10326

Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса, его философские, психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании

Доклад

Педагогика и дидактика

Сущность воспитания как социокультурного и педагогического процесса его философские психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании. Взаимосвязь процессов воспитания самовоспитания и перевоспитания. По...

Русский

2013-03-25

36.5 KB

105 чел.

Сущность воспитания как социокультуроного и педагогического процесса, его философские, психологические и педагогические основания. Закономерности и принципы воспитания. Л. Н. Толстой о воспитании. Взаимосвязь процессов воспитания, самовоспитания и перевоспитания.

 Понятие «воспитание» рассматривается с нескольких точек зрения:

В широком соц. смысле, воспитание – социализация личности, т.е. ее изменение под влиянием соц. среды.

В узком соц. смысле, воспитание – влияние на человека, коллектив или группу конкр. соц. институтов (семьи, культуры, СМИ, общ. и религиоз. орг-ций и т.д.).

 Воспитание в широком педагогическом смысле – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников в системе восп.-образ. учреждений разл. уровня.

 Воспитание в узком педагогическом смысле – целенаправленная деятельность спец. подготовленных людей, направленных на формирование у детей конкр. взглядов личности, убеждений, моральных принципов, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов.

 Философия воспитания – обоснование ценностей и целостности восп. процесса.

 Древнегреческие философы о воспитании (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель) – рассматривали воспитание как средство укрепления государства – единство нравственного, умственного и физического. Аристотель ввел возрастную периодизацию. Отсюда - граждане должны получать одинаковое воспитание.

Эпоха Возрождения (Вивес, Монтень) – гуманное отношение к детям, освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма. Отсюда - всестороннее развитие личности.

 Западноевропейская буржуазная педагогика:

Дж. Локк уделял большое значение психологическим основам воспитания, а также нравственному формированию личности, отрицал наличие врожденных качеств детей, уподоблял его «чистой доске».

 Ж.-Ж. Руссо напротив, исходил из природного совершенства детей, по его мнению, воспитание не должно мешать развитию.

 Песталоцци основным направлением воспитания считал возбуждение врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлении к развитию. Определил культурологический характер воспитания как педагогического процесса.

Психология воспитания – выделение возрастных периодов, связь воспитания с понятием социализация (Маслоу, Роджерс, Кон и др.), развитие.

Закономерности воспитания – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между отд. сторонами и явлениями воспит. процесса:

  1.  воспитание через активность самой личности;
  2.  воспитание вариативно и носит ситуативный характер;
  3.  учет внутреннего мира ребенка при воспитании;
  4.  культуро- и природосообразность;
  5.  пед. воздействие должно носить скрытый характер (Пидкасистый).

Принципы воспитания – требования, определяющие восп. процесс посредством норм, правил, рекомендаций по организации и проведению восп. работы:

  1.  принцип связи В. с жизнью, соц. средой;
  2.  принцип единства компонентов В.;
  3.  принцип пед. руководства и сам. деятельности, активности школьников;
  4.  принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью;
  5.  принцип опоры на положительное в личности ребенка;
  6.  принцип В. в коллективе и через коллектив;
  7.  принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;
  8.  принцип единства действий и требований семьи, школы, общественности.

Л. Н. Толстой о воспитании.

Л. Н. Толстой развивал теорию свободного воспитания и развития ребенка которая предполагала формирование нового типа общения учителя и воспитанника. Центральное место в его теории занимала идея духовного роста человека. Содержание жизни человека состоит в постоянном выборе поступков, преодолении противоречия между необходимостью сохранять и утверждать себя как личность («Я»), и стремлением к нравственным, бескорыстным действиям. Обретение нравственного образа жизни – источник психического здоровья и творческой энергии.

Толстой привлек внимание к личностно-деятельностной природе моральных ценностей, связал проблемы целей, содержания, мотивов воспитания с развитием ответственности человека по отношению к самому себе.

Логика В. в школе и жизни строится так, что процесс В. должен переходить в процесс самовоспитания.

Статья «О воспитании»: «Свобода есть необходимое условие всякого истинного образования как для учащих, так и для учащихся. Полная свобода – свобода личных проявлений учителя и ученика в их стремлении познать истину. Идея свободного воспитания – это и есть свобода выбора. Именно свобода выбора формирует у ребят чувство ответственности, развитие творч. способностей ребенка» (1909 г.).

«Лучшая система для воспитания – отсутствие системы».

В ранних статьях Т. Противопоставляет воспитанию образование и отрицает воспитание как одну из форм насилия над личностью. В 1909 г. (конец жизни) он признал ошибочность этого предположения: «и воспитание и образование неразрывны, нельзя воспитывать не передавая знания. Всякое же знание действует воспитательно».

Еще один подход к воспитанию – деятельностный: личность воспитывается в деятельности.

«Физическое наказание – это проявление мести и неуважения к личности ребенка».

 Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самост. деятельность, ведущая к более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Деятельность ребенка по саморазвитию явл-ся необх. условием восп. процессом.

 Задача школьного В. – разбудить внутр. силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для этого используются след. средства: консультирование, поощрение, орг-ция коллект. и индивид. деятельности по самовоспитанию.

 Приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др.

Процесс В. включает в себя и перевоспитание – перестройка установок, взглядов, способов поведения, противоречащих этическим нормам и др. требованиям общества. В перевоспитании нуждаются ученики, наз. трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого, как правило, явл-ся ошибки школьного или семейного В., влияние малых соц. групп.

 Алгоритм перевоспитания: установление причин отклонения в поведении и развитии уч-ся – формулирование проблем в его В. – определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения – активизация сознания и деятельности ребенка в учебе, досуге – применение системы требований, поощрения, наказания, стимулирование – контроль.

 Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отд. сторон характера (замкнутость, тревожность и др.) – нередко причина отклонений в поведении.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35872. Информационно-поисковый язык Система индексирования 157.4 KB
  Осуществление выдачи системой требуемых данных реализуется с помощь главной операции документальной ИПС проведения информационного поиска. В то же время во множестве выданных ему документов присутствуют и такие которые не отвечают запросу т. Коэффициент полноты p характеризующий долю выданных релевантных документов во всем массиве релевантных документов: 2. Коэффициент точности n характеризующий долю выданных релевантных документов во всем массиве выданных документов: 3.
35873. Паразитология и ее составные части 151.5 KB
  Паразитология и ее составные части Паразитология комплексная биологическая наука изучающая самих паразитов систематику морфологию биологию; взаимоотношения между паразитом и хозяином; болезни вызываемые гдаразитом у человека животных и растений; методы борьбы с паразитическими организмами. Ветеринарная паразитология изучает паразитические организмы и вызываемые ими заболевання у домашних и диких промысловых животных и включает в себя протозоологию науку о паразитических простейших и мер борьбы с ними гельминтологию науку о...
35874. Сущность криптографического преобразования информации 150 KB
  Шифрование данных процесс преобразования открытого сообщения в закрытое сообщение шифротекст криптограмму при помощи шифра и шифратора. Дешифрование данных процесс преобразования закрытого сообщения в открытое сообщение при помощи шифра и дешифратора. Криптостойкость характеризует количество возможных вариантов сообщения которые нужно получить из зашифрованного сообщения чтобы раскрыть смысл зашифрованного сообщения. Это связано с тем что блоки сообщения шифруются независимо друг от друга одним и тем же ключом поэтому...
35875. Аэродинамический расчет 149.5 KB
  Расчет заключается в определении размеров сечения участков систем и определением гидравлических потерь на этих участках при перемещении заданного количества воздуха.Определяем нагрузки отдельных расчетных участков для этого систему разбиваем на участки и определяем на каждом участке расход воздуха суммированием расходов на отдельных ответвлениях начиная с перефирийных участков 2. fp=Lр Ur м где Lррасчетный расход воздуха на участке м с Urскорость движения воздуха на участке. Местная вентиляция обеспечивает удаление воздуха в...
35876. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века 140 KB
  Поэтому подпольные издания предпочитали печатать в профессиональных типографиях за границей. Разграничивалась ответственность за подготовку издания между редактором и корректором происходит становление редакционноиздательского процесса. В 60е годы становление редакторской деятельности проходило под влиянием трех факторов которые определили характер развития книгоиздания.
35877. Міжнародна економічна діяльність України 137.96 KB
  Факторна забезпеченість України як передумова її МЕД Фактори МЕДУ: 1 Первинні обєктивні Географічне положення Ресурсний потенціал природні ресурси трудові ресурси технологічний уклад виробництваЦивілізаційнокультурні особливості 2 Вторинні субєктивні Модель управління Інструменти регулювання Інститути управління меду і мев Факторна забезпеченість України складається з багатьох компонентів: природноресурсний соціальнодемографічний виробничий аграрний трудовий рекреаційний інформац та інші потенціали.Актуальні...