10350

Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету

Доклад

Педагогика и дидактика

Элективные курсы в профильном обучении психологопедагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету. Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей форм средств его полу

Русский

2013-03-25

55.5 KB

6 чел.

Элективные курсы в профильном обучении, психолого-педагогические условия эффективного использования элективных курсов в различных классах по предмету.

Современные подходы к образованию предусматривают реализацию принципа вариативности путей, форм, средств его получения. Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы является создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей.

Система профилей обучения характеризуется следующими особенностями:

  •  вводится на старшей ступени образования (2-3 последних года обучения);
  •  количество профилей минимум два;
  •  сохраняется возможность внепрофильного обучения;
  •  количество и объем инвариантных учебных предметов существенно сокращается, а вариативность обучения при этом достигается за счет расширения спектра элективных учебных курсов, выбираемых учащимися.

В соответствии с одобренной Минобразованием России “Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования” дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Элективные курсы – это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся. Они входят в состав профиля обучения, т.е. реализуются за счет школьного компонента учебного плана. Каждый учащийся в течение двух лет должен изучить не менее 5 – 6 элективных курсов.

Элективные курсы должны отвечать следующим требованиям:

  •  иметь социальную и личную значимость;
  •  способствовать социализации и адаптации учащихся;
  •  поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов;
  •  обладать значительным потенциалом.

Функции элективных курсов:

  1.  изучение ключевых проблем современности;
  2.  ориентация к особенностям будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»;
  3.  ориентация на совершенствование навыков познавательной и организационной деятельности;
  4.  дополнение и углубление базовых предметов образования.

Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов:

  •  при разработке содержания курса важно показать, каково его место в образовательном процессе в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами;
  •  цели и задачи изучения курса желательно формулировать в терминах, понятных и учителю, и учащимся;
  •  при отборе содержания образования необходимо ответить на вопросы: в чем суть теоретических и практических знаний; каким образом данное содержание будет способствовать внутрипрофильной специализации обучения и формированию профильных умений, навыков; какие разделы и из каких школьных курсов должны быть освоены предварительно, перед началом изучения курса и др.;
  •  методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей, развития и саморазвития личности;
  •  определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки;
  •  важно продумать систему форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Таким образом, основные требования к содержанию и методике изучения элективных курсов следующие:

  •  личностно-актуальная и социально значимая тематика;
  •  поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;
  •  опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям учителя и учащихся, а также адекватные будущей профессиональной деятельности учащихся;
  •  включение учащихся в теоретически обоснованную практическую деятельность, соответствующую профилю обучения;
  •  обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков;
  •  система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8567. Кант об априорных основаниях познания 60.5 KB
  И. Кант об априорных основаниях познания Метафизическое познание должно содержать исключительно суждение apriori, этого требует особенность его источников. Но какое бы происхождение и какую бы логическую форму ни имели суждения, во всяком случ...
8568. Мамардашвили. О понятии философии 49.5 KB
  М. К. Мамардашвили. О понятии философии На мой взгляд, смысл философии становится понятнее, если мы будем сопоставлять ее или, точнее, говорить о ней не как о науке или о картине мира, наукой представляемой, а сопоставлять ее, прежде всего, с тем ме...
8569. Мамардашвили. Появление философии на фоне мифа 37.5 KB
  М. К. Мамардашвили. Появление философии на фоне мифа Философия появилась в VI веке до н. э., когда фактически одновременно в разных местах людьми с определенными именами были выполнены какие-то акты, которые и были названы философскими. Скажем, слов...
8570. Ницше. О сверхчеловеке 55.5 KB
  Ф. Ницше. О сверхчеловеке Придя в ближайший город, лежащий за лесом, Заратустра нашёл там множество народа, собравшегося на базарной площади: ибо ему обещано было зрелище - плясун на канате. И Заратустра говорил так к народу: Я учу вас о сверхчелове...
8571. Ортега-и-Гассет. Восстание масс 35.5 KB
  Х. Ортега-и-Гассет. Восстание масс Происходит явление, которое, к счастью или к несчастью, определяет современную европейскую жизнь. Этот феномен - полный захват массами общественной власти. Поскольку масса, по определению, не должна и не спосо...
8572. Проблема происхождения философии 40.5 KB
  Проблема происхождения философии. Мировоззрение - совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира. Духовное освоение мироздания с определенной точки зрения. В мировоззрении в обобщенном виде представлены: познав...
8573. Специфика философского знания. Основной вопрос философии 31.5 KB
  Специфика философского знания. Основной вопрос философии. Специфика философского знания. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием - предмет, мет...
8574. Предмет, структура и функции философии 36 KB
  Предмет, структура и функции философии. Предмет философии. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: Онтология - учение о мир...
8575. Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности 30 KB
  Постановка и решение проблемы первоосновы мира в натурфилософии античности. Греческие натурфилософы пытались найти первоначало, первоматерию, то есть вещество, из которого произошел мир. Они полагали, что первоначало (др.-греч. архэ) является перв...