10336

Физическое воспитание. Понятие о здоровом образе жизни. Задачи, содержание, методы и формы ФВ в современной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Физическое воспитание. Понятие о здоровом образе жизни. Задачи содержание методы и формы ФВ в современной школе. Учет индивидуальнотипологических особенностей субъектов образовательного процесса в экологически неблагополучных регионах. Здоровьесберегающие технолог...

Русский

2013-03-25

36.5 KB

10 чел.

Физическое воспитание. Понятие о здоровом образе жизни. Задачи, содержание, методы и формы ФВ в современной школе. Учет индивидуально-типологических особенностей субъектов образовательного процесса в экологически неблагополучных регионах. Здоровьесберегающие технологии в образовании.

 ФВ – процесс формирования познавательной и оздоровительной деятельности учащихся, выработки гигиенических норм и формирование здорового образа жизни.

Физическая культура – часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, спортивная деятельность и формирование философско-религиозных представлений о единстве духа и тела человека.

В культуре и педагогике разл. народов ФВ всегда занимало особое место и сочеталось с НВ и УВ. Сейчас – это основной принцип ФВ в европ. школах. Отеч. систему разработал Лесгафт.

К задачам ФВ относятся:

  1.  развитие основных двигательных умений и навыков,
  2.  обеспечение правил физического развития, укрепления здоровья, закаливание, повышение работоспособности,
  3.  воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и потребности в них,
  4.  формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физической культуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни,
  5.  формирование знаний в области здоровья, гигиены и спорта.

Содержание ФВ определяется комплексной программой для учащихся 1-11 классов:

1 часть: физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляются в течение учебного дня.

2 часть: уроки по физической культуре.

3 часть: внеклассные занятия спортом (секции, клубы).

4 часть: физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Функции ФВ:

  1.  развивающая – совершенствование сущностных сил людей, в т.ч. мышечной и нервной системы, психологических процессов;
  2.  воспитательная – укрепление выносливости и закалки морального духа человека (в здоровом теле – здоровый дух; воля – твердость – решительность и т.д.);
  3.  образовательная – знакомит с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности;
  4.  оздоровительно-гигиеническая – повышение сопротивляемости организма болезням, предупреждение гиподинамии;
  5.  общекультурная.

К средствам ФВ относятся физические упражнения, подвижные игры и развлечения, спорт. игры, естественные движения, естественные природные факторы, массаж.

Формы ФВ тоже многообразны. Это утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки и физкультпаузы в ходе урока, уроки по физвоспитанию (основная форма), спорт. час в группе продленного дня, внеклассные и внешкольные оздоровительные мероприятия (прогулки, экскурсии, походы) и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Единым гигиеническим требованиям к ним является соответствие нагрузки индивидуальным возможностям школьника и регулярный врачебно-педагогический контроль за здоровьем учащихся.

Методы ФВ: тренировки, инструкции, спорт. секции, личный пример, убеждение и т.д.

Академический характер уроков ФК в отеч. школах…

Лихачев называл формирование з.о.ж. антиотравляющим воспитанием – процесс осознания подростками опасности наркот., алкогольного, токсич. и др. отравлений психики и организма и выработка отвращения и противодействия к употреблению алкоголя, никотина и т.д. В России этими проблемами занимается «Этика и психология семейной жизни» и «ОБЖ».

Показатели эффективности ФВ: следование требованиям з.о.ж., соблюдение правил личной гигиены, норм. физическое развитие, соотв. возрасту и т.д.

Наблюдения гигиенистов за реакцией учащихся на учебную деятельность при разл. ее организации позволяет отнести к здоровьесберегающим следующие пед. технологии:

  •  модель структуры урока, разработанную группой авторов под руководством Г.Г. Левитаса;
  •  модульное обучение – довольно старую по времени возникновения пед. технологию, адаптированную к требованиям совр. образования П.П. Третьяковым;
  •  коллективный способ обучения (КСО).

Также к потенциально здоровьесберегающим можно отнести развивающее обучение (РО) Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Причиной такого осторожного отношения к данной технологии послужили отрицательные результаты ее гигиенической оценки некот. авторами, несмотря на то, что в метод. основах этой технологии, как и в предыыдущих заложен принцип индивидуализации обучения. На примере младших школьников, обучавшихся по технологии РО, было установлено, что ориентация на учебно-познавательные возможности учащихся не учитывает сниженные функциональные возможности не совсем здоровых детей. Оказалось, что такие дети, обладая высокими учебно-познавательными, но сниженными функц. возможностями, чаще заканчивали учебный день и неделю с кумулятивными формами утомления по сравнению с обучением по традиц. технологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84242. НАРУШЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТКАНЕВОЙ ЖИДКОСТИ 25.8 KB
  Сердечный отек. Сердечная недостаточность сопровождается уменьшением левожелудочкового выброса крови. Уменьшение выброса крови в большой круг кровообращения ведет к уменьшению фильтрационного давления в клубочках, стимуляции юкстагломерулярного аппарата и секреции ренина. Ренин в свою очередь стимулирует увеличение производства альдостерона посредством ангиотензина, обеспечивая задержку ионов натрия и воды, что приводит к возникновению общего отека.
84243. КОМПЕНСАТОРНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 26.51 KB
  Регенерация восстановление структурных элементов ткани взамен погибших. В биологическом смысле регенерация представляет собой приспособительный процесс выработанный в ходе эволюции и присущий всему живому. Регенерация кровеносных сосудов протекает неоднозначно в зависимости от калибра.
84244. ЛИМФОИДНАЯ СИСТЕМА. МАКРОФАГИ 25.4 KB
  К центральным органам иммуногенеза относятся тимус и костный мозг в которых во внутриутробном периоде возникают первоначальные полустволовые лимфоидные клетки. Неактивные малые лимфоциты клетки приблизительно 8 10 мкм в диаметре с малым объемом цитоплазмы и сферическим ядром занимающим почти всю клетку. После стимуляции активации определенным антигеном Тлимфоциты преобразовываются в большие активно делящиеся клетки названные трансформированными Тлимфоцитами или Тиммунобластами из которых затем возникает исполнительное звено...
84245. ИММУНОГЛОБУЛИНЫ. КОМПЛЕМЕНТ 23.82 KB
  Производство антител начинается после активации Вклеток антигеном. Непрерывное присутствие свободного антигена поддерживает ответ до тех пор пока увеличение уровня антител не приведет к усиленному удалению антигена и таким образом прекращению стимуляции Вклеток. Огромное количество Тклеток распознает огромное количество разнообразных антигенов. Тлимфоциты также имеют рецепторы для антигенов и популяции Тклеток имеют подобную степень разнообразия.
84246. Характеристики иммунного ответа. Толерантность к собственным антигенам. Антигены. Типы иммунного ответа 30.58 KB
  Механизмы распознавания недостаточно изучены они зависят от характера типа антигена пути проникновения его в организм и т. Выделяется четыре различных типа гиперчувствительности. Гиперчувствительность I немедленного типа.
84247. ОТТОРЖЕНИЕ ТРАНСПЛАНТАНТА 24.04 KB
  При пересадке бессосудистых трансплантантов реакция иммунологического отторжения не появляется так как отсутствие кровообращения в трансплантанте предотвращает контакт иммунных клеток с антигенами а для развития иммунного ответа необходимо соприкосновение антигена с клетками иммунной системы Трансплантационные антигены антигены гистосовместимости. Иммунологическая реактивность против пересаженных клеток может быть направлена против большого количества антигенов на поверхностной мембране клеток. Антигены на поверхности клеток тканей: ...
84248. АУТОИММУННЫЕ БОЛЕЗНИ 22.55 KB
  Механизмы вовлеченные в процессы повреждения клеток при аутоиммунных болезнях включают II III и IV типы гиперчувствительности. II тип цитотоксический гиперчувствительности механизм ответственный за большое количество органоспецифических болезней типа аутоиммунной гемолитической анемии и простой пузырчатки. Тклеточная прямая цитотоксичность является доминирующим механизмом повреждения клеток даже при наличии антител против фолликулярных клеток в крови которые вероятно способствуют некрозу клеток путем активации II типа...
84249. НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ИММУННОГО ОТВЕТА 24.98 KB
  Диагноз может подтверждаться соответствующими иммунологическими тестами которые включают в себя: определение уровней иммуноглобулинов сыворотки и уровня комплемента; изучение периферических лимфоцитов крови; изучение биопсийного материала лимфатических узлов. При аплазии агенезии тимус отсутствует полностью при гипоплазии размеры его уменьшены деление на кору и мозговое вещество нарушено число лимфоцитов резко снижено. Тяжелый комбинированный иммунодефицит ТКИ характеризуется дефектом стволовых лимфоидных клеток что приводит к...
84250. Микроскопические грибы, их особенности 34.9 KB
  Ранее считали что грибы занимают промежуточное положение между царствами растений и животных так как ряд признаков сближает их как с растениями так и с животными. В настоящее время грибы выделены в отдельное царство Mycot которое насчитывает около 100 тыс. Грибы широко распространены в природе.