10333

Философские, психологические и педагогические проблемы духовного развития личности, ее мировоззрения, формирование личностного смысла научных и этических знаний

Доклад

Педагогика и дидактика

Философские психологические и педагогические проблемы духовного развития личности ее мировоззрения формирование личностного смысла научных и этических знаний. Ступени духовного роста человека. Духовное развитие личности ребенка в учебновоспитательном процессе в

Русский

2013-03-25

36.5 KB

22 чел.

Философские, психологические и педагогические проблемы духовного развития личности, ее мировоззрения, формирование личностного смысла научных и этических знаний. Ступени духовного роста человека.

Духовное развитие личности ребенка в учебно-воспитательном процессе возможно через формирование у него мировоззрения.

Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают представление человека о мире и природе и определяют направление его деятельности. Как правило, это результат воспитания.

С точки зрения философии, мировоззрение есть наиболее общая, высшая форма общественного сознания.

С точки зрения психологии, мировоззрение – это целостно-психологическое образование, ядром которого являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью творческого мышления, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной целеустремленной воли.

Функции мировоззрения:

  1.  просветительская (филос.) – делает понятным мир природы и общества человеку, обогащает методологией, совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций;
  2.  развивающая (психол.) – внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает активную деятельность мышления;
  3.  организационная (психол.) – мировоззрение – это исходная позиция в практической деятельности людей;
  4.  воспитательная (психол.) – принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности (чувство гуманизма, ответственности, долга, эстетические идеалы общественной и личной жизни).

Элементы мировоззрения:

  1.  мироощущение (спектр эмоций);
  2.  миропонимание (элемент анализа);
  •  жизнеповседневное;
  •  теоретическое.

Структура мировоззрения:

  1.  взгляды - суждения, умозаключения человека, связанные с истолкованием природных и общественных явлений, выражение своего отношения к ним;
  2.  убеждения - совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к политике, идеологии, нравственности, искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения;
  3.  идеалы - осознание высшего совершенства, то, что становится целью деятельности личности, ее жизненным устремлениям.

Условия формирования мировоззрения:

  1.  обеспечение глубокой научной доказательности, убедительности, непротиворечивости всех теоретических выводов;
  2.  соблюдение принципы историзма;
  3.  развитие познавательной активности;
  4.  тесная связь обучения с жизнью;
  5.  возбуждения эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу;
  6.  вовлечение учащихся в общественную и трудовую деятельность;
  7.  учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учащихся. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегративных уроков.

Т.о., мировоззренческие убеждения становятся духовной основой социальной активности школьника.

Центральное место в формировании мировоззрения детей в процессе воспитания нравственно-этических чувств занимают предметы: литература, музыка, театр, кино. Особое значение для формирования мировоззрения как совокупности взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы гуманитарного цикла.

Глубина анализа и степень мировоззренческих обобщений не могут быть одинаковыми на разных этапах обучения и развития.

В начальных классах есть возможность раскрыть идеи, дающие знание общих законов природы и общества (сезонные изменения в жизни природы, материальное единство мира, его постоянное развитие).

В подростковом возрасте – интенсивное формирование личности. Существуют благоприятные условия для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Учащиеся анализируют предметы и явления природы, реальной действительности, находят черты сходства и различия, взаимную связь, закономерности, приходят к самостоятельным выводам. Подросток стремится к самоутверждению, ищет свое место в мире. Однако, для этого возраста характерны неустойчивость суждений и взглядов, неадекватная самооценка, чрезмерная склонность к раздражению. В этот период важно научить подростка самостоятельности и обоснованной оценке явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, готовности к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности создают прочную основу для формирования твердых взглядов и убеждений, принципов поведения и деятельности. В этом активно участвует главное новообразование ранней юности – самосознание личности, обусловленное ее самооценкой и уровнем притязаний, идеалами, ценностями, жизненными планами. С новых мировоззренческих позиций происходит принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов. Однако социальное и идейно-нравственное созревание юношей и девушек нередко отстает от их интеллектуального и физического развития. Это порождает у некоторых из них неуверенность, обывательские настроения, пассивность. Задача учителя – вооружить учащихся знанием диалектики общественного развития, расширять и обогащать их общественный опыт, помогать в сложных ситуациях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43473. Обобщенная характеристика и особенности системы права Республики Беларусь 179 KB
  Поэтому и нормы права регулирующие эти интересы группируются по отраслям права а отрасли соединяются в систему права взаимно согласуются и дополняют друг друга. А само понятие системы права пришло в юриспруденцию из философии где под ним подразумевалось нечто ценное представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Римские юристы ввели это понятие для того чтобы свести в единое целое различные нормы права которые существовали в Древнем Риме. Система права изначально основывалась на...
43474. Программирование приложений Windows. Методические указания 71 KB
  К защите курсовой работы представляется: пояснительная записка; реализация программы в виде законченного приложения; информация на диске. Создание демонстрационнообучающей программы по методом численного интегрирования. Создание демонстрационнообучающей программы по методам аппроксимации функций многочлены Ньютона Лагранжа интерполяционный многочлен. Создание обучающей программы по WIN PI раздел многопоточные приложения.
43475. Подземная гидромеханика. Методические указания 188 KB
  Фильтрационноемкостные параметры коллекторов Задание 1 Для величины пористости m=30 для 1 варианта и диаметра частиц d=020 мм определить удельную поверхность Sуд фиктивного грунта радиус пор идеального грунта R проницаемость k идеального грунта удельную поверхность и проницаемость реального грунта. Задание 2 Куб с ребром 1м наполнили шарами диаметром 10 см каждый а куб с ребром 1 см точно также уложили шарами диаметром 1 мм каждый.
43479. Сестринский процесс при остром гастрите 787.25 KB
  Практически половина населения Земли страдает заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Статистика убедительно показывает, в структуре желудочно-кишечных заболеваний гастрит составляет более 80%. Сегодня этим серьёзным заболеванием страдают не только взрослые, но и дети школьного возраста.
43480. Анализ финансового состояния предприятия. Методические указания 429.5 KB
  Результаты анализа оформляются в виде аналитической записки которая как правило включает следующие основные разделы: общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса; анализ финансового состояния и платежеспособности по данным баланса; анализ ликвидности баланса; анализ финансовых коэффициентов; определение неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса Исходную информацию для проведения внешнего анализа финансового...
43481. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПРИРОДНОГО ГАЗА В МАГИСТРАЛЬНОМ ТРУБОПРОВОДЕ И РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ КОМПРЕССОРНЫМИ СТАНЦИЯМИ 120.5 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПРИРОДНОГО ГАЗА В МАГИСТРАЛЬНОМ ТРУБОПРОВОДЕ И РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ КОМПРЕССОРНЫМИ СТАНЦИЯМИ Постановка задачи Объект исследования термодинамическая система – участок газопровода между двумя компрессорными станциями по которому осуществляется подача природного газа рис. Необходимо определить изменение термодинамических параметров газа р Т ρ w по длине трубопровода.1 – Принципиальная схема газопровода Исходные данные: D – диаметр трубопровода м; – начальная скорость течения газа м с; р1 – давление...