10341

Дидактика как теория образования и обучения, ее современные проблемы. Психология обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин)

Доклад

Педагогика и дидактика

Дидактика как теория образования и обучения ее современные проблемы. Психология обучения В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин. Соотношение психологии обучения и дидактики. Когнитивная сфера личности как основа процесса обучения. Проблема соотношения обучения и развития в истори

Русский

2013-03-25

73 KB

64 чел.

Дидактика как теория образования и обучения, ее современные проблемы. Психология обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Соотношение психологии обучения и дидактики. Когнитивная сфера личности как основа процесса обучения. Проблема соотношения обучения и развития в историческом и современном аспектах (Ж. Пиаже, Э. Торндайк, К. Коффка, Л.С. Выготский). Дидактические взгляды Л.Н. Толстого.

Дидактика (греч. didaktikos – поучающий, обучающий) – один из трех разделов педагогики (школоведение, теория воспитания), разрабатывающий вопросы образования и обучения.

Впервые в научный оборот термин был введен немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1592 – 1670), назвавшим свой курс лекций “Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия“. Как отрасль науки дидактика оформилась в 17 в. с появлением в 1632 г. книги великого чешского педагога Я.А. Коменского “Великая дидактика”. Он понимал дидактику как «универсальное искусство обучения всех всему»

Объект дидактики – обучение.

Предмет - связь преподавания и учения, их взаимодействие.

Дидактика отвечает на следующие вопросы: для чего учить? (цель); чему учить? (содержание образования); как учить? (методы, формы, средства). Дидактика подразделяется на общую и частную. Общая дидактика рассматривает процесс обучения в целом, его закономерности, принципы, правила. Частная дидактика – методика – изучает процесс обучения в конкретной области предмета.

Задачи дидактики.

Внеисторические:

  •  Разработка эффективных форм и методов организации учебного процесса.
  •  Разработка оптимального содержания образования.
  •  Описание закономерностей протекания учебного процесса и развития ученика в этом процессе.

Перед современной российской дидактикой стоят перечисленные задачи, трансформированные в специфических новых социально-экономических и политических условиях:

  •  Разработка государственных стандартов для всех уровней образования.
  •  Достижение доступности образования.
  •  Повышение качества образования.

Основными категориями дидактики являются:

Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение научных знаний и способов деятельности.

Главным признаком процесса обучения является его двусторонний характер. Оно включает в себя преподавание (упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения) и учение (деятельность ученика в процессе обучения).

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков способов мышления.

Знания – совокупность фактов, понятий, идей человека.

Умения – овладение способами применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Форма – способ совместной деятельности учителя и учащегося, направленной на реализацию содержания обучения.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса.

Результаты (продукты обучения) – то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Когнитивная сфера (лат. сognitio – знание, познание) – часть психологии человека, связанная с познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность. Каждый из них имеет собственные характеристики и организацию, вносит свой вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно эти процессы взаимодействуют друг с другом.

Ощущение – отражение конкретных свойств, качеств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств (зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, кожные).

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. В результате восприятия формируются образы окружающей действительности. Оно может быть непроизвольным (нет заранее поставленной цели) и произвольным.

Виды: восприятие движения (изменение положения); пространства (величина, форма предметов, объем, удаленность); времени.

Свойства восприятия:

  1.  Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета.
  2.  Константность восприятия – благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.
  3.  Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль.
  4.  Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
  5.  Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память – основа психической деятельности.

Виды памяти:

  •  произвольная, непроизвольная;
  •  в зависимости от приемов заучивания: многократное механическое повторение – механическая память, логический пересказ – логическая, образные приемы запоминания – образная (зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная);
  •  по времени хранения информации: сенсорная (мгновенная), кратковременная (запоминание однократно предъявленной информации на короткое время 5-7 мин), долговременная (длительное сохранение информации), оперативная (рассчитана на хранение информации в течение определенного срока (от нескольких секунд до нескольких минут), до момента решения задачи).

Внимание – направленность и сосредоточенность психики (сознания) на определённые объекты при отвлечении от всего остального.

Свойства и характеристики внимания:

  •  объем внимания: количество объектов, которые воспринимаются одновременно;
  •  концентрация: степень сосредоточения сознания на объекте (объектах);
  •  распределение внимания: умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами;
  •  устойчивость: общая направленность внимания в процессе деятельности, характеристика внимания по времени;
  •  отвлекаемость: непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, свойство, противоположное устойчивости;
  •  переключение: сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.

Различают три вида внимания:

  1.  непроизвольное – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей без предварительного намерения;
  2.  произвольное – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте;
  3.  послепроизвольное – внимание, связанное с интересами, увлечениями, начатой работой, стремлением завершить ее (переход в процессе деятельности от произвольного к непроизвольному вниманию).

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного и опосредованного познания окружающей действительности.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Виды воображения:

  1.  пассивное: произвольное (мечтательность, грезы), непроизвольное (гипнотические состояния, сновидения);
  2.  активное – направлено на решение творческой или личностной задачи:
  •  воссоздающее воображение – создание образов, соответствующих описанию;
  •  творческое – самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности;
  •  антиципирующее – способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д.

Основные проблемы современной дидактики.

  1.  Определение методологической основы дидактики, в точности принятие системного и комплексных подходов к созданию дидактических систем; неоднородность в определении сущности категориального аппарата и отдельных понятий; опережение «практического обучения» над «теоретическим».
  2.  Неподготовленность кадров к реализации цели дидактического процесса. Выводить учащихся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил и средств.
  3.  Изменение содержания образования (обучения), изменение принципов формирования учебных планов и программ. Составление учебных курсов дали возможность «полноценного выбора» учащимися уровня и вида образования, но не улучшили его качества подготовки.

Дидактические взгляды Л.Н. Толстого.

Методологическую основу педагогического учения Толстого составили:

  1.  Идея свободного воспитания (образования).
  2.  Идея самоценности детства: “Идеал наш сзади, а не впереди”.
  3.  Идея организации народной крестьянской школы.
  4.  Приоритетность образования (рассматривал воспитание как часть образовательного процесса).

Идея свободы являлась ключевой и понималась Толстым как

  •  принцип организации народного образования (получила обоснование в концепции народной крестьянской школы);
  •  дидактический принцип (отказ от принуждения, наказаний).

В этом случае системообразующий фактор и основной мотив – это интерес ребенка. Следовательно, реализация идеи свободного воспитания и образования в деятельности школы не есть анархия, а есть организованный процесс, предполагающий максимальную инициативность и самостоятельность учащегося.

Л.Н. Толстой предлагал использовать разнообразные формы и методы учебной деятельности. Особо подчеркивал роль живого слова, творческой деятельности (сочинения и пр.). Он разработал условия успешного обучения: посильность, отсутствие на уроке отвлекающих факторов, если ученик не боится и не стыдится учителя, если ум не переутомляется и т.д. Особо отмечал роль принципов сознательности и наглядности. Составил “Азбуку” (1872), “Новую азбуку” (1875), книги для чтения. Свои взгляды на обучение изложил в “Дневнике Яснополянской школы”, статьях “Образование и воспитание”, “Кому у кого учиться писать?”, правилах для учителя и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10149. Методологические принципы и социально-организационные изменения науки в XVIII - XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности 38.5 KB
  Методологические принципы и социально-организационные изменения науки в XVIII XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности К наиболее примечательным методологическим разработкам того времени относятся: формирование эксперимента как базового метода эмп...
10150. Многообразие типов научного знания. Специфика естественных, гуманитарных и технических наук. 48 KB
  Многообразие типов научного знания. Специфика естественных гуманитарных и технических наук. Рассматривая познание как деятельность мы можем поставить следующую проблему. Можно ли утверждать что по аналогии с многими видами деятельности человека познавательна
10151. Соотношение эмпирического т теоретического уровней научного знания. Изменение представлений о взаимосвязи теории и эмпирии в философии науки ХХ в. 27.5 KB
  Соотношение эмпирического т теоретического уровней научного знания. Изменение представлений о взаимосвязи теории и эмпирии в философии науки ХХ в. Внутренняя структура науки определяется в п.о. через выделение в ее составе теоретического и эмпирического познания. Т.
10152. Формы систематизации знания на эмпирическом уровне 38.5 KB
  Формы систематизации знания на эмпирическом уровне. Основными методами эмпирического познания являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение это целенаправленное восприятие явлений действительности в ходе которого фиксируются данные об их свойствах и отноше
10153. Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования, специфика их реализации в современной науке 34.5 KB
  Наблюдение и эксперимент как эмпирические методы исследования специфика их реализации в современной науке Общенаучные эмпирические методы. Наблюдение это преднамеренное целенаправленное и планомерное восприятие выделенного для изучения фрагмента реальности. Осо
10154. Научное знание: структура и методы теоретического знания. Абстрагирование и идеализация - начало теоретического познания 42 KB
  Научное знание: структура и методы теоретического знания. Абстрагирование и идеализация начало теоретического познания. Абстракции возникают на аналитической стадии исследования когда начинают рассматривать отдельные стороны свойства и элементы единого процесс...
10155. Научная картина мира как форма систематизации научного знания, ее виды и функции. 82.5 KB
  Научная картина мира как форма систематизации научного знания ее виды и функции. Как особый структурный феномен не входящий полностью в теоретическое знание в настоящее время выделяется еще научная картина мира. НКМ целостная система представлений об общих ...
10156. Научные революции и типы научной рациональности 62.5 KB
  Научные революции и типы научной рациональности. Типология традиций и новаций в науке. Глобальные научные революции. Изменение научной рациональности. В предыдущей лекции речь шла о соотношении традиций и новаций в развитии науки. Выделим теперь типы...
10157. Глобальные научные революции в истории культуры. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука: временные рамки и специфика 49 KB
  Глобальные научные революции в истории культуры. Классическая неклассическая и постнеклассическая наука: временные рамки и специфика. В истории европейской науки традиционно принято выделять две глобальные научные революции, более дискуссионными являются вопро