10349

Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости их взаимосвязь. Характеристика трех типов учения П.Я. Гальперин. Различные виды дифференциации в обучении. Психолого-педагогические условия эффективной индивидуализации...

Русский

2013-03-25

82 KB

112 чел.

Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь. Характеристика трех типов учения (П.Я. Гальперин). Различные виды дифференциации в обучении. Психолого-педагогические условия эффективной индивидуализации обучения. Профильное обучение в отечественной школе

Обучаемость – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. Общая обучаемость – способность усвоения любого материала; специальная обучаемость – способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств и т.д.). Важно положение А.К. Марковой, что обучаемость – это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития».

Обучаемость строится на потенциале возможностей обучаемого, фонда действительных знаний, обобщенности мышления, темпов продвижения в обучении, продуктивной учебной деятельности и т.д.

Основными показателями обучаемости являются:

  1.  темп продвижения в освоении знании и формировании умений;
  2.  легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний);
  3.  гибкость в переключении на новые способы и приемы работы;
  4.  перенос известных способов решения задач в новые условия;
  5.  прочность сохранения освоенного материала.

Обучаемость – это динамичная характеристика. В разных возрастных периодах обучаемость одного и того же человека может меняться: возрастать либо ослабевать.

Каждый учащийся владеет определенным запасом знаний и тем или иным уровнем умения учиться. Это принято называть обученностью. Ведь учение направлено на переход ученика из состояния необученности в состояние обученности. Обученность – это, с одной стороны, результат прошлого опыта, а с другой – цель предстоящего обучения. Степень обученности зависит от степени реализации цели обучения. Поэтому задача обучения – создать условия реализации обучаемости и перехода ребенка к новому уровню обученности.

Обученность включает:

  •  наличный, имеющийся к сегодняшнему дню, запас знаний;
  •  сложившиеся учебные действия, умения и навыки, фрагменты умения учиться

Обучаемость соотносится с понятием «обученность» как той совокупностью всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения (А.К. Маркова). Обученность – результат обучения; уровень владения знаниями, умениями и навыками и сформированности мировоззрения школьников: насколько ребенок умеет применять теоретические знания в практических ситуациях; владеет системой навыков и т.д. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития.

Согласно теории П.Я. Гальперина существует три типа учения:

  1.  усвоение действий, происходящих с ошибками, с недостаточным пониманием материала, неумением выделить существенных признаков;
  2.  усвоение более уверенное – полное понимание содержания материала, различие существующих и несуществующих признаков;
  3.  быстрое безошибочное усвоение.

Индивидуально-дифференцированный подход – организация учебно-воспитательного процесса, при котором с помощью выбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения образования каждым ребенком, а также удовлетворение различных образовательных потребностей детей.

Дифференциация обучения – это:

  1.  форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для обучения общих качеств (гомогенная группа);
  2.  часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для разных групп обучаемых.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей различают дифференциацию (виды):

  •  по возрасту (классы параллельные, разновозрастные);
  •  полу (мужские, женские, смешанные классы, команды);
  •  по интересам (гуманитарные, физико-математические, естественно-научные и др.);
  •  по уровню умственного развития (уровень достижений);
  •  по личностно-психологическим типам (тип мышления, акцентуализация характера, темперамент);
  •  по здоровью (физкультурная группа, группа слабого зрения, слуха).

Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

Дифференциация по уровню не получает в современной педагогике однозначной оценки:

«–»: деление детей по уровню развития негуманно; выделяется социально-экономическое неравенство; в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, в слабых группах снижается уровень самооценки, понижен уровень мотивации учения;

«+»: у учителя появляется возможность помочь слабым и уделить внимание сильным, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные утверждаются в своих способностях: новый уровень мотивации учения.

Возможны две формы дифференцированного обучения:

  1.  Внутренняя предполагает использование методов и средств, которые позволяют учитывать индивидуально-психологические особенности школьников.
  2.  При внешней форме создаются относительно стабильные группы на основании таких факторов, как интересы, склонности и способности. Например, работа в классе по интересам с углубленным изучением; организация спецшкол, факультативы.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия, уровень развития и способности учащихся.

Цели индивидуализации обучения:

  •  обучающая – усовершенствование ЗУН учащихся;
  •  развивающая – формирование и развитие логического мышления;
  •  воспитывающая – улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

Выделяются три основных варианта индивидуализации обучения:

  1.  дифференциация обучения – группировка учащихся по их особенностям для обучения по различным учебным планам;
  2.  внутриклассная индивидуализация учебной работы;
  3.  прохождение учебного курса в индивидуальном темпе.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода зависит от того, как идет формирование первых классов. Его надо проводить на основе банка данных диагностики психического и физического развития, на базе анализа состояния здоровья, с целью выявления отклонений.

В 2002 г. Министерством образования была принята «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования». Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы является создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, направленное на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Номенклатура профилей:

  1.  естественно-математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география, биология);
  2.  социально-экономический (история, экономика, право, экономическая и социальная география);
  3.  гуманитарный (русский язык, литература, иностранные языки, история, обществознание, искусства);
  4.  технологический (информационные технологии, агротехника, медицина и др.);
  5.  универсальный / общеобразовательный (для непрофильных классов).

Система профилей обучения характеризуется следующими особенностями:

  •  вводится на старшей ступени образования (2-3 последних года обучения);
  •  количество профилей минимум два;
  •  сохраняется возможность внепрофильного обучения;
  •  количество и объем инвариантных учебных предметов существенно сокращается, а вариативность обучения при этом достигается за счет расширения спектра элективных учебных курсов, выбираемых учащимися.

Система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов:

  •  Базовые общеобразовательные предметы – обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения.
  •  Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  •  Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель – подготовка в университет) и реальная (цель – подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-16 годах реформы образования. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.

В 1918 г. было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.

В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.

Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46234. Основные системные группировки лексики в языке. Критерии классификации 14.36 KB
  функциональнограмматическая на основе частей речи 2. по стилистической характеристике нейтральная межстилевая и стилистически маркированной высокой официальной научной книжной речи разговорной и просторечной устной речи. Общенародные слова общеупотребительная лексика для всех говорящих на русском языке основная масса таких слов устойчива и употребительна во всех стилях речи.
46235. Понятие операции. Особенности конкретных операций 14.36 KB
  Понятие операции. На определенном этапе развития обобщенные схемы действий превращаются в операции операторные структуры поэтому концепция Пиаже называется операциональной. Операции это интериоризированные внутренние предметные действия ставшие обратимыми и сгруппированными в системы. Посредством обратной операции мысль может вернуться к начальному исходному моменту рассуждений.
46236. Исследование языковой семантики. Ономасиологический и семасиологический подходы 14.32 KB
  Таковы споры о происхождении значений слов и их отношений к бытию и мышлению ведущиеся аналогистами и аномалистами в древности и номиналистами реалистами концептуалистами в Средние века; Ономасиология отрасль семантики изучающая наименования использование языковых средств для обозначения внеязыковых объектов. основывается на движении от обозначаемого предмета к средствам его обозначения шире от содержания к форме. лингвистическом направлении слова и вещи прежде всего на материале романской диалектологии исследовавшей способы...
46237. Ж. Пиаже. «Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждения и рассуждения ребенка» 14.27 KB
  Пиаже. Выготского на книги Речь и мышление ребенка и Суждения и рассуждения ребенка Пиаже обнаруживает через 25 лет после опубликования работу коллеги который уже умер. а те из работ Пиаже которые он обсуждает относятся к 1923 и 1924. Пиаже постарался увидеть оправдываются ли критические замечания Выготского в свете его позднейших работ.
46238. Грамматика как научная дисциплина. Основные подходы к изучению языковой грамматики. Виды и уровни языковой грамматики 14.26 KB
  Грамматический строй языка имеет свои категории и единицы словоформы и словообразовательные модели словосочетания и предложения. В русской грамматике выделяются именные морфологические категории рода одушевлённости неодушевлённости числа падежа степени сравнения; глагольные категории вида залога наклонения времени и лица; грамматическая форма внешнее языковое выражение грамматического значения в каждом конкретном случае употребления слова. Синтаксические категории = тип предложения специфическая характеристика присущая только...
46239. НОИСТРУНТОРСНИЕ, ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕС HUE ВАЗЫ 14.23 KB
  Конструкторская база это база используемая для определения положения детали или сборочной единицы в изделии ГОСТ 21495 76. В обычной практике конструкторской работы конструкторской базой называется поверхность линия или точка детали по отношению к которым определяются на чертеже расчетные положения других деталей или сборочных единиц изделия^ а также других поверхностей и геометрических элементов данной детали. Основной называется конструкторская база принадлежащая дайной детали или сборочной единице...
46240. Структура лексического значения. Функциональный статус составляющих лексическое значение компонентов (денотативное и сигнификативное содержание значения) 14.17 KB
  Прямое значение слова это непосредственная связь между звуковым комплексом и явлением действительности. Ядро лексического значения концептуальное значение: а денотативный аспект выражает отношение содержания слова к предмету который оно означает. б сигнификативный аспект выражает отношение слова к понятию которое стоит за этим словом. г лингвистический аспект определяет место данного слова среди других единиц языка.
46241. Структуры. Действия со структурами. Передача структур в функции 14.1 KB
  Объявление структуры следует рассматривать как объявление типа. В C структуры заключают в себе не только данные но и код и относятся к средствам объектноориентированного программирования. Объявление структуры которая хранит сведения о журнале: название год номер.mgzinmg = { Nture 3 1995;Доступ к элементам структуры осуществляется по составному имени:имя_структуры.
46242. Проявление категории вежливости в русском языке. О социальных аспектах культуры речи 14.09 KB
  Проявление категории вежливости в русском языке. Принципу вежливости и его использованию в речи посвящено немало работ. Например Лакофф формулирует принцип вежливости в виде трех правил: не навязывай своего мнения предоставляй собеседнику возможность выбора будь доброжелательным Цель принципа вежливости поддерживать социальное равновесие и такие социальноречевые отношения которые позволят результативно общаться При выражении вежливости большое значение играет взгляд. Средством выражения вежливости являются также модуляции голоса.