10351

Понятие о методах, приемах, средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Понятие о методах приемах средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика познавательной деятельности. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников. Особенности формирования познавательных интересов уча...

Русский

2013-03-25

75.5 KB

134 чел.

Понятие о методах, приемах, средствах  обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. Характеристика познавательной деятельности. Социальные и познавательные мотивы учебной деятельности школьников. Особенности формирования познавательных интересов учащихся.

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач.

Прием обучения – это элемент метода, его конкретное проявление.

Границы между этими двумя понятиями очень подвижны и изменчивы. Например, если преподаватель сообщает новые знания словесным методом, в процессе которого иногда демонстрирует наглядные пособия, то их показ выступает как прием. Если же наглядное пособие является объектом изучения и основные знания учащиеся получают на основе его рассмотрения, то словесные пояснения выступают как прием, а демонстрация – как метод обучения. Т.о., метод включает в себя ряд приемов.

Средства обучения – материальные и нематериальные объекты, способствующие реализации содержания образования (учебные пособия, оборудование, компьютерные программы и т.п.).

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения.

Классификация методов обучения.

  1.  Традиционная – по источнику знаний (Н.А. Сорокин, Е.Я. Голанд).

Источник знаний

Названия групп методов

Слово (устное и печатное)

Словесные: рассказ, лекция, беседа, диспут, работа с книгой и т.д.

Образ

Наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.

Практическая деятельность

Практические: упражнения, задачи, лабораторные, семинарские работы, практикумы, труд в мастерских и т.д.

“+” простота.

“–” не учитывается характер познавательной деятельности учеников, выпадают целые группы методов обучения.

  1.  Бинарная классификация на основании разделения деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов).
  •  Информационно-обобщающие и исполнительские.
  •  Объяснительные и репродуктивные.
  •  Инструктивно- и продуктивно-практические.
  •  Объяснительно-побуждающие.
  •  Побуждающие и поисковые.

“+” внимание к учебной и обучающей деятельности.

“–” нарушение принципа целостности процесса обучения.

  1.  По дидактической задаче (Б.П. Есипов, М.А. Данилов).
  •  Методы формирования знаний.
  •  Методы творческой деятельности.
  •  Методы формирования умений.
  •  Методы закрепления знаний.
  •  Методы применения знаний.
  •  Методы проверки и оценки ЗУНов.

“+” четкое выделение дидактических задач.

“–” сложность отнесения методов к конкретной группе (выполнение заданий может быть и закреплением и применением).

  1.  По характеру познавательной деятельности учащегося (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
  •  Объяснительно-иллюстративные.
  •  Репродуктивные.
  •  Проблемное изложение учебного материала (учитель обозначает проблему и сам демонстрирует процесс ее решения. Этапы: гипотеза, опыт, доказательство, вывод).
  •  Частично-поисковые (учащиеся включаются в решение проблемы на одном из этапов).
  •  Исследовательские (учащиеся должны самостоятельно выполнить все этапы поиска).

“+” особое внимание к развитию познавательной активности школьников.

“–” не учитываются многие группы методов.

  1.  Наиболее удачно обоснованной и признанной является классификация методов обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. В основе классификации лежит рассмотрение процесса обучения с позиций целостного подхода, по которому выделяются цель, организация, осуществление, контроль и анализ результатов процесса обучения. Классификация объединяет многие предыдущие, одновременно устраняя их недостатки, развивая и дополняя новыми группами методов.
  2.  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
  3.  По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические.
  4.  По логике передачи и восприятия информации: индуктивные (от частного, конкретного – к общему); дедуктивные (от общего, абстрактного – к частному).
  5.  По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями: репродуктивные, проблемно-поисковые.
  6.  По степени управления учебной работой:
  •  методы работы под руководством учителя;
  •  методы самостоятельной работы учеников (работа с книгой, письменные, лабораторные работы, работа на компьютере и т.д.).
  1.  Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
  2.  Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных нравственных ситуаций.
  3.  Методы стимулирования долга и ответственности:
  •  убеждение в значимости учения (личной и общественной);
  •  предъявление требований (создание единых требований всего педагогического коллектива);
  •  упражнение в выполнении требований;
  •  методы поощрения и порицания.
  1.  Методы контроля и самоконтроля в обучении.
  2.  Методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный, фронтальный, взаимный опрос, устный зачет, устный экзамен.
  3.  Методы письменного контроля и самоконтроля: контрольные работы, письменные зачеты и экзамены, тестирование, машинный (компьютерный) контроль.
  4.  Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля: контрольно-лабораторные работы, лабораторно-практический самоконтроль.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебные действия, либо учебную деятельность в целом. Различают:

  1.  Мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности.
  2.  Социальные мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности. Уровни: широкие социальные мотивы (развитое чувство долга, ответственности, понимание значимости учения); узкие социальные мотивы (связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить награды, признания, одобрение).
  3.  Познавательные мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания. Уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования (по Г.И. Щукиной). Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39609. Улучшение условий получения медицинской помощи беременными женщинами и роженицами с патологиями 4.81 MB
  В роддоме существует специальное помещение выписная комната. Рекомендуемый состав помещений родильного отделения составлен с учетом требований методических рекомендаций 173ПД 707 Центральная входная группа № Наименование структурного подразделения и помещения Площадь м2 1 Вестибюль для посетителей 5колво кабинетов ведущих прием 2 Аптечный киоск 3 Гардероб для посетителей 18 4 Регистратура с картохранилищем 1612 5 Справочная с комнатой приема передач 6 6 Помещение охраны 8 7 Санитарный узел с местом для хранения уборочного инвентаря...
39610. КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХАОТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1.01 MB
  Криптография — прикладная наука, она использует самые последние достижения фундаментальных наук и, в первую очередь, математики. С другой стороны, все конкретные задачи криптографии существенно зависят от уровня развития техники и технологии, от применяемых средств связи и способов передачи информации.
39611. Электронный обмен данными 11.46 MB
  Электронный обмен данными - это реальность, с которой сегодня сталкивается практически каждый. Информационные системы, компьютерные сети, электронная почта - вот далеко не полный перечень тех средств, с помощью которых происходит обмен данными в электронном виде.
39612. Выбор структурной схемы системы видеонаблюдения 2.27 MB
  ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ОСНОВНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ. ОЦЕНКА ЗАТРА НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗНЕСЁННЫХ ОБЪЕКТОВ. ВВЕДЕНИЕ За последние годы видеонаблюдение стало неотъемлемой частью комплексной системы безопасности объекта поскольку современные системы видеонаблюдения позволяют не только наблюдать и записывать видео но и программировать реакцию всей системы безопасности при возникновении тревожных событий или ситуаций.
39613. РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АТМОСФЕРУ СТАНЦИИ ИСПЫТАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО ЛИДА 418.5 KB
  Это обусловлено тем что на техникоэкономические показатели эксплуатации мокрых пылеуловителей существенно влияют степень очистки газов и расход воды. В связи с малым расходом воды наиболее низка стоимость очистки в барботажных пылеуловителях эффективность которых для стандартной пыли достигает 95–99.Узел нижнего подвода воды; 16. При работе вентилятора уровень воды в среднем отсеке пылеуловителя между перегородками 3 устанавливается ниже чем за перегородками 4.
39614. Таможенные процедуры 263 KB
  Использование таможенных процедур дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы
39615. Изучение рекламной деятельности в предприятии розничной торговли ЗАО «Торговый дом «Центробувь» и ее эффективности 968.5 KB
  Не одна современная фирма не сможет обойтись без хорошей рекламы. Эффективность рекламы выражается в изучении знакомства целевой аудитории с информацией об исследуемой фирме и ее товарах а также о том что именно о них известно какой образ фирмы и товаров сформировался и каково отношение к ним. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: изучить виды рекламы и ее эффективность; определить сущность управления рекламной деятельностью на торговом предприятии; рассмотреть организацию взаимоотношений участников рекламного...
39616. Разработка web-сайта интернет-магазина для аптеки 4.74 MB
  В дипломном проекте описывается разработка web-сайта интернет-магазина для аптеки. Определяются методы и средства разработки сайта. Выбрана система управления содержимым сайта Wordpress. Описаны результаты дипломного проекта и содержание созданного web-сайта. Разработано руководство пользователя. Рассчитаны затраты на проектирование web-сайта. Рассмотрены разделы по безопасности жизнедеятельности и охране природопользования. В приложениях приведены коды страниц созданного web-сайта интернет-магазина.
39617. Разработка основных принципов по совершенствованию работы пункта коммерческого осмотра 333 KB
  Высокий уровень грузовой и коммерческой работы зависит прежде всего от ее организации в основной линейной производственно-хозяйственной единице железнодорожного транспорта – на станции где выполняется основная часть операций связанных с обеспечением плана перевозок грузов а именно2: прием к перевозке погрузка выгрузка выдача и хранение грузов с обеспечением полной их сохранности; подготовка вагонов к погрузке; взвешивание грузов; сортировка мелких отправок; оформление перевозочных документов; подача вагонов на примыкающие к станции...