10336

Физическое воспитание. Понятие о здоровом образе жизни. Задачи, содержание, методы и формы ФВ в современной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Физическое воспитание. Понятие о здоровом образе жизни. Задачи содержание методы и формы ФВ в современной школе. Учет индивидуальнотипологических особенностей субъектов образовательного процесса в экологически неблагополучных регионах. Здоровьесберегающие технолог...

Русский

2013-03-25

36.5 KB

8 чел.

Физическое воспитание. Понятие о здоровом образе жизни. Задачи, содержание, методы и формы ФВ в современной школе. Учет индивидуально-типологических особенностей субъектов образовательного процесса в экологически неблагополучных регионах. Здоровьесберегающие технологии в образовании.

 ФВ – процесс формирования познавательной и оздоровительной деятельности учащихся, выработки гигиенических норм и формирование здорового образа жизни.

Физическая культура – часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, спортивная деятельность и формирование философско-религиозных представлений о единстве духа и тела человека.

В культуре и педагогике разл. народов ФВ всегда занимало особое место и сочеталось с НВ и УВ. Сейчас – это основной принцип ФВ в европ. школах. Отеч. систему разработал Лесгафт.

К задачам ФВ относятся:

  1.  развитие основных двигательных умений и навыков,
  2.  обеспечение правил физического развития, укрепления здоровья, закаливание, повышение работоспособности,
  3.  воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и потребности в них,
  4.  формирование взглядов и нравственных качеств, ведущих к пониманию значения физической культуры и пробуждающих стремление к здоровому образу жизни,
  5.  формирование знаний в области здоровья, гигиены и спорта.

Содержание ФВ определяется комплексной программой для учащихся 1-11 классов:

1 часть: физкультурно-оздоровительные мероприятия, осуществляются в течение учебного дня.

2 часть: уроки по физической культуре.

3 часть: внеклассные занятия спортом (секции, клубы).

4 часть: физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Функции ФВ:

  1.  развивающая – совершенствование сущностных сил людей, в т.ч. мышечной и нервной системы, психологических процессов;
  2.  воспитательная – укрепление выносливости и закалки морального духа человека (в здоровом теле – здоровый дух; воля – твердость – решительность и т.д.);
  3.  образовательная – знакомит с теорией и историей физической культуры, ее значением в жизни личности;
  4.  оздоровительно-гигиеническая – повышение сопротивляемости организма болезням, предупреждение гиподинамии;
  5.  общекультурная.

К средствам ФВ относятся физические упражнения, подвижные игры и развлечения, спорт. игры, естественные движения, естественные природные факторы, массаж.

Формы ФВ тоже многообразны. Это утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки и физкультпаузы в ходе урока, уроки по физвоспитанию (основная форма), спорт. час в группе продленного дня, внеклассные и внешкольные оздоровительные мероприятия (прогулки, экскурсии, походы) и самостоятельные занятия физическими упражнениями. Единым гигиеническим требованиям к ним является соответствие нагрузки индивидуальным возможностям школьника и регулярный врачебно-педагогический контроль за здоровьем учащихся.

Методы ФВ: тренировки, инструкции, спорт. секции, личный пример, убеждение и т.д.

Академический характер уроков ФК в отеч. школах…

Лихачев называл формирование з.о.ж. антиотравляющим воспитанием – процесс осознания подростками опасности наркот., алкогольного, токсич. и др. отравлений психики и организма и выработка отвращения и противодействия к употреблению алкоголя, никотина и т.д. В России этими проблемами занимается «Этика и психология семейной жизни» и «ОБЖ».

Показатели эффективности ФВ: следование требованиям з.о.ж., соблюдение правил личной гигиены, норм. физическое развитие, соотв. возрасту и т.д.

Наблюдения гигиенистов за реакцией учащихся на учебную деятельность при разл. ее организации позволяет отнести к здоровьесберегающим следующие пед. технологии:

  •  модель структуры урока, разработанную группой авторов под руководством Г.Г. Левитаса;
  •  модульное обучение – довольно старую по времени возникновения пед. технологию, адаптированную к требованиям совр. образования П.П. Третьяковым;
  •  коллективный способ обучения (КСО).

Также к потенциально здоровьесберегающим можно отнести развивающее обучение (РО) Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Причиной такого осторожного отношения к данной технологии послужили отрицательные результаты ее гигиенической оценки некот. авторами, несмотря на то, что в метод. основах этой технологии, как и в предыыдущих заложен принцип индивидуализации обучения. На примере младших школьников, обучавшихся по технологии РО, было установлено, что ориентация на учебно-познавательные возможности учащихся не учитывает сниженные функциональные возможности не совсем здоровых детей. Оказалось, что такие дети, обладая высокими учебно-познавательными, но сниженными функц. возможностями, чаще заканчивали учебный день и неделю с кумулятивными формами утомления по сравнению с обучением по традиц. технологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76390. Конституционный Суд РФ. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации 57 KB
  Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда...
76392. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты 42 KB
  Это общественные отношения урегулированные нормами конституционного права содержанием которых являются юридические связи между субъектами в форме прав и обязанностей предусмотренных конкретными нормами. Специфика конституционноправовых отношений по сравнению с другими видами правоотношений состоит в следующем: 1 конституционноправовые отношения имеют свое собственное содержание: возникают в особой сфере отношений составляющих предмет конституционного права; 2 конституционноправовым отношениям свойствен особый субъектный состав:...
76394. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды 51 KB
  От норм других отраслей права конституционноправовые нормы отличаются: своим содержанием зависящим от той сферы общественных отношений на регулирование которых эти нормы направлены; источниками в которых они выражены. Основополагающие наиболее значимые нормы содержатся в особом акте обладающем высшей юридической силой во всей системе права в Конституции РФ; своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше чем в других отраслях общерегулятивных норм. Это нормыпринципы нормыдефиниции нормызадачи.
76395. Конституционно-правовая ответственность 35 KB
  Конституционно правовая ответственность. Конституционноправовая ответственность– обязанность субъекта правоотношения гражданина органа власти должностного лица претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий бездействий установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами. Как и любая другая юридическая ответственность конституционноправовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. 29 устанавливается...