10347

Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса

Доклад

Педагогика и дидактика

Компьютер в школе. Психологопедагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления. На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного про...

Русский

2013-03-25

71 KB

58 чел.

Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления.

На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного процесса. Компьютерная технология обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, посредством компьютера.

Основные причины, по которым компьютер необходимо использовать в учебном процессе:

  1.  компьютерная техника значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, демонстрировать устройство различных механизмов, их работу);
  2.  применение компьютера усиливает мотивацию учения. Повышению интереса к учебе способствует не только новизна работы с компьютером, но и возможность регулировать уровень сложности предъявляемых задач и заданий;
  3.  намного расширяется набор применяемых задач. Так, компьютеры позволяют успешно применять задачи на моделирование различных ситуаций, расширяется также круг задач на планирование, т.к. компьютер позволяет оценить оптимальность любого решения, в том числе и неожиданного;
  4.  компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Он позволяет проверить все ответы, а во многих случаях не только фиксирует ошибку, но и довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление. Диапазон средств управления учебным процессом с помощью компьютера достаточно широк: от возможности учащемуся самому задать вопрос до выбора оптимальной для данного учащегося стратегии обучения, включающий уровень изложения, степень трудности предъявляемых задач, меру помощи, а в некоторых случаях и последовательность изложения учебного материала;
  5.  применение компьютера способствует развитию личности, изменению ее структуры:
  •  изменениям в когнитивной сфере – развитие пространственного восприятия и воображения, развитие мышления, формирование таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, умение мысленного экспериментирования;
  •  изменениям в личностной сфере – снижение склонности поддаваться групповому давлению, возрастание глубины и интенсивности общения с единомышленниками;
  •  изменениям в мотивационной сфере – развитие мотивации и склонности к исследовательской деятельности;
  •  изменениям в эмоциональной сфере – преобладает положительный эмоциональный фон, ниже уровень тревожности, растет чувство уверенности в себе.

Применение компьютера в обучении позволяет расширить дидактический арсенал учителя, использовать такие технологии обучения, которые способствуют учету и развитию личностных качеств обучаемых, формированию у них навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательских умений.

Успешное внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно при соответствующей подготовке учителя. При этом учитель должен не только достаточно хорошо владеть компьютером и знать возможности существующих программно-педагогических средств, но и уметь использовать новые информационные технологии обучения наиболее эффективным образом. Владение методологией, принципами, практическими навыками использования компьютерных технологий должно рассматриваться как одно из центральных требований профессиограммы учителя технологии и его квалификационной характеристики.

Дидактические функции компьютера в процессе обучения достаточно широки, они приведены в таблице.

Таблица. Дидактические функции компьютера в процессе обучения.

Роль компьютера

Дидактические функции компьютера

Техническое средство обучения

Предъявление учебного материала, средство наглядности, расширение возможностей учебной коммуникации

Средство програм-мированного обучения

Предъявление учебного материала, текущий и итоговый контроль качества усвоения, тренировка и закрепление знаний

Средство индивидуа-лизации и дифферен-циации обучения

Создание условий каждому обучающемуся для тренировки в овладении теми или иными способами действий, формирования самоконтроля учащихся, обеспечение выбора индивидуальной стратегии обучения

Средство моделирования

Замена сложных школьных физических экспериментов, моделирование различных процессов и явлений

Средство формирования образов

Развитие способностей оценить качество информации, понимать и воспринимать образы

Средство управления учебной деятельностью

Расширение возможностей предъявления учебной информации, усиление мотивации учения, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, формирование рефлективного, предметно-содержательного отношения к действительности, повышение интереса к предмету

Средство развития когнитивных способностей

Формирование операционного стиля мышления, обобщенных понятий, основ алгоритмического моделирования, совершенствование творческих способностей, формирование коммуникативных способностей (сбор, анализ и синтез информации), развитие общих когнитивных умений, формирование рефлексии собственной деятельности

Выделяют три группы проблем, связанных с применением компьютера в учебном процессе: первая относится к теории обучения, вторая – к технологии компьютерного обучения, а третья – к проектированию обучающих программ.

Психологические проблемы, которые входят в указанные группы, достаточно многоаспектны. Это и проблемы места компьютера в учебном процессе, роли учителя в реализации обучающих систем, и проблемы взаимодействия учащегося с компьютером, особенностей их диалога.

Психологическая зависимость – патологическое стремление постоянно или периодически принимать тот или иной препарат, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Зависимый от компьютера человек – прежде всего тот, кто имеет патологическое стремление постоянно работать на компьютере, проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

  •  нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
  •  раздражение при вынужденном отвлечении;
  •  неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  •  расходование денег прежде всего на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
  •  забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  •  пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером, человек предпочитает есть перед монитором.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед компьютером может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, боли в пояснице и проблемы с осанкой, туннельный синдром.

В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы.

Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребенка контролировать свое время или найти ему другое хобби, постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63857. Трансформация социокультурного пространства в рамках экономической системы 52.5 KB
  На современном этапе развития социально-экономической формации возникает потребность в изучении и анализе социального пространства с междисциплинарных позиций в силу возрастающего влияния на все сферы жизни общества. Базовыми характеристиками современного общества выступают...
63858. Социальная идентичность: гендерный аспект 54 KB
  Социологическое определение идентичности отражает в свою очередь ее непосредственное отношение к личности и обществу. В своей книге Детство и общество Эриксон писал: Я могу попытаться более явно представить суть идентичности только рассмотрев ее с разных точек зрения.
63859. Экономические условия и политические аспекты трансформации социокультурного пространства в истории России 59.5 KB
  Если говорить о категориях институциональной жизни общества то можно выделить множество сфер которые подвергаются изменениям. Оно определяет общие ориентиры поведения людей совокупность социокультурных норм и ценностей общества которые и определяют это поведение.
63860. Анализ организационно-экономических основ инвестиционной деятельности муниципального образования 24.12 KB
  В условиях ограниченности собственных финансовых средств требующихся для реализации планов социально-экономического развития муниципальных образований а также отдельных целевых программ необходимо привлекать инвестиции аккумулировать сбережения и накопления граждан...
63861. Проблемы защиты коренных народов 44 KB
  В Приангарье проживает 1950 человек которые относятся к категории коренных малочисленных народов КМН 1272 эвенка и 678 тофаларов по переписи населения 2010 года. Постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 года № 106пп утверждена долгосрочная целевая программа...
63862. Причины изменения языка в разных социальных группах 47.5 KB
  Эти слова прижились и использует в повседневной речи. Часто употребляемые молодыми людьми слова и выражения не понятны взрослым нашим родителям бабушкам дедушкам. От слова €œботать учиться эти и многие другие слова и выражения привносят собой в язык особый смысловой оттенок.
63863. «Другие»: оценка гомосексуальности в разных культурах 24.08 KB
  Сегодня СМИ затрагивают абсолютно любые темы. Общество стало свободным, открытым. На просторах интернета можно найти ответы на любую тему. Эти изменения коснулись не только, каких либо масштабных процессов (внутренняя и внешняя политика), но и более личностных.
63864. Анализ государственной языковой политики республик в составе Российской Федерации через призму Интернет-сайтов их органов власти 39.33 KB
  Российская Федерация состоит из 83 субъектов 21 из которых являются республиками. Таблица 1 Государственные языки и титульные этносы в республиках России Республика Государственные языки Доля титульного этноса...
63865. Изменение социальных отношений и институтов 23.82 KB
  Меняется время меняются социальные институты и социальные отношения. Социальные институты от лат. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил определяющих так её поведение.