10337

Эмоционально-волевая сфера личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Эмоциональноволевая сфера личности. Задачи содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств вкусов понятий идеалов; формирование умений навыков воплощения прекрасного в жизнь. Эмоциональные процессы пси

Русский

2013-03-25

52 KB

20 чел.

Эмоционально-волевая сфера личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, идеалов; формирование умений, навыков воплощения прекрасного в жизнь.

Эмоциональные процессы – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека.

Эмоции – психическое отражение жизненного смысла явлений, ситуаций, проявляющиеся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастного переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Виды эмоц. процессов:

1. аффект – эмоц. процесс, быстро овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся изменениями сознания, нарушением волевого контроля действий, сужением сознания. Основное условие возникновения – невозможность субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникшей ситуации;

2. эмоции – радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и др.;

3. чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью;

Свойства чувств:

  •  более длительны, чем другие эмоциональные состояния;
  •  чувства предметны – отражают устойчивое отношение к конкр. объектам (реальным или воображаемым);
  •  чувства устойчивы и постоянны;
  •  чувства возникают как обобщение эмоций.

4. настроение – общее эмоц. состояние, окрашивающее в течение длительного времени отдельные психические процессы и поведение субъекта;

5. страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее переживание, выраженное в сосредоточенности на объекте;

6. стресс – нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на кот. ранее не сформирована, но д.б. найдена в сложившейся ситуации; неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутр. требования.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на:

  •  непроизвольные действия (совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений, напр., поступки людей в состоянии аффекта);
  •  произвольные действия (предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, кот. могут обеспечить ее достижение, их очередность, они производны от воли человека, отсюда и название).

Воля необходима при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Выполняя разл. виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут не сформироваться, если:

  1.  ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись;
  2.  ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен сам принимать решения.

Волевые действия м.б. простые (при кот. человек без колебаний идет к поставленной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться) и сложные, в кот. выделяют след. этапы:

  1.  осознание цели и стремление достичь ее;
  2.  осознание ряда возможностей достижения цели;
  3.  появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
  4.  борьба мотивов и выбор;
  5.  принятие одной из возможностей в качестве решения;
  6.  осуществление принятого решения;
  7.  преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Результаты любого волевого действия имеют 2 следствия: 1-ое – достижение конкр. цели, 2-ое связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соотв. уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

В значительной мере эмоционально-волевая сфера личности формируется в эстетическом воспитании.

Эстетическое В. – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценить прекрасное, безобразное в творчестве и искусстве, жить и творить по «законам красоты» (Лихачев «Педагогика»).

Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя следующие компоненты:

  •  эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образцы и испытывать эстетические чувства;
    •  эстетические чувства - эмоциональное состояние, вызываемое оценочным отношением человека к явлениям искусства и действительности;
      •  эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;
        •  эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
        •  эстетические идеалы - социально и индивидуально психологические обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Задачи и содержание ЭВ: формирование эстетических вкусов чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесн6о связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется, прежде всего, на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Но возможности ЭВ учащихся, предоставляемые учебным планом и программой ограничены. Эта ограниченность д.б. компенсирована в системе дополнительного образования, самодеятельности. Во внеурочное время ЭВ осуществляется посредством работы кружков, студии, коллективов художественной самодеятельности, театров.

Теория эстетического воспитания рассматривается в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного. Данное направление осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий.

Природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красот эстетического отношения к действительности и искусству. Но большой поток художественно-эстетической информации порой пагубно влияет на становление эстетических ценностей. Главным методом их формирования у школьников является метод сопоставления (красивое - некрасивое, ужасное - прекрасное) через определенные эталоны.

Показатели эффективности ЭВ: сформированность компонентов эстетической культуры, способность переживать эстетические чувства, формирование способностей в области искусства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77502. Протокольные мероприятия 33.5 KB
  В отличие от всех других видов банкетов которые носят прежде всего характер торжественного товарищеского обеда на официальных приемах строго соблюдаются принятые правила оказания почестей определенным лицам установлены принципы приглашения гостей и их размещения за столом то есть в полной мере соблюдается протокол. В приглашениях иногда указывается одежда в которой желательно видеть гостей. Расположение мест за столом и правила размещения гостей нужно соблюдать неукоснительно. Найти предназначенное для Вас место будет несложно: на...
77503. Понятия этики и этикета 53.5 KB
  Понятия этики и этикета Наиболее общая формулировка слова этикет установленный порядок поведения гделибо. Перефразируя ее можно сказать что деловой этикет это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Со времен средневековья эти правила именуются этикетом. Этикет определяет основные формы общения как спорить не задевая чувств собеседника как вести себя в обществе.
77504. Внешний вид делового человека 82 KB
  Как правило без галстука или с нетрадиционным галстуком вязаным шерстяным льняным и т. Цвета любые галстук не обязателен. А5 Blck Tie Черный галстук официальный вечерний прием смокинг. А5 Cretive Blck Tie Черный галстук творческий подход смокинг с нетрадиционными аксессуарами или нетрадиционных цветов.
77505. Внешний вид деловой женщины 52 KB
  На легкое платье из вискозы шелка или джерси всегда нужно надевать жакет. Пояса с броскими пряжками или иными украшениями стоит надевать только если у вас стройная фигура. Черные чулки также не рекомендуется надевать. На вечерний прием допустимо надеть поверх длинной перчатки браслет но кольца надевать нельзя.
77506. Поведение в типичных ситуациях делового общения 44.5 KB
  Если у двери оказались начальник его заместитель и женщина дверь открывает тот кто ближе всего к ней даже женщина. Неплохо если дверь откроет и подержит пропуская своих подчиненных начальник. В данной ситуации как будто нарушена субординация Да но авторитет начальника как воспитанного человека несомненно возрастет. Как должен поступить начальник при встрече с сотрудником которому он должен задать вопрос не требующий обязательного рассмотрения в кабинете Остановив подчиненного он прежде всего здоровается а затем задает...
77507. ЭТИКА СЛУЖЕБНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ 32 KB
  Можно предположить что более низкий чем у мужчин порог страха заложен в прекрасной половине генетически идет из глубины веков из тех времен когда самым важным было наличие физической силы интеллект не принимался во внимание а поскольку женская физическая сила меньше чем физическая сила мужчины женщина большую часть своей жизни находилась в страхе тревоге. Развитие человечества не привело к исчезновению этих страхов хотя в современном мире женщина может восполнить отсутствие физической силы подобной мужской с помощью...
77509. Землетрясения и сейсмическая опасность 31.5 KB
  При недостаточной прочности сейсмостойкости конструкций происходят их повреждения различной степени или разрушения. Анализ последствий землетрясений показывает что здания различной конструкции получают следующие повреждения если сейсмические воздействия превышают расчетные для зданий запроектированных с учетом требований...
77510. ПОЖАРЫ И ВЗРЫВЫ 29.08 KB
  Результат распределения энергии по видам характеризует степень опасности для человека и окружающей территории далее объекта безопасности которая обусловлена негативным воздействием на объект безопасности и заключается в формировании опасных факторов часть из которых может быть поражающими Объекты на которых могут возникать опасные явления со взрывами и пожарами относят к классу взрывопожароопасных. В физикохимической основе пожара лежит процесс горения. Продвижение людей и техники по застроенной территории между отдельными пожарами...