1033

Системы принятия решения и оптимизация в электронных таблицах, конструирование баз данных

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Краткие сведения о системах принятия решения. Системы искусственного интеллекта, имитирующие на компьютере мышление человека при решении различных задач. Разработка системы принятия решения для аттестации знаний студентов по курсу Финансовая математика.

Русский

2013-01-06

469 KB

24 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Северо-Западный государственный заочный технический университет

Институт управления производственными и

Инновационными программами

Реферат на тему:

«Системы принятия решения и оптимизация в электронных таблицах,

конструирование баз данных»

               

 

реферат по курсу

«Информатика» студента 1 курса

Института управления производственными

и инновационными программами

специальность 080502.65

Тотиева Максима Михайловича 0702321029

                                                               

                

                                                   Работа сдана «    »  июня    2011г.                 

Проверил  Гульнара Анваровна

                                                               «______»____________2011г.

                                                              

Санкт-Петербург  2011

Краткие сведения о системах принятия решения

В настоящее время широкое распространение получили системы искусственного интеллекта, имитирующие на компьютере мышление человека при решении различных задач. Чтобы воспроизвести на компьютере процесс принятия решения человеком, нужно предварительно отобрать все факты, характеризующие исследуемую человеком область, и сформулировать правила решения в зависимости от совокупности фактов в момент принятия решения. Система искусственного интеллекта, созданная для решения задачи в конкретной области, называется экспертной системой, или системой принятия решения.

Существуют системы принятия решения в таких предметных областях, как медицина (для диагностики заболеваний), бизнес (для оценки целесообразности строительства предприятий, приобретения товаров и т.д.), обучение (для проверки знаний обучаемых) и многих других.

1.Системы принятия решения.

Задание.

Вариант 34

Разработать систему принятия решения для аттестации знаний студентов по курсу «Финансовая математика». База знаний имеет вид

№ пп

Атрибут

Весовой фактор атрибута

1

Умеет дать определение статистической гипотезе

20

2

Умеет использовать критерий согласия Пирсона для проверки гипотез о выборках

30

3

Умеет использовать критерий различия Стьюдента для анализа двух выборок

30

4

Умеет использовать функцию ХИ2ТЕСТ

20

5

Умеет использовать функцию ТТЕСТ

40

6

Может провести сравнение двух выборок по среднему значению с использованием Пакета анализа

40

7

Знает понятие факторного анализа

40

8

Может провести сравнение двух выборок по дисперсии с использованием Пакета анализа

50

9

Может провести сравнение двух выборок по дисперсии значению с использованием функции ФТЕСТ

40

10

Знает понятие коэффициента корреляции

20

11

Умеет проверить наличие корреляционной связи между двумя процессами с использованием специальной функции

30

12

Умеет проверить наличие корреляционной связи между несколькими процессами с использованием Пакета анализа

40

13

Умеет использовать метод наименьших квадратов для установления функциональной зависимости между двумя процессами

50

14

Умеет использовать специальные функции для установления регрессионной зависимости между двумя процессами

40

15

Умеет использовать пакет анализа для установления регрессионной зависимости между несколькими процессами

50

Правила вывода:

Правила вывода:

Если студент набрал меньше 360 баллов, оценка «неудовлетворительно».

Если сумма баллов 360-430 – оценка «удовлетворительно».

При сумме баллов 431-500 – оценка «хорошо».

Если сумма баллов больше 500 – оценка «отлично».

Решение:

Если на заданный вопрос дается положительный ответ («Да»), т. е. абитуриент продемонстрировал достаточные знания по этой теме, весовой фактор атрибута сохраняется. Если ответ отрицательный («Нет») весовой фактор обнуляется.

Просуммировав весовые факторы ответов в нашей базе данных (табл. 15), найдем суммарный весовой фактор S = 410. Поскольку эта сумма баллов находится в диапазоне 360-430, согласно правилам вывода абитуриент должен получить оценку «Удовлетворительно».

Заполнив базу данных ответами, мы будем те же самые ответы вводить в систему принятия решения, реализуемую в электронной таблице. В случае правильного функционирования системы принятия решения абитуриент должен получить ту же самую оценку «Удовлетворительно». Это значит, что система прошла тестирование, можно вводить в нее данные о результатах других абитуриентов и доверять поставленным оценкам.

Если условие S < 360 выполняется, абитуриент получает оценку «Неудовлетворительно» (первый блок принятия решения). Если условие S < 360 не выполняется, значит, набранная абитуриентом сумма баллов больше 360. В этом случае нужно установить, в каком диапазоне находится сумма баллов.

По ветке «Нет» от первого блока проверка условий приходим на второй блок проверки, где записано условие S < 430. При его выполнении очевидно, что сумма баллов находится в диапазоне 360-430, т.е. абитуриент получает оценку «Удовлетворительно». По ветке «Да» идем к вершине «Удовл.» В случае невыполнения данного условия очевидно, что сумма балов равна или превысила значение 361. Поэтому по ветке «Нет» происходит переход к последнему блоку проверки условия S < 431. При выполнении данного условия (ветка «Да») абитуриент получает оценку «Хорошо», при невыполнении (ветка «Нет») – оценку «Отлично».

При положительном ответе («Да») нужно ввести число 1, при отрицательном («Нет») – ввести – 0. Чтобы не возникло неоднозначности при вводе ответа, в ячейке D2, приводятся указания о правилах ввода. Ввод ответа в таком виде позволяет легко вычислить весовой фактор ответа путем умножения кода ответа на весовой фактор атрибута.

В строке 12 вычисляется суммарный весовой фактор, а в строке 14 размещена формула для принятия решения. Это формула составляется в соответствии с «Правилами вывода» и деревом решения рис.1. =ЕСЛИ(E17<=360;”Неуд”;ЕСЛИ(E17<=430;”Удовл”;ЕСЛИ(E17<=431;”Хор”;”Отл”)))

Вариант 52

Небольшая фабрика выпускает два вида красок: для внутренних работ (В) и наружных работ (Н). Продукция обоих видов поступает в продажу.

Для производства красок используются два исходных продукта Р1 и Р2. Максимально возможные суточные запасы этих продуктов составляют 10 т и 8 т соответственно. Расходы Р1 и Р2 на 1 т соответствующих красок и оптовые цены одной тонны приведены в таблице.

Исходный продукт

Расход исходных продуктов

(в тоннах) на тонну краски

Максимально возможный запас, в тоннах

Краска В

Краска Н

А

2

1

10

В

1,5

2

8

Оптовая цена за одну тонну

3000 руб.

4000 руб.

Изучение рынка сбыта показало, что суточный спрос на краску В никогда не превышает спроса на краску Н более, чем на 3т. Кроме того, установлено, что спрос на краску В никогда не превышает 6 т в сутки.

Какое количество краски каждого вида должна производить фабрика, чтобы доход от реализации продукции был максимальным?

Решение:

Создадим электронную таблицу для реализации решения в режиме показа формул , в режиме показа вычислений. В ячейках B5 и B6  размещен начальный план выпуска красок B ,а в ячейках C5 и C6 . Поскольку сразу определить оптимальный план выпуска не удастся, считаем, что начальные объёмы производства красок равны одной тонне. 

Оптимизация плана решения

1) Запускаем средство Поиск решения (Сервис – Поиск решения).

2) Установим в окне Поиск решения параметры.

3) Щелкнем по кнопке Выполнить.

Оптимизированный вид решения .

Балансовая Модель Леонтьева .

Вариант 0

Определить валовой выпуск продукции каждой отрасли материального производства для обеспечения заданного спроса. Для составления матрицы технологических коэффициентов использовать данные таблицы.

Отрасль

производства

Валовой

выпуск

Межотраслевые потоки

Прогнозируемый конечный спрос

1

2

3

1

600

0

200

150

2000

2

900

150

400

0

2000

3

600

150

200

150

2000

    Решение:

 Компьютерная реализация балансовой модели в ЭТ показана в табл. 70 (режим показа формул в Excel), табл. 71 (показ формул в Calc) и в табл. 72 (режим вычислений).

В строке 11 размещены формулы для проверки продуктивности матрицы технологических коэффициентов. В ячейке А11 формула

=ИЛИ(В10>=1;C10>=1;D10>=1).

Балансовая Модель.

Формульный Вид :


S
< 360

 < 430

S < 431

Неудовл.

Удовл.

Хорошо

Отлично

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84777. Конспект урока обществознания: «Богатые» 33 KB
  Значит к теме нашего урока Богатые мы поставили цель: показать особенности положения в обществе богатых людей. По каким характеристикам людей относят к страте богатых Кто такие богатые люди учащиеся предлагают характеристики На доске выстраивается систематизация особенностей страты богатых...
84778. Основы религиозных культур и светской этики 35.5 KB
  Ключевые понятия: семья, род, родословная, имя рода - фамилия, семейные роли, семейные ценности. Цель: иметь представление о себе как части рода и осознавать, что семья - носитель нравственных ценностей, на основе которых формируются нравственные отношения.
84779. Условный оператор на языке Pascal 81 KB
  Цель: Ребенок, который имеет представление об условном операторе на языке Pascal; умеет писать простейшие программы с условным оператором на языке Pascal. Задачи: систематизация знаний по теме «Условный оператор»; выработка практических умений в разработке программ на языке Pascal...
84780. «В очаровании русского пейзажа». Природа в очерках Константина Паустовского 73 KB
  А природу нашей земли Константин Паустовский знал хорошо. Как была открыта эта земля Паустовский описал в очерке Коротко о себе. Что обозначает этот термин Поэтический прием при котором один предмет или явление сравнивается с другим Давайте вспомним их: Мещерские леса величественны...
84781. Начало Отечественной войны 1812 года 161.5 KB
  Цель урока: Сформировать у обучающихся представления о Отечественной войне 1812 года как героической странице российской истории. Образовательные: проанализировать причины цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году; охарактеризовать основные события войны...
84782. Путешествие по компьютеру 60.5 KB
  Тип урока: урок-повторение с применением игровых технологий Вид: комбинированный урок Технология: личностно-ориентированная игровая Цели урока: Обучающая создать условия для закрепления первичного представления об устройстве компьютера назначении его составных частей и периферийных устройств.
84784. Налоги. Макроэкономика 142.55 KB
  Цели урока: сформировать знания о государственных финансов и налоговой политики. Понятия урока: налог, налоговая система, принципы налогообложения, прямые налоги, косвенные налоги, подохлдный налог, автономный налог, пропорциональный налог, регрессивный налог,
84785. Как правильно тратить деньги? 18.22 KB
  Учитель выступает в роли родителя который выдает ребенку карманные деньги. Учитель проводит аукцион. Условия аукциона: 1 не задавать вопросы 2 учитель не показывает товар который хочет продать до тех пор пока учащиеся не согласятся его купить.