10352

Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов

Доклад

Педагогика и дидактика

Методы обучения активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр групповых дискуссий учебных диспутов. Психологопедагогические снования выбора учителем методов обучения. Под активизацией учебной деятельности понимае...

Русский

2013-03-25

57.5 KB

26 чел.

Методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся. Технология организации дидактических игр, групповых дискуссий, учебных диспутов. Психолого-педагогические снования выбора учителем методов обучения.

Под активизацией учебной деятельности понимается целенаправленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, методов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности учащихся в усвоении знаний, формировании умений, навыков их практического применения.

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач.

Среди методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, выделяются дидактические игры, групповые дискуссии, учебные диспуты.

Познавательная (дидактическая) игра – специально созданная ситуация, моделирующая реальность, в которой каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи.

Главное назначение дидактических игр – стимулирование познавательного интереса (игры-путешествия, электронные викторины, игры с тематическими наборами и др.).

Основные структурные элементы:

  •  моделируемый объект учебной деятельности;
  •  совместная деятельность участников игры;
  •  правила игры;
  •  принятие решения в изменяющихся условиях;
  •  эффективность применяемого решения.

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно разделяют на следующие этапы:

  1.  этап подготовки (целеполагание, анализ исходной ситуации, планирование);
  2.  этап проведения (в соответствии с выбранной целью, содержанием, формой выбираются технологии и время реализации проекта);
  3.  этап анализа и обобщения (подводятся итоги, выявляется соответствие целей результатам, рассматривается дальнейшая деятельность в соответствии с полученными результатами).

Дидактические игры содержат в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения, но должны использоваться как фактор, обобщающий широкий арсенал традиционных методов, а не как их заменитель.

Пример дидактической игры: дается некая территория с населенными пунктами и природными условиями, ископаемыми, с хозяйственными и другими объектами. Требуется обосновать размещение новых промышленных объектов и спрогнозировать их развитие. Достоинства: изучаемый материал делается личностно значимым для ученика, формирует отношение к материалу, стимулирует творческое мышление, создает повышенную мотивацию к учению, формирует коммуникативные качества. Но требует больших затрат учителя по разработке; часто игровой азарт победить заслоняет для ученика познавательные цели.

Групповая дискуссия – обмен взглядами по конкретной проблеме. Главное ее назначение – стимулирование познавательного интереса, вовлечение в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмыслению различных подходов, к аргументации чужой и своей позиции. Условием эффективности дискуссии является предварительная обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная в выборе изложения этих знаний.

Учебная дискуссия предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств; учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. Учитель должен демонстрировать образец такого стиля аргументации.

Метод групповой дискуссии наиболее эффективен в старшем звене школы. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.

В отличие от дискуссии, где должно быть принято устоявшееся и принимаемое научными авторитетами решение, учебный диспут не требует определенных и окончательных решений. Метод диспута основан на том, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, различных точек зрения, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей; учит мужеству отказаться от ложной точки зрения во имя истины.

Этот метод эффективен в старших классах. Намеченные к обсуждению вопросы должны содержать жизненно важную, значимую для школьников проблему. Тему могут подсказать сами ученики. Диспут требует тщательной подготовки как педагога, так и учащихся. Вопросы готовятся заранее. Педагог не должен торопиться опровергать ошибочные суждения, грубо вмешиваться в спор, навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым.

На основе изучения и обобщения практического опыта учителей сложились определенные подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания учебно-воспитательного процесса.

На выбор методов обучения влияют:

  •  общие цели образования, обучения, воспитания и развития учащихся;
  •  предмет и конкретное содержание урока, сложность материала;
  •  возрастные особенности учащихся, уровень их реальных познавательных возможностей;
  •  уровень подготовленности учащихся (образованность, воспитанность, развитие);
  •  уровень сформированности учебных умений, навыков;
  •  уровень мотивации обучения, активность, интерес;
  •  отводимое на изучение материала время;
  •  особенности материально-технической базы учебного заведения;
  •  взаимоотношения между учителем и учащимися;
  •  возможности и особенности учителя, уровень теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

При использовании комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает ряд решений о выборе оптимальных методов обучения в конкретной ситуации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55248. Путешествие в страну правильной и красивой речи 182 KB
  Всех нас зовет она Надо всем детям научиться 2 раза Правильно говорить В эту страну мы все умчимся Будем всегда там жить Сцена 2 Под музыку выбегает звукомор Звукомор: Ага так вот где находится страна правильной и красивой речи Ничего ничего после моей работы здесь не останется ни одного слова ни одной буквы и даже звука Под музыку выходит Фея Фея: Это кто...
55249. Посвящение в юные читатели. Праздник для первоклассников 48 KB
  Как зовется эта книжка Как зовется сам мальчишка Буратино Буратино: Кто тут меня вспоминает Как здесь много мальчиков и девочек Шел в театр и услышал что меня ктото зовет. Учитель: Ребята давайте попробуем объяснить Буратино зачем нужно учиться.Ответы учеников Буратино: Ну и оставайтесь здесь учиться а я лучше пойду а театр. Учитель: Покажи Буратино свой билет.
55252. Транспортний комплекс України, основні види. Роль і значення транспорту у виробництві та народному господарстві 25.69 KB
  Транспорт – найважливіша ланка у сфері економічних відносин. Транспорт – це комплекс, який складають окремі його види: наземний, водний, трубопровідний та повітряний.
55253. Основні закономірності розміщення продуктивних сил, їх значення у підвищенні ефективності виробництва в сучасних умовах 24.42 KB
  Закономірності розміщення продуктивних сил це ті ж самі економічні закони розвитку суспільства, які модифіковані своєрідністю розміщення виробництва на території країни, його територіальною диференціацією в розрізі економічних районів.
55254. Відомі підприємці Донецької області. Їхній внесок в економічний розвиток Донецького регіону 60 KB
  Мета: на прикладах ознайомити з цивілізованим підприємством, з гідним виглядом бізнесмена; сприяти формуванню уявлення про сферу діяльністі, активної життєвої позиції, інтересу до навколишнього життя; пробудити інтерес до теми, її життєвої важливості; виховувати підприємливість.
55255. Економічне співробітництво України з країнами – членами СНД. Форми економічних відносин 24.25 KB
  Сальдо зовнішньоторговельного балансу, що складається з різниці між експортом та імпортом нині позитивне. Багато товарних позицій одночасно фігурує і в експорті, і в імпорті, тому за окремими позиціями також обчислюється сальдо.
55256. Префікс як значуща частина слова 51 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з роллю префіксів у словах їх словотворчою функцією з найуживанішими префіксами; формувати вміння утворювати нові слова за допомогою префіксів; розвивати уміння аналізувати...