10342

Теоретические основы, структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение

Доклад

Педагогика и дидактика

Теоретические основы структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение. Деятельность учителя в учебном процессе. Педагогические способности и их характеристика Н.В. Кузьмина А.К. Маркова. Технология проек

Русский

2013-03-25

75 KB

91 чел.

Теоретические основы, структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение. Деятельность учителя в учебном процессе. Педагогические способности и их характеристика (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова). Технология проектной деятельности учителя.

Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение научных знаний и способов деятельности.

Обучение – двусторонний, целенаправленный, организованный и планомерный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования последующих знаний, умений, навыков и мировоззрения учащихся.

Теоретической основой процесса обучения является теория познания (гносеология): мир реален и познаваем. В основе познания лежат различные философские методы: Бэкон – индукция (движение знания от частного к общему), Декарт – дедукция (от общего к частному).

Движущая сила процесса обучения – разрешение противоречий между:

  •  познавательными практическими задачами и достигнутым уровнем умственного развития учащихся;
  •  потребностью в овладении знаниями и неудовлетворённостью имеющимися;
  •  знаниями и их практическим применением.

Дидактика опирается на данные психологии обучения, которая занимается изучением психической деятельности учащихся, выявлением своеобразия этой деятельности в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Структура процесса обучения

Преподавание – деятельность учителя

Учение – деятельность ученика

Передача информации

Освоение, закрепление и применение ЗУНов

Организация учебно-познавательной деятельности учителя

Самостимулирование поиска, решения учебных заданий, самооценка достижений

Оказание помощи при затруднениях в процессе учения

Осознание личного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта

Стимулирование интереса

Оценка учебных достижений

Функции процесса обучения:

  •  Образовательная (обучающая): усвоение научных знаний (факты, понятия, законы, закономерности, теории), формирование общеучебных и специальных умений и навыков (работа с книгой, владение письмом, рациональные способы чтения).
  •  Воспитывающая: формирование основ научного мировоззрения, способов поведения и деятельности в обществе, системы отношений, совокупности качеств личности.
  •  Развивающая: вовлечение ребенка в различные виды деятельности, развивающие эмоции, волю, мотивы деятельности и все сферы личности – эмоциональную, интеллектуальную, духовную, физическую.

Эти функции находятся в сложно переплетающихся связях.

Закономерности обучения – объективные, существенные, устойчивые повторяющиеся связи между составными частями процесса обучения.

Выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Внешние характеризуют зависимость обучения от социально-экономической, политической ситуации, потребностей общества, уровня образования.

Внутренние закономерности:

  •  обучающая деятельность преподавателя носит воспитательный характер;
  •  зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
  •  задачная структура (движение от незнания к знанию, знание – умение, умение – навык), прочность усвоения зависит от прямого и отсроченного повторения изученного, от его включенности в новый материал.

Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения.

В основу современной системы дидактических принципов положены подходы, отраженные в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и др.:

  •  наглядность: основана на привлечении органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.);
  •  сознательность, творческая активность и самостоятельность;
  •  систематичность и последовательность в овладении знаниями;
  •  доступность: учет особенностей развития учащихся;
  •  прочность результатов обучения и развитие познавательных сил учащихся;
  •  научность содержания и методов учебного процесса;
  •  связь обучения с жизнью (использование знаний на практике);
  •  культуросообразность: обращение к традициям и культуре в истории.

Учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Важнейшая особенность деятельности педагога – управление деятельностью учащихся. Структура преподавания определяется основными звеньями управленческого цикла и включает в себя:

  1.  Анализ ситуации и целей учебной деятельности.
  2.  Планирование учебного процесса.
  3.  Отбор, систематизация, структурирование учебной информации и предъявление ее учащимся в виде педагогических задач.
  4.  Организация и руководство восприятием, осознанием и овладением учащимися необходимой информацией.
  5.  Контроль и корректировка хода процесса обучения.
  6.  Заключительный анализ, определение адекватности полученных результатов намеченным целям. Если процесс обучения построен верно и знания приобретают личностный смысл, то у учащихся появляется интерес, а это стимул к самостоятельной активной деятельности.

Педагогические способности – индивидуальные психологические свойства, которые помогают успешному овладению данным видом деятельности.

Кузьмина Н.В. выделяет два уровня педагогических способностей:

  •  перцептивно-рефлексивные. Включают три вида чувствительности: чувство объекта, связанное с эмпатией чувство меры или такта и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции;
  •  проективные. Включают гностические (быстрое и творческое овладение методами обучения, изобретательность способов обучения); проектировочные (мысленное моделирование учебно-воспитательного процесса); конструктивные (создание творческой рабочей атмосферы); коммуникативные (установление контакта, педагогически целесообразных отношений); организаторские (избирательная чувствительность к способам организации учебного процесса).

Педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, воображения, такта, распределения внимания, мышления).

Учитывая современные требования к педагогической практике, выделяют следующие способности, необходимые учителю для успешной профессиональной педагогической деятельности:

  •  организаторские – умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.;
  •  дидактические – умение подобрать и подготовить материал, наглядно, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и т.д.;
  •  перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;
  •  коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами;
  •  суггестивные способности заключаются в эмоциональном влиянии на обучающихся;
  •  исследовательские, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы;
  •  научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в выбранной отрасли.

Проектная деятельность – конструирование модели предстоящей деятельности, выбор способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделение конкретных этапов достижения цели, формирование для каждого из них частных задач, определение видов и форм оценки полученных результатов.

Проектирование педагогических процессов – сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа (ступени) проектирования.

Педагогическое моделирование (создание модели) – разработка целей (общей идеи) педагогической деятельности и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7046. Экономика и управление в современной электроэнергетике России 6.18 MB
  Глава 1. Электроэнергетика - базовая отрасль российской экономики 1.1. Значение, особенности, технологическая структура и топливная база электроэнергетики Значение электроэнергии для жизнедеятельности населения и функционирования экономики тако...
7047. История Древнего Китая 4.53 MB
  История Древнего Китая Книга первая Глава 1 Древняя империя Как сообщают китайские авторы, в начале, когда все было тьма и хаос, из огромного мирового яйца, разделившегося на две части, появился человек. В китайские анналы он вошел как Паньгу Хуан. ...
7048. Прокладка трубопровода в Пермском крае 96.5 KB
  Прокладка трубопровода в Пермском крае Оценка условий строительства Данный трубопровод диаметром 350 мм необходим для отведения сточных вод от небольшого микрорайона. Длина данного трубопровода из керамики 2925 м. через каждые 65 м на данном трубопр...
7049. Определение природной весовой влажности пылеватых глинистых грунтов 32.5 KB
  Цель работы: определить природную весовую влажность и дать оценку несущей способности пылеватых глинистых грунтов. Оборудование: бокс с крышкой, конус Васильева, технические весы с разновесами, сушильный шкаф. Подготовка к работе: пробу влажного гру...
7050. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека 45.94 KB
  Введение Проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физ...
7051. Россия во второй половине XIX века 51.76 KB
  Россия во второй половине XIX века Реформы 60-х годов XIX века: а) отмена крепостного права б) земская, городская, судебная, военная реформы, и др. 2. Развитие страны в пореформенный период: а) эволюция сельского хозяйства б) развити...
7052. Когда и почему возникла логика и что она собою представляет 50 KB
  Когда и почему возникла логика и что она собою представляет? Исторические предпосылки и условия возникновения логики Для понимания того, что собою представляет логика и каково её подлинное назначение в жизни людей, необходимо рассмотреть те условия,...
7053. Трансфертные цены. Цели трансфертного ценообразования 48.5 KB
  Трансфертные цены Цели трансфертного ценообразования Методы трансфертного ценообразования Трансфертные цены на несовершенном рынке Трансфертные цены, определяемые по методу Издержки+ Конфликты трансфертного ценообразо...