10337

Эмоционально-волевая сфера личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе

Доклад

Педагогика и дидактика

Эмоциональноволевая сфера личности. Задачи содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств вкусов понятий идеалов; формирование умений навыков воплощения прекрасного в жизнь. Эмоциональные процессы – пси

Русский

2013-03-25

52 KB

19 чел.

Эмоционально-волевая сфера личности. Задачи, содержание и методы эстетического воспитания учащихся в современной школе. Воспитание эстетических чувств, вкусов, понятий, идеалов; формирование умений, навыков воплощения прекрасного в жизнь.

Эмоциональные процессы – психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизни человека.

Эмоции – психическое отражение жизненного смысла явлений, ситуаций, проявляющиеся в форме непосредственного «сиюминутного» пристрастного переживания, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Виды эмоц. процессов:

1. аффект – эмоц. процесс, быстро овладевающий человеком, бурно протекающий, характеризующийся изменениями сознания, нарушением волевого контроля действий, сужением сознания. Основное условие возникновения – невозможность субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникшей ситуации;

2. эмоции – радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и др.;

3. чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью;

Свойства чувств:

  •  более длительны, чем другие эмоциональные состояния;
  •  чувства предметны – отражают устойчивое отношение к конкр. объектам (реальным или воображаемым);
  •  чувства устойчивы и постоянны;
  •  чувства возникают как обобщение эмоций.

4. настроение – общее эмоц. состояние, окрашивающее в течение длительного времени отдельные психические процессы и поведение субъекта;

5. страсть – сильное, глубокое, абсолютно доминирующее переживание, выраженное в сосредоточенности на объекте;

6. стресс – нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на кот. ранее не сформирована, но д.б. найдена в сложившейся ситуации; неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутр. требования.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Все действия человека могут быть поделены на:

  •  непроизвольные действия (совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений, напр., поступки людей в состоянии аффекта);
  •  произвольные действия (предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, кот. могут обеспечить ее достижение, их очередность, они производны от воли человека, отсюда и название).

Воля необходима при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Выполняя разл. виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля и волевые качества могут не сформироваться, если:

  1.  ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись;
  2.  ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен сам принимать решения.

Волевые действия м.б. простые (при кот. человек без колебаний идет к поставленной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться) и сложные, в кот. выделяют след. этапы:

  1.  осознание цели и стремление достичь ее;
  2.  осознание ряда возможностей достижения цели;
  3.  появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;
  4.  борьба мотивов и выбор;
  5.  принятие одной из возможностей в качестве решения;
  6.  осуществление принятого решения;
  7.  преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Результаты любого волевого действия имеют 2 следствия: 1-ое – достижение конкр. цели, 2-ое связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соотв. уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

В значительной мере эмоционально-волевая сфера личности формируется в эстетическом воспитании.

Эстетическое В. – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценить прекрасное, безобразное в творчестве и искусстве, жить и творить по «законам красоты» (Лихачев «Педагогика»).

Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя следующие компоненты:

  •  эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образцы и испытывать эстетические чувства;
    •  эстетические чувства - эмоциональное состояние, вызываемое оценочным отношением человека к явлениям искусства и действительности;
      •  эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях;
        •  эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;
        •  эстетические идеалы - социально и индивидуально психологические обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Задачи и содержание ЭВ: формирование эстетических вкусов чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесн6о связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется, прежде всего, на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Но возможности ЭВ учащихся, предоставляемые учебным планом и программой ограничены. Эта ограниченность д.б. компенсирована в системе дополнительного образования, самодеятельности. Во внеурочное время ЭВ осуществляется посредством работы кружков, студии, коллективов художественной самодеятельности, театров.

Теория эстетического воспитания рассматривается в признании непреходящего значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного. Данное направление осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий.

Природа с рождения закладывает в ребенке задатки и возможности постижения красот эстетического отношения к действительности и искусству. Но большой поток художественно-эстетической информации порой пагубно влияет на становление эстетических ценностей. Главным методом их формирования у школьников является метод сопоставления (красивое - некрасивое, ужасное - прекрасное) через определенные эталоны.

Показатели эффективности ЭВ: сформированность компонентов эстетической культуры, способность переживать эстетические чувства, формирование способностей в области искусства.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83105. Святкуємо Різдвяні свята разом із музикою 66.5 KB
  Дидактична мета: закріпити поняття про виражальні та зображальні можливості музики. Розвиваюча мета: розвивати музично-творчі здібності дітей, природну музичність, вокально-хорові навички на основі сприймання художньо-образного музичного матеріалу, інтелектуальну гнучкість.
83106. На сонці тепло, біля матері добре. О.Єфімов «Задачі трапляються різні» 708 KB
  На сонці тепло біля матері добре. Обладнання: мультимедійна дошка проектор презентаційний матеріал картки із завданнями малюнки дітей вправи для розвитку техніки читання азбука почуттів. Вправи на вдосконалення техніки читання картки вправа Ланцюжки. Робота з текстом перед читанням твору.
83107. Урок природознавства «Ґрунт» 263 KB
  Земля на якій ростуть рослини називається ґрунтом. Тож завданням нашої експедиції буде дізнатися: що таке ґрунт; яке значення має ґрунт для всього живого на нашій планеті: рослин тварин людей. З часом вода вітер зміна температури та живі організми сприяли утворенню ґрунту.
83108. Будь обережним. Правила безпечної поведінки вдома (з побутовими приладами, газом, водою, вогнем) 72 KB
  Прибери з кімнати небезпечні предмети Діти називають предметиякі потрібно прибрати з кімнати. Накажи щоб усі діти обережно поводились з електричними приладами сірниками. Отже діти ніколи не залишайте увімкненою газову плиту і не грайтеся зі сірниками.
83109. Спільнокореневі слова (українська мова); Легенди та перекази про птахів (читання, позакласне читання); Птахи (природознавство); Як живеться вам, птахи? (малювання) 512 KB
  Передавати елементарну будову птахів засобами графіки. Обладнання: Диски цифрові носії дидактичний матеріал: картки загадки вірші оповідання ілюстрації птахів енциклопедія для дітей книжкирозгортки Тваринний світ ребуслегенди про птахів.
83110. Свойства воды. Круговорот воды в природе 73.5 KB
  Цели: - формировать у учащихся представление о круговороте воды в природе; закрепить знания о разнообразии состояний воды в окружающей среде; свойствах воды; развивать логическое мышление, исследовательские навыки, умение наблюдать и делать выводы; воспитывать познавательный интерес.
83111. Робота з природним матеріалом. Створення композиції «Осінній вернісаж» 32.5 KB
  Мета: навчальна: вчити працювати з природним матеріалом; продовжувати вдосконалювати вміння та навички виготовляти композиції з листя, трав, квітів розвивальна: розвивати художній смак, мислення, пробуджувати пізнавальні інтереси виховна: виховувати любов до природи, рідного краю, мистецтва.
83112. Таблиця ділення на 4. Усне розвʼязування рівнянь методом підбору. Виконання творчих завдань 53 KB
  Удосконалювати навички обчислення прикладів на множення та розвʼязування задач на конкретний зміст дії множення. Формувати вміння з рівностей на множення числа 4 складати рівностіщо містять ділення на 4 розв’язувати рівняння на знаходження невідомого множника.
83113. В.Струтинський «Казка про хлопчика Абихто». М.Сингаївський «Дощ із краплі починається» 203.5 KB
  Вітання: пошлемо одне одному добрі думки і добрі відчуття посміхніться один одному. Мотивація навчальна діяльності Слайд 4 Вчитель: А я дарую вам маленькі серця із побажаннями діти вибирають різнокольорові 4 кольори серця і зачитують побажання Приємно тебе бачити у тебе гарна посмішка...