10322

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). Взаимосвязь педагогических теорий и систем

Доклад

Педагогика и дидактика

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии психоанализ бихевиоризм гештальтпсихология и др.. Взаимосвязь педагогических теорий и систем. Педагогическая наука – это отрасль специфической деятельности связанная обучением и познани

Русский

2013-03-24

31 KB

25 чел.

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). Взаимосвязь педагогических теорий и систем.

Педагогическая наука – это отрасль специфической деятельности, связанная обучением и познанием реальных явлений воспитания, образования и обучения человека.

В философском словаре теория в широком смысле трактуется как комплекс взглядов, направленных на истолкование какого-либо явления, а в узком, как высшая саморазвитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области объектов данной теории. Т.о., педагогическая теория – система знаний, которая описывает и объясняет строго вычлененный круг педагогических явлений и которая предписывает, как правильно управлять ими. Это дает возможность систематизировать и группировать все множество педагогических знаний в отдельные крупные блоки или целостные и относительно самостоятельные образования единой теории.

Теория всегда имеет свой объект и предмет. Объект – это то, что описывает теория, т.е. совокупность направлений. Предмет – то, что теория объясняет, т.е. закономерности, связи и отношения, функционирующие в структуре объекта. Теория должна обладать своим составом, т.е. заключать в себе основные структурные элементы, идеи, понятия, законы, принципы, правила, свои объекты и предметы, быть непротиворечивой и иметь способность к саморазвитию, предсказанию и прогнозированию.

Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих как целостное явление.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей.

Изменения ПС, ее перестройка находится в зависимости от того на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствования содержания образования, заботу о материальном положении учителя. Общество, формируя материальный заказ, строит соответствующую систему образования как наиболее общую ПС, которая своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Виды ПС различают назначением, и, как следствие, особенностями организации и функционирования.

Иерархию педагогических систем можно представить следующим образом:

  •  БПС (большие пед. системы): педагогические системы высшего профессионального образования (вузы – институты, академии, университеты) и педагогические системы среднего специального образования (техникумы, училища, колледжи);
  •  СПС (средние): государственные школы, лицеи, гимназии, внешкольные учреждения, частные школы, лицеи, гимназии, дошкольные учреждения;
  •  МПС (малые): классы, кружки, секции, учебные группы, семья.

Психоанализ – предметом психологии явл-ся бессознательное. Основатель направления – З. Фрейд. Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами – влечениями, инстинктами, вытесненными из сознания. Главной среди этих процессов была признана имеющая секс. природу энергия влечения («либидо»). Испытывая разл. трансформации, она подавляется, вытесняется, и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям. Методы – психоанализ снов, ассоциаций. Задача психоанализа – истолковать истинные мотивы поведения и сделать их осознанными для человека.

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин). Ее сторонники считают, что при восприятии целое может отличаться от суммы его составляющих. Восприятие бывает всегда чем-то большим, чем ощущение. Принципы гештальтпсихологии предполагают, что мозг человека не просто регистрирует информацию, поступающую из окруж. среды. Человек, воспринимающий сенсорные сигналы, организует их в «гештальт», что по-немецки означает «форма» или «целое».

Бихевиоризм (Дж. Уотсон). В качестве предмета психологии выступает поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к кот. он адаптируется. Психология должна изучать только то, что доступно для объективного наблюдения, т.е. поведение. Сознание, воля, ощущения, восприятия отвергались. Основные научные понятия – стимул – раздражитель, реакция – ответ на раздражение, связь – ассоциация между стимулом и реакцией. Научение происходит в результате неоднократного повторения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84. Набор, форматирование и редактирование текста 1.22 MB
  Практика набора, редактирования и правильного форматирования текста, осуществление поиска и замены слов. Заполнение колонтитулов и копирование текста. Установка параметров страницы и набор заданий заданными шрифтами.
85. Классификация и моделирование систем 926.5 KB
  Сети Петри для моделирования, одновременность и конфликт, свойство замкнутости языков (конкатенация, объединение). Пропорционально-исследованное продвижение по этапам создания модели, целостность отдельных обособленных стадий ее построения.
86. Проектирование радиорелейных линий передачи данных на основе аналоговой аппаратуры 272.5 KB
  Структурная схема РРЛ как часть гипотетической эталонной цепи. Построение профиля пролета и определение высот подвеса антенн. Расчет минимально допустимых множителей ослабления рабочих стволов. Проверочный расчет устойчивости связи на РРЛ.
87. Расчет создания теплоустойчивого помещения с использованием внутреннего отопления 813 KB
  Теплотехнический расчет труб и нагревательных приборов. Определение мощности отопительной установки. Теплопотери через ограждающие конструкции помещений. Гидравлический расчет системы отопления.
88. Исследование напряжения и его измерительных характеристик 767 KB
  Исследование резистивного делителя напряжений. Исследование цепи синусоидального тока с ёмкостным элементом. Исследование цепи синусоидального тока с катушкой индуктивности.
89. Методическая трехзонная толкательная печь и ее характеристики 439 KB
  Печь для нагрева металла. Топливо – коксо-доменная смесь с теплотой сгорания 9100 кДж/м3. Температура нагрева металла 1215ºС. Конечное значение коэффициента теплоотдачи излучением. Свободная высота рабочего пространства над металлом по практическим данным.
90. Комбіновані зйомки Харківської продакшн-студії телерадіокомпанії Приват TV 508.5 KB
  Ознайомлення з історією підприємства, його структурою, схемою управління, асортиментом продукції, основним устаткуванням, технологічними процесами для створення, показу та збереження відео-, аудіо- та кінопродукції.
91. Компьютерная система управления документооборотом предприятия Черниговгазмонтаж 3.66 MB
  Необходимость внедрения систем электронного документооборота (Document Management System). Выбор технических средств построения системы. Диаграмма сервисов серверного приложения. Общие положения к организации работы с визуальными дисплеями и терминалами персональных компьютеров (ВДТПК).
92. Информационная эпоха: экономика, общество и культура 4.21 MB
  Информационно-технологическая революция. Информациональная экономика и процесс глобализации. Сетевое предприятие: культура, институты и организации информациональной экономики. Трансформация труда и занятости: сетевые работники, безработные и работники с гибким рабочим днем.