10342

Теоретические основы, структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение

Доклад

Педагогика и дидактика

Теоретические основы структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение. Деятельность учителя в учебном процессе. Педагогические способности и их характеристика Н.В. Кузьмина А.К. Маркова. Технология проек

Русский

2013-03-25

75 KB

99 чел.

Теоретические основы, структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение. Деятельность учителя в учебном процессе. Педагогические способности и их характеристика (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова). Технология проектной деятельности учителя.

Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение научных знаний и способов деятельности.

Обучение – двусторонний, целенаправленный, организованный и планомерный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования последующих знаний, умений, навыков и мировоззрения учащихся.

Теоретической основой процесса обучения является теория познания (гносеология): мир реален и познаваем. В основе познания лежат различные философские методы: Бэкон – индукция (движение знания от частного к общему), Декарт – дедукция (от общего к частному).

Движущая сила процесса обучения – разрешение противоречий между:

  •  познавательными практическими задачами и достигнутым уровнем умственного развития учащихся;
  •  потребностью в овладении знаниями и неудовлетворённостью имеющимися;
  •  знаниями и их практическим применением.

Дидактика опирается на данные психологии обучения, которая занимается изучением психической деятельности учащихся, выявлением своеобразия этой деятельности в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Структура процесса обучения

Преподавание – деятельность учителя

Учение – деятельность ученика

Передача информации

Освоение, закрепление и применение ЗУНов

Организация учебно-познавательной деятельности учителя

Самостимулирование поиска, решения учебных заданий, самооценка достижений

Оказание помощи при затруднениях в процессе учения

Осознание личного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта

Стимулирование интереса

Оценка учебных достижений

Функции процесса обучения:

  •  Образовательная (обучающая): усвоение научных знаний (факты, понятия, законы, закономерности, теории), формирование общеучебных и специальных умений и навыков (работа с книгой, владение письмом, рациональные способы чтения).
  •  Воспитывающая: формирование основ научного мировоззрения, способов поведения и деятельности в обществе, системы отношений, совокупности качеств личности.
  •  Развивающая: вовлечение ребенка в различные виды деятельности, развивающие эмоции, волю, мотивы деятельности и все сферы личности – эмоциональную, интеллектуальную, духовную, физическую.

Эти функции находятся в сложно переплетающихся связях.

Закономерности обучения – объективные, существенные, устойчивые повторяющиеся связи между составными частями процесса обучения.

Выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Внешние характеризуют зависимость обучения от социально-экономической, политической ситуации, потребностей общества, уровня образования.

Внутренние закономерности:

  •  обучающая деятельность преподавателя носит воспитательный характер;
  •  зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
  •  задачная структура (движение от незнания к знанию, знание – умение, умение – навык), прочность усвоения зависит от прямого и отсроченного повторения изученного, от его включенности в новый материал.

Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения.

В основу современной системы дидактических принципов положены подходы, отраженные в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и др.:

  •  наглядность: основана на привлечении органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.);
  •  сознательность, творческая активность и самостоятельность;
  •  систематичность и последовательность в овладении знаниями;
  •  доступность: учет особенностей развития учащихся;
  •  прочность результатов обучения и развитие познавательных сил учащихся;
  •  научность содержания и методов учебного процесса;
  •  связь обучения с жизнью (использование знаний на практике);
  •  культуросообразность: обращение к традициям и культуре в истории.

Учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Важнейшая особенность деятельности педагога – управление деятельностью учащихся. Структура преподавания определяется основными звеньями управленческого цикла и включает в себя:

  1.  Анализ ситуации и целей учебной деятельности.
  2.  Планирование учебного процесса.
  3.  Отбор, систематизация, структурирование учебной информации и предъявление ее учащимся в виде педагогических задач.
  4.  Организация и руководство восприятием, осознанием и овладением учащимися необходимой информацией.
  5.  Контроль и корректировка хода процесса обучения.
  6.  Заключительный анализ, определение адекватности полученных результатов намеченным целям. Если процесс обучения построен верно и знания приобретают личностный смысл, то у учащихся появляется интерес, а это стимул к самостоятельной активной деятельности.

Педагогические способности – индивидуальные психологические свойства, которые помогают успешному овладению данным видом деятельности.

Кузьмина Н.В. выделяет два уровня педагогических способностей:

  •  перцептивно-рефлексивные. Включают три вида чувствительности: чувство объекта, связанное с эмпатией чувство меры или такта и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции;
  •  проективные. Включают гностические (быстрое и творческое овладение методами обучения, изобретательность способов обучения); проектировочные (мысленное моделирование учебно-воспитательного процесса); конструктивные (создание творческой рабочей атмосферы); коммуникативные (установление контакта, педагогически целесообразных отношений); организаторские (избирательная чувствительность к способам организации учебного процесса).

Педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, воображения, такта, распределения внимания, мышления).

Учитывая современные требования к педагогической практике, выделяют следующие способности, необходимые учителю для успешной профессиональной педагогической деятельности:

  •  организаторские – умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.;
  •  дидактические – умение подобрать и подготовить материал, наглядно, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и т.д.;
  •  перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;
  •  коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами;
  •  суггестивные способности заключаются в эмоциональном влиянии на обучающихся;
  •  исследовательские, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы;
  •  научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в выбранной отрасли.

Проектная деятельность – конструирование модели предстоящей деятельности, выбор способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделение конкретных этапов достижения цели, формирование для каждого из них частных задач, определение видов и форм оценки полученных результатов.

Проектирование педагогических процессов – сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа (ступени) проектирования.

Педагогическое моделирование (создание модели) – разработка целей (общей идеи) педагогической деятельности и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16206. Вопросы по компонентам ИС 36.5 KB
  Вопросы по компонентам ИС. 1.Какова физическая структура резистора ИС Есть ли ограничения на их свойства Простейшим резистором ИМС является слой полупроводника изолированный от других элементов ИМС. Существует несколько способов изоляции самый распространенный и
16207. Ответы по стабилизаторам напряжения 35 KB
  Вопросы по стабилизаторам напряжения. 38. Чем определяется амплитуда колебаний выходного напряжения в компенсационных стабилизаторах с импульсным регулированием при неизменном входом напряжении и токе нагрузки Наиболее распространенная силовая часть компенсацио
16208. Ответы по усилителям мощности 39 KB
  Вопросы по усилителям мощности. 24. Каким образом в УМ рабочую точку транзисторов смещают в класс А АВ В Рис. 1 Рис.2 В режиме класса А выбор рабочей точки покоя производится таким образом чтобы входной сигнал полностью помещался на линейном участке выходной ВАХ транзи
16209. Ответы по Усилителям постоянного тока 54.5 KB
  Вопросы по Усилителям постоянного тока 1.Какова максимально достижимая величина коэффициента усиления по напряжению у дифференциального усилителя Если дифференциальный усилитель рассматривается как два каскада выполненных по схеме с общим эмиттером то для каждог...
16210. Векторы и матрицы 68.81 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №2 по дисциплине Программирование на тему Векторы и матрицы Вариант 24 1 Постановка задачи В массиве An наименьший элемент поместить на первое место наименьший из оставшихся на последнее место следующий по величине на второе м
16211. Линейный поиск 72.96 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №3 по дисциплине Программирование на тему Линейный поиск Вариант 24 1 Постановка задачи В массиве Zn найти наиболее длинную цепочку стоящих подряд попарно различных элементов. ...
16212. Арифметика 70.04 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №4 по дисциплине Программирование на тему Арифметика Вариант 24 1 Постановка задачи Найти первые m более чем 2разрядных чиселпалиндромов то есть чисел десятичная запись которых читается одинаково в прямом и обратном направлениях...
16213. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 80.5 KB
  Лабораторная работа №1 Принципы построения модульной программы Цель лабораторной работы: изучить возможность создания Unit в Delphi. Постановка задачи: Разработать программу состоящую из главной формы и отдельного Unit. Unit должен содержать набор процедур и функций для
16214. СОЗДАНИЕ ПРОСТЕЙШЕЙ ПРОГРАММЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИЮ ООП 89 KB
  Лабораторная работа №2 Создание простейшей программы поддерживающей технологию ООП Цель лабораторной работы: изучить принципы построения классов. Постановка задачи: Разработать класс вычисления определенного интеграла четырьмя методами левых правых средни...