10337

Эмоционально-волевая сфера личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Эмоциональноволевая сфера личности. Задачи содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств вкусов понятий идеалов; формирование умений навыков воплощения прекрасного в жизнь. Эмоциональные процессы пси

Русский

2013-03-25

52 KB

20 чел.

Эмоционально-волевая сфера личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, идеалов; формирование умений, навыков воплощения прекрасного в жизнь.

Эмоциональные процессы – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека.

Эмоции – психическое отражение жизненного смысла явлений, ситуаций, проявляющиеся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастного переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Виды эмоц. процессов:

1. аффект – эмоц. процесс, быстро овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся изменениями сознания, нарушением волевого контроля действий, сужением сознания. Основное условие возникновения – невозможность субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникшей ситуации;

2. эмоции – радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и др.;

3. чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью;

Свойства чувств:

  •  более длительны, чем другие эмоциональные состояния;
  •  чувства предметны – отражают устойчивое отношение к конкр. объектам (реальным или воображаемым);
  •  чувства устойчивы и постоянны;
  •  чувства возникают как обобщение эмоций.

4. настроение – общее эмоц. состояние, окрашивающее в течение длительного времени отдельные психические процессы и поведение субъекта;

5. страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее переживание, выраженное в сосредоточенности на объекте;

6. стресс – нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на кот. ранее не сформирована, но д.б. найдена в сложившейся ситуации; неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутр. требования.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на:

  •  непроизвольные действия (совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений, напр., поступки людей в состоянии аффекта);
  •  произвольные действия (предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, кот. могут обеспечить ее достижение, их очередность, они производны от воли человека, отсюда и название).

Воля необходима при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Выполняя разл. виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут не сформироваться, если:

  1.  ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись;
  2.  ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен сам принимать решения.

Волевые действия м.б. простые (при кот. человек без колебаний идет к поставленной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться) и сложные, в кот. выделяют след. этапы:

  1.  осознание цели и стремление достичь ее;
  2.  осознание ряда возможностей достижения цели;
  3.  появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
  4.  борьба мотивов и выбор;
  5.  принятие одной из возможностей в качестве решения;
  6.  осуществление принятого решения;
  7.  преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Результаты любого волевого действия имеют 2 следствия: 1-ое – достижение конкр. цели, 2-ое связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соотв. уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

В значительной мере эмоционально-волевая сфера личности формируется в эстетическом воспитании.

Эстетическое В. – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценить прекрасное, безобразное в творчестве и искусстве, жить и творить по «законам красоты» (Лихачев «Педагогика»).

Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя следующие компоненты:

  •  эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образцы и испытывать эстетические чувства;
    •  эстетические чувства - эмоциональное состояние, вызываемое оценочным отношением человека к явлениям искусства и действительности;
      •  эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;
        •  эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
        •  эстетические идеалы - социально и индивидуально психологические обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Задачи и содержание ЭВ: формирование эстетических вкусов чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесн6о связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется, прежде всего, на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Но возможности ЭВ учащихся, предоставляемые учебным планом и программой ограничены. Эта ограниченность д.б. компенсирована в системе дополнительного образования, самодеятельности. Во внеурочное время ЭВ осуществляется посредством работы кружков, студии, коллективов художественной самодеятельности, театров.

Теория эстетического воспитания рассматривается в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного. Данное направление осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий.

Природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красот эстетического отношения к действительности и искусству. Но большой поток художественно-эстетической информации порой пагубно влияет на становление эстетических ценностей. Главным методом их формирования у школьников является метод сопоставления (красивое - некрасивое, ужасное - прекрасное) через определенные эталоны.

Показатели эффективности ЭВ: сформированность компонентов эстетической культуры, способность переживать эстетические чувства, формирование способностей в области искусства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79652. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ 133 KB
  Взыскатель имеет право: просить судебного пристава-исполнителя о немедленном наложении после возбуждения исполнительного производства ареста на имущество и денежные средства должника; знать где находится исполнительный документ в тот или иной момент поскольку на судебном...
79653. ПОДХОД К ВЫРАБОТКЕ ЕДИНОГО ПОНЯТИЯ «КИБЕРТЕРРОРИЗМ» (НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА) 122.5 KB
  Проблема кибертерроризма существует относительно недавно, поэтому она не вошла в законодательство большинства ведущих стран мира, в том числе России. Это связано с тем, что до сих пор не выработано единое понятие (научная дефиниция) нового вида правонарушения.
79654. Особенности формы договора займа, заключаемого кредитным потребительским кооперативом граждан со своими членами 92 KB
  Вторая особенность формы договора займа, заключаемого кредитным потребительским кооперативом граждан со своими членами, состоит в последствиях ее несоблюдения. Так, в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о кредитных потребительских кооперативах граждан несоблюдение письменной формы договора займа влечет его недействительность.
79655. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 136.5 KB
  Согласно действовавшему ранее Закону Российской Федерации от 9 октября 1992 г. Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
79656. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН. МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ 105 KB
  В течение последних 20-30 лет к организации внутренней структуры национальных налоговых администраций отчетливо выделились три подхода: модель вид налога; функциональная модель; модель вид налогоплательщика. Наиболее ранняя модель организационной структуры налоговых органов...
79657. МЕСТО И РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА В СИСТЕМЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ 156.5 KB
  Из данного конституционного положения следует что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции.
79658. НОВАЦИИ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ 97.5 KB
  Вопросы проведения первичных публичных размещений акций продолжительное время находились за рамками внимания законодателя что порождало возникновение правовых проблем на пути расширения практики использования российскими компаниями механизма первичного публичного размещения для привлечения...
79659. ДЕГРАДАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА 112 KB
  Язык любого народа важнейший компонент его национальной культуры средство выражения национального и личностного самосознания. Восприятие русского языка в других странах и культурах во многом зависит от его состояния его функционирования в обществе.
79660. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ВИДЫ ДОГОВОРА БАНКОВСКОГО ВКЛАДА И БАНКОВСКОГО СЧЕТА 158.5 KB
  Законодательство иногда предусматривает возможность замены стороны в договоре банковского вклада. Это может произойти по правилам уступки права требования или перевода долга. Представляется, что перевод долга на стороне банка может проводиться, только когда новый должник также является банком.