10330

Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования, обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности

Доклад

Педагогика и дидактика

Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности. Психология игры структура функции. Технология организации различных видов практической деятельности учеников игровая деятельнос...

Русский

2013-03-25

47 KB

27 чел.

Общая психологическая характеристика деятельности. Методы формирования, обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности. Психология игры (структура, функции). Технология организации различных видов практической деятельности учеников (игровая деятельность, организация и проведение КТД).

В отеч. психологии проблемой деятельности занимались Леонтьев, Рубинштейн, Выготский. Единого определения деятельности не существует.

Деятельность (Леонтьев) – это система процессов, которые осуществляют взаимодействие организма именно с предметной средой.

Деятельность (Ильин) – это регулируемая сознанием психологическая и двигательная активность человека, вызванная социально-значимыми мотивами.

Все подчеркивают, что существует разница между понятием активности и деятельности. Не всякая активность м.б. названа деятельностью. Отличительная черта деятельности заключается в том, что, порождаясь потребностью, она управляется сознаваемой целью (цель обязательно сознательна).

Характеристики деятельности:

1) предметность – объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на опред. «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности;

2) субъектность – деятельность всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, соц. ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, кот. определяют направленность и избирательность деятельности;

3) адаптивность, т.е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации;

4) системность – деятельность предстает не суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом у деятельности как целостности возникают свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, - так называемые системные качества деятельности.

Структура деятельности:

Нужда – Потребность – Мотив – Цель – Действие – Результат – Оценка.

Для каждой деятельности характерно наличие цели, можно предвидеть результат деятельности, который достигается некот. способами. Все эти элементы связаны друг с другом. Однако цели предшествуют некот. детерминанты, такие как нужда, потребности, мотивы.

Действие – система движений, направленных на предмет с целью его присвоения или изменения.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат.

Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд.

Методы формирования, обогащения и коррекции опыта поведения и деятельности личности.

Человек формируется в процессе деятельности. Деятельность возбуждает интерес, чувства, активирует волю, энергию – это строит. материал для развития личности. Есть ряд закономерностей, характеризующих методы пед. руководства деятельностью и формирования опыта:

1. Все виды деятельности образуют опред. воспит. возможности.

2. Деятельность может не повлиять положительно, если она не имеет «личностного смысла». Для формирования деятельности необходим интерес, активация чувств воспитанника. Это зависит то активности преподавателя, его мастерства выбрать, применить методы формирования качеств.

3. В итоге воспит. воздействий у школьников формируется готовность к выбору целей и способов деятельности.

Методы:

1) Упражнение – всеобщий метод формирования необходимых качеств личности.

Эффективность упражнений зависит от следующих условий:

  •  системы упражнений;
  •  их содержания;
  •  доступности и посильности;
  •  объема;
  •  частоты повторений;
  •  контроля и коррекции;
  •  личностных особенностей;
  •  места и времени;
  •  сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;
  •  мотивация и стимулирование.

К. Д. Ушинский – «Чтобы сформировать устойчивые навыки и привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки».

2) Требование – метод, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Требование м.б.:

1. прямые (определенность, конкретность, точность, понятные формулировки; предъявляется в решительном тоне - интонация, сила голоса, мимика; большей частью негативные - отрицательная реакция воспитанников), и косвенные (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т. д.; к негативным относятся: осуждение и угрозы – порождают лицемерие, двойственную мораль, внешнюю покорность и т. д.);

2. позитивные и негативные.

Последствия → переживание, интерес, стремление.

3) Приучение – интенсивное выполнение упражнений. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Приучение сочетается с наказанием. Практикуется на раннем возрасте.

4) Поручение – метод приучения к положительным поступкам.

Игра (Л. С. Выготский) – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок.

Игра (Д. Б. Эльконин) – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, соответствующая новым психообразованиям.

Виды игр: имитационные, операционные, исполнение ролей, деловые игры, социальные игры т.д.

Функции игры: дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие.

В игре ребенок взаимодействует с партнером, усваивать назначение многих предметов. Выготский проводит анализ детской игры под углом зрения того влияния, которое она оказывает на процесс психического развития в дошкольном возрасте. В своей лекции 1933 г. «Роль игры в психическом развитии ребенка» Выготский впервые говорит об игре, как о ведущем типе деятельности дошкольного возраста. По мнению автора, в дошкольном возрасте игра имеет такое же значение как учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Главный компонент в структуре игры у Выготского - воображаемая ситуация.

У Эльконина - роль.

Компоненты сюжетно–ролевой игры по Эльконину:

1. роль;

2. игровые действия;

3. игровые отношения;

4. предметы - заместители (игрушки);

5. правила;

6. воображаемая ситуация;

7. сюжет;

8. содержание.

По Эльконину, на протяжении дошкольного возраста содержание игр меняется. В младшем дошкольном возрасте (3 - 4 г.) дети воспроизводят действия взрослых. В среднем и старшем дошкольном возрасте (4 - 6 г.) - отношения между людьми. По определению Эльконина, ролевая игра детей дошкольного возраста в развернутом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роль взрослых людей и в обобщенной форме, в спец. созданных игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Изменение роли игры в дошкольном детстве по сравнению с ранним возрастом связано с тем, что в эти годы она начинает служить:

1. средством формирования и развития у ребенка многих полезных качеств личности, и, в первую очередь, тех, которые не могут активно формироваться в других, более «взрослых» видах деятельности. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап развития ребенка, проба в воспитании важных личных качеств;

2. средством удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и развитию его мотивационной сферы;

3.   учение

игра  общение

труд.

Большинству игр присуще 4 главных черты: свободная деятельность, творческий характер, эмоциональная приподнятость, наличие правил.

Педагогические игры отличаются четко поставленной целью и соотнесением с результатом (обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.).

Этапы игр:

1. этап подготовки (разработка и ввод);

2. этап проведения;

3. этап анализа и обобщения.

КТД (коллективное творческое дело) – это социальное творчество, направленное на служение людям, Родине, творческое самостроительноство личности (Иванов И. П.).

Основой методики коллективной творческой деятельности (КТД) является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование, проведение и оценка работы, поиск лучших способов и методов решения жизненно важных практических задач.

Формы КТД: чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ.

Этапы КТД (Кадисон):

1 этап – поиск (задачи, содержание, обеспечение, сбор-старт),

2 этап – целеполагание, организация (сбор-старт, выборы совета дела),

3 этап – мозговой штурм, прогнозирование и план,

4 этап – реализация целей (проведение дела),

5 этап – анализ, рефлексия.

Этапы подготовки и проведения КТД (по И.П. Иванову):

1. Создается временная инициативная группа (ВИГ), она разрабатывает план предстоящего дела. Создание группы: выборы, включение добровольцев. Воспитательные задачи: мотивируется вслух выдвижение каждой кандидатуры, формируется опыт создания органов самоуправления, происходит процесс приучения к оценке и самооценке личностных достоинств воспитанников.

2. ВИГ разрабатывает концепцию предстоящего мероприятия.

3. ВИГ составляет список подготовительных дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного. Воспитательный результат: тренируется практичность, деловитость, умение предвидеть условия, которые обеспечат успех дела.

4. ВИГ распределяет задания, чтобы обеспечить каждый пункт программы. Воспитательный результат: формирование социального опыта, в становлении организаторских качеств личности.

5. Группа, получившая задание, включается в деятельность по его подготовке. Воспитательный результат: формирование опыта познавательных, организаторских, тематических, оформительских действий.

6. Проведение подготовленного дела. В ходе деятельности формируется личность воспитанника.

7. После завершения мероприятия - заключительная встреча временной инициативной группы. Ее цель: анализ замысла и качества осуществления программы. Воспитательный смысл: приучение воспитанников к самоанализу и критической оценке своих действий, умений. После обсуждения коллективно подготовленного и проведенного дела ВИГ распадается.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39004. Дети Адама и Евы - Каин и Авель. Не завидуй 32 KB
  У Адама и Евы родились дети которых они назвали Каин и Авель. Каин был земледельцем выращивал овощи фрукты а Авель – пастухом. Авель с любовью относился к Богу выбирал самое лучшее в дар Господу.
39005. Спасение Ноя. Обетование Бога 33 KB
  Оборудование: иллюстрации ковчега водной стихии радуги голубя кукла Шуни мышки. Преподаватель: А напоминает она о том как спасся Ной и об обещании Бога данном людям. Шуня: Ухты а как это было Преподаватель: Вспомните ребята почему был всемирный потоп Потому что люди стали забывать Бога думали только о еде и развлечениях стали недобрыми Сколько лет дал Бог людям для того чтобы они исправились 120 лет пока Ной с сыновьями строил ковчег Кто находился в ковчеге Все животные по паре которые не могут жить в воде;...
39006. Путь к спасению – жизнь по Заповедям Божьим. Церковь – корабль спасения. Первый храм 38.5 KB
  Цель: Познакомить детей со строением первого храма ветхозаветной скинии; закрепить знания о жизни пророка Моисея об истории получения Заповедей Божьих; развивать память логическое мышление; воспитывать желание жить по заповедям Божьим прививать любовь и благоговейное отношение к храму. Рассказ Матильды Леонардовны об устройстве ветхозаветного храма демонстрация иллюстраций. Из скольких частей он состоит из трех В какой части мы с вами молимся в храме В какую часть храма мы попадаем при входе в притвор Как называется та часть...
39007. Божья Матерь 33 KB
  Матильда Леонардовна: Что это ты делаешь Шунечка Шуня: Лилию хочу сделать. Матильда Леонардовна: Вспомните ребята а где цветы всегда цветут и святые люди живут в раю Матильда Леонардовна: О каком святом человеке вы узнали на предыдущем занятии о Николае Чудотворце Матильда Леонардовна: Что вам больше всего запомнилось из его жизни Матильда Леонардовна: Подойдите к иллюстрациям и расскажите какой из эпизодов жизни Святителя Николая изображен. Матильда Леонардовна: Как вы думаете ребята а можно в храм на праздники приносить цветы...
39008. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста 425 KB
  Потаповская “Подарок к празднику†Программа развивающего и коррекционного рукоделия для детей дошкольного возраста Для ребенка Светлый Праздник и весна Рождество и зима Спас и спелые плоды Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление свежее и полное жизни. Предлагаемый курс разработан с учетом того что среди дошкольников сегодня чрезвычайно высок процент детей нуждающихся в специальной помощи не только направляющей но и корректирующей развитие: физическое психическое социальное духовное. Отметим что речь идет...
39009. Информационные системы 235.5 KB
  Экономические информационные системы человекомашинные системы которые собирают накапливают сохраняют и выдают по запросу или требованию информацию в виде данных и знаний необходимых для управления экономическим объектом. выполнять свои функции при их изменении и экономическая эффективность улучшение экономических результатов в результате внедрения информационной системы.: 1 выявление существенных характеристик объекта 2 создание математической или...
39010. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Учебник 364 KB
  Однако при передаче И из одной системы в другую количество И в передающей системе не уменьшается хотя в принимающей – обычно увеличивается. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Тема 2. Определение информационной системы ИС.
39011. Информационные системы. Курс лекций 496.5 KB
  «Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы»
39012. Информационные технологии управления. Курс лекций 266 KB
  Целью изучения данного курса является изучение: методологии проектирования информационных технологий управления ИТУ; принципов выбора инструментальных средств проектирования ИТУ; основных направлений автоматизации управления; основных методов используемых для автоматизации подготовки и принятия управленческих решений; практики применения ИТУ; подходов и методов для оценки экономической эффективности ИТУ. Усвоение курса “Информационные технологии управления†основано на знаниях полученных при изучении теоретических основ информационных...