10327

Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Педагогика межнационального общения

Доклад

Педагогика и дидактика

Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное национальное и интернациональное в воспитании. Педагогика межнационального общения. Воспитание веротерпимости толерантности. Содержание воспитания система знаний убеждений навыков качеств и че

Русский

2013-03-25

38 KB

167 чел.

Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Педагогика межнационального общения. Воспитание веротерпимости, толерантности.

Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными усилиями и задачами.

Цель В. – формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Цель В. в традиционной педагогике распадается на большие задачи: умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) В. Современная жизнь и развитие общества выдвинули в качестве отдельных задач патриотическое, экономическое, экологическое, правовое В.

Умственное В. направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарования ученика. Главная задача УВ – вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения д.б. сформированы основы мировоззрения, т.е. системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, тру, смысл жизни, познание. Мировоззрение предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснять эти явления и определять свое отношение к ним, умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая знания с делами.

Задачи УВ – усвоение определенного объема научных знаний, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, способностей и дарований, развитие познавательных интересов и потенциальных возможностей личности т.д.

Задачи физического В. – укрепление здоровья, правильное физическое развитие, повышение умственной и физической работоспособности, развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости), формирование гигиенических навыков, В. нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма), развитие стремления быть здоровым, доставлять радость себе и др.

Трудовое В. формирует у учеников положительное отношение к труду, развивается познавательный интерес к знаниям, стремления применять знания на практике, В. высоко моральных качеств: трудолюбия, долга, ответственности, целеустремленность, предприимчивость.

Политехническое В. направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях.

Задачи эстетического В. – приобретение теоретических знаний (приобщение к эстетическим ценностям) и активное включение в эстетическую деятельность, воспитание эстетической культуры, приобщение к прекрасному, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем.

Воспитательная функция гражданского В. (патриотического) заключается в том, что под его влиянием формируется общественное мнение, уважение к государству, патриотизм, любовь к Родине, стремление к труду.

Нравственное В. Нравственность – это внутренняя мораль. Мораль – исторически сложившееся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. В основе НВ лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы (честность, справедливость, долг, честь, совесть, гуманизм, трудолюбие и т.д.), так и новые принципы и нормы – уважение к государству, органам власти, законам, Конституции, социальная активность, милосердие.

Общечеловеческие ценности – ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с историческим периодом (Подласый). Это ценность человеческой жизни, свобода, библейские заповеди, справедливость, вера, способность к состраданию, великодушие, стремление людей сохранить мир (восприятие разных идей, терпимость); ценность трудовой этики; ценность семейной жизни. Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, т.к. они признаются большинством людей в мире.

Каждый человек – личность. У нее должны формироваться общечеловеческие ценности, но это преломляется чрез личность каждого человека.

Связь общечеловеческого и индивидуального – преобразование действительности (ребенок, пережив конкретную ситуацию, развивается как личность); формирование идей, взглядов ребенка с помощью бесед.

Педагогика межнациональных отношений (лекции Шайденко).

Проблема межнациональных отношений в теоретическом плане стала рассматриваться в нач. 90-х гг., что вызвано полит. ситуацией (подготовка к развалу СССР и развал СССР).

Смысл этой педагогики в учете в уч.-восп. процессе национальных особенностей детей класса и населения, проживающего на данной территории. Следует учитывать историю нац. традиции, характер и особенности нравственных представлений, опыт народной педагогики и степень «общности» данной нации.

Особенность учета межнациональных отношений проявляется в региональном компоненте СО (базисный уч. план и его национально-регионального компонента) в системе восп. работы с детьми разных национальностей и национ. групп.

Ошибки, чаще всего, или в игнорировании этих особенностей или в преувеличении значимости каких-то групп. Нб сложность представляют классы, в которых представлены дети нескольких нац. меньшинств. В условиях многонац. состава класса, школы населенного пункта первоочередной в восп. работе становятся задачи интернационального и патриотического воспитания.

Этнопедагогика (Кадисон) – народная педагогика, педагогика, имеющая национальные особенности, опирающиеся на национальные традиции, является частью современной пед. науки. Полиэтничность России вносит определенные сложности в процесс обучения и воспитания. Образование и В. в этом случае должны включать в себя элементы не только своей культуры, но и культуры др. народов. Это позволяет формировать мировоззрение школьников, в частности – широту понимания, знакомит с особенностями национального менталитета. Позволяет формировать качества: понимание и принятие отличных точек зрения, особенности мышления, формирование веротерпимости и толерантности.

Интернационализм – мировоззрение, утверждающее равенство и равноправие всех народов независимо от их национальности, расовой принадлежности, уважение и признание социально-исторического и культурного наследия народов всего мира.

Космополитизм – идеология отказа от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода под лозунгом «человек – гражданин мира».

Менталитет – совокупность воззрений, взглядов и умонастроений, воплощенных в традициях, обычаях и ритуалах, характерных для определенной социальной группы, национально-этнической или территориальной общности, отражает особенности психического склада и образа мыслей ее членов.

Веротерпимость – мировоззренческая установка на право разных людей и общностей исповедовать свои религиозные взгляды, конфессиональные традиции, либо нерелигиозные убеждения, концепции.

Толерантность – в целом, терпеливость, выносливость, психическая устойчивость к неблагоприятным факторам; понимают также как терпимость к различным точкам зрения, мнениям, непредубежденность в оценке к людям, концепций, событий.

Культура межнационального общения – совокупность разных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным этническим группам, общностям.

Этнические группы рассматриваются как субкультура в рамках более крупного общества, чья культура отличается от него в важных отношениях, т.е. – это любая группа с общими культурными традициями и ощущением идентичности.

Этнические группы могут объединяться историей и традициями (евреи), языком (индейцы Дакоты), географией (скандинавы), социологическим определением расы (черные американцы), религией (мусульмане) и т.д.

Этнические меньшинства – группа или группы, которые не занимают в составе населения господствующего положения, обладают культурными, религиозными и/или языковыми традициями либо особенностями; значительно отличаются от традиций и особенностей остальной части населения и стараются эти традиции сохранить (сепаратистские меньшинства, воинствующие меньшинства и т.д.).

Движение общественной психологии, зародившейся в 1960-х гг. способствовало распространению плюралистического подхода, признавая необходимость уяснить и принимать разнообразие культур, предоставленных в каждом обществе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84632. Монтаж электрооборудования и электропроводок в гражданских зданиях 814.57 KB
  Характерной особенностью воздушной линии напряжением до 1000 В является использование опор для одновременного крепления на них проводов радиосети наружного освещения телеуправления сигнализации.
84633. Элементарные электрические заряды. Закон сохранения электрического заряда 323.5 KB
  Если в пространстве обнаруживается действие сил на электрические заряды то говорят что в нем существует электрическое поле. Поле также реально как и вещество. Электрическое поле изучают с помощью пробного точечного положительного заряда величина которого своим действием заметно не искажает исследуемое поле.
84634. Энергетическая характеристика электрического поля 140 KB
  Потенциал электрического поля. Для характеристики электростатического поля вводят две величины: а силовая векторная характеристика напряженность; б энергетическая скалярная характеристика потенциал. 1 Потенциал электростатического поля.
84635. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическое поле вне и внутри проводника 686.5 KB
  Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электрическое поле вне и внутри проводника. При помещении проводника в электрическое поле его заряды начнут перемещаться что приведет к частичному разделению его зарядов. Отсутствие поля внутри проводника помещенного в электрическое поле применяется...
84636. РЕГЕНЕРАТОРЫ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК 7.06 MB
  Непременным условием создания любого теплового двигателя является наличие материальной среды – рабочего тела и, по меньшей мере, двух тепловых источников – источника высокой температуры (нагреватель), от которого получаем теплоту для преобразования части ее в работу...
84637. Социальное партнерство (социальный диалог) в охране труда 87.5 KB
  Социальное партнерство как принцип законодательного и нормативно правового обеспечения охраны труда. Социальное партнерство решает следующие вопросы: достижение консенсуса по вопросам обеспечения занятости; Создание дополнительных рабочих мест; Применение наемного труда с соблюдением...
84638. Анализ пассивов банка 43.69 KB
  Уставный фонд банка является основной составляющей собственных средств кредитной организации. Ему принадлежит наибольший удельный вес в собственном капитале. Поэтому важным направлением анализа собственного капитала банка является изучение уставного фонда.
84639. Основи місцевого самоврядування 84.5 KB
  Основи місцевого самоврядування Конституційно правові основи місцевого самоврядування в Україні. Матеріальна основа місцевого самоврядування. Фінансова основа місцевого самоврядування. Місцеві бюджети та позабюджетні кошти місцевого самоврядування.
84640. Сучасна система місцевого самоврядування в Україні та її елементи 145 KB
  Сучасна система місцевого самоврядування в Україні та її елементи Поняття і система місцевого самоврядування. Територіальна громада основний елемент системи місцевого самоврядування. Поняття та види органів місцевого самоврядування. Представницькі органи місцевого самоврядування сільські селищні міські ради.