10335

Трудовое воспитание, задачи, содержание и методы. Ушинский, Макаренко о роли труда в развитии личности. Профессиональное самоопределение

Доклад

Педагогика и дидактика

Трудовое воспитание задачи содержание и методы. Ушинский Макаренко о роли труда в развитии личности. Профессиональное самоопределение. Отечественные и зарубежные теории профессионального самоопределения Д. Сьюпер Э. Гинзберг Е.А. Климов И.С. Кон. Проф. ориентация и эк...

Русский

2013-03-25

64.5 KB

99 чел.

Трудовое воспитание, задачи, содержание и методы. Ушинский, Макаренко о роли труда в развитии личности. Профессиональное самоопределение. Отечественные и зарубежные теории профессионального самоопределения (Д. Сьюпер, Э. Гинзберг, Е.А. Климов, И.С. Кон). Проф. ориентация и экономическое воспитание школьников.

 Трудовое воспитание (ТВ) - процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. ТВ направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации (ПО).

 Задачи ТВ:

  1.  формирование знаний о разл. трудовых процессах и производстве, о видах профессий и о людях труда, экономико-социальных проблемах;
  2.  сформировать умения и навыки элементарных трудовых действий (в отличие от профессионального образования, в котором формируются сложные профессиональные умения);
  3.  развитие способностей, интересов, ума, воли и др.;
  4.  формирование положительного отношения к трудовой деятельности, потребности в ней;
  5.  подготовка к выбору профессии.

Эти задачи решаются через различные формы:

  1.  в учебном процессе (урочная форма) на уроках трудового обучения, на занятиях по предметам естественнонаучного цикла и гуманитарных дисциплин при использовании различных ф.о.о. (практикумов, лабораторных, факультативов и т.д.);
  2.  во внеурочной деятельности – экскурсии, вечера вопросов и ответов, встречи с людьми разл. профессий и т.д.

Огромные возможности имеет система дополнительного образования (станция юных техников и т.д.). В летний период ТВ осуществляется в учебно-производственных бригадах, лагерях труда и отдыха, во время трудовых десантов в оздоровит. лагерях и т.д.

Содержание трудового образования отражено, прежде всего, в учебных программах по предметам и за годы существования росс. школы серьезно видоизменилось в зависимости от потребностей общества, а также в документах по организации в системе воспитания.

ТО осуществляется через выполнение школьниками разл. видов труда: труд по самообслуживанию, общ.-полезный труд, учебный труд, производственный труд.

В наст. время подготовкой к производственному труду, т.е. вооружением профессией, занимаются единичные школы, в которых имеется соотв. база, а также УПК (учебно-производственные комбинаты).

Макаренко о роли труда. Считал, что в отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требования к нему – этот гуманизм являлся основным принципом пед. системы Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив – центральная идея его пед. системы. «Принцип параллельного действия»: воздействовать на отдельную личность, действуя на коллектив. Увлечь коллектив определенной целью, достижение которой требует усилий, труда, борьбы. Необходимый фактор воспитания – труд. Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку, а воспитываются в нем. Труд д.б. творческим, сознательным. Научить молодежь творческому труду Макаренко считал важной задачей воспитателя. Такой труд возникает только там, где к работе относятся с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд делается основной формой проявления личности и таланта. Труд как средство всестороннего развития человека д.б. производительным.

Ушинский о роли труда. Свободный труд нужен человеку для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства. Труд истинный и свободный имеет большое значение для жизни – без него она теряет свою цену и достоинство. Физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физ. способностей. Умственный труд приводит в действие нервную систему, действует благотворно на обращение крови и пищеварение. Воспитание должно подготавливать к труду, развивать в человеке привычку и любовь к труду, дать возможность отыскать для себя труд в жизни. Надо переключать детей с одного вида деятельности на другой во избежании ранней и узкой специализации.

Профессиональное самоопределение (ПС) - процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей.

Этапы ПС:

1. первичный выбор профессии (младший школьный возраст - мало информированы о профессии и имеют ситуативное представление о своих возможностях);

2. профессиональное самоопределение (старший школьный возраст - возникновение и формирование професс. намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда);

3. освоение выбранной профессии (обучение после школы);

4. проф. адаптация (формирование индивидуального стиля и включение в систему производственных отношений);

5. самореализация в труде (выполненные или невыполненные ожидания в профессии.)

Факторы выбора профессии:

1. субьективные (интерес, умения, способности, темперамент, характер и т.д.);

2. обьективные (состояние здоровья, успеваемость);

3. социальные характеристики (соц окружение, уровень образования родителей, домашние условия).

Теория профессионального самоопределения Д. Сьюпера.

По мнению Д. Сьюпера, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональная Я-концепция может быть получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.

Сьюпером выделены стадии профессионального развития:

1. рост (от 0 до 14 лет) – развитие интересов, способностей;

2. исследование (от 14 до 25 лет) - индивид пытается опробовать себя в различных профессиональных ролях, ориентируясь на свои реальные профессиональные возможности;

3. утверждение (от 25 до 44 лет) - профессиональное образование и упрочнение своих позиций в обществе;

4. поддерживание (от 45 до 64 года) – создание устойчивого профессионального положения;

5. спад (с 65 лет) – уменьшение профессиональной активности.

Сьюпер, понимая карьеру как последовательность профессий, рабочих занятий, мест и позиций в течение жизни человека, дает классификацию карьер для мужчин и женщин в связи с выделенными им стадиями профессионального развития. Особое место в классификации карьер Сьюпер отводит профессиональным пробам или стадии исследования, которая должна быть непременно реализована в жизни человека.

Теория компромисса с реальностью Э. Гинзберга.

В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии — это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии:

1. Стадия фантазии продолжается у ребенка до 11-летнего возраста. В этот период дети воображают, кем они хотят быть, независимо от реальных потребностей, способностей, подготовки, возможности получить работу по данной специальности ила иных реалистических соображений.

2. Гипотетическая стадия длится с 11-летнего до 17-летнего возраста и подразделяется на 4 периода:

  •  в период интереса, с 11 до 12 лет, дети делают свой выбор, глазным образом, руководствуясь своими склонностями и интересами;
  •  период способностей, с 13 до 14 лет, характеризуется тем, что подростки больше узнают о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки, и начинают думать о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии;
  •  в течение периода оценки, от 15 до 16 лет, молодые люди пытаются «примерить» те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной профессией требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями;
  •  переходный период (около 17 лет), в течение которого осуществляется переход от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому, под давлением школы, сверстников, родителей, коллег и прочих обстоятельств на момент окончания среднего учебного заведения.

3. Реалистическая стадия (от 17 лет и старше) характеризуется тем, что подростки стараются принять окончательное решение — выбрать профессию:

  •  период исследования (17-18 лет), когда прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания;
  •  период кристаллизации (между 19 и 21 годами), во время которого значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности);
  •  период специализации, когда общий выбор, например профессия физика, уточняется выбором конкретной узкой специализации.

Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

  1.  позиция старших, семьи;
  2.  позиция сверстников;
  3.  позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т. д.);
  4.  личные профессиональные и жизненные планы;
  5.  способности и их проявления;
  6.  притязание на общественное признание;
  7.  информированность о той или иной профессиональной деятельности;
  8.  склонности.

Основные фазы развития профессионала, выделенные Е.А. Климовым:

  1.  Оптант (фаза оптанта, оптации) - это период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении.
  2.  Адаптант (или фаза адаптации) – вхождение в профессию и привыкание к ней.
  3.  Интернал (или фаза интернала) – приобретение профессионального опыта.
  4.  Мастер (или фаза мастерства) – квалифицированное выполнение трудовой деятельности.
  5.  Авторитет (или фаза авторитета) – достижение профессионалом высокой квалификации.
  6.  Наставник (фаза наставничества) – передача профессионалом своего опыта.

Е.А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности:

1. по предмету труда:

  •  Ч-П - это профессии, труд в которых направлен на растительные, живые, микроорганизмы, а также профессии, предметом труда в которых является земля, вода, атмосфера, космос (биолог, метеоролог, агроном, доярка, кинолог);
  •  Ч-Ч - в этой группе предмет труда – человек, группа людей, коллектив. Т. е. профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, руководством, управлением, с материально-бытовым, информационным, торговым, медицинским обслуживанием населения. Особенностями профессий типа Ч – Ч является постоянное взаимодействие между людьми и двойная подготовка: по специальности и по работе с людьми;
  •  Ч-Т - предметом труда здесь являются машины, механизмы, материалы, виды энергии. В эту группу входят профессии, связанные с обработкой различных материалов, монтажу, ремонту зданий и сооружений, по обслуживанию транспортных средств, приборов, аппаратов, по переработке продуктов сельского хозяйства (столяр, слесарь, водитель, шахтер, электрик.);
  •  Ч-3 - сущность трудовых операций этих профессий проявляется не в движениях и действиях, а в умственной деятельности, непосредственно недоступной наблюдателю. Главными предметами труда для профессий данного типа являются цифры, числа, коды, языки, формулы, условные знаки, звуковые и зрительные сигналы (редактор, корректор, программист, математик, экономист, бухгалтер, кассир, чертежник, конструктор, закройщик, телеграфист);
  •  Ч-X - это профессии, связанные с изобразительной, художественной, литературной и актерской деятельностью.

2. по признаку целей:

  •  гностические – «гнозис – знание», группа профессий, где нужно что-то узнать, проверить, исследовать, в чем-то разобраться (инспектор, ревизор, инженер по ТБ, театр. критик и т.д.)
  •  преобразующие – преобразование – любое воздействие на предмет труда с целью изменения его свойств, положения в пространстве или с целью сохранения его свойств, преобраз. деятельность человека м.б. направлена не только на вещи, но и на информацию, процессы и устройства общ. жизни (слесарь преобразует деталь, учитель – знания, программист - информацию);
  •  изыскательские – профессии, в кот. преобладает поиск творчества решений нестандарт. задач и ситуаций (закройщик, модельер, цветовод).

Гностический, преобразующий и изыскательный компонент присутствует почти в любой профессии, профессии разделяются не по признаку или отсутствию одного компонента, а по их преобладанию.

3. по признаку основных орудий, средств труда (орудие – любая система сознательно используемая для решения труд. задачи):

I. функциональные орудия труда:

1. внешние по отношению к сознанию:

а) выразительные средства поведения, речи (професс. актер, диктор);

б) организм человека, его подсистемы (балерина, цирк. акробат, спорт. тренер);

2. внутренние, т.е. входящие в сознание, удерживаемые в памяти средства деятельности:

а) зафиксированные в речи и выработанные в общ. опыте правила, принципы и др.

б) невербальные (несловесные) – психические образования, стереотипы успешного поведения.

II. Вещественные орудия труда:

1. средства для приема, получения информации:

а) приборы, дающие изображение (микроскоп, дефектоскоп, рентген. аппарат);

б) приборы, дающие информацию в виде условных знаков, сигналов (термометры, датчики, счетчики).

2. средства для обработки информации (ЭВМ, микрокалькулятор);

3. средства для передачи информации (СМИ, факс, электр. почта);

4. средства для осуществления практических действий в природных, технических и информ. системах:

а) ручные (простые и механизированные) – простой рубанок – электрорубанок;

б) машины с ручным управлением (станок, швейная машина, подъемный кран);

в) автоматизированные и автоматические системы, а также аппараты для длительных непрерывных и скрытых процессов (холодильник, сталеплавильные печи).

4. по условиям труда:

  •  профессии, труд в кот. проистекает в условиях бытового микроклимата (Б);
  •  на открытом воздухе (О);
  •  профессии, труд кот. связан с необычными условиями (Н);
  •  профессии, труд кот. связан с высоким уровнем моральной или матер. ответственности (М).

Профессиональная ориентация - это общественное понятие из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющаяся в форме заботы о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а так же о профессиональном самоопределении, социально-эконономической ситуации на рынке труда.

Важнейшими направлениями п. о. являются:

  1.  проф. информация - ознакомление различных групп населения с современными производствами, состоянием рынка труда и т.д.;
  2.  проф. консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе специальности;
  3.  проф. подбор - рекомендации о направлениях проф. деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим особенностям;
  4.  проф. отбор - определение степени проф. подготовленности человека к конкретной профессии;
  5.  проф., производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника.

Основные методы п.о.: информирование: индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа) и опосредованное (СМИ), психологическое и медицинское консультирование; различные педагогические выводы.

Экономическое воспитание школьников.

ЭО – вооружение человека системой специальных ЗУНов, позволяющих ему не только осуществлять товарно-денежные отношения, но и эффективно способствовать развитию экон. потенциала страны.

Цель ЭВ: формирование экономически грамотного поколения. Цель достижима лишь при решении системы задач:

1. передача человеку системы знаний, в т.ч. теорий, закономерностей, законов по экон. науке;

2. формирование у человека правильного отношения к системе товар-деньги-товар (к экономике);

3. формирование спец. умений и навыков деятельности в экон. сфере.

Содержание ЭВ сегодня определяется программой «Экон. образование детей и учащейся молодежи», разработанной в середине 90-х гг. Росс. академией образования (РАО) (авторы В.А. Поляков, И.А. Сасова).

В системе ЭВ используется вся совокупность методов воспитания. При организации ЭВ, выборе форм и методов этой работы учитывается возраст детей, уровень их воспитанности, интересы, матер. возможности школы, особенности ее местоположения и др.

Критерии оценки результативности ЭВ:

1. критерий оценки знаний – определяется использованием разл. анкет, опросников, тестов;

2. критерий оценки деятельностной сферы – определяется по времени и качеству выполнения опред. заданий;

3. критерий успешности применения своих знаний и умений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63863. «Другие»: оценка гомосексуальности в разных культурах 24.08 KB
  Сегодня СМИ затрагивают абсолютно любые темы. Общество стало свободным, открытым. На просторах интернета можно найти ответы на любую тему. Эти изменения коснулись не только, каких либо масштабных процессов (внутренняя и внешняя политика), но и более личностных.
63864. Анализ государственной языковой политики республик в составе Российской Федерации через призму Интернет-сайтов их органов власти 39.33 KB
  Российская Федерация состоит из 83 субъектов 21 из которых являются республиками. Таблица 1 Государственные языки и титульные этносы в республиках России Республика Государственные языки Доля титульного этноса...
63865. Изменение социальных отношений и институтов 23.82 KB
  Меняется время меняются социальные институты и социальные отношения. Социальные институты от лат. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил определяющих так её поведение.
63866. Мировоззрение молодежи в трансформационном аспекте 33.94 KB
  Мировоззрение система взглядов на объективный мир и место человека в нём на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей их убеждения идеалы принципы познания и деятельности ценностные ориентации.
63867. Трансформация предпринимательской культуры в России в постсоветский период 22.52 KB
  На современном этапе в ходе проведения социально-экономических реформ активно обсуждается вопрос экономической культуры российского предпринимательства. В данной связи следует учитывать что именно степень эффективности проведения...
63868. Трансформация языка в контексте социокульутрных изменений 48.38 KB
  В обществе непрерывно происходят различные социальные процессы которые могут приводить к возникновению новых элементов и исчезновению ранее существовавших элементов и отношений между ними. Одним из таких элементов относится Язык который подвергся изменениям в результате социокультурного развития.
63870. К вопросу о генезисе творческой стратегии современного акционизма 52.94 KB
  На первый взгляд акция и поэзия понятия антагонистические: акция кратковременна поэзия устремлена в вечность акция направлена вовне поэзия автореферентна акция ставит конкретные цели поэзия бежит любого рода инструментализации...
63871. Социальная солидарность в эпоху перемен 43 KB
  Социальная солидарность sociаl solidаrity интеграция и ее степень или тип проявляемые обществом либо группой. Французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм выделил что социальная солидарность это то что скрепляет и сплачивает индивидов в единое целое.