10348

Тесты, их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе

Доклад

Педагогика и дидактика

Тесты их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе. Тест – стандартизированные задания результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики ...

Русский

2015-04-22

92.5 KB

54 чел.

Тесты, их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе.

Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тестирование (англ. test - испытание, проверка) – эксперементальный метод диагностики с использованием тестов.

Основоположники тестирования – Дж. Каттел, А. Бине, Т. Симон. Проблемой тестов в России занимались П.П. Блонский, А.П. Болтунов, А.П. Нечаев и др.

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Классификация тестов.

  1.  По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым – тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графические тесты) можно упорядочить по данному признаку.
  2.  По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых.
  3.   В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные.

К объективным относятся большинство тестов достижений и психофизиологические тесты, к субъективным – проективные тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.

Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнении заданий проективных тестов не существует "правильных" ответов.

  1.  В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным – тест, требующий в качестве ответа определенных действий.
  2.  По формальной структуре различаются тесты простые, т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка. При этом могут высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение результатов по каждому подтесту – тестовым профилем.
  3.  В последнее время все большее распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении со среднестатистическими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является степень приближения результата тестирования индивида к так называемой "идеальной норме".
  4.  По средствам предъявления:
  •  бланковые (с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и фиксируются результаты; с использованием бланков – предъявляются отдельно от заданий);
  •  предметные (манипуляция материальными объектами, выполнение зависит от скорости и т.д.);
  •  аппаратурные (с использованием устройств для изучения памяти, внимания и т.д.);
  •  практические (сходны с лабораторными работами по физике, химии, но имеют тестовое оснащение);
  •  компьютерные (к ним  Аванесов также отнес адаптивные тесты – задания предъявляются по одному, в зависимости от предыдущего ответа).
  1.  По ведущей ориентации: тесты скорости, мощности или результативности, смешанные.
  2.  По степени однородности задач: гомогенные (одна шкала оценивания), гетерогенные.
  3.  Широкоориентированные, позволяющие оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей. Узкоориентированные, направлены на достижения учащихся в процессе освоения отдельных предметов.
  4.  По целям использования (Норман Е.). Группы тестов:
  •  знаний или поведения учащегося в начале обучения (определяющий тест);
  •  прогресса, достигнутого в процессе обучения (формирующий тест);
  •  трудностей обучения и их источников во время процесса обучения (диагностический тест):
  •  основных достижений в конце обучения (суммирующий тест).
  1.  По широте использования (для использования учителем, группой учителей, для отбора и формирования групп, для аттестации учащихся).

Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:

  •  стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий;
  •  ключ шкалирования – соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится;
  •  кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа;
  •  ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат.

Разработка теста состоит из четырех этапов.

  1.  Развитие исходной концепции с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер.
  2.  Отбор предварительных пунктов испытания с из последующей селекцией и приведением к окончательному виду, осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности.
  3.  Повторная проверка теста на той же самой популяции.
  4.  Калибровка теста по отношению к возрасту, уровню образования и другим признакам популяции.

При создании тестовых вопросов должны соблюдаться некоторые общие правила (принципы) разработки тестов:

  •  определение значимости проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний (включение в тест только тех элементов учебной программы, которые можно отнести к наиболее важным);
  •  соответствие теста целям тестирования;
  •  взаимосвязь содержания и формы;
  •  содержательная правильность тестовых заданий (в тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое является объективно истинным и поддаётся аргументации);
  •  соответствие содержания теста уровню современного состояния науки;
  •  комплексность и сбалансированность содержания теста (при разработке теста обращается внимание на полноту и достаточность числа заданий для аргументированного вывода о знаниях);
  •  системность содержания (формулирование такого содержания тестовых заданий, которое отвечало бы требованиям системности при проверке знаний);
  •  вариативность содержания (создание множества вариантов заданий одного и того же теста, т.к. после первого применения теста его содержание становится известным испытуемым. И если есть условия для передачи информации о содержании заданий другим учащимся, то это почти всегда делается);

Экзамен задуман как средство решения комплекса взаимосвязанных задач модернизации отечественной системы образования. В их числе: – расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочном конкурсном отборе сразу в несколько вузов; – совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за приём лучших студентов; – снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счёт упразднения приёмных экзаменов в вузы; – объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы; – стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса.

Обычный экзаменационный билет содержит всего часть той информации, которой владеет учащийся. Экзамен исключает возможность субъективной оценки и в то же время дает возможность ребенку полностью показать свои знания, т.к. охватывает весь материал курса.

Плюсы: достоверность, объективность, надежность полученных результатов.

Минусы: «натаскивание» на тесты, усреднение и обезличивание, возможность централизованной коррупции и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13947. Природно-територіальні комплекси. Ландшафти та їх класифікація. Зміни ландшафтів під впливом діяльності людини 194.17 KB
  Тема уроку: Природнотериторіальні комплекси. Ландшафти та їх класифікація. Зміни ландшафтів під впливом діяльності людини. Мета: поглибити і систематизувати знання учнів про взаємозв’язок раніше вивчених компонентів природи; ознайомити із поняттями природнотеритор...
13948. Разработка проекта технических условий кефира 138 KB
  Технические условия на продукцию (ТУ) – это часть комплекта технической документации. Их цель – регламентирование процесса производства и использования продукции. Технические условия содержат обязательные требования и процедуры по проверке их соблюдения
13949. Богдан Лепкий «Журавлі» («Видиш, брате мій...») 58 KB
  УРОК № 8 Тема.Богдан Лепкий Журавлі Видиш брате мій.... Мета:ознайомити учнів з особистістю Б. Лепкого; розвивати навички виразного читання ліричних творів пояснення їхнього змісту визначення теми та головної думки висловлення власних суджень; виховувати почу
13950. Выполнение запросов XQuery для документа XML 542 KB
  Язык XML предоставляет многообразные, гибкие и эффективные возможности описания структуры данных. Однако он не обеспечивает средств для навигации в документе и поиска компонент структурированных данных внутри документа, например, для поиска наименований книг по фамилии автора.
13951. Крокує осінь золота. Виразне читання пісні Б. Лепкого «Журавлі» 46 KB
  УРОК № 9 Тема.Крокує осінь золота. Виразне читання пісні Б. Лепкого Журавлі. Мета:розвивати навички виразного читання пам’ять учнів естетичні смаки вміння висловлювати власні судження про значення Батьківщини у житті людини; виховувати патріотичні почуття любов...
13952. Корупція. Стан, структура та тенденції розвитку корупції в Україні 270 KB
  Корупція в сучасних умовах стала чинником, який реально загрожує національній безпеці і конституційному ладу України. Це явище негативно впливає на різні сторони суспільного життя: економіку, політику, управління, соціальну і правову сфери, громадську свідомість, міжнародні відносини. Корумповані відносини все більше витісняють правові, етичні відносини між людьми, із аномалії поступово перетворюються у норму поведінки
13953. Вінграновський. «Грім» 77 KB
  УРОК № 10 Тема. М. Вінграновський. Грім. Мета: ознайомити учнів з окремими фрагментами біографії письменника його поезією; розвивати навички виразного читання ліричних творів визначення засобів художньої виразності та їхньої ролі у віршах; виховувати спостережли...
13954. Обработка документов XML с использованием средств DOM-анализаторов в языке Java 244 KB
  Абстрактный класс DocumentBuilder определяет интерфейс прикладного программирования – API (Application Program Interface) для получения экземпляров объекта Document из документа XML.
13955. «Що робить сонце уночі» М. Вінграновський 50 KB
  УРОК № 11 Тема. М. Вінграновський. Що робить сонце уночі. Мета: ознайомити з віршем письменника допомогти учням усвідомити його ідейнохудожній зміст; розвивати навички виразного читання коментування змісту ліричного твору його поетичних особливостей; навички само...