10329

Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание, самооценка

Доклад

Педагогика и дидактика

Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание самооценка. Методы развития сознания и духовного мира школьников в процессе воспитания. Высший уровень психики свойственный человеку образует сознание. Сознание – результат обществе...

Русский

2013-03-25

40.5 KB

59 чел.

Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание, самооценка. Методы развития сознания и духовного мира школьников в процессе воспитания.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание – результат общественно-исторических условий формирования человека в различных видах деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Сознание – осознанное бытие.

Характеристики сознания:

1) сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире;

2) сознанию свойственно четкое разделение субъекта и объекта («я» - «не я»). Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Человек единственный из живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя, на основе чего формируется самосознание. Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, действий и поступков, чувств и стремлений. Осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соотв. с теми требованиями, кот. предъявляет к нему общество, и целями, кот. он ставит перед собой в процессе самовоспитания. Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия.

3) обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом взвешиваются и складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в них необходимые коррективы.

4) включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир чувств, где находят отражение различные отношения, в которые включен человек в процессе своей жизнедеятельности. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью кот. человек постоянно обогащает свои знания: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление. С помощью ощущений и восприятий, при непосредственном воздействии на мозг раздражителей, в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Еще один подход к определению структуры сознания предложили отечественные ученые Выготский, Леонтьев и др. Они выделяли в структуре сознания 2 слагаемых: бытийное сознание, рефлексивное сознание.

Бытийное сознание (сознание для бытия) включает в себя:

  •  биодинамическую ткань действий – это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия, которые отражаются в бытийном слое сознания. Отражение движений и действий как бы заполняется у человека различными познавательными, эмоционально-оценочными и смысловыми психологическими образованиями.
  •  чувственную ткань образа – это обобщенное наименование для различных категорий восприятия (пространство, цвет, форма), из кот. строится образ. С помощью ткани образа у человека возникает ощущение реальности происходящего, в случае нарушения восприятия, ситуация оценивается человеком как нереальная.

Рефлексивное сознание (сознание для сознания) включает в себя:

  •  значение – это содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть предметные, вербальные значения, житейские и научные понятия.
  •  смысл – это субъективное понимание и отношение к ситуации или информации.

По Фрейду сознание включает в себя подсознание, сознание и сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют бессознательное - низший уровень психики.

Бессознательное – форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полная ориентировка во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном не возможен контроль тех действий, кот. совершаются, невозможна оценка их результата.

Бессознательное включает в себя: сновидения; автомат. движения; инстинктивное поведение; побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели; патологические явления (бред, галлюцинации…) и т.д.

Необходимым и первым этапом становления рефлексивного уровня является самосознание, как сознание себя. Самосознание может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самооценка, самоконтроль, самопринятие.

Самооценка – это такой компонент самосознания, который включает в себя: знание о собственной самости; оценку человеком самого себя; шкалу значимых ценностей, относительно которых определяется эта оценка.

Самооценка может быть адекватной (соответствующей реальному успеху человека в той или иной деятельности) и неадекватной (завышенной/заниженной).

В учебно-воспитательном процессе формирование сознания, духовного развития школьника происходит чаще всего с помощью убеждений, как компонента сознания личности и как способа воздействия на нее. В процессе убеждения педагог стремится выработать у школьника социально и нравственно ценные, осознанные отношения к действительности. Их формирование зависит не только от информации, которую получают школьники, но и от того, каким путем (способом) она поступит к ним. Если правильность предлагаемых утверждений им доказана, если в их верности они смогут убедиться сами, если в дискуссии с товарищами или в собственной деятельности они смогут упрочить свою уверенность, то усвоенные идеи перерастут в их собственные убеждения.

Кроме того, к методам развития сознания учащихся относят: лекции, беседы, рассказы, диспуты, личный пример и др. методы в сочетании с различными средствами (худ. литература, периодическая печать и т.д.). Каждый из методов воспитания сознания имеет свою специфику и область применения. Применяются они в комплексе. Наиболее сложные по содержанию и применению – методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример.

Лекция д.б. актуальна, тогда она вызовет нравственное доверие, положительную реакцию.

Рассказ на этическую тему – это яркое и эмоциональное изложение фактов и событий нравственного содержания (часто используется в младших классах).

Разъяснение – это метод, формирующий новое моральное качество или форму поведения, вырабатывающий правильное отношение воспитанников к поступку, который уже совершен. Данный метод направлен на воздействие на группу или отдельную личность.

Этическая беседа – это метод системного и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, это метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок по всем волнующим их вопросам.

Условия эффективности этической беседы:

  1.  ее проблемный характер;
  2.  стихийность, т. е. не должно быть заранее заготовленных ответов;
  3.  не должна превращаться в лекцию;
  4.  материал беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников;
  5.  в ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения;
  6.  ученики должны самостоятельно, по наводке учителя, прийти к правильному выводу.

Диспут – это живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников (проводят в средних и старших классах). Цель диспута – не результат, а процесс: важно научить воспитанников с уважением относиться к собеседникам, четко, логично, аргументировано отстаивать свою позицию.

Пример – воспитательный метод, психологической основой которого служит подражательность: формирование желания действовать по образу, синтез самостоятельных подражательных  действий, аналогичных поведению образца. Однако, подражание – не слепое копирование.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65739. ПРАВОВЕ РЕГУЛЮВАННЯ ПРОТИДІЇ ІНФОРМАЦІЙНИМ ВІЙНАМ В УКРАЇНІ 155.5 KB
  Незважаючи на надзвичайну важливість забезпечення належного функціонування всіх сфер життєдіяльності людини суспільства та держави необхідність ефективного забезпечення інформаційної безпеки держави зокрема шляхом вироблення надійного механізму протидії інформаційним війнам...
65740. СТАН АНТИОКСИДАНТНОЇ СИСТЕМИ ТА НЕСПЕЦИФІЧНА РЕЗИСТЕНТНІСТЬ У ТВАРИН ЗА ДІЇ ПРОБІОТИКІВ БПС 44 ТА БПС Л 227.5 KB
  Мета роботи: зясувати вплив пробіотичних препаратів БПС44 та БПСЛ на стан антиоксидантної системи та неспецифічну резистентність молодняку великої рогатої худоби ВРХ та свиней; встановити фактори антагоністичної дії штамів бактерій компонентів пробіотиків.
65741. ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ЯКОСТІ ПОСЛУГ ПЕРЕДАЧІ МУЛЬТИМЕДІА МЕРЕЖАМИ НОВОГО ПОКОЛІННЯ 1.25 MB
  Даний процес може сприяти виникненню проблем які пов’язані із гарантуванням рівня якості обслуговування мереж передачі мультимедійної інформації. Передплатники цих систем передачі мультимедійної інформації вимагають надання нових послуг які можуть бути доступними в будь якому місці...
65742. КІНЕМАТИЧНІ ПАРАМЕТРИ ГАЛАКТИКИ ЗА ДАНИМИ СУЧАСНИХ АСТРОМЕТРИЧНИХ КАТАЛОГІВ 3.19 MB
  Оскільки масових визначень променевих швидкостей поки що недостатньо для детальних кінематичних досліджень Галактики власні рухи зір є єдиним численним джерелом даних для таких досліджень. При цьому як зазначалось ще Дю Монтом дуже важливо мати...
65743. РАННЯ ДIАГНОСТИКА ТА ПРОГНОЗУВАННЯ БРОНХОЛЕГЕНЕВОЇ ДИСПЛАЗІЇ У НЕДОНОШЕНИХ НОВОНАРОДЖЕНИХ 356.5 KB
  Упровадження сучасних технологій виходжування недоношених новонароджених високотехнологічних методик ШВЛ використання сурфактанту призвело до збільшення виживаності недоношених новонароджених що у свою чергу вплинуло на збільшення частоти БЛД. На сьогоднішній день існує безліч суперечок і питань у профілактиці та лікуванні БЛД.
65744. ПРАВОВІДНОСИНИ ІЗ ЗАГАЛЬНООБОВ’ЯЗКОВОГО ДЕРЖАВНОГО СОЦІАЛЬНОГО СТРАХУВАННЯ 161.5 KB
  Це право гарантується зокрема загальнообов'язковим державним соціальним страхуванням за рахунок страхових внесків громадян підприємств установ та організацій. Основ законодавства України про загальнообов'язкове державне соціальне страхування.
65745. ОСОБЛИВОСТІ ФОРМУВАННЯ ТЕРАПЕВТИЧНОГО АЛЬЯНСУ У МЕДИЧНОМУ ЗАКЛАДІ ПСИХОНЕВРОЛОГІЧНОГО ПРОФІЛЮ 236 KB
  У зв’язку з реформуванням системи охорони здоров’я зміною характеру відносин між лікарем і пацієнтом упровадженням принципу партнерства у їх взаємодію значною мірою зростає увага до проблеми терапевтичного альянсу В. Проблематику терапевтичного альянсу розглянуто лише в поодиноких наукових...
65746. СОЦІАЛЬНО-ПЕДАГОГІЧНА ПРОФІЛАКТИКА ДЕВІАНТНОЇ ПОВЕДІНКИ ПІДЛІТКІВ У ДІЯЛЬНОСТІ ЗАГАЛЬНООСВІТНЬОЇ ШКОЛИ 183.5 KB
  Незважаючи на те що до проблеми профілактики девіантної поведінки прикуто увагу багатьох науковців кількість девіантних підлітків не припиняє зростати. Спроби ефективної профілактики девіантної поведінки підлітків ускладнені тим що в практичній діяльності загальноосвітньої школи...
65747. Стратегия управления качеством на предприятии на основе стандартов ИСО 182.5 KB
  ИСО предполагает создание системы постоянного контроля качества, которая задействована на всех этапах производства продукции или оказания услуг. Ориентируясь на принципы управления качеством по ИСО, компания декларирует стремление к постоянному совершенствованию качества своей продукции и оптимизации управленческих процессов.