10336

Физическое воспитание. Понятие о здоровом образе жизни. Задачи, содержание, методы и формы ФВ в современной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Физическое воспитание. Понятие о здоровом образе жизни. Задачи содержание методы и формы ФВ в современной школе. Учет индивидуальнотипологических особенностей субъектов образовательного процесса в экологически неблагополучных регионах. Здоровьесберегающие технолог...

Русский

2013-03-25

36.5 KB

10 чел.

Физическое воспитание. Понятие о здоровом образе жизни. Задачи, содержание, методы и формы ФВ в современной школе. Учет индивидуально-типологических особенностей субъектов образовательного процесса в экологически неблагополучных регионах. Здоровьесберегающие технологии в образовании.

 ФВ – процесс формирования познавательной и оздоровительной деятельности учащихся, выработки гигиенических норм и формирование здорового образа жизни.

Физическая культура – часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, спортивная деятельность и формирование философско-религиозных представлений о единстве духа и тела человека.

В культуре и педагогике разл. народов ФВ всегда занимало особое место и сочеталось с НВ и УВ. Сейчас – это основной принцип ФВ в европ. школах. Отеч. систему разработал Лесгафт.

К задачам ФВ относятся:

  1.  развитие основных двигательных умений и навыков,
  2.  обеспечение правил физического развития, укрепления здоровья, закаливание, повышение работоспособности,
  3.  воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и потребности в них,
  4.  формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физической культуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни,
  5.  формирование знаний в области здоровья, гигиены и спорта.

Содержание ФВ определяется комплексной программой для учащихся 1-11 классов:

1 часть: физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляются в течение учебного дня.

2 часть: уроки по физической культуре.

3 часть: внеклассные занятия спортом (секции, клубы).

4 часть: физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Функции ФВ:

  1.  развивающая – совершенствование сущностных сил людей, в т.ч. мышечной и нервной системы, психологических процессов;
  2.  воспитательная – укрепление выносливости и закалки морального духа человека (в здоровом теле – здоровый дух; воля – твердость – решительность и т.д.);
  3.  образовательная – знакомит с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности;
  4.  оздоровительно-гигиеническая – повышение сопротивляемости организма болезням, предупреждение гиподинамии;
  5.  общекультурная.

К средствам ФВ относятся физические упражнения, подвижные игры и развлечения, спорт. игры, естественные движения, естественные природные факторы, массаж.

Формы ФВ тоже многообразны. Это утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки и физкультпаузы в ходе урока, уроки по физвоспитанию (основная форма), спорт. час в группе продленного дня, внеклассные и внешкольные оздоровительные мероприятия (прогулки, экскурсии, походы) и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Единым гигиеническим требованиям к ним является соответствие нагрузки индивидуальным возможностям школьника и регулярный врачебно-педагогический контроль за здоровьем учащихся.

Методы ФВ: тренировки, инструкции, спорт. секции, личный пример, убеждение и т.д.

Академический характер уроков ФК в отеч. школах…

Лихачев называл формирование з.о.ж. антиотравляющим воспитанием – процесс осознания подростками опасности наркот., алкогольного, токсич. и др. отравлений психики и организма и выработка отвращения и противодействия к употреблению алкоголя, никотина и т.д. В России этими проблемами занимается «Этика и психология семейной жизни» и «ОБЖ».

Показатели эффективности ФВ: следование требованиям з.о.ж., соблюдение правил личной гигиены, норм. физическое развитие, соотв. возрасту и т.д.

Наблюдения гигиенистов за реакцией учащихся на учебную деятельность при разл. ее организации позволяет отнести к здоровьесберегающим следующие пед. технологии:

  •  модель структуры урока, разработанную группой авторов под руководством Г.Г. Левитаса;
  •  модульное обучение – довольно старую по времени возникновения пед. технологию, адаптированную к требованиям совр. образования П.П. Третьяковым;
  •  коллективный способ обучения (КСО).

Также к потенциально здоровьесберегающим можно отнести развивающее обучение (РО) Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Причиной такого осторожного отношения к данной технологии послужили отрицательные результаты ее гигиенической оценки некот. авторами, несмотря на то, что в метод. основах этой технологии, как и в предыыдущих заложен принцип индивидуализации обучения. На примере младших школьников, обучавшихся по технологии РО, было установлено, что ориентация на учебно-познавательные возможности учащихся не учитывает сниженные функциональные возможности не совсем здоровых детей. Оказалось, что такие дети, обладая высокими учебно-познавательными, но сниженными функц. возможностями, чаще заканчивали учебный день и неделю с кумулятивными формами утомления по сравнению с обучением по традиц. технологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32478. Основные процессы керамического производства 59.88 KB
  К основным производственным процессам относятся: подготовка сырьевых материалов для керамической массы и глазури; приготовление керамической массы и глазури; формование керамических изделий; сушка отформованных полуфабрикатов; обжиг; обработка керамических изделий. К ним относятся: приготовление эмалей глазурей красок ангобов огнеприпасов для обжига изделий изготовление пористых форм для формования изделий. Многие физикомеханические свойства масс полуфабрикатов и готовых изделий в значительной степени формируются еще на...
32479. Приготовление керамических масс 11.67 KB
  В кустарном производстве для приготовления керамической массы применяется отмученная тонкая глина с отощителем в виде шамота. В специальную емкость шамот и глина высушенная до воздушносухого состояния и размером с грецкий орех укладываются послойно. Глина перед употреблением должна быть выдержана в сухом прохладном месте 34 месяца что позволяет глине принять однородность завершить все физикохимические процессы улетучивается воздух. Глиномялка Приготовление глиняной массы для глазурованных изделий Здесь применяется тонкая отмученная...
32480. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМ РЕДАКТОРОМ 76.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОВЫМ РЕДАКТОРОМ Данная тема является как правило первой изучаемой в базовом курсе относящейся к содержательной линии Информационные технологии. К теоретическим основам компьютерных технологий работы с текстом относятся вопросы кодирования текстовой информации. В рамках данной темы ученики должны не только развить практические навыки работы с различными аппаратными компонентами ЭВМ но и углубить свои знания об их устройстве о принципах их работы. Компьютер на котором...
32481. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ 59.5 KB
  Режимы ГР определяют возможные действия пользователя а также команды которые пользователь может отдавать редактору в данном режиме. В этом режиме можно выполнять команды записи рисунка на диск считывания рисунка с диска вывода рисунка на печать работы со сканером. В систему команд входят: команды выбора инструмента; команды настройки инструмента ширина линий шрифт букв; команды выбора цветов; команды масштабирования рисунка; команды работы с буфером обмена вырезать копировать вставить; команды манипулирования с...
32482. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ 91.5 KB
  Использование электронной таблицы в качестве базы данных. Важным элементом электронной таблицы является табличный курсор прямоугольник выделенный цветом или рамкой. Ячейка таблицы которую в данный момент занимает курсор называется текущей ячейкой. Строка подсказки используется для вывода сообщений подсказывающих пользователю возможные действия при данном состоянии таблицы.
32483. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ 67.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ Области применения. Классификация баз данных. Классификация по способу хранения данных делит БД на централизованные и распределенные. По структуре организации данных говорят о трех способах организации данных: табличном иерархическом и сетевом.
32484. Особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения информатике 115.5 KB
  В 9 классе познавательные способности учащихся дифференцируются начинается профилизация. Это позволило бы объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю а также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу...
32486. ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 109 KB
  Существенно донести до учащихся что информация в таких файлах представлена лишь символами кодовой таблицы и немногими управляющими символами. создать таблицу содержащую заданное число строк и столбцов; перемещаться по таблице; устанавливать ширину столбца; заполнять таблицу текстом; создавать желаемое обрамление и заливку ячеек таблицы; удалять таблицу. Методика обучения обработке числовой информации Тема Введение в электронные таблицы Основные вопросы: Круг задач решаемых с использованием программ класса электронные...