10323

Личность, ее социальная и биологическая сущность. Понятие об индивидуальном развитии личности, его факторах и движущих силах

Доклад

Педагогика и дидактика

Личность ее социальная и биологическая сущность. Понятие об индивидуальном развитии личности его факторах и движущих силах. Специфика виды функции психологопедагогической диагностики и ее место в процессе формирования личности. Личность – человек как представител...

Русский

2013-03-24

43.5 KB

56 чел.

Личность, ее социальная и биологическая сущность. Понятие об индивидуальном развитии личности, его факторах и движущих силах. Специфика, виды, функции психолого-педагогической диагностики и ее место в процессе формирования личности.

Личность – человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Личность - социальное качество, кот. обретает индивид в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Индивид – принадлежность человека к чел. роду.

Существуют разл. точки зрения на соотношение социального и биологического развития в личности:

  1.  биологическое входит в понятие «личность»;
  2.  биологическое выступает только в качестве условия формирования личности (B Леонтьев)

Выделяют:

  1.  натуралистические теории психического развития: биологический фактор – ведущий;
  2.  социальные теории: формирование личности – в процессе социализации (социальные отношения, обычаи, традиции, воспитание…).

С точки зрения заруб. психологии ход развития - от индивидуального к социальному, с точки зрения отеч. психологии – от социального к индивидуальному.

Движущие силы психического развития:

  1.  преформизм – развертывание изначально заложенных генетических структур (заруб. психология, Стенли Холл, Карл Бюлер);
  2.  обучение (Выготский), деятельность (Леонтьев), противоречия между усвоениями общественной и предметной сторонами деятельности (Эльконин).

Движущие силы развития (Сафронова) – преодоление внутренних противоречий.

Факторы развития: биологический (индивидуальные, врожденные особенности ребенка, задатки, особенности НС, экология), среда (общество вокруг ребенка), воспитание.

Развитие – единого определения не существует:

  1.  с биологической точки зрения – рост и созревание по уже заданной биолог. программе;
  2.  с педагогической точки зрения – формирование определенных ЗУНов;
  3.  -кое развитие - развитие -ки, ее структуры. По мнению Обуховой, развитие -ки – закономерное изменение -ких процессов во времени, кот. характеризуется количественными и качественными (изменение структуры и механизмов) преобразованиями.

Психолого-педагогическая диагностика – оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащегося и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации УВП.

Педагогическая диагностика, в отличие от психологической, осуществляется всегда внутри пед. процесса.

Задачи педдиагностики:

  1.  получение информации об уровне готовности ребенка к школьному обучению;
  2.  оценка возможностей учащихся начальной школы и определение их готовности к обучению в среднем звене;
  3.  изучение развития у подростков познавательной сферы, взаимоотношений в классе, особенностей характера и т.д.;
  4.  изучение интересов, склонностей, способностей, личных особенностей и т.д. с целью профориентации;
  5.  получение информации об особенностях личности учителя, о взаимоотношениях в пед. коллективе.

Педагог должен знать:

  •  что диагностировать (цель),
  •  как диагностировать (методики),

где применять полученные результаты (коррекция).

Классификации методов педдиагностики:

  1.  пассивные – активные;
  2.  одномоментные – длительные;
  3.  естественные – лабораторные.

Виды методов:

  1.  наблюдение – длительное, планомерное, целенаправленное описание особенностей личности, появляющихся в ее поведении и деятельности;
  2.  анкетирование – прием получения информации с помощью составленных вопросов;
  3.  беседа;
  4.  тестирование, анализ продуктов деят-сти;
  5.  ранжирование;
  6.  шкалирование;
  7.  социометрический метод.

Требования:

  1.  направленность на выяснение особенностей развития:
  •  сравнивать не с нормами, а с предыдущими результатами;
    •  изучать каждого на протяжении всего обучения;
    •  изучение личности влияет на состояние ребенка в целом и на УВП;
  1.  комплексное изучение;
  2.  с учетом возрастных особенностей;
  3.  в естественных для ребенка условиях;
  4.  систематически и последовательно;
  5.  использование разнообразных методик;

Функции:

  1.  воспитывающая;
  2.  контрольно-корректировочная;
  3.  прогностическая.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25781. Причины звукопроводящей (кондуктивной) тугоухости 16.07 KB
  Причины звукопроводящей кондуктивной тугоухости. При кондуктивной тугоухости проведение звуковой волны блокируется ещё до того как она достигнет сенсорноэпителиальных волосковых клеток кортиева органа связанных с окончаниями слухового нерва. У одного и того же пациента возможно сочетание кондуктивной басовой и нейросенсорной дискантовой тугоухости тугоухость смешанного характера. Причины кондуктивной тугоухости Наружное ухо Серная пробка Наружный отит воспаление ушной раковины и наружного слухового прохода Атрезия ...
25782. Причины звуковоспринимающей (нейросенсорной) тугоухости 13.92 KB
  Нейросенсорная тугоухость это потеря слуха вызванная поражением структур внутреннего уха преддверноулиткового нерва VIII или центральных отделов слухового анализатора в стволе и слуховой коре головного мозга. Нейросенсорная тугоухость обусловлена дефектами сенсорноэпителиальных волосковых клеток спирального кортиева органа улитки внутреннего уха. Нейросенсорная потеря слуха может возникать как результат аномалии VIII черепного слухового нерва.
25783. Пороки развития наружного, среднего и внутреннего уха. Слуховые расстройства при данных заболеваниях 15.41 KB
  Очень часто сочетаются с врождёнными пороками развития. Врожденные пороки развития наружного уха: анотия врождённое отсутствие ушной раковины; микротия – недоразвитие ушной раковины например нет только мочки; деформация ушной раковины например обезьяньи уши – оттопырены; атрезия – заращение наружного слухового прохода. Врожденные пороки развития среднего уха: заполнение барабанной полости косной тканью; отсутствие слуховых косточек; сращение слуховых косточек.
25784. Заболевания наружного уха. Атрезии. Инородные тела уха. Серная пробка 16.29 KB
  Заболевания наружного уха. Инородные тела уха. Заболевания наружного уха отиты. Перихондрит ушной раковины воспаление надхрящницы воспалительный процесс локализуется в области ушной раковины не захватывая мочку уха проявляется покраснением припухлостью болезненностью.
25785. Острый и хронический катары среднего уха. Механизм их возникновения. Острый гнойный отит. Хроническое воспаление среднего уха. Осложнение при острых и хронических средних отитах 15.97 KB
  Хроническое воспаление среднего уха. Катар среднего уха – это негнойное воспаление слуховой трубы при котором нарушается ее функция. Воздух в полость среднего уха не поступает что ведет к понижению давления в ней и втяжению барабанной перепонки.
25786. Отосклероз. Характер слуховых расстройств при разной локализации отосклеротического процесса 14.84 KB
  Снижение слуха по типу нарушения звукопроводящей функции что обычно бывает обусловлено фиксацией основания стремени в окне преддверия внутреннего уха относят к тимпанальной форме отосклероза. Если очаг локализуется в области окна улитки или в улитке происходит понижение слуха по типу нарушения звуковосприятия смешанная и кохлеарная формы отосклероза. Иногда заболевание развивается быстро скоротечная форма что обычно наблюдается в подростковом возрасте а также при наследственном характере отосклероза.
25787. Воспаление внутреннего уха, характерные особенности воспаления, исход болезни, остаточные явления 15.21 KB
  В силу своего глубокого расположения в костном лабиринте воспаления внутреннего уха лабиринтиты как правило носят характер осложнений воспалительных процессов среднего уха или мозговых оболочек некоторых детских инфекций кори скарлатины эпидемического паротита. Результатом ограниченного гнойного лабиринтита является частичная потеря слуха на те или иные тоны в зависимости от места поражения в улитке. Развивающийся в этих случаях сухой лабиринтит протекает без гнойного воспаления и обычно не ведёт к гибели нервных элементов...
25788. Неврит слухового нерва. Центральное поражение слухового анализатора 15.55 KB
  Центральное поражение слухового анализатора. Поражения проводникового отдела слухового анализатора могут возникать на любом его отрезке. Наиболее частыми являются невриты слухового нерва под которыми понимается воспалительное поражение не только ствола слухового нерва но и поражения нервных клеток входящих в состав спирального нервного узла находящегося в улитке.
25789. Профилактика слуховых нарушений у детей и взрослых. Влияние шума на организм 16.53 KB
  Влияние шума на организм. Влияние шума на организм. Под воздействием шума превышающего 85–90 дБ в первую очередь снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Человек работая при шуме привыкает к нему но продолжительное действие сильного шума вызывает общее утомление может привести к ухудшению слуха а иногда и к глухоте нарушается пищеварение происходят изменения объема внутренних органов.