10326

Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса, его философские, психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании

Доклад

Педагогика и дидактика

Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса его философские психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании. Взаимосвязь процессов воспитания самовоспитания и перевоспитания. По...

Русский

2013-03-25

36.5 KB

105 чел.

Сущность воспитания как социокультуроного и педагогического процесса, его философские, психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании. Взаимосвязь процессов воспитания, самовоспитания и перевоспитания.

 Понятие «воспитание» рассматривается с нескольких точек зрения:

В широком соц. смысле, воспитание – социализация личности, т.е. ее изменение под влиянием соц. среды.

В узком соц. смысле, воспитание – влияние на человека, коллектив или группу конкр. соц. институтов (семьи, культуры, СМИ, общ. и религиоз. орг-ций и т.д.).

 Воспитание в широком педагогическом смысле – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников в системе восп.-образ. учреждений разл. уровня.

 Воспитание в узком педагогическом смысле – целенаправленная деятельность спец. подготовленных людей, направленных на формирование у детей конкр. взглядов личности, убеждений, моральных принципов, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов.

 Философия воспитания – обоснование ценностей и целостности восп. процесса.

 Древнегреческие философы о воспитании (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель) – рассматривали воспитание как средство укрепления государства – единство нравственного, умственного и физического. Аристотель ввел возрастную периодизацию. Отсюда - граждане должны получать одинаковое воспитание.

Эпоха Возрождения (Вивес, Монтень) – гуманное отношение к детям, освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма. Отсюда - всестороннее развитие личности.

 Западноевропейская буржуазная педагогика:

Дж. Локк уделял большое значение психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности, отрицал наличие врожденных качеств детей, уподоблял его «чистой доске».

 Ж.-Ж. Руссо напротив, исходил из природного совершенства детей, по его мнению, воспитание не должно мешать развитию.

 Песталоцци основным направлением воспитания считал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлении к развитию. Определил культурологический характер воспитания как педагогического процесса.

Психология воспитания – выделение возрастных периодов, связь воспитания с понятием социализация (Маслоу, Роджерс, Кон и др.), развитие.

Закономерности воспитания – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между отд. сторонами и явлениями воспит. процесса:

  1.  воспитание через активность самой личности;
  2.  воспитание вариативно и носит ситуативный характер;
  3.  учет внутреннего мира ребенка при воспитании;
  4.  культуро- и природосообразность;
  5.  пед. воздействие должно носить скрытый характер (Пидкасистый).

Принципы воспитания – требования, определяющие восп. процесс посредством норм, правил, рекомендаций по организации и проведению восп. работы:

  1.  принцип связи В. с жизнью, соц. средой;
  2.  принцип единства компонентов В.;
  3.  принцип пед. руководства и сам. деятельности, активности школьников;
  4.  принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью;
  5.  принцип опоры на положительное в личности ребенка;
  6.  принцип В. в коллективе и через коллектив;
  7.  принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  8.  принцип единства действий и требований семьи, школы, общественности.

Л. Н. Толстой о воспитании.

Л. Н. Толстой развивал теорию свободного воспитания и развития ребенка которая предполагала формирование нового типа общения учителя и воспитанника. Центральное место в его теории занимала идея духовного роста человека. Содержание жизни человека состоит в постоянном выборе поступков, преодолении противоречия между необходимостью сохранять и утверждать себя как личность («Я»), и стремлением к нравственным, бескорыстным действиям. Обретение нравственного образа жизни – источник психического здоровья и творческой энергии.

Толстой привлек внимание к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, связал проблемы целей, содержания, мотивов воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.

Логика В. в школе и жизни строится так, что процесс В. должен переходить в процесс самовоспитания.

Статья «О воспитании»: «Свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащих, так и для учащихся. Полная свобода – свобода личных проявлений учителя и ученика в их стремлении познать истину. Идея свободного воспитания – это и есть свобода выбора. Именно свобода выбора формирует у ребят чувство ответственности, развитие творч. способностей ребенка» (1909 г.).

«Лучшая система для воспитания – отсутствие системы».

В ранних статьях Т. Противопоставляет воспитанию образование и отрицает воспитание как одну из форм насилия над личностью. В 1909 г. (конец жизни) он признал ошибочность этого предположения: «и воспитание и образование неразрывны, нельзя воспитывать не передавая знания. Всякое же знание действует воспитательно».

Еще один подход к воспитанию – деятельностный: личность воспитывается в деятельности.

«Физическое наказание – это проявление мести и неуважения к личности ребенка».

 Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самост. деятельность, ведущая к более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Деятельность ребенка по саморазвитию явл-ся необх. условием восп. процессом.

 Задача школьного В. – разбудить внутр. силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для этого используются след. средства: консультирование, поощрение, орг-ция коллект. и индивид. деятельности по самовоспитанию.

 Приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др.

Процесс В. включает в себя и перевоспитание – перестройка установок, взглядов, способов поведения, противоречащих этическим нормам и др. требованиям общества. В перевоспитании нуждаются ученики, наз. трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого, как правило, явл-ся ошибки школьного или семейного В., влияние малых соц. групп.

 Алгоритм перевоспитания: установление причин отклонения в поведении и развитии уч-ся – формулирование проблем в его В. – определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения – активизация сознания и деятельности ребенка в учебе, досуге – применение системы требований, поощрения, наказания, стимулирование – контроль.

 Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отд. сторон характера (замкнутость, тревожность и др.) – нередко причина отклонений в поведении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78948. Роль государства в управлении научно-техническим потенциалом 43 KB
  Четко проступает ряд новых сформировавшихся за последние десятилетия тенденций во взаимоотношениях науки и государства внутри самой сферы науки между отдельными ее составляющими и наконец между наукой и обществом в целом. Государство выступает сегодня по отношению к науке по крайней мере в шести ипостасях: как законодатель устанавливающий фундаментальные правовые основы функционирования общества и в том числе его научнотехнической сферы; как один из основных источников финансирования научных исследований и разработок; как массовый...
78950. Этические проблемы науки 20 века 42.5 KB
  Этические проблемы науки 20 века. Этика науки Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности.Этические проблемы науки начала ХХ1в. Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики биологии в частности генетики психологии.
78951. Правовое регулирование научной деятельности 38 KB
  Правовое регулирование научной деятельности Одним из фундаментальных вопросов современного общества является вопрос об отношении к интеллектуальному труду правовому механизму использования результатов такого труда и регулирования возникающих при этом правоотношений. Правовые аспекты интеллектуальной деятельности лежат в плоскости решения проблем распределения прав на ее результаты с необходимостью охраны и защиты интеллектуальных достижений. Продуктом умственной деятельности оказывается знание. №982 Об использовании результатов...
78952. Философия техники (фт), ее генезис, предмет и задачи 47 KB
  Философия техники фт ее генезис предмет и задачи. Проблема возникновения техники с разделением труда была поставлена Гегелем. Он показал важную роль техники в возникновении капитализма показал разрушительное воздействие машинного производства на человека.Ленк назвал Маркса первым философом техники.
78953. Становление, развитие и специфика технических наук 56.5 KB
  Становление развитие и специфика технических наук. Техника большую часть своей истории была мало связана с наукой; люди могли делать и делали устройства не понимая почему они так работают. Инженеры провозглашая ориентацию на науку в своей непосредственной практической деятельности руководствовались ею незначительно. После многих веков такой автономии наука и техника соединились в XVII веке в начале научной революции.
78954. Сущность и природа техники 47.5 KB
  Сущность и природа техники. Существует 5 основных подходов сущности техники. отношением: Техника и бытие Техника и человек Техника и природа Техника и социокультурный мир Техника и Бог Даются следующие трактовки техники: Онтологическая Хайдеггер. Это характерно для создания техники ремесленным трудом не преминим к современной технике.
78955. Технология и ее связь с техникой 47 KB
  Впервые термин «технология» появился в 70-х годах 18 века в Западной Европе. Если техники – «это», то технология – «как это сделано». Если техника – способ, то технология – способ способа. Если техника – есть ставшее, то технология – способ становления, если техника- способ преобразования мира, то технология – организация использование чел. этих средств. Если техника – артефакт, то технология – метод создания артефактов и учения о нем.
78956. Природа и техника, законы их функционирования и развития 59 KB
  Природа и техника законы их функционирования и развития. Закон необходимое существенное устойчивое повторяющееся отношение связь между явлениями в природе и обществе. Это понятие закона родственно понятию сущности при данных условиях. Закономерность объективно существующая повторяющая существенная связь явлений проявляющаяся в виде тенденций.