10326

Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса, его философские, психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании

Доклад

Педагогика и дидактика

Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса его философские психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании. Взаимосвязь процессов воспитания самовоспитания и перевоспитания. По...

Русский

2013-03-25

36.5 KB

104 чел.

Сущность воспитания как социокультуроного и педагогического процесса, его философские, психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании. Взаимосвязь процессов воспитания, самовоспитания и перевоспитания.

 Понятие «воспитание» рассматривается с нескольких точек зрения:

В широком соц. смысле, воспитание – социализация личности, т.е. ее изменение под влиянием соц. среды.

В узком соц. смысле, воспитание – влияние на человека, коллектив или группу конкр. соц. институтов (семьи, культуры, СМИ, общ. и религиоз. орг-ций и т.д.).

 Воспитание в широком педагогическом смысле – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников в системе восп.-образ. учреждений разл. уровня.

 Воспитание в узком педагогическом смысле – целенаправленная деятельность спец. подготовленных людей, направленных на формирование у детей конкр. взглядов личности, убеждений, моральных принципов, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов.

 Философия воспитания – обоснование ценностей и целостности восп. процесса.

 Древнегреческие философы о воспитании (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель) – рассматривали воспитание как средство укрепления государства – единство нравственного, умственного и физического. Аристотель ввел возрастную периодизацию. Отсюда - граждане должны получать одинаковое воспитание.

Эпоха Возрождения (Вивес, Монтень) – гуманное отношение к детям, освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма. Отсюда - всестороннее развитие личности.

 Западноевропейская буржуазная педагогика:

Дж. Локк уделял большое значение психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности, отрицал наличие врожденных качеств детей, уподоблял его «чистой доске».

 Ж.-Ж. Руссо напротив, исходил из природного совершенства детей, по его мнению, воспитание не должно мешать развитию.

 Песталоцци основным направлением воспитания считал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлении к развитию. Определил культурологический характер воспитания как педагогического процесса.

Психология воспитания – выделение возрастных периодов, связь воспитания с понятием социализация (Маслоу, Роджерс, Кон и др.), развитие.

Закономерности воспитания – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между отд. сторонами и явлениями воспит. процесса:

  1.  воспитание через активность самой личности;
  2.  воспитание вариативно и носит ситуативный характер;
  3.  учет внутреннего мира ребенка при воспитании;
  4.  культуро- и природосообразность;
  5.  пед. воздействие должно носить скрытый характер (Пидкасистый).

Принципы воспитания – требования, определяющие восп. процесс посредством норм, правил, рекомендаций по организации и проведению восп. работы:

  1.  принцип связи В. с жизнью, соц. средой;
  2.  принцип единства компонентов В.;
  3.  принцип пед. руководства и сам. деятельности, активности школьников;
  4.  принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью;
  5.  принцип опоры на положительное в личности ребенка;
  6.  принцип В. в коллективе и через коллектив;
  7.  принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  8.  принцип единства действий и требований семьи, школы, общественности.

Л. Н. Толстой о воспитании.

Л. Н. Толстой развивал теорию свободного воспитания и развития ребенка которая предполагала формирование нового типа общения учителя и воспитанника. Центральное место в его теории занимала идея духовного роста человека. Содержание жизни человека состоит в постоянном выборе поступков, преодолении противоречия между необходимостью сохранять и утверждать себя как личность («Я»), и стремлением к нравственным, бескорыстным действиям. Обретение нравственного образа жизни – источник психического здоровья и творческой энергии.

Толстой привлек внимание к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, связал проблемы целей, содержания, мотивов воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.

Логика В. в школе и жизни строится так, что процесс В. должен переходить в процесс самовоспитания.

Статья «О воспитании»: «Свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащих, так и для учащихся. Полная свобода – свобода личных проявлений учителя и ученика в их стремлении познать истину. Идея свободного воспитания – это и есть свобода выбора. Именно свобода выбора формирует у ребят чувство ответственности, развитие творч. способностей ребенка» (1909 г.).

«Лучшая система для воспитания – отсутствие системы».

В ранних статьях Т. Противопоставляет воспитанию образование и отрицает воспитание как одну из форм насилия над личностью. В 1909 г. (конец жизни) он признал ошибочность этого предположения: «и воспитание и образование неразрывны, нельзя воспитывать не передавая знания. Всякое же знание действует воспитательно».

Еще один подход к воспитанию – деятельностный: личность воспитывается в деятельности.

«Физическое наказание – это проявление мести и неуважения к личности ребенка».

 Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самост. деятельность, ведущая к более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Деятельность ребенка по саморазвитию явл-ся необх. условием восп. процессом.

 Задача школьного В. – разбудить внутр. силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для этого используются след. средства: консультирование, поощрение, орг-ция коллект. и индивид. деятельности по самовоспитанию.

 Приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др.

Процесс В. включает в себя и перевоспитание – перестройка установок, взглядов, способов поведения, противоречащих этическим нормам и др. требованиям общества. В перевоспитании нуждаются ученики, наз. трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого, как правило, явл-ся ошибки школьного или семейного В., влияние малых соц. групп.

 Алгоритм перевоспитания: установление причин отклонения в поведении и развитии уч-ся – формулирование проблем в его В. – определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения – активизация сознания и деятельности ребенка в учебе, досуге – применение системы требований, поощрения, наказания, стимулирование – контроль.

 Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отд. сторон характера (замкнутость, тревожность и др.) – нередко причина отклонений в поведении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50050. Определение индуктивности соленоида и коэффициента взаимной индуктивности с помощью исследования вынужденных колебаний в RL – цепи 293 KB
  Определение индуктивности соленоида и коэффициента взаимной индуктивности с помощью исследования вынужденных колебаний в RL-цепи. Цепь состоит из генератора резистора обладающего активным электрическим сопротивлением цепи R и катушки индуктивности обладающей реактивным индуктивным сопротивлением 1 w = 2pn циклическая частота колебаний. Фаза колебаний напряжения на индуктивности опережает фазу колебаний напряжения...
50051. Изучение петли гистерезиса и измерение параметров ферромагнетика 168.5 KB
  Они способны сохранять намагниченность в отсутствие магнитного поля. Особенностью ферромагнетиков является сложная нелинейная зависимость между намагниченностью J и напряженностью магнитного поля H равносильно между вектором магнитной индукции В и напряженностью магнитного поля H. В действительности она является функцией напряженности поля Н и определяется как . Оно проявляется в том что при изменении намагничивающего поля Н магнитная индукция В в ферромагнетике отстает от внешнего магнитного поля Н.
50052. ЯВЛЕНИЕ САМОИНДУКЦИИ 99 KB
  Цель работы: ознакомиться с явлением самоиндукции; изучить зависимость постоянной времени электрической цепи состоящей из катушки индуктивности и омического сопротивления от величины сопротивления; определить величины индуктивности катушки и магнитной проницаемости сердечника соленоида. Найдём функциональную зависимость силы тока от времени. 12 Величину t=L R называют постоянной времени цепи которая равняется времени за которое при разрядке...
50053. Изучение команд меню Corel Draw10 117.5 KB
  Команда предназначена для загрузки в активный документ векторного растрового или текстового файла. Существует возможность загрузки нескольких десятков форматов и этот набор охватывает большинство наиболее распространенных графических и текстовых форматов. Позволяет сохранить информацию активного документа в различных форматах векторных растровых и текстовых. Текстовая информация может быть экспортирована либо вся либо из текущей страницы при включенном режиме Export this pge only Экспортировать лишь текущую страницу.
50054. Определение теплоемкости твердого тела 116 KB
  Цель работы: 1 измерение зависимости повышения температуры исследуемого образца в муфельной печи от времени; 2 вычисление по результатам измерений теплоемкости исследуемого образца. В любой момент времени количество тепла поступившее от электронагревателя идет на нагрев установки и на излучение в окружающую среду: [2] Величина Qпотерь пропорциональна разнице температур между печью и окружающим воздухом и может быть принята равной нулю в начальный момент времени. Прямое определение величин в уравнении [2] в начальный момент...
50055. Измерение параметров емкостей в цепи переменного тока 195.5 KB
  Плеханова технический университет Кафедра Общей и технической физики лаборатория электромагнетизма Измерение параметров ЕМКОСТЕЙ в цепи переменного тока Методические указания к лабораторной работе № 6 САНКТПЕТЕРБУРГ 2009 УДК 531 534 075. Цель работы: Определение импеданса сдвига фаз и измерение емкости на разных частотах в резистивноемкостной цепи. При работе на переменном токе с реактивными элементами в цепи индуктивность емкость следует обязательно учитывать их реактивный характер проводимости. Кроме того реактивные элементы...
50057. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ МАХОВОГО КОЛЕСА МЕТОДОМ КОЛЕБАНИЙ 286.5 KB
  Цель работы: Ознакомление с методом измерения моментов инерции тел обладающих осевой симметрией. Основные теоретические положения к данной работе (основополагающие утверждения: формулы, схематические рисунки)
50058. ВЫБОР СПЕЦОДЕЖДЫ, СПЕЦОБУВИ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 108.5 KB
  Изучить Правила обеспечения работников специальной одеждой специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты принятыми Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18 декабря 1998 г. Составить личную карточку учета выдачи средств индивидуальной защиты по представленной форме в соответствии с заданием. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды специальной обуви и других средств индивидуальной защиты выдаются преподавателем или берутся из справочника по охране труда в сельском хозяйстве...