10334

Нравственное воспитание как фундамент системы воспитательной работы. Задачи, содержание, методы нравственного воспитания в современных условиях

Доклад

Педагогика и дидактика

Нравственное воспитание как фундамент системы воспитательной работы. Задачи содержание методы нравственного воспитания в современных условиях. Моральные чувства их характеристика. Нравственное воспитание формирование системы моральнонравственных норм установ

Русский

2013-03-25

37 KB

57 чел.

Нравственное воспитание как фундамент системы воспитательной работы. Задачи, содержание, методы нравственного воспитания в современных условиях. Моральные чувства, их характеристика.

Нравственное воспитание – формирование системы морально-нравственных норм, установок, правильного поведения.

Существуют 2 позиции по нравственному воспитанию:

  1.  НВ д. идти от индивидуальности школьника, от особенности конкретной ситуации;
  2.  Важно разъяснить понятие и суть морали. Понимание сущности морали приводит к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают свои и чужие поступки. На основе нравственных понятий, оценок формируются нравственные убеждения, которые определяют поступки и поведение человека.

Мораль - исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность.

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности.

Нравственные чувства - это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Непреходящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим: уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Содержание НВ определяется концепцией, общими целями воспитания, моралью общества.

Концепции НВ:

  1.  коммунистическая концепция (у школьников надо было воспитывать преданность идеалам коммунизма, патриотизм, интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, коллективизм и др.);
  2.  христианская (религиозная) мораль (предполагает знание учащимися священной истории, христианского вероучения, заповедей Христа, обучение индивидуальному духовному опыту);
  3.  индивидуалистическая мораль западного мира (определена в целом ценностями западной цивилизации, формирование коммуникативных навыков, умение взаимодействовать, разрешать конфликты и т.д.).

НВ в России имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии. Главное – пример воспитателя. Основные направления работы – семья, друзья, школа, взрослые.

Средства НВ: нравственное просвещение, включение в разл. виды деятельности (худ., спорт и др.), создание воспит. ситуаций и др. А также система требований, наказания, поощрения, индивид. работа.

Показатели эффективности НВ: сформированность системы морально-нравственных норм, способность переживать нравственные чувства (любовь, сострадание, совесть), следование этим нормам в своем поведении.

Чувства – это наиболее устойчивые эмоциональные состояния, всегда носят предметный характер. Это всегда чувства к чему-то или к кому-то. Моральными или нравственными чувствами называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Эти чувства отражают различные степени привязанности к определенным людям, потребность в общении с ними и отношение к ним.

Выделяют положительные и отрицательные нравственные чувства. К положительным относятся чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, коллективизма, долга. К отрицательным – чувства индивидуальности, эгоизма, вражды, завести, ненависти, недоброжелательности. Чувство долга – это отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательных отношений к себе, которые выражаются в чувствах вины и стыда.

Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связана с когнитивным развитием. Уровни нравственности (по Кольбергу):

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) – оценка поступков по важности их последствий, а не по намерениям человека (вознаграждение или наказание). Включает в себя след. стадии:

а) ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых;

б) суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям. Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых, постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. Совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки. Важно, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой.

2. конвенциональный уровень (10 – 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы:

а) получит ли поступок одобрение др. людей или нет;

б) суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев:

а) стадия оправдания поступка – основывается на уважения прав человека или признании демократического принятого решения;

б) поступок по совести – поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью, независимо от его законности или мнения других людей. Достигает лишь 10% людей в возрасте 16 лет и старше.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69356. Автоматизація управління фінансами підриємств та комерційних структур 151.5 KB
  Основні функції – це функції, що пов’язані з типом підприємства чи організації: виробничі, торгові, сервісні, наукові і т.д.). Склад основних функцій не залежить від послідовності виконання технологічних ланцюжків і структури підприємства, тобто зміна структури...
69357. Автоматизація оброблення інформації у податковій сфері 189 KB
  Система оподаткування це комплекс діючіх в державі законодавче затверджених видів податків і платежів та механізм їх нарахування. В даний час існують більше двох десятків загальнодержавних обовязкових податків і платежів ПДВ-акцизний збір-податок...
69358. Функціональне забезпечення автоматизованої системи Казначейства 134 KB
  Державне казначейство України (ДКУ) засновано в 1995 році для здійснення управління виконанням державного бюджету, моніторингу та контролю над оборотом державних фінансових ресурсів та активів. З часом функції Казначейства розширюються в напрямку обслуговування операцій місцевих бюджетів...
69359. Автоматизація оброблення інформації у страховій галузі 75.5 KB
  З утворенням недержавних страхових компаній (СК) з’явилась система страхування. Страхівник (Страхова компанія) виконує умови страхування і пропонує їх клієнтам. Якщо клієнтів влаштовують умови договору, то вони підписують договір і вносять по ньому страхові внески.
69360. Автоматизація внутрібанківських розрахункових 105 KB
  Обслуговування клієнтів банку організовується у відповідності з його організаційною структурою. Депозитний відділ. Його основною задачею є залучення засобів у банк, а у функції входять: облік депозитних засобів банку по їхній терміновості й окремих депонентах...
69361. Інформаційні системи фондового ринку 104 KB
  Учасниками фондового ринку є: емітенти цінних паперів юридичні й у деяких випадках передбачених законодавством фізичні особи що від свого імені випускають цінні папери і зобов’язуються виконувати обов’язки що випливають з умов їхнього випуску.
69362. Міжнародна електронна мережа та система електронних платежів НБУ 225.5 KB
  Для забезпечення організації і прискорення розрахунків на міжнародному рівні в НБУ застосований Центр міждержавних розрахунків. Згідно затвердженого Положення про Центр міждержавних розрахунків його основними завданнями є: прискорення міжнародних...
69363. Характеристика автоматизованих інформаційних систем 70.5 KB
  Існують інформаційна промисловість і національні інформаційні ресурси відбувається перехід від індустріальної економіки до економіки що ґрунтується на інформації. Під інформаційною технологією розуміють комплекс методів і процедур які реалізують функції збору...
69364. Економічна інформація та засоби її формалізації 70.5 KB
  Характеристика засобів формалізованого опису економічної інформації До числа основних засобів формалізованого опису елементів економічної інформації в ІС відносяться класифікація і кодування означених номенклатур по яким здійснюється упорядкування пошук та логічна обробка...