10340

Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Психолого-педагогические основы гуманизации обучения и воспитания

Доклад

Педагогика и дидактика

Целостный педагогический процесс его структура закономерности и принципы. Психологопедагогические основы гуманизации обучения и воспитания. Развитие субъектности школьника его ценностносмысловой сферы в ЦПП. Целостный педагогический процесс ЦПП – это специальн

Русский

2013-03-25

60 KB

173 чел.

Целостный педагогический процесс, его структура, закономерности и принципы. Психолого-педагогические основы гуманизации обучения и воспитания. Развитие субъектности школьника, его ценностно-смысловой сферы в ЦПП.

Целостный педагогический процесс (ЦПП) – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Целостный подход к организации педагогического процесса проявляется в обеспечении комплексного решения задач обучения и воспитания, в организации взаимодействия между учебно-воспитательными учреждениями, общественными организациями и семьей. Обучение пронизано воспитанием, а воспитание открывает простор познанию.

Компонентами целостного педагогического процесса являются обучение и воспитание. Процессы обучения и воспитания состоят из определенных, взаимосвязанных процессов: обучение – из преподавания и учения, воспитание – из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Функции педагогического процесса:

  •  информационная (просвещение воспитанников);
  •  воспитательная (личностное изменение воспитанников);
  •  развивающая (всестороннее развитие воспитанников);
  •  аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);
  •  социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).

Структуру педагогического процесса: рассматривают с двух позиций:

  1.  субъектного состава (состава участников педагогического процесса)

Педагог Условия Воспитанник

  1.  процессуального состава.

Цель Содержание Деятельность Результат

Компоненты:

  •  Целевой – определение целей обучения и воспитания. Цель выступает системообразующим фактором педагогического процесса.
  •  Содержательный – разработка содержания образования, отражающего смысл, который вкладывается как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.
  •  Операционно-деятельностный – разработка процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса в соответствии с определенными принципами, использование средств, форм методов работы для достижения цели.
  •  Результативный – эффективность протекания педагогического процесса, достижение поставленной цели.

Закономерность – наиболее общая форма воплощения теоретического знания (практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения). Закономерный – значит осуществляющийся на основе закона.

Закономерности ЦПП:

Общие:

Частные:

  •  динамика педагогического процесса: тот ученик обладает более высокими общими достижениями, у которого лучшие промежуточные результаты;
  •  развитие личности в педагогическом процессе: темпы и достигнутый уровень личностного развития зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия;
  •  управление учебно-воспитательным процессом: эффективность педагогического процесса зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;
  •  стимулирование: продуктивность педагогического процесса зависит от мотивов учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов;
  •  единство чувственного, логического и практического в педагогическом прогрессе: эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления полученного, практического применения осмысленного;
  •  единство внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности: эффективность педагогического воздействия зависит от качества как деятельности педагогов, так и от качества собственной учебно-познавательной деятельности воспитуемых;
  •  обусловленность педагогического процесса: течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей, а также возможностей (материально-технических, экономических и др.) личности и общества

Из закономерностей вытекают принципы педагогического процесса. Принципы – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями. Такие руководящие положения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями. Принципы носят объективный характер, возникают из опыта практической деятельности, поэтому являются руководящими положениями, которые регулируют деятельность в процессе обучения людей. В то же время они носят субъективный характер, так как отражаются в сознании педагога по-разному, с различной степенью полноты и точности.

Главный принцип образования – его гуманистическая ориентация. Гуманизация учебно-воспитательного процесса имеет своей целью гармоническое развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками ПП. Данный процесс является прогрессивной тенденцией мирового образования.

Задачи гуманистического направления:

  •  философско-мировоззренческая ориентация личности;
  •  построение личностной концепции;
  •  приобщение к системе культурной ценности;
  •  раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия и т.д.);
  •  возрождение российской ментальности;
  •  формирования отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности;
  •  развитие валеологических установок.

Существенной частью гуманизации образования является гуманитаризация. Это, во-первых, наращивание в содержании всех учебных предметов знаний о человеке, человечестве и человечности. Во-вторых, особое внимание к преподаванию гуманитарных учебных предметов (литературы, истории, языков, искусства), признание их приоритетной роли в образовании. В-третьих, в рамках реализации этого принципа возникает задача гуманизации преподавания негуманитарных предметов (физики, химии, математики, информатики и т.д.).

Взаимодействие в гуманистическом целостном педагогическом процессе строится на S-S отношениях. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им.

Субъектность – интегративная характеристика личности, включающая в себя качества личности как субъекта. Важнейшие характеристики субъектности: активность, рефлексия, осознанность, самостоятельность, ответственность, произвольность, креативность, целенаправленность действий. Вопрос о развитии субъектности есть вопрос о развитии названных свойств.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71186. Транзакции 496.74 KB
  Транзакция позволяет объединить операторы в группу и гарантировать что все операции внутри группы будут выполнены успешно. Если часть транзакции выполнится со сбоем, результаты выполнения всех операторов до места сбоя отменятся...
71187. MySQL+Lazarus: Работа и базой данных из Lazarus. TMySQL50Connection, TSQLTransaction, TSQLQuery – компоненты для работы с базой данных 937.82 KB
  Создайте пустой проект. В папку проекта необходимо скопировать библиотеку DLL для работы с MySQL. Скачать ее можно здесь: libmysql.dll. Разместите на форме компоненты TMySQL50Connection, TSQLTransaction, TSQLQuery из панели SQLbd; и компонент TDatasource из панели Data Access.
71189. Дополнительные возможности пакета программ SolidWorks 267 KB
  Цель: Изучить дополнительные возможности пакета программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Дополнительные возможности пакета программ SolidWorks. Уметь: Использовать в своей работе дополнительные возможности пакета программ SolidWorks.
71190. Создание эскизов в пакете программ SolidWorks 1.77 MB
  Цель: Изучить основные приемы создания эскизов в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику создания эскизов. Уметь: Создать эскиз различными методами.
71191. Создание трехмерной модели в программе SolidWorks 531.5 KB
  Цель: Изучить основные приемы создания трехмерных моделей в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику создания трехмерных моделей. Уметь: Создать трехмерные модели различными методами.
71192. Построение твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks 1.63 MB
  Цель: Изучить основные приемы построения твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику построение твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks.
71193. Формирование чертежа в пакете программ SolidWorks 319 KB
  Цель: Изучить основные правила создания чертежей в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Правила создания чертежей в пакете программ SolidWorks. Уметь: Создать чертеж в пакете программ SolidWorks.
71194. Создание деталей из листового материала в пакете программ Solid-Works 597 KB
  Цель: Изучить основные процедуры создания деталей из листового материала в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Процедуры создания деталей из листового материала в пакете программ SolidWorks.