10347

Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса

Доклад

Педагогика и дидактика

Компьютер в школе. Психологопедагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления. На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного про...

Русский

2013-03-25

71 KB

58 чел.

Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления.

На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного процесса. Компьютерная технология обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, посредством компьютера.

Основные причины, по которым компьютер необходимо использовать в учебном процессе:

  1.  компьютерная техника значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, демонстрировать устройство различных механизмов, их работу);
  2.  применение компьютера усиливает мотивацию учения. Повышению интереса к учебе способствует не только новизна работы с компьютером, но и возможность регулировать уровень сложности предъявляемых задач и заданий;
  3.  намного расширяется набор применяемых задач. Так, компьютеры позволяют успешно применять задачи на моделирование различных ситуаций, расширяется также круг задач на планирование, т.к. компьютер позволяет оценить оптимальность любого решения, в том числе и неожиданного;
  4.  компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Он позволяет проверить все ответы, а во многих случаях не только фиксирует ошибку, но и довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление. Диапазон средств управления учебным процессом с помощью компьютера достаточно широк: от возможности учащемуся самому задать вопрос до выбора оптимальной для данного учащегося стратегии обучения, включающий уровень изложения, степень трудности предъявляемых задач, меру помощи, а в некоторых случаях и последовательность изложения учебного материала;
  5.  применение компьютера способствует развитию личности, изменению ее структуры:
  •  изменениям в когнитивной сфере – развитие пространственного восприятия и воображения, развитие мышления, формирование таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, умение мысленного экспериментирования;
  •  изменениям в личностной сфере – снижение склонности поддаваться групповому давлению, возрастание глубины и интенсивности общения с единомышленниками;
  •  изменениям в мотивационной сфере – развитие мотивации и склонности к исследовательской деятельности;
  •  изменениям в эмоциональной сфере – преобладает положительный эмоциональный фон, ниже уровень тревожности, растет чувство уверенности в себе.

Применение компьютера в обучении позволяет расширить дидактический арсенал учителя, использовать такие технологии обучения, которые способствуют учету и развитию личностных качеств обучаемых, формированию у них навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательских умений.

Успешное внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно при соответствующей подготовке учителя. При этом учитель должен не только достаточно хорошо владеть компьютером и знать возможности существующих программно-педагогических средств, но и уметь использовать новые информационные технологии обучения наиболее эффективным образом. Владение методологией, принципами, практическими навыками использования компьютерных технологий должно рассматриваться как одно из центральных требований профессиограммы учителя технологии и его квалификационной характеристики.

Дидактические функции компьютера в процессе обучения достаточно широки, они приведены в таблице.

Таблица. Дидактические функции компьютера в процессе обучения.

Роль компьютера

Дидактические функции компьютера

Техническое средство обучения

Предъявление учебного материала, средство наглядности, расширение возможностей учебной коммуникации

Средство програм-мированного обучения

Предъявление учебного материала, текущий и итоговый контроль качества усвоения, тренировка и закрепление знаний

Средство индивидуа-лизации и дифферен-циации обучения

Создание условий каждому обучающемуся для тренировки в овладении теми или иными способами действий, формирования самоконтроля учащихся, обеспечение выбора индивидуальной стратегии обучения

Средство моделирования

Замена сложных школьных физических экспериментов, моделирование различных процессов и явлений

Средство формирования образов

Развитие способностей оценить качество информации, понимать и воспринимать образы

Средство управления учебной деятельностью

Расширение возможностей предъявления учебной информации, усиление мотивации учения, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, формирование рефлективного, предметно-содержательного отношения к действительности, повышение интереса к предмету

Средство развития когнитивных способностей

Формирование операционного стиля мышления, обобщенных понятий, основ алгоритмического моделирования, совершенствование творческих способностей, формирование коммуникативных способностей (сбор, анализ и синтез информации), развитие общих когнитивных умений, формирование рефлексии собственной деятельности

Выделяют три группы проблем, связанных с применением компьютера в учебном процессе: первая относится к теории обучения, вторая – к технологии компьютерного обучения, а третья – к проектированию обучающих программ.

Психологические проблемы, которые входят в указанные группы, достаточно многоаспектны. Это и проблемы места компьютера в учебном процессе, роли учителя в реализации обучающих систем, и проблемы взаимодействия учащегося с компьютером, особенностей их диалога.

Психологическая зависимость – патологическое стремление постоянно или периодически принимать тот или иной препарат, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Зависимый от компьютера человек – прежде всего тот, кто имеет патологическое стремление постоянно работать на компьютере, проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

  •  нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
  •  раздражение при вынужденном отвлечении;
  •  неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  •  расходование денег прежде всего на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
  •  забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  •  пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером, человек предпочитает есть перед монитором.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед компьютером может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, боли в пояснице и проблемы с осанкой, туннельный синдром.

В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы.

Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребенка контролировать свое время или найти ему другое хобби, постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49994. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СООТНОШЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЕЙ ДЛЯ ФОТОНОВ 130.5 KB
  Одним из фундаментальных положений квантовой механики является принцип неопределенностей сформулированный В. О том каково его значение можно судить исходя из того факта что всего одного из соотношений неопределенностей достаточно чтобы объяснить целый ряд закономерностей в атомной и ядерной физике. Обозначив канонически сопряженные величины буквами А и В можно написать B ≥ 3 Соотношение 3 называется соотношением неопределенностей для величин А и В.
49995. Стройові вправи. Загальнорозвивальні вправи 69 KB
  Стройові вправи. Шикування як вид стройових вправ. Загальнорозвивальні вправи. Прикладні вправи.
49997. Нечеткая логика. Создание простейшей системы нечеткой логики 67 KB
  Создание простейшей системы нечеткой логики реализованной на языке высокого уровня. Задание Согласно заданным вариантам разработать программу на любом алгоритмическом языке способную: Различать степени изменения лингвистической переменной в трех степенях...
49998. МИКРОПРОГРАММИРОВАНИЕ КОМАНД СМ ЭВМ 92 KB
  Цель работы: Знакомство с принципами микропрограммной эмуляции ЭВМ с программным управлением, микропрограммирование машинных команд СМ ЭВМ. Вариант индивидуального задания: № 5 Найти наибольший общий делитель двух чисел по алгоритму Евклида.
49999. Трёхступенчатая токовая защита линий с односторонним питанием 540 KB
  Представить совмещенные друг с другом и со структурной схемой системы следующие графики: зависимости максимального и минимального токов коротких замыканий от удалённости места КЗ; все токовые уставки; зависимости времени срабатывания защиты от удаленности КЗ уставки по времени. Оценить эффективность отсечек по зоне действия МТЗ по коэффициенту чувствительности рассчитанной защиты. Исходные данные к контрольной работе № вариантата Параметры энергосистемы Параметры линий электропередачи и нагрузок W1 H1 W2 H2 W3 H3 Ec B xc Ом...
50000. Измерение параметров электромагнитного контура 758.5 KB
  Теоретические основы лабораторной работы В технике колебательные процессы выполняют либо определенные функциональные обязанности колесо маятник колебательный контур генератор колебаний и т. Такие периодические изменения зарядов напряжений и токов в контуре носят название электромагнитных колебаний. В некоторый момент времени полная энергия колебаний: где U и i мгновенные значения разности потенциалов и тока. Полная энергия колебаний постепенно уменьшается так как электрическая энергия благодаря сопротивлению проводов R непрерывно...
50001. Визначення опору провідників за допомогою містка постійного струму 109 KB
  Одним з найпростіших і найточніших методів є метод визначення опору провідників за допомогою містка постійного струму Уітстона . Теорія містка постійного струму ґрунтується на правилах Кірхгофа 316а і 318 . Принципова схема містка Уітстона зображена на рис.
50002. Організація роботи дирекції «Ж» з метою удосконалення місцевої роботи 10.01 MB
  Проаналізувати графіки обробки поїздів з перереробкою та без переробки; визначити необхідну кількість бригад ПКО, ПТО для забезпечення роботи в парках приймання і відправлення; розробити графік обробки поїздів з використанням АРМ ПКО; розглянути метод можливого прогнозування простою місцевого вагона за допомогою теорії ймовірності;