10349

Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости их взаимосвязь. Характеристика трех типов учения П.Я. Гальперин. Различные виды дифференциации в обучении. Психолого-педагогические условия эффективной индивидуализации...

Русский

2013-03-25

82 KB

109 чел.

Методика индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. Понятия обученности и обучаемости, их взаимосвязь. Характеристика трех типов учения (П.Я. Гальперин). Различные виды дифференциации в обучении. Психолого-педагогические условия эффективной индивидуализации обучения. Профильное обучение в отечественной школе

Обучаемость – способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. Общая обучаемость – способность усвоения любого материала; специальная обучаемость – способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств и т.д.). Важно положение А.К. Марковой, что обучаемость – это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития».

Обучаемость строится на потенциале возможностей обучаемого, фонда действительных знаний, обобщенности мышления, темпов продвижения в обучении, продуктивной учебной деятельности и т.д.

Основными показателями обучаемости являются:

  1.  темп продвижения в освоении знании и формировании умений;
  2.  легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний);
  3.  гибкость в переключении на новые способы и приемы работы;
  4.  перенос известных способов решения задач в новые условия;
  5.  прочность сохранения освоенного материала.

Обучаемость – это динамичная характеристика. В разных возрастных периодах обучаемость одного и того же человека может меняться: возрастать либо ослабевать.

Каждый учащийся владеет определенным запасом знаний и тем или иным уровнем умения учиться. Это принято называть обученностью. Ведь учение направлено на переход ученика из состояния необученности в состояние обученности. Обученность – это, с одной стороны, результат прошлого опыта, а с другой – цель предстоящего обучения. Степень обученности зависит от степени реализации цели обучения. Поэтому задача обучения – создать условия реализации обучаемости и перехода ребенка к новому уровню обученности.

Обученность включает:

  •  наличный, имеющийся к сегодняшнему дню, запас знаний;
  •  сложившиеся учебные действия, умения и навыки, фрагменты умения учиться

Обучаемость соотносится с понятием «обученность» как той совокупностью всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения (А.К. Маркова). Обученность – результат обучения; уровень владения знаниями, умениями и навыками и сформированности мировоззрения школьников: насколько ребенок умеет применять теоретические знания в практических ситуациях; владеет системой навыков и т.д. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость – с зоной ближайшего развития.

Согласно теории П.Я. Гальперина существует три типа учения:

  1.  усвоение действий, происходящих с ошибками, с недостаточным пониманием материала, неумением выделить существенных признаков;
  2.  усвоение более уверенное – полное понимание содержания материала, различие существующих и несуществующих признаков;
  3.  быстрое безошибочное усвоение.

Индивидуально-дифференцированный подход – организация учебно-воспитательного процесса, при котором с помощью выбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения образования каждым ребенком, а также удовлетворение различных образовательных потребностей детей.

Дифференциация обучения – это:

  1.  форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для обучения общих качеств (гомогенная группа);
  2.  часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для разных групп обучаемых.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей различают дифференциацию (виды):

  •  по возрасту (классы параллельные, разновозрастные);
  •  полу (мужские, женские, смешанные классы, команды);
  •  по интересам (гуманитарные, физико-математические, естественно-научные и др.);
  •  по уровню умственного развития (уровень достижений);
  •  по личностно-психологическим типам (тип мышления, акцентуализация характера, темперамент);
  •  по здоровью (физкультурная группа, группа слабого зрения, слуха).

Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

Дифференциация по уровню не получает в современной педагогике однозначной оценки:

«–»: деление детей по уровню развития негуманно; выделяется социально-экономическое неравенство; в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, в слабых группах снижается уровень самооценки, понижен уровень мотивации учения;

«+»: у учителя появляется возможность помочь слабым и уделить внимание сильным, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные утверждаются в своих способностях: новый уровень мотивации учения.

Возможны две формы дифференцированного обучения:

  1.  Внутренняя предполагает использование методов и средств, которые позволяют учитывать индивидуально-психологические особенности школьников.
  2.  При внешней форме создаются относительно стабильные группы на основании таких факторов, как интересы, склонности и способности. Например, работа в классе по интересам с углубленным изучением; организация спецшкол, факультативы.

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия, уровень развития и способности учащихся.

Цели индивидуализации обучения:

  •  обучающая – усовершенствование ЗУН учащихся;
  •  развивающая – формирование и развитие логического мышления;
  •  воспитывающая – улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

Выделяются три основных варианта индивидуализации обучения:

  1.  дифференциация обучения – группировка учащихся по их особенностям для обучения по различным учебным планам;
  2.  внутриклассная индивидуализация учебной работы;
  3.  прохождение учебного курса в индивидуальном темпе.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода зависит от того, как идет формирование первых классов. Его надо проводить на основе банка данных диагностики психического и физического развития, на базе анализа состояния здоровья, с целью выявления отклонений.

В 2002 г. Министерством образования была принята «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования». Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы является создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, направленное на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Номенклатура профилей:

  1.  естественно-математический (профильные предметы – математика, физика, химия, география, биология);
  2.  социально-экономический (история, экономика, право, экономическая и социальная география);
  3.  гуманитарный (русский язык, литература, иностранные языки, история, обществознание, искусства);
  4.  технологический (информационные технологии, агротехника, медицина и др.);
  5.  универсальный / общеобразовательный (для непрофильных классов).

Система профилей обучения характеризуется следующими особенностями:

  •  вводится на старшей ступени образования (2-3 последних года обучения);
  •  количество профилей минимум два;
  •  сохраняется возможность внепрофильного обучения;
  •  количество и объем инвариантных учебных предметов существенно сокращается, а вариативность обучения при этом достигается за счет расширения спектра элективных учебных курсов, выбираемых учащимися.

Система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов:

  •  Базовые общеобразовательные предметы – обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения.
  •  Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.

Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

  •  Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана.

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель – подготовка в университет) и реальная (цель – подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-16 годах реформы образования. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.

В 1918 г. было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения.

Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.

В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования.

Вместе с тем сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства школьников они малодоступны. Это ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12589. Жрецы и жертвы Холокоста Кровавые язвы мировой истории 1.81 MB
  Станислав Куняев Жрецы и жертвы Холокоста Кровавые язвы мировой истории К ЧИТАТЕЛЮ Увенчается ли наше стремление к новому мировому порядку успехом зависит от того выучим ли мы уроки Холокоста. Я. Дж. Кадеган Эта работа была задумана несколько лет...
12590. РЕВИЗИОНИЗМ ХОЛОКОСТА 260 KB
  Ревизионизм холокоста Юрген Граф Лекция в Институте мировых цивилизаций Москва 15 апреля 2009 г. Существует ли на Западе свобода исторического исследования Ответ: Да существует – если только историки занимаются тематикой которая не затрагивает интересы госпо...
12591. АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ПО КРИВЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 293 KB
  АНАЛИЗ ТОЧНОСТИ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ПО КРИВЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине Основы технологии машиностроения для студентов обучающихся по направлению 552900 Технология оборудование и автоматизация машиностр
12592. ВЛИЯНИЕ РЕЖИМОВ ТОЧЕНИЯ И АЛМАЗНОГО ВЫГЛАЖИВАНИЯ НА ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ 191 KB
  ВЛИЯНИЕ РЕЖИМОВ ТОЧЕНИЯ И АЛМАЗНОГО ВЫГЛАЖИВАНИЯ НА ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине Основы технологии машиностроения для студентов обучающихся по направлению 552900 Технология оборудование и автома...
12593. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ РЕЗЦОВ ПРИ ЧИСТОВОМ ТОЧЕНИИ 29.35 KB
  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ РЕЗЦОВПРИ ЧИСТОВОМ ТОЧЕНИИ Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине Основы технологии машиностроения для студентов обучающихся по направлению 150900 Технология оборудование и автоматизация машинос...
12594. Electronics Workbench (EWB) системи схемотехнычного моделювання 898.73 KB
  ПЕРЕДМОВА Комп’ютерні технології в навчанні розвиваються бурхливими темпами особливо в зв’язку зі збільшенням вимог до самостійної роботи студентів та широким упровадженням дистанційних форм здобуття знань. Для вивчення дисциплін Теоретичні основи електротехні
12595. Основи електротехніки та електроніки. Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт 3.02 MB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ВИКОНАННЯ КОНТРОЛЬНИХ РОБІТ З ДИСЦИПЛІНИ ОСНОВИ ЕЛЕКТРОТЕХНІКИ ТА ЕЛЕКТРОНІКИ Методичні вказівки до виконання лабораторних робіт з дисципліни Основи електротехніки та електроніки для студентів денної і заочної форми навчання. /Уклад.: Куч...
12596. Електротехніка і основи електроніки 7.06 MB
  Вступ до дисципліни Електротехніка і основи електроніки 1. До розділу електричні кола. Із курсу фізики відомо що електричні кола − це сукупність джерел і споживачів електричної енергії комутаційної апаратури вимірювальних приладів та з’єднувальних провідників. В...
12597. Електротехніка і основи електроніки. Методичні вказівки до виконання контрольних робіт 539.5 KB
  МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ ДО ВИКОНАННЯ КОНТРОЛЬНИХ РОБІТ З ДИСЦИПЛІНИ ЕЛЕКТРОТЕХНІКА І ОСНОВИ ЕЛЕКТРОНІКИ Для студентів неелектричних спеціальностей заочної форми навчання Методичні вказівки до виконання контрольних робіт з дисципліни Електротехніка і основи елек