10331

Психология общения. Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением

Доклад

Педагогика и дидактика

Психология общения. Педагогическое общение: структура виды функции средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением. Методы стимулирования общения поведения и деятельности школьников. Общение О. сложный многоплановый процесс устано...

Русский

2013-03-25

46 KB

150 чел.

Психология общения. Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением. Методы стимулирования общения, поведения и деятельности школьников.

Общение (О.) – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деят-сти, в получении новой информации, в познании др. людей, в самовыражении.

Стороны О.:

  1.  коммуникативная (обмен и передача информации);
  2.  социальная перцепция (восприятие людьми друг друга и установление взаимопонимания);
  3.  интерактивная (взаимодействие).

Механизмы взаимопонимания в процессе О.:

  •  идентификация (отождествление себя с партнером по общению, мысленная постановка себя на его место);
    •  эмпатия; аттракция (эмоц. сочувствие, понимание друг друга);
    •  рефлексия (самопознание, т.е. взгляд на себя своими глазами и глазами др. человека);
    •  казуальная атрибуция (прогнозирование поведения);
    •  социальный стереотип (устойчивый образ).

Средства О.:

  1.  язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;
  2.  интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
  3.  мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
  4.  жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
  5.  расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Кроме того, средства общения можно разделить на:

  1.  вербальные (с помощью речи);
  2.  невербальные (жесты, мимика, позы, осанка, поклоны, походка, рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.)

Виды О. (Столяренко):

  1.  "контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
    1.  примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект.
    2.  формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
    3.  деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
    4.  духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
    5.  манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
    6.  светское общение - суть такого общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

В О. люди проявляют свои психологические качества, но эти качества не только раскрываются в общении, они в нем формируются. Общаясь с другими, человек усваивает общественный опыт.

Функции О.:

1. прагматическая (взаимодействие в процессе совместной деятельности);

2. формирующая (процесс формирования изменений психики человека);

3. подтверждение;

4. функция организации и поддерживания межличностных отношений;

5. внутриличностная.

Педагогическое О. – это система взаимодействий педагога и воспитываемых, содержанием которого является обмен информацией, изучение личности, оказание воспитательного воздействия.

Практически вся деятельность педагога – это общение.

Функции педагогического общения (Я.Л. Коломинский):

  1.  воспитательная;
  2.  организующая;
  3.  социально-перцептивная;
  4.  функция формирования взаимоотношений.

Тройная направленность общения:

  •  на учебное взаимодействие;
  •  на обучающихся (актуальное состояние развития);
  •  предмет освоения.

Стиль общения в психологиииндивидуально-психологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся.

Стили О.:

1. автократический (самовластный стиль руководства) - когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания;

2. авторитарный (властный) - допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

3. демократический - предполагает внимание и учет учителем мнений учеников, он стремится понять их, убедить, ведет диалогическое общение «на равных»;

4. игнорирующий - учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и администр. информации;

5. попустительский - проявляется, когда преподаватель устраняется от руководства учащимися, либо идет на поводу «их желаний».

Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения:

– общение на основе высоких профессиональных установок педагога,

– общение на основе дружеского расположения,

– общение-дистанция,

– общение-устрашение,

– общение-заигрывание.

Технология управления педагогическим общением.

Пед. общение подразделяется на 4 стадии:

1. моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап) - здесь осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, мероприятий;

2. организация непосредственного общения на начальном этапе контакта («коммуникативная атака») – завоевывается инициатива и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять процессом общения с классом;

3. управление общением – важнейший элемент коммуникации;

4. анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы на предстоящую деятельность.

Сущность 3-ей стадии – управление общением – коммуникативное обеспечение применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога, кот. позволяет решать ряд стратегических и тактических задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и т. д.

Для завоевания инициативы м. применить след. технологические приемы (В. А. Кан-Калик):

  •  оперативность при организации начального контакта с классом;
  •  оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению;
  •  отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
  •  оперативное достижение социально -психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;
  •  введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;
  •  преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
  •  организация цельного контакта ее всем классом;
  •  постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
  •  внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;
  •  использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микромимики; контакт глазами и т.п.;
  •  умение "транслировать" в класс собственную расположенность к детям, дружелюбность;
  •  нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;
  •  понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состояния, передача учащимся этого понимания;
  •  достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

Методы воспитания – классификация:

1. методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

2. методы организации деят-сти и формирование опыта общественного поведения личности (приучение, метод сознания воспитывающих ситуаций, пед. требование и др.);

3. методы стимулирования и мотивации деят-сти и поведения личности (соревнование, познав. игра, наказание, поощрение).

Наиболее распр. методы:

Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки поведения и деят-сти отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль – в нем содержится общественное признание того образа действия, который выбран и проводится учеником в жизнь.

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда.

Соревнование – вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов. Соревнование стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности.

Соревнование м.б. коллективное и индивидуальное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

654. Расчет погонной массы груза, тягового органа и движущих частей конвейера 136 KB
  Нормативные значения расчетных величин. Основные параметры рабочего органа. Расчет погонной массы груза, тягового органа и движущих частей конвейера. Расчет тягового органа на прочность. Основные размеры тягового органа. Кинематический расчет. Выбор элемента передач.
655. Философия жизни и феноменология 130.5 KB
  Иррационализм А. Шопенгауэра. Мир как воля и представление. Философия жизни Ф. Ницше. Понятие жизнь и воля к власти. Иррационализм Ницше в теории познания. Представление о сверхчеловеке. Критика Ницше христианства. Интуитивизм и творческая эволюция А. Бергсона. Феноменология Э. Гуссерля. Разработка Гуссерлем онтологической и гносеологической проблематики. Понятие жизненного мира.
656. Статистическая проверка непараметрических гипотез 78 KB
  Нулевой непараметрической гипотезой называется гипотеза относительно общего вида функции распределения. К первой группе относятся критерии согласия, с помощью которых проверяются нулевые гипотезы относительно общего вида функции распределения.
657. Исследование линейной цепи с обратной связью 39 KB
  Экспериментально исследовать влияние обратной связи на частотные характеристики линейной цепи, а также устойчивость линейной цепи с обратной связью.
658. Проектирование широкополосного усилительного устройства 643.5 KB
  Структурная схема усилителя. Выбор рабочей точки и расчет параметров транзистора. Расчет входного усилительного каскада. Методы исследования, расчета и проектирования широкополосных усилителей гармонических сигналов и импульсных сигналов
659. Товароведная характеристика и экспертиза качества питьевого молока вырабатываемого и реализуемого ГУСП ПЗ Тополя предприятия Московский Тюменского района 410.5 KB
  Состав и потребительские свойства молока. Упаковка, маркировка, хранение и транспортирование питьевого молока. Изучение ассортимента молочных продуктов, вырабатываемых ГУСП ПЗ Тополя. Результаты токсиколого-гигиенических исследований качества молока. Обеспеченность предприятия основными средствами производства и трудовыми ресурсами.
660. Психология развития, возрастная психология 113.5 KB
  Предмет задачи и методы психологий развития. Психология обучения и развития. Психология дошкольного возраста. Методика исследования типологических особенностей личности (К. Юнг). Психология подросткового возраста. Методика исследования агрессивного поведения подростков (А. Бас и А. Даки.).
661. Теория макроэкономического равновесия 125 KB
  Макроэкономическое равновесие: совокупный спрос и совокупное предложение. Идеальная модель. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия. Нисходящая кривая совокупного спроса объясняется другими факторами: (ценовые факторы).
662. Дефицитарность общения у детей и подростков 136.5 KB
  Ранний детский аутизм (клинические проявления). Дефицитарность общения при других видах психической патологии. Еще раз о дефицитарности общения при ранней детской шизофрении. Механизмы социальной и школьной дизадаптации, профилактика и коррекция при дефицитарности общения у детей и подростков.