10348

Тесты, их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе

Доклад

Педагогика и дидактика

Тесты их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе. Тест – стандартизированные задания результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики ...

Русский

2015-04-22

92.5 KB

55 чел.

Тесты, их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе.

Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тестирование (англ. test - испытание, проверка) – эксперементальный метод диагностики с использованием тестов.

Основоположники тестирования – Дж. Каттел, А. Бине, Т. Симон. Проблемой тестов в России занимались П.П. Блонский, А.П. Болтунов, А.П. Нечаев и др.

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Классификация тестов.

  1.  По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым – тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графические тесты) можно упорядочить по данному признаку.
  2.  По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых.
  3.   В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные.

К объективным относятся большинство тестов достижений и психофизиологические тесты, к субъективным – проективные тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.

Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнении заданий проективных тестов не существует "правильных" ответов.

  1.  В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным – тест, требующий в качестве ответа определенных действий.
  2.  По формальной структуре различаются тесты простые, т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка. При этом могут высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение результатов по каждому подтесту – тестовым профилем.
  3.  В последнее время все большее распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении со среднестатистическими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является степень приближения результата тестирования индивида к так называемой "идеальной норме".
  4.  По средствам предъявления:
  •  бланковые (с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и фиксируются результаты; с использованием бланков – предъявляются отдельно от заданий);
  •  предметные (манипуляция материальными объектами, выполнение зависит от скорости и т.д.);
  •  аппаратурные (с использованием устройств для изучения памяти, внимания и т.д.);
  •  практические (сходны с лабораторными работами по физике, химии, но имеют тестовое оснащение);
  •  компьютерные (к ним  Аванесов также отнес адаптивные тесты – задания предъявляются по одному, в зависимости от предыдущего ответа).
  1.  По ведущей ориентации: тесты скорости, мощности или результативности, смешанные.
  2.  По степени однородности задач: гомогенные (одна шкала оценивания), гетерогенные.
  3.  Широкоориентированные, позволяющие оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей. Узкоориентированные, направлены на достижения учащихся в процессе освоения отдельных предметов.
  4.  По целям использования (Норман Е.). Группы тестов:
  •  знаний или поведения учащегося в начале обучения (определяющий тест);
  •  прогресса, достигнутого в процессе обучения (формирующий тест);
  •  трудностей обучения и их источников во время процесса обучения (диагностический тест):
  •  основных достижений в конце обучения (суммирующий тест).
  1.  По широте использования (для использования учителем, группой учителей, для отбора и формирования групп, для аттестации учащихся).

Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:

  •  стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий;
  •  ключ шкалирования – соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится;
  •  кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа;
  •  ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат.

Разработка теста состоит из четырех этапов.

  1.  Развитие исходной концепции с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер.
  2.  Отбор предварительных пунктов испытания с из последующей селекцией и приведением к окончательному виду, осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности.
  3.  Повторная проверка теста на той же самой популяции.
  4.  Калибровка теста по отношению к возрасту, уровню образования и другим признакам популяции.

При создании тестовых вопросов должны соблюдаться некоторые общие правила (принципы) разработки тестов:

  •  определение значимости проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний (включение в тест только тех элементов учебной программы, которые можно отнести к наиболее важным);
  •  соответствие теста целям тестирования;
  •  взаимосвязь содержания и формы;
  •  содержательная правильность тестовых заданий (в тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое является объективно истинным и поддаётся аргументации);
  •  соответствие содержания теста уровню современного состояния науки;
  •  комплексность и сбалансированность содержания теста (при разработке теста обращается внимание на полноту и достаточность числа заданий для аргументированного вывода о знаниях);
  •  системность содержания (формулирование такого содержания тестовых заданий, которое отвечало бы требованиям системности при проверке знаний);
  •  вариативность содержания (создание множества вариантов заданий одного и того же теста, т.к. после первого применения теста его содержание становится известным испытуемым. И если есть условия для передачи информации о содержании заданий другим учащимся, то это почти всегда делается);

Экзамен задуман как средство решения комплекса взаимосвязанных задач модернизации отечественной системы образования. В их числе: – расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочном конкурсном отборе сразу в несколько вузов; – совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за приём лучших студентов; – снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счёт упразднения приёмных экзаменов в вузы; – объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы; – стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса.

Обычный экзаменационный билет содержит всего часть той информации, которой владеет учащийся. Экзамен исключает возможность субъективной оценки и в то же время дает возможность ребенку полностью показать свои знания, т.к. охватывает весь материал курса.

Плюсы: достоверность, объективность, надежность полученных результатов.

Минусы: «натаскивание» на тесты, усреднение и обезличивание, возможность централизованной коррупции и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32118. les comparaisons, leurs typoes et fonctions 12.88 KB
  L stylistique étudie les comprisons imgées qui peuvent être figées stbles ou occsionnelles. Les comprisons imgées rpprochent les rélités différentes pr leur nture elles se distinguent pr l'originlité de cette similitude. que tel comprble ressembler en de les verbes dire croire u Conditionnel etc.
32119. La metaphore. Se base sur le transfert de la nomination d’un referent sur l’autre liee au premier par la ressemblensce. C’est une comparaison en raccourci 12.18 KB
  On distingue : L metp 3 termes : vous n’etes qu’une pie bevrde 2 termes : le desert une mer de sble un terme : mon oiseux u point de vue grmmt les met puvent etre nominles Mon beu nvire o m memoire verble l’ombre violente des touffes de giroflee eclboussit le mur rugueux. djectivlemon esprit mer dverbileJ’i quitee Mdrid prcournt philosophiquement les des Cstilles L semntique des imges on distingue : l met sptile Une mer de sble nthropomorphique quel princesse nimlomorphique : Le troupeuconcret de ponts...
32120. La metonimie et ses variantes, la synecdoque et l’antonomase sont des figures basees sur la contiguitee(sur le rapport de voisinage, d’interdependance) et ne depend pas de la vision personnele de l’auteur 11.84 KB
  Types de metonimies : on prend le contennt pour le contenu et vice vers : boire une bouteille=boisson on prend le producteur pour le produit : un beu Millet=tbleu on prend le lieu d’origine pour le produit : un bordeuxvin fbriquee Bordeux on prend l consequence pour l cuse et vicevers : ce trvil est remrqubleresultt On prend le concret pour l’bstrit : l bottel’oppression l tyrnnie On prend l qulitee pour le porteur de cette qulitee :l bontee memeune femme tres bonne On prend le tout pour l prtie et...
32122. le style fonctionnele, theorie des souslangues 12.59 KB
  En fonction des fcteurs susmentionnes on distingue trditionnement les style suivnts: prle communiction quotidienne scientifique science officiel ffiresdroit publiciste Politique Style des belleslettres rts et litterture L theorie de souslngues.notion de discours les recherces dns le domine de l differencition slylistique de l lngue ont demontre que l theorie des styles fonct.ne decrit ps l lngue d'une mniere exhustive; elle ne met ps en vleur que des phenomenes “centrux†Chque souslngues comprend trois types...
32124. les traits specifiques du francais parle 26.5 KB
  Par le terme modalité on désigne les rapports qui existent entre le fait énoncé et la réalité ainsi que lattitude du sujet parlant envers ce fait. Pour traduire la modalité, le français dispose de moyens multiples qui relèvent de la grammaire, du lexique et de la phonétique
32125. Les notions principales de la sience sont apparues dans l’Antiquité 11.67 KB
  Les notions principles de l sience sont pprues dns l’ntiquité. Plusieurs procédés de style décrit pr les nciens ont grdé leurs noms grecs : tropes métphore métonymie etc. les etudes des svnts du Moyen ge ont pprofondi les idees des nciens mis un grnd essort est du ux linguistes des 1617 siecles qui ont posé le problème de l norme cthegorie neuve pour les etudes linguistiques. l linguistique connu un nouvel essor vec les trvux d’Humbolt et de Sussure l’opposition entre l lngue et l prole fit ressurgir le problème du style.
32126. la problematique de cette science est riche ce qui s’explique par le parcours assez long qu’elle a suivi avant de retrouver son autonomie 11.47 KB
  On peut essyer de controler les definitions de l’objet d’etude de l stylistique proposes pr des uteurs de mnuels : on ur chque fois une definition prticuliere. Les stylisticiens estimeent que cette science étudie les styles de l lngue les procédés expressifs propres ux unités linguistiques les styles des oeuvres littérires publicistes scintifiques et utres ; les prticulrités expressifs des styles fonctionnels. Guirud l’objet d’etudes de l stylistique est exprime comme c L tâche de l stque est de reconnître de décrire de définir et de...