10343

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность, ее внешняя и внутренняя структура

Доклад

Педагогика и дидактика

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность ее внешняя и внутренняя структура. Формирование мотивов учения А.Б. Орлов А.К. Маркова. Диагностика учебной деятельности учащихся. Психокоррекционная работа с детьми. Обучение...

Русский

2013-03-25

67 KB

49 чел.

Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность, ее внешняя и внутренняя структура. Формирование мотивов учения (А.Б. Орлов, А.К. Маркова). Диагностика учебной деятельности учащихся. Психокоррекционная работа с детьми.

Обучение – целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение научных знаний и способов деятельности.

В отечественной психологии процесс обучения рассматривается как процесс овладения детьми социальным опытом, что составляет основу формирования человека как личности.

Основоположниками психологической теории учебной деятельности являются отечественные психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин и др. Ее разработчики определили новую проблему в теории обучения – изменения самого субъекта деятельности в процессе действий.

Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Учебная деятельность, соответственно, направлена на самого обучающегося как ее субъекта и предполагает совершенствование, развитие, формирование его как личности. Содержанием учебной деятельности являются научные понятия, законы науки, общие способы решения конкретных практических задач.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов:

  •  мотивация;
  •  учебные задачи в определенных ситуациях и в различной форме заданий. Специфика учебной задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач, к овладению новыми способами действия. Принятие школьниками учебной задачи "для себя" и самостоятельная постановка тесно связаны с мотивацией учения, с превращением ребенка в субъекта деятельности;
  •  учебные действия – структурные единицы любой деятельности, которые выполняются учеником для усвоения содержания учебной деятельности. Они делятся на общие для различных предметов и на специальные для каждого учебного предмета. Сознательные целеустремленные действия, которые многократно повторяются и входят в более сложное действие, постепенно перестают быть объектом сознательного контроля, превращаются в более сложные действия, т.е. операции;
  •  контроль, переходящий в самоконтроль – действия, с помощью которых контролируется процесс усвоения содержания учебной деятельности, сопоставляется действительный результат с запланированным. Выделят контроль со стороны учителей, родителей, самоконтроль, взаимоконтроль;
  •  оценка, переходящая в самооценку – степень соответствия выполненного действия с поставленной задачей. Оценка предшествует отметке. Отметка – количественная характеристика, а оценка – качественная.

Мотив – это побуждение к совершению действия, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. Мотив – это то, ради чего личность совершает ту или иную деятельность.

Мотивация учения – это психологическая характеристика интереса учащихся к усвоению знаний, к приобретению определенных умений и навыков, к собственному развитию.

Учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих и доминирующих потребностей и их иерархизации.

Общий смысл формирования мотивации состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному осознанному и ответственному. Развитие мотивов учения идет двумя путями:

  1.  через усвоение учащимися общественного смысла учения;
  2.  через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективных формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность, создание проблемной ситуации; умелое применение учителем поощрения и порицания.

Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

  •  актуализация уже сложившихся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддерживать;
  •  создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
  •  коррекция дефектных мотивационных установок;
  •  изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Диагностика учебной деятельности – это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.

А.К. Маркова выделила следующие аспекты диагностики учебной деятельности (что исследуется):

  1.  Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:
  •  понимание школьником задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие для себя учебной задачи;
  •  самостоятельная постановка школьником учебных задач;
  •  самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале.
  1.  Состояние учебных действий:
  •  какие учебные действия школьник выполняет (изменение, сравнение, моделирование и др.);
  •  в какой форме он их выполняет (материальная, материализованная, громко-речевая, умственный план), развернуто (в полном составе операций) или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого;
  •  складываются ли из отдельных действий более крупные блоки - способы, приемы, методы; различает ли ученик способ и результат действий;
  •  владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.
  1.  Состояние самоконтроля и самооценки:
  •  умеет ли ученик проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);
  •  может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);
  •  способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
  •  владеет ли школьник адекватной самооценкой;
  •  доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценить себя лишь в общем виде.
  1.  Каков результат учебной деятельности:
  •  объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности);
  •  субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий).

Состояние видов деятельности школьника может быть выявлено критериально-ориентированными тестами, деятельностными пробами, длительным наблюдением, а также в ходе психологически продуманного устного опроса и в письменных контрольных работах.

Психокоррекция – деятельность по исправлению особенностей психического развития, которые не соответствуют оптимальной модели.

По результатам диагностирования психолог может рекомендовать педагогу составить (спроектировать) совместный план работы коррекционной направленности по следующим направлениям:

  1.  деятельность учебная, трудовая, познавательная и т.д.;
  2.  качества личности (нравственные идеалы, ценностные ориентации и т.д.);
  3.  психологические характеристики (память, воображение, мышление).

Определив направление коррекционной работы, необходимо четко сформулировать ее цель и задачи, пути и средства реализации.

Выделяют два вида психокоррекционной работы с детьми:

  1.  педагогическая коррекция, учитель осуществляет её сам, используя данные психолога;
  2.  психологическая коррекция. Психолог оказывает помощь ребёнку, используя специально разработанные приёмы.

Методы и средства работы: упражнения (расслабление, специальные дыхательные упражнения), беседы, игры, различные направления психотерапии (музыкальная терапия, танцевальная и др.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38010. ИССЛЕДОВАНИЕ СОРТИРОВОК РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ 156 KB
  Задача работы: овладеть навыками написания программ при исследовании различных методов сортировки. Теория Среди улучшенных методов сортировки встречаются как доработанные прямые методы так и методы уже более высокого уровня т. с новой идеей где одним из элементов сортировки является прямой метод.
38011. ИССЛЕДОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ НА ГРАФАХ 1.78 MB
  Краткая теория Представление графов Для представления графов чаще всего применяется матрица смежности – это матрица [n n] где n число элементов а элементы [i j] могут быть равны значению 0 или x – flse или 1 – true в зависимости от того присутствует ли дуга из вершины i в вершину j рис.n] of integer то можно составить оператор L_SMEG_V который определяет множество смежных вершин для заданной вершины v и записывает их в вектор типа ms. function L_SMEG_Vv2 n1:integer; vr k1:integer:ms; {v2 – это вершина для которой ищут все...
38012. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И СЛОЖНОСТИ ИССЛЕДУЕМЫХ АЛГОРИТМОВ 146.5 KB
  Краткая теория Теория сложности алгоритмов Сложность алгоритма характеристика алгоритма определяющая зависимость времени выполнения программы описывающей этот алгоритм от объёма обрабатываемых данных. Формально определяется как порядок функции выражающей время работы алгоритма. Эффективность алгоритма – временная сложность в самом худшем случае Ofn или просто fn.
38013. ИЗУЧЕНИЕ БЕТА –АКТИВНОСТИ 145.5 KB
  10 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 95 ИЗУЧЕНИЕ БЕТА –АКТИВНОСТИ Цель работы Изучение явления бета распада определение длины пробега –частиц и максимальной энергии –частиц радиоактивного источника. Например радиоактивный изотоп водорода испускает –частицы с Еmx = 18 кэВ а изотоп азота – с Еmx = 166 МэВ. Типичная кривая распределения –частиц по энергиям изображена на рис.1 где dN dE– число –частиц имеющих полную энергию от Е до Е dЕ Еmx –максимальная энергия –частиц данного радиоактивного вещества.
38014. Изучение нормального закона распределения случайных величин (закон Гаусса) на основе опытных данных 190 KB
  Составить интервальную таблицу частот статистический интервальный ряд распределения: а Разбить весь диапазон случайных величин на k интервалов. Строки 13 Таблицы 3 называют статистическим интервальным рядом распределения. Интервальный ряд распределения изобразить графически в виде гистограммы.
38015. ФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ТИТРОВАНИЕ 115.5 KB
  Если измерение ведется на определенной длине волны а прибор снабжен монохроматором процесс титрования называют спектрофотометрическим титрованием. находят по резкому перегибу полученной в ходе титрования графической зависимости оптической плотности раствора поглощения пропускания от объема добавленного титранта. При СФтитровании достигается особая селективность что связано с возможностью перехода в ходе титрования многокомпонентных систем от одной длины волны к другой.
38016. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ФОТОМЕТРИЯ 176.5 KB
  Сущность метода Точность спектрофотометрического анализа можно значительно повысить если измерять не абсолютную величину оптической плотности анализируемого раствора а ее относительную величину ΔD проводя измерения раствора с концентрацией Сx против эталона уже содержащего определяемый компонент в известной концентрации Со. Однако способы настройки существенно отличаются в разных вариантах фотометрического анализа: Способ настройки 1 2 3 4 5 Концентрация раствора в кювете во время настройки на Т = 100 0 С0 С0 или Сх 0 С 0 Концентрация...
38017. Запуск и настройка СУБД VFP 6.0 133 KB
  Вызывается Ctrl F2.0 специальные и функциональные клавиши Сочетание клавиш Пункт меню Комментарий CtrlN File New Создать новый файл CtrlO File Open Открыть существующий файл CtrlS File Sve Сохранить текущий файл CtrlP File Print Печать CtrlZ Edit Undo Отменить действие CtrlR Edit Redo Повторить действие CtrlX Edit Cut Вырезать CtrlC Edit Copy Копировать CtrlV Edit Pste Вставить Ctrl Edit Select ll Выделить все CtrlF Edit Find Найти в текущем файле CtrlG Edit Find gin Найти следующий CtrlL Edit Replce CtrlD Progrm Do CtrlM...
38018. ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКОВ 98.63 KB
  Ознакомление с физическим и математическим маятниками изучение периодического движения маятников как примера колебаний в системах с одной степенью свободы. Измерение ускорения силы тяжести с помощью математического маятника. Измерение периода колебаний физического маятника и сравнение его с расчётным значением. Измерение момента инерции тела сложной формы с помощью физического маятника.