10342

Теоретические основы, структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение

Доклад

Педагогика и дидактика

Теоретические основы структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение. Деятельность учителя в учебном процессе. Педагогические способности и их характеристика Н.В. Кузьмина А.К. Маркова. Технология проек

Русский

2013-03-25

75 KB

102 чел.

Теоретические основы, структура и функции процесса обучения. Закономерности и принципы обучения. Обучение как преподавание и как учение. Деятельность учителя в учебном процессе. Педагогические способности и их характеристика (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова). Технология проектной деятельности учителя.

Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение научных знаний и способов деятельности.

Обучение – двусторонний, целенаправленный, организованный и планомерный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования последующих знаний, умений, навыков и мировоззрения учащихся.

Теоретической основой процесса обучения является теория познания (гносеология): мир реален и познаваем. В основе познания лежат различные философские методы: Бэкон – индукция (движение знания от частного к общему), Декарт – дедукция (от общего к частному).

Движущая сила процесса обучения – разрешение противоречий между:

  •  познавательными практическими задачами и достигнутым уровнем умственного развития учащихся;
  •  потребностью в овладении знаниями и неудовлетворённостью имеющимися;
  •  знаниями и их практическим применением.

Дидактика опирается на данные психологии обучения, которая занимается изучением психической деятельности учащихся, выявлением своеобразия этой деятельности в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Структура процесса обучения

Преподавание – деятельность учителя

Учение – деятельность ученика

Передача информации

Освоение, закрепление и применение ЗУНов

Организация учебно-познавательной деятельности учителя

Самостимулирование поиска, решения учебных заданий, самооценка достижений

Оказание помощи при затруднениях в процессе учения

Осознание личного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта

Стимулирование интереса

Оценка учебных достижений

Функции процесса обучения:

  •  Образовательная (обучающая): усвоение научных знаний (факты, понятия, законы, закономерности, теории), формирование общеучебных и специальных умений и навыков (работа с книгой, владение письмом, рациональные способы чтения).
  •  Воспитывающая: формирование основ научного мировоззрения, способов поведения и деятельности в обществе, системы отношений, совокупности качеств личности.
  •  Развивающая: вовлечение ребенка в различные виды деятельности, развивающие эмоции, волю, мотивы деятельности и все сферы личности – эмоциональную, интеллектуальную, духовную, физическую.

Эти функции находятся в сложно переплетающихся связях.

Закономерности обучения – объективные, существенные, устойчивые повторяющиеся связи между составными частями процесса обучения.

Выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Внешние характеризуют зависимость обучения от социально-экономической, политической ситуации, потребностей общества, уровня образования.

Внутренние закономерности:

  •  обучающая деятельность преподавателя носит воспитательный характер;
  •  зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
  •  задачная структура (движение от незнания к знанию, знание – умение, умение – навык), прочность усвоения зависит от прямого и отсроченного повторения изученного, от его включенности в новый материал.

Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения.

В основу современной системы дидактических принципов положены подходы, отраженные в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и др.:

  •  наглядность: основана на привлечении органов чувств (зрение, слух, осязание и т.д.);
  •  сознательность, творческая активность и самостоятельность;
  •  систематичность и последовательность в овладении знаниями;
  •  доступность: учет особенностей развития учащихся;
  •  прочность результатов обучения и развитие познавательных сил учащихся;
  •  научность содержания и методов учебного процесса;
  •  связь обучения с жизнью (использование знаний на практике);
  •  культуросообразность: обращение к традициям и культуре в истории.

Учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Важнейшая особенность деятельности педагога – управление деятельностью учащихся. Структура преподавания определяется основными звеньями управленческого цикла и включает в себя:

  1.  Анализ ситуации и целей учебной деятельности.
  2.  Планирование учебного процесса.
  3.  Отбор, систематизация, структурирование учебной информации и предъявление ее учащимся в виде педагогических задач.
  4.  Организация и руководство восприятием, осознанием и овладением учащимися необходимой информацией.
  5.  Контроль и корректировка хода процесса обучения.
  6.  Заключительный анализ, определение адекватности полученных результатов намеченным целям. Если процесс обучения построен верно и знания приобретают личностный смысл, то у учащихся появляется интерес, а это стимул к самостоятельной активной деятельности.

Педагогические способности – индивидуальные психологические свойства, которые помогают успешному овладению данным видом деятельности.

Кузьмина Н.В. выделяет два уровня педагогических способностей:

  •  перцептивно-рефлексивные. Включают три вида чувствительности: чувство объекта, связанное с эмпатией чувство меры или такта и чувство причастности. Эти проявления чувствительности лежат в основе педагогической интуиции;
  •  проективные. Включают гностические (быстрое и творческое овладение методами обучения, изобретательность способов обучения); проектировочные (мысленное моделирование учебно-воспитательного процесса); конструктивные (создание творческой рабочей атмосферы); коммуникативные (установление контакта, педагогически целесообразных отношений); организаторские (избирательная чувствительность к способам организации учебного процесса).

Педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, воображения, такта, распределения внимания, мышления).

Учитывая современные требования к педагогической практике, выделяют следующие способности, необходимые учителю для успешной профессиональной педагогической деятельности:

  •  организаторские – умение учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т.д.;
  •  дидактические – умение подобрать и подготовить материал, наглядно, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и т.д.;
  •  перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики;
  •  коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами;
  •  суггестивные способности заключаются в эмоциональном влиянии на обучающихся;
  •  исследовательские, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы;
  •  научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в выбранной отрасли.

Проектная деятельность – конструирование модели предстоящей деятельности, выбор способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделение конкретных этапов достижения цели, формирование для каждого из них частных задач, определение видов и форм оценки полученных результатов.

Проектирование педагогических процессов – сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа (ступени) проектирования.

Педагогическое моделирование (создание модели) – разработка целей (общей идеи) педагогической деятельности и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31113. Сущность и главные тенденции мировой экономики 112.5 KB
  Россия на мировом рынке выступала прежде всего как экспортер зерна и другой сельскохозяйственной продукции а также древесины в Западную Европу и поставщик готовых изделий в соседние азиатские страны а также как импортер западноевропейских готовых изделий материалов и полуфабрикатов. Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать но и экспортировать среднеразвитые страны включая Россию а в экспорте рабочей силы активное участие...
31114. Мировая валютная система 154.5 KB
  Манипулирование валютным курсом путем девальвации или ревальвации валюты изменение учетной процентной ставки проведение инфляционной или дефляционной политики для регулирования движения товаров услуг и капитала использование международных займов и кредитов и наконец реструктуризация внешней задолженности все это позволяло поддерживать платежные балансы в известной степени временно уравновешенными и отодвигать погашение отрицательного сальдо за счет резервов золота на неопределенное время например периодически продлевая сроки...
31115. Макроэкономическое равновесие. Модель совокупности спроса и совокупного предложения 398.4 KB
  Рыночная система будет находиться в состоянии равновесия если при действующем уровне цен в экономике величина предполагаемого объема производства в экономике равна величине совокупного спроса. Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения таким образом определит равновесный реальный объем внутреннего производства и равновесный уровень цен в экономике. Макроэкономическое равновесие будет достигаться в точке Е при следующих его параметрах: РE равновесный уровень цен в экономике; QE равновесный объем производства в...
31116. Экономический выбор, экономические отношения. Граница производственных возможностей 278.68 KB
  Производственные возможности экономической системы ограничены редкостью применяемых ресурсов которая по мере развития общества не только сохраняется но и возрастает. Таким образом основной проблемой эффективного функционирования экономической системы является проблема выбора. Проблема выбора находит отражение в трех основных вопросах: Что производить ⇒ какие из возможных товаров и услуг должны производиться в данной экономической системе в определенный период времени Как производить ⇒ при какой комбинации производственных ресурсов с...
31117. Основы рыночной экономики 41.78 KB
  Они же являются собственниками факторов производства. Его основные признаки: 1 экономическая свобода участников производственного процесса 2 наличие конкуренции как среди продавцов так и среди покупателей 3 максимизация частной выгоды дохода прибыли как цель экономической деятельности и 4 регулирование производства распределения обмена и потребления через механизм цен. Вместе с тем рыночный механизм не идеальный способ регулирования общественного производства. Циклическое развитие производства сопровождается недоиспользованием...
31118. Основы теории потребления 186.96 KB
  Хватит ли денег чтобы осуществить покупку Чтобы ответить на первый вопрос надо выяснить полезность вещи для потребителя чтобы ответить на второй исследовать цену чтобы решить третий вопрос определить доход потребителя. Эти три проблемы полезность цена и доход и составляют содержание теории поведения потребителя. Для обозначения того удовольствия или удовлетворения которое получают люди от потребления товаров или услуг экономисты используют термин полезность U utility. Кардиналисткая количественная полезность ...
31119. Предпринимательство. Экономическая природа предпринимательства 64.97 KB
  Экономическая природа предпринимательства Предпринимательство одна из важнейших составляющих современной экономики. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких...
31120. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции 33.39 KB
  Равновесие фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции На любом рынке любой его субъект действует в соответствии с правилами этого рынка. Они в свою очередь зависят от таких факторов как количество участников наличие барьеров входа и выхода с этого рынка степени влиятельности каждого из субъектов на весь рынок их доли рынка. Это и определяет условную принадлежность рынка к какомулибо из видов: полиполия совершенная конкуренция олигополия монополия или монопсония. concurenti от concurrere сталкиваться это тип...
31121. Рынки факторов производства и формирование доходов 256.46 KB
  Рынки факторов производства и формирование доходов. Рынки факторов производства и формирование доходов Спрос на факторы производства Рынки факторов производства это рынки труда капитала земли полезных ископаемых информации знаний интеллектуальных способностей предпринимательского таланта. Рынки факторов производства имеют свои особенности которые необходимо учитывать. Все факторы производства используемые в хозяйственной деятельности можно разделить на две группы: 1 материальные к которым относятся капитал и земля; 2 социальные...