются между собой это устное общение. Мы с вами сейчас общаемся это тоже устное общение.
53720. Правописание гласных после шипящих 40 KB
  Сегодня мы познакомимся с новым с новым словарным словом экскурсия. Кто знает что обозначает это слово Правильно экскурсия это коллективное посещение музея достопримечательного места предприятия поездка прогулка с образовательной научной спортивной или увеселительной целью. Куда мы можем пойти на экскурсию в нашем городе Давайте запишем наше слово в тетради. Сколько слогов в нашем слове Сколько букв Сколько звуков Давайте еще раз повторим это слово.
53721. Три склонения имен существительных 77 KB
  Развивающие: Продолжить формирование у школьников умение определять виды склонения; Освежить знания учащихся о склонении полученные в младших классах; Продолжить развивать монологическую речь коммуникативные навыки коммуникабельность навыки сотрудничества; продолжить развивать умение сравнивать обобщать и систематизировать; Воспитательные: продолжить...
53722. Розробка мультисервісної мережі для Київського району м. Донецьк 13.44 MB
  Метою даного дипломного проекту є надання мешканцям Київського району, по одному каналу широкосмугового доступу, послуг високошвидкісного доступу до мережі Інтернет, IPTV та IP телефонії. Кінцевим користувачам економічно більш вигідне підключення до Інтернет по виділеному швидкісному каналу за рахунок того, що в такому випадку оплачується трафік, а не тривалість зєднання (як при використанні аналогових модемів).
53723. «Цветок Кактуса». Работа с крепированной бумагой 57.5 KB
  Ребята какое у вас настроение Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Ребята посмотрите всё ли у вас на рабочих местах всё ли в порядке Сегодня на урок труда вы должны были принести полоски крепированной бумаги полоски красной и белой бумаги зеленую бумагу проволоку ножницы. Ребята сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну а называется она Цветочная. Правит этой страной многоуважаемая королева а как её зовут вам надо угадать: Хоть не зверь я и не птица Но сумею защититься Растопырю коготки Только тронь мои...
53724. Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них 71.5 KB
  Цели и задачи урока: обучающие: ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон. Как называются...
53726. Управление денежными активами 25.5 KB
  Финансовый цикл – это промежуток времени между сроком платежа предприятия по своим обязательствам перед поставщиками и получением денег от покупателей. Иными словами финансовый цикл определяется как временной интервал между оттоком и притоком денежных средств в связи с осуществлением текущей производственной деятельности.