10343
Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность, ее внешняя и внутренняя структура
Доклад
Педагогика и дидактика
Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность ее внешняя и внутренняя структура. Формирование мотивов учения А.Б. Орлов А.К. Маркова. Диагностика учебной деятельности учащихся. Психокоррекционная работа с детьми. Обучение...
Русский
2013-03-25
67 KB
55 чел.
Психологические основы деятельности учащихся в процессе обучения. Учебная деятельность, ее внешняя и внутренняя структура. Формирование мотивов учения (А.Б. Орлов, А.К. Маркова). Диагностика учебной деятельности учащихся. Психокоррекционная работа с детьми.
Обучение целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на усвоение научных знаний и способов деятельности.
В отечественной психологии процесс обучения рассматривается как процесс овладения детьми социальным опытом, что составляет основу формирования человека как личности.
Основоположниками психологической теории учебной деятельности являются отечественные психологи Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин и др. Ее разработчики определили новую проблему в теории обучения изменения самого субъекта деятельности в процессе действий.
Согласно Д.Б. Эльконину, «учебная деятельность это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий». Учебная деятельность, соответственно, направлена на самого обучающегося как ее субъекта и предполагает совершенствование, развитие, формирование его как личности. Содержанием учебной деятельности являются научные понятия, законы науки, общие способы решения конкретных практических задач.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов:
Мотив это побуждение к совершению действия, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. Мотив это то, ради чего личность совершает ту или иную деятельность.
Мотивация учения это психологическая характеристика интереса учащихся к усвоению знаний, к приобретению определенных умений и навыков, к собственному развитию.
Учебная деятельность школьников побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих и доминирующих потребностей и их иерархизации.
Общий смысл формирования мотивации состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению действенному осознанному и ответственному. Развитие мотивов учения идет двумя путями:
Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективных формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность, создание проблемной ситуации; умелое применение учителем поощрения и порицания.
Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
Диагностика учебной деятельности это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов.
А.К. Маркова выделила следующие аспекты диагностики учебной деятельности (что исследуется):
Состояние видов деятельности школьника может быть выявлено критериально-ориентированными тестами, деятельностными пробами, длительным наблюдением, а также в ходе психологически продуманного устного опроса и в письменных контрольных работах.
Психокоррекция деятельность по исправлению особенностей психического развития, которые не соответствуют оптимальной модели.
По результатам диагностирования психолог может рекомендовать педагогу составить (спроектировать) совместный план работы коррекционной направленности по следующим направлениям:
Определив направление коррекционной работы, необходимо четко сформулировать ее цель и задачи, пути и средства реализации.
Выделяют два вида психокоррекционной работы с детьми:
Методы и средства работы: упражнения (расслабление, специальные дыхательные упражнения), беседы, игры, различные направления психотерапии (музыкальная терапия, танцевальная и др.).
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
78212. | Рекурсия: прямая и косвенная. Рекуррентные выражения | 231.5 KB | |
Определения с помощью рекуррентных формул иногда называют рекурсивными определениями. Если для факториала первое (итеративное) определение может показаться проще, то для чисел Фибоначчи рекурсивное определение | |||
78213. | Стандартные процедуры и функции модулей CTR, SYSTEM, DOS | 138.5 KB | |
Прерывания могут вызывать: устройства компьютера отличные от процессора; команды программных прерываний например ниже будет рассмотрена процедура Intr; сам процессор при появлении сбоев особенных ситуаций например деление на 0. Для обращения к процедурам реализующим программные прерывания в модуле DOS описан тип... | |||
78214. | Стандартные процедуры и функции модуля GRAPH | 124.5 KB | |
Основная часть средств Pascal размещена в стандартных модулях. Модуль – это библиотека, которая содержит константы, описания типов данных, переменные и функции. Наиболее часто используются модули System, Dos, Graph, Crt | |||
78215. | Организация памяти. Организация данных | 138.5 KB | |
Добавление элементов в стек может быть описано с помощью процедуры ddST. Добавление нового элемента в стек должно сопровождаться размещением нового элемента в массив и увеличением значения переменной Vstek на единицу. Function SemptyVstek... | |||
78216. | Динамические структуры данных и их организация с помощью указателей | 95.5 KB | |
Стандартные процедуры размещения и освобождения динамической памяти. Стандартные функции обработки динамической памяти. Работа с динамическими массивами. Динамические структуры данных и их организация с помощью указателей Цель: изучить принципы организации памяти дать понятие указателю сформировать знания о применяемых процедурах и функциях. Эти области памяти для переменных из раздела VR данного блока существуют до конца работы блока даже если эти переменные уже не нужны. | |||
78219. | Концептуальная технология анализа и проектирования информационных систем на базе СУБД | 218 KB | |
Банк данных это система специальным образом организованных данных: баз данных программных средств технических средств языковых средств предназначенных для централизованного накопления и коллективного иного целевого использования данных. СУБД это совокупность языковых и программных средств предназначенных для создания ведения и совместного использования Баз данных многими пользователями... | |||
78220. | Общая характеристика банков данных | 619.5 KB | |
Взаимосвязь реального мира информации и данных. Рассмотрим 3 области с которыми мы имеем дело когда проектируем базу данных: Реальный мир и его явление. Представление этой информаций посредством данных. | |||