10321

Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки

Доклад

Педагогика и дидактика

Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки. Закон РФ Об образовании. Структура и особенности современной системы образования в РФ. Непрерывное образование. Уровни и формы получения образования. Концепция модернизации российского обра...

Русский

2013-03-24

67.5 KB

53 чел.

Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки. Закон РФ «Об образовании». Структура и особенности современной системы образования в РФ. Непрерывное образование. Уровни и формы получения образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Задачи российской школы и педагогической и психологической науки связаны с проблемами развития российского общества:

  •  преодоление социально-экономического и духовного кризиса;
  •  обеспечение высокого качества жизни;
  •  восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, науки, культуры.

Соответственно, главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются:

  1.  создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;
  2.  выработка научного мировоззрения (мировоззрение – это обобщенная система взглядов, убеждений, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде);
  3.  освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также овладение приемами самостоятельной деятельности.

Самой сложной проблемой школы на современном этапе является ее адаптивность. Адаптивная школа – школа, которая учитывает возможности учащихся, ориентируется на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивает условия для их жизненного самоопределения и самореализации, создает благоприятный психологический климат педагогического взаимодействия всех субъектов образовательной среды. Поэтому сегодня в психолого-педагогических науках первостепенной задачей становится:

  1.  обобщение передового педагогического и психологич. опыта и внедрение достижений данных наук;
  2.  анализ подходов (с психологической и педагогической точек зрения) к понятию «инновация», ее содержанию, критериям оценивания.

Современная система образования России строится на основании Закона РФ «Об образовании», принятого 10 июля 1992 года. В Законе содержатся основные принципы и положения развития образования в России. К ним относятся:

  •  гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  •  единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей  в условиях многонационального государства;
  •  общедоступность образования: бесплатность общего образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  •  светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях образования;
  •  демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

В соответствии с Законом с-ма образования предст. собой совокупность взаимодействующих:

  1.  преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2.  сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3.  органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Общеобразовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности: общеобразовательные (основные и дополнительные); и профессиональные (основные и дополнительные).

Общая структура системы образования:

  1.  Дошкольные учреждения (ясли, детские сады).
  2.  Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи)
  •  начального общего образования;
  •  основного общего образования;
  •  среднего общего образования.
  1.  Учреждения профессионального образования:
  •  начального (училища);
  •  среднего (техникумы, колледжи);
  •  высшего (институты, университеты, академии);
  •  послевузовского (аспирантура, докторантура, институты повышения квалификации).
  1.  Учреждения дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества и т.д.).
  2.  Специальные (коррекционные) учреждения (для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявлением олигофрении и т.д.).
  3.  Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (интернаты, детские дома).

В современном мировом сообществе наметилась тенденция к реализации идеи непрерывного образования (образования на протяжении всей жизни). Она означает:

  1.  преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями, вузом, учреждениями послевузовского образования в решении данной задачи;
  2.  процесс непрерывного самообразования у человека в течение всей жизни;
  3.  реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой.

Непрерывное образование реализуется путем:

  •  обеспечения преемственности содержания и координации учебно-воспитательной деятельности;
  •  формирования потребности и способности личности в самообразовании;
  •  оптимизации системы переподготовки работников и повышения их квалификации;
  •  организации обучения в соответствии с потребностями личности и рынком труда.

В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (цензы):

  1.  основное общее образование (9 классов);
  2.  среднее (полное) общее образование (11 классов);
  3.  начальное профессиональное образование;
  4.  среднее профессиональное образование;
  5.  высшее профессиональное образование;
  6.  послевузовское профессиональное образование.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

  •  в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), в заочной форме;
  •  в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной образовательной программы действует единый образовательный стандарт.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года – документ, определяющий стратегию и основные направления развития и обновления российской системы образования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» и раскрыты в Национальной Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Применительно к образованию модернизация означает:

  1.  его адаптацию к изменившимся соц.-экономическим и политическим условиям развития России;
  2.  освоение опыта модернизации образоват. сферы, накопленного более продвинутыми странами мира.

Для реализации этих задач проводятся следующие эксперименты:

  •  переход к 12-летней школе с новым базисным учебным планом и стандартами;
  •  введение старшей профильной школы;
  •  введение единого государственного экзамена для выпускников школ и поступающих в вузы;
  •  использование государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), сумма которых будет устанавливаться в зависимости от результатов сдачи ЕГЭ выпускником школы.

КМРО состоит из следующих разделов:

  1.  Роль образования в развитии российского общества.
  2.  Приоритеты образовательной политики.
  3.  Основные направления, этапы, меры реализации образовательной политики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78792. Скарби бабусиної скрині 77.5 KB
  Ліна: Ну а я що можу зробити? Візьми он книжку яку почитай. Марія: Та ти що з дуба впала, яка книжка, я ж покоління ХХІ століття - часу інтернету, - ми книжок не читаємо. Ліна: Тобі ж гірше. Не хочеш читати - візьми в хаті поприбирай. Подвійна користь буде: себе займеш і бабусі допоможеш.
78793. Как нечисть Любовь украла 45 KB
  На сцене стоит избушка старушки - сказочницы. Ставни открываются - в избушке сидит старушка. Во время её слов перебежками вокруг дома бегает нечистая сила. Старушка: Это было… иль не было Иль приснилось мне опять. Раз - окошки отворила - Сказку буду начинать! Сказку эту иль неправду...
78794. Скелет и мышцы 198 KB
  Цель: Знакомить учащихся со строением человека. Формировать интерес к познанию самого себя. Проверить усвоение материала по теме «Кожа». Расширить кругозор учащихся. Оборудование: индивидуальные карточки, плакаты, справочник, пособие «Скелет человека».
78795. З бабусиної скрині 61.5 KB
  Учень: Україно Україно Краю милий Краю золотавий Поля твої широкополі Пісні дзвінкоголосі Міста наші рідні Сади пишноцвітні Пшениці ряснії Городи багатії. Учень: Українська земле Де є краща Де миліша Як не на Вкраїні Тут городи і сади Тут яблука й гарбузи. Учень:...
78796. Сценарій тематичного вечора «Її величність Скрипка» 70.5 KB
  Скрипка народилася приблизно у 16-му столітті у руках одного з ломбардських майстрів Італії. Віола мала ніжний і м’який голос Але не було у неї високих блискучих звуків що мала скрипка. Говорять що Леонардо да Вінчі подарував їй завиток прикрасив її голівку – і народилась скрипка що має характер...
78797. СЛАБКА ЛАНКА 68 KB
  Мета: Закріпити і повторити матеріал з історії України та всесвітньої історії, виявити недоліки в знаннях, розвивати логічне мислення, допитливість, кмітливість, викликати життєвий інтерес до історії.
78798. Закріплення знань про слово, що означають назви предметів 140.5 KB
  Дівчаткам слід записати слова із тексту які відповідають на запитання що Хлопчикам слід записати слова із тексту які відповідають на запитання хто Сніг намисто ліс стежка нірка слід хвіст віник Мишка заєць лисиця птахи ведмідь 2 назви кількість предметів...
78800. Словникова робота на уроках української мови у 2 класі 35.5 KB
  Під час читання творів: виконуємо завдання: 1 прочитати слова 2 перекласти слова 3 зрозуміти значення слів робота з тлумачним словником. Подивились значення слів у тлумачному словнику: верболіз лози молоді гнучкі вербові пагони осока багаторічна болотна трава з довгим гострим листям.