10351

Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Понятие о методах приемах средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика познавательной деятельности. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников. Особенности формирования познавательных интересов уча...

Русский

2013-03-25

75.5 KB

134 чел.

Понятие о методах, приемах, средствах  обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика познавательной деятельности. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников. Особенности формирования познавательных интересов учащихся.

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач.

Прием обучения – это элемент метода, его конкретное проявление.

Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом, в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения. Т.о., метод включает в себя ряд приемов.

Средства обучения – материальные и нематериальные объекты, способствующие реализации содержания образования (учебные пособия, оборудование, компьютерные программы и т.п.).

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения.

Классификация методов обучения.

  1.  Традиционная – по источнику знаний (Н.А. Сорокин, Е.Я. Голанд).

Источник знаний

Названия групп методов

Слово (устное и печатное)

Словесные: рассказ, лекция, беседа, диспут, работа с книгой и т.д.

Образ

Наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.

Практическая деятельность

Практические: упражнения, задачи, лабораторные, семинарские работы, практикумы, труд в мастерских и т.д.

“+” простота.

“–” не учитывается характер познавательной деятельности учеников, выпадают целые группы методов обучения.

  1.  Бинарная классификация на основании разделения деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов).
  •  Информационно-обобщающие и исполнительские.
  •  Объяснительные и репродуктивные.
  •  Инструктивно- и продуктивно-практические.
  •  Объяснительно-побуждающие.
  •  Побуждающие и поисковые.

“+” внимание к учебной и обучающей деятельности.

“–” нарушение принципа целостности процесса обучения.

  1.  По дидактической задаче (Б.П. Есипов, М.А. Данилов).
  •  Методы формирования знаний.
  •  Методы творческой деятельности.
  •  Методы формирования умений.
  •  Методы закрепления знаний.
  •  Методы применения знаний.
  •  Методы проверки и оценки ЗУНов.

“+” четкое выделение дидактических задач.

“–” сложность отнесения методов к конкретной группе (выполнение заданий может быть и закреплением и применением).

  1.  По характеру познавательной деятельности учащегося (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
  •  Объяснительно-иллюстративные.
  •  Репродуктивные.
  •  Проблемное изложение учебного материала (учитель обозначает проблему и сам демонстрирует процесс ее решения. Этапы: гипотеза, опыт, доказательство, вывод).
  •  Частично-поисковые (учащиеся включаются в решение проблемы на одном из этапов).
  •  Исследовательские (учащиеся должны самостоятельно выполнить все этапы поиска).

“+” особое внимание к развитию познавательной активности школьников.

“–” не учитываются многие группы методов.

  1.  Наиболее удачно обоснованной и признанной является классификация методов обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. В основе классификации лежит рассмотрение процесса обучения с позиций целостного подхода, по которому выделяются цель, организация, осуществление, контроль и анализ результатов процесса обучения. Классификация объединяет многие предыдущие, одновременно устраняя их недостатки, развивая и дополняя новыми группами методов.
  2.  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
  3.  По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические.
  4.  По логике передачи и восприятия информации: индуктивные (от частного, конкретного – к общему); дедуктивные (от общего, абстрактного – к частному).
  5.  По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями: репродуктивные, проблемно-поисковые.
  6.  По степени управления учебной работой:
  •  методы работы под руководством учителя;
  •  методы самостоятельной работы учеников (работа с книгой, письменные, лабораторные работы, работа на компьютере и т.д.).
  1.  Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
  2.  Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных нравственных ситуаций.
  3.  Методы стимулирования долга и ответственности:
  •  убеждение в значимости учения (личной и общественной);
  •  предъявление требований (создание единых требований всего педагогического коллектива);
  •  упражнение в выполнении требований;
  •  методы поощрения и порицания.
  1.  Методы контроля и самоконтроля в обучении.
  2.  Методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный, фронтальный, взаимный опрос, устный зачет, устный экзамен.
  3.  Методы письменного контроля и самоконтроля: контрольные работы, письменные зачеты и экзамены, тестирование, машинный (компьютерный) контроль.
  4.  Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля: контрольно-лабораторные работы, лабораторно-практический самоконтроль.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебные действия, либо учебную деятельность в целом. Различают:

  1.  Мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности.
  2.  Социальные мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности. Уровни: широкие социальные мотивы (развитое чувство долга, ответственности, понимание значимости учения); узкие социальные мотивы (связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить награды, признания, одобрение).
  3.  Познавательные мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания. Уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования (по Г.И. Щукиной). Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.