10326

Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса, его философские, психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании

Доклад

Педагогика и дидактика

Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса его философские психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании. Взаимосвязь процессов воспитания самовоспитания и перевоспитания. По...

Русский

2013-03-25

36.5 KB

105 чел.

Сущность воспитания как социокультуроного и педагогического процесса, его философские, психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании. Взаимосвязь процессов воспитания, самовоспитания и перевоспитания.

 Понятие «воспитание» рассматривается с нескольких точек зрения:

В широком соц. смысле, воспитание – социализация личности, т.е. ее изменение под влиянием соц. среды.

В узком соц. смысле, воспитание – влияние на человека, коллектив или группу конкр. соц. институтов (семьи, культуры, СМИ, общ. и религиоз. орг-ций и т.д.).

 Воспитание в широком педагогическом смысле – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников в системе восп.-образ. учреждений разл. уровня.

 Воспитание в узком педагогическом смысле – целенаправленная деятельность спец. подготовленных людей, направленных на формирование у детей конкр. взглядов личности, убеждений, моральных принципов, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов.

 Философия воспитания – обоснование ценностей и целостности восп. процесса.

 Древнегреческие философы о воспитании (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель) – рассматривали воспитание как средство укрепления государства – единство нравственного, умственного и физического. Аристотель ввел возрастную периодизацию. Отсюда - граждане должны получать одинаковое воспитание.

Эпоха Возрождения (Вивес, Монтень) – гуманное отношение к детям, освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма. Отсюда - всестороннее развитие личности.

 Западноевропейская буржуазная педагогика:

Дж. Локк уделял большое значение психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности, отрицал наличие врожденных качеств детей, уподоблял его «чистой доске».

 Ж.-Ж. Руссо напротив, исходил из природного совершенства детей, по его мнению, воспитание не должно мешать развитию.

 Песталоцци основным направлением воспитания считал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлении к развитию. Определил культурологический характер воспитания как педагогического процесса.

Психология воспитания – выделение возрастных периодов, связь воспитания с понятием социализация (Маслоу, Роджерс, Кон и др.), развитие.

Закономерности воспитания – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между отд. сторонами и явлениями воспит. процесса:

  1.  воспитание через активность самой личности;
  2.  воспитание вариативно и носит ситуативный характер;
  3.  учет внутреннего мира ребенка при воспитании;
  4.  культуро- и природосообразность;
  5.  пед. воздействие должно носить скрытый характер (Пидкасистый).

Принципы воспитания – требования, определяющие восп. процесс посредством норм, правил, рекомендаций по организации и проведению восп. работы:

  1.  принцип связи В. с жизнью, соц. средой;
  2.  принцип единства компонентов В.;
  3.  принцип пед. руководства и сам. деятельности, активности школьников;
  4.  принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью;
  5.  принцип опоры на положительное в личности ребенка;
  6.  принцип В. в коллективе и через коллектив;
  7.  принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  8.  принцип единства действий и требований семьи, школы, общественности.

Л. Н. Толстой о воспитании.

Л. Н. Толстой развивал теорию свободного воспитания и развития ребенка которая предполагала формирование нового типа общения учителя и воспитанника. Центральное место в его теории занимала идея духовного роста человека. Содержание жизни человека состоит в постоянном выборе поступков, преодолении противоречия между необходимостью сохранять и утверждать себя как личность («Я»), и стремлением к нравственным, бескорыстным действиям. Обретение нравственного образа жизни – источник психического здоровья и творческой энергии.

Толстой привлек внимание к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, связал проблемы целей, содержания, мотивов воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.

Логика В. в школе и жизни строится так, что процесс В. должен переходить в процесс самовоспитания.

Статья «О воспитании»: «Свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащих, так и для учащихся. Полная свобода – свобода личных проявлений учителя и ученика в их стремлении познать истину. Идея свободного воспитания – это и есть свобода выбора. Именно свобода выбора формирует у ребят чувство ответственности, развитие творч. способностей ребенка» (1909 г.).

«Лучшая система для воспитания – отсутствие системы».

В ранних статьях Т. Противопоставляет воспитанию образование и отрицает воспитание как одну из форм насилия над личностью. В 1909 г. (конец жизни) он признал ошибочность этого предположения: «и воспитание и образование неразрывны, нельзя воспитывать не передавая знания. Всякое же знание действует воспитательно».

Еще один подход к воспитанию – деятельностный: личность воспитывается в деятельности.

«Физическое наказание – это проявление мести и неуважения к личности ребенка».

 Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самост. деятельность, ведущая к более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Деятельность ребенка по саморазвитию явл-ся необх. условием восп. процессом.

 Задача школьного В. – разбудить внутр. силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для этого используются след. средства: консультирование, поощрение, орг-ция коллект. и индивид. деятельности по самовоспитанию.

 Приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др.

Процесс В. включает в себя и перевоспитание – перестройка установок, взглядов, способов поведения, противоречащих этическим нормам и др. требованиям общества. В перевоспитании нуждаются ученики, наз. трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого, как правило, явл-ся ошибки школьного или семейного В., влияние малых соц. групп.

 Алгоритм перевоспитания: установление причин отклонения в поведении и развитии уч-ся – формулирование проблем в его В. – определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения – активизация сознания и деятельности ребенка в учебе, досуге – применение системы требований, поощрения, наказания, стимулирование – контроль.

 Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отд. сторон характера (замкнутость, тревожность и др.) – нередко причина отклонений в поведении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22890. ОБЛІК ДОВГОСТРОКОВИХ АКТИВІВ 120 KB
  Склад, класифікація і оцінка довгострокових активів. Методи розрахунку і облік амортизації основних засобів. Облік надходження і вибуття основних засобів. Облік природних ресурсів та їх виснаження.
22892. Рівність многочленів 82.5 KB
  Два многочлени і вважаються рівними аналітично якщо вони рівні як відображення . Два многочлени і над полем рівні тоді і тільки тоді коли вони рівні аналітично і алгебраїчно. Доведення Зрозуміло що якщо многочлени і рівні алгебраїчно то вони рівні і аналітично.
22893. Кратність коренів многочленів 47 KB
  Якщо є коренем цього многочлена то за теоремою Безу . Корінь ненульового многочлена коренем кратності якщо ділиться на і не ділиться на . Число коренів даного многочлена з урахуванням їх кратності не перевищує степеня даного многочлена. Доведення Припустимо корені многочлена кратності відповідно .
22894. Теорема 97 KB
  Незвідними над полем є всі многочлени 1го степеня і лише вони. Доведення якщо степінь дорівнює 1 то многочлен незвідний якщож степінь більший 1 то за наслідком многочлен можна розкласти в добуток многочленів 1го степеня і звідний. Незвідні многочлени над плем дійсних чисел Визначимо деякі типи незвідних многочленів над полем . Такий многочлен незвідний.
22898. ВИЗНАЧНИКИ ДРУГОГО ТА ТРЕТЬОГО ПОРЯДКУ 94 KB
  Визначником другого порядку називається число =x1y2y1x2 Означення. Визначником третього порядку називається число =x1y2z3y1z2x3z1x2y3z1y2x3y1x2z3 x1z2y3 У визначнику можна визначити дві діагоналі. Для обчислення визначника третього порядку існує правило трикутників.