10333

Философские, психологические и педагогические проблемы духовного развития личности, ее мировоззрения, формирование личностного смысла научных и этических знаний

Доклад

Педагогика и дидактика

Философские психологические и педагогические проблемы духовного развития личности ее мировоззрения формирование личностного смысла научных и этических знаний. Ступени духовного роста человека. Духовное развитие личности ребенка в учебновоспитательном процессе в

Русский

2013-03-25

36.5 KB

23 чел.

Философские, психологические и педагогические проблемы духовного развития личности, ее мировоззрения, формирование личностного смысла научных и этических знаний. Ступени духовного роста человека.

Духовное развитие личности ребенка в учебно-воспитательном процессе возможно через формирование у него мировоззрения.

Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают представление человека о мире и природе и определяют направление его деятельности. Как правило, это результат воспитания.

С точки зрения философии, мировоззрение есть наиболее общая, высшая форма общественного сознания.

С точки зрения психологии, мировоззрение – это целостно-психологическое образование, ядром которого являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью творческого мышления, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной целеустремленной воли.

Функции мировоззрения:

  1.  просветительская (филос.) – делает понятным мир природы и общества человеку, обогащает методологией, совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций;
  2.  развивающая (психол.) – внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает активную деятельность мышления;
  3.  организационная (психол.) – мировоззрение – это исходная позиция в практической деятельности людей;
  4.  воспитательная (психол.) – принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности (чувство гуманизма, ответственности, долга, эстетические идеалы общественной и личной жизни).

Элементы мировоззрения:

  1.  мироощущение (спектр эмоций);
  2.  миропонимание (элемент анализа);
  •  жизнеповседневное;
  •  теоретическое.

Структура мировоззрения:

  1.  взгляды - суждения, умозаключения человека, связанные с истолкованием природных и общественных явлений, выражение своего отношения к ним;
  2.  убеждения - совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к политике, идеологии, нравственности, искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения;
  3.  идеалы - осознание высшего совершенства, то, что становится целью деятельности личности, ее жизненным устремлениям.

Условия формирования мировоззрения:

  1.  обеспечение глубокой научной доказательности, убедительности, непротиворечивости всех теоретических выводов;
  2.  соблюдение принципы историзма;
  3.  развитие познавательной активности;
  4.  тесная связь обучения с жизнью;
  5.  возбуждения эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу;
  6.  вовлечение учащихся в общественную и трудовую деятельность;
  7.  учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учащихся. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегративных уроков.

Т.о., мировоззренческие убеждения становятся духовной основой социальной активности школьника.

Центральное место в формировании мировоззрения детей в процессе воспитания нравственно-этических чувств занимают предметы: литература, музыка, театр, кино. Особое значение для формирования мировоззрения как совокупности взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы гуманитарного цикла.

Глубина анализа и степень мировоззренческих обобщений не могут быть одинаковыми на разных этапах обучения и развития.

В начальных классах есть возможность раскрыть идеи, дающие знание общих законов природы и общества (сезонные изменения в жизни природы, материальное единство мира, его постоянное развитие).

В подростковом возрасте – интенсивное формирование личности. Существуют благоприятные условия для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Учащиеся анализируют предметы и явления природы, реальной действительности, находят черты сходства и различия, взаимную связь, закономерности, приходят к самостоятельным выводам. Подросток стремится к самоутверждению, ищет свое место в мире. Однако, для этого возраста характерны неустойчивость суждений и взглядов, неадекватная самооценка, чрезмерная склонность к раздражению. В этот период важно научить подростка самостоятельности и обоснованной оценке явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, готовности к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности создают прочную основу для формирования твердых взглядов и убеждений, принципов поведения и деятельности. В этом активно участвует главное новообразование ранней юности – самосознание личности, обусловленное ее самооценкой и уровнем притязаний, идеалами, ценностями, жизненными планами. С новых мировоззренческих позиций происходит принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов. Однако социальное и идейно-нравственное созревание юношей и девушек нередко отстает от их интеллектуального и физического развития. Это порождает у некоторых из них неуверенность, обывательские настроения, пассивность. Задача учителя – вооружить учащихся знанием диалектики общественного развития, расширять и обогащать их общественный опыт, помогать в сложных ситуациях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41993. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕЙ ТОЧКИ БИПОЛЯРНОГО ТРАНЗИСТОРА В СХЕМЕ С ОБЩИМ ЭМИТТЕРОМ 692.5 KB
  Краткие теоретические сведения Задание тока базы с помощью резистора Схема транзисторного каскада с общим эмиттером представлена на рис. В этом режиме ток коллектора максимален и не управляется током базы: DCIб IкIKH 5.1 где IKH – ток коллектора насыщения определяется сопротивлением Rк в цепи коллектора и напряжением источника питания Ек: IKHEK RK. Для...
41994. Проектирование и создание отчетов в среде Visual FoxPro 9.0 706.97 KB
  0 Открываем уже созданную ранее базу выбираем вкладку Documents переходим на заголовок Reports и нажимаем New. Выбираем Report Wizrd далее если необходимо создать отчет к связанным формам выбираем One –to Mny Report Wizrd а если создать отчет к одинарной форме нашей базы то выбираем Report Wizrd. В нашем случае выбираем Report Wizrd. Затем в левой колонке выбираем таблицу для которой необходимо создать отчет.
41995. Дослідження структури та складових BІOS (Base Іnput Output System) 68.5 KB
  Мета роботи: розглянути складові частини BIOS з допомогою яких створюється парольний захист комп'ютера и визначити методи погроз та атак на паролі BIOS.exe – програма для перепрограмування BIOS з можливістю зберігання змісту існуючого у файл.exe – програма для розпаковки головного модуля BIOS із файлу створеного з допомогою wdflsh.exe та редагування його змісту в тому числі і інструментального паролю BIOS а також отримати новий двійковий файл для перепрограмування BIOS.
41996. Дослідження файлової системи NTFS 625 KB
  Теоретичні відомості Файловая система NTFS New Technology File System формирует на логических дисках следующую структуру: MFT Mster File Tble – метафайл содержащий информацию о информационных файлах и их местонахождении на логическом диске. MFTMirror – копия файла MFT содержащая информацию только о служебных метафайлах которая чаще всего располагается в середине логического диска. Помимо программы загрузчика IPL2 в BootSector размещаются поля со следующей информацией: Смещение байт Описание 0 Команда JMP xxxx 3...
41997. Исследование объемов передаваемой информации в каналах спутниковых систем связи 41.5 KB
  Лабораторная работа состоит из 2 этапов расчета: Расчет энергетических характеристик спутниковой линии.2 содержат графическое отображение результатов расчета. В конце работы предложены результаты расчета производительности системы при заданном наборе исходных данных. Исследовать характеристики ССС по всем пунктам этапа расчета 1 при заданном наборе исходных данных.
42001. ФІЗИКА. ЛАБОРАТОРНИЙ ПРАКТИКУМ 6.1 MB
  Для цього до посібника введено окрему главу “На допомогу студенту†в якій розглянуто на конкретних прикладах всі етапи виконання лабораторної роботи. Лабораторні роботи з основного курсу фізики [2. Вивчення роботи релаксаційного генератора [2. ВИЗНАЧЕННЯ РОБОТИ ВИХОДУ ЕЛЕКТРОНА З МЕТАЛІВ МЕТОДОМ ГАЛЬМУВАННЯ ФОТОЕЛЕКТРОНІВ В ЕЛЕКТРИЧНОМУ ПОЛІ [2.