10347

Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса

Доклад

Педагогика и дидактика

Компьютер в школе. Психологопедагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления. На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного про...

Русский

2013-03-25

71 KB

55 чел.

Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления.

На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного процесса. Компьютерная технология обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, посредством компьютера.

Основные причины, по которым компьютер необходимо использовать в учебном процессе:

  1.  компьютерная техника значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, демонстрировать устройство различных механизмов, их работу);
  2.  применение компьютера усиливает мотивацию учения. Повышению интереса к учебе способствует не только новизна работы с компьютером, но и возможность регулировать уровень сложности предъявляемых задач и заданий;
  3.  намного расширяется набор применяемых задач. Так, компьютеры позволяют успешно применять задачи на моделирование различных ситуаций, расширяется также круг задач на планирование, т.к. компьютер позволяет оценить оптимальность любого решения, в том числе и неожиданного;
  4.  компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Он позволяет проверить все ответы, а во многих случаях не только фиксирует ошибку, но и довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление. Диапазон средств управления учебным процессом с помощью компьютера достаточно широк: от возможности учащемуся самому задать вопрос до выбора оптимальной для данного учащегося стратегии обучения, включающий уровень изложения, степень трудности предъявляемых задач, меру помощи, а в некоторых случаях и последовательность изложения учебного материала;
  5.  применение компьютера способствует развитию личности, изменению ее структуры:
  •  изменениям в когнитивной сфере – развитие пространственного восприятия и воображения, развитие мышления, формирование таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, умение мысленного экспериментирования;
  •  изменениям в личностной сфере – снижение склонности поддаваться групповому давлению, возрастание глубины и интенсивности общения с единомышленниками;
  •  изменениям в мотивационной сфере – развитие мотивации и склонности к исследовательской деятельности;
  •  изменениям в эмоциональной сфере – преобладает положительный эмоциональный фон, ниже уровень тревожности, растет чувство уверенности в себе.

Применение компьютера в обучении позволяет расширить дидактический арсенал учителя, использовать такие технологии обучения, которые способствуют учету и развитию личностных качеств обучаемых, формированию у них навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательских умений.

Успешное внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно при соответствующей подготовке учителя. При этом учитель должен не только достаточно хорошо владеть компьютером и знать возможности существующих программно-педагогических средств, но и уметь использовать новые информационные технологии обучения наиболее эффективным образом. Владение методологией, принципами, практическими навыками использования компьютерных технологий должно рассматриваться как одно из центральных требований профессиограммы учителя технологии и его квалификационной характеристики.

Дидактические функции компьютера в процессе обучения достаточно широки, они приведены в таблице.

Таблица. Дидактические функции компьютера в процессе обучения.

Роль компьютера

Дидактические функции компьютера

Техническое средство обучения

Предъявление учебного материала, средство наглядности, расширение возможностей учебной коммуникации

Средство програм-мированного обучения

Предъявление учебного материала, текущий и итоговый контроль качества усвоения, тренировка и закрепление знаний

Средство индивидуа-лизации и дифферен-циации обучения

Создание условий каждому обучающемуся для тренировки в овладении теми или иными способами действий, формирования самоконтроля учащихся, обеспечение выбора индивидуальной стратегии обучения

Средство моделирования

Замена сложных школьных физических экспериментов, моделирование различных процессов и явлений

Средство формирования образов

Развитие способностей оценить качество информации, понимать и воспринимать образы

Средство управления учебной деятельностью

Расширение возможностей предъявления учебной информации, усиление мотивации учения, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, формирование рефлективного, предметно-содержательного отношения к действительности, повышение интереса к предмету

Средство развития когнитивных способностей

Формирование операционного стиля мышления, обобщенных понятий, основ алгоритмического моделирования, совершенствование творческих способностей, формирование коммуникативных способностей (сбор, анализ и синтез информации), развитие общих когнитивных умений, формирование рефлексии собственной деятельности

Выделяют три группы проблем, связанных с применением компьютера в учебном процессе: первая относится к теории обучения, вторая – к технологии компьютерного обучения, а третья – к проектированию обучающих программ.

Психологические проблемы, которые входят в указанные группы, достаточно многоаспектны. Это и проблемы места компьютера в учебном процессе, роли учителя в реализации обучающих систем, и проблемы взаимодействия учащегося с компьютером, особенностей их диалога.

Психологическая зависимость – патологическое стремление постоянно или периодически принимать тот или иной препарат, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Зависимый от компьютера человек – прежде всего тот, кто имеет патологическое стремление постоянно работать на компьютере, проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

  •  нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
  •  раздражение при вынужденном отвлечении;
  •  неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  •  расходование денег прежде всего на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
  •  забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  •  пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером, человек предпочитает есть перед монитором.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед компьютером может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, боли в пояснице и проблемы с осанкой, туннельный синдром.

В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы.

Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребенка контролировать свое время или найти ему другое хобби, постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24404. Деловое общение 42 KB
  Дейл Карнеги еще в 30е годы заметил что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять от его умения общаться с людьми в этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или как их чаще называют на Западе заповеди personal public relation весьма приближенно можно перевести как деловой этикет. Только поведение...
24405. Системы этического знания: теоретическая и нормативная этика 102 KB
  Системы этического знания: теоретическая и нормативная этика. Этика – наука изучающая феномен морали. Слово этика от греч. В целом же слова этика мораль нравственность продолжают употребляться как взаимозаменяемые.
24406. Система этического знания 30 KB
  Этика обычай нрав характер это совокупность принципов и норм поведения принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали содержащую две составляющих: теоретические исследования теоретическая этика и нормативные разработки нормативная этика. Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали ее роль и место в обществе функции механизм действия ее...
24407. Профессиональная этика. Этика управления. Взаимоотношения руководителя и подчиненных 32.5 KB
  Профессиональная этика. Этика управления. Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. Профессиональная этика вырабатывает нормы стандарты требования характерные для определенных видов деятельности.
24408. Этика делового общения 34 KB
  Этика делового общения Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших если не важнейшим фактором определяющим шансы добиться успеха в бизнесе служебной или предпринимательской деятельности. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения Джен Ягер выделяет шесть следующих основных принципов: 1. Во втором случае оно проходит с помощью переписки или технических средств а первом при непосредственном контакте субъектов общения....
24409. Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов 34.5 KB
  Деловой этикет это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Деловой этикет включает в себя следующие разделы: Технологии невербального общения: жесты хорошего тона походка как правильно сидеть вход и выход из автомобиля рукопожатие и пр. Этикет если понимать его как установленный порядок поведения помогает избегать промахов или сгладить их доступными общепринятыми способами. Поэтому основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить как формирование таких правил поведения в обществе...
24410. Имидж и его свойства 41 KB
  Имидж складывается в ходе личных контактов человека на основе мнений высказываемых о нем окружающими. Многие индивиды от природы обладают привлекательным имиджем наделены обаянием. Однако отсутствие внешней привлекательности не должно мешать созданию благоприятного имиджа.
24411. Архитектура безопасности. Модели безопасности ее оценки. Общие критерии 44.5 KB
  Данные файла занимают весь первый кластер и только один байт второго остальная же часть второго кластера ничем не заполнена однако недоступна для других файлов эта незанятая область поанглийски называется slack. В следующем доступном кластере могут размещаться данные другого файла. Если под данные этого файла не хватит второго кластера файл будет продолжен в следующем доступном кластере. DOS использует FAT для хранения информации необходимой для доступа к файлам записанным на диске.
24412. Типы процессов, развитие процесса в системе (ОС) 662.5 KB
  Каждый вычислительный процесс характеризуется набором действий набором информационных объектов последовательностью обработки и начальными состояниями говорят о наличии полного процесса в системе. Состояние системы определяется действиями производимыми процессами которые могут затребовать захватить или освободить ресурсы. В этом случае типы отношений предшествования которые возможны между процессами можно представить в следующем виде: Развитие процесса P представляется направленной дугой графа.