10328

Общие методы воспитания, основания их классификации. Приемы воспитания. Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания

Доклад

Педагогика и дидактика

Общие методы воспитания основания их классификации. Приемы воспитания. Психологопедагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания. Реализация воспитания в процессе обучения. Метод В. система взаимосвязанных способо

Русский

2013-03-25

37 KB

74 чел.

Общие методы воспитания, основания их классификации. Приемы воспитания. Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания. Реализация воспитания в процессе обучения.

 Метод В. – система взаимосвязанных способов деятельности воспитателя и воспитанников, направленных на решение задач В.

Гл. проблемой явл-ся классификация методов В.: нб распр. считается классификация по основным формируемым качествам личности. В ней методы В. подразделяются на основные и вспомогательные (стимулирующих).

Это деление объясняется тем, что основные методы влияют непосредственно на качества личности, а методы дополнительные лишь способствуют формированию качеств положительных или тормозят формирование качеств отрицательных.

К основным методам относят 2 группы:

  1.  методы формирования сознания:
    •  внушение;
    •  убеждение;
    •  метод проблемных ситуаций.
  2.  метод формирования поведения:
  •  метод примера;
  •  инструктаж;
  •  упражнение.

Особое место занимает метод примера – он заключается в предъявлении образца как готовой программы поведения и деятельности, основан на стремлении ребенка к самопознанию. Может быть личный пример (родители, товарищи и др.) и пример обобщенный.

К методам этой группы применяются след. требования:

  •  личная убежденность учителя;
    •  научная подготовленность и эрудиция учителя;
      •  правдивость и искренность;
      •  доверительность отношений;
      •  такт учителя;
      •  учет особенностей класса и опора на общ. мнение.

К вспомогательным методам относят:

  1.  методы пед. стимулирования
    •  поощрение;
      •  пед. требование;
        •  перспектива.
        1.  методы пед. коррекции
  •  критика;
  •  наказание;
  •  метод «взрыва».

У Макаренко существует теория гуманного наказания, по кот.:

  1.  наказывается не личность, а проступок;
    1.  наказание не должно унижать воспитанника;
    2.  не допустимо лишать детей необходимого;
    3.  наказание не должно причинять физических страданий.

Прием В. – часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру (например, переход на «Вы», когда делаете ученику замечание).

Разнообразие «натур» воспитанников диктует педагогам многообразие рецептов воспитательного воздействия и взаимодействия.

С педагогической точки зрения выбор методов воспитания должен подчиняться ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеет цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условие ее решения, т.к. эффективность используемых методов достигается при соответствии выбранного метода реальным условиям и конкретной ситуации.

Психологической основой выбора методов воспитания является учет особенностей уч-ся:

  1.  возрастных (например, в старших классах использовать лекции, в младших – рассказ);
    1.  индивидуальные (если высокая самооценка, меньше поощрения и больше требовательности, если низкая – то чаще поощрять, замечать самые незначительные успехи);
      1.  учет поведения (девиантность) (если сильная нервная система, больше наказывать, использовать соревновательный метод, материал давать большими порциями, слабая нервная система – больше поощрять, создавать спокойную обстановку, давать ответы в письменном виде, осторожно оценивать неудачи).
        1.  учет свойств темперамента (если человек тревожный - поощрение, одобрение при удачах, внушение уверенности, обучение методам регуляции эмоционального состояния; не тревожный - создавать условия риска, повышать требования).

А.С. Макаренко четко определил, что методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

Процессы обучения и воспитания неразделимы, т.к. каждое из них в своей сущностной характеристике добавляет друг друга в контексте содержательной характеристики.

Процесс обучения будет эффективен, если педагог выбрал правильную форму общения и взаимодействия с детьми. На уроке педагог включает ребенка в разные виды деятельности: познавательную, трудовую, общественную, коммуникативную и др.

Владение педагогом технологией организации учебно-познавательной деятельности непосредственно связано с методическими аспектами воспитания учащихся, т.к. предмет имеет в своем начале воспитательную функцию.

Универсальным исходным методом и основной технологией организации развивающих видов деятельности школьников является педагогическое требование.

Целью обучения и воспитания д.б. не приобретение знаний как набора фактов и т.д., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности учащегося, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации. Это есть основание гуманистической педагогики. Ученики решают в процессе учения проблемы, значащие для них; педагог проявляет себя таким человеком, каков он есть и, соответственно принимает ученика таким, как тот есть; педагог проникает во внутренний мир ученика и осмысливает его; педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения.

Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссия, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Предлагаются такие приемы общения с ребенком: «Я-высказывание», активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24292. СМК, их характеристика и роль в деятельности PR-структур 38 KB
  Современная система СМК делится на три вида информационных каналов: СМИ телекоммуникацию и информатику. К СМИ относятся: организационнотехнические комплексы позволяющие осуществлять скорую передачу массовое тиражирование больших объемов словесной образной и музыкальной информации. В структуру системы СМИ входят: 1 газеты журналы дайджесты еженедельники и др. Очень часто термины средства массовой коммуникации СМК и средства массовой информации СМИ употребляются как синонимы.
24294. Типология и характеристика СМИ 36.5 KB
  Особо важно подчеркнуть что с юридической точки зрения медиаотрасль национальной экономики образуют не средства массовой информации как таковые а предприятия имеющие либо прямое либо опосредованное отношение к СМИ. Таким образом воспринимая СМИ как рыночную отрасль выпускающую однородную продукцию по однородным технологиям мы соглашаемся с тем что любая газета журнал телеканал являются субъектами рыночных отношений со всеми вытекающими последствиями. Для эффективной деятельности любому изданию необходимо иметь самые детальные...
24295. Взаимодействие PR структур со СМИ 41 KB
  Взаимодействие PR_структур со СМИ. Считается даже что до восьмидесяти процентов всей работы в них приходится на взаимодействие со СМИ. По данным социологического исследования опубликованного в журнале Сообщение самую существенную часть расходов компании составляют связи со СМИ для формирования имиджа кандидата в целом. От степени умения и желания работать со СМИ нередко зависит успех деятельности различных предпринимательских структур органов власти отдельных руководителей политиков.
24296. Пресс-службы: структура, функции, направления деятельности, формы работы 47 KB
  Прессслужбы: структура функции направления деятельности формы работы. В частности в московский отдел входят: директор департамента PR заместитель директора департамента PR главный менеджер департамента PR начальник прессслужбы . Также примером такого устройства прессслужбы может служить прессслужба Государственной Думы или Прессслужба Президента см. Функции отдела: Координация деятельности Отслеживание бюджета Основные преимущества прессслужбы на аутсорсинге работающей удаленно не в штате компании: 1.
24297. Організація системи мерчандайзингу у роздрібній компанії 26.47 KB
  Вибір того або іншого варіанта залежить від багатьох факторів: формату магазину, розміру його торговельної площі, широти асортиментної матриці, частоти ротації і зміни асортименту, організаційної структури магазину в даний момент і напрямів її трансформації у перспективі...
24298. Система СМИ в Российской Федерации 41 KB
  Аудиовизуальные СМИ радио телевидение эфирное кабельное документальное неигровое кино видеовещание. Обеспечивают деятельность других СМИ поставляя им готовые тексты и сырые факты. Прессцентры являются посредниками между СМИ и подразделениями данного ведомства и действуют по нескольким направления консультируют установление контактов СМИ с различными подразделениями ведомствами Интернет источники.
24299. Мировые тенденции развития современной журналистики 48 KB
  С другой стороны все более заметным становится рост общественной активности в информационной сфере проявляющийся в создании альтернативных массмедиа по преимуществу на сетевой платформе а также в деятельности гражданских организаций мониторинга СМИ и медиакритики в отстаивании требований демократизации медийного сектора сохранения и развития мощных общественных средств массовой информации. В большой Европе СМИ все чаще называют медиаиндустрией а журналистские произведения медиапродуктами рассматривая их как товарную продукцию...
24300. Публицистические жанры журналистики и их место в системе жанров журналистского творчества 51 KB
  Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью адресностью фактов. Жанр в прессе это способ подачи информации. Теоретики классифицируют жанры по назначению объекту изображения теме стилистике выразительным средствам и проч.