10352

Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов

Доклад

Педагогика и дидактика

Методы обучения активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр групповых дискуссий учебных диспутов. Психологопедагогические снования выбора учителем методов обучения. Под активизацией учебной деятельности понимае...

Русский

2013-03-25

57.5 KB

26 чел.

Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов. Психолого-педагогические снования выбора учителем методов обучения.

Под активизацией учебной деятельности понимается целенаправленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, методов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащихся в усвоении знаний, формировании умений, навыков их практического применения.

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач.

Среди методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, выделяются дидактические игры, групповые дискуссии, учебные диспуты.

Познавательная (дидактическая) игра – специально созданная ситуация, моделирующая реальность, в которой каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи.

Главное назначение дидактических игр – стимулирование познавательного интереса (игры-путешествия, электронные викторины, игры с тематическими наборами и др.).

Основные структурные элементы:

  •  моделируемый объект учебной деятельности;
  •  совместная деятельность участников игры;
  •  правила игры;
  •  принятие решения в изменяющихся условиях;
  •  эффективность применяемого решения.

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно разделяют на следующие этапы:

  1.  этап подготовки (целеполагание, анализ исходной ситуации, планирование);
  2.  этап проведения (в соответствии с выбранной целью, содержанием, формой выбираются технологии и время реализации проекта);
  3.  этап анализа и обобщения (подводятся итоги, выявляется соответствие целей результатам, рассматривается дальнейшая деятельность в соответствии с полученными результатами).

Дидактические игры содержат в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения, но должны использоваться как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

Пример дидактической игры: дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми, с хозяйственными и другими объектами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Достоинства: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формирует отношение к материалу, стимулирует творческое мышление, создает повышенную мотивацию к учению, формирует коммуникативные качества. Но требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели.

Групповая дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме. Главное ее назначение – стимулирование познавательного интереса, вовлечение в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмыслению различных подходов, к аргументации чужой и своей позиции. Условием эффективности дискуссии является предварительная обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная в выборе изложения этих знаний.

Учебная дискуссия предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств; учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. Учитель должен демонстрировать образец такого стиля аргументации.

Метод групповой дискуссии наиболее эффективен в старшем звене школы. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

В отличие от дискуссии, где должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, учебный диспут не требует определенных и окончательных решений. Метод диспута основан на том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей; учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

Этот метод эффективен в старших классах. Намеченные к обсуждению вопросы должны содержать жизненно важную, значимую для школьников проблему. Тему могут подсказать сами ученики. Диспут требует тщательной подготовки как педагога, так и учащихся. Вопросы готовятся заранее. Педагог не должен торопиться опровергать ошибочные суждения, грубо вмешиваться в спор, навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым.

На основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

На выбор методов обучения влияют:

  •  общие цели образования, обучения, воспитания и развития учащихся;
  •  предмет и конкретное содержание урока, сложность материала;
  •  возрастные особенности учащихся, уровень их реальных познавательных возможностей;
  •  уровень подготовленности учащихся (образованность, воспитанность, развитие);
  •  уровень сформированности учебных умений, навыков;
  •  уровень мотивации обучения, активность, интерес;
  •  отводимое на изучение материала время;
  •  особенности материально-технической базы учебного заведения;
  •  взаимоотношения между учителем и учащимися;
  •  возможности и особенности учителя, уровень теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает ряд решений о выборе оптимальных методов обучения в конкретной ситуации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29081. Объекты гражданского права и их классификация. Общая характеристика источников правового регулирования 35 KB
  Объекты гражданского права и их классификация. Общая характеристика источников правового регулирования. К объектам гражданских прав относятся вещи включая деньги и ценные бумаги иное имущество в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации интеллектуальная собственность; нематериальные блага. Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства...
29082. Вещи как объект гражданского права и их классификация. Особенности применения классификации вещей в различных институтах гражданского права 26.5 KB
  Особенности применения классификации вещей в различных институтах гражданского права. Классификации вещей: 1.
29083. Ценные бумаги как объекты гражданского права и их классификация. Характеристика источников правового регулирования 31 KB
  Ценные бумаги как объекты гражданского права и их классификация. Характеристика источников правового регулирования Ценной бумагой является документ удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Признаки: Письменность Легальность субъекта права Предъявление Абстрактность предъявляемого К ценным бумагам относятся: облигация вексель чек депозитный и сберегательный сертификаты банковская сберегательная книжка на...
29084. Интеллектуальная собственность как объект гражданского права. Интеллектуальные права и их виды. Характеристика источников правового регулирования 23 KB
  Интеллектуальные права и их виды. Виды интеллектуальных прав: авторское право отношения возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки литературы и искусства смежные права исключительное право музыкантовисполнителей изготовителей фонограмм организаций эфирного вещания патентное право порядок охраны изобретений полезных моделей промышленных образцов Только обладатель интеллектуальной собственности и в первую очередь автор располагает исключительными правами на ее использование а так же то что никакое...
29085. Результаты интеллектуальной деятельности (общая характеристика, виды, сроки охраны, правообладатели). Исключительные права и особенности их передачи 27.5 KB
  Результаты интеллектуальной деятельности общая характеристика виды сроки охраны правообладатели. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц товаров работ услуг и предприятий которым предоставляется правовая охрана интеллектуальной собственностью являются: произведения науки литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; базы данных; фонограммы; селекционные достижения; фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания....
29086. Средства индивидуализации (общая характеристика, виды, сроки, особенности охраны, правообладатели) 27.5 KB
  Средства индивидуализации общая характеристика виды сроки особенности охраны правообладатели. Средство индивидуализации обозначение служащее для различения товаров услуг предприятий организаций и других объектов в сфере хозяйственного оборота. Виды средств индивидуализации: фирменное наименование наименование некоммерческой организации товарный знак знак обслуживания коммерческое обозначение наименование места происхождения товара доменное имя. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства...
29087. Сделки (понятие, виды, условия действительности) 28.5 KB
  Сделки понятие виды условия действительности. Виды сделок: По количеству субъектов Односторонние завещание Многосторонние Двусторонние купля продажа По критерию встречности Возмездные аренда Безвозмездные дарение По способу закрепления Вербальные Литеральные По риску Алеаторные рисковые Нейтральные По особенностям механизма Под условием Без уловия Действительность сделки определяется законодательством посредством следующей системы условий: а законность содержания;б способность физических и юридических лиц...
29088. Гражданское право как отрасль права. Система гражданско-правовых институтов 25 KB
  Гражданское право как отрасль права. Отрасль гражданского права совокупностью правовых норм регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения основанные на равенстве автономии воли и имущественной самостоятельности их участников а в случаях прямо предусмотренных действующим законодательством и на властном подчинении одной стороны другой а также защищающих неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага. Система гражданского права: Лица правоспособные дееспособные полная...
29089. Предмет гражданского права 27.5 KB
  Предметом гражданского права являются три группы отношений: 1 имущественные отношения только товароденежные: отношения собственности и другие вещные отношения; отношения связанные с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности отношения возникающие в рамках договорных и иных обязательств 2 относительно имущественные: отношения авторства на произведения науки литературы искусства изобретения результаты интеллектуальной деятельности 3 личные неимущественные отношения: отношения невозможно оценить в...