10322

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). Взаимосвязь педагогических теорий и систем

Доклад

Педагогика и дидактика

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии психоанализ бихевиоризм гештальтпсихология и др.. Взаимосвязь педагогических теорий и систем. Педагогическая наука – это отрасль специфической деятельности связанная обучением и познани

Русский

2013-03-24

31 KB

24 чел.

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). Взаимосвязь педагогических теорий и систем.

Педагогическая наука – это отрасль специфической деятельности, связанная обучением и познанием реальных явлений воспитания, образования и обучения человека.

В философском словаре теория в широком смысле трактуется как комплекс взглядов, направленных на истолкование какого-либо явления, а в узком, как высшая саморазвитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области объектов данной теории. Т.о., педагогическая теория – система знаний, которая описывает и объясняет строго вычлененный круг педагогических явлений и которая предписывает, как правильно управлять ими. Это дает возможность систематизировать и группировать все множество педагогических знаний в отдельные крупные блоки или целостные и относительно самостоятельные образования единой теории.

Теория всегда имеет свой объект и предмет. Объект – это то, что описывает теория, т.е. совокупность направлений. Предмет – то, что теория объясняет, т.е. закономерности, связи и отношения, функционирующие в структуре объекта. Теория должна обладать своим составом, т.е. заключать в себе основные структурные элементы, идеи, понятия, законы, принципы, правила, свои объекты и предметы, быть непротиворечивой и иметь способность к саморазвитию, предсказанию и прогнозированию.

Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих как целостное явление.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей.

Изменения ПС, ее перестройка находится в зависимости от того на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствования содержания образования, заботу о материальном положении учителя. Общество, формируя материальный заказ, строит соответствующую систему образования как наиболее общую ПС, которая своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Виды ПС различают назначением, и, как следствие, особенностями организации и функционирования.

Иерархию педагогических систем можно представить следующим образом:

  •  БПС (большие пед. системы): педагогические системы высшего профессионального образования (вузы – институты, академии, университеты) и педагогические системы среднего специального образования (техникумы, училища, колледжи);
  •  СПС (средние): государственные школы, лицеи, гимназии, внешкольные учреждения, частные школы, лицеи, гимназии, дошкольные учреждения;
  •  МПС (малые): классы, кружки, секции, учебные группы, семья.

Психоанализ – предметом психологии явл-ся бессознательное. Основатель направления – З. Фрейд. Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами – влечениями, инстинктами, вытесненными из сознания. Главной среди этих процессов была признана имеющая секс. природу энергия влечения («либидо»). Испытывая разл. трансформации, она подавляется, вытесняется, и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям. Методы – психоанализ снов, ассоциаций. Задача психоанализа – истолковать истинные мотивы поведения и сделать их осознанными для человека.

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин). Ее сторонники считают, что при восприятии целое может отличаться от суммы его составляющих. Восприятие бывает всегда чем-то большим, чем ощущение. Принципы гештальтпсихологии предполагают, что мозг человека не просто регистрирует информацию, поступающую из окруж. среды. Человек, воспринимающий сенсорные сигналы, организует их в «гештальт», что по-немецки означает «форма» или «целое».

Бихевиоризм (Дж. Уотсон). В качестве предмета психологии выступает поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к кот. он адаптируется. Психология должна изучать только то, что доступно для объективного наблюдения, т.е. поведение. Сознание, воля, ощущения, восприятия отвергались. Основные научные понятия – стимул – раздражитель, реакция – ответ на раздражение, связь – ассоциация между стимулом и реакцией. Научение происходит в результате неоднократного повторения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39188. Материальные ресурсы организации 27.63 KB
  Понятие сырьевых и топливноэнергетических ресурсов их классификация. Факторы и направления повышения эффективности использования материальных ресурсов. Повышение эффективности использования материальных ресурсов имеет большое значение как для экономики отдельной организации так и для государства в целом. Кроме того повышение эффективности использования материальных ресурсов обеспечивает увеличение объемов производимой продукции при тех же размерах материальных затрат.
39189. Организационно-правовые формы хозяйствования организаций 52.76 KB
  Среда функционирования организации. Характерные черты организации классификация организаций. Именно в организации осуществляются производство продукции выполняются работы и услуги происходит непосредственная связь работника со средствами производства т. Право хозяйственного ведения и оперативного управления – это право организации владеть пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах установленных законом.
39190. Инвестиционная деятельность организации 34.13 KB
  По экономической сути реализованные инвестиции представляют собой разовые единовременные затраты направленные на создание производственных ресурсов организации на увеличение ее реального капитала. Инвестиции – вложения в активы организации. Для учета и планирования инвестиции классифицируются по различным направлениям. В зависимости от вещественного содержания: Материальные инвестиции – капитальные вложения в воспроизводство основных средств.
39191. Организация технической подготовки производства. Техническая подготовка производства 17.51 KB
  Техническая подготовка производства – комплекс взаимосвязанных работ по организации выпуска новых изделий или совершенствованию изготовления выпускаемых видов продукции на основе непрерывного технического процесса производства. Важнейшие задачи технической подготовки производства: обеспечить ускоренное развитие научнотехнического прогресса во всех отраслях народного хозяйства это взаимосвязанное развитие науки и техники; сократить трудоёмкость и стоимость всех работ...
39192. Организация обслуживания и обеспечения производства 60.5 KB
  Организация ремонтного хозяйства Для обеспечения надзора за техническим состоянием оборудования и своевременного проведения высококачественного ремонта на швейном предприятии организуется ремонтное хозяйство которым руководит отдел главного механика. Задачами ремонтного хозяйства являются: поддержание оборудования в рабочем состоянии и его обновление; увеличение продолжительности работы оборудования без ремонта и уменьшение затрат на ремонт; повышение качества ремонта. Одной из задач ремонтного хозяйства является предупреждение...
39195. Промышленность в хозяйственном комплексе РБ 54 KB
  Цели задачи и направления структурной перестройки промышленности республики на современном этапе. Среди отраслей сферы материального производства промышленности отводится ведущее место так как: значительная доля ВВП и национального дохода создается промышленностью; значительное число активного населения занято в промышленности; промышленность производит орудия труда используемые в других отраслях материального производства и непроизводственной сферы; уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках также в значительной...
39196. Производственный процесс, производственный цикл 63.5 KB
  Сущность производственного процесса признаки классификации виды производственных процессов. Принципы организации производственного процесса. Характеристика производственного цикла и пути его сокращения. Основные компоненты производственного процесса это: профессионально подготовленный персонал; средства труда машины оборудование здания сооружения и т.