10329

Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание, самооценка

Доклад

Педагогика и дидактика

Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание самооценка. Методы развития сознания и духовного мира школьников в процессе воспитания. Высший уровень психики свойственный человеку образует сознание. Сознание – результат обществе...

Русский

2013-03-25

40.5 KB

59 чел.

Общая характеристика сознания и бессознательного. Структура сознания. Самосознание, самооценка. Методы развития сознания и духовного мира школьников в процессе воспитания.

Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание – результат общественно-исторических условий формирования человека в различных видах деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Сознание – осознанное бытие.

Характеристики сознания:

1) сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире;

2) сознанию свойственно четкое разделение субъекта и объекта («я» - «не я»). Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Человек единственный из живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя, на основе чего формируется самосознание. Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, действий и поступков, чувств и стремлений. Осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соотв. с теми требованиями, кот. предъявляет к нему общество, и целями, кот. он ставит перед собой в процессе самовоспитания. Самосознание проявляется в самонаблюдении, критическом отношении к себе, самообладании и ответственности перед обществом за свои поступки и действия.

3) обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом взвешиваются и складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в них необходимые коррективы.

4) включение в состав сознания определенного отношения. В сознание человека входит мир чувств, где находят отражение различные отношения, в которые включен человек в процессе своей жизнедеятельности. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью кот. человек постоянно обогащает свои знания: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление. С помощью ощущений и восприятий, при непосредственном воздействии на мозг раздражителей, в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение – строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Еще один подход к определению структуры сознания предложили отечественные ученые Выготский, Леонтьев и др. Они выделяли в структуре сознания 2 слагаемых: бытийное сознание, рефлексивное сознание.

Бытийное сознание (сознание для бытия) включает в себя:

  •  биодинамическую ткань действий – это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия, которые отражаются в бытийном слое сознания. Отражение движений и действий как бы заполняется у человека различными познавательными, эмоционально-оценочными и смысловыми психологическими образованиями.
  •  чувственную ткань образа – это обобщенное наименование для различных категорий восприятия (пространство, цвет, форма), из кот. строится образ. С помощью ткани образа у человека возникает ощущение реальности происходящего, в случае нарушения восприятия, ситуация оценивается человеком как нереальная.

Рефлексивное сознание (сознание для сознания) включает в себя:

  •  значение – это содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть предметные, вербальные значения, житейские и научные понятия.
  •  смысл – это субъективное понимание и отношение к ситуации или информации.

По Фрейду сознание включает в себя подсознание, сознание и сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют бессознательное - низший уровень психики.

Бессознательное – форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полная ориентировка во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном не возможен контроль тех действий, кот. совершаются, невозможна оценка их результата.

Бессознательное включает в себя: сновидения; автомат. движения; инстинктивное поведение; побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели; патологические явления (бред, галлюцинации…) и т.д.

Необходимым и первым этапом становления рефлексивного уровня является самосознание, как сознание себя. Самосознание может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самооценка, самоконтроль, самопринятие.

Самооценка – это такой компонент самосознания, который включает в себя: знание о собственной самости; оценку человеком самого себя; шкалу значимых ценностей, относительно которых определяется эта оценка.

Самооценка может быть адекватной (соответствующей реальному успеху человека в той или иной деятельности) и неадекватной (завышенной/заниженной).

В учебно-воспитательном процессе формирование сознания, духовного развития школьника происходит чаще всего с помощью убеждений, как компонента сознания личности и как способа воздействия на нее. В процессе убеждения педагог стремится выработать у школьника социально и нравственно ценные, осознанные отношения к действительности. Их формирование зависит не только от информации, которую получают школьники, но и от того, каким путем (способом) она поступит к ним. Если правильность предлагаемых утверждений им доказана, если в их верности они смогут убедиться сами, если в дискуссии с товарищами или в собственной деятельности они смогут упрочить свою уверенность, то усвоенные идеи перерастут в их собственные убеждения.

Кроме того, к методам развития сознания учащихся относят: лекции, беседы, рассказы, диспуты, личный пример и др. методы в сочетании с различными средствами (худ. литература, периодическая печать и т.д.). Каждый из методов воспитания сознания имеет свою специфику и область применения. Применяются они в комплексе. Наиболее сложные по содержанию и применению – методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа, диспут, пример.

Лекция д.б. актуальна, тогда она вызовет нравственное доверие, положительную реакцию.

Рассказ на этическую тему – это яркое и эмоциональное изложение фактов и событий нравственного содержания (часто используется в младших классах).

Разъяснение – это метод, формирующий новое моральное качество или форму поведения, вырабатывающий правильное отношение воспитанников к поступку, который уже совершен. Данный метод направлен на воздействие на группу или отдельную личность.

Этическая беседа – это метод системного и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон, это метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок по всем волнующим их вопросам.

Условия эффективности этической беседы:

  1.  ее проблемный характер;
  2.  стихийность, т. е. не должно быть заранее заготовленных ответов;
  3.  не должна превращаться в лекцию;
  4.  материал беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников;
  5.  в ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения;
  6.  ученики должны самостоятельно, по наводке учителя, прийти к правильному выводу.

Диспут – это живые, горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников (проводят в средних и старших классах). Цель диспута – не результат, а процесс: важно научить воспитанников с уважением относиться к собеседникам, четко, логично, аргументировано отстаивать свою позицию.

Пример – воспитательный метод, психологической основой которого служит подражательность: формирование желания действовать по образу, синтез самостоятельных подражательных  действий, аналогичных поведению образца. Однако, подражание – не слепое копирование.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53152. Як не захворіти на грип та застуду 52 KB
  Обладнання: плакат зараження грипом повітрянокрапельним шляхом малюнки Віруси марлева пов'язка мікроскоп костюм лікаря костюм Зайчика до інсценізації казки Зайчик застудився фотоілюстрації лікарських рослин магнітола телевізор. Поради лікаря А зараз до вашої уваги члени гуртка У світі казки чарівної пропонують казочку Зайчик застудився Зайчик застудився Ведучий: Ось в цій хатці під сосною І улітку і зимою Жив собі маленький Зайчик Жвавий сірий побігайчик з'являється Зайчик чхаєкашляє ойкає Дівчинка: Зайчик...
53153. Година цікавої математики, присвячена Дню космонавтики 148 KB
  Небо зорями рясніє Таємниче і глибоке Всесвіт нам бентежить мрії Спонукаючи до дії Розум радує і око. Інтернет зв'язок мобільний Телебачення прогноз Спілкування з світом вільне Змінює життя всерйоз Учитель: слайд 3 Дорогі діти сьогодні ми з вами зробимо екскурсію в історію освоєння космонавтики. І так ми вирушаємо у подорож слайд4 МАПА ПОДОРОЖІ. слайд 5 Перший конкурс присвячений датам з історії освоєння космосу.
53154. Schulbibliothek. An der Spitze – gestern und heute 98 KB
  Ich möchte wissen, was ihr vor der Stunde erwartet. Hier habe ich eine Liste der Tätigkeiten in der Stunde. Aber die Sätze sind nicht voll. Ergänzt und äußert eure Vermutungen. Was werden wir heute machen? Am Ende der Stunde prüfen wir, welche Vermutungen richtig sind.
53155. Ім'я Гоголя на карті Диканьки 79 KB
  Тема проекту: Ім'я Гоголя на карті Диканьки. Мета: ознайомити дітей з історією вулиці Гоголя в Диканці діяльністю організацій на цій вулиці життям її мешканців. Гоголя; глибше знайомство з особистістю М. Гоголя.
53158. ГОЛОДОМОР 1932 – 1933 рр. НА УКРАЇНІ 127.5 KB
  Обладнання: книга сталінських злочинів макет карта України на якій позначений райони що були охоплені голодом макет Меморіалу жертвам голодомору в Києві панно на стінні Ціна йому – життя рушник ікона. Страшно уявити що невеликий шматок хліба став символом для багатьох наших співвітчизників життя. Мама боролась за наше життя. То був останній день коротенького Лізиного життя.
53159. Голгофа голодної смерті 88 KB
  Мета: розказати учням про страшні події 19321933 років показати причини голодомору та його наслідки вшанувати пам’ять загиблих Обладнання: стіл з вишитими рушниками на ньому колоски калина запалена свічка виставка художньої та документальної літератури про голодомор на дошці плакат Епіграф: Нема в світі вищих братських могил ніж ті що заповнені останками безневинних жертв...
53160. Трагічні уроки історії (В пам’ять про голодомори 1921-1923, 1932-1933, 1947 роки) 250.5 KB
  Пам’ять – нескінченна книга, в якій записано все: і життя людини, і життя країни. Та багато сторінок у нашу історію вписано кривавим і чорним. Особливо вражаючі сторінки, де смертельним шрифтом вкарбовано слова: Голод, Голодомор.