10331

Психология общения. Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением

Доклад

Педагогика и дидактика

Психология общения. Педагогическое общение: структура виды функции средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением. Методы стимулирования общения поведения и деятельности школьников. Общение О. сложный многоплановый процесс устано...

Русский

2013-03-25

46 KB

153 чел.

Психология общения. Педагогическое общение: структура, виды, функции, средства общения. Стили общения. Технология управления педагогическим общением. Методы стимулирования общения, поведения и деятельности школьников.

Общение (О.) – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деят-сти, в получении новой информации, в познании др. людей, в самовыражении.

Стороны О.:

  1.  коммуникативная (обмен и передача информации);
  2.  социальная перцепция (восприятие людьми друг друга и установление взаимопонимания);
  3.  интерактивная (взаимодействие).

Механизмы взаимопонимания в процессе О.:

  •  идентификация (отождествление себя с партнером по общению, мысленная постановка себя на его место);
    •  эмпатия; аттракция (эмоц. сочувствие, понимание друг друга);
    •  рефлексия (самопознание, т.е. взгляд на себя своими глазами и глазами др. человека);
    •  казуальная атрибуция (прогнозирование поведения);
    •  социальный стереотип (устойчивый образ).

Средства О.:

  1.  язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;
  2.  интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
  3.  мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
  4.  жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
  5.  расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Кроме того, средства общения можно разделить на:

  1.  вербальные (с помощью речи);
  2.  невербальные (жесты, мимика, позы, осанка, поклоны, походка, рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.)

Виды О. (Столяренко):

  1.  "контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
    1.  примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект.
    2.  формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
    3.  деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
    4.  духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
    5.  манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
    6.  светское общение - суть такого общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

В О. люди проявляют свои психологические качества, но эти качества не только раскрываются в общении, они в нем формируются. Общаясь с другими, человек усваивает общественный опыт.

Функции О.:

1. прагматическая (взаимодействие в процессе совместной деятельности);

2. формирующая (процесс формирования изменений психики человека);

3. подтверждение;

4. функция организации и поддерживания межличностных отношений;

5. внутриличностная.

Педагогическое О. – это система взаимодействий педагога и воспитываемых, содержанием которого является обмен информацией, изучение личности, оказание воспитательного воздействия.

Практически вся деятельность педагога – это общение.

Функции педагогического общения (Я.Л. Коломинский):

  1.  воспитательная;
  2.  организующая;
  3.  социально-перцептивная;
  4.  функция формирования взаимоотношений.

Тройная направленность общения:

  •  на учебное взаимодействие;
  •  на обучающихся (актуальное состояние развития);
  •  предмет освоения.

Стиль общения в психологиииндивидуально-психологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся.

Стили О.:

1. автократический (самовластный стиль руководства) - когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания;

2. авторитарный (властный) - допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение, в конечном счете, принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

3. демократический - предполагает внимание и учет учителем мнений учеников, он стремится понять их, убедить, ведет диалогическое общение «на равных»;

4. игнорирующий - учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и администр. информации;

5. попустительский - проявляется, когда преподаватель устраняется от руководства учащимися, либо идет на поводу «их желаний».

Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения:

– общение на основе высоких профессиональных установок педагога,

– общение на основе дружеского расположения,

– общение-дистанция,

– общение-устрашение,

– общение-заигрывание.

Технология управления педагогическим общением.

Пед. общение подразделяется на 4 стадии:

1. моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап) - здесь осуществляется своеобразное планирование коммуникативной структуры урока, мероприятий;

2. организация непосредственного общения на начальном этапе контакта («коммуникативная атака») – завоевывается инициатива и целостное коммуникативное преимущество, дающее возможность в дальнейшем управлять процессом общения с классом;

3. управление общением – важнейший элемент коммуникации;

4. анализ осуществленной системы общения и моделирование новой системы на предстоящую деятельность.

Сущность 3-ей стадии – управление общением – коммуникативное обеспечение применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога, кот. позволяет решать ряд стратегических и тактических задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и т. д.

Для завоевания инициативы м. применить след. технологические приемы (В. А. Кан-Калик):

  •  оперативность при организации начального контакта с классом;
  •  оперативный переход от организационных процедур к деловому и личностному общению;
  •  отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
  •  оперативное достижение социально -психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;
  •  введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;
  •  преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
  •  организация цельного контакта ее всем классом;
  •  постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
  •  внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.;
  •  использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микромимики; контакт глазами и т.п.;
  •  умение "транслировать" в класс собственную расположенность к детям, дружелюбность;
  •  нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;
  •  понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состояния, передача учащимся этого понимания;
  •  достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

Методы воспитания – классификация:

1. методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

2. методы организации деят-сти и формирование опыта общественного поведения личности (приучение, метод сознания воспитывающих ситуаций, пед. требование и др.);

3. методы стимулирования и мотивации деят-сти и поведения личности (соревнование, познав. игра, наказание, поощрение).

Наиболее распр. методы:

Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки поведения и деят-сти отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль – в нем содержится общественное признание того образа действия, который выбран и проводится учеником в жизнь.

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда.

Соревнование – вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов. Соревнование стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности.

Соревнование м.б. коллективное и индивидуальное.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14873. Қазақтар 141.5 KB
  Қазақтар Қазақтар ұлт Қазақстан Республикасының байырғы және негiзгi халқы. Қдың ҚРдағы саны 83 млн. 1999 әлемде 124 млн. Түркi тiлдерiнiң солт.батыс қыпшақ тiлдерi тобына жататын қазақ тiлiнде сөйлейдi. Ислам дiнiнiң сүнниттiк бағытын қабылдаған. Оған дейiн шаман дiнiнiң негi...
14874. Қазақтың ас беру дәстүрі: әлеуметтік-саяси қызметі (XVIII–XIX ғғ. деректері бойынша) 241 KB
  Қазақтың ас беру дәстүрі: әлеуметтіксаяси қызметі XVIIIXIX ғғ. деректері бойынша КІРІСПЕ Тақырыптың өзектілігі. Қазақ қоғамының әлемдік тарих үрдісінің бір саласы ретінде өзінің өткенінде жүйелі ой елегіне түспеген зерттелмеген зерттелсе де біртекті бағасына ие бол...
14875. ҚАЗАҚ БИI 48 KB
  ҚАЗАҚ БИI Қазақ би өнерiнiң түп тамыры ғасырлар қойнауынан нәр алатыны белгiлi. Бүгiнде бишiлер де би ансамбльдерi де би студиялары да жоқ емес баршылық. Бiрақ кәсiби жеке бишiлерiмiз саусақпен санарлықтай. Менi көптен берi осы мәселе ойландырады. Бiздiң би әлi әлемге таныла
14876. ҚАЗАҚТЫҢ ДӘСТҮРЛІ МӘДЕНИЕТІ 47 KB
  Ақселеу Сейдімбек Л.Н. Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің профессоры филология ғылымдарының докторы ҚАЗАҚТЫҢ ДӘСТҮРЛІ МӘДЕНИЕТІ Адамзат баласы жасаған мәдениет екі түрге бөлінетінін білесіздер. Біріншісі рухани мәдениет екіншісі материа...
14877. Қазақтың зергерлік бұйымдары 135 KB
  Қазақтың зергерлік бұйымдары Тұмарша Бойтұмар Бұл ырымдық зат. Оған кезкелген бұйым ұлутас сүйек т. б. немесе арнайы жасалған қымбат заттар да алынған оларға жазу жазылып бедер суреттер түсірілген. Бойтұмарды алқаға кішкене қорапшаға әмиянға салатын болған. ...
14878. Қазақтың ұлттық киімдері 80.5 KB
  Қазақтың ұлттық киімдері Автор: Мақсұтбек СҮЛЕЙМЕН Рухыңды көтеріп ізгілікке тәрбиелейді Киізден жасалатын киімдер 1. Байпақ. 2. Кебенек. 3. Киіз етік. 4. Киіз қалпақ. 5. Пима. Теріден жасалатын киімдер Сырт киімдер: Аба; Бота ішік; Жарғақ; Тайжақы; Тақыр шалбар; Тон. ...
14879. Қазақтың ұлттық киімдері. А.К. Құрманалиева 43 KB
  Қазақтың ұлттық киімдері А.К. Құрманалиева № 124 арнайы мектептің қазақ тілі пәнінің мұғалімі Сабақтың тақырыбы: Ұлттық киімдер қорытынды сабақ Сабақтың мақсаты: Білімділік мақсаты: Оқушылардың қазақтың ұлттық киімдері туралы алған мағлұматтар
14880. Қазақтың ұлттық ойындарының зерттелуі 63.5 KB
  Қазақтың ұлттық ойындарының зерттелуі 1. Ұлттық ойындарды оқу және тәрбие үрдісінде пайдаланудың өзектілігі Қоғамымыздың іргетасын нығайту үшін бүгінгі жастарға үлгілі өнегелі тәрбие беру қазіргі міндеттердің бірі. Оқушыда жалпы адамзаттық құндылықтар мен
14881. ҚҰРБАН АЙТ – ҰЛТТЫҚ МЕРЕКЕ 97 KB
  ҚҰРБАН АЙТ ҰЛТТЫҚ МЕРЕКЕ Құрбандық шалу Құрбан араб тілінде жақындау дегенді білдіреді яғни жасаған сауап істер арқылы жүректі тазартып Аллаға жақындай түсу. Ал шариғаттағы терминдік мағынасы шарттарымен санаса отырып құлшылық ниетімен мал бауыздау