10347

Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса

Доклад

Педагогика и дидактика

Компьютер в школе. Психологопедагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления. На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного про...

Русский

2013-03-25

71 KB

58 чел.

Компьютер в школе. Психолого-педагогические основы компьютеризации образовательного процесса. Проблемы и риски в использовании компьютеров в школе. Компьютерная зависимость и способы ее преодоления.

На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью учебного процесса. Компьютерная технология обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, посредством компьютера.

Основные причины, по которым компьютер необходимо использовать в учебном процессе:

  1.  компьютерная техника значительно расширяет возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, мультипликации позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности (например, демонстрировать устройство различных механизмов, их работу);
  2.  применение компьютера усиливает мотивацию учения. Повышению интереса к учебе способствует не только новизна работы с компьютером, но и возможность регулировать уровень сложности предъявляемых задач и заданий;
  3.  намного расширяется набор применяемых задач. Так, компьютеры позволяют успешно применять задачи на моделирование различных ситуаций, расширяется также круг задач на планирование, т.к. компьютер позволяет оценить оптимальность любого решения, в том числе и неожиданного;
  4.  компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Он позволяет проверить все ответы, а во многих случаях не только фиксирует ошибку, но и довольно точно определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление. Диапазон средств управления учебным процессом с помощью компьютера достаточно широк: от возможности учащемуся самому задать вопрос до выбора оптимальной для данного учащегося стратегии обучения, включающий уровень изложения, степень трудности предъявляемых задач, меру помощи, а в некоторых случаях и последовательность изложения учебного материала;
  5.  применение компьютера способствует развитию личности, изменению ее структуры:
  •  изменениям в когнитивной сфере – развитие пространственного восприятия и воображения, развитие мышления, формирование таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, умение мысленного экспериментирования;
  •  изменениям в личностной сфере – снижение склонности поддаваться групповому давлению, возрастание глубины и интенсивности общения с единомышленниками;
  •  изменениям в мотивационной сфере – развитие мотивации и склонности к исследовательской деятельности;
  •  изменениям в эмоциональной сфере – преобладает положительный эмоциональный фон, ниже уровень тревожности, растет чувство уверенности в себе.

Применение компьютера в обучении позволяет расширить дидактический арсенал учителя, использовать такие технологии обучения, которые способствуют учету и развитию личностных качеств обучаемых, формированию у них навыков самостоятельной учебной деятельности, исследовательских умений.

Успешное внедрение компьютерных технологий в учебный процесс возможно при соответствующей подготовке учителя. При этом учитель должен не только достаточно хорошо владеть компьютером и знать возможности существующих программно-педагогических средств, но и уметь использовать новые информационные технологии обучения наиболее эффективным образом. Владение методологией, принципами, практическими навыками использования компьютерных технологий должно рассматриваться как одно из центральных требований профессиограммы учителя технологии и его квалификационной характеристики.

Дидактические функции компьютера в процессе обучения достаточно широки, они приведены в таблице.

Таблица. Дидактические функции компьютера в процессе обучения.

Роль компьютера

Дидактические функции компьютера

Техническое средство обучения

Предъявление учебного материала, средство наглядности, расширение возможностей учебной коммуникации

Средство програм-мированного обучения

Предъявление учебного материала, текущий и итоговый контроль качества усвоения, тренировка и закрепление знаний

Средство индивидуа-лизации и дифферен-циации обучения

Создание условий каждому обучающемуся для тренировки в овладении теми или иными способами действий, формирования самоконтроля учащихся, обеспечение выбора индивидуальной стратегии обучения

Средство моделирования

Замена сложных школьных физических экспериментов, моделирование различных процессов и явлений

Средство формирования образов

Развитие способностей оценить качество информации, понимать и воспринимать образы

Средство управления учебной деятельностью

Расширение возможностей предъявления учебной информации, усиление мотивации учения, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, формирование рефлективного, предметно-содержательного отношения к действительности, повышение интереса к предмету

Средство развития когнитивных способностей

Формирование операционного стиля мышления, обобщенных понятий, основ алгоритмического моделирования, совершенствование творческих способностей, формирование коммуникативных способностей (сбор, анализ и синтез информации), развитие общих когнитивных умений, формирование рефлексии собственной деятельности

Выделяют три группы проблем, связанных с применением компьютера в учебном процессе: первая относится к теории обучения, вторая – к технологии компьютерного обучения, а третья – к проектированию обучающих программ.

Психологические проблемы, которые входят в указанные группы, достаточно многоаспектны. Это и проблемы места компьютера в учебном процессе, роли учителя в реализации обучающих систем, и проблемы взаимодействия учащегося с компьютером, особенностей их диалога.

Психологическая зависимость – патологическое стремление постоянно или периодически принимать тот или иной препарат, чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Зависимый от компьютера человек – прежде всего тот, кто имеет патологическое стремление постоянно работать на компьютере, проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

  •  нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
  •  раздражение при вынужденном отвлечении;
  •  неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  •  расходование денег прежде всего на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
  •  забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  •  пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером, человек предпочитает есть перед монитором.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия как для физического, так и для психического здоровья.

Многочасовое непрерывное нахождение перед компьютером может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу, боли в пояснице и проблемы с осанкой, туннельный синдром.

В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые. Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы.

Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребенка контролировать свое время или найти ему другое хобби, постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70783. Введение в UNIX 98.45 KB
  Цель первого занятия на практике изучить или повторить если эта тема уже освещалась в курсе Операционные системы основные команды и утилиты UNIXподобных операционных систем. программы команды Основные команды.
70784. Базовые сервисы и утилиты сетевых ОС 31.62 KB
  В целях отладки и тестирования в ОС Unix предусмотрены стандартные простейшие сервисы: Название Описание TCP порт UDP порт RFC echo сервер возвращает все что прислал клиент discrd сервер отбрасывает все что прислал клиент dytime сервер возвращает время и дату в удобном для человека...
70785. TELNET – протокол и клиент-серверное приложение удаленного доступа 149.88 KB
  Команде предшествует префиксный байт 0xFF (255), называемый IAC (Interpret As Command), за ним идет байт кода команды, затем могут идти необязательные байты опций. Т.к. команды передаются по тому же соединению, что и данные...
70786. DNS – система доменных имен в Internet 98.58 KB
  Cтрочные и прописные символы в имени эквивалентны. Анализ имени производится справа налево. Самая правая секция имени характеризует страну каждой стране соответствует свой собственный двухсимвольный код или характер организации которой принадлежит домен образовательная...
70787. Электронная почта в Internet. Протокол SMTP 163.93 KB
  Главной целью протокола SMTP является надежная и эффективная доставка электронных почтовых сообщений. SMTP базируется на следующей модели коммуникаций: в ответ на запрос пользователя почтовая программа-отправитель...
70788. Электронная почта в Internet. Post Office Protocol 83.32 KB
  При работе по протоколу POP3 роли клиента и сервера меняются местами: сервер по запросам клиента передает ему указанные почтовые сообщения. POP3 не ставит целью предоставление широкого списка манипуляций с почтой он лишь дает возможность получать и стирать почтовые сообщения.
70789. FTP – протокол передачи файлов 172.61 KB
  Управляющее соединение устанавливается клиентом. Сервер ждет входящих соединений от клиентов на TCP-порте. По этому соединению передаются команды клиента, которые задают действия, которые должен выполнить сервер, и ответы сервера на эти команды.
70790. HTTP - Hypertext Transfer Protocol 156.45 KB
  Протокол передачи гипертекста HTTP является протоколом прикладного уровня для распределенных мультимедийных информационных систем. Это объектно-ориентированный протокол, в первую очередь используемый для World-Wide Web...