10339

Семья и ее воспитательные возможности. Школа и семья как институты социализации. Проблемы современной семьи

Доклад

Педагогика и дидактика

Семья и ее воспитательные возможности. Школа и семья как институты социализации. Проблемы современной семьи. Психологическая характеристика стилей семейного воспитания. Модели семьи. Содержание формы и методы взаимодействия школы и семьи в целостном педагогическом про...

Русский

2013-03-25

60.5 KB

97 чел.

Семья и ее воспитательные возможности. Школа и семья как институты социализации. Проблемы современной семьи. Психологическая характеристика стилей семейного воспитания. Модели семьи. Содержание, формы и методы взаимодействия школы и семьи в целостном педагогическом процессе.

Семья – начальная структурная единица общества, закладывающая основы личности. Члены семьи связаны кровными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

Семья выполняет важнейшие общественные и социальные функции:

  •  репродуктивную (продолжение рода);
  •  хозяйственно-экономическую;
  •  воспитательную;
  •  социальную (семья – ячейка общества);
  •  психотерапевтическую.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания.

Особенности семейного воспитания:

  1.  основано на чувствах (любовь, долг, великодушие и т. д.). Гамма чувств может стать позитивным и негативным фактором: недостаток любви – озлобленность, черствость; излишек любви – эгоизм, изнеженность; отсутствие гармонии чувств – дисгармония развития ребенка;
  2.  семья – разновозрастная социальная группа. Члены семьи имеют различные ценности, критерии оценки, но объединены ситуациями, видами деятельности и т.д., на основе которых вырабатываются семейные традиции;
  3.  воспитание сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека, всеми этапами его развития;
  4.  имеет широкий временной диапазон (продолжается всю жизнь).

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Социализация в семье происходит по двум направлениям:

  •  в результате целенаправленного процесса воспитания;
  •  по механизму социального научения: посредством непосредственного взаимодействия членов семьи с ребенком, а также на основании наблюдений ребенка за отношениями между родственниками.

Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.

В нашем современном обществе все заметнее становится кризис семьи, пути выхода из которого пока не ясны. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию – воспитание детей. Основные причины данного кризиса: низкий экономический уровень большинства семей, низкая культура общественной жизни, двойная нагрузка на женщину в семье, высокий процент разводов, ранние браки, обострение конфликтов между поколениями, увеличение разрыва между семьей и школой.

В основе семейного воспитания лежит Семейное право, закрепляющее права и обязанности родителей и детей. Важными документами являются Международная конвенция о правах ребенка (1989); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990, ООН), в которых подчеркивается роль равноправия, уважения личности, предупреждается родительский эгоизм.

Различают следующие виды семей:

  1.  По количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные, бездетные.
  2.  По взаимоотношениям: идеальная, средняя, гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, негативная, скандальная.
  3.  По составу: однопоколенные, двухпоколенные, межпоколенные, неполные (+внебрачные), полные.
  4.  Благополучные и неблагополучные семьи. Неблагополучными принято считать те семьи, в которых явно просматриваются дефекты воспитания. В ответ на неблагоприятную ситуацию ребенок замыкается, уходит в себя, либо наоборот пытается привлечь к себе внимание. Все это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным. Ребенок не может найти свое место в семье, а затем и в жизни.

Стили семейного воспитания:

  •  модель авторитетного родительского контроля (нежное отношение к ребенку, много общаются, прислушиваются к мнению, но не потакают ему, т.е. придерживаются своих правил);
  •  властная (родители полагаются на строгость наказания, проявляют меньше тепла, сочувствия);
  •  снисходительная (нетребовательная).

Типы неправильного воспитания: 1. гиперопека (неустанные надзор, контроль) и гипопротекция (недостаток опеки и контроля) 2. по типу золушки (холодность, эмоциональная отверженность) 3. жесткое воспитание (наказание за малейшую провинность) 4. воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (надежда родителей).

Модели семьи:

  1.  патриархальная – власть у мужчины (в наше время нео-патриархальная). Женщина – эмоциональный лидер, мужчина – принимает решения;
  2.  матриархальная – наоборот.
  3.  эгалитарная – равенство М и Ж.
  4.  би-карьерная – родители заняты карьерой, нет дела до детей.

Для успешности воспитательного процесса в современном обществе необходима триединая связь педагог – учащийся – родитель.

Взаимодействие школы и семьи происходит по следующим направлениям (содержание):

  1.  ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
  2.  психолого-педагогическое просвещение. Выделяют следующие формы психолого-педагогического просвещения родителей:
    •  народные университеты (пед. факультеты или их отделения, при Дворцах культуры);
    •  школьный лекторий;
    •  школьные и классные тематические конференции для родителей;
    •  родительские лектории. Проходят по микрогруппам, в зависимости от интересов родителей;
    •  поклассное просвещение родителей – родительское собрание – где обсуждаются проблемы класса и родительского коллектива. Собрание не сводится к монологу учителя, а должно принять характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска;
    •  индивидуальные консультации;
    •  различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей;
  3.  вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочная деятельность, подготовка общешкольных мероприятий, подготовка к проведению школьных лагерей отдыха, создание школьных производственных кооперативов, участие в профориентационной работе школы, ведение факультативов, кружков, участие в работе советов школы, школьных / классных родительских комитетов, оказание материальной помощи).
  4.  корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся (психолого-педагогическая помощь, решение трудных проблем в семейном воспитании отдельных учащихся и т. д.)
  5.  взаимодействие с общественными организациями родителей.

Выделяют также следующие формы работы с родителями: дни открытых дверей, переписка педагогов и родителей, благодарственные письма родителям, детские праздники для родителей, интервью, анкетирование семьи, практикумы, психологические тренинги, памятки родителям.

При проведении бесед с родителями рекомендуется следующее:

  •  уметь войти в положение родителей, не обвинять за плохое поведение и учебу ребенка, но давать педагогические советы, причем так, чтобы родители их принимали;
  •  надо избегать чрезмерно негативных характеристик ребенка и его поведения;
  •  уметь выслушать критические замечания родителей в свой адрес и в адрес своих коллег;
  •  избегать сравнения с другими детьми и семьями;
  •  начинать беседу следует с освещения положительных моментов.

Методики взаимодействия с родителями: педагогическое просвещение, родительский педагогический анализ, родительское осмысление воспитания детей, родительское соучастие работе педагога, родительское сотворчество, родительское научение, тренинг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69966. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ 208.5 KB
  В связи с этим в последнее десятилетие наряду с такими распространенными зависимостями как наркомания алкоголизм появился качественно новый феномен интернет-зависимость. В данной статье освещены теоретические взгляды на проблему компьютерной зависимости у студентов...
69967. Проблема осмысленности жизни и здоровья в раннем юношеском возрасте 209 KB
  Данная статья посвящена теоретическому анализу проблемы взаимосвязи осмысленности жизни и здоровья. Полетаева 2001 который в свою очередь определяет место здоровья в индивидуальной иерархии терминальных и инструментальных ценностей человека особенности мотивации в области здорового...
69968. КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ ЭТАЛОННОГО И РЕАЛЬНОГО УЧЕНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ: ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 90.5 KB
  На примере сравнительного анализа когнитивных моделей личности эталонного и реального учеников доказывается что содержание эталонатеории личности школьника существующей в профессиональном сознании педагога выступает как суррогат знаний препятствующий адекватному познанию учителем личности ребенка.
69969. Психолого – акмеологическая специфика коммуникации в системе «врач-больной» 156.5 KB
  Минск старший преподаватель кафедры юридической психологии Эффективность медицинской помощи во многом зависит от умения врача общаться с пациентом. Взаимоотношения медицинского работника и больного складываются индивидуально в зависимости от особенностей состояния и личности пациента...
69970. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 72 KB
  Теоретические основы формирования содержания профессионального социального образования предполагают рассмотрение следующих вопросов: 1 нормативные основания конструирования содержания профессионального образования; 2 специфика отражения в содержании образования глобальных...
69971. Профессионально-психологическая культура как условие готовности к работе с аномальными и одаренными детьми 34.41 KB
  Профессионально-психологическая культура будущих специалистов рассматривается как условие эффективной педагогической деятельности с данными категориями детей. В данном исследовании нам бы хотелось сделать акцент на необходимости формирования и реализации психологической...
69972. ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБ С ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ 59.5 KB
  В статье дается сущностная характеристика экзистенциальному подходу в образовании лиц с психофизическими нарушениями экстраполируются принципы подхода. Нельзя разработать унифицированную схему обучения всех детей с нарушениями психофизического развития.
69973. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОКАЗАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ 105 KB
  В последние десятилетия все более актуальной становится проблема оказания адекватной психологической помощи студенческой молодежи в связи с чем возникает потребность в повышении уровня компетенций психологов в области психологического консультирования.
69974. ЛОГИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ» 66 KB
  Начало XXI века как в социальной производственной так и в образовательной сфере в научной и производственной литературе в СМИ и других источниках стали широко употребляться такие устойчивые словосочетания как: инновационная деятельность; инновационные направления; инновационные решения...