10330

Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования, обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности

Доклад

Педагогика и дидактика

Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности. Психология игры структура функции. Технология организации различных видов практической деятельности учеников игровая деятельнос...

Русский

2013-03-25

47 KB

27 чел.

Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования, обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности. Психология игры (структура, функции). Технология организации различных видов практической деятельности учеников (игровая деятельность, организация и проведение КТД).

В отеч. психологии проблемой деятельности занимались Леонтьев, Рубинштейн, Выготский. Единого определения деятельности не существует.

Деятельность (Леонтьев) – это система процессов, которые осуществляют взаимодействие организма именно с предметной средой.

Деятельность (Ильин) – это регулируемая сознанием психологическая и двигательная активность человека, вызванная социально-значимыми мотивами.

Все подчеркивают, что существует разница между понятием активности и деятельности. Не всякая активность м.б. названа деятельностью. Отличительная черта деятельности заключается в том, что, порождаясь потребностью, она управляется сознаваемой целью (цель обязательно сознательна).

Характеристики деятельности:

1) предметность – объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на опред. «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности;

2) субъектность – деятельность всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, соц. ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, кот. определяют направленность и избирательность деятельности;

3) адаптивность, т.е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации;

4) системность – деятельность предстает не суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом у деятельности как целостности возникают свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, - так называемые системные качества деятельности.

Структура деятельности:

Нужда – Потребность – Мотив – Цель – Действие – Результат – Оценка.

Для каждой деятельности характерно наличие цели, можно предвидеть результат деятельности, который достигается некот. способами. Все эти элементы связаны друг с другом. Однако цели предшествуют некот. детерминанты, такие как нужда, потребности, мотивы.

Действие – система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат.

Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

Методы формирования, обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности.

Человек формируется в процессе деятельности. Деятельность возбуждает интерес, чувства, активирует волю, энергию – это строит. материал для развития личности. Есть ряд закономерностей, характеризующих методы пед. руководства деятельностью и формирования опыта:

1. Все виды деятельности образуют опред. воспит. возможности.

2. Деятельность может не повлиять положительно, если она не имеет «личностного смысла». Для формирования деятельности необходим интерес, активация чувств воспитанника. Это зависит то активности преподавателя, его мастерства выбрать, применить методы формирования качеств.

3. В итоге воспит. воздействий у школьников формируется готовность к выбору целей и способов деятельности.

Методы:

1) Упражнение – всеобщий метод формирования необходимых качеств личности.

Эффективность упражнений зависит от следующих условий:

  •  системы упражнений;
  •  их содержания;
  •  доступности и посильности;
  •  объема;
  •  частоты повторений;
  •  контроля и коррекции;
  •  личностных особенностей;
  •  места и времени;
  •  сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;
  •  мотивация и стимулирование.

К. Д. Ушинский – «Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки».

2) Требование – метод, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Требование м.б.:

1. прямые (определенность, конкретность, точность, понятные формулировки; предъявляется в решительном тоне - интонация, сила голоса, мимика; большей частью негативные - отрицательная реакция воспитанников), и косвенные (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.; к негативным относятся: осуждение и угрозы – порождают лицемерие, двойственную мораль, внешнюю покорность и т. д.);

2. позитивные и негативные.

Последствия → переживание, интерес, стремление.

3) Приучение – интенсивное выполнение упражнений. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Приучение сочетается с наказанием. Практикуется на раннем возрасте.

4) Поручение – метод приучения к положительным поступкам.

Игра (Л. С. Выготский) – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок.

Игра (Д. Б. Эльконин) – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, соответствующая новым психообразованиям.

Виды игр: имитационные, операционные, исполнение ролей, деловые игры, социальные игры т.д.

Функции игры: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие.

В игре ребенок взаимодействует с партнером, усваивать назначение многих предметов. Выготский проводит анализ детской игры под углом зрения того влияния, которое она оказывает на процесс психического развития в дошкольном возрасте. В своей лекции 1933 г. «Роль игры в психическом развитии ребенка» Выготский впервые говорит об игре, как о ведущем типе деятельности дошкольного возраста. По мнению автора, в дошкольном возрасте игра имеет такое же значение как учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Главный компонент в структуре игры у Выготского - воображаемая ситуация.

У Эльконина - роль.

Компоненты сюжетно–ролевой игры по Эльконину:

1. роль;

2. игровые действия;

3. игровые отношения;

4. предметы - заместители (игрушки);

5. правила;

6. воображаемая ситуация;

7. сюжет;

8. содержание.

По Эльконину, на протяжении дошкольного возраста содержание игр меняется. В младшем дошкольном возрасте (3 - 4 г.) дети воспроизводят действия взрослых. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4 - 6 г.) - отношения между людьми. По определению Эльконина, ролевая игра детей дошкольного возраста в развернутом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роль взрослых людей и в обобщенной форме, в спец. созданных игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнению с ранним возрастом связано с тем, что в эти годы она начинает служить:

1. средством формирования и развития у ребенка многих полезных качеств личности, и, в первую очередь, тех, которые не могут активно формироваться в других, более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап развития ребенка, проба в воспитании важных личных качеств;

2. средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его мотивационной сферы;

3.   учение

игра  общение

труд.

Большинству игр присуще 4 главных черты: свободная деятельность, творческий характер, эмоциональная приподнятость, наличие правил.

Педагогические игры отличаются четко поставленной целью и соотнесением с результатом (обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.).

Этапы игр:

1. этап подготовки (разработка и ввод);

2. этап проведения;

3. этап анализа и обобщения.

КТД (коллективное творческое дело) – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творческое самостроительноство личности (Иванов И. П.).

Основой методики коллективной творческой деятельности (КТД) является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование, проведение и оценка работы, поиск лучших способов и методов решения жизненно важных практических задач.

Формы КТД: чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ.

Этапы КТД (Кадисон):

1 этап – поиск (задачи, содержание, обеспечение, сбор-старт),

2 этап – целеполагание, организация (сбор-старт, выборы совета дела),

3 этап – мозговой штурм, прогнозирование и план,

4 этап – реализация целей (проведение дела),

5 этап – анализ, рефлексия.

Этапы подготовки и проведения КТД (по И.П. Иванову):

1. Создается временная инициативная группа (ВИГ), она разрабатывает план предстоящего дела. Создание группы: выборы, включение добровольцев. Воспитательные задачи: мотивируется вслух выдвижение каждой кандидатуры, формируется опыт создания органов самоуправления, происходит процесс приучения к оценке и самооценке личностных достоинств воспитанников.

2. ВИГ разрабатывает концепцию предстоящего мероприятия.

3. ВИГ составляет список подготовительных дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного. Воспитательный результат: тренируется практичность, деловитость, умение предвидеть условия, которые обеспечат успех дела.

4. ВИГ распределяет задания, чтобы обеспечить каждый пункт программы. Воспитательный результат: формирование социального опыта, в становлении организаторских качеств личности.

5. Группа, получившая задание, включается в деятельность по его подготовке. Воспитательный результат: формирование опыта познавательных, организаторских, тематических, оформительских действий.

6. Проведение подготовленного дела. В ходе деятельности формируется личность воспитанника.

7. После завершения мероприятия - заключительная встреча временной инициативной группы. Ее цель: анализ замысла и качества осуществления программы. Воспитательный смысл: приучение воспитанников к самоанализу и критической оценке своих действий, умений. После обсуждения коллективно подготовленного и проведенного дела ВИГ распадается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78846. Наука и власть 29.5 KB
  Наука и власть Любая власть как институционализированная государственноправовые институты так и не институционализированная например власть старшего в семье власть учителя в школе власть женщины над любящим ее мужчиной и т. Власть государственная необходима для организации общественного производства которое немыслимо без подчинения участников единой воле а также для регулирования взаимоотношений между людьми в обществе. Проблема наука и власть имеет два аспекта: 1 проблема самой науки как формы власти;...
78847. Наука и нравственность. Этика науки 29 KB
  Этика науки Современная наука имеет ряд особенностей качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого. Довольно быстро обнаружились и некоторые опасности связанные с возможным применением достижений современной науки. Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности. Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики биологии в частности генетики психологии.
78848. Научная рациональность и ее типы 29 KB
  Научная рациональность и ее типы Основными свойствами научной рациональности являются: объектная предметность эмпирическая или теоретическая однозначность доказанность проверяемость способность к улучшению. Наука это прежде всего специфическая форма культуры порождающая особую агрессивную форму рациональности развивающуюся в сложном историческом социокультурном контексте. Анализ научной рациональности и научного знания является комплексным междисциплинарным исследованием предусматривающим синтез различных видов и форм знаний. ...
78849. Научное, ненаучное, псевдонаучное знание 30.5 KB
  Научное ненаучное псевдонаучное знание. Научное знание система знаний о законах природы общества мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира и отражает законы его развития. Научное знание: является результатом постижения действительности и когнитивной основой человеческой деятельности; социально обусловлено; и обладает различной степенью достоверности.
78850. Метатеоретический уровень научного знания 26.5 KB
  мета за после это теория о теории: объектом научного анализа для метатеории выступает сама теория. Метатеоретический подход не просто реорганизует научное знание является не только способом научного анализа теории но производит в ней сдвиги содержательного порядка порождает новое знание. Рефлексия является своеобразным способом развития самого содержания знания одним из важных путей разработки теории Дело в том что плодотворен сам по себе выход за пределы теории отстраненный взгляд на нее. На основе метатеории в процессе...
78852. Философские основания науки 27 KB
  Философские основания науки Предисловие: Философское основание науки представляет особой один из элементов философии науки направление в философии изучающее научную деятельность ее особенности и характеристики; ее цель – устанавливать правильность научных суждений и теорий и объяснять место и роль науки в современной культуре наряду с теоретическим и эмпирическим знанием. Философские основания науки. Философские основания науки. Функции функция философского обоснования: Любая новая идея для того чтобы стать либо частью картины мира...
78853. Структура эмпирического знания. Проблема факта 28.5 KB
  Проблема факта Эмпирические факты образуют базис на который опираются научные теории. Факты фиксируются в языке науки в высказываниях типа: более половины опрошенных в городе недовольны экологией городской среды и т. Вернадский: эмпирические факты хлеб науки. Проблема факта: Эмпирические факты содержат не только информацию об изучаемых явлениях но и как правило включают ошибки наблюдателя и т.
78854. Структура теоретического знания 29 KB
  Теоретический уровень научного познания как и эмпирический имеет ряд подуровней среди которых можно выделить следующие по степени общности: а аксиомы теоретические законы; б частные теоретические законы описывающие структуру свойства и поведение идеализированных объектов; в частные единичные высказывания утверждающие нечто о конкретных во времени и пространстве состояниях свойствах и отношениях некоторых идеализированных объектов 2 вида научных законов: 1Универсальные и частные законы. Универсальными принято называть законы...