10345

Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения в педагогических теориях Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого.

Доклад

Педагогика и дидактика

Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения в педагогических теориях Я.А. Коменского К.Д. Ушинского Л.Н.Толстого. Психологическое обоснование дидактических принципов. Система принципов обучения в современной дидактике их реализация в практической работе учи

Русский

2013-03-25

66.5 KB

116 чел.

Закономерности и принципы обучения. Принципы обучения в педагогических теориях Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого. Психологическое обоснование дидактических принципов. Система принципов обучения в современной дидактике, их реализация в практической работе учителя.

Закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Выделяют внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Внешние характеризуют зависимость обучения от социально-экономической, политической ситуации, потребностей общества, уровня образования.

Внутренние – это связи между компонентами обучения: между целями, содержанием, методами, средствами, формами.

Внутренние закономерности:

  •  обучающая деятельность преподавателя носит воспитательный характер;
  •  зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
  •  задачная структура (движение от незнания к знанию, знание – умение, умение – навык), прочность усвоения зависит от прямого и отсроченного повторения изученного, от его включенности в новый материал.

Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения.

В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения. Вместе с тем они позволяют обучающим и обучаемым соблюдать этапность процесса обучения, осуществлять взаимодействие и сотрудничество.

По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими.

Система дидактических принципов Я.А. Коменского основана на идее природосообразности обучения, и все остальные принципы согласовываются с этой идеей:

  •  наглядность (привлечение всех органов чувств, «золотое правило» дидактики: видимое – видеть, слышимое – слышать, осязаемое – осязать и т.д.);
  •  сознательность («ничто не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком»);
  •  систематичность (двигаться от фактов к выводам, от примеров к правилам, от легкого к трудному);
  •  последовательность (изучение нового основано на предыдущих знаниях);
  •  посильность (соответствие возрасту, доступность);
  •  прочность (надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении).

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским:

  •  обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);
  •  обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;
  •  порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;
  •  обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;
  •  обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;
  •  преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Л.Н. Толстой создал своеобразную дидактическую систему. Он писал, что в каждой научной дисциплине есть основные и доступные детскому пониманию частности. С их усвоения начинается обучение. Главная цель обучения – развитие творческой личности ребенка. Задача обучения – возбуждение любви к знаниям привитие желания расширить свой кругозор, развитие самостоятельного и творческого мышления.

Принципы: сознательность, активность, наглядность, связь с жизнью, доступность, индивидуальный подход

В основу современной системы дидактических принципов положены подходы, отраженные в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, М.Н. Скаткина и др.

Принцип научности содержания и методов учебного процесса предписывает, чтобы содержание обучения не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию наук.

Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывать собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенных порядке и системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. Каждый урок – это логическое продолжение предыдущего. Систематичность и последовательность позволяют прогнозировать темп усвоения того или иного учебного материала, их сопоставимость и ценность.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы обучаемых. Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и организационные структуры обучения отстают от возрастных возможностей учащихся или не соответствуют им. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности.

Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.

Принцип сознательности и активности учащихся: обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности, включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Это обосновывается тем, что активность личности по своей природе социальна и субъектна. Она является интегрированным показателем ее направленности и деятельной сущности. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. В первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого материала, следование побуждающим указаниям учителя (преподавателя), выполнение учебных заданий по образцам и алгоритмам.

Принцип прочности требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения. Для прочного усвоения с точки зрения психологии необходимо сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Прочность обучения связана с созданием условий для надежного сохранения в памяти необходимых для будущей деятельности обучаемых знаний, овладения способами выполнения действий. Однако поскольку человеческая память не в состоянии удержать всю информацию, то педагог должен исходить из того, что учащимся следует запомнить прочно, а с чем достаточно только ознакомиться.

Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения: обучение направлено на цели всестороннего развития личности, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и социального поведения.

Принцип взаимообусловленности обучения и воспитания раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.

Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание. Этот принцип обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой – своему стремлению к обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в "другом", общение представляет собой особый вид деятельности, в процессе которой возникают представление и понятие о другом человеке. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности.

Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другоми функционируют как целостная система. Принципы обучения дополняют и усиливают друг друга: сознательность - основа активности; последовательность обеспечивает доступность, а доступность - сознательность и прочность и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75121. Понятие организации, этапы её развития, жизненный цикл 64.34 KB
  Понятие организации этапы её развития жизненный цикл. В истории известны три формы организации совместной деятельности людей ради общей цели община корпорация ассоциация. В зависимости от количества целей целей организации делятся на простые и сложные. Простые организации ставят перед собой одну цель сложные – две и больше.
75122. Коммерческие и некоммерческие организации. Организационно-правовые формы 27.82 KB
  Хозяйственные общества и товарищества – капитал разделён на доли принадлежащие его участникам. При этом участников хозяйственного общества или товарищества как правило несколько. Таким образом это лицо участвует в гражданском обороте этим выделенным закрепленным за ним имуществом; В этой организации уже имеется уставный капитал разделенный на доли между участниками по общему правилу участников несколько; Участники не отвечают по обязательствам общества поэтому оно и называется обществом с ограниченной ответственностью. Участники...
75123. Система факторов внешней среды организации 17.86 KB
  Политика Выборы всех уровней Изменение законодательства Вступление государства в различные надгосударственные структуры Государственное регулирование в отрасли Государственное регулирование конкуренции Социальная сфера Изменения в базовых ценностях Изменения в стиле и уровне жизни Отношение к труду и отдыху Демографические изменения Религиозные факторы...
75124. Внутренняя среда организации. Методы и модели анализа 32.44 KB
  Strength Neutrl Wekness это анализ сильных нейтральных и слабых сторон организации. Как показала практика в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации. К распространению также относят систему организации продаж напрямую потребителям через дилеров дистрибьюторов и т.
75125. Актуальность темы лидерства. Качества лидера. Феномен лидера 45.5 KB
  Лидер (от leader) — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях
75126. Типы лидерства: эмоциональное, ситуационное, контекстное и др. Типы лидеров 17.54 KB
  Типы лидерства: эмоциональное ситуационное контекстное и др. Типы лидеров. Богатство сторон аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение следующих типов иногда их называют ролями лидера: Деловое лидерство Оно характерно для групп возникающих на основе производственных целей.