10348

Тесты, их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе

Доклад

Педагогика и дидактика

Тесты их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе. Тест стандартизированные задания результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики ...

Русский

2015-04-22

92.5 KB

58 чел.

Тесты, их классификация. Психолого-педагогические требования к разработке и применению тестов в педагогическом процессе.

Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Тестирование (англ. test - испытание, проверка) – эксперементальный метод диагностики с использованием тестов.

Основоположники тестирования – Дж. Каттел, А. Бине, Т. Симон. Проблемой тестов в России занимались П.П. Блонский, А.П. Болтунов, А.П. Нечаев и др.

Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Классификация тестов.

  1.  По виду свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым – тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотивационные тесты. Однако не все тесты (например, тесты развития, графические тесты) можно упорядочить по данному признаку.
  2.  По виду инструкции и способу применения различаются индивидуальные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых.
  3.   В зависимости от того, насколько в результате тестирования проявляется субъективность исследователя различают тесты объективные и субъективные.

К объективным относятся большинство тестов достижений и психофизиологические тесты, к субъективным – проективные тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.

Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнении заданий проективных тестов не существует "правильных" ответов.

  1.  В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным – тест, требующий в качестве ответа определенных действий.
  2.  По формальной структуре различаются тесты простые, т.е. элементарные, результатом которых может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из отдельных подтестов, по каждому из которых должна быть дана оценка. При этом могут высчитываться и общие оценки. Комплекс нескольких единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение результатов по каждому подтесту – тестовым профилем.
  3.  В последнее время все большее распространение получают критериально-ориентированные тесты, позволяющие оценивать испытуемого не в сопоставлении со среднестатистическими данными популяции, а по отношению к заранее заданной норме. Критерием оценки в таких тестах является степень приближения результата тестирования индивида к так называемой "идеальной норме".
  4.  По средствам предъявления:
  •  бланковые (с использованием тестовых тетрадей, в которых находятся тестовые задания и фиксируются результаты; с использованием бланков – предъявляются отдельно от заданий);
  •  предметные (манипуляция материальными объектами, выполнение зависит от скорости и т.д.);
  •  аппаратурные (с использованием устройств для изучения памяти, внимания и т.д.);
  •  практические (сходны с лабораторными работами по физике, химии, но имеют тестовое оснащение);
  •  компьютерные (к ним  Аванесов также отнес адаптивные тесты – задания предъявляются по одному, в зависимости от предыдущего ответа).
  1.  По ведущей ориентации: тесты скорости, мощности или результативности, смешанные.
  2.  По степени однородности задач: гомогенные (одна шкала оценивания), гетерогенные.
  3.  Широкоориентированные, позволяющие оценить эффективность процесса обучения по степени реализации одной из его основных целей. Узкоориентированные, направлены на достижения учащихся в процессе освоения отдельных предметов.
  4.  По целям использования (Норман Е.). Группы тестов:
  •  знаний или поведения учащегося в начале обучения (определяющий тест);
  •  прогресса, достигнутого в процессе обучения (формирующий тест);
  •  трудностей обучения и их источников во время процесса обучения (диагностический тест):
  •  основных достижений в конце обучения (суммирующий тест).
  1.  По широте использования (для использования учителем, группой учителей, для отбора и формирования групп, для аттестации учащихся).

Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:

  •  стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий;
  •  ключ шкалирования – соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится;
  •  кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа;
  •  ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат.

Разработка теста состоит из четырех этапов.

  1.  Развитие исходной концепции с формулировкой основных пунктов испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер.
  2.  Отбор предварительных пунктов испытания с из последующей селекцией и приведением к окончательному виду, осуществляется одновременно оценка по качественным критериям надежности и валидности.
  3.  Повторная проверка теста на той же самой популяции.
  4.  Калибровка теста по отношению к возрасту, уровню образования и другим признакам популяции.

При создании тестовых вопросов должны соблюдаться некоторые общие правила (принципы) разработки тестов:

  •  определение значимости проверяемых знаний в общей системе проверяемых знаний (включение в тест только тех элементов учебной программы, которые можно отнести к наиболее важным);
  •  соответствие теста целям тестирования;
  •  взаимосвязь содержания и формы;
  •  содержательная правильность тестовых заданий (в тест включается только то содержание учебной дисциплины, которое является объективно истинным и поддаётся аргументации);
  •  соответствие содержания теста уровню современного состояния науки;
  •  комплексность и сбалансированность содержания теста (при разработке теста обращается внимание на полноту и достаточность числа заданий для аргументированного вывода о знаниях);
  •  системность содержания (формулирование такого содержания тестовых заданий, которое отвечало бы требованиям системности при проверке знаний);
  •  вариативность содержания (создание множества вариантов заданий одного и того же теста, т.к. после первого применения теста его содержание становится известным испытуемым. И если есть условия для передачи информации о содержании заданий другим учащимся, то это почти всегда делается);

Экзамен задуман как средство решения комплекса взаимосвязанных задач модернизации отечественной системы образования. В их числе: – расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочном конкурсном отборе сразу в несколько вузов; – совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за приём лучших студентов; – снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счёт упразднения приёмных экзаменов в вузы; – объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы; – стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса.

Обычный экзаменационный билет содержит всего часть той информации, которой владеет учащийся. Экзамен исключает возможность субъективной оценки и в то же время дает возможность ребенку полностью показать свои знания, т.к. охватывает весь материал курса.

Плюсы: достоверность, объективность, надежность полученных результатов.

Минусы: «натаскивание» на тесты, усреднение и обезличивание, возможность централизованной коррупции и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53494. Особенности и результат левого поворота поддерева AVL дерева 131.17 KB
  После добавления нового элемента необходимо обновить коэффициенты сбалансированности родительских узлов. Если любой родительский узел принял значение -2 или 2, то необходимо выполнить балансировку поддерева путем поворота
53495. Алгоритм вставки вершины AVL дерево. Случай одного (левого) поворота 129.41 KB
  Следовать по пути поиска, пока не окажется, что узла нет в дереве. Включить новый узел и определить показатель сбалансированности. Пройти обратно по пути поиска, определяя сбалансированность.
53496. Каким должен быть урок русского языка и литературы? 26 KB
  Учители русского языка и литературы играют важную роль в жизни человека. Так же важную роль в этом играет урок русского языка. В этом нам помогают учители русского языка.
53497. ГЕОИНФОРМАТИКА. В.С.Тикунова 28.88 MB
  В учебнике освещены общие вопросы геоинформатики, функциональные возможности географических информационных систем (ГИС), принципы проектирования, интеграции данных и технологий, особенности интеллектуализации ГИС и систем поддержки принятия решений. Вместе с учебным пособием «Сборник задач и упражнений по геоинформатике», дополненным компакт-диском, составляет учебный комплект.