10322

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). Взаимосвязь педагогических теорий и систем

Доклад

Педагогика и дидактика

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии психоанализ бихевиоризм гештальтпсихология и др.. Взаимосвязь педагогических теорий и систем. Педагогическая наука это отрасль специфической деятельности связанная обучением и познани

Русский

2013-03-24

31 KB

27 чел.

Психологические и педагогические теории. Теории психики в мировой психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). Взаимосвязь педагогических теорий и систем.

Педагогическая наука – это отрасль специфической деятельности, связанная обучением и познанием реальных явлений воспитания, образования и обучения человека.

В философском словаре теория в широком смысле трактуется как комплекс взглядов, направленных на истолкование какого-либо явления, а в узком, как высшая саморазвитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определенной области объектов данной теории. Т.о., педагогическая теория – система знаний, которая описывает и объясняет строго вычлененный круг педагогических явлений и которая предписывает, как правильно управлять ими. Это дает возможность систематизировать и группировать все множество педагогических знаний в отдельные крупные блоки или целостные и относительно самостоятельные образования единой теории.

Теория всегда имеет свой объект и предмет. Объект – это то, что описывает теория, т.е. совокупность направлений. Предмет – то, что теория объясняет, т.е. закономерности, связи и отношения, функционирующие в структуре объекта. Теория должна обладать своим составом, т.е. заключать в себе основные структурные элементы, идеи, понятия, законы, принципы, правила, свои объекты и предметы, быть непротиворечивой и иметь способность к саморазвитию, предсказанию и прогнозированию.

Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих как целостное явление.

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей.

Изменения ПС, ее перестройка находится в зависимости от того на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствования содержания образования, заботу о материальном положении учителя. Общество, формируя материальный заказ, строит соответствующую систему образования как наиболее общую ПС, которая своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Виды ПС различают назначением, и, как следствие, особенностями организации и функционирования.

Иерархию педагогических систем можно представить следующим образом:

  •  БПС (большие пед. системы): педагогические системы высшего профессионального образования (вузы – институты, академии, университеты) и педагогические системы среднего специального образования (техникумы, училища, колледжи);
  •  СПС (средние): государственные школы, лицеи, гимназии, внешкольные учреждения, частные школы, лицеи, гимназии, дошкольные учреждения;
  •  МПС (малые): классы, кружки, секции, учебные группы, семья.

Психоанализ – предметом психологии явл-ся бессознательное. Основатель направления – З. Фрейд. Человеческая психика стала истолковываться как обусловленная бессознательными, иррациональными силами – влечениями, инстинктами, вытесненными из сознания. Главной среди этих процессов была признана имеющая секс. природу энергия влечения («либидо»). Испытывая разл. трансформации, она подавляется, вытесняется, и, тем не менее, прорывается сквозь «цензуру» сознания по обходным путям. Методы – психоанализ снов, ассоциаций. Задача психоанализа – истолковать истинные мотивы поведения и сделать их осознанными для человека.

Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Левин). Ее сторонники считают, что при восприятии целое может отличаться от суммы его составляющих. Восприятие бывает всегда чем-то большим, чем ощущение. Принципы гештальтпсихологии предполагают, что мозг человека не просто регистрирует информацию, поступающую из окруж. среды. Человек, воспринимающий сенсорные сигналы, организует их в «гештальт», что по-немецки означает «форма» или «целое».

Бихевиоризм (Дж. Уотсон). В качестве предмета психологии выступает поведение, понятое как совокупность реакций организма, обусловленная его общением со стимулами среды, к кот. он адаптируется. Психология должна изучать только то, что доступно для объективного наблюдения, т.е. поведение. Сознание, воля, ощущения, восприятия отвергались. Основные научные понятия – стимул – раздражитель, реакция – ответ на раздражение, связь – ассоциация между стимулом и реакцией. Научение происходит в результате неоднократного повторения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38721. ПРЕПАРАТЫ ГОРМОНОВ И ИХ АНАЛОГОВ 196 KB
  По химическому строению гормональные препараты как и гормоны классифицируются: а гормоны белковой и пептидной структуры препараты гормонов гипоталамуса гипофиза паращитовидной и поджелудочной желез кальцитонин; б производные аминокислот йодсодержащие производные тиронина препараты гормонов щитовидной железы мозгового слоя надпочечников ; в стероидные соединения препараты гормонов коры надпочечников и половых желез . Об этом очень важно помнить при проведении гормональной терапии так как гормональные препараты в организме...
38723. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ДЛЯ ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН РЕГИОНА 8.65 MB
  В соответствии с целью выделены следующие задачи: постановка и формализация задачи прогнозирования дат агротехнологических операций; разработка алгоритмов прогнозирования сроков посева зерновых культур; построение технологических карт на основе оптимизации структуры производства растениеводческой продукции с учетом своевременности посева; разработка программного комплекса планирования технологических операций. Математическое алгоритмическое и информационное обеспечение решения задачи оптимизации агротехнологических операций с...
38725. СИСТЕМА РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ 1.68 MB
  СИСТЕМА РЕГУЛЯТОРОВ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Теоретикометодологическая исследованность феномена социального действия. Сущность и общая характеристика системы регуляторов социального действия.
38727. ХИРУРГИЯ РЕАНИМАТОЛОГИЯ 150.5 KB
  Представленные тесты с выбором одного правильного ответа из 4х предложенных охватывают все разделы новых учебных программ: организация хирургической травматической онкологической и реанимационной помощи этиопатогенез клиника и диагностика принципы лечения и реабилитации больных с наиболее часто встречающейся хирургической патологией. При затруднении в ответах на тестовые задания рекомендуем воспользоваться предложенной в конце книги литературой затем попытаться повторно ответить на вопросы и лишь после этого обратиться для...
38728. Ключевые понятия интеллигентности 169.5 KB
  Лишь постепенно выясняется, насколько содержательным, объемным, сложным, многогранным и интересным оказывается явление интеллигентности. Все попытки ее определения и описания сопровождаются использованием понятий, свойственных носителям интеллигентности или как-то их характеризующих. Но есть понятия, интеллигентность обусловливающие. От того, насколько глубоко мы способны их осознать, зависит очень многое в нашем жизни.