10350

Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету

Доклад

Педагогика и дидактика

Элективные курсы в профильном обучении психологопедагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету. Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей форм средств его полу

Русский

2013-03-25

55.5 KB

6 чел.

Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету.

Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей, форм, средств его получения. Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы является создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей.

Система профилей обучения характеризуется следующими особенностями:

  •  вводится на старшей ступени образования (2-3 последних года обучения);
  •  количество профилей минимум два;
  •  сохраняется возможность внепрофильного обучения;
  •  количество и объем инвариантных учебных предметов существенно сокращается, а вариативность обучения при этом достигается за счет расширения спектра элективных учебных курсов, выбираемых учащимися.

В соответствии с одобренной Минобразованием России “Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования” дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Они входят в состав профиля обучения, т.е. реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Каждый учащийся в течение двух лет должен изучить не менее 5 – 6 элективных курсов.

Элективные курсы должны отвечать следующим требованиям:

  •  иметь социальную и личную значимость;
  •  способствовать социализации и адаптации учащихся;
  •  поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов;
  •  обладать значительным потенциалом.

Функции элективных курсов:

  1.  изучение ключевых проблем современности;
  2.  ориентация к особенностям будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»;
  3.  ориентация на совершенствование навыков познавательной и организационной деятельности;
  4.  дополнение и углубление базовых предметов образования.

Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов:

  •  при разработке содержания курса важно показать, каково его место в образовательном процессе в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами;
  •  цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся;
  •  при отборе содержания образования необходимо ответить на вопросы: в чем суть теоретических и практических знаний; каким образом данное содержание будет способствовать внутрипрофильной специализации обучения и формированию профильных умений, навыков; какие разделы и из каких школьных курсов должны быть освоены предварительно, перед началом изучения курса и др.;
  •  методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей, развития и саморазвития личности;
  •  определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки;
  •  важно продумать систему форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Таким образом, основные требования к содержанию и методике изучения элективных курсов следующие:

  •  личностно-актуальная и социально значимая тематика;
  •  поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;
  •  опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;
  •  включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;
  •  обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;
  •  система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

49946. Изучение теории погрешностей и кинематики материальной точки 192 KB
  Цель работы: Изучение основ теории погрешностей и методов обработки экспериментальных результатов. Определение кинематических характеристик по стробоскопическим фото. Приборы и принадлежности: стробоскопические фотографии, линейка, карандаш.
49949. Вероятностные методы расчета конструкций 852 KB
  Поверхность плотности распределения pxy Вероятностные методы расчета конструкций Литература Арнольд В. В теории вероятностей главная задача зная состав генеральной совокупности изучить распределения для состава случайной выборки. разрушение одного элемента изза перераспределения усилий приводит к изменению вероятностей разрушения остальных элементов. Характеристики распределения случайных величин 3.
49951. Вступ до теорії і методики викладання гімнастики 38 KB
  Стройові вправи. Стройові вправи: стройові прийоми шикування пересування Класифікація стройових вправ Стройові вправи класифікуються таким чином: стройові прийоми пересування шикування та перешикування розмикання та змикання див. Місце стройових вправ у загальній структурі уроку і їх значення Стройові вправи є одним із засобів гімнастики; однією із складових фізичного виховання дітей дошкільного віку школярів студентів а також підготовки допризивної молоді та військовослужбовців. Як правило стройові вправи застосовуються у...
49952. Расчет ветровой нагрузки 75 KB
  Эпюра средней скорости ветра и ветровая нагрузка Расчет волновой нагрузки на опорные колонны СПБУ при регулярном волнении Волновая нагрузка преграды с малыми относительно длины волны l размерами поперечного сечения может быть представлена как сумма скоростной Qск и инерционной Qин составляющих: Q = Qин Qск Однако учитывая что вопервых скоростная составляющая Qск при воздействии на форменные решетчатые конструкции является преобладающей т. Qск Qин и вовторых инерционная составляющая Qин во времени действует асинхронно по отношению к...