10334

Нравственное воспитание как фундамент системы воспитательной работы. Задачи, содержание, методы нравственного воспитания в современных условиях

Доклад

Педагогика и дидактика

Нравственное воспитание как фундамент системы воспитательной работы. Задачи содержание методы нравственного воспитания в современных условиях. Моральные чувства их характеристика. Нравственное воспитание формирование системы моральнонравственных норм установ

Русский

2013-03-25

37 KB

52 чел.

Нравственное воспитание как фундамент системы воспитательной работы. Задачи, содержание, методы нравственного воспитания в современных условиях. Моральные чувства, их характеристика.

Нравственное воспитание – формирование системы морально-нравственных норм, установок, правильного поведения.

Существуют 2 позиции по нравственному воспитанию:

  1.  НВ д. идти от индивидуальности школьника, от особенности конкретной ситуации;
  2.  Важно разъяснить понятие и суть морали. Понимание сущности морали приводит к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают свои и чужие поступки. На основе нравственных понятий, оценок формируются нравственные убеждения, которые определяют поступки и поведение человека.

Мораль - исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность.

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности.

Нравственные чувства - это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Непреходящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим: уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Содержание НВ определяется концепцией, общими целями воспитания, моралью общества.

Концепции НВ:

  1.  коммунистическая концепция (у школьников надо было воспитывать преданность идеалам коммунизма, патриотизм, интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, коллективизм и др.);
  2.  христианская (религиозная) мораль (предполагает знание учащимися священной истории, христианского вероучения, заповедей Христа, обучение индивидуальному духовному опыту);
  3.  индивидуалистическая мораль западного мира (определена в целом ценностями западной цивилизации, формирование коммуникативных навыков, умение взаимодействовать, разрешать конфликты и т.д.).

НВ в России имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии. Главное – пример воспитателя. Основные направления работы – семья, друзья, школа, взрослые.

Средства НВ: нравственное просвещение, включение в разл. виды деятельности (худ., спорт и др.), создание воспит. ситуаций и др. А также система требований, наказания, поощрения, индивид. работа.

Показатели эффективности НВ: сформированность системы морально-нравственных норм, способность переживать нравственные чувства (любовь, сострадание, совесть), следование этим нормам в своем поведении.

Чувства – это наиболее устойчивые эмоциональные состояния, всегда носят предметный характер. Это всегда чувства к чему-то или к кому-то. Моральными или нравственными чувствами называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Эти чувства отражают различные степени привязанности к определенным людям, потребность в общении с ними и отношение к ним.

Выделяют положительные и отрицательные нравственные чувства. К положительным относятся чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, коллективизма, долга. К отрицательным – чувства индивидуальности, эгоизма, вражды, завести, ненависти, недоброжелательности. Чувство долга – это отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательных отношений к себе, которые выражаются в чувствах вины и стыда.

Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связана с когнитивным развитием. Уровни нравственности (по Кольбергу):

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) – оценка поступков по важности их последствий, а не по намерениям человека (вознаграждение или наказание). Включает в себя след. стадии:

а) ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых;

б) суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям. Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых, постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. Совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки. Важно, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой.

2. конвенциональный уровень (10 – 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы:

а) получит ли поступок одобрение др. людей или нет;

б) суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев:

а) стадия оправдания поступка – основывается на уважения прав человека или признании демократического принятого решения;

б) поступок по совести – поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью, независимо от его законности или мнения других людей. Достигает лишь 10% людей в возрасте 16 лет и старше.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29604. СМК делятся на СМИ, слухи и наружную рекламу 18.05 KB
  СМК делятся на СМИ слухи и наружную рекламу 1. Слухи оказывают большое влияние на формирование общественного мнения благодаря обсуждению в малых приватных группах без освещения в СМИ. СМИ являются основным видом массовых коммуникаций т. СМИ безличные средства доставки информации потребителю.
29605. Функции СМК в массовом обществе. Характеристики СМК как основного рекламоносителя 16.67 KB
  Функции СМК в массовом обществе. Характеристики СМК как основного рекламоносителя Деятельность СМК организуется и управляется специальными учреждениями редакциями теле и радиокомпаниями и др. СМК выступает в двуединой роли: как институт участвующий в процессе формирования целей развития общества обеспечивая его стабильность и как механизм их актуализации. Массмедиа служат неотъемлемой составной частью механизма осуществления роли СМК в жизни социума.
29606. Механизмы осуществления роли СМК в жизни социума. Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов 13.38 KB
  Деятельность СМК как реализация интересов разных социальных субъектов. Деятельность СМК организуется и управляется специальными учреждениями редакциями теле и радиокомпаниями и др. СМК выступает в двуединой роли: как институт участвующий в процессе формирования целей развития общества обеспечивая его стабильность и как механизм их актуализации.
29607. Специфика функций СМК как следствие различных выразительных средств 14.88 KB
  Систематизация выразительных средств Выразительные средства СМК являются носителями информационного сообщения содержания. Количество выразительных средств применяемых на практике непрерывно возрастает. Выбор выразительных средств осуществляется с учетом цели сообщения то есть основное внимание уделяется содержанию послания однако его форма то есть средство выражения играет важную роль.
29608. Мифология в коммуникации. СМИ как субъект смыслопостроения 14.72 KB
  Карлова: Мы внутри мифа. 2 природы: иллюзорность для наблюдателя извне это мир абсурда и реальность для носителя мифа. У мифа есть жизненные этапы от рождения до смерти. открытие мифа 2.
29609. Внушение и манипуляция: технологии и методики применения в деятельности средств массовой информации 21.31 KB
  Внушение это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей основанный на некритическом и часто неосознанном восприятии информации. При внушении сначала происходит восприятие информации содержащей готовые выводы а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная аналитикосинтезирующая активность сознания либо отсутствует либо она значительно ослаблена а восприятие информации настроений чувств шаблонов поведения базируется на механизмах...
29610. Место архетипов, стереотипов, установок в механизме осуществления функций СМК 18.84 KB
  Стереотип относиться к докоммуникативной стадии. Стереотипустоявшееся отношение к происходящим событиям выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами Стереотип от греч. Стереотип нечто повторяемое в неизменном виде; шаблон действия поведения и пр.
29611. Политическая коммуникация 17.42 KB
  ; коммуникация с помощью организаций в частности политических партий которые служат связующим звеном между управляющими и управляемыми и групп давления; коммуникация с помощью неформальных контактов. Политическая реклама находится на стыке самых разнообразных дисциплин она вбирает в себя знания из сферы политических наук политологии политической философии социологии психологии и др. Пушкарева определяет четыре основных канала политической коммуникации: официальный который регулирует движение информационных потоков от...
29612. Средства массовой информации как основной вид массовой коммуникации. Понятие, сущность, структура СМИ. Тенденции развития 15.13 KB
  Понятие сущность структура СМИ. СМИ система творческих и технических структур взаимодействующих между собой и с другими социальными системами в целях формирования и передачи потока информации действующая в сфере массовой коммуникации актуализирующая и формирующая представления об окружающем мире в современном общественном сознании. Функции СМИ: информир воспитательная развлекательная интеграция общества и его саморегуляция Просветительская распростронение культуры обрзовывающая презентационная формирование общ мнения соц....