10322

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). Взаимосвязь педагогических теорий и систем

Доклад

Педагогика и дидактика

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии психоанализ бихевиоризм гештальтпсихология и др.. Взаимосвязь педагогических теорий и систем. Педагогическая наука – это отрасль специфической деятельности связанная обучением и познани

Русский

2013-03-24

31 KB

26 чел.

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). Взаимосвязь педагогических теорий и систем.

Педагогическая наука – это отрасль специфической деятельности, связанная обучением и познанием реальных явлений воспитания, образования и обучения человека.

В философском словаре теория в широком смысле трактуется как комплекс взглядов, направленных на истолкование какого-либо явления, а в узком, как высшая саморазвитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области объектов данной теории. Т.о., педагогическая теория – система знаний, которая описывает и объясняет строго вычлененный круг педагогических явлений и которая предписывает, как правильно управлять ими. Это дает возможность систематизировать и группировать все множество педагогических знаний в отдельные крупные блоки или целостные и относительно самостоятельные образования единой теории.

Теория всегда имеет свой объект и предмет. Объект – это то, что описывает теория, т.е. совокупность направлений. Предмет – то, что теория объясняет, т.е. закономерности, связи и отношения, функционирующие в структуре объекта. Теория должна обладать своим составом, т.е. заключать в себе основные структурные элементы, идеи, понятия, законы, принципы, правила, свои объекты и предметы, быть непротиворечивой и иметь способность к саморазвитию, предсказанию и прогнозированию.

Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих как целостное явление.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей.

Изменения ПС, ее перестройка находится в зависимости от того на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствования содержания образования, заботу о материальном положении учителя. Общество, формируя материальный заказ, строит соответствующую систему образования как наиболее общую ПС, которая своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Виды ПС различают назначением, и, как следствие, особенностями организации и функционирования.

Иерархию педагогических систем можно представить следующим образом:

  •  БПС (большие пед. системы): педагогические системы высшего профессионального образования (вузы – институты, академии, университеты) и педагогические системы среднего специального образования (техникумы, училища, колледжи);
  •  СПС (средние): государственные школы, лицеи, гимназии, внешкольные учреждения, частные школы, лицеи, гимназии, дошкольные учреждения;
  •  МПС (малые): классы, кружки, секции, учебные группы, семья.

Психоанализ – предметом психологии явл-ся бессознательное. Основатель направления – З. Фрейд. Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами – влечениями, инстинктами, вытесненными из сознания. Главной среди этих процессов была признана имеющая секс. природу энергия влечения («либидо»). Испытывая разл. трансформации, она подавляется, вытесняется, и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям. Методы – психоанализ снов, ассоциаций. Задача психоанализа – истолковать истинные мотивы поведения и сделать их осознанными для человека.

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин). Ее сторонники считают, что при восприятии целое может отличаться от суммы его составляющих. Восприятие бывает всегда чем-то большим, чем ощущение. Принципы гештальтпсихологии предполагают, что мозг человека не просто регистрирует информацию, поступающую из окруж. среды. Человек, воспринимающий сенсорные сигналы, организует их в «гештальт», что по-немецки означает «форма» или «целое».

Бихевиоризм (Дж. Уотсон). В качестве предмета психологии выступает поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к кот. он адаптируется. Психология должна изучать только то, что доступно для объективного наблюдения, т.е. поведение. Сознание, воля, ощущения, восприятия отвергались. Основные научные понятия – стимул – раздражитель, реакция – ответ на раздражение, связь – ассоциация между стимулом и реакцией. Научение происходит в результате неоднократного повторения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37105. Причины, цена и историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 17.16 KB
  Решения партии лежали в основе постановлений Государственного Комитета Обороны Президиума Верховного Совета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР приказов Народного комиссара обороны и Верховного Главнокомандующего а также призывов и лозунгов обращенных к советскому народу и воинам Вооруженных Сил. В руках Государственного Комитета Обороны сосредоточилась вся полнота власти в государстве. Все граждане и все партийные советские комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного...
37106. Послевоенное устройство мира. Формирование двух мировых систем и их противостояние 18.75 KB
  Особенностью послевоенного периода стали народнодемократические социалистические революции в странах Восточной Европы и ряде стран Азии которые при поддержке СССР приступили к строительству социализма. Образовалась мировая система социализма во главе с СССР. В годы мировой войны сложилась единая антифашистская коалиция – союз великих держав – СССР США Великобритания и Франция. Основой конфронтации стали отношения между двумя сверхдержавами – СССР и США.
37107. СССР в период восстановления разрушенного войной хозяйства 23.22 KB
  В 1943 году для организации восстановительных работ в Совете Народных Комиссаров СССР был образован специальный комитет а в Госплане СССР управление обеспечивающее планирование деятельности всех ведомств причастных к этой работе. Постановление ЦК ВКП б и СНК СССР от 21 августа 1943 г. В Госплане СССР и научных учреждениях были разработаны краткосрочные и долгосрочные планы восстановления народного хозяйства как в целом так и по отдельным отраслям. На сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития...
37108. Разоблачение культа личности Сталина. XX съезд КПСС 15.81 KB
  Именно Хрущеву было поручено прочитать доклад и лично встретить непредсказуемую реакцию участников съезда. Созванный за восемь месяцев до уставного срока в связи с насущной необходимостью подвести итоги произошедших после смерти Сталина изменений и дискуссии о выборе курса съезд завершился знаменитым секретным докладом Хрущева. в последний день работы XX съезда на закрытом заседании с докладом О культе личности и его последствиях выступил первый секретарь ЦК КПСС Н. В докладе были обнародованы и осуждены факты массовых репрессий...
37109. Политика либерализации советского общества. «Оттепель». Н.С. Хрущев – политик и человек 18.45 KB
  Хрущев – политик и человек. Хрущев. После недолгой борьбы к власти пришел Никита Сергеевич Хрущев. Резкий решительный неосторожный в словах и поступках Хрущев прошел все ступени партийной работы возглавлял крупные парторганизации.
37110. Нарастание застойных явлений в жизни СССР в 70-е – начале 80-х гг. и их сущность 27.5 KB
  Сохранилась жёстко централизованная система власти. Костяк этой власти составили аппаратчики. К власти пришло третье поколение советских правителей типичных аппаратчиков исполнителей. В моменты ослабления центрального руководства незаметные исполнители почувствовали мощь власти и те блага которые можно приобрести с её помощью.
37111. Перестройка политической системы СССР 24.95 KB
  В истории СССР начался этап получивший название перестройка . По решению XIX партконференции учреждается новый высший орган законодательной власти Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Был введен пост Президента СССР первым и последним Президентом СССР стал М.
37112. Россия в СНГ и мире: проблема взаимоотношений. Россия на рубеже XX-XXI вв 16.75 KB
  После распада СССР и провозглашения Содружества Независимых Государств для России сложилась новая внешнеполитическая ситуация. Обустройство этих войск в новых местах дислокации обернулось для России значительными финансовыми затратами. 30 мая 1997 года президентами России и республики Беларусь был подписан Устав нового союза однако противников объединения этих двух славянских государств остается немало как с одной так и с другой стороны. В отношении дальнего зарубежья внешняя политика России ставшей правопреемницей СССР характеризуется...
37113. Социально-экономическое развитие суверенной России: переход к рынку, приватизация 17.41 KB
  Приватизация. Осенью 1992 года началась приватизация. Решению этой задачи была подчинена и объявленная приватизация.