10344

Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский)

Доклад

Педагогика и дидактика

Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования М.Н. Скаткин И.Я. Лернер В.В. Краевский. Стандартизация образования. Психологопедагогические аспекты компетентностного подхода к отбору содержания образования. Базисный учебн

Русский

2013-03-25

71 KB

175 чел.

Научные основы содержания общего образования. Современные концепции содержания образования (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский). Стандартизация образования. Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода к отбору содержания образования. Базисный учебный план и его компоненты. Межпредметные связи в содержании образования

В процессе обучения реализуется содержание образования (СО), которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как система знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся для полноценного функционирования в обществе (знаниево-ориентированный подход).

Однако при таком подходе к содержанию образования знания становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека.

В последнее время в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Согласно этому подходу содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, В.С. Леднева и др.

В свете этой концепции СО состоит из четырех структурных элементов (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

  1.  опыта познавательной деятельности, фиксируемой в форме ее результатов – знаний;
  2.  опыта репродуктивной деятельности, фиксируемой в форме способов ее осуществления – умений и навыков;
  3.  опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях;
  4.  опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.

Все перечисленные элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Источниками формирования содержания школьного образования является культура, или социальный опыт, переработанный с точки зрения науки. При формировании СО учитываются требования индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований, интересов.

Основанием для отбора СО служат общие принципы и критерии.

В педагогической теории нашли признание принципы формирования содержания общего образования, разработанные В.В. Краевским:

  •  принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Он требует включения в содержание общего образования как традиционно необходимых знаний, умений и навыков, так и тех, которые отражают современный уровень развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают личностный рост;
  •  принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания образования. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного тана;
  •  принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами:

  1.  необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений;
  2.  обусловлена задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.

В законе РФ "Об образовании" устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный (нормативы по всей России), национально-региональный (учет национально-региональных особенностей) и школьный (специфика отдельно взятого образовательного учреждения) компоненты.

В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает описание содержания образования на каждой из его ступеней, требования к минимально необходимой подготовке, максимально допустимый объем нагрузки по годам обучения.

Компетентностный подход к формированию содержания образования предполагает усиление деятельностной направленности образования, что означает определение результатов обучения не столько в объектно-знаниевой, сколько в деятельностной форме (решать те или иные задачи, излагать, анализировать те или иные соотношения и закономерности, самостоятельно находить информацию, сравнивать те или иные объекты и т.д.). Компетентностный подход к обновлению содержания образования рассматривается как очередной шаг в естественном процессе следования школы и профессионального образования за требованиями меняющегося мира. Успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей.

Государственные образовательные стандарты отражены в следующих нормативных документах:

  •  учебный план;
  •  учебная программа;
  •  учебная литература.

Учебный план (УП)– нормативный документ, направляющий деятельность школы.

УП общеобразовательной школы – это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет.

В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов:

  •  базисный УП (БУП) РФ,
  •  примерные типовые федеральные и региональные УП,
  •  УП конкретной школы.

Базисный учебный план общеобразовательной школы – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

БУП как часть стандарта образования для основной школы утверждается Государственной думой. Примерный федеральный УП утверждается Федеральным агентством по образованию.

Региональный БУП разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана. Он носит рекомендательный характер и утверждается ФА по образованию.

УП школы разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы. Существует два типа учебных планов школы:

  •  собственно учебный план школы, разрабатываемый на основе государственного БУПа на длительный период и отражающий особенности конкретной школы (в качестве учебного плана школы может быть принят один из типовых учебных планов);
  •  рабочий учебный план, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.

В структуре УП выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьника, и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. Она учитывает их личностные особенности

Обе части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате этого в УП любого общеобразовательного учебного заведения выделяются три основных вида учебных занятий:

обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;

обязательные занятия по выбору (вариативная часть);

факультативные занятия (вариативная часть).

В УП выделяются следующие компоненты:

  •  федеральный (инвариантный) – обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения (русский язык, математика, информатика, физика и астрономия, химия).
  •  национально-региональный (вариативный) – обеспечивает особые потребности и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история, география региона). Ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, биология, трудовая подготовка).
  •  школьный (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) – отражает специфику конкретного образовательного учреждения и позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и УП, что в соответствии со ст.32, п.2 Закона "Об образовании" является исключительно прерогативой образовательного учреждения.

Учебный план средней школы содержит в себе такие сквозные линии образования, как фундаментальное и технологическое. Они по-разному отражаются в учебном плане в зависимости от типа школы и ступени обучения. Фундаментальная составляющая, основой которой является общенаучная и общекультурная подготовка учащихся, с наибольшей полнотой реализуется в начальной и основной школе. Технологическое образование в школе представляет собой допрофессиональную общетрудовую подготовку.

БУП общеобразовательной школы как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:

  •  продолжительность обучения (в учебных годах) общая и по каждой из его ступеней;
  •  недельная учебная нагрузка для базовых областей на каждой из ступеней общего среднего образования, обязательных занятий по выбору учащихся и факультативных занятий;
  •  максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащегося, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
  •  итоговое количество учебных часов, финансируемое государством (максимальная обязательная учебная нагрузка школьников, факультативные занятия, индивидуальная и внеклассная работа, деление учебных групп на подгруппы).

Решающая роль в повышении продуктивности преподавания принадлежит систематической и плановой реализации межпредметных связей. Реализация межпредметных связей предполагает установление взаимной согласованности содержания образования по преподаваемым учебным дисциплинам, построение и отбор материала, исходя из общих целей образования и оптимального учета учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.

Функции межпредметных связей:

  •  Образовательная: направлена на формирование целостной системы знаний обучающихся, способствующей созданию в их сознании единой научной картины мира.
  •  Координирующая: согласование учебных программ по родственным предметам с точки зрения общности трактовки изучаемых понятий, явлений, процессов и сроков их предъявления.
  •  Воспитательная: создание прочного фундамента научного мировоззрения.
  •  Развивающая: обеспечение высокой самостоятельности, познавательной активности, разнообразия и широты интересов учащихся.