10334

Нравственное воспитание как фундамент системы воспитательной работы. Задачи, содержание, методы нравственного воспитания в современных условиях

Доклад

Педагогика и дидактика

Нравственное воспитание как фундамент системы воспитательной работы. Задачи содержание методы нравственного воспитания в современных условиях. Моральные чувства их характеристика. Нравственное воспитание формирование системы моральнонравственных норм установ

Русский

2013-03-25

37 KB

51 чел.

Нравственное воспитание как фундамент системы воспитательной работы. Задачи, содержание, методы нравственного воспитания в современных условиях. Моральные чувства, их характеристика.

Нравственное воспитание – формирование системы морально-нравственных норм, установок, правильного поведения.

Существуют 2 позиции по нравственному воспитанию:

  1.  НВ д. идти от индивидуальности школьника, от особенности конкретной ситуации;
  2.  Важно разъяснить понятие и суть морали. Понимание сущности морали приводит к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают свои и чужие поступки. На основе нравственных понятий, оценок формируются нравственные убеждения, которые определяют поступки и поведение человека.

Мораль - исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность.

Нравственное воспитание решает такие задачи, как формирование нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.

Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия — определяющий критерий нравственного развития личности.

Нравственные чувства - это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира.

В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Непреходящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим.

Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим: уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

Содержание НВ определяется концепцией, общими целями воспитания, моралью общества.

Концепции НВ:

  1.  коммунистическая концепция (у школьников надо было воспитывать преданность идеалам коммунизма, патриотизм, интернационализм, коммунистическое отношение к труду, социалистический гуманизм, коллективизм и др.);
  2.  христианская (религиозная) мораль (предполагает знание учащимися священной истории, христианского вероучения, заповедей Христа, обучение индивидуальному духовному опыту);
  3.  индивидуалистическая мораль западного мира (определена в целом ценностями западной цивилизации, формирование коммуникативных навыков, умение взаимодействовать, разрешать конфликты и т.д.).

НВ в России имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии. Главное – пример воспитателя. Основные направления работы – семья, друзья, школа, взрослые.

Средства НВ: нравственное просвещение, включение в разл. виды деятельности (худ., спорт и др.), создание воспит. ситуаций и др. А также система требований, наказания, поощрения, индивид. работа.

Показатели эффективности НВ: сформированность системы морально-нравственных норм, способность переживать нравственные чувства (любовь, сострадание, совесть), следование этим нормам в своем поведении.

Чувства – это наиболее устойчивые эмоциональные состояния, всегда носят предметный характер. Это всегда чувства к чему-то или к кому-то. Моральными или нравственными чувствами называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Эти чувства отражают различные степени привязанности к определенным людям, потребность в общении с ними и отношение к ним.

Выделяют положительные и отрицательные нравственные чувства. К положительным относятся чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, коллективизма, долга. К отрицательным – чувства индивидуальности, эгоизма, вражды, завести, ненависти, недоброжелательности. Чувство долга – это отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательных отношений к себе, которые выражаются в чувствах вины и стыда.

Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связана с когнитивным развитием. Уровни нравственности (по Кольбергу):

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) – оценка поступков по важности их последствий, а не по намерениям человека (вознаграждение или наказание). Включает в себя след. стадии:

а) ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых;

б) суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям. Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых, постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. Совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребенок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребенка совершать нравственные поступки. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки. Важно, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой.

2. конвенциональный уровень (10 – 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы:

а) получит ли поступок одобрение др. людей или нет;

б) суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвенциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственных критериев:

а) стадия оправдания поступка – основывается на уважения прав человека или признании демократического принятого решения;

б) поступок по совести – поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью, независимо от его законности или мнения других людей. Достигает лишь 10% людей в возрасте 16 лет и старше.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78913. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания 25 KB
  Прежде всего речь идет о различении социальных наук как наук об обществе и гуманитарных наук как наук в фокусе которых находится человек индивидуальная и социальная психология этика и т. Разделение наук по предмету о чем речь уже шла выше. Разделение наук по методу: в социальных науках используется метод объяснения тогда как в гуманитарных базовой методологической процедурой выступает понимание сразу же заметим что такое разделение грешит противопоставлением понимания объяснению. Разделение наук одновременно по предмету и методу...
78914. Конвергенция естественно-научного и СГН в современой науке 24 KB
  Логику развития методологии гуманитарного познания можно представить следующим образом: сначала проблематика методологии гуманитарных наук развивалась в направлении выявления и обоснования их специфики по сравнению с науками о природе. Главной на этом этапе является проблема идентификации социальногуманитарных наук и их демаркации от наук естественных. Обоснованию специфики социальногуманитарного познания посвящены работы Дильтея Описательная психология Гадамера Истина и метод Фуко Слова и вещи Рикера Герменевтика и...
78915. Специфика научной картины мира в СГН 31.5 KB
  Специфика научной картины мира в СГН Научная картина мира исторична она опирается на достижения науки конкретной эпохи в пределах тех знаний которыми располагает человечество. Научная картина мира представляет собой синтез научных знаний соответствующих конкретноисторическому периоду развития человечества. Поэтому она более строгое понятие чем образ мира или видение мира. В научную картину мира входят знания отвечающие критериям научности.
78916. Специфика субъекта СГП 34 KB
  В сфере познания субъект определяет предмет исследования выделяя его как некий срез противостоящего ему объекта а также выстраивает концептуальную и эмпирическую модели познаваемого предмета. В современном познании субъект проектирует ряд условий познания данного предмета проходит основные этапы процесса познания опираясь на те методы которые в наибольшей степени соответствуют характеристикам и самой природе познаваемого объекта. Субъектами социального и гуманитарного познания могут быть как индивиды отдельные исследователи...
78917. Кантовские представления о диалектике теоретического и практического разума 27 KB
  Правда на сами эти предпосылки Кант не покушается: более того он увековечивает их как прирожденные свойства разума. Резкий метафизический разрыв теоретического и практического разума опытных и априорных суждений анализа и синтеза общего и единичного целого и части весь комплекс противоречий к которым неизбежно приходит метафизическое мышление Кант выставил перед философией как решающую проблему. Их можно только мыслить как условия возможности и науки и нравственности как гарантии теоретического и...
78918. Принципы логики социальных наук Поппера 47.5 KB
  Именно поразительный прогресс естественных наук о котором идет речь в моем первом тезисе постоянно напоминает нам о нашем незнании даже в области естественных наук...
78919. Социокультурное и гуманитарное содержание понятие жизни 26.5 KB
  Все его творения происходят из неспособности создать привычными средствами жизни и на основе ее эволюционных законов живое существо которое превосходило бы человека. Шелер называет странной пессимистичной ложной оказывается однако логически строго последовательной если по объяснению автора разделять дух соответственно разум и жизнь как два метафизических начала но при этом отождествлять дух с техническим интеллектом интеллектом лишенным мудрости а ценности жизни делать высшими ценностями. Фазы...
78920. История как одна из форм проявления жизни 28.5 KB
  История как одна из форм проявления жизни. Фазы развития этой болезни жизни которая зовется человеком в структурном отношении те же самые какие проходят все стареющие и умирающие существа: прогрессирующее преодоление жизненной силы посредством автономизации механизмов которые сам организм высвобождает из себя по мере старения. История общества по Зиммелю есть история нарастающей интеллектуализации рационализации социальной жизни и углубления влияния принципов денежных отношений. Анализу этих форм Зиммель посветил книгу Философия...
78921. Пространство и время в социогуманитарном познании 30.5 KB
  Пространство и время в социогуманитарном познании. Время и пространство важнейшие онтологические характеристики которые являются конституирующими элементами любой картины мира. В классической теории познания сложившейся под влиянием естественнонаучного знания время рассматривалось как форма протекания всех механических органических и психических процессов условие движения изменения и развития будь то пространственное перемещение качественное изменение возникновение или гибель. Такое время объективный параметр процессуальности ...