10340

Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Психолого-педагогические основы гуманизации обучения и воспитания

Доклад

Педагогика и дидактика

Целостный педагогический процесс его структура закономерности и принципы. Психологопедагогические основы гуманизации обучения и воспитания. Развитие субъектности школьника его ценностносмысловой сферы в ЦПП. Целостный педагогический процесс ЦПП – это специальн

Русский

2013-03-25

60 KB

169 чел.

Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Психолого-педагогические основы гуманизации обучения и воспитания. Развитие субъектности школьника, его ценностно-смысловой сферы в ЦПП.

Целостный педагогический процесс (ЦПП) – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Целостный подход к организации педагогического процесса проявляется в обеспечении комплексного решения задач обучения и воспитания, в организации взаимодействия между учебно-воспитательными учреждениями, общественными организациями и семьей. Обучение пронизано воспитанием, а воспитание открывает простор познанию.

Компонентами целостного педагогического процесса являются обучение и воспитание. Процессы обучения и воспитания состоят из определенных, взаимосвязанных процессов: обучение – из преподавания и учения, воспитание – из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Функции педагогического процесса:

  •  информационная (просвещение воспитанников);
  •  воспитательная (личностное изменение воспитанников);
  •  развивающая (всестороннее развитие воспитанников);
  •  аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);
  •  социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).

Структуру педагогического процесса: рассматривают с двух позиций:

  1.  субъектного состава (состава участников педагогического процесса)

Педагог Условия Воспитанник

  1.  процессуального состава.

Цель Содержание Деятельность Результат

Компоненты:

  •  Целевой – определение целей обучения и воспитания. Цель выступает системообразующим фактором педагогического процесса.
  •  Содержательный – разработка содержания образования, отражающего смысл, который вкладывается как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
  •  Операционно-деятельностный – разработка процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса в соответствии с определенными принципами, использование средств, форм методов работы для достижения цели.
  •  Результативный – эффективность протекания педагогического процесса, достижение поставленной цели.

Закономерность – наиболее общая форма воплощения теоретического знания (практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения). Закономерный – значит осуществляющийся на основе закона.

Закономерности ЦПП:

Общие:

Частные:

  •  динамика педагогического процесса: тот ученик обладает более высокими общими достижениями, у которого лучшие промежуточные результаты;
  •  развитие личности в педагогическом процессе: темпы и достигнутый уровень личностного развития зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия;
  •  управление учебно-воспитательным процессом: эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;
  •  стимулирование: продуктивность педагогического процесса зависит от мотивов учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов;
  •  единство чувственного, логического и практического в педагогическом прогрессе: эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления полученного, практического применения осмысленного;
  •  единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности: эффективность педагогического воздействия зависит от качества как деятельности педагогов, так и от качества собственной учебно-познавательной деятельности воспитуемых;
  •  обусловленность педагогического процесса: течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей, а также возможностей (материально-технических, экономических и др.) личности и общества

Из закономерностей вытекают принципы педагогического процесса. Принципы – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. Такие руководящие положения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. Принципы носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. В то же время они носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.

Главный принцип образования – его гуманистическая ориентация. Гуманизация учебно-воспитательного процесса имеет своей целью гармоническое развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками ПП. Данный процесс является прогрессивной тенденцией мирового образования.

Задачи гуманистического направления:

  •  философско-мировоззренческая ориентация личности;
  •  построение личностной концепции;
  •  приобщение к системе культурной ценности;
  •  раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия и т.д.);
  •  возрождение российской ментальности;
  •  формирования отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности;
  •  развитие валеологических установок.

Существенной частью гуманизации образования является гуманитаризация. Это, во-первых, наращивание в содержании всех учебных предметов знаний о человеке, человечестве и человечности. Во-вторых, особое внимание к преподаванию гуманитарных учебных предметов (литературы, истории, языков, искусства), признание их приоритетной роли в образовании. В-третьих, в рамках реализации этого принципа возникает задача гуманизации преподавания негуманитарных предметов (физики, химии, математики, информатики и т.д.).

Взаимодействие в гуманистическом целостном педагогическом процессе строится на S-S отношениях. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.

Субъектность – интегративная характеристика личности, включающая в себя качества личности как субъекта. Важнейшие характеристики субъектности: активность, рефлексия, осознанность, самостоятельность, ответственность, произвольность, креативность, целенаправленность действий. Вопрос о развитии субъектности есть вопрос о развитии названных свойств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52885. Погода взимку. Розваги 502.5 KB
  Winter is the fourth season. December, January and February are winter months. In winter it is cold. Winter is the coldest season of the year. All rivers and ponds are frozen. The ground is covered with snow. Trees and bushes are covered with snowflakes.
52886. Свята та традиції. New Year 1.98 MB
  Objectives: to develop the habits of reading, writing and speaking on the given topic; to practise the structure “there is/are”, asking and answering questions in Present Simple; to enlarge the students’ knowledge about holidays and traditions of the English-speaking countries.
52887. All About Us. Two Capitals: London, Kyiv 48 KB
  Objectives: - to develop pupils’ skills in listening, reading, speaking and writing; - to teach pupils to express their opinion; - to provide interactive work in pairs and small groups; - to teach pupils cooperative work;
52888. London Transport 83 KB
  There are lots of places of interest in London. From Tower Bridge you can see the Tower of London. From Tower Bridge you can see the Tower of London. It is a museum now. There are hundreds of interesting collections in it. There is a famous clock in London called Big Ben
52889. All Seasons Are Beautiful 55 KB
  Teacher: Different people have different tempers. On different parts of the day everybody has different mood. Let’s see how you are now. Take your “faces” and if you feel well, great – draw a smile; if you feel neither well nor bad, draw a face without a smile; and if you are sad and unhappy, draw a sad face...
52890. Love. Wedding. Marriage 185 KB
  Objectives to develop student’s fluency in speaking English, communicative activity using interactive forms; to motivate students in expressing their opinions; to develop students’ thinking skills;
52892. Eating habits. Good health is above wealth 52.5 KB
  At the lesson we are going to revise the words learned at the previous lessons ; improve reading ,listening and speaking skills; We are going to practice in grammar. We’ll give advice what food should we eat to be healthy.