10330

Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования, обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности

Доклад

Педагогика и дидактика

Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности. Психология игры структура функции. Технология организации различных видов практической деятельности учеников игровая деятельнос...

Русский

2013-03-25

47 KB

29 чел.

Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования, обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности. Психология игры (структура, функции). Технология организации различных видов практической деятельности учеников (игровая деятельность, организация и проведение КТД).

В отеч. психологии проблемой деятельности занимались Леонтьев, Рубинштейн, Выготский. Единого определения деятельности не существует.

Деятельность (Леонтьев) – это система процессов, которые осуществляют взаимодействие организма именно с предметной средой.

Деятельность (Ильин) – это регулируемая сознанием психологическая и двигательная активность человека, вызванная социально-значимыми мотивами.

Все подчеркивают, что существует разница между понятием активности и деятельности. Не всякая активность м.б. названа деятельностью. Отличительная черта деятельности заключается в том, что, порождаясь потребностью, она управляется сознаваемой целью (цель обязательно сознательна).

Характеристики деятельности:

1) предметность – объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на опред. «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности;

2) субъектность – деятельность всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, соц. ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, кот. определяют направленность и избирательность деятельности;

3) адаптивность, т.е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации;

4) системность – деятельность предстает не суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом у деятельности как целостности возникают свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, - так называемые системные качества деятельности.

Структура деятельности:

Нужда – Потребность – Мотив – Цель – Действие – Результат – Оценка.

Для каждой деятельности характерно наличие цели, можно предвидеть результат деятельности, который достигается некот. способами. Все эти элементы связаны друг с другом. Однако цели предшествуют некот. детерминанты, такие как нужда, потребности, мотивы.

Действие – система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат.

Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

Методы формирования, обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности.

Человек формируется в процессе деятельности. Деятельность возбуждает интерес, чувства, активирует волю, энергию – это строит. материал для развития личности. Есть ряд закономерностей, характеризующих методы пед. руководства деятельностью и формирования опыта:

1. Все виды деятельности образуют опред. воспит. возможности.

2. Деятельность может не повлиять положительно, если она не имеет «личностного смысла». Для формирования деятельности необходим интерес, активация чувств воспитанника. Это зависит то активности преподавателя, его мастерства выбрать, применить методы формирования качеств.

3. В итоге воспит. воздействий у школьников формируется готовность к выбору целей и способов деятельности.

Методы:

1) Упражнение – всеобщий метод формирования необходимых качеств личности.

Эффективность упражнений зависит от следующих условий:

  •  системы упражнений;
  •  их содержания;
  •  доступности и посильности;
  •  объема;
  •  частоты повторений;
  •  контроля и коррекции;
  •  личностных особенностей;
  •  места и времени;
  •  сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;
  •  мотивация и стимулирование.

К. Д. Ушинский – «Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки».

2) Требование – метод, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Требование м.б.:

1. прямые (определенность, конкретность, точность, понятные формулировки; предъявляется в решительном тоне - интонация, сила голоса, мимика; большей частью негативные - отрицательная реакция воспитанников), и косвенные (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.; к негативным относятся: осуждение и угрозы – порождают лицемерие, двойственную мораль, внешнюю покорность и т. д.);

2. позитивные и негативные.

Последствия → переживание, интерес, стремление.

3) Приучение – интенсивное выполнение упражнений. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Приучение сочетается с наказанием. Практикуется на раннем возрасте.

4) Поручение – метод приучения к положительным поступкам.

Игра (Л. С. Выготский) – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок.

Игра (Д. Б. Эльконин) – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, соответствующая новым психообразованиям.

Виды игр: имитационные, операционные, исполнение ролей, деловые игры, социальные игры т.д.

Функции игры: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие.

В игре ребенок взаимодействует с партнером, усваивать назначение многих предметов. Выготский проводит анализ детской игры под углом зрения того влияния, которое она оказывает на процесс психического развития в дошкольном возрасте. В своей лекции 1933 г. «Роль игры в психическом развитии ребенка» Выготский впервые говорит об игре, как о ведущем типе деятельности дошкольного возраста. По мнению автора, в дошкольном возрасте игра имеет такое же значение как учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Главный компонент в структуре игры у Выготского - воображаемая ситуация.

У Эльконина - роль.

Компоненты сюжетно–ролевой игры по Эльконину:

1. роль;

2. игровые действия;

3. игровые отношения;

4. предметы - заместители (игрушки);

5. правила;

6. воображаемая ситуация;

7. сюжет;

8. содержание.

По Эльконину, на протяжении дошкольного возраста содержание игр меняется. В младшем дошкольном возрасте (3 - 4 г.) дети воспроизводят действия взрослых. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4 - 6 г.) - отношения между людьми. По определению Эльконина, ролевая игра детей дошкольного возраста в развернутом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роль взрослых людей и в обобщенной форме, в спец. созданных игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнению с ранним возрастом связано с тем, что в эти годы она начинает служить:

1. средством формирования и развития у ребенка многих полезных качеств личности, и, в первую очередь, тех, которые не могут активно формироваться в других, более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап развития ребенка, проба в воспитании важных личных качеств;

2. средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его мотивационной сферы;

3.   учение

игра  общение

труд.

Большинству игр присуще 4 главных черты: свободная деятельность, творческий характер, эмоциональная приподнятость, наличие правил.

Педагогические игры отличаются четко поставленной целью и соотнесением с результатом (обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.).

Этапы игр:

1. этап подготовки (разработка и ввод);

2. этап проведения;

3. этап анализа и обобщения.

КТД (коллективное творческое дело) – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творческое самостроительноство личности (Иванов И. П.).

Основой методики коллективной творческой деятельности (КТД) является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование, проведение и оценка работы, поиск лучших способов и методов решения жизненно важных практических задач.

Формы КТД: чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ.

Этапы КТД (Кадисон):

1 этап – поиск (задачи, содержание, обеспечение, сбор-старт),

2 этап – целеполагание, организация (сбор-старт, выборы совета дела),

3 этап – мозговой штурм, прогнозирование и план,

4 этап – реализация целей (проведение дела),

5 этап – анализ, рефлексия.

Этапы подготовки и проведения КТД (по И.П. Иванову):

1. Создается временная инициативная группа (ВИГ), она разрабатывает план предстоящего дела. Создание группы: выборы, включение добровольцев. Воспитательные задачи: мотивируется вслух выдвижение каждой кандидатуры, формируется опыт создания органов самоуправления, происходит процесс приучения к оценке и самооценке личностных достоинств воспитанников.

2. ВИГ разрабатывает концепцию предстоящего мероприятия.

3. ВИГ составляет список подготовительных дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного. Воспитательный результат: тренируется практичность, деловитость, умение предвидеть условия, которые обеспечат успех дела.

4. ВИГ распределяет задания, чтобы обеспечить каждый пункт программы. Воспитательный результат: формирование социального опыта, в становлении организаторских качеств личности.

5. Группа, получившая задание, включается в деятельность по его подготовке. Воспитательный результат: формирование опыта познавательных, организаторских, тематических, оформительских действий.

6. Проведение подготовленного дела. В ходе деятельности формируется личность воспитанника.

7. После завершения мероприятия - заключительная встреча временной инициативной группы. Ее цель: анализ замысла и качества осуществления программы. Воспитательный смысл: приучение воспитанников к самоанализу и критической оценке своих действий, умений. После обсуждения коллективно подготовленного и проведенного дела ВИГ распадается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40171. СХЕМОТЕХНИКА УСИЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НА ТРАНЗИСТОРАХ 531 KB
  Класс применяется только в маломощных каскадах предварительных усилителях для которых К. около 07; 2 используется в усилителях средней и большой мощности; Рис.1 Входная характеристика каскада с ОЭ а; Выходная характеристика каскада с ОЭ б; Характеристика каскада в режиме А в; Характеристика каскада в режиме В г 3 происходит усиление только одной положительной полуволны усиливаемого сигнала UВХ поэтому выходной имеет прерывистый характер; недостатком является значительные нелинейные искажения UВЫХ называются...
40172. ОПЕРАЦИОННЫЕ УСИЛИТЕЛИ 328 KB
  Наличие этого напряжения приводит к нарушению условия согласно которому Uвых.V характеризует частотные свойства усилителя при его работе в импульсных схемах измеряется при подаче на вход ОУ напряжения ступенчатой формы.3 Схема трехкаскадного ОУ Входной дифференциальный усилительный каскад уменьшает величину дрейфа усилителя позволяет получить высокое усиление высокое входное сопротивление и максимально подавить действующие на входе синфазные составляющие обусловленные изменением температуры окружающей среды изменением напряжения...
40173. АКТИВНЫЕ ФИЛЬТРЫ 83 KB
  Необходимо чтобы ОУ охваченный ООС обеспечивал заданный коэффициент усиления как в полосе пропускания. Основной параметр: полоса пропускания которая определяется по уровню падения коэффициента передачи в 141 раза на 3дб. Ширина полосы пропускания изменяется варьированием RC. Коэффициент передачи в полосе пропускания постоянный и равен Кио.
40174. ГЕНЕРАТОРЫ 102 KB
  По форме выходного напряжения классифицируются: генераторы гармонических колебаний и генераторы негармонических колебаний импульсные или релаксацоинные. Ku=U2 U1=Kuωejφkω где Kuω=U2ω U1ω модуль коэффициента усиления на частоте ω; φkω=ψ2ωψ1ω сдвиг фаз между выходным и входным напряжениями Ku на частоте ω; Bu=U1 U2=Buωejφbω где Buω=U1ω U2ω модуль коэффициента передачи на частоте ω; φbω=ψ1ωψ2ω сдвиг фаз между выходным и входным напряжениями четырёхполюсника Bu на частоте ω. Если на входе...
40175. ИСТОЧНИКИ ВТОРИЧНОГО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ 269 KB
  Классификация: 1 устройства согласования уровня напряжения служат для преобразования постоянного или переменного напряжения одного уровня в напряжение другого уровня. 2 устройства согласования стабильности напряжения: сглаживающие фильтры служат для стабилизации мгновенного значения пульсирующего напряжения тока и стабилизаторы служат для стабилизации среднего значения выходного тока напряжения или мощности. 3 устройства согласования частоты: выпрямители преобразователи напряжения переменного тока в напряжение содержащее...
40176. Портфельное инвестирование 24.5 KB
  Если у вас куплены акции двух и более разных компаний из разных отраслей то такое инвестирование можно назвать портфельным. Чтобы достичь успеха в портфельном инвестировании необходимо грамотно подбирать бумаги компаний. Если инвестор нацелен на получение максимальной прибыли то и риски будут весьма велики в такой портфель войдет большинство примерно 8090 процентов акции молодых динамично развивающихся компаний с большими перспективами роста. Когда вы нацелены на хорошую прибыль но не готовы принять на себя большие риски тогда...
40177. Финансовые риски, связанные с вложениями определение, классификация 32 KB
  Финансовые риски связанные с вложениями определение классификация. Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов т. Под финансовыми рисками понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь снижения прибыли доходов потери капитала и т. Финансовые риски подразделяются на три вида: 1.
40178. Дивидендная политика корпорации 22.5 KB
  Дивидендная политика корпорации Дивидендная политика политика акционерного общества в области распределения прибыли компании то есть распределения дивидендов между держателями акций. Дивидендная политика формируется советом директоров. Термин дивидендная политика в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах. В связи с этим в финансовом менеджменте используется более широкая трактовка термина дивидендная политика под которой понимают механизм формирования доли прибыли выплачиваемой собственнику в соответствии с...
40179. Анализ и планирование в системе управления финансами предприятия 33 KB
  Анализ и планирование в системе управления финансами предприятия. это вопервых определение будущего предприятия и его структурных подразделений вовторых проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и втретьих выбор методов и средств ресурсов и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов. Последовательность планирования обычно такова: определение целей; моделирование будущего состояния предприятия; определение способов его достижения; декомпозиция заданных желаемых результатов...