10332

Взаимоотношения личности и группы как психолого-педагогическая проблема в отечественной и зарубежной теории и практике

Доклад

Педагогика и дидактика

Взаимоотношения личности и группы как психологопедагогическая проблема в отечественной и зарубежной теории и практике. Детский коллектив д.к. как объект и субъект воспитательного процесса психологическая структура коллектива педагогические условия его становления....

Русский

2013-03-25

51 KB

37 чел.

Взаимоотношения личности и группы как психолого-педагогическая проблема в отечественной и зарубежной теории и практике. Детский коллектив (д.к.) как объект и субъект воспитательного процесса, психологическая структура коллектива, педагогические условия его становления. Группа как социально-психологический феномен (понятие, признаки, виды). Диагностика межличностных отношений в группе.

Личность – человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию, определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Группа – ограниченное в размерах сообщество людей, выделяемое из социального целого на основе определенных признаков.

Признаки группы:

I. Интегральные характеристики группы:

  1.  групповые интересы;
  2.  общественное мнение;
  3.  психологический климат.

II. Параметры группы, как единого целого:

  1.  композиция (возрастной, половой, эмоциональный состав);
  2.  структура группы (система связей - формальная, неформальная, центрированная, вертикальная, горизонтальная);
  3.  групповые процессы (лидерство, руководство, групповая сплоченность);
  4.  групповые нормы и санкции.

III. Способность к согласованным действиям.

IV. Осознание своей принадлежности к группе.

V. Групповое давление.

Виды групп:

– по размеру (большие, малые, микрогруппы);

– по общественному статусу (формальные и неформальные);

– по непосредственным взаимосвязям (реальные и условные);

– по уровню развития (низкие - ассоциации и высокие - коллектив) и т.д.

Макаренко дал след. определение коллективу:

Коллектив – группа людей, в основе объединения кот. лежат:

  1.  общественно-значимые цели;
  2.  совместная деятельность по их достижению;
  3.  органы самоуправления;
  4.  отношения взаимной зависимости или взаимной ответственности;
  5.  вхождение в более широкий коллектив. Отсутствие хотя бы одного из перечисл. признаков не позволяет говорить о коллективе.

Положение личности в системе коллективных отношений зависит от ее индивидуального опыта (суждения, ценности и традиции в поведении).

По структуре Макаренко выделял:

  •  общие коллективы;
  •  первичные коллективы – нм по численности, далее неделимая часть коллектива (в опыте Макаренко – это сводный отряд).

Сухомлинский предлагал в качестве первичного рассматривать коллектив школы. Вероятно, это утверждение ошибочно, т.к. очень сложно в школьном коллективе определить все признаки (из определения коллектива). Поэтому, правильнее в качестве первичного рассматривать коллектив класса.

Типы отношений в коллективе:

  1.  межличностные отношения избирательного характера, в основе которых взаимная симпатия и удовлетворение от общения;
    1.  отношения взаимной ответственности (деловые);
    2.  гуманистические отношения – высокий уровень развития детского коллектива, нет избранных и гонимых.

Психологи о коллективе. Личность – это всегда индивидуальность, и воспитывать личность психологически означает формировать самостоятельного, независимого, непохожего на других человека. Коллектив – же, как правило, унифицирует личности своим влиянием, одинаково действует на всех составляющих его индивидов, предъявляя к ним единые требования, так как в единстве требований состоит одно из основных положений теории коллективизма. Из этого следует отказ от мысли: что вне реального коллектива и без него полноценная личность формироваться не может.

3 модели развития отношений между личностью и коллективом:

– личность подчиняется коллективу (конформизм);

– личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

– личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

«Полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив» (ученые-педагоги) А. С. Макаренко. Это возможно благодаря выполнению коллективом след. функций:

  1.  регулятивная (регулирующая);
  2.  формирующая (формирование определенных качеств личности);
  3.  корректирующая (нейтрализация влияния негативной среды и усиление воздействия положительных факторов).

Условия развития коллектива:

  1.  противоречия между:

– коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своем развитии или наоборот;

– перспективами коллектива и перспективами его членов;

– нормами поведения, принятыми в коллективе и стихийными нормами, создаваемыми его членами;

– отдельными учащимися с различными ценностными ориентациями.

  1.  динамичность структуры коллектива.
  2.  сотрудничество педагогов и учащихся.
  3.  оптимизация управленческих воздействий за счет знания своих прав и обязанностей.
  4.  самодеятельность (ученическое самоуправление) – форма организации жизнедеятельности коллектива, класса, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и управлении решением для достижения общественно значимых целей.

Стадии развития коллектива (от группы к коллективу):

– педагог выдвигает требования к деятельности, поведению, отношениям в группе;

– возникновение актива, укрепление и сплочение группы;

– у членов группы наблюдается высокий уровень организованности, взаимной ответственности, сплоченности; переход к самоуправлению, следовательно, коллективу.

Виды коллективов:

– по содержанию деятельности (учебные, спортивные, художественные, игровые и т.д.);

– по сложности структуры и отношений (первичные, вторичные),

– по длительности их существования (постоянные – школьный класс, и временные – пионерский лагерь);

  •  по возрасту детей (одновозрастные, разновозрастные).

В любом коллективе есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями. Их образование связано с самопознанием детей. Часто мнение таких неформальных групп (лидер + подчиненные) пагубно влияет на развитие ученического коллектива, в том числе ценностные ориентации и качественные характеристики личности.

В 20-60 годы к проблеме коллектива проявляли интерес все обществ. науки. Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использование его возможностей для всестороннего развития личности.

Луначарский: целью воспитания д.б. всестороннее развитие такой личности, кот. умеет жить в гармонии с другими, общественная жизнь была бы превыше личных интересов.

Шацкий (школы коммуны) на практике доказал возможность организации школьного д.к. и подтвердил действительность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающие широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого человека.

Особый вклад внес Макаренко. Первым он всесторонне обосновал концепцию воспитания д.к., пронизанный гуманистическими идеями. Должна обеспечиваться четкая система обязанностей и прав. Система перспективных линий, методика параллельного действия, принцип гласности были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, уверенность в своих силах движение вперед.

Сухомлинский развил идеи Макаренко. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Соврем. концепция воспитательного коллектива (Куракин) рассматривают его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько ту атмосферу, которая ему свойственна. Только в Д.К. формируются такие характеристики, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение, взаимоответственность за конечный результат, взаимопомощь. Роль д.к. в развитие личности состоит в том, что он открывает возможности практического усвоения демократических форм организации жизнедеятельности. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 уч-ся, но он не оказывает непосредственное влияние на каждую личность. Это осуществляется через первичный коллектив (дети находятся в непосредственном взаимодействии).

Выделяют следующие методы диагностики межличностных отношений:

  1.  социометрический;
    1.  референтометрический;
    2.  изучения мотивационного ядра межличностных выборов;
    3.  изучения сплоченности коллектива.

Социометрическая методика:

Слово "социометрия" буквально означает "социальное измерение". Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора.

Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают нб количество выборов, пользуются нб популярностью, их именуют "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения – то к категории "отвергаемых".

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:

Куд= число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.

В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" + "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов в группе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21549. Регулировки механизма челнока 4.66 MB
  I регулировка зазора между носиком челнока и иглой 005 мм – 01 мм. II – регулировка зазора между зубом установочного пальца и дном открытого паза П шпуледержателя 8 который должен составлять 06 – 08 мм рис. III – регулировка натяжения нижней нити; осуществляется поворотом регулировочного винта с большей головкой на тормозной пластине шпульного колпачка. IV – регулировка количества подаваемого в челнок масла рис.
21550. Зигзаг-машины 7.3 MB
  Принципиальное отличие от стачивающих машин в том что зигзагмашины Имеют специальный дополнительный механизм отклонения иглы в направлении поперёк строчки Оснащены челноком увеличенного объёма вследствие увеличения нити в стежке Располагают челночный вал вдоль строчки что необходимо для отклонения иглы поперёк строчки. На рисунке 1 показаны параметры простейших зигзагстрочек: а – двухукольного зигзага и б – четырёхукольного – для усиленного стачивания где tи – величина отклонения иглы при прокладывании стежка tИ – шаг подачи...
21551. Машины цепного переплетения ниток 1.22 MB
  1 Общая характеристика машин цепного стежка. В связи с появлением нетрадиционных материалов для пошива а также с тенденцией автоматизации основных и вспомогательных операций спрос на машины цепного стежка неизменно высок. Преимущества машин цепного стежка: Уменьшенное истирание верхней нити при подаче в машину вследствие отсутствия операции обвода её вокруг шпуледержателя. Недостатки машин цепного стежка: повышенная распускаемость строчки вследствие открытости переплетения и существенное увеличение расхода ниток – в 16 – 23 раза на к...
21552. Устройство машины типа ЭЗМ с пластинчатым ножом 2.53 MB
  Абалкин ЛИ 1 Устройство машины типа ЭЗМ с пластинчатым ножом. 11 дана принципиальная схема этой машины на которой обозначено: Трёхфазный электродвигатель Кривошип с противовесом Шатун в верхней головке которого – шариковый подшипник Корпус из пластика или алюминия Ползун в направляющих Пластинчатый нож закреплённый в ползуне Платформа машины Ролики на игольчатых подшипниках 4 шт. Паспортные данные машины ЭЗМ316 Высота настила до 16 см Частота вращения кривошипа n = 2700 об мин Ход ножа...
21553. Устройство механизма иглы машины КУР - 31 4.16 MB
  Устройство механизма иглы машины КУР 31. Технологическое назначение механизма – ввести верхнюю нить в материалы и образовать петлюнапуск. Кинематическое назначение механизма – преобразовать вращение главного вала в возвратнопоступательное движение игловодителя На рисунке 1 дана пространственная структурная схема механизма иглы машины ряда КУР31. 8 – иглодержатель 9 – игловодитель 10 – челнок К1 и К2 калибры для выполнения регулировок механизма А’ – отверстие в рукаве для калибра К1 l эль – длина калибра К2.
21554. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения 115.5 KB
  Первоначально возникла национальная валютная система это форма организации валютных отношений страны сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством а так же обычаями международного права. На национальную валютную систему возлагается ряд функций: формирование и использование валютных ресурсов; обеспечение внешнеэкономических связей страны; обеспечение оптимальных условий функционирования национального хозяйства. Региональная валютная система это форма организации валютных отношений ряда государств...
21555. Международные экономические организации 90 KB
  Необходимость регулирования мировой экономики на межгосударственном уровне Интернационализация хозяйственной жизни рост взаимозависимости между странами а также возникновение глобальных проблем объективно предопределяют необходимость активного сознательного регулирования мирового хозяйства. В период между двумя мировыми войнами не было широкого распространения межгосударственного регулирования мировой экономики. При голосовании принципиальных вопросов США могли контролировать принятие решений ибо обладали большим количеством голосов в...
21556. Международный рынок услуг 221 KB
  Международный рынок услуг. Международный рынок услуг. План: Сущность и сегменты международного рынка услуг. Особенности формирования и развития международного рынка услуг.