10350

Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету

Доклад

Педагогика и дидактика

Элективные курсы в профильном обучении психологопедагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету. Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей форм средств его полу

Русский

2013-03-25

55.5 KB

9 чел.

Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету.

Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей, форм, средств его получения. Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы является создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей.

Система профилей обучения характеризуется следующими особенностями:

  •  вводится на старшей ступени образования (2-3 последних года обучения);
  •  количество профилей минимум два;
  •  сохраняется возможность внепрофильного обучения;
  •  количество и объем инвариантных учебных предметов существенно сокращается, а вариативность обучения при этом достигается за счет расширения спектра элективных учебных курсов, выбираемых учащимися.

В соответствии с одобренной Минобразованием России “Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования” дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Они входят в состав профиля обучения, т.е. реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Каждый учащийся в течение двух лет должен изучить не менее 5 – 6 элективных курсов.

Элективные курсы должны отвечать следующим требованиям:

  •  иметь социальную и личную значимость;
  •  способствовать социализации и адаптации учащихся;
  •  поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов;
  •  обладать значительным потенциалом.

Функции элективных курсов:

  1.  изучение ключевых проблем современности;
  2.  ориентация к особенностям будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»;
  3.  ориентация на совершенствование навыков познавательной и организационной деятельности;
  4.  дополнение и углубление базовых предметов образования.

Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов:

  •  при разработке содержания курса важно показать, каково его место в образовательном процессе в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами;
  •  цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся;
  •  при отборе содержания образования необходимо ответить на вопросы: в чем суть теоретических и практических знаний; каким образом данное содержание будет способствовать внутрипрофильной специализации обучения и формированию профильных умений, навыков; какие разделы и из каких школьных курсов должны быть освоены предварительно, перед началом изучения курса и др.;
  •  методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей, развития и саморазвития личности;
  •  определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки;
  •  важно продумать систему форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Таким образом, основные требования к содержанию и методике изучения элективных курсов следующие:

  •  личностно-актуальная и социально значимая тематика;
  •  поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;
  •  опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;
  •  включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;
  •  обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;
  •  система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10587. Устройство надстроек при реконструкции здания. Конструкции надстраиваемых этажей и мансард 36.5 KB
  Устройство надстроек при реконструкции здания. Конструкции надстраиваемых этажей и мансард. Этаж мансардный мансарда этаж в чердачном пространстве фасад которого полностью или частично образован поверхностью поверхностями наклонной или ломаной крыши при этом ли...
10588. Предпроектные мероприятия по оценке реконструируемого здания его объемно-планировочного и конструктивного состояния. Перекрытия, покрытия определение их типов и состояния 702 KB
  Предпроектные мероприятия по оценке реконструируемого здания его объемно-планировочного и конструктивного состояния. Перекрытия покрытия определение их типов и состояния. В реконструируемых или капитально ремонтируемых домах с высотой жилых этажей более 28 м до...
10589. Устройство дополнительных входных узлов при перепрофилировании помещений нижних этажей (жилые, не жилые помещения) 22.5 KB
  Устройство дополнительных входных узлов при перепрофилировании помещений нижних этажей жилые не жилые помещения. При реконструкции и модернизации зданий с учетом перепрофилирования первых этажей и подвалов с размещением в них нежилых помещений по составу предус
10590. Фасады реконструируемых зданий с учетом новых теплозащитных и архитектурно-художественных свойств 2.26 MB
  Фасады реконструируемых зданий с учетом новых теплозащитных и архитектурнохудожественных свойств. Фасадные системы предназначены для использования в новом строительстве а также при капитальном ремонте и реконструкции существующих зданий в целях придания зданию со
10591. Космоцентризм. Античная философия 60.5 KB
  Античная философия: космоцентризм Античная философия возникла в греческих городах-государствах полисах на рубеже VII-VI вв. до н.э. Первая стадия – досократовская – VIIV вв. до н.э.. Представители: Милетская школа Гераклит Эфесский элейская школа Пифагор и его послед...
10592. Философия Возрождения: антропоцентризм (XV –XVI вв.) 50 KB
  Философия Возрождения: антропоцентризм XV –XVI вв. С XV века происходят изменения в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Она характеризуется возникновением мануфактур техническими открытиями и нововведениями самопрялка ткацкий станок водяное к...
10593. Немецкая классическая философия во второй половине XVIII века 56 KB
  Немецкая классическая философия В Германии во второй половине XVIII века сформировалось новое направление немецкая классическая философия. Ее представители: Кант –дуалист Фихте субъективный идеалист Шеллинг объективный идеалист Гегель – объективный идеали
10594. Отечественная философия XIX - начала XX веков 82.5 KB
  Отечественная философия XIX начала XX веков Русская философия начинает свое существование с XIX века. Основная тема которая на протяжении почти целого столетия занимала умы русской интеллигенции – историческая судьба России ее прошлое настоящее и будущее ее историче...
10595. Предмет и цель математического моделирования 19.24 KB
  Предмет и цель математического моделирования. В развитии различных областей человеческой деятельности математика оказывала и оказывает существенное влияние. Ее роль складывалась исторически и зависела от двух факторов: степени развития математических понятий и ма