10352

Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов

Доклад

Педагогика и дидактика

Методы обучения активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр групповых дискуссий учебных диспутов. Психологопедагогические снования выбора учителем методов обучения. Под активизацией учебной деятельности понимае...

Русский

2013-03-25

57.5 KB

25 чел.

Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов. Психолого-педагогические снования выбора учителем методов обучения.

Под активизацией учебной деятельности понимается целенаправленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, методов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащихся в усвоении знаний, формировании умений, навыков их практического применения.

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач.

Среди методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, выделяются дидактические игры, групповые дискуссии, учебные диспуты.

Познавательная (дидактическая) игра – специально созданная ситуация, моделирующая реальность, в которой каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи.

Главное назначение дидактических игр – стимулирование познавательного интереса (игры-путешествия, электронные викторины, игры с тематическими наборами и др.).

Основные структурные элементы:

  •  моделируемый объект учебной деятельности;
  •  совместная деятельность участников игры;
  •  правила игры;
  •  принятие решения в изменяющихся условиях;
  •  эффективность применяемого решения.

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно разделяют на следующие этапы:

  1.  этап подготовки (целеполагание, анализ исходной ситуации, планирование);
  2.  этап проведения (в соответствии с выбранной целью, содержанием, формой выбираются технологии и время реализации проекта);
  3.  этап анализа и обобщения (подводятся итоги, выявляется соответствие целей результатам, рассматривается дальнейшая деятельность в соответствии с полученными результатами).

Дидактические игры содержат в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения, но должны использоваться как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

Пример дидактической игры: дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми, с хозяйственными и другими объектами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Достоинства: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формирует отношение к материалу, стимулирует творческое мышление, создает повышенную мотивацию к учению, формирует коммуникативные качества. Но требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели.

Групповая дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме. Главное ее назначение – стимулирование познавательного интереса, вовлечение в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмыслению различных подходов, к аргументации чужой и своей позиции. Условием эффективности дискуссии является предварительная обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная в выборе изложения этих знаний.

Учебная дискуссия предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств; учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. Учитель должен демонстрировать образец такого стиля аргументации.

Метод групповой дискуссии наиболее эффективен в старшем звене школы. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

В отличие от дискуссии, где должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, учебный диспут не требует определенных и окончательных решений. Метод диспута основан на том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей; учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

Этот метод эффективен в старших классах. Намеченные к обсуждению вопросы должны содержать жизненно важную, значимую для школьников проблему. Тему могут подсказать сами ученики. Диспут требует тщательной подготовки как педагога, так и учащихся. Вопросы готовятся заранее. Педагог не должен торопиться опровергать ошибочные суждения, грубо вмешиваться в спор, навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым.

На основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

На выбор методов обучения влияют:

  •  общие цели образования, обучения, воспитания и развития учащихся;
  •  предмет и конкретное содержание урока, сложность материала;
  •  возрастные особенности учащихся, уровень их реальных познавательных возможностей;
  •  уровень подготовленности учащихся (образованность, воспитанность, развитие);
  •  уровень сформированности учебных умений, навыков;
  •  уровень мотивации обучения, активность, интерес;
  •  отводимое на изучение материала время;
  •  особенности материально-технической базы учебного заведения;
  •  взаимоотношения между учителем и учащимися;
  •  возможности и особенности учителя, уровень теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает ряд решений о выборе оптимальных методов обучения в конкретной ситуации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51554. Сценарий нового года для 5-11 классов 67 KB
  Галя: да ничего а где Маша Саша: она пошла папу и Николая Олександровича искать. после этого идет погода потихоньку все уходят первыми уходят Коля и Петр потом Маша и Саша остаются только Галя и Таня они с удивлением смотрят погоду Погода: Я Дмитрий Джуджула и прогноз погоды на завтра я расскажу вам какими будут температура и ветер внимательно послушайте что вам следует что бы у вас самих не было высокой температуры и ветров:1 гидрамикробинзофикат калия если у вас сильный кашель температура сорок и вам за семьдесят то...
51556. Программные средства учебного назначения и тенденции их развития 55.5 KB
  Демонстрационные программы предназначены для обучения теоретическому материалу. Контролирующие программы Эти программы можно использовать в любой дисциплине при сходном рубежном или итоговом контроле знаний. Обучающие программы Программы данного типа особенно эффективны когда изучаемый материал можно разбить на небольшие порции поддающихся контролю. Профессиональные программы Эти программы применяются для предоставления учащимся самостоятельной уч.
51557. Створення блогу в Інтернеті 38 KB
  Зареєструйте власну безкоштовну поштову скриньку на сервері служби Gmаil. Для цього з порталу пошукової системи Google клацніть мишою на верхній панелі Google на надпис Gmаil або знайдіть в Інтернеті цю саму стартову сторінку поштової служби Gmil . Для цього посиланням Зареєструватися в Gmаil створіть свій аккаунт обліковий запис. На стартовій сторінці Gmаil буде вікно в яке треба ввести свої дані: Ім’я Андрій Прізвище Колос Ім’я скриньки на сервері gmil.
51558. У чому виявляється милосердя 13.67 MB
  Мета уроку. Навчити учнів пояснювати поняття милосердя альтруїзм егоїзм; наводити приклади милосердя у вчинках висловлювати власне розуміння милосердя та співчуття характеризувати прояви егоїзму у власній поведінці та поведінці інших; формувати навички проявів альтруїзму; розвивати потреби гуманістичної спрямованості; виховувати гуманізм. Засоби мультимедіа вислови про милосердя ілюстрації до теми. Проблемні питання запис на дошці: Що таке милосердя Кого називають альтруїстом а кого ―...
51560. Призначення і функції програми оболонки MS DOS Norton Commander. Запуск програми. Отримання допомоги. Вказівки для роботи з файлами та каталогами 2.34 MB
  У рядку міністатусу панелі що не є поточною виводиться інформація про той файл або підкаталог який стає виділеним після натискання на клавішу Tb. Щоб зробити поточною іншу панель слід натиснути на клавішу табуляції позначену Tb . Якщо натиснути і утримувати клавішу Сtrl то ви побачите що команди на рядочку статуса змінюються тобто їх стане ще десять а якщо натиснути і утримувати клавішу Аlt то ви спостерігатимете ще зміни тобто команд стане ще десять. ВИХІД З NС Для виходу з NС потрібно натиснути клавішу F10.
51561. Следствие ведут первоклашки или прощание с первым классом 73 KB
  Оборудование: Папки первоклассников портфолио Красочный конверт Цветиксемицветик с загадками Звёзды с задачами Красивый мешочек с песком Телеграмма для Бабы Яги Канат Табличка Лесная налоговая инспекция Счёты для Кощея Ларец со смертью Кощея в мягкую игрушку зайца зашить игрушку утку а неё зашить зубочистку Сейф Разрезанное на буквы слово КАНИКУЛЫ Школьный звонок Плакат Кафе Ура каникулы Угощение для детей Костюмы для персонажей Действующие лица: Василиса Прекрасная Звездочет Баба Яга...
51562. Турбота про здоров’я. Особиста гігієна 50 KB
  Виховати санітарну культуру прагнення зберегти своє здоров’я. Формувати стійкі мотиваційні установки на здоровий спосіб життя. Хід виховного заходу Вступне слово вчителя: Зрозуміло всім відомо що приємно бути здоровим.