10329

Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание, самооценка

Доклад

Педагогика и дидактика

Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание самооценка. Методы развития сознания и духовного мира школьников в процессе воспитания. Высший уровень психики свойственный человеку образует сознание. Сознание результат обществе...

Русский

2013-03-25

40.5 KB

61 чел.

Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание, самооценка. Методы развития сознания и духовного мира школьников в процессе воспитания.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание – результат общественно-исторических условий формирования человека в различных видах деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Сознание – осознанное бытие.

Характеристики сознания:

1) сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире;

2) сознанию свойственно четкое разделение субъекта и объекта («я» - «не я»). Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Человек единственный из живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя, на основе чего формируется самосознание. Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, действий и поступков, чувств и стремлений. Осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соотв. с теми требованиями, кот. предъявляет к нему общество, и целями, кот. он ставит перед собой в процессе самовоспитания. Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия.

3) обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом взвешиваются и складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в них необходимые коррективы.

4) включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир чувств, где находят отражение различные отношения, в которые включен человек в процессе своей жизнедеятельности. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью кот. человек постоянно обогащает свои знания: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление. С помощью ощущений и восприятий, при непосредственном воздействии на мозг раздражителей, в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Еще один подход к определению структуры сознания предложили отечественные ученые Выготский, Леонтьев и др. Они выделяли в структуре сознания 2 слагаемых: бытийное сознание, рефлексивное сознание.

Бытийное сознание (сознание для бытия) включает в себя:

  •  биодинамическую ткань действий – это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия, которые отражаются в бытийном слое сознания. Отражение движений и действий как бы заполняется у человека различными познавательными, эмоционально-оценочными и смысловыми психологическими образованиями.
  •  чувственную ткань образа – это обобщенное наименование для различных категорий восприятия (пространство, цвет, форма), из кот. строится образ. С помощью ткани образа у человека возникает ощущение реальности происходящего, в случае нарушения восприятия, ситуация оценивается человеком как нереальная.

Рефлексивное сознание (сознание для сознания) включает в себя:

  •  значение – это содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть предметные, вербальные значения, житейские и научные понятия.
  •  смысл – это субъективное понимание и отношение к ситуации или информации.

По Фрейду сознание включает в себя подсознание, сознание и сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют бессознательное - низший уровень психики.

Бессознательное – форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полная ориентировка во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном не возможен контроль тех действий, кот. совершаются, невозможна оценка их результата.

Бессознательное включает в себя: сновидения; автомат. движения; инстинктивное поведение; побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели; патологические явления (бред, галлюцинации…) и т.д.

Необходимым и первым этапом становления рефлексивного уровня является самосознание, как сознание себя. Самосознание может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самооценка, самоконтроль, самопринятие.

Самооценка – это такой компонент самосознания, который включает в себя: знание о собственной самости; оценку человеком самого себя; шкалу значимых ценностей, относительно которых определяется эта оценка.

Самооценка может быть адекватной (соответствующей реальному успеху человека в той или иной деятельности) и неадекватной (завышенной/заниженной).

В учебно-воспитательном процессе формирование сознания, духовного развития школьника происходит чаще всего с помощью убеждений, как компонента сознания личности и как способа воздействия на нее. В процессе убеждения педагог стремится выработать у школьника социально и нравственно ценные, осознанные отношения к действительности. Их формирование зависит не только от информации, которую получают школьники, но и от того, каким путем (способом) она поступит к ним. Если правильность предлагаемых утверждений им доказана, если в их верности они смогут убедиться сами, если в дискуссии с товарищами или в собственной деятельности они смогут упрочить свою уверенность, то усвоенные идеи перерастут в их собственные убеждения.

Кроме того, к методам развития сознания учащихся относят: лекции, беседы, рассказы, диспуты, личный пример и др. методы в сочетании с различными средствами (худ. литература, периодическая печать и т.д.). Каждый из методов воспитания сознания имеет свою специфику и область применения. Применяются они в комплексе. Наиболее сложные по содержанию и применению – методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример.

Лекция д.б. актуальна, тогда она вызовет нравственное доверие, положительную реакцию.

Рассказ на этическую тему – это яркое и эмоциональное изложение фактов и событий нравственного содержания (часто используется в младших классах).

Разъяснение – это метод, формирующий новое моральное качество или форму поведения, вырабатывающий правильное отношение воспитанников к поступку, который уже совершен. Данный метод направлен на воздействие на группу или отдельную личность.

Этическая беседа – это метод системного и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, это метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок по всем волнующим их вопросам.

Условия эффективности этической беседы:

  1.  ее проблемный характер;
  2.  стихийность, т. е. не должно быть заранее заготовленных ответов;
  3.  не должна превращаться в лекцию;
  4.  материал беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников;
  5.  в ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения;
  6.  ученики должны самостоятельно, по наводке учителя, прийти к правильному выводу.

Диспут – это живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников (проводят в средних и старших классах). Цель диспута – не результат, а процесс: важно научить воспитанников с уважением относиться к собеседникам, четко, логично, аргументировано отстаивать свою позицию.

Пример – воспитательный метод, психологической основой которого служит подражательность: формирование желания действовать по образу, синтез самостоятельных подражательных  действий, аналогичных поведению образца. Однако, подражание – не слепое копирование.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44380. Многоформная (полиморфная) экссудативная эритема 103 KB
  Знать этиологию, патогенез МЭЭ. Уметь выявить причины возникновения заболевания. Уметь различать различные формы МЭЭ. Ознакомиться с клиникой МЭЭ. Усвоить принципы лечения и методы профилактики МЭЭ. Ознакомиться к этиопатогенезом розового лишая (РЛ) Жибера. Уметь различить клинические особенности РЛ. Уметь диагностировать РЛ
44381. Предмет права социального обеспечения 29 KB
  Право регламентирует далеко не все фактически существующие общественные отношения, а только их часть, различную на каждом этапе развития государства и общества. Поэтому предметом права социального обеспечения выступает относительно обособленная группа общественных отношений, возникающих при реализации гражданами прав на социальное обеспечение.
44382. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ СТРАХОВОГО РЫНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ В РФ 387 KB
  Экономическая сущность страхования Направления развития страхования в обязательной и добровольной формах. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ Экономическая сущность страхования состоит в предоставлении страховой защиты. Использование средств этих фондов осуществляется для возмещения возникшего ущерба в соответствии с условиями и правилами страхования.
44383. Постановления суда первой инстанции 291.5 KB
  Сущность судебного решения. Содержание судебного решения. Законная сила судебного решения. Правосудие по гражданским делам осуществляется путем рассмотрения и разрешения их в судебном заседании.
44384. Особенности лексико-семантического словообразования в профессиональных жаргонах в России и США в контексте медицинского, военного и компьютерного жаргонов 299 KB
  В исследованиях, посвященных той же тематике, авторы часто используют разные термины для обозначения социально-маркированной лексики: «сленг», «арго» и «жаргон». Причем, используются они часто не дифференцированно. Поэтому, без уточнения указанных терминов затруднено использование лексикографического материала и научных работ, посвященных данной проблеме
44385. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БОРЬБЫ С КОРУПЦИЕЙ 273 KB
  В основе дипломной работы лежит диалектический метод познания, предусматривающий изучение экономических процессов и явлений в развитии и во взаимосвязи с другими системами. Для решения поставленных задач использовались методы системного, программно-целевого подхода, экономико-математического моделирования, кластерного и регрессионного анализа, классификации, экспертных оценок.
44386. Розрахунок основних функціональних вузлів транспортного засобу 2.37 MB
  Сучасні автомобілі поділяють на транспортні (призначені для перевезення вантажів та пасажирів) і спеціальні (призначені для виконання спеціальних робіт). Залежно від призначення автомобілі поділяють на три основні групи: вантажні автомобілі, автобуси і легкові автомобілі.
44387. Адекватный перевод оригинального английского текста на русский язык с использованием переводческих трансформаций 236 KB
  Для проверки результатов взаимодействия источника и модальности применялся инвариантный дисперсионный анализ ANOVA с использованием трёх переменных. Не было выявлено результатов взаимодействия между источником и модальностью относительно воспринимаемой надёжности информации, её достоверности, отношений к новостному материалу, ни с точки зрения прав курильщика или качества жизни, ни с точки зрения поведенческих намерений
44388. Проектирование подстанции. Выбор линейных регулировочных трансформаторов 1.2 MB
  Белорусская энергетическая система - это сложный комплекс, включающий электростанции, электрические и тепловые сети, которые связаны общностью режима их работы на территории всей республики. В энергосистему входят 6 РУП электроэнергетики, имеющие 28 тепловых электростанций установленной мощностью 8 МВт