10322

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). Взаимосвязь педагогических теорий и систем

Доклад

Педагогика и дидактика

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии психоанализ бихевиоризм гештальтпсихология и др.. Взаимосвязь педагогических теорий и систем. Педагогическая наука – это отрасль специфической деятельности связанная обучением и познани

Русский

2013-03-24

31 KB

25 чел.

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). Взаимосвязь педагогических теорий и систем.

Педагогическая наука – это отрасль специфической деятельности, связанная обучением и познанием реальных явлений воспитания, образования и обучения человека.

В философском словаре теория в широком смысле трактуется как комплекс взглядов, направленных на истолкование какого-либо явления, а в узком, как высшая саморазвитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области объектов данной теории. Т.о., педагогическая теория – система знаний, которая описывает и объясняет строго вычлененный круг педагогических явлений и которая предписывает, как правильно управлять ими. Это дает возможность систематизировать и группировать все множество педагогических знаний в отдельные крупные блоки или целостные и относительно самостоятельные образования единой теории.

Теория всегда имеет свой объект и предмет. Объект – это то, что описывает теория, т.е. совокупность направлений. Предмет – то, что теория объясняет, т.е. закономерности, связи и отношения, функционирующие в структуре объекта. Теория должна обладать своим составом, т.е. заключать в себе основные структурные элементы, идеи, понятия, законы, принципы, правила, свои объекты и предметы, быть непротиворечивой и иметь способность к саморазвитию, предсказанию и прогнозированию.

Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих как целостное явление.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей.

Изменения ПС, ее перестройка находится в зависимости от того на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствования содержания образования, заботу о материальном положении учителя. Общество, формируя материальный заказ, строит соответствующую систему образования как наиболее общую ПС, которая своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Виды ПС различают назначением, и, как следствие, особенностями организации и функционирования.

Иерархию педагогических систем можно представить следующим образом:

  •  БПС (большие пед. системы): педагогические системы высшего профессионального образования (вузы – институты, академии, университеты) и педагогические системы среднего специального образования (техникумы, училища, колледжи);
  •  СПС (средние): государственные школы, лицеи, гимназии, внешкольные учреждения, частные школы, лицеи, гимназии, дошкольные учреждения;
  •  МПС (малые): классы, кружки, секции, учебные группы, семья.

Психоанализ – предметом психологии явл-ся бессознательное. Основатель направления – З. Фрейд. Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами – влечениями, инстинктами, вытесненными из сознания. Главной среди этих процессов была признана имеющая секс. природу энергия влечения («либидо»). Испытывая разл. трансформации, она подавляется, вытесняется, и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям. Методы – психоанализ снов, ассоциаций. Задача психоанализа – истолковать истинные мотивы поведения и сделать их осознанными для человека.

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин). Ее сторонники считают, что при восприятии целое может отличаться от суммы его составляющих. Восприятие бывает всегда чем-то большим, чем ощущение. Принципы гештальтпсихологии предполагают, что мозг человека не просто регистрирует информацию, поступающую из окруж. среды. Человек, воспринимающий сенсорные сигналы, организует их в «гештальт», что по-немецки означает «форма» или «целое».

Бихевиоризм (Дж. Уотсон). В качестве предмета психологии выступает поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к кот. он адаптируется. Психология должна изучать только то, что доступно для объективного наблюдения, т.е. поведение. Сознание, воля, ощущения, восприятия отвергались. Основные научные понятия – стимул – раздражитель, реакция – ответ на раздражение, связь – ассоциация между стимулом и реакцией. Научение происходит в результате неоднократного повторения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36436. Рекреациооные ресурсы 32.5 KB
  К рекреационным ресурсам относятся: природные комплексы и их компоненты рельеф климат водоемы растительность животный мир; культурноисторические достопримечательности; экономический потенциал территории включающий инфраструктуру трудовые ресурсы. Рекреационные ресурсы это совокупность элементов природных природнотехнических и социальноэкономических геосистем которые при соответствующем развитии производительных сил могут быть использованы для организации рекреационного хозяйства. Рекреационные ресурсы кроме природных...
36437. Эстетическая привлекательность ландшафтов 31 KB
  Современные подходы к оценке эстетической привлекательности ландшафтов. Объективистский подход предполагает выявление объективных критериев эстетической привлекательности кроющихся в физиономических характеристиках самого ландшафта субъективный же указывая на субъективную природу красоты исследует особенности ландшафтноэстетических предпочтений у разных групп людей.Объективистский подход к оценке эстетической привлекательности ландшафтов является в настоящее время наиболее признанным и распространенным. Также к его недостаткам...
36438. Виды воздействия рекреационной деятельности на ОС 25.5 KB
  Ранее исследованиям по анализу туристской деятельности уделялось мало внимания да и то рассматривали воздействие туризма только в определённых точках земного шара или воздействие отдельных его видов. Воздействие туризма на окружающую среду может быть прямым косвенным и побудительным а также положительным и отрицательным. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой однако с помощью управления развитием туризма и чёткого планирования возможно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное. Положительное...
36439. Национальные парки 30 KB
  Основные задачи национальных парков На национальные парки возлагаются следующие основные задачи: а сохранение природных комплексов уникальных и эталонных природных участков и объектов; б сохранение историкокультурных объектов; в экологическое просвещение населения; г создание условий для регулируемого туризма и отдыха; д разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; е осуществление экологического мониторинга; ж восстановление нарушенных природных и историкокультурных комплексов и объектов. Исходя...
36440. Государственные природные заказники России: статус, режим, функции, задачи, перспективы развития ФЗначения 29 KB
  Государственные природные заповедники являются природоохранными научноисследовательскими и экологопросветительскими учреждениями имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений генетического фонда растительного и животного мира отдельных видов и сообществ растений и животных типичных и уникальных экологических систем. Задачи государственных природных заповедников а осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии...
36441. Категории и виды ООПТ Арх. Области 26.5 KB
  Области сеть ОПТ: заповедники национальные парки заказники памятники природы. На западе области организовано два среднетаежных НП: Водлозерский природный 3411 км2 и Кенозерский 1397 км2. Первый находится на границе Карелии и Архангельской области и включает девственную тайгу на югозападе Онежского района. В области организовано 36 видовых и комплексных заказников 55 681 км2 или 135 площади области.
36442. Восточно-европейская зона 37 KB
  Ее туристские ресурсы определяются помимо живописности природы море реки леса средневысотные горы возможностью заниматься летними и зимними видами спорта а также большим числом историкокультурных памятников разных эпох музыкальными традициями страны и пр. Природной аттрактивностыо отличаются в первую очередь север страны с его Балтийским побережьем и юг где расположена часть Карпатской горной системы. Что касается привлекательности историкокультурной историкоархитектурной то ею обладают главный туристский центр страны и ее...
36443. Западно-европейская 33.5 KB
  Она привлекает туристов и очень разнообразной природой и множеством историкокультурных историкоархитектурных объектов.; преобладанием воздушных перевозок своих и иностранных туристов над автомобильными. При этом в районе велико число туристов не только летом но и зимой в период когда в доступных для туристов горах есть необходимый снежный покров. Наиболее интересны для туристов города Женева Цюрих Берн столица страны.
36444. Южная Европа 34.5 KB
  Пользуется популярностью у туристов и Мальта со столицей ЛаВалетта известная и памятниками прошлого и своеобразной архитектурой. Район этот очень привлекателен для туристов и в последнее десятилетие пользуется исключительным туристским спросом. Это вполне объяснимо: сочетание морских побережий Атлантического океана и Средиземного моря с их пляжами со средиземноморским и близким к нему климатом внутренняя дифференциация природных условий высокогорные и средневысотные районы плато и низменности от очень влажных до засушливых...