10350

Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету

Доклад

Педагогика и дидактика

Элективные курсы в профильном обучении психологопедагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету. Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей форм средств его полу

Русский

2013-03-25

55.5 KB

9 чел.

Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету.

Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей, форм, средств его получения. Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы является создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей.

Система профилей обучения характеризуется следующими особенностями:

  •  вводится на старшей ступени образования (2-3 последних года обучения);
  •  количество профилей минимум два;
  •  сохраняется возможность внепрофильного обучения;
  •  количество и объем инвариантных учебных предметов существенно сокращается, а вариативность обучения при этом достигается за счет расширения спектра элективных учебных курсов, выбираемых учащимися.

В соответствии с одобренной Минобразованием России “Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования” дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Они входят в состав профиля обучения, т.е. реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Каждый учащийся в течение двух лет должен изучить не менее 5 – 6 элективных курсов.

Элективные курсы должны отвечать следующим требованиям:

  •  иметь социальную и личную значимость;
  •  способствовать социализации и адаптации учащихся;
  •  поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов;
  •  обладать значительным потенциалом.

Функции элективных курсов:

  1.  изучение ключевых проблем современности;
  2.  ориентация к особенностям будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»;
  3.  ориентация на совершенствование навыков познавательной и организационной деятельности;
  4.  дополнение и углубление базовых предметов образования.

Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов:

  •  при разработке содержания курса важно показать, каково его место в образовательном процессе в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами;
  •  цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся;
  •  при отборе содержания образования необходимо ответить на вопросы: в чем суть теоретических и практических знаний; каким образом данное содержание будет способствовать внутрипрофильной специализации обучения и формированию профильных умений, навыков; какие разделы и из каких школьных курсов должны быть освоены предварительно, перед началом изучения курса и др.;
  •  методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей, развития и саморазвития личности;
  •  определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки;
  •  важно продумать систему форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Таким образом, основные требования к содержанию и методике изучения элективных курсов следующие:

  •  личностно-актуальная и социально значимая тематика;
  •  поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;
  •  опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;
  •  включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;
  •  обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;
  •  система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42046. Изучение термоэлектрического метода измерения температур 102.5 KB
  Следовательно при t = t0: ЕАВt0 = еАВ t0 еВАt0 = 0 откуда еВАt0 = еАВ t0. Подставив последнее выражение в уравнение 1 получим ЕАВtt0= еBt еBt0 2 откуда следует что термоЭДС представляет собой сложную функцию двух переменных величин t и t0 температур обоих спаев. Если t0 t0 то ЕАВtt0 ЕАВtto. Разность...
42048. ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ТАРИРОВКА ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ УРОВНЯ БУЙКОВОГО ТИПА УБ-П 80.5 KB
  Методические указания к лабораторным работам по курсу Технические измерения и приборы Системы управления химико-технологическими процессами и Автоматизация производственных процессов для студентов специальностей 220301 240301 240801 Березники 2006 г. Изучение принципа действия и конструкции измерительного преобразователя уровня. Ознакомление с методикой тарировки измерительных преобразователей уровня буйковых с пневматическим выходным сигналом....
42052. Изучение принципа измерения температуры при помощи термометра сопротивления 128.5 KB
  Изучение принципа действия и конструкции термопреобразователей сопротивления и вторичных приборов работающих в комплекте с термопреобразователями сопротивления. Закрепление знаний по разделу Измерение температуры при помощи термометров сопротивления теоретического курса Технические измерения и приборы.1 Термопреобразователи сопротивления Измерение температуры термопреобразователями сопротивления основано на свойстве металлов и полупроводников изменять свое электрическое сопротивление с изменением температуры.
42053. Математические модели исследования операций. Задача линейного программирования 422.5 KB
  Цель работы изучить возможности табличного процессора MS Excel для решения задач линейного программирования ЛП. Технология компьютерной реализации прямой задачи ЛП Основным методом решения ЗЛП является симплексметод. Этот метод реализуется с помощью утилиты Поиск решения и решающего блока Solver в табличном процессоре MS Excel. Вызывается командой меню СервисПоиск решения при отсутствии утилиты необходимо вызвать пункт меню Надстройки и в предложенном списке дополнительных модулей выбрать Поиск решения.