10347

Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса

Доклад

Педагогика и дидактика

Компьютер в школе. Психологопедагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления. На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного про...

Русский

2013-03-25

71 KB

58 чел.

Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления.

На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного процесса. Компьютерная технология обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, посредством компьютера.

Основные причины, по которым компьютер необходимо использовать в учебном процессе:

  1.  компьютерная техника значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, демонстрировать устройство различных механизмов, их работу);
  2.  применение компьютера усиливает мотивацию учения. Повышению интереса к учебе способствует не только новизна работы с компьютером, но и возможность регулировать уровень сложности предъявляемых задач и заданий;
  3.  намного расширяется набор применяемых задач. Так, компьютеры позволяют успешно применять задачи на моделирование различных ситуаций, расширяется также круг задач на планирование, т.к. компьютер позволяет оценить оптимальность любого решения, в том числе и неожиданного;
  4.  компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Он позволяет проверить все ответы, а во многих случаях не только фиксирует ошибку, но и довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление. Диапазон средств управления учебным процессом с помощью компьютера достаточно широк: от возможности учащемуся самому задать вопрос до выбора оптимальной для данного учащегося стратегии обучения, включающий уровень изложения, степень трудности предъявляемых задач, меру помощи, а в некоторых случаях и последовательность изложения учебного материала;
  5.  применение компьютера способствует развитию личности, изменению ее структуры:
  •  изменениям в когнитивной сфере – развитие пространственного восприятия и воображения, развитие мышления, формирование таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, умение мысленного экспериментирования;
  •  изменениям в личностной сфере – снижение склонности поддаваться групповому давлению, возрастание глубины и интенсивности общения с единомышленниками;
  •  изменениям в мотивационной сфере – развитие мотивации и склонности к исследовательской деятельности;
  •  изменениям в эмоциональной сфере – преобладает положительный эмоциональный фон, ниже уровень тревожности, растет чувство уверенности в себе.

Применение компьютера в обучении позволяет расширить дидактический арсенал учителя, использовать такие технологии обучения, которые способствуют учету и развитию личностных качеств обучаемых, формированию у них навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательских умений.

Успешное внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно при соответствующей подготовке учителя. При этом учитель должен не только достаточно хорошо владеть компьютером и знать возможности существующих программно-педагогических средств, но и уметь использовать новые информационные технологии обучения наиболее эффективным образом. Владение методологией, принципами, практическими навыками использования компьютерных технологий должно рассматриваться как одно из центральных требований профессиограммы учителя технологии и его квалификационной характеристики.

Дидактические функции компьютера в процессе обучения достаточно широки, они приведены в таблице.

Таблица. Дидактические функции компьютера в процессе обучения.

Роль компьютера

Дидактические функции компьютера

Техническое средство обучения

Предъявление учебного материала, средство наглядности, расширение возможностей учебной коммуникации

Средство програм-мированного обучения

Предъявление учебного материала, текущий и итоговый контроль качества усвоения, тренировка и закрепление знаний

Средство индивидуа-лизации и дифферен-циации обучения

Создание условий каждому обучающемуся для тренировки в овладении теми или иными способами действий, формирования самоконтроля учащихся, обеспечение выбора индивидуальной стратегии обучения

Средство моделирования

Замена сложных школьных физических экспериментов, моделирование различных процессов и явлений

Средство формирования образов

Развитие способностей оценить качество информации, понимать и воспринимать образы

Средство управления учебной деятельностью

Расширение возможностей предъявления учебной информации, усиление мотивации учения, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, формирование рефлективного, предметно-содержательного отношения к действительности, повышение интереса к предмету

Средство развития когнитивных способностей

Формирование операционного стиля мышления, обобщенных понятий, основ алгоритмического моделирования, совершенствование творческих способностей, формирование коммуникативных способностей (сбор, анализ и синтез информации), развитие общих когнитивных умений, формирование рефлексии собственной деятельности

Выделяют три группы проблем, связанных с применением компьютера в учебном процессе: первая относится к теории обучения, вторая – к технологии компьютерного обучения, а третья – к проектированию обучающих программ.

Психологические проблемы, которые входят в указанные группы, достаточно многоаспектны. Это и проблемы места компьютера в учебном процессе, роли учителя в реализации обучающих систем, и проблемы взаимодействия учащегося с компьютером, особенностей их диалога.

Психологическая зависимость – патологическое стремление постоянно или периодически принимать тот или иной препарат, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Зависимый от компьютера человек – прежде всего тот, кто имеет патологическое стремление постоянно работать на компьютере, проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

  •  нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
  •  раздражение при вынужденном отвлечении;
  •  неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  •  расходование денег прежде всего на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
  •  забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  •  пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером, человек предпочитает есть перед монитором.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед компьютером может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, боли в пояснице и проблемы с осанкой, туннельный синдром.

В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы.

Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребенка контролировать свое время или найти ему другое хобби, постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.