10343

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность, ее внешняя и внутренняя структура

Доклад

Педагогика и дидактика

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность ее внешняя и внутренняя структура. Формирование мотивов учения А.Б. Орлов А.К. Маркова. Диагностика учебной деятельности учащихся. Психокоррекционная работа с детьми. Обучение...

Русский

2013-03-25

67 KB

55 чел.

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность, ее внешняя и внутренняя структура. Формирование мотивов учения (А.Б. Орлов, А.К. Маркова). Диагностика учебной деятельности учащихся. Психокоррекционная работа с детьми.

Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение научных знаний и способов деятельности.

В отечественной психологии процесс обучения рассматривается как процесс овладения детьми социальным опытом, что составляет основу формирования человека как личности.

Основоположниками психологической теории учебной деятельности являются отечественные психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин и др. Ее разработчики определили новую проблему в теории обучения – изменения самого субъекта деятельности в процессе действий.

Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Учебная деятельность, соответственно, направлена на самого обучающегося как ее субъекта и предполагает совершенствование, развитие, формирование его как личности. Содержанием учебной деятельности являются научные понятия, законы науки, общие способы решения конкретных практических задач.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов:

  •  мотивация;
  •  учебные задачи в определенных ситуациях и в различной форме заданий. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками учебной задачи "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности;
  •  учебные действия – структурные единицы любой деятельности, которые выполняются учеником для усвоения содержания учебной деятельности. Они делятся на общие для различных предметов и на специальные для каждого учебного предмета. Сознательные целеустремленные действия, которые многократно повторяются и входят в более сложное действие, постепенно перестают быть объектом сознательного контроля, превращаются в более сложные действия, т.е. операции;
  •  контроль, переходящий в самоконтроль – действия, с помощью которых контролируется процесс усвоения содержания учебной деятельности, сопоставляется действительный результат с запланированным. Выделят контроль со стороны учителей, родителей, самоконтроль, взаимоконтроль;
  •  оценка, переходящая в самооценку – степень соответствия выполненного действия с поставленной задачей. Оценка предшествует отметке. Отметка – количественная характеристика, а оценка – качественная.

Мотив – это побуждение к совершению действия, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. Мотив – это то, ради чего личность совершает ту или иную деятельность.

Мотивация учения – это психологическая характеристика интереса учащихся к усвоению знаний, к приобретению определенных умений и навыков, к собственному развитию.

Учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих и доминирующих потребностей и их иерархизации.

Общий смысл формирования мотивации состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному осознанному и ответственному. Развитие мотивов учения идет двумя путями:

  1.  через усвоение учащимися общественного смысла учения;
  2.  через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективных формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность, создание проблемной ситуации; умелое применение учителем поощрения и порицания.

Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

  •  актуализация уже сложившихся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддерживать;
  •  создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
  •  коррекция дефектных мотивационных установок;
  •  изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Диагностика учебной деятельности – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.

А.К. Маркова выделила следующие аспекты диагностики учебной деятельности (что исследуется):

  1.  Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:
  •  понимание школьником задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие для себя учебной задачи;
  •  самостоятельная постановка школьником учебных задач;
  •  самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале.
  1.  Состояние учебных действий:
  •  какие учебные действия школьник выполняет (изменение, сравнение, моделирование и др.);
  •  в какой форме он их выполняет (материальная, материализованная, громко-речевая, умственный план), развернуто (в полном составе операций) или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
  •  складываются ли из отдельных действий более крупные блоки - способы, приемы, методы; различает ли ученик способ и результат действий;
  •  владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.
  1.  Состояние самоконтроля и самооценки:
  •  умеет ли ученик проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);
  •  может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);
  •  способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  •  владеет ли школьник адекватной самооценкой;
  •  доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценить себя лишь в общем виде.
  1.  Каков результат учебной деятельности:
  •  объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности);
  •  субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий).

Состояние видов деятельности школьника может быть выявлено критериально-ориентированными тестами, деятельностными пробами, длительным наблюдением, а также в ходе психологически продуманного устного опроса и в письменных контрольных работах.

Психокоррекция – деятельность по исправлению особенностей психического развития, которые не соответствуют оптимальной модели.

По результатам диагностирования психолог может рекомендовать педагогу составить (спроектировать) совместный план работы коррекционной направленности по следующим направлениям:

  1.  деятельность учебная, трудовая, познавательная и т.д.;
  2.  качества личности (нравственные идеалы, ценностные ориентации и т.д.);
  3.  психологические характеристики (память, воображение, мышление).

Определив направление коррекционной работы, необходимо четко сформулировать ее цель и задачи, пути и средства реализации.

Выделяют два вида психокоррекционной работы с детьми:

  1.  педагогическая коррекция, учитель осуществляет её сам, используя данные психолога;
  2.  психологическая коррекция. Психолог оказывает помощь ребёнку, используя специально разработанные приёмы.

Методы и средства работы: упражнения (расслабление, специальные дыхательные упражнения), беседы, игры, различные направления психотерапии (музыкальная терапия, танцевальная и др.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26504. Неолиберализм в политике правящих кругов стран Европы и Америки в 1960-2000 гг. (на примере США и Великобритании) 52 KB
  Понятия социальный либерализм и неолиберализм Основу идеологии соц либерализма составило признание социальной природы личности и взаимной ответственности личности и общества. происходило возвращение к идее соц справедливости. Это вело к осознанию права государства как представителя общественных интересов на необходимые полномочия в сфере регулирования собственнических отношений обеспечения консенсуса между отдельными социальными группами в том числе между работодателями и наемным работниками производителями и потребителями....
26505. Неоконсерватизм в политике правящих кругов Европы и Америки в 1980-2000 гг. (на примере США и Великобритании) 46 KB
  устоев капиталистической экономики ч с свободы личности рыночного механизма как наиболее эффективного инструмента регулиря произва максимальное ограничение вмешатва госва в его функце. Существ изменения в хозяйственном механизме капитализма в его соц структуре и общественном сознании этого периода = вопрос о целесообразности и масштабах государственного вмешательства в эк о харре макроэкономической пки ее целях и методах. Следствием стал кризис реформизма и приход к власти в нач1980х почти во всех развитых странах...
26506. Образование и развитие Пятой республики во Франции. Принципы голлизма и их эволюция 52.5 KB
  Основные принципы голлизма: голлизм это своеобразная идеология национального величия; вариант гос. Экономические: жесткое регулирование планирование; налоговая политика; расширение сфер экономики; рост гос. Проект разработан рабочим комитетом из чиновников членов Гос совета во главе с Мишелем Дебре. право назначать премьерминистра и отдельных министров возвращать законопроекты передавать на референдум любой законопроект касающийся организации гос власти или одобрения международных соглашений способных затронуть деятельность...
26507. Основные этапы социально-экономического и политического развития ФРГ 99.5 KB
  Основные этапы социальноэкономического и политического развития ФРГ. Конституционное устройство ФРГ: ФРГ объединила 9 земель каждый из субъектов федерации получил право на свою конституцию представительные и административные органы свое законодательство. Осн этапы соц экон и пол разв ФРГ.23 мая1949г Основ ФРГ.
26508. Интеграционные процессы в западной Европе 1950-2000гг 48 KB
  подписан договор о создании Европейского объединения угля и стали ЕОУС Франция ФРГ Италия Бельгия Нидерланды Люксембург. в Риме подписаны договоры о создании Европейского сообщества по атомной энергии Евратом и Европейского экономического сообщества. политические цели объединение сил западноевропейского капитализма против мирового коммунистического движения соц государств национальноосвободит борьбы колониальных и зависимых стран. Правящие круги США поддерживали создание ЕЭС рассчитывая усилить экономическую базу НАТО и...
26509. Проблемы ограничения вооружения и разоружения в П. стран Европы и Америки 1970 -2000 гг 47 KB
  смягчению 2полюсности мира можно назвать взаимное истощение СССР и США. называемое окно уязвимости которое образовалось якобы в резте ракетноядерного отставания США от СССР. Рейган провозгласил своей целью измотать СССР и ослабить его эк. Бытует мнение что это был глобальный исторический блеф администрации Рейгана попытка спровоцировать СССР на разработку подобной программы.
26510. Основные этапы соц-экон. и полит. разв. стран Центр и Вост.Европы 1945-2000гг 62 KB
  было желание видеть в госве гаранта социальн.социализма оставило лицом к лицу коммунизм и либер. революции нардем социал.