10325

Цели и задачи воспитания. Динамика целей воспитания в истории развития человеческого общества. Характеристика целей и задач в современных условиях

Научная статья

Педагогика и дидактика

Цели и задачи воспитания. Динамика целей воспитания в истории развития человеческого общества. Характеристика целей и задач в современных условиях. Психологические основы воспитания. Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально ор...

Русский

2013-03-25

55 KB

75 чел.

Цели и задачи воспитания. Динамика целей воспитания в истории развития человеческого общества. Характеристика целей и задач в современных условиях. Психологические основы воспитания.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.

Цель воспитания – ключевая категория педагогической науки. Ее выявление, формулирование, разработка – центральный момент создания пед. концепции. Цель – идеальное представление о результатах деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Цель объективна, т.к. она порождается обстоятельствами и субъективна, т.к. рождается в человеческом сознании и несет в себе особенности сознания каждого человека. Цель воспитания подрастающего поколения – прерогатива государства. Оно обязано обеспечить экономические, правовые, организационные условия для достижения декларируемых воспитательных целей. На достижение целей д.б. направлены все необходимые ресурсы общества при соответствующем контроле. История образования свидетельствует о том, что содержательные параметры цели воспитания подрастающего поколения отражают уровни цивилизации общества, его демократических характеристик, экономических возможностей, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Цель как объект нематериальный очень подвижна, динамична, т.к. порождается сознанием человека. Динамичность цели в воспитательном процессе просматривается особенно четко, т.к. развитие ребенка стремительно от класса к классу, и одна цель сменяет другую, чтобы учитывать социально-психологические новообразования растущей личности. Подвижность предполагает ее недостижимость, т.к. человек постоянно развивается, а цель развивается вместе с ним. Поэтому цель должна иметь общий характер, и тогда, возвышаясь и отодвигаясь, она не перестанет быть ориентиром деятельности. Цель современного воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную Человека. Имея столь общий характер, цель обретает гуманистическое значение, предотвращая насилие над личностью.

Проследим динамику целей воспитания в различных общественно-экономических формациях:

Первобытнообщинный строй - воспитание было призвано обеспечить существование людей, его цель – вооружать человека опытом выживания, т.е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни.

Рабовладельческий строй - появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она стала дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ. Воспитание детей рабов заключалось в подготовке их к смирению и покорности.

Феодализм - цели воспитания остаются дифференцированными: для детей феодалов – рыцарское воспитание, а для детей крестьян – трудовое в школе под открытым небом.

Капиталистический - классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.

Посткапиталистический - зависимость целей от способа производства.

Достижение цели происходит через решение системы задач. Задача – ступень в общем движении к цели, частичное достижение результата деятельности. Задача появляется, когда цель разбивается на слагаемые элементы. Выполнение задачи д. совершаться в контексте цели, несмотря на то, что этот процесс совершенно автономен. В момент выполнения задачи задача выступает для субъекта целью, а след. обрастает рядом других задач – уровнем ниже.

Различают производное и непроизводное целеполагание, конкретные и абстрактные цели. По временному основанию выделяют отдаленные, близкие, непосредственные, ближайшие, промежуточные, перспективные, конечные цели.

Искусство целеполагания состоит в умении определять задачи, исчерпывающие целиком содержание цели. Если такое удается, то цель достигнута.

Цели и задачи, прежде всего, это категория историческая, т.е. определяется обществом и изменяется с историей развития общества.

Я.А. Коменский (1592-1670) целью воспитания считал подготовку ребенка к загробной жизни; воспитать порядочного человека на основе библейских заповедей.

Задачи воспитания:

1) умственное воспитание через познание себя и окружающего мира;

2) нравственное - управление собой;

3) религиозное воспитание.

Коменский сформулировал принцип природосообразности на основе идей Демокрита, который заключался в том, что воспитание должно следовать законам, действующим в растительном и животном мире:

1) 0-6 лет: задача воспитания – физическое развитие;

2) 6-12 лет: задача - формирование органов чувств;

3) 12-18 лет: умственное воспитание;

4) 18-24 лет – нравственное воспитание: формирование идеалов, мировоззрения, гражданских позиций.

Д. Локк (1632-1704) цель воспитания - воспитание джентльмена, умеющего прибыльно и разумно вести свои дела.

Задачи воспитания:

  1.  физическое воспитание (спартанское воспитание, приучение к суровым условиям жизни);
  2.  нравственное (не связывается с религией, его цель - формирование дисциплины и духа через выработку характера и твердой воли);
  3.  светское (верховая езда, фехтование, этические нормы).

Обучение и труд рассматриваются как средства воспитания.

Ж - Ж Руссо (1712 - 1778): цель воспитания - воспитание свободного человека, готового быстрее отдать жизнь, чем потерять свободу (теория свободного воспитания).

Задачи воспитания:

1) умственное;

2) нравственное (воспитание добрых чувств путем наблюдения за реальными делами; воспитание добрых суждений путем изучения биографии выдающихся людей; доброй воли – путем совершения добрых дел);

  1.  физическое (на спартанской основе);
  2.  трудовое (формирование у ребенка любви я уважения к труду). 

Песталоцци - воспитание содействует раскрытию внутренних способностей ребенка. Цель воспитания - раскрытие природных сил и способностей ребенка, т. е. всестороннее развитие личности.

Задача:

  1.  умственное воспитание - накопление знаний и развитие умственных способностей;
  2.  нравственное - доброго, религиозного, гуманного человека;
  3.  физическое;
  4.  трудовое формирование профессиональных навыков и умений.

Дистервег (1790 - 1866): цель воспитания - развитие у ребенка самодеятельности на служение истине красоте и добру. Принцип природосообразности – воспитание должно учитывать психические и возрастные особенности ребенка. Принцип культуросообразности - воспитание должно учитывать условия места, времени рождения ребенка.

К.Д. Ушинский: при воспитании личности необходимо учитывать ее индивидуальность; принцип культуросообразности, как и у Дистервега.

Л.Н Толстой: свободное воспитание личности: учет интересов и желания детей, уважение личности ребенка.

Советская школа: цель воспитания - всестороннее и гармоничное развитие личности.

Задачи воспитания:

  1.  дать серьезное общее образование - научное и тесно связанное с жизнью;
  2.  школа должна быть трудовой, политехнической;
  3.  нравственное воспитание;
  4.  физическое;
  5.  эстетическое.

Макаренко воспитание тесно связывал с политическими задачами общества.

В настоящее время целью воспитания является разносторонне развитие личности.

Задачи воспитания: гуманизация воспитания, создание условий для самореализации личности ребенка, для развития его внутреннего потенциала.

Разностороннее развитие - это такое развитие, при котором все качества ребенка развиваются в полной мере, но делается акцент на то, к чему больше он больше склонен. А всестороннее гармоничное развитие личности – развитие, при котором все качества ребенка должны развиваться в одинаковой мере, что невозможно, т.к. каждый ребенок индивидуальность.

Психология воспитания.

Воспитание — вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способностей, приобретение им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими — результаты научения. Применительно к воспитанию ими являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения, а применительно к обучению — знания, умения и навыки.

Воспитанием, его научным обоснованием, кроме психологии, занимаются философия, социология и педагогика. Но без психологии основные проблемы воспитания не могут быть не только решены, но даже и правильно поставлены, так как их понимание зависит от знания психологии личности, человеческих взаимоотношений, психологии различных социальных общностей.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания — формирование личности и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. Свобода есть стремление к внутренней независимости человека, сопровождающееся обязательным пониманием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от ее социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность - обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где действительное благо для личности.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди - воспитатели — воздействуют на других людей — воспитанников – с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Прямые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Косвенные содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т.п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные (призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний), когнитивные (нацелены на систему знаний человека, на преобразование ее) и поведенческие (непосредственно направлены на поступки человека). Они могут быть комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого.

Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, кот. призваны оказывать воспитательное воздействие на личность (семья и школа).

Знание и учет особенностей уч-ся (индивидуальных, возрастных, особенностей поведения):

1) если у ребенка сильная НС, то необходимо больше наказывать, использовать соревноват. метод, если слабая – поощрять, спокойная ненервозная обстановка, давать время, оценивать ситуацию, отчет в письменной форме, ситуации без неопределенных вопросов.

2) особенности свойств темперамента:

  •  высокая тревожность – внушение уверенности, похвала, метод регуляции эмоционального состояния;
  •  низкая тревожность – повышенная требовательность, контроль за выполнением заданий, условия опасности, похвала + порицание;
  •  ригидность – побуждать к планированию деятельности…;
  •  экстроверсия – требовать лучшей сосредоточенности на своих действиях;

3) низкая самооценка – больше поощрять, высокая самооценка - больше требовать, меньше поощрять.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8638. Философия античности. Диалектика мифа. Квантовая теория и истоки учения об атоме и другие 305.5 KB
  Философия античности. Лосев А.Ф.Диалектика мифа. Гейзенберг. В.Квантовая теория и истоки учения об атоме. Платон: Природа души и ее свойства. Мир идеей и его познание. Теоретическое знание и философское познание. Философия как стремление...
8639. Философия Ренессанса. Гайденко П.П. Культура эпохи Возрождения. И другие 214.5 KB
  Философия Ренессанса. Гайденко П.П. Культура эпохи Возрождения. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. Никколо Макиавелли. Государь. Лосев А.Ф. Бытовые типы Возрождения. Оборотная сторона титанизма. Гайденко П.П. Культура ...
8640. Немецкая классическая философия. Теория познания. Нравственная философия 263.5 KB
  Немецкая классическая философия. И. Кант: Теория познания. Нравственная философия. Г.В.Ф. Гегель: Наука логики. О природе диалектического. Всемирная история. В конце XVIII – XIX вв. в Германии наступил расцвет философии, который можно сравнит...
8641. Философия Нового времени и Просвещения. Экспериментальный метод научного познания 158 KB
  Философия Нового времени и Просвещения. Черникова И.В. Механизм – образ природы Нового времени. Рене Декарт: Научное познание: методология рационализма. Интеллектуальная интуиция. Френсис Бэкон: Цель научного познания. Экспериментальный метод н...
8642. Философия Средневековья. Августин Аврелий и Фома Аквинский 225 KB
  Философия Средневековья. Августин Аврелий и Фома Аквинский: О философии. Поиск Бога и доказательство Его бытия. Теодицея: причины возникновения зла в мире. Теория познания: вера и разум. Августин Аврелий. Время и вечность. Библия. Первая книга ...
8643. Определение философии. Речь Гегеля. Энциклопедия философских наук 181 KB
  Определение философии. Гегель Г.В.Ф. Речь Гегеля. Энциклопедия философских наук. Соловьев Вл. Исторические дела философии. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мамардашвили М.К. Философия - это сознание вслух. Г.В.Ф. Гегель (1770 - 18...
8644. Античная греческая философия 92.5 KB
  Античная греческая философия. ПЛАН 1. Становление античной философии. Философия досократиков (Милетская школа, Пифагор, Гераклит, Элейская школа, Демокрит). Философия классической эпохи (Софисты, Сократ, Платон, Аристотель). Фи...
8645. Основные направления современной западной философии 104 KB
  Основные направления современной западнойфилософии. План 1. Философия позитивизма: этапы развития 2. Прагматизм 3. Герменевтика 4.Сциентизм и антисциентизм 5.Философия жизни 6.Психоанализ и неофрейдизм 7. Экзистенциализм Позитивизм (от л...
8646. Бытие. Определение понятия былия 30.15 KB
  Бытие Определение понятия бытия. Проблема субстанции. Основные формы бытия. Основные свойства бытия: движение, пространство и время, системность, самоорганизация и сознание. Определение понятия бытия. Один из ц...