10338

Воспитательная система: сущность, структура, функции, динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы

Доклад

Педагогика и дидактика

Воспитательная система: сущность структура функции динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы. Отечественные и зарубежные воспитательные системы В.А. Караковский А.А. Захаренко Р. Штайнер М. Монтессори. Проектирование психологически ко

Русский

2013-03-25

42 KB

209 чел.

Воспитательная система: сущность, структура, функции, динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы. Отечественные и зарубежные воспитательные системы (В.А. Караковский, А.А. Захаренко, Р. Штайнер, М. Монтессори). Проектирование психологически комфортной образовательной среды.
Понятие «восп. система» становится все более распр. и стало уже ключевым в нашей педагогике. В практике совр. массовой школы в последнее время говорят о существовании 2-х систем:
1) дидактическая система – охватывающая учебно-познавательную деятельность школьников и метод. работу учителя;
2) восп. система – система восп. работы.
В наст. время педагоги пришли к выводу, что сфера воспитания – это особая сфера и она не может рассматриваться как дополнение к обучению и образованию. Более того, задачи обучения и образования не м.б. решены без выхода педагога в сферу воспитания, др. словами, дидактич. система является подсистемой восп. системы.
Воспитание – процесс управления развитием личности через создание благоприятных условий. Тогда восп. система выступает и как психо-педагогический фактор и как социо-педагогический.
Давно утвердилось понятие в педагогике «дидактической системы». Ее характеризуют через цели, содержание образования, методы, формы его организации. Естественно, что в процессе образования реализуются и восп. цели. Любое образоват. учреждение выполняет воспит. функцию, т.к. формирует у школьников целостное отношение к окруж. миру с осознанием себя в этом мире, нахождением собств. «Я» и самореализацией. Эти функции не м.б. реализованы только в сфере познания. Развивающемуся человеку нужна трудовая, творческая деятельность, связанная с удовлетворением индивид.потребностей.

Воспитательная система школы – совокупность взаимосвязанных компонентов (восп. цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания (пед. словарь).

Целью и объектом ВС является целостная личность. ВС включает в себя след. компоненты:

  •  цели;
  •  совокупность субъектов;
  •  освоенная среда;
  •  упражнение.

Признаки ВС школы:

  1.  наличие одной единой концепции развития школьной ВС;
  2.  формирование з.о.ж.;
  3.  сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия;
  4.  совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений.

Основные функции ВС (традиционные):

1) интегрирующая – соединение воедино разрозненных, несогласованных воспит. воздействий;

2) регулирующая – упорядочение пед. процессов и управление ими;

3) развивающая – обеспечивает динамику системы, ее обновление и совершенствование.

Новые функции:

  1.  защитная – обусловлена соц.-экон. состоянием общества;
  2.  корректировочная – связана с информационным бумом;
  3.  компенсаторная – дети-сироты, неблагополучные семьи.
Восп. система В.А. Караковского. В 1963г. в челябинской школе №1 стали применять методику коллективного творческого воспитания. Воспитательная система К. ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. В школе К. восп. деятельность в учебном процессе и в соц. среде соединена в единое целое. Стиль отношений, по К., строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности. Основная форма организации школьного коллектива – подготовка и проведение неформальных школьных дел, имеющих нравственный смысл для учащихся Проводились коммунарские сборы, дидакт. театр, творческая учеба, «читай - город», аукционы знаний.
Восп. система А.А. Захаренко. Сочетает массовую и индивидуальную работу с учащимися на основе знания каждого школьника и опоры на лучшее в нем. Развивал идею Макаренко о близких и далеких перспективах. З. удалось сплотить педагогов, учащихся и родителей в единый коллектив и тем способствовать возрождению бывшего неперспективного села. Трудовое обучение З. ориентировал на реальные дела учащихся: в школьных цехах - по договору с предприятиями изготавливалась промышленная продукция; выпускники вместе с аттестатом получали и профессию.
Восп. система Р. Штайнера. Вальдорфская педагогика – разновидность «свободного воспитания», это система самопознания и саморазвития индивидуальности. Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия собственного опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в разных жизненных ситуациях. Воспитание происходит без принуждения, без насилия духовного и телесного. Свобода как средство воспитания. Обучение неотделимо от воспитания: обучение есть воспитание определенных качеств личности. Культ творчества, творческой личности. Соединение восточной и европейских культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и астрального. Единая жизнь педагогов и учеников.
Восп. система М. Монтессори. Идея воспитывающей среды: силы развития заложены в ребенке, но они могут и не реализоваться, если не будет подготовительной среды Монтессори - материал – часть педагогической среды, психологическое орудие, инструмент опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, смотрит внутрь себя, манипулирует им и незаметно приобретает умения. В школьном периоде пед. средой является вся система: от материальной базы до псих. уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. В школе уроков нет. День начинается с общего круга, после все расходятся на свободную работу, каждый сам выбирает чем будет заниматься. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку. Детям никто не дает никаких заданий, оценка труда – в виде одобрения.

Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы.

Социально-психологический климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, общества) — это динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого члена группы и тем самым определяющих личностное развитие каждого и развитие группы в целом.

Для установления климата необходимы время и некоторая история жизнедеятельности группы.
Педагог может влиять на атмосферу, и, изменяя ее, улучшая ее, и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он создает климат как длительную и устойчивую атрибутику группы.

Характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личностного развития:

  •  доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
  •  защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;
  •  работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;
  •  инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я»;
  •  мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.
Аналогичны характеристики неблагоприятного климата группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность.
Субъектом создания атмосферы может быть сам педагог, либо ребенок как член группы, либо какое-то третье лицо, привлеченное педагогом и представшее перед группой непосредственно (директор, писатель, ученый, родитель, артист) или опосредованно (через аудиозапись, фотографию, суждение, видеозапись).

Способ влияния на групповую атмосферу в каждый момент — это выбор ответа на вопросы: кто влияет? и каким средством?

Однако способ сам по себе не окажет решительного влияния, он вообще нейтрален по отношению к атмосфере. Слова педагога могут как повысить, так и понизить атмосферу.
Решает дело содержание влияния, но не формы влияния. Содержание должно быть социально-ценностным.

Психологический климат продолжает свое воздействие и тогда, когда в группе нет педагога. Вот почему А.С. Макаренко замечал, что воспитание протекает «когда нас нет дома». Социально-ценностный климат группы — это каждодневное воспроизводство ценностных отношений вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда дети — в полной мере субъекты проявляемых отношений. Тайна влияния психологического климата прячется в свободе субъектного выражения и, следовательно, в практике ценностного утверждения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71431. Послеоперационный период, Сестринский процесс в раннем послеоперационном периоде 36.81 KB
  Послеоперационный период – промежуток времени с момента окончания хирургической операции до момента восстановления трудоспособности или перевода больного на инвалидность. Окончание операции, как правило, совпадает с наложением швов, и закрытием раны защитной повязкой.
71438. Трехмерный лазерный сканер 517 KB
  Результатом является совокупность точек объекта для каждой из которых определены пространственные координаты XYZ соответствующая плотность изображения d. Соответствующие координаты точек объекта вычисляются по известным формулам: 1 Координаты точек объекта...
71439. СВЯЗЬ КООРДИНАТ ТОЧЕК МЕСТНОСТИ И ИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА СКАНЕРНЫХ СНИМКАХ 81.5 KB
  RSi – вектор, определяющий положение центра проекции i-й строки в системе координат объекта. rm – единичный вектор, определяющий положение текущей точки в системе координат объекта. RM – определяет положение точки М в системе координат объекта относительно системы координат сканера.