10321

Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки

Доклад

Педагогика и дидактика

Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки. Закон РФ Об образовании. Структура и особенности современной системы образования в РФ. Непрерывное образование. Уровни и формы получения образования. Концепция модернизации российского обра...

Русский

2013-03-24

67.5 KB

53 чел.

Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки. Закон РФ «Об образовании». Структура и особенности современной системы образования в РФ. Непрерывное образование. Уровни и формы получения образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Задачи российской школы и педагогической и психологической науки связаны с проблемами развития российского общества:

  •  преодоление социально-экономического и духовного кризиса;
  •  обеспечение высокого качества жизни;
  •  восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, науки, культуры.

Соответственно, главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются:

  1.  создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;
  2.  выработка научного мировоззрения (мировоззрение – это обобщенная система взглядов, убеждений, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде);
  3.  освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также овладение приемами самостоятельной деятельности.

Самой сложной проблемой школы на современном этапе является ее адаптивность. Адаптивная школа – школа, которая учитывает возможности учащихся, ориентируется на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивает условия для их жизненного самоопределения и самореализации, создает благоприятный психологический климат педагогического взаимодействия всех субъектов образовательной среды. Поэтому сегодня в психолого-педагогических науках первостепенной задачей становится:

  1.  обобщение передового педагогического и психологич. опыта и внедрение достижений данных наук;
  2.  анализ подходов (с психологической и педагогической точек зрения) к понятию «инновация», ее содержанию, критериям оценивания.

Современная система образования России строится на основании Закона РФ «Об образовании», принятого 10 июля 1992 года. В Законе содержатся основные принципы и положения развития образования в России. К ним относятся:

  •  гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  •  единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей  в условиях многонационального государства;
  •  общедоступность образования: бесплатность общего образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  •  светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях образования;
  •  демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

В соответствии с Законом с-ма образования предст. собой совокупность взаимодействующих:

  1.  преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2.  сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3.  органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Общеобразовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности: общеобразовательные (основные и дополнительные); и профессиональные (основные и дополнительные).

Общая структура системы образования:

  1.  Дошкольные учреждения (ясли, детские сады).
  2.  Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи)
  •  начального общего образования;
  •  основного общего образования;
  •  среднего общего образования.
  1.  Учреждения профессионального образования:
  •  начального (училища);
  •  среднего (техникумы, колледжи);
  •  высшего (институты, университеты, академии);
  •  послевузовского (аспирантура, докторантура, институты повышения квалификации).
  1.  Учреждения дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества и т.д.).
  2.  Специальные (коррекционные) учреждения (для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявлением олигофрении и т.д.).
  3.  Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (интернаты, детские дома).

В современном мировом сообществе наметилась тенденция к реализации идеи непрерывного образования (образования на протяжении всей жизни). Она означает:

  1.  преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями, вузом, учреждениями послевузовского образования в решении данной задачи;
  2.  процесс непрерывного самообразования у человека в течение всей жизни;
  3.  реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой.

Непрерывное образование реализуется путем:

  •  обеспечения преемственности содержания и координации учебно-воспитательной деятельности;
  •  формирования потребности и способности личности в самообразовании;
  •  оптимизации системы переподготовки работников и повышения их квалификации;
  •  организации обучения в соответствии с потребностями личности и рынком труда.

В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (цензы):

  1.  основное общее образование (9 классов);
  2.  среднее (полное) общее образование (11 классов);
  3.  начальное профессиональное образование;
  4.  среднее профессиональное образование;
  5.  высшее профессиональное образование;
  6.  послевузовское профессиональное образование.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

  •  в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), в заочной форме;
  •  в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной образовательной программы действует единый образовательный стандарт.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года – документ, определяющий стратегию и основные направления развития и обновления российской системы образования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» и раскрыты в Национальной Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Применительно к образованию модернизация означает:

  1.  его адаптацию к изменившимся соц.-экономическим и политическим условиям развития России;
  2.  освоение опыта модернизации образоват. сферы, накопленного более продвинутыми странами мира.

Для реализации этих задач проводятся следующие эксперименты:

  •  переход к 12-летней школе с новым базисным учебным планом и стандартами;
  •  введение старшей профильной школы;
  •  введение единого государственного экзамена для выпускников школ и поступающих в вузы;
  •  использование государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), сумма которых будет устанавливаться в зависимости от результатов сдачи ЕГЭ выпускником школы.

КМРО состоит из следующих разделов:

  1.  Роль образования в развитии российского общества.
  2.  Приоритеты образовательной политики.
  3.  Основные направления, этапы, меры реализации образовательной политики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50701. Організація банківського кредитування в сучасних умовах. Створення комп’ютерних публікацій в Microsoft Publisher 472.24 KB
  Професія: Контролер ощадного банку. Організація банківського кредитування в сучасних умовах. Основні принципи та умови кредитування. Форми кредитування та їх сфера їх застосування. Порядок видачі позик на конкретні цілі, їх документальне оформлення та скерування. Плата за кредит. Види кредитів. Порядок формування та використання резервів для покриття втрат від кредитної діяльності банків. Професія: Оператор комп’ютерного набору. Створення комп’ютерних публікацій в Microsoft Publisher. Інф. газета Електромонтер з ремонту та обслуговування електроустаткування. Презентація «Електромонтер з ремонту та обслуговування електроустаткування»
50703. Определение коэффициента теплопроводности воздуха 68.5 KB
  Цель работы: Изучение явления теплопроводности в газах и определение коэффициента теплопроводности воздуха. Приборы и принадлежности: установка для измерения теплопроводности воздуха.09 Теория даёт следующую связь между напряжением на проводнике и силой тока в цепи: 1 АВ постоянные определяемые параметрами установки – коэффициент теплопроводности воздуха Введя переменные ...
50704. Определение коэффициента вязкости жидкости 101 KB
  Цель работы: Определить коэффициент вязкости жидкости по истечению его через капилляр. Приборы и принадлежности: установка для измерения коэффициента вязкости жидкости. Ход работы: № Qмл мм с 1 200 160 52 2 200 180 81 3 200 240 355 4 200 150 542 5 200 188 442 Найдём значения и : Находим коэффициент вязкости: Определяем среднюю скорость: Проверка Определим число Рейнольда: Определим...
50706. Определение фокусных расстояний собирающей и рассеивающей линз и основных характеристик оптических систем, составленных из этих линз 70 KB
  Цель работы: Определение фокусных расстояний собирающей и рассеивающей линз и основных характеристик оптических систем составленных из этих линз. Приборы и принадлежности: источник света со щелью в виде стрелки; экран; рейтер и масштабная линейка; набор линз две собирающих и одна рассеивающая; два штатива для установки линз. Ход работы: С помощью метода Бесселя рассчитать фокусные расстояния и оптические силы двух собирающих линз и одной рассеивающей.После этого измеряем расстояние от источника до линзыd1 и...
50707. Изучение распределения Гаусса и двумерного распределения Максвелла на механической модели 113 KB
  Цель работы: изучение законов нормального распределения случайных величин и двумерного распределения Максвелла. Вывод: в данной работе мы получили экспериментальные и теоретические графики распределения случайных величин которые качественным образом показывают распределение скоростей молекул идеального газа.
50708. Определение коэффициента поверхностного натяжения по высоте подъёма жидкости в капиллярных трубках 25 KB
  Тема: Определение коэффициента поверхностного натяжения по высоте подъёма жидкости в капиллярных трубках. Цель работы: определить коэффициента поверхностного натяжения. Вывод: В этой работе мы с помощью четырёх капиллярных трубок нашли два значения коэффициента поверхностного натяжения 1 = 745  178103 Н м и 2 = 644  218103 Н м.
50709. Исследование напряженного состояния тонкостенной цилиндрической оболочки 282 KB
  В таких оболочках действуют кольцевые в первом главном сечении и меридиональные напряжения во втором главном сечении которые могут определиться через внутренние силы и моменты: ; 1 где S –меридиональные силы; Т – кольцевые силы; толщина стенки; Z – координата точки в которой определяем напряжение; Z изменяется от до . Из формулы 1 следует что напряжения распределены по толщине стенки по линейному закону достигая наибольших значений на внутренней или нагруженной поверхностях опор ; 2 В этих формулах если...