10331

Психология общения. Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением

Доклад

Педагогика и дидактика

Психология общения. Педагогическое общение: структура виды функции средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением. Методы стимулирования общения поведения и деятельности школьников. Общение О. сложный многоплановый процесс устано...

Русский

2013-03-25

46 KB

152 чел.

Психология общения. Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением. Методы стимулирования общения, поведения и деятельности школьников.

Общение (О.) – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деят-сти, в получении новой информации, в познании др. людей, в самовыражении.

Стороны О.:

  1.  коммуникативная (обмен и передача информации);
  2.  социальная перцепция (восприятие людьми друг друга и установление взаимопонимания);
  3.  интерактивная (взаимодействие).

Механизмы взаимопонимания в процессе О.:

  •  идентификация (отождествление себя с партнером по общению, мысленная постановка себя на его место);
    •  эмпатия; аттракция (эмоц. сочувствие, понимание друг друга);
    •  рефлексия (самопознание, т.е. взгляд на себя своими глазами и глазами др. человека);
    •  казуальная атрибуция (прогнозирование поведения);
    •  социальный стереотип (устойчивый образ).

Средства О.:

  1.  язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;
  2.  интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
  3.  мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
  4.  жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
  5.  расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Кроме того, средства общения можно разделить на:

  1.  вербальные (с помощью речи);
  2.  невербальные (жесты, мимика, позы, осанка, поклоны, походка, рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.)

Виды О. (Столяренко):

  1.  "контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
    1.  примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект.
    2.  формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
    3.  деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
    4.  духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
    5.  манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
    6.  светское общение - суть такого общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

В О. люди проявляют свои психологические качества, но эти качества не только раскрываются в общении, они в нем формируются. Общаясь с другими, человек усваивает общественный опыт.

Функции О.:

1. прагматическая (взаимодействие в процессе совместной деятельности);

2. формирующая (процесс формирования изменений психики человека);

3. подтверждение;

4. функция организации и поддерживания межличностных отношений;

5. внутриличностная.

Педагогическое О. – это система взаимодействий педагога и воспитываемых, содержанием которого является обмен информацией, изучение личности, оказание воспитательного воздействия.

Практически вся деятельность педагога – это общение.

Функции педагогического общения (Я.Л. Коломинский):

  1.  воспитательная;
  2.  организующая;
  3.  социально-перцептивная;
  4.  функция формирования взаимоотношений.

Тройная направленность общения:

  •  на учебное взаимодействие;
  •  на обучающихся (актуальное состояние развития);
  •  предмет освоения.

Стиль общения в психологиииндивидуально-психологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся.

Стили О.:

1. автократический (самовластный стиль руководства) - когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания;

2. авторитарный (властный) - допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

3. демократический - предполагает внимание и учет учителем мнений учеников, он стремится понять их, убедить, ведет диалогическое общение «на равных»;

4. игнорирующий - учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и администр. информации;

5. попустительский - проявляется, когда преподаватель устраняется от руководства учащимися, либо идет на поводу «их желаний».

Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения:

– общение на основе высоких профессиональных установок педагога,

– общение на основе дружеского расположения,

– общение-дистанция,

– общение-устрашение,

– общение-заигрывание.

Технология управления педагогическим общением.

Пед. общение подразделяется на 4 стадии:

1. моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап) - здесь осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, мероприятий;

2. организация непосредственного общения на начальном этапе контакта («коммуникативная атака») – завоевывается инициатива и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять процессом общения с классом;

3. управление общением – важнейший элемент коммуникации;

4. анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы на предстоящую деятельность.

Сущность 3-ей стадии – управление общением – коммуникативное обеспечение применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога, кот. позволяет решать ряд стратегических и тактических задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и т. д.

Для завоевания инициативы м. применить след. технологические приемы (В. А. Кан-Калик):

  •  оперативность при организации начального контакта с классом;
  •  оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению;
  •  отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
  •  оперативное достижение социально -психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;
  •  введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;
  •  преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
  •  организация цельного контакта ее всем классом;
  •  постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
  •  внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;
  •  использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микромимики; контакт глазами и т.п.;
  •  умение "транслировать" в класс собственную расположенность к детям, дружелюбность;
  •  нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;
  •  понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состояния, передача учащимся этого понимания;
  •  достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

Методы воспитания – классификация:

1. методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

2. методы организации деят-сти и формирование опыта общественного поведения личности (приучение, метод сознания воспитывающих ситуаций, пед. требование и др.);

3. методы стимулирования и мотивации деят-сти и поведения личности (соревнование, познав. игра, наказание, поощрение).

Наиболее распр. методы:

Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки поведения и деят-сти отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль – в нем содержится общественное признание того образа действия, который выбран и проводится учеником в жизнь.

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда.

Соревнование – вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов. Соревнование стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности.

Соревнование м.б. коллективное и индивидуальное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81761. Мотив дуэли в произведениях отечественной классики 19 века 32.05 KB
  Пушкин Евгений Онегин В деревне куда едет О. Пушкин дал О. которого Пушкин таким родством снижает. Пушкин не раз подчеркивает этот мотив в истории дуэли.
81762. Вечные вопросы и их осмысление в лирике А.С.Пушкина (на примере 3 – 4 стихотворений). Разбор одного стихотворения 45.14 KB
  В петербургский период лирика Пушкина особенно вбирает в себя свободолюбивые политические идеи и настроения. Первым значительным произведением после выхода из лицея была написанная Пушкиным в самом конце 1817 г. Лирике лицейских лет Пушкин лротивопоставляет поэзию вольности и обличения порока у свободы он ищет вдохновения. Недаром Пушкин в одном из вариантов своего Памятника в конце жизни прямо указывает что вслед Радищеву восславил он свободу.
81763. Тема отцов и детей в произведениях отечественной классики 19 века 32.44 KB
  Отцов или детей обличает Т. дети не должны убивать отцов а отцы заставлять детей думать так же как они думают. потому что смешно и бессмысленно полагать что можно силой заставить молодое поколение думать так же как и поколение отцов.
81764. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (1880) 31.48 KB
  Нет любви в доме госпожи Головлевой. В ее доме все подчинено процессу припасания. Все в доме Головлевых дышит ненавистью. Из бесконтрольной обладательницы головлевских имений Арина Петровна сделалась скромной приживалкой в доме младшего сына.
81765. Своеобразие композиции романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 33.37 KB
  Чтение наизусть отрывка из романа Евгений Онегин . В годы создания романа Пушкину пришлось пережить ссылку потерять многих друзей испытать горечь от гибели лучших людей России того времени. Ее духовный и нравственный облик представлен в героях романа Евгении Онегине и Ленском.
81766. Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне» 32.62 KB
  изображением дна являющегося изнанкой современного буржуазного строя Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Горький поновому показал босяка дав строго реалистический анализ бродяжного люда ни разу не отрываясь от трезвого взгляда на босячество как на явление в основе своей антисоциальное. Горький усилил и художественно обобщил одну черту босяка его презрение к мещанским предрассудкам к мещанской морали к мещанскому фетишизму вещей и понятий. Горький использовал эту...
81767. Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы 31.46 KB
  В рассказе Хорь и Калиныч Калиныча более трогали природа горы водопад. чутко воспринял тему человек и природа В рассказе того же цикла Бежин луг описание природы начинает повествование. Это рассказ о том что природа сильнее человека и поэтому надо с уважением к ней относиться. Главный герой романа Евгений Базаров так выражает свои отношения с природой: Природа пустяки Природа не храм а мастерская и человек в ней работник Но далее читаем: Солнце жгло изза тонкой завесы сплошных беловатых облаков.
81768. Татьяны «милый идеал» в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Роль сна Татьяны в развитии сюжета 37.82 KB
  Точными деталями Пушкин напоминает о характере жизни крепостной деревни крестьянства. На этом широком фоне воссоздана в Евгении Онегине драматическая судьба лучших людей пушкинского времени передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Образ Евгения Онегина обобщает собой все что Пушкин стремился воплотить в образах кавказского пленника и Алеко. Пушкинский герой порождение этого общества но вместе с тем он и чужд ему.
81769. Герои и проблематика одного из произведений А. Платонова 47.7 KB
  Платонова. Платонов Наше узнавание Платонова было длительным: с 20х годов до сегодняшнего дня. Почему многие произведения Андрея Платонова совсем не были опубликованы при его жизни а те что были напечатаны вызывали резко критическое отношение Почему Сталин прочитав бедняцкую хронику Впрок не пожалел самых ругательных выражений а Горький высоко оценив Чевенгур считал что роман этот опубликован не будет Попробуем ответить на эти вопросы. Все это в той или иной степени отразилось в творчестве Платонова от первого сборника стихов ...