10328

Общие методы воспитания, основания их классификации. Приемы воспитания. Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания

Доклад

Педагогика и дидактика

Общие методы воспитания основания их классификации. Приемы воспитания. Психологопедагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания. Реализация воспитания в процессе обучения. Метод В. система взаимосвязанных способо

Русский

2013-03-25

37 KB

70 чел.

Общие методы воспитания, основания их классификации. Приемы воспитания. Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания. Реализация воспитания в процессе обучения.

 Метод В. – система взаимосвязанных способов деятельности воспитателя и воспитанников, направленных на решение задач В.

Гл. проблемой явл-ся классификация методов В.: нб распр. считается классификация по основным формируемым качествам личности. В ней методы В. подразделяются на основные и вспомогательные (стимулирующих).

Это деление объясняется тем, что основные методы влияют непосредственно на качества личности, а методы дополнительные лишь способствуют формированию качеств положительных или тормозят формирование качеств отрицательных.

К основным методам относят 2 группы:

  1.  методы формирования сознания:
    •  внушение;
    •  убеждение;
    •  метод проблемных ситуаций.
  2.  метод формирования поведения:
  •  метод примера;
  •  инструктаж;
  •  упражнение.

Особое место занимает метод примера – он заключается в предъявлении образца как готовой программы поведения и деятельности, основан на стремлении ребенка к самопознанию. Может быть личный пример (родители, товарищи и др.) и пример обобщенный.

К методам этой группы применяются след. требования:

  •  личная убежденность учителя;
    •  научная подготовленность и эрудиция учителя;
      •  правдивость и искренность;
      •  доверительность отношений;
      •  такт учителя;
      •  учет особенностей класса и опора на общ. мнение.

К вспомогательным методам относят:

  1.  методы пед. стимулирования
    •  поощрение;
      •  пед. требование;
        •  перспектива.
        1.  методы пед. коррекции
  •  критика;
  •  наказание;
  •  метод «взрыва».

У Макаренко существует теория гуманного наказания, по кот.:

  1.  наказывается не личность, а проступок;
    1.  наказание не должно унижать воспитанника;
    2.  не допустимо лишать детей необходимого;
    3.  наказание не должно причинять физических страданий.

Прием В. – часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру (например, переход на «Вы», когда делаете ученику замечание).

Разнообразие «натур» воспитанников диктует педагогам многообразие рецептов воспитательного воздействия и взаимодействия.

С педагогической точки зрения выбор методов воспитания должен подчиняться ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеет цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условие ее решения, т.к. эффективность используемых методов достигается при соответствии выбранного метода реальным условиям и конкретной ситуации.

Психологической основой выбора методов воспитания является учет особенностей уч-ся:

  1.  возрастных (например, в старших классах использовать лекции, в младших – рассказ);
    1.  индивидуальные (если высокая самооценка, меньше поощрения и больше требовательности, если низкая – то чаще поощрять, замечать самые незначительные успехи);
      1.  учет поведения (девиантность) (если сильная нервная система, больше наказывать, использовать соревновательный метод, материал давать большими порциями, слабая нервная система – больше поощрять, создавать спокойную обстановку, давать ответы в письменном виде, осторожно оценивать неудачи).
        1.  учет свойств темперамента (если человек тревожный - поощрение, одобрение при удачах, внушение уверенности, обучение методам регуляции эмоционального состояния; не тревожный - создавать условия риска, повышать требования).

А.С. Макаренко четко определил, что методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

Процессы обучения и воспитания неразделимы, т.к. каждое из них в своей сущностной характеристике добавляет друг друга в контексте содержательной характеристики.

Процесс обучения будет эффективен, если педагог выбрал правильную форму общения и взаимодействия с детьми. На уроке педагог включает ребенка в разные виды деятельности: познавательную, трудовую, общественную, коммуникативную и др.

Владение педагогом технологией организации учебно-познавательной деятельности непосредственно связано с методическими аспектами воспитания учащихся, т.к. предмет имеет в своем начале воспитательную функцию.

Универсальным исходным методом и основной технологией организации развивающих видов деятельности школьников является педагогическое требование.

Целью обучения и воспитания д.б. не приобретение знаний как набора фактов и т.д., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности учащегося, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации. Это есть основание гуманистической педагогики. Ученики решают в процессе учения проблемы, значащие для них; педагог проявляет себя таким человеком, каков он есть и, соответственно принимает ученика таким, как тот есть; педагог проникает во внутренний мир ученика и осмысливает его; педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения.

Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссия, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Предлагаются такие приемы общения с ребенком: «Я-высказывание», активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30932. Філософія та соціологія 410 KB
  Комунікативна повсякденна практика, навколо якої утворюється життєвий світ, забезпечується спільною грою культурного відтворення, соціальної інтеграції та соціалізації, яка в цій практиці укорінена. Життєвий світ як результат соціалізації, тобто структурованості суспільними і культурними зв’язками.
30933. Проектная деятельность на уроке английского 25.65 KB
  Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта что несомненно влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. В основе проекта лежит какаято проблема. Структурирование содержательной части проекта; 5. Предполагает собой наличие выходной информации по данному проекту причем результат данной деятельности может быть различным в зависимости от индивидуальных возможностей или способностей участников проекта.
30934. Основы общей теории перевода (ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ) 2.06 MB
  Перевод общественно-политической литературы на материале переводов с немецкого, английского, французского, отчасти испанского языков на русский. Основы общей теории перевода (лингвистические проблемы) на тех же материалах...
30935. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 318 KB
  ПЛАКСИНА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙС НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Учебное пособие М. Психологопедагогическая характеристика детей с нарушением зрения. Ребенок с нарушением зрения как предмет изучения тифлопедагогики. Если общая педагогика рассматривает само понятие и развитие личности то тифлопедагогика как составная часть общей педагогики занимается рассмотрением личности имеющей нарушение зрения.
30936. Административное право. Государственное управление как объект административно-правового регулирования 1.07 MB
  В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства федеральные службы и федеральные агентства. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство Российской Федерации по представлению руководителя федеральной службы федерального агентства проект положения о федеральной службе федеральном агентстве предложения о предельной штатной численности...
30937. Сельскохозяйственное производство 100.45 KB
  Рассматривая организацию производства надо иметь в виду что во всех отраслях народного хозяйства кроме сельского хозяйства процесс производства продукции связан с превращением потенциальной в кинетическую энергию в работу. Время производства сельскохозяйственной продукции определяется главным образом естественными условиями роста развития и размножения растений и животных. Несовпадение времени производства сельскохозяйственной продукции с рабочим временем приводит к сезонности сельскохозяйственного труда и необходимости во многих...
30938. Лекарственные растения 1.31 MB
  Чай из аира: 2 чайные ложки примерно 3 г мелко нарезанного очищенного от коры корневища аира заливают 1 4 л кипящей воды и настаивают примерно 15 минут. После процеживания чай нужно пить тепловатым. Сверх того чай из корневища аира используют как моющее средство против кожных сыпей и перхоти. В результате чай из корня алтея с успехом применяют при болях в желудке и кишечнике а также при поносе.
30939. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3.17 MB
  Принятию всякого решения финансового характера предшествуют аналитические расчеты, поэтому практически любой представитель аппарата управления предприятием - от топ-менеджеров до рядовых специалистов (бухгалтер, финансовый менеджер, экономист) - просто обязан быть хорошим аналитиком. Очевидно, что анализ, являющийся одной из составных частей грамотного управления финансами, должен выполняться не только в ретроспективе, но и, что нередко более важно, в перспективе.
30940. Анализ крови 1.09 MB
  Кровь разных видов животных. Кровь берётся у крупных животных из ярёмной вены у КРС из хвостовой артерии. Для исследования кровь обрабатывают гепарином. Затем разбавляем раствор и исследованной кровью до цвета стандарта той же соляной кислотой и определяют содержание гемоглобина в грамм количество граммов гемоглобина в 100 мл крови или в единицах Сали.