10335
Трудовое воспитание, задачи, содержание и методы. Ушинский, Макаренко о роли труда в развитии личности. Профессиональное самоопределение
Доклад
Педагогика и дидактика
Трудовое воспитание задачи содержание и методы. Ушинский Макаренко о роли труда в развитии личности. Профессиональное самоопределение. Отечественные и зарубежные теории профессионального самоопределения Д. Сьюпер Э. Гинзберг Е.А. Климов И.С. Кон. Проф. ориентация и эк...
Русский
2013-03-25
64.5 KB
100 чел.
Трудовое воспитание, задачи, содержание и методы. Ушинский, Макаренко о роли труда в развитии личности. Профессиональное самоопределение. Отечественные и зарубежные теории профессионального самоопределения (Д. Сьюпер, Э. Гинзберг, Е.А. Климов, И.С. Кон). Проф. ориентация и экономическое воспитание школьников.
Трудовое воспитание (ТВ) - процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. ТВ направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации (ПО).
Задачи ТВ:
Эти задачи решаются через различные формы:
Огромные возможности имеет система дополнительного образования (станция юных техников и т.д.). В летний период ТВ осуществляется в учебно-производственных бригадах, лагерях труда и отдыха, во время трудовых десантов в оздоровит. лагерях и т.д.
Содержание трудового образования отражено, прежде всего, в учебных программах по предметам и за годы существования росс. школы серьезно видоизменилось в зависимости от потребностей общества, а также в документах по организации в системе воспитания.
ТО осуществляется через выполнение школьниками разл. видов труда: труд по самообслуживанию, общ.-полезный труд, учебный труд, производственный труд.
В наст. время подготовкой к производственному труду, т.е. вооружением профессией, занимаются единичные школы, в которых имеется соотв. база, а также УПК (учебно-производственные комбинаты).
Макаренко о роли труда. Считал, что в отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требования к нему этот гуманизм являлся основным принципом пед. системы Макаренко. Воспитание в коллективе и через коллектив центральная идея его пед. системы. «Принцип параллельного действия»: воздействовать на отдельную личность, действуя на коллектив. Увлечь коллектив определенной целью, достижение которой требует усилий, труда, борьбы. Необходимый фактор воспитания труд. Трудолюбие и способность к труду не даны ребенку, а воспитываются в нем. Труд д.б. творческим, сознательным. Научить молодежь творческому труду Макаренко считал важной задачей воспитателя. Такой труд возникает только там, где к работе относятся с любовью, где понимают ее необходимость и пользу, где труд делается основной формой проявления личности и таланта. Труд как средство всестороннего развития человека д.б. производительным.
Ушинский о роли труда. Свободный труд нужен человеку для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства. Труд истинный и свободный имеет большое значение для жизни без него она теряет свою цену и достоинство. Физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья и физ. способностей. Умственный труд приводит в действие нервную систему, действует благотворно на обращение крови и пищеварение. Воспитание должно подготавливать к труду, развивать в человеке привычку и любовь к труду, дать возможность отыскать для себя труд в жизни. Надо переключать детей с одного вида деятельности на другой во избежании ранней и узкой специализации.
Профессиональное самоопределение (ПС) - процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей.
Этапы ПС:
1. первичный выбор профессии (младший школьный возраст - мало информированы о профессии и имеют ситуативное представление о своих возможностях);
2. профессиональное самоопределение (старший школьный возраст - возникновение и формирование професс. намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда);
3. освоение выбранной профессии (обучение после школы);
4. проф. адаптация (формирование индивидуального стиля и включение в систему производственных отношений);
5. самореализация в труде (выполненные или невыполненные ожидания в профессии.)
Факторы выбора профессии:
1. субьективные (интерес, умения, способности, темперамент, характер и т.д.);
2. обьективные (состояние здоровья, успеваемость);
3. социальные характеристики (соц окружение, уровень образования родителей, домашние условия).
По мнению Д. Сьюпера, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональная Я-концепция может быть получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.
Сьюпером выделены стадии профессионального развития:
1. рост (от 0 до 14 лет) развитие интересов, способностей;
2. исследование (от 14 до 25 лет) - индивид пытается опробовать себя в различных профессиональных ролях, ориентируясь на свои реальные профессиональные возможности;
3. утверждение (от 25 до 44 лет) - профессиональное образование и упрочнение своих позиций в обществе;
4. поддерживание (от 45 до 64 года) создание устойчивого профессионального положения;
5. спад (с 65 лет) уменьшение профессиональной активности.
Сьюпер, понимая карьеру как последовательность профессий, рабочих занятий, мест и позиций в течение жизни человека, дает классификацию карьер для мужчин и женщин в связи с выделенными им стадиями профессионального развития. Особое место в классификации карьер Сьюпер отводит профессиональным пробам или стадии исследования, которая должна быть непременно реализована в жизни человека.
В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии:
1. Стадия фантазии продолжается у ребенка до 11-летнего возраста. В этот период дети воображают, кем они хотят быть, независимо от реальных потребностей, способностей, подготовки, возможности получить работу по данной специальности ила иных реалистических соображений.
2. Гипотетическая стадия длится с 11-летнего до 17-летнего возраста и подразделяется на 4 периода:
3. Реалистическая стадия (от 17 лет и старше) характеризуется тем, что подростки стараются принять окончательное решение выбрать профессию:
Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
Основные фазы развития профессионала, выделенные Е.А. Климовым:
Е.А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности:
1. по предмету труда:
2. по признаку целей:
Гностический, преобразующий и изыскательный компонент присутствует почти в любой профессии, профессии разделяются не по признаку или отсутствию одного компонента, а по их преобладанию.
3. по признаку основных орудий, средств труда (орудие любая система сознательно используемая для решения труд. задачи):
I. функциональные орудия труда:
1. внешние по отношению к сознанию:
а) выразительные средства поведения, речи (професс. актер, диктор);
б) организм человека, его подсистемы (балерина, цирк. акробат, спорт. тренер);
2. внутренние, т.е. входящие в сознание, удерживаемые в памяти средства деятельности:
а) зафиксированные в речи и выработанные в общ. опыте правила, принципы и др.
б) невербальные (несловесные) психические образования, стереотипы успешного поведения.
II. Вещественные орудия труда:
1. средства для приема, получения информации:
а) приборы, дающие изображение (микроскоп, дефектоскоп, рентген. аппарат);
б) приборы, дающие информацию в виде условных знаков, сигналов (термометры, датчики, счетчики).
2. средства для обработки информации (ЭВМ, микрокалькулятор);
3. средства для передачи информации (СМИ, факс, электр. почта);
4. средства для осуществления практических действий в природных, технических и информ. системах:
а) ручные (простые и механизированные) простой рубанок электрорубанок;
б) машины с ручным управлением (станок, швейная машина, подъемный кран);
в) автоматизированные и автоматические системы, а также аппараты для длительных непрерывных и скрытых процессов (холодильник, сталеплавильные печи).
4. по условиям труда:
Профессиональная ориентация - это общественное понятие из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющаяся в форме заботы о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а так же о профессиональном самоопределении, социально-эконономической ситуации на рынке труда.
Важнейшими направлениями п. о. являются:
Основные методы п.о.: информирование: индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа) и опосредованное (СМИ), психологическое и медицинское консультирование; различные педагогические выводы.
Экономическое воспитание школьников.
ЭО вооружение человека системой специальных ЗУНов, позволяющих ему не только осуществлять товарно-денежные отношения, но и эффективно способствовать развитию экон. потенциала страны.
Цель ЭВ: формирование экономически грамотного поколения. Цель достижима лишь при решении системы задач:
1. передача человеку системы знаний, в т.ч. теорий, закономерностей, законов по экон. науке;
2. формирование у человека правильного отношения к системе товар-деньги-товар (к экономике);
3. формирование спец. умений и навыков деятельности в экон. сфере.
Содержание ЭВ сегодня определяется программой «Экон. образование детей и учащейся молодежи», разработанной в середине 90-х гг. Росс. академией образования (РАО) (авторы В.А. Поляков, И.А. Сасова).
В системе ЭВ используется вся совокупность методов воспитания. При организации ЭВ, выборе форм и методов этой работы учитывается возраст детей, уровень их воспитанности, интересы, матер. возможности школы, особенности ее местоположения и др.
Критерии оценки результативности ЭВ:
1. критерий оценки знаний определяется использованием разл. анкет, опросников, тестов;
2. критерий оценки деятельностной сферы определяется по времени и качеству выполнения опред. заданий;
3. критерий успешности применения своих знаний и умений.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
51497. | Социальные основы маркетинга: удовлетворение людских потребностей | 411.5 KB | |
Дать определение маркетинга и рассказать о его роли в экономике. Рассказать чего именно ждут от системы маркетинга покупатели продавцы и рядовые граждане. Повседневное воздействие маркетинга на потребителей Маркетинг затрагивает интересы каждого из нас в любой день пашей жизни. | |||
51498. | Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации | 540.5 KB | |
Рассказать о значении информации для фирмы. Маркетинговые исследования ― залог успеха шампуня и кремаополаскивателя Агри Шампунь Агри и кремополаскиватель Агри фирмы Джонсон вакс оказались двумя из самых успешных новинок последнего времени в категории средств личной гигиены. А для специалистов фирмы Фреда Нордина и Нила Деклерка за успехом этих товаров стоит почти десятилетие напряженного труда который называют еще проведением маркетинговых исследований. Отделу исследований и разработок фирмы дали задание создать обезжиренный... | |||
51499. | Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей | 446.5 KB | |
Описать процесс восприятия потребителем товаровновинок. человек ежегодно потреблявших товаров и услуг на общую сумму около 18 трлн. Совершеннолетние молодые люди представляют собой привлекательный рынок в силу нескольких причин: 1 они восприимчивы к идее опробования новых товаров; 2 в большей мере настроены тратить нежели откладывать деньги; 3 будут дольше выступать в роли покупателей4. Во врезке 10 приводится несколько примеров влияния географического местоположения на характер выбора товаров. | |||
51500. | Сегментирование рынка, выбор целевых | 459.5 KB | |
Перечислить основные принципы сегментирования потребительских рынков и рынков товаров промышленного назначения. Как руководство Кокаколы так и руководство Пепсико намерены продолжать политику сегментирования рынка при создании новых товаров. Роджер Энрико из фирмы Пепсико подчеркивает значение демографических тенденций в качестве отправной точки при создании новых товаров ибо по мере старения населения будут меняться и его нужды и его потребности а это даст ключи к дальнейшему сегментированию1. В этом случае продавец производит... | |||
51501. | Разработка товаров: подход к разработке новых товаров и проблемам жизненного цикла товара | 433.5 KB | |
Перечислить и охарактеризовать этапы процесса разработки нового товара. Рассказать как меняется стратегия маркетинга по ходу жизненного цикла товара. На лице товара начали появляться морщины. | |||
51502. | Методы распространения товаров: каналы распределения и товародвижение | 534 KB | |
Для того чтобы добиться с помощью прямого маркетинга экономичности системы массового распределения многим производителям нужно было бы стать посредниками в продаже товаров других производителей. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер. На потребительских рынках такими посредниками обычно становится оптовый и розничный торговцы на рынках товаров промышленного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и... | |||
51503. | Продвижение товаров: стратегия коммуникации и стимулирования | 431.5 KB | |
Назвать и охарактеризовать четыре основные составляющие комплекса стимулирования. Объяснить как происходит составление сметы расходов и отбор элементов комплекса стимулирования. Рассказать о четырех факторах оказывающих влияние на структуру комплекса стимулирования. | |||
51504. | Продвижение товаров: личная продажа и управление сбытом | 429 KB | |
Рассказать о роли торгового агента фирмы. Описать три варианта структурной организации торгового аппарата фирмы и рассказать о преимуществах и недостатках каждого из них. Пояснить каким образом фирмы оценивают эффективность деятельности своих торговых агентов. Порученецразъяснитель фирмы Мерк энд К продвигает новые лекарства фирмы в штате Теннесси Даже будучи в полном здравии Рей Хендерсон проводит много времени в приемных врачей. | |||
51505. | Решение о методах выхода на рынок | 505.5 KB | |
Партнеры могут разойтись во мнениях относительно капиталовложений маркетинга и прочих принципов деятельности. Более того совместное владение может затруднить транснациональной компании проведение в жизнь конкретных политических установок и сфере производства и маркетинга во всемирном масштабе. Вчетвертых фирма сохраняет полный контроль над своими капиталовложениями и следовательно может разрабатывать такие политические установки в области производства и маркетинга которые будут отвечать ее долговременным задачам в... | |||