10328

Общие методы воспитания, основания их классификации. Приемы воспитания. Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания

Доклад

Педагогика и дидактика

Общие методы воспитания основания их классификации. Приемы воспитания. Психологопедагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания. Реализация воспитания в процессе обучения. Метод В. – система взаимосвязанных способо

Русский

2013-03-25

37 KB

66 чел.

Общие методы воспитания, основания их классификации. Приемы воспитания. Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания. Реализация воспитания в процессе обучения.

 Метод В. – система взаимосвязанных способов деятельности воспитателя и воспитанников, направленных на решение задач В.

Гл. проблемой явл-ся классификация методов В.: нб распр. считается классификация по основным формируемым качествам личности. В ней методы В. подразделяются на основные и вспомогательные (стимулирующих).

Это деление объясняется тем, что основные методы влияют непосредственно на качества личности, а методы дополнительные лишь способствуют формированию качеств положительных или тормозят формирование качеств отрицательных.

К основным методам относят 2 группы:

  1.  методы формирования сознания:
    •  внушение;
    •  убеждение;
    •  метод проблемных ситуаций.
  2.  метод формирования поведения:
  •  метод примера;
  •  инструктаж;
  •  упражнение.

Особое место занимает метод примера – он заключается в предъявлении образца как готовой программы поведения и деятельности, основан на стремлении ребенка к самопознанию. Может быть личный пример (родители, товарищи и др.) и пример обобщенный.

К методам этой группы применяются след. требования:

  •  личная убежденность учителя;
    •  научная подготовленность и эрудиция учителя;
      •  правдивость и искренность;
      •  доверительность отношений;
      •  такт учителя;
      •  учет особенностей класса и опора на общ. мнение.

К вспомогательным методам относят:

  1.  методы пед. стимулирования
    •  поощрение;
      •  пед. требование;
        •  перспектива.
        1.  методы пед. коррекции
  •  критика;
  •  наказание;
  •  метод «взрыва».

У Макаренко существует теория гуманного наказания, по кот.:

  1.  наказывается не личность, а проступок;
    1.  наказание не должно унижать воспитанника;
    2.  не допустимо лишать детей необходимого;
    3.  наказание не должно причинять физических страданий.

Прием В. – часть метода, подчиненная ему и входящая в его структуру (например, переход на «Вы», когда делаете ученику замечание).

Разнообразие «натур» воспитанников диктует педагогам многообразие рецептов воспитательного воздействия и взаимодействия.

С педагогической точки зрения выбор методов воспитания должен подчиняться ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеет цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условие ее решения, т.к. эффективность используемых методов достигается при соответствии выбранного метода реальным условиям и конкретной ситуации.

Психологической основой выбора методов воспитания является учет особенностей уч-ся:

  1.  возрастных (например, в старших классах использовать лекции, в младших – рассказ);
    1.  индивидуальные (если высокая самооценка, меньше поощрения и больше требовательности, если низкая – то чаще поощрять, замечать самые незначительные успехи);
      1.  учет поведения (девиантность) (если сильная нервная система, больше наказывать, использовать соревновательный метод, материал давать большими порциями, слабая нервная система – больше поощрять, создавать спокойную обстановку, давать ответы в письменном виде, осторожно оценивать неудачи).
        1.  учет свойств темперамента (если человек тревожный - поощрение, одобрение при удачах, внушение уверенности, обучение методам регуляции эмоционального состояния; не тревожный - создавать условия риска, повышать требования).

А.С. Макаренко четко определил, что методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона.

Процессы обучения и воспитания неразделимы, т.к. каждое из них в своей сущностной характеристике добавляет друг друга в контексте содержательной характеристики.

Процесс обучения будет эффективен, если педагог выбрал правильную форму общения и взаимодействия с детьми. На уроке педагог включает ребенка в разные виды деятельности: познавательную, трудовую, общественную, коммуникативную и др.

Владение педагогом технологией организации учебно-познавательной деятельности непосредственно связано с методическими аспектами воспитания учащихся, т.к. предмет имеет в своем начале воспитательную функцию.

Универсальным исходным методом и основной технологией организации развивающих видов деятельности школьников является педагогическое требование.

Целью обучения и воспитания д.б. не приобретение знаний как набора фактов и т.д., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания – дать возможность развития, саморазвития личности учащегося, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации. Это есть основание гуманистической педагогики. Ученики решают в процессе учения проблемы, значащие для них; педагог проявляет себя таким человеком, каков он есть и, соответственно принимает ученика таким, как тот есть; педагог проникает во внутренний мир ученика и осмысливает его; педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения.

Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссия, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Предлагаются такие приемы общения с ребенком: «Я-высказывание», активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81235. Методика изучения темы «дисковая ос». Методические рекомендации по изучению темы «Программы-оболочки ОС» 38.31 KB
  Любые операционные системы независимо от типа выполняют три основные функции: управление устройствами компьютера; взаимодействие с пользователем; работа с файлами. Третья функция операционной системы работа с файлами. Первоначальные понятия которые должны быть даны ученикам по данной теме это имя файла тип файла файловая структура логический диск каталог путь к файлу дерево каталогов. Для Windows сообщаете что имя файла может быть длинным до 255 символов и допускает использование русских букв.
81236. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «Текстовый редактор» 36.45 KB
  Обучить основным приемам работы с текстовым редактором. Рекомендации по организации практической работы на компьютере. Навыки ввода и редактирования текста нужны пользователю не только для работы с текстовым редактором. Ввод и редактирование текстов осуществляется с помощью специальных программ – текстовых редакторов используемых в семействах операционных систем UNIX и MS Windows Семейство ОС Названия редакторов UNIX Emcs Vi TED Str Office Writer MS Windows Блокнот Word WordPd Лексикон Str Office Writer Несмотря на различия все...
81237. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «Электронные таблицы» 38.16 KB
  Состав электронной таблицы. Прямоугольная область таблицы называется диапазоном ячеек. Каждая ячейка таблицы имеет следующие характеристики: адрес содержимое изображение формат имя примечание комментарий Абсолютная и относительная адресация ячеек.
81238. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «базы данных» 38.44 KB
  Для сознательной работы с БД на уровне пользователя рекомендуется примерный минимум этих понятий: объект атрибут система связь; структурирование представление и нормализация данных; таблица первичный и внешний ключи; связь между таблицами индексирование поиск выборка и некоторые другие они имеют специфический неочевидный смысл. Обязательный минимум содержания образования по информатике в разделе информационные технологии: Базы данных. Системы управления базами данных.
81239. Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий при изучении темы «графический редактор» 38.11 KB
  Режимы определяют возможные действия пользователя а также команды которые пользователь может отдавать редактору в данном режиме. В этом режиме можно выполнять команды записи рисунка на диск считывания рисунка с диска вывода рисунка на печать. Система команд графического редактора Команды выбора инструмента; Команды настройки инструмента ширина линий шрифт; Команды выбора цветов; Команды масштабирования рисунка; Команды работы с буфером обмена вырезать копировать вставить; Команды манипулирования с выделенным фрагментом...
81240. Компьютерные сети в образовании. Методические рекомендации по изучению темы «Сетевые информационные технологии» 38.58 KB
  Дать представление о назначении и структуре локальных и глобальных сетей; Познакомить учся с основными инф. услугами сетей с возможностями internet; Обучить способам обмена файлами в лок. сетей на 2 типа: локальные сети и глобальные. сетей обширна по числу понятий и может излагаться с разной степенью подробности.
81242. Цели и задачи обучения информатике в средней школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в общеобразовательной школе 35.38 KB
  Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования начальное общее основное общее среднее полное общее образование; внутри ступеней по учебным предметам Изучение информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей: освоение знаний составляющих основу научных представлений об информации информационных процессах системах технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий ИКТ организовывать...
81243. Стандарт школьного образования по информатике. Назначение и функции общеобразовательного стандарта в школе 34.46 KB
  Общеобразовательный стандарт по информатике является нормативным документом определяющим требования: к месту базового курса информатики в учебном плане школы; к содержанию базового курса информатики в виде обязательного минимума содержания базового образования; к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям школьников; к технологии и средствам проверки и оценки достижений учащихся. технологии в обществе. и Информационные технологии: обработка текста; обработка графики; мультимедийные...