10339

Семья и ее воспитательные возможности. Школа и семья как институты социализации. Проблемы современной семьи

Доклад

Педагогика и дидактика

Семья и ее воспитательные возможности. Школа и семья как институты социализации. Проблемы современной семьи. Психологическая характеристика стилей семейного воспитания. Модели семьи. Содержание формы и методы взаимодействия школы и семьи в целостном педагогическом про...

Русский

2013-03-25

60.5 KB

86 чел.

Семья и ее воспитательные возможности. Школа и семья как институты социализации. Проблемы современной семьи. Психологическая характеристика стилей семейного воспитания. Модели семьи. Содержание, формы и методы взаимодействия школы и семьи в целостном педагогическом процессе.

Семья – начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности. Члены семьи связаны кровными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

Семья выполняет важнейшие общественные и социальные функции:

  •  репродуктивную (продолжение рода);
  •  хозяйственно-экономическую;
  •  воспитательную;
  •  социальную (семья – ячейка общества);
  •  психотерапевтическую.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания.

Особенности семейного воспитания:

  1.  основано на чувствах (любовь, долг, великодушие и т. д.). Гамма чувств может стать позитивным и негативным фактором: недостаток любви – озлобленность, черствость; излишек любви – эгоизм, изнеженность; отсутствие гармонии чувств – дисгармония развития ребенка;
  2.  семья – разновозрастная социальная группа. Члены семьи имеют различные ценности, критерии оценки, но объединены ситуациями, видами деятельности и т.д., на основе которых вырабатываются семейные традиции;
  3.  воспитание сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека, всеми этапами его развития;
  4.  имеет широкий временной диапазон (продолжается всю жизнь).

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Социализация в семье происходит по двум направлениям:

  •  в результате целенаправленного процесса воспитания;
  •  по механизму социального научения: посредством непосредственного взаимодействия членов семьи с ребенком, а также на основании наблюдений ребенка за отношениями между родственниками.

Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Основные причины данного кризиса: низкий экономический уровень большинства семей, низкая культура общественной жизни, двойная нагрузка на женщину в семье, высокий процент разводов, ранние браки, обострение конфликтов между поколениями, увеличение разрыва между семьей и школой.

В основе семейного воспитания лежит Семейное право, закрепляющее права и обязанности родителей и детей. Важными документами являются Международная конвенция о правах ребенка (1989); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990, ООН), в которых подчеркивается роль равноправия, уважения личности, предупреждается родительский эгоизм.

Различают следующие виды семей:

  1.  По количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные, бездетные.
  2.  По взаимоотношениям: идеальная, средняя, гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, негативная, скандальная.
  3.  По составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные, неполные (+внебрачные), полные.
  4.  Благополучные и неблагополучные семьи. Неблагополучными принято считать те семьи, в которых явно просматриваются дефекты воспитания. В ответ на неблагоприятную ситуацию ребенок замыкается, уходит в себя, либо наоборот пытается привлечь к себе внимание. Все это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным. Ребенок не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

Стили семейного воспитания:

  •  модель авторитетного родительского контроля (нежное отношение к ребенку, много общаются, прислушиваются к мнению, но не потакают ему, т.е. придерживаются своих правил);
  •  властная (родители полагаются на строгость наказания, проявляют меньше тепла, сочувствия);
  •  снисходительная (нетребовательная).

Типы неправильного воспитания: 1. гиперопека (неустанные надзор, контроль) и гипопротекция (недостаток опеки и контроля) 2. по типу золушки (холодность, эмоциональная отверженность) 3. жесткое воспитание (наказание за малейшую провинность) 4. воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (надежда родителей).

Модели семьи:

  1.  патриархальная – власть у мужчины (в наше время нео-патриархальная). Женщина – эмоциональный лидер, мужчина – принимает решения;
  2.  матриархальная – наоборот.
  3.  эгалитарная – равенство М и Ж.
  4.  би-карьерная – родители заняты карьерой, нет дела до детей.

Для успешности воспитательного процесса в современном обществе необходима триединая связь педагог – учащийся – родитель.

Взаимодействие школы и семьи происходит по следующим направлениям (содержание):

  1.  ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
  2.  психолого-педагогическое просвещение. Выделяют следующие формы психолого-педагогического просвещения родителей:
    •  народные университеты (пед. факультеты или их отделения, при Дворцах культуры);
    •  школьный лекторий;
    •  школьные и классные тематические конференции для родителей;
    •  родительские лектории. Проходят по микрогруппам, в зависимости от интересов родителей;
    •  поклассное просвещение родителей – родительское собрание – где обсуждаются проблемы класса и родительского коллектива. Собрание не сводится к монологу учителя, а должно принять характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска;
    •  индивидуальные консультации;
    •  различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей;
  3.  вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочная деятельность, подготовка общешкольных мероприятий, подготовка к проведению школьных лагерей отдыха, создание школьных производственных кооперативов, участие в профориентационной работе школы, ведение факультативов, кружков, участие в работе советов школы, школьных / классных родительских комитетов, оказание материальной помощи).
  4.  корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся (психолого-педагогическая помощь, решение трудных проблем в семейном воспитании отдельных учащихся и т. д.)
  5.  взаимодействие с общественными организациями родителей.

Выделяют также следующие формы работы с родителями: дни открытых дверей, переписка педагогов и родителей, благодарственные письма родителям, детские праздники для родителей, интервью, анкетирование семьи, практикумы, психологические тренинги, памятки родителям.

При проведении бесед с родителями рекомендуется следующее:

  •  уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, но давать педагогические советы, причем так, чтобы родители их принимали;
  •  надо избегать чрезмерно негативных характеристик ребенка и его поведения;
  •  уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и в адрес своих коллег;
  •  избегать сравнения с другими детьми и семьями;
  •  начинать беседу следует с освещения положительных моментов.

Методики взаимодействия с родителями: педагогическое просвещение, родительский педагогический анализ, родительское осмысление воспитания детей, родительское соучастие работе педагога, родительское сотворчество, родительское научение, тренинг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66832. ЕЛЕКТРИКА І МАГНЕТИЗМ 357.5 KB
  Змістом контрольних робіт є розв'язування певної кількості відповідних задач. Вміння розв'язувати задачі є одним з головних критеріїв оволодіння фізикою. І саме розв'язування задач викликає найбільші труднощі у студентів.
66833. Електромагнетизм. Магнітне поле електричного струму 1.27 MB
  Закон Біо-Савара-Лапласа в скалярному і векторному вигляді відповідно: де dB – магнітна індукція поля, яке створюється елементом провідника з струмом; - магнітна проникність; - магнітна постійна, яка дорівнює 410-7 Гн/м ; - вектор, який дорівнює довжині dl провідника і співпадає з напрямом струму...
66834. ХВИЛЬОВА І КВАНТОВА ОПТИКА, ФІЗИКА АТОМА, ОСНОВИ КВАНТОВОЇ МЕХАНІКИ, ФІЗИКА АТОМНОГО ЯДРА 351.5 KB
  Матеріал розділів поділено на параграфи. На початку кожного з них подано короткий перелік формул і законів, які стосуються розв'язування задач певної теми. Ці формули дозволяють студентові скласти уявлення про обсяг теоретичного матеріалу, який необхідно опрацювати...
66835. ОСНОВИ КВАНТОВОЇ МЕХАНІКИ. ЯДЕРНА ФІЗИКА 490 KB
  Атом водню за теорією Бора Основні формули Момент імпульсу електрона на стаціонарних орбітах: L = m vn rn = nħ n = 123.1 де m маса електрона rn радіус орбіти vn швидкість електрона на орбіті n головне квантове число ħ постійна Дірака: ħ= h 2 де h постійна Планка. Енергія електрона що знаходиться на nй орбіті...
66837. Построение продольного и поперечного профилей трассы 1.23 MB
  По результатам нивелирования вычисляют высотные отметки точек трассы. Отметки используют для построения продольного и поперечных профилей. В табл. 61 приведены отметки реперов, пикетных точек и точек поперечного створа по трассе, соединяющей Бетонный завод с Песчаным карьером.
66838. Измерительные приборы 658 KB
  Принципиальная схема автоматического уравновешенного моста В измерительную схему входят: R1 R2 и R3 – резисторы образующие три плеча мостовой схемы четвертое плечо образовано: Rt сопротивление термометра; Rр сопротивление реохорда; Rш шунт реохорда служащий для подгонки сопротивления...
66840. ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ НЕЙРОННОЙ СЕТИ 456.5 KB
  Вопросы определения вероятности дефолта и оценки кредитоспособности предприятия являются актуальными как для самого предприятия так и для его основных контрагентов в наибольшей степени для кредитных организаций и всех чье будущее финансовое положение...