10332

Взаимоотношения личности и группы как психолого-педагогическая проблема в отечественной и зарубежной теории и практике

Доклад

Педагогика и дидактика

Взаимоотношения личности и группы как психологопедагогическая проблема в отечественной и зарубежной теории и практике. Детский коллектив д.к. как объект и субъект воспитательного процесса психологическая структура коллектива педагогические условия его становления....

Русский

2013-03-25

51 KB

36 чел.

Взаимоотношения личности и группы как психолого-педагогическая проблема в отечественной и зарубежной теории и практике. Детский коллектив (д.к.) как объект и субъект воспитательного процесса, психологическая структура коллектива, педагогические условия его становления. Группа как социально-психологический феномен (понятие, признаки, виды). Диагностика межличностных отношений в группе.

Личность – человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию, определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Группа – ограниченное в размерах сообщество людей, выделяемое из социального целого на основе определенных признаков.

Признаки группы:

I. Интегральные характеристики группы:

  1.  групповые интересы;
  2.  общественное мнение;
  3.  психологический климат.

II. Параметры группы, как единого целого:

  1.  композиция (возрастной, половой, эмоциональный состав);
  2.  структура группы (система связей - формальная, неформальная, центрированная, вертикальная, горизонтальная);
  3.  групповые процессы (лидерство, руководство, групповая сплоченность);
  4.  групповые нормы и санкции.

III. Способность к согласованным действиям.

IV. Осознание своей принадлежности к группе.

V. Групповое давление.

Виды групп:

– по размеру (большие, малые, микрогруппы);

– по общественному статусу (формальные и неформальные);

– по непосредственным взаимосвязям (реальные и условные);

– по уровню развития (низкие - ассоциации и высокие - коллектив) и т.д.

Макаренко дал след. определение коллективу:

Коллектив – группа людей, в основе объединения кот. лежат:

  1.  общественно-значимые цели;
  2.  совместная деятельность по их достижению;
  3.  органы самоуправления;
  4.  отношения взаимной зависимости или взаимной ответственности;
  5.  вхождение в более широкий коллектив. Отсутствие хотя бы одного из перечисл. признаков не позволяет говорить о коллективе.

Положение личности в системе коллективных отношений зависит от ее индивидуального опыта (суждения, ценности и традиции в поведении).

По структуре Макаренко выделял:

  •  общие коллективы;
  •  первичные коллективы – нм по численности, далее неделимая часть коллектива (в опыте Макаренко – это сводный отряд).

Сухомлинский предлагал в качестве первичного рассматривать коллектив школы. Вероятно, это утверждение ошибочно, т.к. очень сложно в школьном коллективе определить все признаки (из определения коллектива). Поэтому, правильнее в качестве первичного рассматривать коллектив класса.

Типы отношений в коллективе:

  1.  межличностные отношения избирательного характера, в основе которых взаимная симпатия и удовлетворение от общения;
    1.  отношения взаимной ответственности (деловые);
    2.  гуманистические отношения – высокий уровень развития детского коллектива, нет избранных и гонимых.

Психологи о коллективе. Личность – это всегда индивидуальность, и воспитывать личность психологически означает формировать самостоятельного, независимого, непохожего на других человека. Коллектив – же, как правило, унифицирует личности своим влиянием, одинаково действует на всех составляющих его индивидов, предъявляя к ним единые требования, так как в единстве требований состоит одно из основных положений теории коллективизма. Из этого следует отказ от мысли: что вне реального коллектива и без него полноценная личность формироваться не может.

3 модели развития отношений между личностью и коллективом:

– личность подчиняется коллективу (конформизм);

– личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

– личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

«Полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив» (ученые-педагоги) А. С. Макаренко. Это возможно благодаря выполнению коллективом след. функций:

  1.  регулятивная (регулирующая);
  2.  формирующая (формирование определенных качеств личности);
  3.  корректирующая (нейтрализация влияния негативной среды и усиление воздействия положительных факторов).

Условия развития коллектива:

  1.  противоречия между:

– коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своем развитии или наоборот;

– перспективами коллектива и перспективами его членов;

– нормами поведения, принятыми в коллективе и стихийными нормами, создаваемыми его членами;

– отдельными учащимися с различными ценностными ориентациями.

  1.  динамичность структуры коллектива.
  2.  сотрудничество педагогов и учащихся.
  3.  оптимизация управленческих воздействий за счет знания своих прав и обязанностей.
  4.  самодеятельность (ученическое самоуправление) – форма организации жизнедеятельности коллектива, класса, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и управлении решением для достижения общественно значимых целей.

Стадии развития коллектива (от группы к коллективу):

– педагог выдвигает требования к деятельности, поведению, отношениям в группе;

– возникновение актива, укрепление и сплочение группы;

– у членов группы наблюдается высокий уровень организованности, взаимной ответственности, сплоченности; переход к самоуправлению, следовательно, коллективу.

Виды коллективов:

– по содержанию деятельности (учебные, спортивные, художественные, игровые и т.д.);

– по сложности структуры и отношений (первичные, вторичные),

– по длительности их существования (постоянные – школьный класс, и временные – пионерский лагерь);

  •  по возрасту детей (одновозрастные, разновозрастные).

В любом коллективе есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями. Их образование связано с самопознанием детей. Часто мнение таких неформальных групп (лидер + подчиненные) пагубно влияет на развитие ученического коллектива, в том числе ценностные ориентации и качественные характеристики личности.

В 20-60 годы к проблеме коллектива проявляли интерес все обществ. науки. Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использование его возможностей для всестороннего развития личности.

Луначарский: целью воспитания д.б. всестороннее развитие такой личности, кот. умеет жить в гармонии с другими, общественная жизнь была бы превыше личных интересов.

Шацкий (школы коммуны) на практике доказал возможность организации школьного д.к. и подтвердил действительность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающие широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого человека.

Особый вклад внес Макаренко. Первым он всесторонне обосновал концепцию воспитания д.к., пронизанный гуманистическими идеями. Должна обеспечиваться четкая система обязанностей и прав. Система перспективных линий, методика параллельного действия, принцип гласности были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, уверенность в своих силах движение вперед.

Сухомлинский развил идеи Макаренко. В основу своей воспитательной системы творческого развития личности положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.

Соврем. концепция воспитательного коллектива (Куракин) рассматривают его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько ту атмосферу, которая ему свойственна. Только в Д.К. формируются такие характеристики, как самооценка, уровень притязаний, самоуважение, взаимоответственность за конечный результат, взаимопомощь. Роль д.к. в развитие личности состоит в том, что он открывает возможности практического усвоения демократических форм организации жизнедеятельности. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 - 500 уч-ся, но он не оказывает непосредственное влияние на каждую личность. Это осуществляется через первичный коллектив (дети находятся в непосредственном взаимодействии).

Выделяют следующие методы диагностики межличностных отношений:

  1.  социометрический;
    1.  референтометрический;
    2.  изучения мотивационного ядра межличностных выборов;
    3.  изучения сплоченности коллектива.

Социометрическая методика:

Слово "социометрия" буквально означает "социальное измерение". Методика разработана американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценивания межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Членам изучаемой группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать и т.п. Вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора.

Результаты, получаемые при помощи социометрической методики, могут быть представлены в форме матриц, социограмм, специальных числовых индексов.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают нб количество выборов, пользуются нб популярностью, их именуют "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения – то к категории "отвергаемых".

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:

Куд= число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком.

В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" + "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов в группе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16236. Визуализация численных методов 449.83 KB
  Курсовая работа Визуализация численных методов Cсодержание Содержание Введение 1. Постановка задачи и математическая модель 2. Описание используемых методов 3. Блоксхемы основных процедур 4. Виды формы проекта 5.Листинг программы на языке Visual Basic 6.Ре
16237. Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений 350 KB
  Визуализация численных методов. Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Содержание Введение. 1. Постановка задачи и математическая модель. 2. Описание численных методов применительно к конкретной задаче 3. Блоксхемы программ и основных подпрограм
16238. ИНФОРМАТИКА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ. РЕШЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ 241 KB
  ИНФОРМАТИКА. ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЧИСЛЕННЫХ МЕТОДОВ. РЕШЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ Представлены методические рекомендации для выполнения курсовой работы и 30 вариантов заданий для курсовой работы по дисциплине Информатика для студентов 1го курса специ...
16239. Работа с программой-осциллографом Probe 310.06 KB
  Лабораторная работа № 6 Работа с программойосциллографом Probe Цель: изучить возможности программыосциллографа Probe научиться строить и редактировать диаграммы с использованием наиболее важных операций. Порядок выполнения работы 1 Начертите схему электрическ
16240. Анализ цепи переменного тока 77.68 KB
  Лабораторная работа № 3 Анализ цепи переменного тока Цель: научиться использовать программу PSpice для расчета линейных цепей переменного тока и моделировать работу RLCсхем в стационарном состоянии Ход работы: 1. Схема включающая последовательно соединенные рези...
16241. Анализ переходных процессов 143.11 KB
  Лабораторная работа № 4 Анализ переходных процессов Цель: изучить правили построения диаграмм и с их использованием научиться анализировать переходные процессы на примере зарядки и разрядки конденсаторов. Ход работы: Загрузим схему последовательного ...
16242. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ 462.5 KB
  ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМ Методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплинам Автоматизация проектирования Основы автоматизированного проектирования Лабораторная работа № 1 Разработка графических моделей ...
16243. ВЕЛ про поліпшення питного водопостачання та охорони вод в Україні 122 KB
  ВЕЛ про поліпшення питного водопостачання та охорони вод в Україні. Вода – найцінніший природний ресурс. Вода – основа життя вона відіграє виняткову роль у процесах обміну речовин без яких життя не можливе. Загальні запаси води на земній кулі становлять близько 1390 м...