10342

Теоретические основы, структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение

Доклад

Педагогика и дидактика

Теоретические основы структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение. Деятельность учителя в учебном процессе. Педагогические способности и их характеристика Н.В. Кузьмина А.К. Маркова. Технология проек

Русский

2013-03-25

75 KB

105 чел.

Теоретические основы, структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение. Деятельность учителя в учебном процессе. Педагогические способности и их характеристика (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова). Технология проектной деятельности учителя.

Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение научных знаний и способов деятельности.

Обучение – двусторонний, целенаправленный, организованный и планомерный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования последующих знаний, умений, навыков и мировоззрения учащихся.

Теоретической основой процесса обучения является теория познания (гносеология): мир реален и познаваем. В основе познания лежат различные философские методы: Бэкон – индукция (движение знания от частного к общему), Декарт – дедукция (от общего к частному).

Движущая сила процесса обучения – разрешение противоречий между:

  •  познавательными практическими задачами и достигнутым уровнем умственного развития учащихся;
  •  потребностью в овладении знаниями и неудовлетворённостью имеющимися;
  •  знаниями и их практическим применением.

Дидактика опирается на данные психологии обучения, которая занимается изучением психической деятельности учащихся, выявлением своеобразия этой деятельности в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Структура процесса обучения

Преподавание – деятельность учителя

Учение – деятельность ученика

Передача информации

Освоение, закрепление и применение ЗУНов

Организация учебно-познавательной деятельности учителя

Самостимулирование поиска, решения учебных заданий, самооценка достижений

Оказание помощи при затруднениях в процессе учения

Осознание личного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта

Стимулирование интереса

Оценка учебных достижений

Функции процесса обучения:

  •  Образовательная (обучающая): усвоение научных знаний (факты, понятия, законы, закономерности, теории), формирование общеучебных и специальных умений и навыков (работа с книгой, владение письмом, рациональные способы чтения).
  •  Воспитывающая: формирование основ научного мировоззрения, способов поведения и деятельности в обществе, системы отношений, совокупности качеств личности.
  •  Развивающая: вовлечение ребенка в различные виды деятельности, развивающие эмоции, волю, мотивы деятельности и все сферы личности – эмоциональную, интеллектуальную, духовную, физическую.

Эти функции находятся в сложно переплетающихся связях.

Закономерности обучения – объективные, существенные, устойчивые повторяющиеся связи между составными частями процесса обучения.

Выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Внешние характеризуют зависимость обучения от социально-экономической, политической ситуации, потребностей общества, уровня образования.

Внутренние закономерности:

  •  обучающая деятельность преподавателя носит воспитательный характер;
  •  зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
  •  задачная структура (движение от незнания к знанию, знание – умение, умение – навык), прочность усвоения зависит от прямого и отсроченного повторения изученного, от его включенности в новый материал.

Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения.

В основу современной системы дидактических принципов положены подходы, отраженные в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и др.:

  •  наглядность: основана на привлечении органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.);
  •  сознательность, творческая активность и самостоятельность;
  •  систематичность и последовательность в овладении знаниями;
  •  доступность: учет особенностей развития учащихся;
  •  прочность результатов обучения и развитие познавательных сил учащихся;
  •  научность содержания и методов учебного процесса;
  •  связь обучения с жизнью (использование знаний на практике);
  •  культуросообразность: обращение к традициям и культуре в истории.

Учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Важнейшая особенность деятельности педагога – управление деятельностью учащихся. Структура преподавания определяется основными звеньями управленческого цикла и включает в себя:

  1.  Анализ ситуации и целей учебной деятельности.
  2.  Планирование учебного процесса.
  3.  Отбор, систематизация, структурирование учебной информации и предъявление ее учащимся в виде педагогических задач.
  4.  Организация и руководство восприятием, осознанием и овладением учащимися необходимой информацией.
  5.  Контроль и корректировка хода процесса обучения.
  6.  Заключительный анализ, определение адекватности полученных результатов намеченным целям. Если процесс обучения построен верно и знания приобретают личностный смысл, то у учащихся появляется интерес, а это стимул к самостоятельной активной деятельности.

Педагогические способности – индивидуальные психологические свойства, которые помогают успешному овладению данным видом деятельности.

Кузьмина Н.В. выделяет два уровня педагогических способностей:

  •  перцептивно-рефлексивные. Включают три вида чувствительности: чувство объекта, связанное с эмпатией чувство меры или такта и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции;
  •  проективные. Включают гностические (быстрое и творческое овладение методами обучения, изобретательность способов обучения); проектировочные (мысленное моделирование учебно-воспитательного процесса); конструктивные (создание творческой рабочей атмосферы); коммуникативные (установление контакта, педагогически целесообразных отношений); организаторские (избирательная чувствительность к способам организации учебного процесса).

Педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, воображения, такта, распределения внимания, мышления).

Учитывая современные требования к педагогической практике, выделяют следующие способности, необходимые учителю для успешной профессиональной педагогической деятельности:

  •  организаторские – умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.;
  •  дидактические – умение подобрать и подготовить материал, наглядно, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и т.д.;
  •  перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;
  •  коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами;
  •  суггестивные способности заключаются в эмоциональном влиянии на обучающихся;
  •  исследовательские, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы;
  •  научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в выбранной отрасли.

Проектная деятельность – конструирование модели предстоящей деятельности, выбор способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделение конкретных этапов достижения цели, формирование для каждого из них частных задач, определение видов и форм оценки полученных результатов.

Проектирование педагогических процессов – сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа (ступени) проектирования.

Педагогическое моделирование (создание модели) – разработка целей (общей идеи) педагогической деятельности и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84791. Покорители космоса 156.5 KB
  В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с социальным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Школа 2100». Старший дошкольный возраст – это стартовая площадка для развития у детей нравственных чувств, в том числе ценностного...
84792. Путешествие на лесную поляну 49.5 KB
  Ой смотрите что-то случилось с цветочками все лепесточки перепутались Кто это так обидел цветочки как вы думаете плохие дети животные ветер пошалил сильно дул и лепесточки разлетелись у цветков и перепутались Поможем собрать одинаковые лепесточки и соединим в цветочки...
84793. Конспект тематического занятия, посвящённого Дню Победы 36.5 KB
  Задачи: Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги; Закрепить представления о празднике День Победы; Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ. Ход: Под музыку «День Победы» в зал входят дети, рассаживаются.
84795. Миссия в управлении организацией 88.94 KB
  В современном быстроменяющемся благодаря инновационным и информационным технологиям мире любая сфера деятельности человека требует от современных компаний прорабатывать долгосрочную стратегию нацеленную на успех и развитие организации.
84796. Содержание и цели стадий кругооборота инвестиций 170 KB
  Инвестиция – это всегда изменение, осознанное отклонение от рутинного течения, попытка заглянуть в будущее. Инвестиционная деятельность является в некотором смысле вынужденным мероприятием, поскольку любой мало-мальски грамотный бизнесмен, руководитель, менеджер отчетливо понимает...
84797. Современные десерты 114.95 KB
  Заведения общественного питания представляет собой отрасль, основу которой составляют предприятия (структурные торгово-производственные единицы), выпускающие кулинарную продукцию, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей и различающиеся по типам...
84798. Разработка программы аутентификации пользователя и сообщений на основе алгоритма IDEA (режим сцепления блоков шифра) 279.83 KB
  Симметричные криптосистемы также симметричное шифрование симметричные шифры способ шифрования в котором для шифрования и расшифровывания применяется один и тот же криптографический ключ. До изобретения схемы асимметричного шифрования единственным существовавшим способом являлось симметричное шифрование.