10331

Психология общения. Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением

Доклад

Педагогика и дидактика

Психология общения. Педагогическое общение: структура виды функции средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением. Методы стимулирования общения поведения и деятельности школьников. Общение О. сложный многоплановый процесс устано...

Русский

2013-03-25

46 KB

148 чел.

Психология общения. Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением. Методы стимулирования общения, поведения и деятельности школьников.

Общение (О.) – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деят-сти, в получении новой информации, в познании др. людей, в самовыражении.

Стороны О.:

  1.  коммуникативная (обмен и передача информации);
  2.  социальная перцепция (восприятие людьми друг друга и установление взаимопонимания);
  3.  интерактивная (взаимодействие).

Механизмы взаимопонимания в процессе О.:

  •  идентификация (отождествление себя с партнером по общению, мысленная постановка себя на его место);
    •  эмпатия; аттракция (эмоц. сочувствие, понимание друг друга);
    •  рефлексия (самопознание, т.е. взгляд на себя своими глазами и глазами др. человека);
    •  казуальная атрибуция (прогнозирование поведения);
    •  социальный стереотип (устойчивый образ).

Средства О.:

  1.  язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;
  2.  интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
  3.  мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
  4.  жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
  5.  расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Кроме того, средства общения можно разделить на:

  1.  вербальные (с помощью речи);
  2.  невербальные (жесты, мимика, позы, осанка, поклоны, походка, рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.)

Виды О. (Столяренко):

  1.  "контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
    1.  примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект.
    2.  формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
    3.  деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
    4.  духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
    5.  манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
    6.  светское общение - суть такого общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

В О. люди проявляют свои психологические качества, но эти качества не только раскрываются в общении, они в нем формируются. Общаясь с другими, человек усваивает общественный опыт.

Функции О.:

1. прагматическая (взаимодействие в процессе совместной деятельности);

2. формирующая (процесс формирования изменений психики человека);

3. подтверждение;

4. функция организации и поддерживания межличностных отношений;

5. внутриличностная.

Педагогическое О. – это система взаимодействий педагога и воспитываемых, содержанием которого является обмен информацией, изучение личности, оказание воспитательного воздействия.

Практически вся деятельность педагога – это общение.

Функции педагогического общения (Я.Л. Коломинский):

  1.  воспитательная;
  2.  организующая;
  3.  социально-перцептивная;
  4.  функция формирования взаимоотношений.

Тройная направленность общения:

  •  на учебное взаимодействие;
  •  на обучающихся (актуальное состояние развития);
  •  предмет освоения.

Стиль общения в психологиииндивидуально-психологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся.

Стили О.:

1. автократический (самовластный стиль руководства) - когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания;

2. авторитарный (властный) - допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

3. демократический - предполагает внимание и учет учителем мнений учеников, он стремится понять их, убедить, ведет диалогическое общение «на равных»;

4. игнорирующий - учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и администр. информации;

5. попустительский - проявляется, когда преподаватель устраняется от руководства учащимися, либо идет на поводу «их желаний».

Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения:

– общение на основе высоких профессиональных установок педагога,

– общение на основе дружеского расположения,

– общение-дистанция,

– общение-устрашение,

– общение-заигрывание.

Технология управления педагогическим общением.

Пед. общение подразделяется на 4 стадии:

1. моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап) - здесь осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, мероприятий;

2. организация непосредственного общения на начальном этапе контакта («коммуникативная атака») – завоевывается инициатива и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять процессом общения с классом;

3. управление общением – важнейший элемент коммуникации;

4. анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы на предстоящую деятельность.

Сущность 3-ей стадии – управление общением – коммуникативное обеспечение применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога, кот. позволяет решать ряд стратегических и тактических задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и т. д.

Для завоевания инициативы м. применить след. технологические приемы (В. А. Кан-Калик):

  •  оперативность при организации начального контакта с классом;
  •  оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению;
  •  отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
  •  оперативное достижение социально -психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;
  •  введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;
  •  преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
  •  организация цельного контакта ее всем классом;
  •  постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
  •  внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;
  •  использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микромимики; контакт глазами и т.п.;
  •  умение "транслировать" в класс собственную расположенность к детям, дружелюбность;
  •  нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;
  •  понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состояния, передача учащимся этого понимания;
  •  достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

Методы воспитания – классификация:

1. методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

2. методы организации деят-сти и формирование опыта общественного поведения личности (приучение, метод сознания воспитывающих ситуаций, пед. требование и др.);

3. методы стимулирования и мотивации деят-сти и поведения личности (соревнование, познав. игра, наказание, поощрение).

Наиболее распр. методы:

Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки поведения и деят-сти отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль – в нем содержится общественное признание того образа действия, который выбран и проводится учеником в жизнь.

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда.

Соревнование – вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов. Соревнование стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности.

Соревнование м.б. коллективное и индивидуальное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67805. Основи роботи в середовищі MatCAD. Ознайомлення з методами рішення рівнянь 359.5 KB
  Рішнння систем нелінійних рівнянь або нерівностей Знайти рішення системи (таблиця №4 додаток). Виконати перевірку рішення. Знайти рішення при різних значення початкових даних. Визначити - система має один чи декілька розв’язків.
67806. ПРЕЦИЗИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРИОДОВ РЕШЕТКИ 612 KB
  Одной из важнейших характеристик вещества является его период кристаллической решетки. По периодам решетки вещества можно судить об образовании, концентрации и типе твердого раствора, о наличии остаточных напряжений, определять коэффициенты термического расширения и решать многие другие металловедческие задачи.
67807. АРИФМЕТИКА ЦЕЛЫХ ЧИСЕЛ 399.5 KB
  Определение. Если для целых чисел и в кольце целых чисел существует такое число, что , то говорят, что целое число делится на целое число, и пишут. При этом число называется делимым или кратным числа, число – делителем числа, число – частным. Любое целое число всегда можно разделить с остатком на произвольное целое число.
67808. АРИФМЕТИКА ЦІЛИХ ЧИСЕЛ 416.5 KB
  Якщо для цілих чисел і в кільці цілих чисел існує таке число, що, то кажуть, що ціле число ділиться на ціле число, і пишуть. При цьому число називається діленим або кратним числа, число – дільником числа, число – часткою. Будь-яке ціле число завжди можна розділити з остачею на довільне ціле число.
67809. Основи роботи в середовищі MatCAD. Аналітичні обчислення. Операції з векторами та матрицями 264 KB
  Знайти рішення диференційного рівняння та побудувати графіки. Рішення шукати від нуля до кінцевого значення вказаного в графі таблиці «ВІДРІЗОК», графік будувати у вказаному відрізку (Таблиця 11 додаток) Обчислення похідної, інтегрування Обчислити визначений інтеграл функції (Таблиця 2, Таблиця 9, додаток)...
67810. РЕНТГЕНОВСКАЯ ДИФРАКТОМЕТРИЯ 305 KB
  Области применения рентгеновской дифрактометрии: анализ кристаллической структуры и фазовый анализ измерение интегральной интенсивности линий и точное определение их углового положения; анализ нарушений кристаллической структуры изучение профиля и интенсивности линии измерения интенсивности...
67811. АРИФМЕТИКА МНОГОЧЛЕНІВ 456.5 KB
  Множина всіх многочленів від однієї змінної над полем утворює комутативне кільце з одиницею. Будь-який ненульовий елемент поля можна розглядати як многочлен нульового степеня нуль поля також належить до многочленів його називають нульовим многочленом.
67812. Basic concepts of probability theory 33.17 KB
  For example, a landing two different prizes under only one ticket of a lottery are incompatible events, and a landing the same prizes under two tickets are compatible events. Obtaining marks «excellent», «good» and «satisfactory» by a student at an exam in one discipline are incompatible events and an obtaining...
67813. ПРАВО ВЛАСНОСТІ НА ПРИРОДНІ РЕСУРСИ 132 KB
  В загальних рисах право власності на природні об’єкти встановлено в статті 13 Конституції України, згідно якої земля, її надра, атмосферне повітря, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території України, природні ресурси її континентального шельфу, виключної (морської) економічної зони є об’єктами права власності Українського народу.