10321

Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки

Доклад

Педагогика и дидактика

Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки. Закон РФ Об образовании. Структура и особенности современной системы образования в РФ. Непрерывное образование. Уровни и формы получения образования. Концепция модернизации российского обра...

Русский

2013-03-24

67.5 KB

56 чел.

Актуальные задачи российской школы и педагогической и психологической науки. Закон РФ «Об образовании». Структура и особенности современной системы образования в РФ. Непрерывное образование. Уровни и формы получения образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Задачи российской школы и педагогической и психологической науки связаны с проблемами развития российского общества:

  •  преодоление социально-экономического и духовного кризиса;
  •  обеспечение высокого качества жизни;
  •  восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, науки, культуры.

Соответственно, главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются:

  1.  создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности;
  2.  выработка научного мировоззрения (мировоззрение – это обобщенная система взглядов, убеждений, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде);
  3.  освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде, а также овладение приемами самостоятельной деятельности.

Самой сложной проблемой школы на современном этапе является ее адаптивность. Адаптивная школа – школа, которая учитывает возможности учащихся, ориентируется на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивает условия для их жизненного самоопределения и самореализации, создает благоприятный психологический климат педагогического взаимодействия всех субъектов образовательной среды. Поэтому сегодня в психолого-педагогических науках первостепенной задачей становится:

  1.  обобщение передового педагогического и психологич. опыта и внедрение достижений данных наук;
  2.  анализ подходов (с психологической и педагогической точек зрения) к понятию «инновация», ее содержанию, критериям оценивания.

Современная система образования России строится на основании Закона РФ «Об образовании», принятого 10 июля 1992 года. В Законе содержатся основные принципы и положения развития образования в России. К ним относятся:

  •  гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  •  единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей  в условиях многонационального государства;
  •  общедоступность образования: бесплатность общего образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  •  светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях образования;
  •  демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

В соответствии с Законом с-ма образования предст. собой совокупность взаимодействующих:

  1.  преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  2.  сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  3.  органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Общеобразовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности: общеобразовательные (основные и дополнительные); и профессиональные (основные и дополнительные).

Общая структура системы образования:

  1.  Дошкольные учреждения (ясли, детские сады).
  2.  Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи)
  •  начального общего образования;
  •  основного общего образования;
  •  среднего общего образования.
  1.  Учреждения профессионального образования:
  •  начального (училища);
  •  среднего (техникумы, колледжи);
  •  высшего (институты, университеты, академии);
  •  послевузовского (аспирантура, докторантура, институты повышения квалификации).
  1.  Учреждения дополнительного образования (музыкальные, художественные, спортивные школы, центры творчества и т.д.).
  2.  Специальные (коррекционные) учреждения (для слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих, для детей с проблемами интеллектуального развития, с проявлением олигофрении и т.д.).
  3.  Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (интернаты, детские дома).

В современном мировом сообществе наметилась тенденция к реализации идеи непрерывного образования (образования на протяжении всей жизни). Она означает:

  1.  преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями, вузом, учреждениями послевузовского образования в решении данной задачи;
  2.  процесс непрерывного самообразования у человека в течение всей жизни;
  3.  реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой.

Непрерывное образование реализуется путем:

  •  обеспечения преемственности содержания и координации учебно-воспитательной деятельности;
  •  формирования потребности и способности личности в самообразовании;
  •  оптимизации системы переподготовки работников и повышения их квалификации;
  •  организации обучения в соответствии с потребностями личности и рынком труда.

В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни (цензы):

  1.  основное общее образование (9 классов);
  2.  среднее (полное) общее образование (11 классов);
  3.  начальное профессиональное образование;
  4.  среднее профессиональное образование;
  5.  высшее профессиональное образование;
  6.  послевузовское профессиональное образование.

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

  •  в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), в заочной форме;
  •  в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной образовательной программы действует единый образовательный стандарт.

Концепция модернизации российского образования до 2010 года – документ, определяющий стратегию и основные направления развития и обновления российской системы образования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в законе РФ «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» и раскрыты в Национальной Федеральной программе развития образования на 2000-2005 годы.

Применительно к образованию модернизация означает:

  1.  его адаптацию к изменившимся соц.-экономическим и политическим условиям развития России;
  2.  освоение опыта модернизации образоват. сферы, накопленного более продвинутыми странами мира.

Для реализации этих задач проводятся следующие эксперименты:

  •  переход к 12-летней школе с новым базисным учебным планом и стандартами;
  •  введение старшей профильной школы;
  •  введение единого государственного экзамена для выпускников школ и поступающих в вузы;
  •  использование государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), сумма которых будет устанавливаться в зависимости от результатов сдачи ЕГЭ выпускником школы.

КМРО состоит из следующих разделов:

  1.  Роль образования в развитии российского общества.
  2.  Приоритеты образовательной политики.
  3.  Основные направления, этапы, меры реализации образовательной политики.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49469. Проектирование электрического освещения ремонтно-механического цеха 1.25 MB
  Проектирование электрического освещения ремонтно-механического цеха по дисциплине: Электрическое освещение Выполнила студентка гр. Выбор источников света для системы общего равномерного освещения цеха и вспомогательных помещений Светотехнический расчёт системы общего равномерного освещения и определение установленной мощности источников света в помещениях Выбор источников света типов светильников их размещение и светотехнический расчёт...
49470. Проектирование электрического освещения 434 KB
  Выбор того или иного источника света определяется требованиями к освещению (цветность излучения, зрительный комфорт, показатель блескости и других) и выполняется на основании сопоставления достоинств и недостатков существующих источников света. При этом предпочтение необходимо отдавать...
49474. Создание компьютерной программы «Формирование статистики звонков аппарата Градиент» 49.19 KB
  Компьютерные продукты являются объектами нематериальных активов – это часть активов предприятия, которые обладают стоимостью, но не имеют материального содержания. Они используются в хозяйственном обороте и способны приносить доход. Расчет оплаты специалистов производиться исходя из дневной тарифной ставки каждого.
49475. Проектирование железнодорожной линии в Читинской области 447.5 KB
  В соответствии с заданным соотношением вагонного состава определяется количество вагонов соответствующего типа и длина поезда: 1 где: Ln длина поезда м; ni количество вагонов iго типа; li длина вагонов iго типа м; lл длина локомотива м; Количество вагонов определяется: 2 где: Q масса поезда т; Длина приёмо-отправочных путей принимается равной 1050 м. 40001200 800 600 Наименьшая длина прямой: а Нормативные условия: между кривыми направленными в одну сторону между кривыми направленными в...
49476. Моделирование тренажера для тенисистов 97.38 KB
  Тренажер представляет собой комнату с тремя стенами ,у входа теннисист. Он может подавать мячи в произвольном направлении. Мячи отражаются от стен .Теннисист может отражать мячи двигаясь поперек входа. В процессе игры фиксируется число мячей ,поданных теннисистом и число пропущенных мячей.