10333

Философские, психологические и педагогические проблемы духовного развития личности, ее мировоззрения, формирование личностного смысла научных и этических знаний

Доклад

Педагогика и дидактика

Философские психологические и педагогические проблемы духовного развития личности ее мировоззрения формирование личностного смысла научных и этических знаний. Ступени духовного роста человека. Духовное развитие личности ребенка в учебновоспитательном процессе в

Русский

2013-03-25

36.5 KB

26 чел.

Философские, психологические и педагогические проблемы духовного развития личности, ее мировоззрения, формирование личностного смысла научных и этических знаний. Ступени духовного роста человека.

Духовное развитие личности ребенка в учебно-воспитательном процессе возможно через формирование у него мировоззрения.

Мировоззрение – это система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают представление человека о мире и природе и определяют направление его деятельности. Как правило, это результат воспитания.

С точки зрения философии, мировоззрение есть наиболее общая, высшая форма общественного сознания.

С точки зрения психологии, мировоззрение – это целостно-психологическое образование, ядром которого являются взгляды и убеждения, которые органически связаны с развитой способностью творческого мышления, проявления высоких интеллектуальных чувств, сознательной целеустремленной воли.

Функции мировоззрения:

  1.  просветительская (филос.) – делает понятным мир природы и общества человеку, обогащает методологией, совокупностью исходных философских принципов и методов познания действительности, обогащает системой духовно-ценностных ориентаций;
  2.  развивающая (психол.) – внутренняя духовная работа по усвоению содержания мировоззрения включает активную деятельность мышления;
  3.  организационная (психол.) – мировоззрение – это исходная позиция в практической деятельности людей;
  4.  воспитательная (психол.) – принятые взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности (чувство гуманизма, ответственности, долга, эстетические идеалы общественной и личной жизни).

Элементы мировоззрения:

  1.  мироощущение (спектр эмоций);
  2.  миропонимание (элемент анализа);
  •  жизнеповседневное;
  •  теоретическое.

Структура мировоззрения:

  1.  взгляды - суждения, умозаключения человека, связанные с истолкованием природных и общественных явлений, выражение своего отношения к ним;
  2.  убеждения - совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к политике, идеологии, нравственности, искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения;
  3.  идеалы - осознание высшего совершенства, то, что становится целью деятельности личности, ее жизненным устремлениям.

Условия формирования мировоззрения:

  1.  обеспечение глубокой научной доказательности, убедительности, непротиворечивости всех теоретических выводов;
  2.  соблюдение принципы историзма;
  3.  развитие познавательной активности;
  4.  тесная связь обучения с жизнью;
  5.  возбуждения эмоционального отношения учащихся к изучаемому материалу;
  6.  вовлечение учащихся в общественную и трудовую деятельность;
  7.  учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Средствами формирования мировоззрения являются процесс обучения, внеурочная деятельность, самостоятельная работа учащихся. Усвоение мировоззренческих аспектов знания обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегративных уроков.

Т.о., мировоззренческие убеждения становятся духовной основой социальной активности школьника.

Центральное место в формировании мировоззрения детей в процессе воспитания нравственно-этических чувств занимают предметы: литература, музыка, театр, кино. Особое значение для формирования мировоззрения как совокупности взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы гуманитарного цикла.

Глубина анализа и степень мировоззренческих обобщений не могут быть одинаковыми на разных этапах обучения и развития.

В начальных классах есть возможность раскрыть идеи, дающие знание общих законов природы и общества (сезонные изменения в жизни природы, материальное единство мира, его постоянное развитие).

В подростковом возрасте – интенсивное формирование личности. Существуют благоприятные условия для овладения диалектико-материалистической концепцией мира. Учащиеся анализируют предметы и явления природы, реальной действительности, находят черты сходства и различия, взаимную связь, закономерности, приходят к самостоятельным выводам. Подросток стремится к самоутверждению, ищет свое место в мире. Однако, для этого возраста характерны неустойчивость суждений и взглядов, неадекватная самооценка, чрезмерная склонность к раздражению. В этот период важно научить подростка самостоятельности и обоснованной оценке явлений.

В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, готовности к усвоению научного мировоззрения во всем его объеме и полноте. Философская направленность мышления, познавательное отношение к действительности создают прочную основу для формирования твердых взглядов и убеждений, принципов поведения и деятельности. В этом активно участвует главное новообразование ранней юности – самосознание личности, обусловленное ее самооценкой и уровнем притязаний, идеалами, ценностями, жизненными планами. С новых мировоззренческих позиций происходит принятие и усвоение личностью системы ценностей, целей, эталонов, норм и стандартов. Однако социальное и идейно-нравственное созревание юношей и девушек нередко отстает от их интеллектуального и физического развития. Это порождает у некоторых из них неуверенность, обывательские настроения, пассивность. Задача учителя – вооружить учащихся знанием диалектики общественного развития, расширять и обогащать их общественный опыт, помогать в сложных ситуациях.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76831. Топография почек 181.34 KB
  Почки расположены в забрюшинном пространстве живота у его задней стенки и по бокам от поясничного позвоночника. Аномалии топографии почек проявляются в виде дистопий высокого или низкого расположения блуждающей почки. Передняя поверхность верхней трети правой почки через париетальную брюшину прикасается к печени нижней трети к правому изгибу ободочной кишки. Передняя поверхность левой почки через брюшину соседствует в верхней трети с желудком в средней с поджелудочной железой в нижней с петлями тонкой кишки.
76832. Мочеточники, мочевой пузырь, их строение, топография, рентгеновское изображение, кровоснабжение, иннервация. Мочеиспускательный канал, его половые особенности 187.49 KB
  Она в косом направлении прободает заднюю стенку мочевого пузыря на границе его дна и тела. Просвет мочеточника сужается при выходе из лоханки и внутри мочевого пузыря за счет более развитого кругового слоя мышечной оболочки формирующего сфинктеры. Максимальная ёмкость органа составляет 800-1200 мл у мужчин больше у женщин меньше; форма и размеры пузыря зависят от наполнения. Нижняя часть мочевого пузыря дно шейка фиксирована к стенкам таза связками лобковопредстательной у мужчин лобковопузырной у женщин.
76833. Яичко и его придаток 183.17 KB
  В ней на 7й неделе под влиянием НУ антигена и мужских половых гормонов начинается дифференцировка яичка. Из канальцев первичной почки образуются выносящие протоки яичка аппендикс эпидидимуса и парадидимус из мезонефрального протока семявыносящий канал и проток эпидидимуса; из парамезонефрального протока аппендикс яичка. После 60 лет масса и размеры яичка медленно уменьшаются но сперматогенез не прекращается.
76834. Предстательная железа, семенные пузырьки. Бульбоуретральные железы, их отношение к мочеиспускательному каналу. Кровоснабжение, иннервация, региональные лимфоузлы предстательной железы 183.92 KB
  Бульбоуретральные железы их отношение к мочеиспускательному каналу. Кровоснабжение иннервация региональные лимфоузлы предстательной железы. Эта часть железы называется нередко средней долей.
76835. Семенной канатик и его составные части. Мужские наружные половые органы, их анатомия 183.21 KB
  К наружным половым органам мужчин относятся лобок с оволосением в виде ромба половой член и мошонка. Половой член пенис фаллос приап удд имеет головку тело со спинкой и корень. Эрегированный половой член фаллос удерживают мышцы промежности: седалищнопещеристые и луковичногубчатые. Артерии пениса дорсальная глубокие луковичные происходят из внутренней половой артерии.
76836. Яичник и его придатки 179.97 KB
  Строение яичника Снаружи покрыт однослойным зародышевым эпителием и белочной оболочкой которая образует строму внутри органа богатую эластическими волокнами. При овуляции стенка зрелого фолликула вместе с белочной оболочкой и зародышевым эпителием яичника разрывается и яйцеклетка попадает на бахромку маточной трубы. На поверхностях яичника от лопнувших фолликулов остаются следы в виде углублений складок рубчиков. Возле яичника расположены рудиментарные образования придатки.
76837. Матка и ее строение 182.07 KB
  При нарушениях процесса срастания зачатков формируются аномалии и пороки развития выражающиеся в образовании седловидной двурогой матки; удвоения шейки матки и влагалища. У новорожденной матки самой длинной 35 см является шейка. К 10 годам общая длина матки равняется 5 см шейка и тело по длине одинаковы. Треугольной формы полость матки переходит в шеечный канал с внутренним и наружным отверстиями в нем.
76838. Маточная труба: строение, отношение к брюшине, кровоснабжение и иннервация 181.1 KB
  Маточная труба туба утерина салпинкс фаллопиева труба имеет длину в 1012 см просвет в 0204 см. Труба имеет маточное и брюшное отверстия и сообщает женскую брюшную полость с полостью матки влагалища и наружной средой. Маточная труба одета брюшиной со всех сторон с образованием брыжейки из прилегающего к трубе отдела широкой маточной связки от которой и зависит подвижность органа.