10338

Воспитательная система: сущность, структура, функции, динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы

Доклад

Педагогика и дидактика

Воспитательная система: сущность структура функции динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы. Отечественные и зарубежные воспитательные системы В.А. Караковский А.А. Захаренко Р. Штайнер М. Монтессори. Проектирование психологически ко

Русский

2013-03-25

42 KB

202 чел.

Воспитательная система: сущность, структура, функции, динамика. Взаимодействие дидактической и воспитательной подсистем школы. Отечественные и зарубежные воспитательные системы (В.А. Караковский, А.А. Захаренко, Р. Штайнер, М. Монтессори). Проектирование психологически комфортной образовательной среды.
Понятие «восп. система» становится все более распр. и стало уже ключевым в нашей педагогике. В практике совр. массовой школы в последнее время говорят о существовании 2-х систем:
1) дидактическая система – охватывающая учебно-познавательную деятельность школьников и метод. работу учителя;
2) восп. система – система восп. работы.
В наст. время педагоги пришли к выводу, что сфера воспитания – это особая сфера и она не может рассматриваться как дополнение к обучению и образованию. Более того, задачи обучения и образования не м.б. решены без выхода педагога в сферу воспитания, др. словами, дидактич. система является подсистемой восп. системы.
Воспитание – процесс управления развитием личности через создание благоприятных условий. Тогда восп. система выступает и как психо-педагогический фактор и как социо-педагогический.
Давно утвердилось понятие в педагогике «дидактической системы». Ее характеризуют через цели, содержание образования, методы, формы его организации. Естественно, что в процессе образования реализуются и восп. цели. Любое образоват. учреждение выполняет воспит. функцию, т.к. формирует у школьников целостное отношение к окруж. миру с осознанием себя в этом мире, нахождением собств. «Я» и самореализацией. Эти функции не м.б. реализованы только в сфере познания. Развивающемуся человеку нужна трудовая, творческая деятельность, связанная с удовлетворением индивид.потребностей.

Воспитательная система школы – совокупность взаимосвязанных компонентов (восп. цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим фактором воспитания (пед. словарь).

Целью и объектом ВС является целостная личность. ВС включает в себя след. компоненты:

  •  цели;
  •  совокупность субъектов;
  •  освоенная среда;
  •  упражнение.

Признаки ВС школы:

  1.  наличие одной единой концепции развития школьной ВС;
  2.  формирование з.о.ж.;
  3.  сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия и взаимодействия;
  4.  совместная деятельность разновозрастных коллективов и объединений.

Основные функции ВС (традиционные):

1) интегрирующая – соединение воедино разрозненных, несогласованных воспит. воздействий;

2) регулирующая – упорядочение пед. процессов и управление ими;

3) развивающая – обеспечивает динамику системы, ее обновление и совершенствование.

Новые функции:

  1.  защитная – обусловлена соц.-экон. состоянием общества;
  2.  корректировочная – связана с информационным бумом;
  3.  компенсаторная – дети-сироты, неблагополучные семьи.
Восп. система В.А. Караковского. В 1963г. в челябинской школе №1 стали применять методику коллективного творческого воспитания. Воспитательная система К. ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. В школе К. восп. деятельность в учебном процессе и в соц. среде соединена в единое целое. Стиль отношений, по К., строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности. Основная форма организации школьного коллектива – подготовка и проведение неформальных школьных дел, имеющих нравственный смысл для учащихся Проводились коммунарские сборы, дидакт. театр, творческая учеба, «читай - город», аукционы знаний.
Восп. система А.А. Захаренко. Сочетает массовую и индивидуальную работу с учащимися на основе знания каждого школьника и опоры на лучшее в нем. Развивал идею Макаренко о близких и далеких перспективах. З. удалось сплотить педагогов, учащихся и родителей в единый коллектив и тем способствовать возрождению бывшего неперспективного села. Трудовое обучение З. ориентировал на реальные дела учащихся: в школьных цехах - по договору с предприятиями изготавливалась промышленная продукция; выпускники вместе с аттестатом получали и профессию.
Восп. система Р. Штайнера. Вальдорфская педагогика – разновидность «свободного воспитания», это система самопознания и саморазвития индивидуальности. Воспитание призвано сформировать целостную личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, открытую для восприятия собственного опыта, способную на осознанный и ответственный выбор в разных жизненных ситуациях. Воспитание происходит без принуждения, без насилия духовного и телесного. Свобода как средство воспитания. Обучение неотделимо от воспитания: обучение есть воспитание определенных качеств личности. Культ творчества, творческой личности. Соединение восточной и европейских культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и астрального. Единая жизнь педагогов и учеников.
Восп. система М. Монтессори. Идея воспитывающей среды: силы развития заложены в ребенке, но они могут и не реализоваться, если не будет подготовительной среды Монтессори - материал – часть педагогической среды, психологическое орудие, инструмент опосредованного восприятия мира. Взяв с полки предмет, ребенок концентрируется на определенной цели, смотрит внутрь себя, манипулирует им и незаметно приобретает умения. В школьном периоде пед. средой является вся система: от материальной базы до псих. уклада жизни коллектива. Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. В школе уроков нет. День начинается с общего круга, после все расходятся на свободную работу, каждый сам выбирает чем будет заниматься. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку. Детям никто не дает никаких заданий, оценка труда – в виде одобрения.

Механизмом формирующего влияния группы на ребенка является психологический климат, а вернее, социально-психологический климат группы.

Социально-психологический климат группы (семьи, товарищества, школы, творческой группы, региона, общества) — это динамическое поле отношений в группе, влияющих на самочувствие и активность каждого члена группы и тем самым определяющих личностное развитие каждого и развитие группы в целом.

Для установления климата необходимы время и некоторая история жизнедеятельности группы.
Педагог может влиять на атмосферу, и, изменяя ее, улучшая ее, и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он создает климат как длительную и устойчивую атрибутику группы.

Характеристики социально-психологического климата, благоприятного для личностного развития:

  •  доброжелательность как расценивание поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;
  •  защищенность как безусловное отсутствие агрессии в адрес любого человека и готовность оказать помощь;
  •  работоспособность как созидательная активность группы положительной мотивации и мобильность группы;
  •  инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личностного «Я»;
  •  мажор и оптимизм как устремление группы к радостным перспективам.
Аналогичны характеристики неблагоприятного климата группы: агрессивность, незащищенность, леность, пассивность, пессимизм, унылость, инертность.
Субъектом создания атмосферы может быть сам педагог, либо ребенок как член группы, либо какое-то третье лицо, привлеченное педагогом и представшее перед группой непосредственно (директор, писатель, ученый, родитель, артист) или опосредованно (через аудиозапись, фотографию, суждение, видеозапись).

Способ влияния на групповую атмосферу в каждый момент — это выбор ответа на вопросы: кто влияет? и каким средством?

Однако способ сам по себе не окажет решительного влияния, он вообще нейтрален по отношению к атмосфере. Слова педагога могут как повысить, так и понизить атмосферу.
Решает дело содержание влияния, но не формы влияния. Содержание должно быть социально-ценностным.

Психологический климат продолжает свое воздействие и тогда, когда в группе нет педагога. Вот почему А.С. Макаренко замечал, что воспитание протекает «когда нас нет дома». Социально-ценностный климат группы — это каждодневное воспроизводство ценностных отношений вне зависимости от присутствия либо отсутствия педагогического контроля, когда дети — в полной мере субъекты проявляемых отношений. Тайна влияния психологического климата прячется в свободе субъектного выражения и, следовательно, в практике ценностного утверждения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82631. Творчість Василя Сухомлинського. Що означає бути людиною 99.5 KB
  Мета. Розширити знання учнів про творчість В.О. Сухомлинського, вчити їх розуміти текст; розвивати навички читання, уміння висловлювати свої міркування про розуміння морально-етичних проблем, збагачувати уявлення школярів про людяність, сприяти осмисленню філософського поняття «слід людини на землі»...
82632. Порядок виконання дій одного ступеня і різних ступенів 170 KB
  Мета. Ознайомити учнів з порядком виконання дій одного ступеня і різних ступенів; формувати навички розв’язувати навички розв’язування прикладів і задач, які включають дії різних ступенів. Хід уроку: Оргмомент. Який зараз урок? (Математика)
82633. Дорожні знаки та їх групи 143 KB
  Мета: ознайомити учнів із дорожніми знаками, формувати навички їх розпізнавання, закріпити вивчені Правила дорожнього руху; розвивати вміння застосовувати набуті знання на практиці, увагу, спостережливість, уміння орієнтуватися на вулицях міста за допомогою дорожніх знаків; виховувати увагу...
82634. Поняття про швидкість руху. Задачі на знаходження швидкості 138.5 KB
  Мета: навчальна - ознайомити учнів з поняттям «швидкість руху»,простими і складеними задачами на знаходження швидкості,скороченим позначенням швидкості, пояснити правило знаходження швидкості руху за даними відстанню і часом руху в нестандартних умовах проблемної та математичної задачі...
82635. Разработка системы прогнозирования состояний компьютерной сети 1020.5 KB
  В ходе работы были рассмотрены существующие методы и средства прогнозирования и мониторинга компьютерной сети проведен анализ технического задания предложена логическая структура системы прогнозирования. Был проведен эксперимент на работающем сегменте компьютерной сети.
82636. Разработка информационной системы учета граждан населенного пункта 2.61 MB
  Цель работы – проектирование структуры локальной базы данных и разработка на ее основе приложения, генерирующего различные отчеты по анализу состава граждан по различным категориям, а также реализация поиска данных о гражданах по фамилии, паспорту.
82637. Разработка автоматизированной справочной системы по методам многомерной оптимизации 1.91 MB
  Целью данной дипломной работы является разработка автоматизированной справочной системы по методам многомерной оптимизации. Метод исследования и аппаратура - персональный компьютер с операционной системой Windows XP, среда разработки Delphi 7.
82638. Деятельность Коммерческого Банка по организации выдачи и обслуживания ипотечных кредитов (на примере ОАО КБ «Севергазбанк») 2.93 MB
  Цель работы – рассмотрение системы ипотечного кредитования в Российской Федерации и прогноз перспектив ипотечного кредитования в коммерческом банке. В ходе данной работы подробно рассмотрены в I главе сущность и понятие ипотеки основные нормативно-правовые акты ипотечного кредитования а также этапы...
82639. Методы управления персоналом на ООО «Элегия» 1.33 MB
  Исследуемое предприятие не полностью использует резервы влияния качества персонала на эффективность деятельности организации в целом и ее отдельных подразделений. Поэтому необходимость всестороннего анализа конкретного влияния работы с кадровым резервом на эффективность труда обусловливает...