10325

Цели и задачи воспитания. Динамика целей воспитания в истории развития человеческого общества. Характеристика целей и задач в современных условиях

Научная статья

Педагогика и дидактика

Цели и задачи воспитания. Динамика целей воспитания в истории развития человеческого общества. Характеристика целей и задач в современных условиях. Психологические основы воспитания. Воспитание целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально ор...

Русский

2013-03-25

55 KB

82 чел.

Цели и задачи воспитания. Динамика целей воспитания в истории развития человеческого общества. Характеристика целей и задач в современных условиях. Психологические основы воспитания.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.

Цель воспитания – ключевая категория педагогической науки. Ее выявление, формулирование, разработка – центральный момент создания пед. концепции. Цель – идеальное представление о результатах деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Цель объективна, т.к. она порождается обстоятельствами и субъективна, т.к. рождается в человеческом сознании и несет в себе особенности сознания каждого человека. Цель воспитания подрастающего поколения – прерогатива государства. Оно обязано обеспечить экономические, правовые, организационные условия для достижения декларируемых воспитательных целей. На достижение целей д.б. направлены все необходимые ресурсы общества при соответствующем контроле. История образования свидетельствует о том, что содержательные параметры цели воспитания подрастающего поколения отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Цель как объект нематериальный очень подвижна, динамична, т.к. порождается сознанием человека. Динамичность цели в воспитательном процессе просматривается особенно четко, т.к. развитие ребенка стремительно от класса к классу, и одна цель сменяет другую, чтобы учитывать социально-психологические новообразования растущей личности. Подвижность предполагает ее недостижимость, т.к. человек постоянно развивается, а цель развивается вместе с ним. Поэтому цель должна иметь общий характер, и тогда, возвышаясь и отодвигаясь, она не перестанет быть ориентиром деятельности. Цель современного воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную Человека. Имея столь общий характер, цель обретает гуманистическое значение, предотвращая насилие над личностью.

Проследим динамику целей воспитания в различных общественно-экономических формациях:

Первобытнообщинный строй - воспитание было призвано обеспечить существование людей, его цель – вооружать человека опытом выживания, т.е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни.

Рабовладельческий строй - появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она стала дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ. Воспитание детей рабов заключалось в подготовке их к смирению и покорности.

Феодализм - цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов – рыцарское воспитание, а для детей крестьян – трудовое в школе под открытым небом.

Капиталистический - классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.

Посткапиталистический - зависимость целей от способа производства.

Достижение цели происходит через решение системы задач. Задача – ступень в общем движении к цели, частичное достижение результата деятельности. Задача появляется, когда цель разбивается на слагаемые элементы. Выполнение задачи д. совершаться в контексте цели, несмотря на то, что этот процесс совершенно автономен. В момент выполнения задачи задача выступает для субъекта целью, а след. обрастает рядом других задач – уровнем ниже.

Различают производное и непроизводное целеполагание, конкретные и абстрактные цели. По временному основанию выделяют отдаленные, близкие, непосредственные, ближайшие, промежуточные, перспективные, конечные цели.

Искусство целеполагания состоит в умении определять задачи, исчерпывающие целиком содержание цели. Если такое удается, то цель достигнута.

Цели и задачи, прежде всего, это категория историческая, т.е. определяется обществом и изменяется с историей развития общества.

Я.А. Коменский (1592-1670) целью воспитания считал подготовку ребенка к загробной жизни; воспитать порядочного человека на основе библейских заповедей.

Задачи воспитания:

1) умственное воспитание через познание себя и окружающего мира;

2) нравственное - управление собой;

3) религиозное воспитание.

Коменский сформулировал принцип природосообразности на основе идей Демокрита, который заключался в том, что воспитание должно следовать законам, действующим в растительном и животном мире:

1) 0-6 лет: задача воспитания – физическое развитие;

2) 6-12 лет: задача - формирование органов чувств;

3) 12-18 лет: умственное воспитание;

4) 18-24 лет – нравственное воспитание: формирование идеалов, мировоззрения, гражданских позиций.

Д. Локк (1632-1704) цель воспитания - воспитание джентльмена, умеющего прибыльно и разумно вести свои дела.

Задачи воспитания:

  1.  физическое воспитание (спартанское воспитание, приучение к суровым условиям жизни);
  2.  нравственное (не связывается с религией, его цель - формирование дисциплины и духа через выработку характера и твердой воли);
  3.  светское (верховая езда, фехтование, этические нормы).

Обучение и труд рассматриваются как средства воспитания.

Ж - Ж Руссо (1712 - 1778): цель воспитания - воспитание свободного человека, готового быстрее отдать жизнь, чем потерять свободу (теория свободного воспитания).

Задачи воспитания:

1) умственное;

2) нравственное (воспитание добрых чувств путем наблюдения за реальными делами; воспитание добрых суждений путем изучения биографии выдающихся людей; доброй воли – путем совершения добрых дел);

  1.  физическое (на спартанской основе);
  2.  трудовое (формирование у ребенка любви я уважения к труду). 

Песталоцци - воспитание содействует раскрытию внутренних способностей ребенка. Цель воспитания - раскрытие природных сил и способностей ребенка, т. е. всестороннее развитие личности.

Задача:

  1.  умственное воспитание - накопление знаний и развитие умственных способностей;
  2.  нравственное - доброго, религиозного, гуманного человека;
  3.  физическое;
  4.  трудовое формирование профессиональных навыков и умений.

Дистервег (1790 - 1866): цель воспитания - развитие у ребенка самодеятельности на служение истине красоте и добру. Принцип природосообразности – воспитание должно учитывать психические и возрастные особенности ребенка. Принцип культуросообразности - воспитание должно учитывать условия места, времени рождения ребенка.

К.Д. Ушинский: при воспитании личности необходимо учитывать ее индивидуальность; принцип культуросообразности, как и у Дистервега.

Л.Н Толстой: свободное воспитание личности: учет интересов и желания детей, уважение личности ребенка.

Советская школа: цель воспитания - всестороннее и гармоничное развитие личности.

Задачи воспитания:

  1.  дать серьезное общее образование - научное и тесно связанное с жизнью;
  2.  школа должна быть трудовой, политехнической;
  3.  нравственное воспитание;
  4.  физическое;
  5.  эстетическое.

Макаренко воспитание тесно связывал с политическими задачами общества.

В настоящее время целью воспитания является разносторонне развитие личности.

Задачи воспитания: гуманизация воспитания, создание условий для самореализации личности ребенка, для развития его внутреннего потенциала.

Разностороннее развитие - это такое развитие, при котором все качества ребенка развиваются в полной мере, но делается акцент на то, к чему больше он больше склонен. А всестороннее гармоничное развитие личности – развитие, при котором все качества ребенка должны развиваться в одинаковой мере, что невозможно, т.к. каждый ребенок индивидуальность.

Психология воспитания.

Воспитание — вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими — результаты научения. Применительно к воспитанию ими являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, а применительно к обучению — знания, умения и навыки.

Воспитанием, его научным обоснованием, кроме психологии, занимаются философия, социология и педагогика. Но без психологии основные проблемы воспитания не могут быть не только решены, но даже и правильно поставлены, так как их понимание зависит от знания психологии личности, человеческих взаимоотношений, психологии различных социальных общностей.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания — формирование личности и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. Свобода есть стремление к внутренней независимости человека, сопровождающееся обязательным пониманием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность - обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где действительное благо для личности.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди - воспитатели — воздействуют на других людей — воспитанников – с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Прямые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Косвенные содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т.п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные (призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний), когнитивные (нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее) и поведенческие (непосредственно направлены на поступки человека). Они могут быть комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого.

Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, кот. призваны оказывать воспитательное воздействие на личность (семья и школа).

Знание и учет особенностей уч-ся (индивидуальных, возрастных, особенностей поведения):

1) если у ребенка сильная НС, то необходимо больше наказывать, использовать соревноват. метод, если слабая – поощрять, спокойная ненервозная обстановка, давать время, оценивать ситуацию, отчет в письменной форме, ситуации без неопределенных вопросов.

2) особенности свойств темперамента:

  •  высокая тревожность – внушение уверенности, похвала, метод регуляции эмоционального состояния;
  •  низкая тревожность – повышенная требовательность, контроль за выполнением заданий, условия опасности, похвала + порицание;
  •  ригидность – побуждать к планированию деятельности…;
  •  экстроверсия – требовать лучшей сосредоточенности на своих действиях;

3) низкая самооценка – больше поощрять, высокая самооценка - больше требовать, меньше поощрять.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61049. Моделирование брюк 1.06 MB
  Урок Моделирование брюк в 8 классе спланирован согласно УМК под редакцией В. Это разработка первого урока Моделирование брюк бананы модуля Моделирование и конструирование поясного изделия.
61050. Поняття про інформацію та способи її подання. Дані. Різновиди інформаційних повідомлень 293.5 KB
  Мета: Навчальна: формування предметних компетенцій у формі загальної предметної компетенції: освоєння поняття інформації даних інформаційного повідомлення застосовування набутого досвіду...
61051. Разработка нового вертикально-интегрированного формата свадебного агентства в интересах создания доминирующей в Москве сети 1 MB
  Какие конкурентные силы оказывают влияние на рынок свадебных услуг. Какой сегмент рынка по организации свадебных торжеств наиболее привлекателен с точки зрения ведения бизнеса Какие факторы являются ключевыми для обращения в то или иное агентство по организации свадьбы. В чем, предположительно, могут заключаться основные элементы нового формата свадебного агентства и последовательность их внедрения...
61053. Павутина життя (Web of Life) 62 KB
  Мета: 1)Повторити й активізувати лексику теми. 2)Тренувати учнів у читанні та вживанні сполучних слів у підрядних реченнях. 3)Продовжувати формувати навички діалогічного та монологічного мовлення. 4)Навчати учнів аудіювання.
61055. Смислові зв’язки між частинами складносурядного речення 58 KB
  Мета: поглибити знання учнів про складносурядні речення; ознайомити із засобами звязку між їхніми частинами; зясувати поняття смислових відношень між частинами складносурядних речень...