10323

Личность, ее социальная и биологическая сущность. Понятие об индивидуальном развитии личности, его факторах и движущих силах

Доклад

Педагогика и дидактика

Личность ее социальная и биологическая сущность. Понятие об индивидуальном развитии личности его факторах и движущих силах. Специфика виды функции психологопедагогической диагностики и ее место в процессе формирования личности. Личность человек как представител...

Русский

2013-03-24

43.5 KB

61 чел.

Личность, ее социальная и биологическая сущность. Понятие об индивидуальном развитии личности, его факторах и движущих силах. Специфика, виды, функции психолого-педагогической диагностики и ее место в процессе формирования личности.

Личность – человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Личность - социальное качество, кот. обретает индивид в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Индивид – принадлежность человека к чел. роду.

Существуют разл. точки зрения на соотношение социального и биологического развития в личности:

  1.  биологическое входит в понятие «личность»;
  2.  биологическое выступает только в качестве условия формирования личности (B Леонтьев)

Выделяют:

  1.  натуралистические теории психического развития: биологический фактор – ведущий;
  2.  социальные теории: формирование личности – в процессе социализации (социальные отношения, обычаи, традиции, воспитание…).

С точки зрения заруб. психологии ход развития - от индивидуального к социальному, с точки зрения отеч. психологии – от социального к индивидуальному.

Движущие силы психического развития:

  1.  преформизм – развертывание изначально заложенных генетических структур (заруб. психология, Стенли Холл, Карл Бюлер);
  2.  обучение (Выготский), деятельность (Леонтьев), противоречия между усвоениями общественной и предметной сторонами деятельности (Эльконин).

Движущие силы развития (Сафронова) – преодоление внутренних противоречий.

Факторы развития: биологический (индивидуальные, врожденные особенности ребенка, задатки, особенности НС, экология), среда (общество вокруг ребенка), воспитание.

Развитие – единого определения не существует:

  1.  с биологической точки зрения – рост и созревание по уже заданной биолог. программе;
  2.  с педагогической точки зрения – формирование определенных ЗУНов;
  3.  -кое развитие - развитие -ки, ее структуры. По мнению Обуховой, развитие -ки – закономерное изменение -ких процессов во времени, кот. характеризуется количественными и качественными (изменение структуры и механизмов) преобразованиями.

Психолого-педагогическая диагностика – оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащегося и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации УВП.

Педагогическая диагностика, в отличие от психологической, осуществляется всегда внутри пед. процесса.

Задачи педдиагностики:

  1.  получение информации об уровне готовности ребенка к школьному обучению;
  2.  оценка возможностей учащихся начальной школы и определение их готовности к обучению в среднем звене;
  3.  изучение развития у подростков познавательной сферы, взаимоотношений в классе, особенностей характера и т.д.;
  4.  изучение интересов, склонностей, способностей, личных особенностей и т.д. с целью профориентации;
  5.  получение информации об особенностях личности учителя, о взаимоотношениях в пед. коллективе.

Педагог должен знать:

  •  что диагностировать (цель),
  •  как диагностировать (методики),

где применять полученные результаты (коррекция).

Классификации методов педдиагностики:

  1.  пассивные – активные;
  2.  одномоментные – длительные;
  3.  естественные – лабораторные.

Виды методов:

  1.  наблюдение – длительное, планомерное, целенаправленное описание особенностей личности, появляющихся в ее поведении и деятельности;
  2.  анкетирование – прием получения информации с помощью составленных вопросов;
  3.  беседа;
  4.  тестирование, анализ продуктов деят-сти;
  5.  ранжирование;
  6.  шкалирование;
  7.  социометрический метод.

Требования:

  1.  направленность на выяснение особенностей развития:
  •  сравнивать не с нормами, а с предыдущими результатами;
    •  изучать каждого на протяжении всего обучения;
    •  изучение личности влияет на состояние ребенка в целом и на УВП;
  1.  комплексное изучение;
  2.  с учетом возрастных особенностей;
  3.  в естественных для ребенка условиях;
  4.  систематически и последовательно;
  5.  использование разнообразных методик;

Функции:

  1.  воспитывающая;
  2.  контрольно-корректировочная;
  3.  прогностическая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73552. УКРАїНСЬКА ІСТОРІОГРАФіЯ ЗА КНЯЖОЇ ДОБИ (ХІ- ХШ ст.) 61 KB
  Ми не будемо тут більш детально на цьому зупинятися і з’ясовувати, чи була Київська Русь українською державою, чи це було “Русское государство”, чи це була “колиска”, з якої виросли три східнослов’янські народи – російський, український і білоруський. З цього приводу існує маса літератури
73553. Історичні знання в Україні в литовсько-польську добу 85 KB
  Методологічною основою продовжує залишатися провіденціалізм, хоча окремі оповідання носять характер прагматичного оповідання. Прагматизм - це напрям в історії, який обмежується викладом подій в їх зовнішніх звязках і послідовності, не викриваючи обєктивних законів історичного розвитку.
73554. Символічний метод розрахунку лінійних електричних кіл (ЛЕК) однофазного синусоїдного змінного струму 856.5 KB
  Розрахункові дії з комплексними параметрами ЛЕК однофазного СЗС. Закони Ома і Кірхгофа в комплексній формі. Символічний метод розрахунку однофазних кіл СЗС з одним джерелом ЕРС.
73555. Українська історіографія в епоху Гетьманщини 177 KB
  Події від середини ХVІІ і до кінця ХVІІІ ст. – це період Національної революції, Гетьманщини і ліквідації автономного ладу України в складі Російської імперії. Національна революція, що почалася 1848 року, привела до утворення Української гетьманської держави. На червень 1652 року Україна фактично виборола незалежність
73556. Введение в высокотемпературную теплотехнологию и энергетику теплотехнологии 32.17 MB
  Возобновляемые источники энергии энергия солнца ветра тепла земли естественного движения водных потоков а также энергия существующих в природе градиентов температур. Возобновляемые ТЭР основаны на использовании возобновляемых источников энергии: солнечного излучения энергии морей рек и океанов внутреннего тепла Земли воды и воздуха энергии естественного движения водных потоков и существующих...
73557. Методи розрахунку однофазних лінійних електричних кіл синусоїдного змінного струму при наявності двох і більше джерел живлення 668.5 KB
  Застосування символічного методу при розрахунку Іф кіл СЗС при наявності двох і більше джерел живлення. Методи вузлових і контурних рівнянь та контурних струмів. Методи вузлових потенціалів (двох вузлів) та суперпозиції. Метод еквівалентного генератора.
73558. Українська історіографія на початку національного відродження (кінець XVIII — перша половина XIX ст.) 97 KB
  Україна переживала з кінця XVIII століття складний етап своєї історії. Після поділу Польщі українські землі опинилися у складі двох імперій: Російської (80% території) і Австрійської. Суспільне життя краю характеризувалося кризою кріпосницького ладу, розгортанням російського визвольногопольського національно-визвольного та процесом українського національного відродження.
73559. Источники энергии высокотемпературных теплотехнологических установок 261 KB
  Классификация реакторов высокотемпературной теплотехнологической установки; Структурная схема теплотехнологического реактора; Схемы размещения источников энергии и движения дымовых газов в камерах (зонах) реакторов высокотемпературных технологических установок; Схема тепломассообмена в рабочем пространстве высокотемпературных теплотехнических установках;
73560. Розрахунок лінійних електричних кіл синусоїдного змінного струму методом провідностей 404.5 KB
  Визначення співвідношень опорів для перетворення схеми з послідовним зєднанням опорів в схему з їх паралельним зєднанням. Визначення співвідношень провідностей для перетворення схеми з паралельним зєднанням опорів в схему з їх послідовним зєднанням...