10341

Дидактика как теория образования и обучения, ее современные проблемы. Психология обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин)

Доклад

Педагогика и дидактика

Дидактика как теория образования и обучения ее современные проблемы. Психология обучения В.В. Давыдов Д.Б. Эльконин. Соотношение психологии обучения и дидактики. Когнитивная сфера личности как основа процесса обучения. Проблема соотношения обучения и развития в истори

Русский

2013-03-25

73 KB

58 чел.

Дидактика как теория образования и обучения, ее современные проблемы. Психология обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Соотношение психологии обучения и дидактики. Когнитивная сфера личности как основа процесса обучения. Проблема соотношения обучения и развития в историческом и современном аспектах (Ж. Пиаже, Э. Торндайк, К. Коффка, Л.С. Выготский). Дидактические взгляды Л.Н. Толстого.

Дидактика (греч. didaktikos – поучающий, обучающий) – один из трех разделов педагогики (школоведение, теория воспитания), разрабатывающий вопросы образования и обучения.

Впервые в научный оборот термин был введен немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1592 – 1670), назвавшим свой курс лекций “Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия“. Как отрасль науки дидактика оформилась в 17 в. с появлением в 1632 г. книги великого чешского педагога Я.А. Коменского “Великая дидактика”. Он понимал дидактику как «универсальное искусство обучения всех всему»

Объект дидактики – обучение.

Предмет - связь преподавания и учения, их взаимодействие.

Дидактика отвечает на следующие вопросы: для чего учить? (цель); чему учить? (содержание образования); как учить? (методы, формы, средства). Дидактика подразделяется на общую и частную. Общая дидактика рассматривает процесс обучения в целом, его закономерности, принципы, правила. Частная дидактика – методика – изучает процесс обучения в конкретной области предмета.

Задачи дидактики.

Внеисторические:

  •  Разработка эффективных форм и методов организации учебного процесса.
  •  Разработка оптимального содержания образования.
  •  Описание закономерностей протекания учебного процесса и развития ученика в этом процессе.

Перед современной российской дидактикой стоят перечисленные задачи, трансформированные в специфических новых социально-экономических и политических условиях:

  •  Разработка государственных стандартов для всех уровней образования.
  •  Достижение доступности образования.
  •  Повышение качества образования.

Основными категориями дидактики являются:

Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение научных знаний и способов деятельности.

Главным признаком процесса обучения является его двусторонний характер. Оно включает в себя преподавание (упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения) и учение (деятельность ученика в процессе обучения).

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков способов мышления.

Знания – совокупность фактов, понятий, идей человека.

Умения – овладение способами применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучения, образования) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Форма – способ совместной деятельности учителя и учащегося, направленной на реализацию содержания обучения.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса.

Результаты (продукты обучения) – то, чего достигает обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Когнитивная сфера (лат. сognitio – знание, познание) – часть психологии человека, связанная с познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность. Каждый из них имеет собственные характеристики и организацию, вносит свой вклад в формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно эти процессы взаимодействуют друг с другом.

Ощущение – отражение конкретных свойств, качеств предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств (зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, кожные).

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств при непосредственном воздействии их на органы чувств. В результате восприятия формируются образы окружающей действительности. Оно может быть непроизвольным (нет заранее поставленной цели) и произвольным.

Виды: восприятие движения (изменение положения); пространства (величина, форма предметов, объем, удаленность); времени.

Свойства восприятия:

  1.  Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета.
  2.  Константность восприятия – благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.
  3.  Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль.
  4.  Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
  5.  Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память – основа психической деятельности.

Виды памяти:

  •  произвольная, непроизвольная;
  •  в зависимости от приемов заучивания: многократное механическое повторение – механическая память, логический пересказ – логическая, образные приемы запоминания – образная (зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная);
  •  по времени хранения информации: сенсорная (мгновенная), кратковременная (запоминание однократно предъявленной информации на короткое время 5-7 мин), долговременная (длительное сохранение информации), оперативная (рассчитана на хранение информации в течение определенного срока (от нескольких секунд до нескольких минут), до момента решения задачи).

Внимание – направленность и сосредоточенность психики (сознания) на определённые объекты при отвлечении от всего остального.

Свойства и характеристики внимания:

  •  объем внимания: количество объектов, которые воспринимаются одновременно;
  •  концентрация: степень сосредоточения сознания на объекте (объектах);
  •  распределение внимания: умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами;
  •  устойчивость: общая направленность внимания в процессе деятельности, характеристика внимания по времени;
  •  отвлекаемость: непроизвольное отклонение внимания с основной деятельности на посторонние объекты, свойство, противоположное устойчивости;
  •  переключение: сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.

Различают три вида внимания:

  1.  непроизвольное – это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей без предварительного намерения;
  2.  произвольное – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте;
  3.  послепроизвольное – внимание, связанное с интересами, увлечениями, начатой работой, стремлением завершить ее (переход в процессе деятельности от произвольного к непроизвольному вниманию).

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного и опосредованного познания окружающей действительности.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Виды воображения:

  1.  пассивное: произвольное (мечтательность, грезы), непроизвольное (гипнотические состояния, сновидения);
  2.  активное – направлено на решение творческой или личностной задачи:
  •  воссоздающее воображение – создание образов, соответствующих описанию;
  •  творческое – самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности;
  •  антиципирующее – способность человека предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д.

Основные проблемы современной дидактики.

  1.  Определение методологической основы дидактики, в точности принятие системного и комплексных подходов к созданию дидактических систем; неоднородность в определении сущности категориального аппарата и отдельных понятий; опережение «практического обучения» над «теоретическим».
  2.  Неподготовленность кадров к реализации цели дидактического процесса. Выводить учащихся на заданный уровень обучения с минимальными затратами времени, сил и средств.
  3.  Изменение содержания образования (обучения), изменение принципов формирования учебных планов и программ. Составление учебных курсов дали возможность «полноценного выбора» учащимися уровня и вида образования, но не улучшили его качества подготовки.

Дидактические взгляды Л.Н. Толстого.

Методологическую основу педагогического учения Толстого составили:

  1.  Идея свободного воспитания (образования).
  2.  Идея самоценности детства: “Идеал наш сзади, а не впереди”.
  3.  Идея организации народной крестьянской школы.
  4.  Приоритетность образования (рассматривал воспитание как часть образовательного процесса).

Идея свободы являлась ключевой и понималась Толстым как

  •  принцип организации народного образования (получила обоснование в концепции народной крестьянской школы);
  •  дидактический принцип (отказ от принуждения, наказаний).

В этом случае системообразующий фактор и основной мотив – это интерес ребенка. Следовательно, реализация идеи свободного воспитания и образования в деятельности школы не есть анархия, а есть организованный процесс, предполагающий максимальную инициативность и самостоятельность учащегося.

Л.Н. Толстой предлагал использовать разнообразные формы и методы учебной деятельности. Особо подчеркивал роль живого слова, творческой деятельности (сочинения и пр.). Он разработал условия успешного обучения: посильность, отсутствие на уроке отвлекающих факторов, если ученик не боится и не стыдится учителя, если ум не переутомляется и т.д. Особо отмечал роль принципов сознательности и наглядности. Составил “Азбуку” (1872), “Новую азбуку” (1875), книги для чтения. Свои взгляды на обучение изложил в “Дневнике Яснополянской школы”, статьях “Образование и воспитание”, “Кому у кого учиться писать?”, правилах для учителя и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41324. Исследование состава и возможностей ИС РПО для семейства МК АVR 3.63 MB
  Основные теоретические положения Программная среда АVR Studio Фирма Аtmel разработчик микроконтроллеров АVR очень хорошо позаботилась о сопровождении своей продукции. Для написания программ их отладки трансляции и прошивки в память микроконтроллера фирма разработала специализированную среду разработчика под названием АVR Studio Программная среда АVR Studio это мощный современный про граммный продукт позволяющий производить все этапы разработки программ для любых микрокон троллеров серии АVR ....
41325. Работа с ИС РПО для семейства МК АVR 5.99 MB
  Если уже есть файл с текстом программы на Ассемблере и просто необходимо создать проект а затем подключить туда готовый программный файл снимите соответствующую галочку. Оно должно содержать имя файла куда будет записываться текст программы. При выборе этого элемента диалог создания проекта будет автоматически запускаться каждый раз при запуске программы VR Studio.ps; файл куда будет помещен текст программы на Ассемблере Prog1.
41326. Лабораторная работа Определение скорости полета пули методом баллистического маятника 461 KB
  Приборы: пули свинцовые 5 штук; пневматическое ружье; баллистический маятник; аналитические весы 0001 г; технические весы 1 г; линейка 1 см; секундомер 01 с. где d – расстояние от зеркальца до шкалы; n –отклонение “зайчика†по шкале; – расстояние от оси вращения до точки удара пули; l – расстояние от оси вращения до центра тяжести; h – высота поднятия цента тяжести;  угол отклонения; масса пули m.
41327. Основные закономерности движения простых колебательных систем. Изучение вынужденных колебаний 123 KB
  Найдем коэффициент возвращающей силы К и модуль Юнга Е. Теперь найдем добротность Q логарифмический декремент затухания  коэффициент затухания  коэффициент трения r частота резонанса Wрез: Итак подытожим результат: Е = 54 109  05 109 с1; К = 58  01 кгс1; W0 = Wрез= 622 с1; Q = 2074;  = 002;  = 02; r = 06.
41328. Измерение ускорения силы тяжести при помощи оборотного маятника Катера и механического секундомера 33.5 KB
  Положение ножа Х см Время с Период с1 67 71 142 84 168 82 915 183 91 183 Примерное значение А  81 см. Проведем измерения при нескольких значениях Х лежащих вблизи А: Положение ножа Х см Период Т1 с1 Период Т2 с1 825 184 183 820 184 181 815 183 181 810 183 180 805 182 179 800 182 179 795 182 179 Установим и измерим расстояние а между подшипниками: а = 8546 – 42 = 8504 мм. Определим центр инерции: а1 = 225 – 88 = 137 см Измерение периода колебаний Т I положение маятника: N1 = 100; t1 = 181 c.; N3...
41329. Измерение токов и напряжений 188.76 KB
  Цель работы: сравнение две возможные схемы включения амперметра и вольтметра; определение сопротивления амперметра и вольтметра. Приборы: три реостата (30 Ом, 5А; 30 Ом, 5А; 100 Ом, 2А), амперметр (класс точности 0.2; цена деления 0,05 А), вольтметр (точность 0.2; цена деления 1.5 В), выключатель и два переключателя
41330. Измерение токов и напряжений. Дополнение к лабораторной работе 40.5 KB
  Гадуировка шкалы – до 100 В; установка – до 150 В, относительно всей шкалы. Тогда одно деление равно 150/100 = 1,5 В. Vотсч = 0,5 * 1,5 = 0,75 В
41331. Определение отношения e/m при помощи фокусировки электронного пучка в продольном магнитном поле 219 KB
  Приборы: потенциометр 100 Ом 2А вольтметр градуировка 600 В вся шкала 1200 В класс точности 10 амперметр градуировка 150 А вся шкала 3 А класс точности 05. а Ищем Vград Класс точности = 10; Vград Vномин = 001; Vград = 1200 001 = 12 В Vград = 12 В б Ищем Vотсч Градуировка шкалы – до 600 В; установка – до 1200 В относительно всей шкалы. Общая формула: а Ищем Iград Класс точности = 05; Iград Iномин = 0005; Iград = 3 0005 = 0015 А Iград = 0015 А б Ищем Iотсч Градуировка шкалы – до 150 А; установка – до 3...
41332. Определение моментов инерции тела 329.5 KB
  Отчет по работе № 90 “Определение моментов инерции тела” студента 12 группы I курса Василькова Сергея Дмитриевича. Приборы: штангенциркуль (0,05 мм); весы (гиревые) (1 г); секундомер (0,1 с). Изучаемый прибор...