10352

Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов

Доклад

Педагогика и дидактика

Методы обучения активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр групповых дискуссий учебных диспутов. Психологопедагогические снования выбора учителем методов обучения. Под активизацией учебной деятельности понимае...

Русский

2013-03-25

57.5 KB

26 чел.

Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов. Психолого-педагогические снования выбора учителем методов обучения.

Под активизацией учебной деятельности понимается целенаправленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, методов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащихся в усвоении знаний, формировании умений, навыков их практического применения.

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач.

Среди методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, выделяются дидактические игры, групповые дискуссии, учебные диспуты.

Познавательная (дидактическая) игра – специально созданная ситуация, моделирующая реальность, в которой каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи.

Главное назначение дидактических игр – стимулирование познавательного интереса (игры-путешествия, электронные викторины, игры с тематическими наборами и др.).

Основные структурные элементы:

  •  моделируемый объект учебной деятельности;
  •  совместная деятельность участников игры;
  •  правила игры;
  •  принятие решения в изменяющихся условиях;
  •  эффективность применяемого решения.

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно разделяют на следующие этапы:

  1.  этап подготовки (целеполагание, анализ исходной ситуации, планирование);
  2.  этап проведения (в соответствии с выбранной целью, содержанием, формой выбираются технологии и время реализации проекта);
  3.  этап анализа и обобщения (подводятся итоги, выявляется соответствие целей результатам, рассматривается дальнейшая деятельность в соответствии с полученными результатами).

Дидактические игры содержат в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения, но должны использоваться как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

Пример дидактической игры: дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми, с хозяйственными и другими объектами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Достоинства: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формирует отношение к материалу, стимулирует творческое мышление, создает повышенную мотивацию к учению, формирует коммуникативные качества. Но требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели.

Групповая дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме. Главное ее назначение – стимулирование познавательного интереса, вовлечение в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмыслению различных подходов, к аргументации чужой и своей позиции. Условием эффективности дискуссии является предварительная обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная в выборе изложения этих знаний.

Учебная дискуссия предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств; учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. Учитель должен демонстрировать образец такого стиля аргументации.

Метод групповой дискуссии наиболее эффективен в старшем звене школы. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

В отличие от дискуссии, где должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, учебный диспут не требует определенных и окончательных решений. Метод диспута основан на том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей; учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

Этот метод эффективен в старших классах. Намеченные к обсуждению вопросы должны содержать жизненно важную, значимую для школьников проблему. Тему могут подсказать сами ученики. Диспут требует тщательной подготовки как педагога, так и учащихся. Вопросы готовятся заранее. Педагог не должен торопиться опровергать ошибочные суждения, грубо вмешиваться в спор, навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым.

На основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

На выбор методов обучения влияют:

  •  общие цели образования, обучения, воспитания и развития учащихся;
  •  предмет и конкретное содержание урока, сложность материала;
  •  возрастные особенности учащихся, уровень их реальных познавательных возможностей;
  •  уровень подготовленности учащихся (образованность, воспитанность, развитие);
  •  уровень сформированности учебных умений, навыков;
  •  уровень мотивации обучения, активность, интерес;
  •  отводимое на изучение материала время;
  •  особенности материально-технической базы учебного заведения;
  •  взаимоотношения между учителем и учащимися;
  •  возможности и особенности учителя, уровень теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает ряд решений о выборе оптимальных методов обучения в конкретной ситуации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17842. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ 99.5 KB
  Тема 7. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ План 1. Исторические аспектыформирования местных налогов и сборов 2. Местные налоги и сборы в Украине 3. Зарубежный опыт местного налогообложения 1. Исторические аспектыформирования местных налогов и сборов Институт местных н
17843. ФИНАНСЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ 51 KB
  Тема 8. ФИНАНСЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ План 1. Финансы коммунальных предприятий 2. Коммунальные платежи 3. Финансы муниципальных предприятий 1. Финансы коммунальных предприятий Проблемы функционирования финансов коммунальных пред...
17844. ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 66.5 KB
  Тема 10. ИНСТРУМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ План 1. Инструменты межбюджетных отношений 2. Межбюджетные отношения в зарубежных странах 3. Проблемы совершенствования межбюджетных отношений в Украине 1. Инструменты межбюджетных отношений М
17845. БЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ 69.5 KB
  Тема 11. БЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ План 1. Понятие бюджетных трансфертов и их правовое регулирование 2. Зарубежный опыт использования бюджетных трансфертов 3. Проблемы совершенствования системы трансфертов в Украине 1. Понятие бюджетных трансфертов и их правовое
17846. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 59.5 KB
  Тема 12. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 1. Понятие государственная региональная финансовая политика 2. Цели государственной региональной финансовой политики 3. Задача государственной региональной финансовой политики 4. Регио
17847. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ 86.5 KB
  Тема 13. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ План 1. Составление утверждение и выполнение местного бюджета 2. Бюджетный процесс 3. Образование внебюджетных целевых резервных и валютных фондов 4. Установление местных налогов и сборов Под ко...
17848. МЕСТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ФУНКЦИИ 39 KB
  Тема 14. МЕСТНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ И ИХ ФУНКЦИИ План 1. Виды местных финансовых органов 2. Местные финансовые органы в зарубежных странах 1. Виды местных финансовых органов Управление местными финансами осуществляется местными представительными и исполнительн...
17849. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОГО ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, КОНТРОЛЯ И АУДИТА В МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ 67 KB
  Тема 15. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОГО ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ КОНТРОЛЯ И АУДИТА В МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ План 1. Понятие и системы кассового исполнения местных бюджетов 2. Оборотная кассовая наличность 3. Кассовое исполнение местных бюджетов в зарубежных странах ...
17850. Совершенная конкуренция 7.08 MB
  Задача 4 Тема Совершенная конкуренция Исходные данные: Год рождения студента ГР = 1980 Месяц рождения студента МР = 4 День рождения студента ДР = 21 На рынке совершенной конкуренции отраслевой спро