10337

Эмоционально-волевая сфера личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Эмоциональноволевая сфера личности. Задачи содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств вкусов понятий идеалов; формирование умений навыков воплощения прекрасного в жизнь. Эмоциональные процессы пси

Русский

2013-03-25

52 KB

20 чел.

Эмоционально-волевая сфера личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, идеалов; формирование умений, навыков воплощения прекрасного в жизнь.

Эмоциональные процессы – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека.

Эмоции – психическое отражение жизненного смысла явлений, ситуаций, проявляющиеся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастного переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Виды эмоц. процессов:

1. аффект – эмоц. процесс, быстро овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся изменениями сознания, нарушением волевого контроля действий, сужением сознания. Основное условие возникновения – невозможность субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникшей ситуации;

2. эмоции – радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и др.;

3. чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью;

Свойства чувств:

  •  более длительны, чем другие эмоциональные состояния;
  •  чувства предметны – отражают устойчивое отношение к конкр. объектам (реальным или воображаемым);
  •  чувства устойчивы и постоянны;
  •  чувства возникают как обобщение эмоций.

4. настроение – общее эмоц. состояние, окрашивающее в течение длительного времени отдельные психические процессы и поведение субъекта;

5. страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее переживание, выраженное в сосредоточенности на объекте;

6. стресс – нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на кот. ранее не сформирована, но д.б. найдена в сложившейся ситуации; неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутр. требования.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на:

  •  непроизвольные действия (совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений, напр., поступки людей в состоянии аффекта);
  •  произвольные действия (предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, кот. могут обеспечить ее достижение, их очередность, они производны от воли человека, отсюда и название).

Воля необходима при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Выполняя разл. виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут не сформироваться, если:

  1.  ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись;
  2.  ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен сам принимать решения.

Волевые действия м.б. простые (при кот. человек без колебаний идет к поставленной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться) и сложные, в кот. выделяют след. этапы:

  1.  осознание цели и стремление достичь ее;
  2.  осознание ряда возможностей достижения цели;
  3.  появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
  4.  борьба мотивов и выбор;
  5.  принятие одной из возможностей в качестве решения;
  6.  осуществление принятого решения;
  7.  преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Результаты любого волевого действия имеют 2 следствия: 1-ое – достижение конкр. цели, 2-ое связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соотв. уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

В значительной мере эмоционально-волевая сфера личности формируется в эстетическом воспитании.

Эстетическое В. – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценить прекрасное, безобразное в творчестве и искусстве, жить и творить по «законам красоты» (Лихачев «Педагогика»).

Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя следующие компоненты:

  •  эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образцы и испытывать эстетические чувства;
    •  эстетические чувства - эмоциональное состояние, вызываемое оценочным отношением человека к явлениям искусства и действительности;
      •  эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;
        •  эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
        •  эстетические идеалы - социально и индивидуально психологические обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Задачи и содержание ЭВ: формирование эстетических вкусов чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесн6о связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется, прежде всего, на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Но возможности ЭВ учащихся, предоставляемые учебным планом и программой ограничены. Эта ограниченность д.б. компенсирована в системе дополнительного образования, самодеятельности. Во внеурочное время ЭВ осуществляется посредством работы кружков, студии, коллективов художественной самодеятельности, театров.

Теория эстетического воспитания рассматривается в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного. Данное направление осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий.

Природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красот эстетического отношения к действительности и искусству. Но большой поток художественно-эстетической информации порой пагубно влияет на становление эстетических ценностей. Главным методом их формирования у школьников является метод сопоставления (красивое - некрасивое, ужасное - прекрасное) через определенные эталоны.

Показатели эффективности ЭВ: сформированность компонентов эстетической культуры, способность переживать эстетические чувства, формирование способностей в области искусства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69539. Бюджетная система 523 KB
  Финансовая система Украины Централизованные финансовые ресурсы сосредотачиваются в Государственном бюджете Пенсионном фонде Фонде государственного страхования и др. Государственный бюджет формируется за счет отчислений плательщиков налогов согласно Закону...
69540. Проектное финансирование 96.5 KB
  Отличие проектного финансирования от кредитования реальных инвестиций.1 Отличие проектного финансирования от кредитования реальных инвестиций. Однако в Украине преобладает упрощенное представление о проектном финансировании как о банковском долгосрочном кредитовании...
69541. Складні речовини. Основні класи неорганічних сполук. Оксиди, їх склад, назва, визначення. Фізичні властивості 71 KB
  Ознайомити учнів з основними класами неорганічних сполук; складом, фізичними властивостями оксидів, та їх класифікацію; вдосконалювати вміння складати формули бінарних сполук.; виробляти вміння складати генетичні ряди.
69542. Конспекти уроків з технології 11 клас 655 KB
  Професійна діяльність і професійне самовизначення. Проектування як складова сучасного виробництва в життєдіяльності людини. Методи творчого та критичного мислення в проектній технології. Раціоналізаторські пропозиції – рушійна сила розвитку виробництва...
69543. Методологія і організація наукових досліджень 483 KB
  Наукове дослідження – це процес генерування нових наукових знань, тобто процес вивчення певного об’єкта (процесу або явища) з метою встановлення закономірностей його виникнення, розвитку і перетворення для раціонального використання у практичній діяльності людей.
69544. Методы прогнозирования и принятия решений, курс лекций 1.49 MB
  В курсе лекций показаны роль и место управленческих решений в функционировании организаций, методология и технология процесса разработки управленческих решений, классификация и типология управленческих решений, качество и эффективность управленческих решений, роль и методология прогнозирования в процессе принятия решений.
69545. Основы управления интеллектуальной собственностью, курс лекций 365.5 KB
  Интеллектуальная собственность в последнее время стала одной из основных движущих сил развития общества. В большинстве стран мира сложилась крупная отрасль общественного производства – экономика интеллектуальной собственности.
69546. Соціологія, курс лекцій 1.25 MB
  Вивчення даного курсу допоможе сформувати у майбутніх фахівців соціологічне мислення і культуру, надасть їм необхідну допомогу в розумінні сутності й змісту складних соціологічних явищ і процесів, що відбуваються в сучасному ринковому суспільстві
69547. Видоутворення: основні способи і значення 125.5 KB
  Видоутворення – еволюційний процес утворення нових біологічних видів (з предкового). Вперше термін «видоутворення» або «кладогенез» був введений біологом Оратором Куком. З генетичної точки зору видоутворення - це процес перетворення генетично відкритих систем (внутрішньовидові форми) в генетично закриті (види).