10343

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность, ее внешняя и внутренняя структура

Доклад

Педагогика и дидактика

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность ее внешняя и внутренняя структура. Формирование мотивов учения А.Б. Орлов А.К. Маркова. Диагностика учебной деятельности учащихся. Психокоррекционная работа с детьми. Обучение...

Русский

2013-03-25

67 KB

56 чел.

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность, ее внешняя и внутренняя структура. Формирование мотивов учения (А.Б. Орлов, А.К. Маркова). Диагностика учебной деятельности учащихся. Психокоррекционная работа с детьми.

Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение научных знаний и способов деятельности.

В отечественной психологии процесс обучения рассматривается как процесс овладения детьми социальным опытом, что составляет основу формирования человека как личности.

Основоположниками психологической теории учебной деятельности являются отечественные психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин и др. Ее разработчики определили новую проблему в теории обучения – изменения самого субъекта деятельности в процессе действий.

Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Учебная деятельность, соответственно, направлена на самого обучающегося как ее субъекта и предполагает совершенствование, развитие, формирование его как личности. Содержанием учебной деятельности являются научные понятия, законы науки, общие способы решения конкретных практических задач.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов:

  •  мотивация;
  •  учебные задачи в определенных ситуациях и в различной форме заданий. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками учебной задачи "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности;
  •  учебные действия – структурные единицы любой деятельности, которые выполняются учеником для усвоения содержания учебной деятельности. Они делятся на общие для различных предметов и на специальные для каждого учебного предмета. Сознательные целеустремленные действия, которые многократно повторяются и входят в более сложное действие, постепенно перестают быть объектом сознательного контроля, превращаются в более сложные действия, т.е. операции;
  •  контроль, переходящий в самоконтроль – действия, с помощью которых контролируется процесс усвоения содержания учебной деятельности, сопоставляется действительный результат с запланированным. Выделят контроль со стороны учителей, родителей, самоконтроль, взаимоконтроль;
  •  оценка, переходящая в самооценку – степень соответствия выполненного действия с поставленной задачей. Оценка предшествует отметке. Отметка – количественная характеристика, а оценка – качественная.

Мотив – это побуждение к совершению действия, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. Мотив – это то, ради чего личность совершает ту или иную деятельность.

Мотивация учения – это психологическая характеристика интереса учащихся к усвоению знаний, к приобретению определенных умений и навыков, к собственному развитию.

Учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих и доминирующих потребностей и их иерархизации.

Общий смысл формирования мотивации состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному осознанному и ответственному. Развитие мотивов учения идет двумя путями:

  1.  через усвоение учащимися общественного смысла учения;
  2.  через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективных формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность, создание проблемной ситуации; умелое применение учителем поощрения и порицания.

Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

  •  актуализация уже сложившихся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддерживать;
  •  создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
  •  коррекция дефектных мотивационных установок;
  •  изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Диагностика учебной деятельности – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.

А.К. Маркова выделила следующие аспекты диагностики учебной деятельности (что исследуется):

  1.  Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:
  •  понимание школьником задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие для себя учебной задачи;
  •  самостоятельная постановка школьником учебных задач;
  •  самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале.
  1.  Состояние учебных действий:
  •  какие учебные действия школьник выполняет (изменение, сравнение, моделирование и др.);
  •  в какой форме он их выполняет (материальная, материализованная, громко-речевая, умственный план), развернуто (в полном составе операций) или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
  •  складываются ли из отдельных действий более крупные блоки - способы, приемы, методы; различает ли ученик способ и результат действий;
  •  владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.
  1.  Состояние самоконтроля и самооценки:
  •  умеет ли ученик проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);
  •  может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);
  •  способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  •  владеет ли школьник адекватной самооценкой;
  •  доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценить себя лишь в общем виде.
  1.  Каков результат учебной деятельности:
  •  объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности);
  •  субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий).

Состояние видов деятельности школьника может быть выявлено критериально-ориентированными тестами, деятельностными пробами, длительным наблюдением, а также в ходе психологически продуманного устного опроса и в письменных контрольных работах.

Психокоррекция – деятельность по исправлению особенностей психического развития, которые не соответствуют оптимальной модели.

По результатам диагностирования психолог может рекомендовать педагогу составить (спроектировать) совместный план работы коррекционной направленности по следующим направлениям:

  1.  деятельность учебная, трудовая, познавательная и т.д.;
  2.  качества личности (нравственные идеалы, ценностные ориентации и т.д.);
  3.  психологические характеристики (память, воображение, мышление).

Определив направление коррекционной работы, необходимо четко сформулировать ее цель и задачи, пути и средства реализации.

Выделяют два вида психокоррекционной работы с детьми:

  1.  педагогическая коррекция, учитель осуществляет её сам, используя данные психолога;
  2.  психологическая коррекция. Психолог оказывает помощь ребёнку, используя специально разработанные приёмы.

Методы и средства работы: упражнения (расслабление, специальные дыхательные упражнения), беседы, игры, различные направления психотерапии (музыкальная терапия, танцевальная и др.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42412. Композиция в технике 149 KB
  Например литая несущая конструкция должна быть такой формы чтобы не возникало сомнений это именно литье а не сварная или какаялибо иная конструкция. Поэтому можно говорить о тектонике литой формы тектонике легких штампованных несущих элементов и тектонике пластмассовых конструкций. Образно говоря тектоника это искренность формы в отношении конструкции и материала. Объемнопространственную структуру можно определить как эстетически осмысленную взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством рассмотрите...
42413. Построение изображения на плоскости 183.5 KB
  Точка съемки определятся следующими параметрами координатами: а удаленностью от объекта т. расстоянием с которого ведется съемка; б высотой установки фото или видеокамеры; в смещением фото или видеокамеры в сторону от ее центрального положения относительно снимаемого объекта определяющем направление съемки. Удаленность от объекта определяет масштаб изображения который увеличивается с приближением точки съемки к объекту и уменьшается с увеличением расстояния между точкой установки камеры и снимаемым объектом.
42414. Компьютерная дискретная математика 180.5 KB
  Высказывание  повествовательное утверждение которое имеет значение истинности т. Простое высказывание называется атомом сложное молекулой. Например: не Р это высказывание земля не плоская; Р или Q земля плоская или Маша доктор; Р и Q земля плоская и Маша доктор. Обозначим через Р высказывание логика забава а через Q сегодня пятница.
42415. Логика и доказательство. Доказательство: прямое, обратное, от противного. Метод математической индукции 73 KB
  Метод математической индукции. Рассмотреть метод математической индукции. Метод математической индукции можно сравнить с прогрессом. Принцип математической индукции  это следующая теорема: Пусть мы имеем бесконечную последовательность утверждений P1 P2 .
42416. Теория множеств. Операции над множествами. Диаграммы Венна 758 KB
  Тип данных представляет собой множество объектов со списком стандартных операций над ними. Множество  это совокупность объектов называемых элементами множества. Объекты которые образуют множество называются элементами этого множества. Пример: Множество S = {3 2 11 5 7}  элементы множества записывают в фигурных скобках.
42417. Бинарные отношения. Симметричные отношения 141.5 KB
  Определение 6: Отношение  на множестве Х называется рефлексивным если для любого элемента хХ выполняется хх. Определение 7: Отношение  на множестве Х называется симметричным если для любых хуХ из ху следует ух. Определение 8: Отношение  на множестве Х называется транзитивным если для любых хуzХ из ху yz следует xz. Определение 9: Отношение  на множестве Х называется антисимметричным если для любых xy X из xy и yx следует x=y.
42418. Функции. Принцип Дирихле 46 KB
  Докажите что либо одно из них делится на 5 либо сумма нескольких рядом стоящих чисел делится на 5. Докажите что какието три из них можно накрыть квадратиком со стороной 02 м. Докажите что найдутся как минимум 2 ученика отмечающих дни рождения в один месяц. Докажите что расстояние между некоторыми двумя из них меньше 05 см.
42419. Комбинаторика. Основные комбинаторные принципы и соединения 198.5 KB
  Введем некоторые важные обозначения: множества будем обозначать заглавными буквами; множества состоят из элементов которые будем обозначать малыми буквами. Такие множества будем изображать перечислением элементов заключая их в фигурные скобки. 3 Количество элементов в множестве называется мощностью и записывается как . Комбинаторные соединения Некоторая совокупность элементов данного nмножества называется выборкой.
42420. Булева алгебра. Законы логики высказываний. Эквивалентные преобразования 83 KB
  Законы логики высказываний. Теоретическая часть Всё множество формул логики высказываний с точки зрения их значения истинности разбивается на три класса: 1 тождественно истинные тавтология; 2 тождественно ложные противоречие; 3 нейтральные. Особое место в логике высказываний занимают законы логики тождественно истинные формулы тавтологии. Законы логики высказываний Закон тождества: А эквивалентно А.