10321

Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки

Доклад

Педагогика и дидактика

Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки. Закон РФ Об образовании. Структура и особенности современной системы образования в РФ. Непрерывное образование. Уровни и формы получения образования. Концепция модернизации российского обра...

Русский

2013-03-24

67.5 KB

56 чел.

Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки. Закон РФ «Об образовании». Структура и особенности современной системы образования в РФ. Непрерывное образование. Уровни и формы получения образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Задачи российской школы и педагогической и психологической науки связаны с проблемами развития российского общества:

  •  преодоление социально-экономического и духовного кризиса;
  •  обеспечение высокого качества жизни;
  •  восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, науки, культуры.

Соответственно, главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются:

  1.  создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;
  2.  выработка научного мировоззрения (мировоззрение – это обобщенная система взглядов, убеждений, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде);
  3.  освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также овладение приемами самостоятельной деятельности.

Самой сложной проблемой школы на современном этапе является ее адаптивность. Адаптивная школа – школа, которая учитывает возможности учащихся, ориентируется на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивает условия для их жизненного самоопределения и самореализации, создает благоприятный психологический климат педагогического взаимодействия всех субъектов образовательной среды. Поэтому сегодня в психолого-педагогических науках первостепенной задачей становится:

  1.  обобщение передового педагогического и психологич. опыта и внедрение достижений данных наук;
  2.  анализ подходов (с психологической и педагогической точек зрения) к понятию «инновация», ее содержанию, критериям оценивания.

Современная система образования России строится на основании Закона РФ «Об образовании», принятого 10 июля 1992 года. В Законе содержатся основные принципы и положения развития образования в России. К ним относятся:

  •  гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  •  единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей  в условиях многонационального государства;
  •  общедоступность образования: бесплатность общего образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  •  светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях образования;
  •  демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

В соответствии с Законом с-ма образования предст. собой совокупность взаимодействующих:

  1.  преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2.  сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3.  органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Общеобразовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности: общеобразовательные (основные и дополнительные); и профессиональные (основные и дополнительные).

Общая структура системы образования:

  1.  Дошкольные учреждения (ясли, детские сады).
  2.  Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи)
  •  начального общего образования;
  •  основного общего образования;
  •  среднего общего образования.
  1.  Учреждения профессионального образования:
  •  начального (училища);
  •  среднего (техникумы, колледжи);
  •  высшего (институты, университеты, академии);
  •  послевузовского (аспирантура, докторантура, институты повышения квалификации).
  1.  Учреждения дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества и т.д.).
  2.  Специальные (коррекционные) учреждения (для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявлением олигофрении и т.д.).
  3.  Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (интернаты, детские дома).

В современном мировом сообществе наметилась тенденция к реализации идеи непрерывного образования (образования на протяжении всей жизни). Она означает:

  1.  преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями, вузом, учреждениями послевузовского образования в решении данной задачи;
  2.  процесс непрерывного самообразования у человека в течение всей жизни;
  3.  реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой.

Непрерывное образование реализуется путем:

  •  обеспечения преемственности содержания и координации учебно-воспитательной деятельности;
  •  формирования потребности и способности личности в самообразовании;
  •  оптимизации системы переподготовки работников и повышения их квалификации;
  •  организации обучения в соответствии с потребностями личности и рынком труда.

В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (цензы):

  1.  основное общее образование (9 классов);
  2.  среднее (полное) общее образование (11 классов);
  3.  начальное профессиональное образование;
  4.  среднее профессиональное образование;
  5.  высшее профессиональное образование;
  6.  послевузовское профессиональное образование.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

  •  в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), в заочной форме;
  •  в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной образовательной программы действует единый образовательный стандарт.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года – документ, определяющий стратегию и основные направления развития и обновления российской системы образования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» и раскрыты в Национальной Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Применительно к образованию модернизация означает:

  1.  его адаптацию к изменившимся соц.-экономическим и политическим условиям развития России;
  2.  освоение опыта модернизации образоват. сферы, накопленного более продвинутыми странами мира.

Для реализации этих задач проводятся следующие эксперименты:

  •  переход к 12-летней школе с новым базисным учебным планом и стандартами;
  •  введение старшей профильной школы;
  •  введение единого государственного экзамена для выпускников школ и поступающих в вузы;
  •  использование государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), сумма которых будет устанавливаться в зависимости от результатов сдачи ЕГЭ выпускником школы.

КМРО состоит из следующих разделов:

  1.  Роль образования в развитии российского общества.
  2.  Приоритеты образовательной политики.
  3.  Основные направления, этапы, меры реализации образовательной политики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5025. Аттестация государственных служащих 188 KB
  Каждый государственный и муниципальный служащий в течение своей жизни не раз столкнется с аттестацией, порой тревожным и психологически мучительным процессом, поэтому необходимо знать всю структуру аттестации и быть готовым к ней, быть во в...
5026. Ограниченность экономических ресурсов и благ в современном мире 134.5 KB
  Вопрос ограниченности ресурсов и благ в современном мире является одним из самых актуальных. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах...
5027. Анализ и оценка финансовых результатов деятельности коммерческой организации на примере предприятия ООО СВС 5.37 MB
  В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основе ...
5028. Агрегатное состояние веществ 34.5 KB
  Агрегатное состояние веществ. Агрегатные Состояния вещества (от лат. Aggrego –присоединяю, связываю), состояния одного и того же вещества, переходы между которыми сопровождаются скачкообразным изменением его свободной энергии, энтропии, плотнос...
5029. Основы технологий пищевых продуктов из сырья растительного происхождения 812.5 KB
  Изложены общие сведения о пище и питании, а также характеристика растительного сырья для производства пищевых продуктов. Приведены основы технологий производства хлебопекарных дрожжей, этилового спирта, водок и ликероводочных изделий, виноградных ви...
5030. Изучение показателей рентабельности и применение их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия, используя финансовую отчетность ОАО Инкар 1020.5 KB
  Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами...
5031. Исследование частотно-регулируемого электропривода с асинхронным двигателем и транзисторным преобразователем 91.5 KB
  Исследование частотно-регулируемого электропривода с асинхронным двигателем и транзисторным преобразователем Цель работы – экспериментальное исследование механических и регулировочных характеристик частотно-управляемого асинхронного электродвиг...
5032. Исследование электропривода с шаговым электродвигателем 159 KB
  Исследование электропривода с шаговым электродвигателем Цель работы: Изучение электропривода ЭП с шаговым двигателем (ШД), исследование его характеристик в различных режимах работы. ШД являются электрическими машинами переменного тока, и относятся к...
5033. Разработка эффективного технологического процесса ремонта автомобильных компрессоров 993 KB
  Авторемонтное производство в нашей стране переводится на индустриальную основу. Наряду с действующими авторемонтными предприятиями создаются предприятия по фирменному обслуживанию и ремонту автомобилей (при КамАЗе, АвтоВАЗе, ЯМЗ). Особую з...