10340

Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Психолого-педагогические основы гуманизации обучения и воспитания

Доклад

Педагогика и дидактика

Целостный педагогический процесс его структура закономерности и принципы. Психологопедагогические основы гуманизации обучения и воспитания. Развитие субъектности школьника его ценностносмысловой сферы в ЦПП. Целостный педагогический процесс ЦПП это специальн

Русский

2013-03-25

60 KB

194 чел.

Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Психолого-педагогические основы гуманизации обучения и воспитания. Развитие субъектности школьника, его ценностно-смысловой сферы в ЦПП.

Целостный педагогический процесс (ЦПП) – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Целостный подход к организации педагогического процесса проявляется в обеспечении комплексного решения задач обучения и воспитания, в организации взаимодействия между учебно-воспитательными учреждениями, общественными организациями и семьей. Обучение пронизано воспитанием, а воспитание открывает простор познанию.

Компонентами целостного педагогического процесса являются обучение и воспитание. Процессы обучения и воспитания состоят из определенных, взаимосвязанных процессов: обучение – из преподавания и учения, воспитание – из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Функции педагогического процесса:

  •  информационная (просвещение воспитанников);
  •  воспитательная (личностное изменение воспитанников);
  •  развивающая (всестороннее развитие воспитанников);
  •  аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);
  •  социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).

Структуру педагогического процесса: рассматривают с двух позиций:

  1.  субъектного состава (состава участников педагогического процесса)

Педагог Условия Воспитанник

  1.  процессуального состава.

Цель Содержание Деятельность Результат

Компоненты:

  •  Целевой – определение целей обучения и воспитания. Цель выступает системообразующим фактором педагогического процесса.
  •  Содержательный – разработка содержания образования, отражающего смысл, который вкладывается как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
  •  Операционно-деятельностный – разработка процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса в соответствии с определенными принципами, использование средств, форм методов работы для достижения цели.
  •  Результативный – эффективность протекания педагогического процесса, достижение поставленной цели.

Закономерность – наиболее общая форма воплощения теоретического знания (практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения). Закономерный – значит осуществляющийся на основе закона.

Закономерности ЦПП:

Общие:

Частные:

  •  динамика педагогического процесса: тот ученик обладает более высокими общими достижениями, у которого лучшие промежуточные результаты;
  •  развитие личности в педагогическом процессе: темпы и достигнутый уровень личностного развития зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия;
  •  управление учебно-воспитательным процессом: эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;
  •  стимулирование: продуктивность педагогического процесса зависит от мотивов учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов;
  •  единство чувственного, логического и практического в педагогическом прогрессе: эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления полученного, практического применения осмысленного;
  •  единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности: эффективность педагогического воздействия зависит от качества как деятельности педагогов, так и от качества собственной учебно-познавательной деятельности воспитуемых;
  •  обусловленность педагогического процесса: течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей, а также возможностей (материально-технических, экономических и др.) личности и общества

Из закономерностей вытекают принципы педагогического процесса. Принципы – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. Такие руководящие положения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. Принципы носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. В то же время они носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.

Главный принцип образования – его гуманистическая ориентация. Гуманизация учебно-воспитательного процесса имеет своей целью гармоническое развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками ПП. Данный процесс является прогрессивной тенденцией мирового образования.

Задачи гуманистического направления:

  •  философско-мировоззренческая ориентация личности;
  •  построение личностной концепции;
  •  приобщение к системе культурной ценности;
  •  раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия и т.д.);
  •  возрождение российской ментальности;
  •  формирования отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности;
  •  развитие валеологических установок.

Существенной частью гуманизации образования является гуманитаризация. Это, во-первых, наращивание в содержании всех учебных предметов знаний о человеке, человечестве и человечности. Во-вторых, особое внимание к преподаванию гуманитарных учебных предметов (литературы, истории, языков, искусства), признание их приоритетной роли в образовании. В-третьих, в рамках реализации этого принципа возникает задача гуманизации преподавания негуманитарных предметов (физики, химии, математики, информатики и т.д.).

Взаимодействие в гуманистическом целостном педагогическом процессе строится на S-S отношениях. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.

Субъектность – интегративная характеристика личности, включающая в себя качества личности как субъекта. Важнейшие характеристики субъектности: активность, рефлексия, осознанность, самостоятельность, ответственность, произвольность, креативность, целенаправленность действий. Вопрос о развитии субъектности есть вопрос о развитии названных свойств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57758. Запліднення. Будова насінини 52.5 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів із процесом запліднення у квіткових рослин; розкрити його біологічне значення; дослідним шляхом ознайомити із будовою насінини на прикладі пшениці і квасолі...
57759. Фізика і хімія - науки, що визначають сучасний науково – технічний прогрес 50.5 KB
  Мета уроку: розкрити величезне визначальне значення наук фізики та хімії в розв’язанні глобальних проблем сучасності: енергетичної, продовольчої, технічної, проблеми збереження миру в усьому світі...
57760. Робота з рухомою картою зоряного неба 149.5 KB
  Рухома карта складається з двох частин: рухомого диска (зоряної карти), який може обертатись навколо вісі, що проходить через його центр, і нерухомо розташованого над ним накладного круга.
57761. Изучение звёздного неба 95 KB
  Цели урока: Создать условия для: изучения созвездий наблюдения интересных объектов в этих созвездиях отработки навыков уверенного нахождения созвездий и самых ярких звёзд северного неба...
57762. Розв’язування нерівностей з однією змінною 114.5 KB
  Мета: відтворити знання про лінійні нерівності з однією змінною; удосконалювати вміння учнів розвязувати нерівності з однією змінною формувати навички самостійної роботи...
57763. Решение иррациональных неравенств 1.41 MB
  Формировать умения и навыки решения иррациональных неравенств различными способами. Формировать социальную компетентность: предоставлять учащимся возможность проявлять инициативу.
57764. Der Gemüsegarten 38.5 KB
  Практична: ввести лексичні одиниці за темою уроку та тренувати їх вживання в усному та писемному мовленні, закріпити вживання сильних дієслів у теперішньому часі на прикладі дієслова essen.
57765. Текст-переклад. Бінарний урок з інформатики та англійської мови 143.5 KB
  А зараз давайте пригадаємо пристрій, який допоможе нам друкувати текст. Називається він?(клавіатура). На клавіатурі знаходиться багато клавіш. Це алфавітно-цифрове поле (демонструється малюнок клавіатури).
57766. Перерізи многогранників. Метод слідів 712 KB
  Многогранники Опуклі многогранники Правильний многогранник Куб Паралелепіпед Піраміда Призма а у другій нові переріз діагональний переріз січна площина.