10329

Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание, самооценка

Доклад

Педагогика и дидактика

Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание самооценка. Методы развития сознания и духовного мира школьников в процессе воспитания. Высший уровень психики свойственный человеку образует сознание. Сознание результат обществе...

Русский

2013-03-25

40.5 KB

62 чел.

Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание, самооценка. Методы развития сознания и духовного мира школьников в процессе воспитания.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание – результат общественно-исторических условий формирования человека в различных видах деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Сознание – осознанное бытие.

Характеристики сознания:

1) сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире;

2) сознанию свойственно четкое разделение субъекта и объекта («я» - «не я»). Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Человек единственный из живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя, на основе чего формируется самосознание. Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, действий и поступков, чувств и стремлений. Осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соотв. с теми требованиями, кот. предъявляет к нему общество, и целями, кот. он ставит перед собой в процессе самовоспитания. Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия.

3) обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом взвешиваются и складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в них необходимые коррективы.

4) включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир чувств, где находят отражение различные отношения, в которые включен человек в процессе своей жизнедеятельности. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью кот. человек постоянно обогащает свои знания: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление. С помощью ощущений и восприятий, при непосредственном воздействии на мозг раздражителей, в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Еще один подход к определению структуры сознания предложили отечественные ученые Выготский, Леонтьев и др. Они выделяли в структуре сознания 2 слагаемых: бытийное сознание, рефлексивное сознание.

Бытийное сознание (сознание для бытия) включает в себя:

  •  биодинамическую ткань действий – это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия, которые отражаются в бытийном слое сознания. Отражение движений и действий как бы заполняется у человека различными познавательными, эмоционально-оценочными и смысловыми психологическими образованиями.
  •  чувственную ткань образа – это обобщенное наименование для различных категорий восприятия (пространство, цвет, форма), из кот. строится образ. С помощью ткани образа у человека возникает ощущение реальности происходящего, в случае нарушения восприятия, ситуация оценивается человеком как нереальная.

Рефлексивное сознание (сознание для сознания) включает в себя:

  •  значение – это содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть предметные, вербальные значения, житейские и научные понятия.
  •  смысл – это субъективное понимание и отношение к ситуации или информации.

По Фрейду сознание включает в себя подсознание, сознание и сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют бессознательное - низший уровень психики.

Бессознательное – форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полная ориентировка во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном не возможен контроль тех действий, кот. совершаются, невозможна оценка их результата.

Бессознательное включает в себя: сновидения; автомат. движения; инстинктивное поведение; побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели; патологические явления (бред, галлюцинации…) и т.д.

Необходимым и первым этапом становления рефлексивного уровня является самосознание, как сознание себя. Самосознание может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самооценка, самоконтроль, самопринятие.

Самооценка – это такой компонент самосознания, который включает в себя: знание о собственной самости; оценку человеком самого себя; шкалу значимых ценностей, относительно которых определяется эта оценка.

Самооценка может быть адекватной (соответствующей реальному успеху человека в той или иной деятельности) и неадекватной (завышенной/заниженной).

В учебно-воспитательном процессе формирование сознания, духовного развития школьника происходит чаще всего с помощью убеждений, как компонента сознания личности и как способа воздействия на нее. В процессе убеждения педагог стремится выработать у школьника социально и нравственно ценные, осознанные отношения к действительности. Их формирование зависит не только от информации, которую получают школьники, но и от того, каким путем (способом) она поступит к ним. Если правильность предлагаемых утверждений им доказана, если в их верности они смогут убедиться сами, если в дискуссии с товарищами или в собственной деятельности они смогут упрочить свою уверенность, то усвоенные идеи перерастут в их собственные убеждения.

Кроме того, к методам развития сознания учащихся относят: лекции, беседы, рассказы, диспуты, личный пример и др. методы в сочетании с различными средствами (худ. литература, периодическая печать и т.д.). Каждый из методов воспитания сознания имеет свою специфику и область применения. Применяются они в комплексе. Наиболее сложные по содержанию и применению – методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример.

Лекция д.б. актуальна, тогда она вызовет нравственное доверие, положительную реакцию.

Рассказ на этическую тему – это яркое и эмоциональное изложение фактов и событий нравственного содержания (часто используется в младших классах).

Разъяснение – это метод, формирующий новое моральное качество или форму поведения, вырабатывающий правильное отношение воспитанников к поступку, который уже совершен. Данный метод направлен на воздействие на группу или отдельную личность.

Этическая беседа – это метод системного и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, это метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок по всем волнующим их вопросам.

Условия эффективности этической беседы:

  1.  ее проблемный характер;
  2.  стихийность, т. е. не должно быть заранее заготовленных ответов;
  3.  не должна превращаться в лекцию;
  4.  материал беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников;
  5.  в ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения;
  6.  ученики должны самостоятельно, по наводке учителя, прийти к правильному выводу.

Диспут – это живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников (проводят в средних и старших классах). Цель диспута – не результат, а процесс: важно научить воспитанников с уважением относиться к собеседникам, четко, логично, аргументировано отстаивать свою позицию.

Пример – воспитательный метод, психологической основой которого служит подражательность: формирование желания действовать по образу, синтез самостоятельных подражательных  действий, аналогичных поведению образца. Однако, подражание – не слепое копирование.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82973. ДЕЗИНФЕКЦИЯ. СВЕДЕНИЯ ПО ВЕТЕРИНАРНОЙ САНИТАРИИ И ДЕЗИНФЕКЦИИ 52.66 KB
  Дезинфекция слагается из двух последовательно осуществляемых приемов: механической очистки и собственно дезинфекции.Удалением загрязнений создают условия для последующего свободного доступа химических средств в случае проведения дезинфекции к оставшимся на поверхностях микроорганизмам...
82974. Опухолевая прогрессия. Метастазирование, кахексия, рецидирование опухолей 47 KB
  Злокачественные опухоли зачастую становятся причинами смерти людей. Согласно цитологической и гистологической структуре опухолевых клеток и тканей выделяют доброкачественные и злокачественные опухоли. Доброкачественные опухоли. Такие опухоли растут медленно и как правило не метастазируют.
82975. Антропогенные факторы загрязнения гидросферы 45.11 KB
  Существование всего живого на земле и человека в частности основано на использовании воды. Установлено что более 400 видов веществ могут вызвать загрязнение воды. Постоянно загрязняются и подземные воды при просачивании промышленных и хозяйственно-бытовых стоков из хранилищ накопителей отстойников...
82976. Узагальнення та систематизація знань по темі «Поняття» 136 KB
  Систематизувати знання про поняття вдосконалювати вміння розвязувати логічні задачі класифікувати та порівнювати предмети. Сьогодні ми закріпимо і узагальнимо наші знання з теми Поняття. Побудова Асоціативного куща спираючись на знання дітей по темі Поняття.
82977. Виготовлення геометричних фігур при допомозі аплікації. Порівняння фігур за кольором, розміром, формою 1.67 MB
  Мета: вчити виготовляти геометричні фігури з паперу за допомогою аплікаціїпорівнювати фігури за кольором формою розміром; розвивати розумові здібності мовлення творчі здібності учнів; виховувати любов до своєї родини; допомогти дитині зрозуміти які цінності є духовним фундаментом повноцінної...
82978. Творимо казковий світ «Кольорочас». We create the world of wonder «Colourtime» 623.5 KB
  Мета: географія ознайомити учнів з етапами формування української нації;сформувати в учнів поняття про національний склад населення та пояснити причини його строкатості; назвати етнографічні групи українців та національні меншини; обґрунтувати географію розміщення історико географічних етнографічних...
82979. Казки народів світу, Ш. Перро «Кіт у чоботях» 1.58 MB
  Мета: Продовжити знайомство з казками народів світу. Формувати в учнів уміння повно, точно, емоційно робити висновки і висловлювати судження про прочитане та посилатися під час відповіді на текст книжки; активізувати читацьку пам’ять; збагачувати словниковий запас...
82980. Речення. Види речень за метою висловлювання 913 KB
  Мета: Допомогти глибше усвідомити поняття мета висловлювання; зясувати які будуть речення за метою висловлювання; формувати вміння визначати види речень за метою висловлювання; будувати речення різних типів; відпрацьовувати навички грамотного письма; розвивати навички звязного мовлення...
82981. Людина серед людей. Норми поведінки. Вихованість 126 KB
  Освітній продукт: колективно створений ілюстрований довідник Людина серед людей. Людина серед людей. В усі часи ще з самого початку виникнення на Землі Людини вона почала замислюватися над своїм призначенням в житті над своїм значенням для інших людей і всього світу.