1033

Системы принятия решения и оптимизация в электронных таблицах, конструирование баз данных

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Краткие сведения о системах принятия решения. Системы искусственного интеллекта, имитирующие на компьютере мышление человека при решении различных задач. Разработка системы принятия решения для аттестации знаний студентов по курсу Финансовая математика.

Русский

2013-01-06

469 KB

25 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Северо-Западный государственный заочный технический университет

Институт управления производственными и

Инновационными программами

Реферат на тему:

«Системы принятия решения и оптимизация в электронных таблицах,

конструирование баз данных»

               

 

реферат по курсу

«Информатика» студента 1 курса

Института управления производственными

и инновационными программами

специальность 080502.65

Тотиева Максима Михайловича 0702321029

                                                               

                

                                                   Работа сдана «    »  июня    2011г.                 

Проверил  Гульнара Анваровна

                                                               «______»____________2011г.

                                                              

Санкт-Петербург  2011

Краткие сведения о системах принятия решения

В настоящее время широкое распространение получили системы искусственного интеллекта, имитирующие на компьютере мышление человека при решении различных задач. Чтобы воспроизвести на компьютере процесс принятия решения человеком, нужно предварительно отобрать все факты, характеризующие исследуемую человеком область, и сформулировать правила решения в зависимости от совокупности фактов в момент принятия решения. Система искусственного интеллекта, созданная для решения задачи в конкретной области, называется экспертной системой, или системой принятия решения.

Существуют системы принятия решения в таких предметных областях, как медицина (для диагностики заболеваний), бизнес (для оценки целесообразности строительства предприятий, приобретения товаров и т.д.), обучение (для проверки знаний обучаемых) и многих других.

1.Системы принятия решения.

Задание.

Вариант 34

Разработать систему принятия решения для аттестации знаний студентов по курсу «Финансовая математика». База знаний имеет вид

№ пп

Атрибут

Весовой фактор атрибута

1

Умеет дать определение статистической гипотезе

20

2

Умеет использовать критерий согласия Пирсона для проверки гипотез о выборках

30

3

Умеет использовать критерий различия Стьюдента для анализа двух выборок

30

4

Умеет использовать функцию ХИ2ТЕСТ

20

5

Умеет использовать функцию ТТЕСТ

40

6

Может провести сравнение двух выборок по среднему значению с использованием Пакета анализа

40

7

Знает понятие факторного анализа

40

8

Может провести сравнение двух выборок по дисперсии с использованием Пакета анализа

50

9

Может провести сравнение двух выборок по дисперсии значению с использованием функции ФТЕСТ

40

10

Знает понятие коэффициента корреляции

20

11

Умеет проверить наличие корреляционной связи между двумя процессами с использованием специальной функции

30

12

Умеет проверить наличие корреляционной связи между несколькими процессами с использованием Пакета анализа

40

13

Умеет использовать метод наименьших квадратов для установления функциональной зависимости между двумя процессами

50

14

Умеет использовать специальные функции для установления регрессионной зависимости между двумя процессами

40

15

Умеет использовать пакет анализа для установления регрессионной зависимости между несколькими процессами

50

Правила вывода:

Правила вывода:

Если студент набрал меньше 360 баллов, оценка «неудовлетворительно».

Если сумма баллов 360-430 – оценка «удовлетворительно».

При сумме баллов 431-500 – оценка «хорошо».

Если сумма баллов больше 500 – оценка «отлично».

Решение:

Если на заданный вопрос дается положительный ответ («Да»), т. е. абитуриент продемонстрировал достаточные знания по этой теме, весовой фактор атрибута сохраняется. Если ответ отрицательный («Нет») весовой фактор обнуляется.

Просуммировав весовые факторы ответов в нашей базе данных (табл. 15), найдем суммарный весовой фактор S = 410. Поскольку эта сумма баллов находится в диапазоне 360-430, согласно правилам вывода абитуриент должен получить оценку «Удовлетворительно».

Заполнив базу данных ответами, мы будем те же самые ответы вводить в систему принятия решения, реализуемую в электронной таблице. В случае правильного функционирования системы принятия решения абитуриент должен получить ту же самую оценку «Удовлетворительно». Это значит, что система прошла тестирование, можно вводить в нее данные о результатах других абитуриентов и доверять поставленным оценкам.

Если условие S < 360 выполняется, абитуриент получает оценку «Неудовлетворительно» (первый блок принятия решения). Если условие S < 360 не выполняется, значит, набранная абитуриентом сумма баллов больше 360. В этом случае нужно установить, в каком диапазоне находится сумма баллов.

По ветке «Нет» от первого блока проверка условий приходим на второй блок проверки, где записано условие S < 430. При его выполнении очевидно, что сумма баллов находится в диапазоне 360-430, т.е. абитуриент получает оценку «Удовлетворительно». По ветке «Да» идем к вершине «Удовл.» В случае невыполнения данного условия очевидно, что сумма балов равна или превысила значение 361. Поэтому по ветке «Нет» происходит переход к последнему блоку проверки условия S < 431. При выполнении данного условия (ветка «Да») абитуриент получает оценку «Хорошо», при невыполнении (ветка «Нет») – оценку «Отлично».

При положительном ответе («Да») нужно ввести число 1, при отрицательном («Нет») – ввести – 0. Чтобы не возникло неоднозначности при вводе ответа, в ячейке D2, приводятся указания о правилах ввода. Ввод ответа в таком виде позволяет легко вычислить весовой фактор ответа путем умножения кода ответа на весовой фактор атрибута.

В строке 12 вычисляется суммарный весовой фактор, а в строке 14 размещена формула для принятия решения. Это формула составляется в соответствии с «Правилами вывода» и деревом решения рис.1. =ЕСЛИ(E17<=360;”Неуд”;ЕСЛИ(E17<=430;”Удовл”;ЕСЛИ(E17<=431;”Хор”;”Отл”)))

Вариант 52

Небольшая фабрика выпускает два вида красок: для внутренних работ (В) и наружных работ (Н). Продукция обоих видов поступает в продажу.

Для производства красок используются два исходных продукта Р1 и Р2. Максимально возможные суточные запасы этих продуктов составляют 10 т и 8 т соответственно. Расходы Р1 и Р2 на 1 т соответствующих красок и оптовые цены одной тонны приведены в таблице.

Исходный продукт

Расход исходных продуктов

(в тоннах) на тонну краски

Максимально возможный запас, в тоннах

Краска В

Краска Н

А

2

1

10

В

1,5

2

8

Оптовая цена за одну тонну

3000 руб.

4000 руб.

Изучение рынка сбыта показало, что суточный спрос на краску В никогда не превышает спроса на краску Н более, чем на 3т. Кроме того, установлено, что спрос на краску В никогда не превышает 6 т в сутки.

Какое количество краски каждого вида должна производить фабрика, чтобы доход от реализации продукции был максимальным?

Решение:

Создадим электронную таблицу для реализации решения в режиме показа формул , в режиме показа вычислений. В ячейках B5 и B6  размещен начальный план выпуска красок B ,а в ячейках C5 и C6 . Поскольку сразу определить оптимальный план выпуска не удастся, считаем, что начальные объёмы производства красок равны одной тонне. 

Оптимизация плана решения

1) Запускаем средство Поиск решения (Сервис – Поиск решения).

2) Установим в окне Поиск решения параметры.

3) Щелкнем по кнопке Выполнить.

Оптимизированный вид решения .

Балансовая Модель Леонтьева .

Вариант 0

Определить валовой выпуск продукции каждой отрасли материального производства для обеспечения заданного спроса. Для составления матрицы технологических коэффициентов использовать данные таблицы.

Отрасль

производства

Валовой

выпуск

Межотраслевые потоки

Прогнозируемый конечный спрос

1

2

3

1

600

0

200

150

2000

2

900

150

400

0

2000

3

600

150

200

150

2000

    Решение:

 Компьютерная реализация балансовой модели в ЭТ показана в табл. 70 (режим показа формул в Excel), табл. 71 (показ формул в Calc) и в табл. 72 (режим вычислений).

В строке 11 размещены формулы для проверки продуктивности матрицы технологических коэффициентов. В ячейке А11 формула

=ИЛИ(В10>=1;C10>=1;D10>=1).

Балансовая Модель.

Формульный Вид :


S
< 360

 < 430

S < 431

Неудовл.

Удовл.

Хорошо

Отлично

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51786. Формы и методы обучения информатике 148.5 KB
  Цель: Ознакомиться с основными формами и методами обучения информатике а также познакомиться с различными классификациями методов обучения. Теория и методика обучения информатике: Учеб. В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся и способы организации познавательной деятельности школьников.
51788. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах 67 KB
  Особенности состояния водоемов в различное время года. Цель урока: усвоение учащимися знаний особенностей состояния водоемов в различное время года о безопасном поведении на водоемах в различное время года и в различных жизненных ситуациях наводнение движение по ледовой поверхности водоема аварии на морских и речных судах активный отдых на воде водные походы. Занятие: 1 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебнонаглядный комплекс: учебник Основы безопасности жизнедеятельности под ред. Вода была надёжной преградой...
51789. Аналіз плану-конспекту й уроку художньої культури 83.5 KB
  Аналіз плануконспекту й уроку художньої культури. Аналіз плануконспекту й уроку художньої культури 2. Загальна структура плануконспекту уроку художньої культури. Розробка плану конспекту уроку художня культура Література.
51790. Батьки і діти. Обов’язки членів християнської сім’ї 160 KB
  Мета: визначити засади відносин батьків і дітей та окреслити їхні обовязки; виховувати любов і пошану до членів сімї розвивати вміння погоджувати свої інтереси з інтересами родини. Оповідання та притчі вірші картини записи пісень про батьків. План уроку Любов і повага у взаєминах батьків і дітей. Обовязки батьків і дітей.
51791. Музыкальное оформление уроков народного танца 27.5 KB
  Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон реже рояль. Музыка на уроке народного танца должна соответствовать движению по характеру стилю национальной окраске. Для учебных комбинаций на середине зала следует подбирать небольшие законченные произведения позволяющие раскрыть национальное своеобразие музыки и танца.
51793. Художня культура України від найдавніших часів до ХVІ століття 27.5 KB
  Календарно обрядове мистецтво зявляється: а у східних словян б у період польсько литовської доби в у трипільську культуру ІІІ рівень репродуктивно творчий 1 бал. Чому під час весілля виконували не лише веселі а й сумні пісні ІV рівень творчий 3 бали 10. Напишіть твір на тему Про що розповідає золота пектораль Варіант 2 ІІІ рівень репродуктивний 1 бал 1.