10333

Философские, психологические и педагогические проблемы духовного развития личности, ее мировоззрения, формирование личностного смысла научных и этических знаний

Доклад

Педагогика и дидактика

Философские психологические и педагогические проблемы духовного развития личности ее мировоззрения формирование личностного смысла научных и этических знаний. Ступени духовного роста человека. Духовное развитие личности ребенка в учебновоспитательном процессе в

Русский

2013-03-25

36.5 KB

23 чел.

Философские, психологические и педагогические проблемы духовного развития личности, ее мировоззрения, формирование личностного смысла научных и этических знаний. Ступени духовного роста человека.

Духовное развитие личности ребенка в учебно-воспитательном процессе возможно через формирование у него мировоззрения.

Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают представление человека о мире и природе и определяют направление его деятельности. Как правило, это результат воспитания.

С точки зрения философии, мировоззрение есть наиболее общая, высшая форма общественного сознания.

С точки зрения психологии, мировоззрение – это целостно-психологическое образование, ядром которого являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью творческого мышления, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной целеустремленной воли.

Функции мировоззрения:

  1.  просветительская (филос.) – делает понятным мир природы и общества человеку, обогащает методологией, совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций;
  2.  развивающая (психол.) – внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает активную деятельность мышления;
  3.  организационная (психол.) – мировоззрение – это исходная позиция в практической деятельности людей;
  4.  воспитательная (психол.) – принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности (чувство гуманизма, ответственности, долга, эстетические идеалы общественной и личной жизни).

Элементы мировоззрения:

  1.  мироощущение (спектр эмоций);
  2.  миропонимание (элемент анализа);
  •  жизнеповседневное;
  •  теоретическое.

Структура мировоззрения:

  1.  взгляды - суждения, умозаключения человека, связанные с истолкованием природных и общественных явлений, выражение своего отношения к ним;
  2.  убеждения - совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к политике, идеологии, нравственности, искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения;
  3.  идеалы - осознание высшего совершенства, то, что становится целью деятельности личности, ее жизненным устремлениям.

Условия формирования мировоззрения:

  1.  обеспечение глубокой научной доказательности, убедительности, непротиворечивости всех теоретических выводов;
  2.  соблюдение принципы историзма;
  3.  развитие познавательной активности;
  4.  тесная связь обучения с жизнью;
  5.  возбуждения эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу;
  6.  вовлечение учащихся в общественную и трудовую деятельность;
  7.  учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учащихся. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегративных уроков.

Т.о., мировоззренческие убеждения становятся духовной основой социальной активности школьника.

Центральное место в формировании мировоззрения детей в процессе воспитания нравственно-этических чувств занимают предметы: литература, музыка, театр, кино. Особое значение для формирования мировоззрения как совокупности взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы гуманитарного цикла.

Глубина анализа и степень мировоззренческих обобщений не могут быть одинаковыми на разных этапах обучения и развития.

В начальных классах есть возможность раскрыть идеи, дающие знание общих законов природы и общества (сезонные изменения в жизни природы, материальное единство мира, его постоянное развитие).

В подростковом возрасте – интенсивное формирование личности. Существуют благоприятные условия для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Учащиеся анализируют предметы и явления природы, реальной действительности, находят черты сходства и различия, взаимную связь, закономерности, приходят к самостоятельным выводам. Подросток стремится к самоутверждению, ищет свое место в мире. Однако, для этого возраста характерны неустойчивость суждений и взглядов, неадекватная самооценка, чрезмерная склонность к раздражению. В этот период важно научить подростка самостоятельности и обоснованной оценке явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, готовности к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности создают прочную основу для формирования твердых взглядов и убеждений, принципов поведения и деятельности. В этом активно участвует главное новообразование ранней юности – самосознание личности, обусловленное ее самооценкой и уровнем притязаний, идеалами, ценностями, жизненными планами. С новых мировоззренческих позиций происходит принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов. Однако социальное и идейно-нравственное созревание юношей и девушек нередко отстает от их интеллектуального и физического развития. Это порождает у некоторых из них неуверенность, обывательские настроения, пассивность. Задача учителя – вооружить учащихся знанием диалектики общественного развития, расширять и обогащать их общественный опыт, помогать в сложных ситуациях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34302. Анализируя динамику затрат живого и прошлого труда по мере рационалистического развития технологического 29.5 KB
  Анализируя динамику затрат живого и прошлого труда по мере рационалистического развития технологического процесса установлено что уменьшение суммы живого и прошлого труда происходит только до определенного предела. Дальнейшее увеличение затрат прошлого труда фактически не будет обеспечивать увеличение производительности труда а будет лишь увеличивать стоимость выпускаемой продукции и становится экономически нецелесообразным. Как определить этот предел эту границу переход к которой фактически будет означать топтание на месте даже при...
34303. Динамика развития реального технологического процесса 34 KB
  Динамика развития реального технологического процесса кривая ломанная линия Она описывает реальную динамику развития производительности от вооруженности. Точка 37 произошло изменение в развитии технологического процесса и прошел этап эвристического развития У увеличивается У1 до У2. Недостаток совершенного развития 24 дальше 45 резкое повышение производительности труда.
34304. Эволюционный путь развития технологических процессов 22.5 KB
  Эволюционный путь развития технологических процессов Использование в производстве рационалистических решений совершенствующих вспомогательные ходы технологического процесса представляет собой эволюционный путь его развития. Сущность технических решений обеспечивающих эволюционный путь развития технологических процессов заключается в замене движений человека на подобные движения механизмов на вспомогательных элементах процесса. На современном этапе развития техники практически любой вид движения возможно осуществить известными механизмами....
34305. Революционный путь развития технологических процессов 29 KB
  Революционный путь развития технологических процессов Использование в производстве эвристических технических решений совершенствующих рабочие ходы технологического процесса представляет собой революционный путь его развития. Во 2ом варианте после перехода на технологию с более высоким уровнем не происходит одновременного снижения затрат живого и прошлого труда на единицу продукции а даже возможно временное повышение их что казалось бы позволяет сделать вывод об отсутствии какоголибо развития но если проследить за дальнейшим эволюционным...
34306. Модели и методы оценки технологических процессов 23.5 KB
  Модели и методы оценки технологических процессов В настоящее время можно выделить три основных подхода к изучению научнотехнического развития прва описанию технологий и их развития: экономический подход технократический или пифагорский подход системный подход. В рамках экономического подхода развивалось направление связанное с решение задач планирования научнотехнического развития прва для обеспечения заданного необходимого прироста объема выпуска продукции использование так называемых балансовых методов планирования. С целью...
34307. Понятие о системах технологических процессов 24 KB
  Понятие о системах технологических процессов. Система это целое составленное из отдельных частей ке находятся в тесном отношении между собой . Технологическая система это совокупность взаимосвязанных предметов производства исполнителей и направлено на выполнение отдельных операций и процессов в целом. Между операцией в технологическом процессе и системах можно считать условленным так как они имеют опред.
34308. Исторические этапы развития систем технологий 27.5 KB
  В своем развитии системы технологических процессов прошли ряд исторических этапов. Однако сознательная организация системы технологических процессов произошла в средневековье. Впервые организованная система технологических процессов проявила себя в цехах ремесленников. По структуре цехи ремесленников представляли собой систему параллельных технологических процессов.
34309. Классификационные признаки систем технологий 23 KB
  Важнейшим признаком характеризующим технологические системы является их структура. Механизированная отличается использованием различных механизмов для осуществления как рабочих так и вспомогательных процессов в элементах системы участок станков машиностроительного предприятия. Жесткая связь подсистем характеризуются немедленным прекращением функционирования технологической системы в целом при отказе хотя бы одной подсистемы. При нежесткой связи между элементами системы возможно непродолжительное функционирование системы в случае...
34310. Структура технологической системы производства 25.5 KB
  Структура технологической системы производства. Свойства элементарных технологических процессов распространяются и на технологические системы более высокого иерархического уровня которые образованы совокупностями технологических процессов. Таким образом технологическую систему производства образуют параллельные последовательные и комбинированные системы технологических процессов. Еще одним важным фактором в формировании технологических систем являются технологические связи между элементами системы а также их характер.