10353

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. Словесные, наглядные, практические методы, педагогические требования к ним

Научная статья

Педагогика и дидактика

Методы организации и осуществления учебнопо-знавательной деятельности учащихся. Словесные наглядные практические методы педагогические требования к ним. Техника общения коммуникативные ошибки в деятельности учителя. Метод обучения способ совместной деятельност...

Русский

2013-03-25

71 KB

62 чел.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся. Словесные, наглядные, практические методы, педагогические требования к ним. Техника общения, коммуникативные ошибки в деятельности учителя.

Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний (ИЗ) – словесные (ИЗ: устное и печатное слово); наглядные (ИЗ: образ); практические (ИЗ: практическая деятельность).

К словесным методам обучения относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой и др.

Рассказ – это метод повествовательного изложение содержания учебного материала. Применяется на всех этапах школьного обучения. Требования: должен обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания, содержать только достоверные и научно проверенные факты; включать убедительные примеры, иметь четкую логику изложения; быть эмоциональным; излагаться простым доступным языком; отражать элементы личностной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам. Содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащегося опыт.

Объяснение – словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Широко используется в работе с детьми разных возрастных групп, но более необходим в старшем и среднем школьном возрасте. Требования: точное и чёткое формулирование задач, сути проблемы; последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использование сравнения, сопоставления, аналогии; привлечение ярких примеров; безукоризненная логика изложения.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Виды: вводные (вступительные, организующие); беседы-сообщения (выявление и формирование новых знаний); систематизирующие (синтезирующие, закрепляющие); индивидуальные, фронтальные; собеседование. Требования: вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, чтобы будили мысли ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов, альтернативных, требующих однозначных ответов (да, нет). Педагог обязан чётко определить тему беседы, её цель, составить план-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы, продумать методику её организации.

Беседа имеет преимущества: активизирует учащихся; развивает их память и речь; делает открытыми знания учащихся; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством. Недостатки: много времени, элемент риска (неправильный ответ фиксируется в памяти).

Дискуссия – обмен взглядами по определенной проблеме. Эти взгляды отражают собственные мнения участников. Данный метод обучения следует использовать, когда учащиеся обладают в значительной степени самостоятельностью мышления, умеют аргументировать и защищать свою точку зрения, считаться с мнением других. Условием эффективности дискуссии является предварительная обстоятельная подготовка учащихся и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений. Метод групповой дискуссии наиболее эффективен в старшем звене школы.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. В ней используются приемы устного изложения информации: поддержка внимания в течение длительного времени, активизация мышления учеников; приемы, обеспечивающие логическое запоминание. Эффективность данного метода зависит от подготовленности учителя: план лекции, логическая последовательность изложения материала, с чётким проговариванием ведущих моментов; проблемность и эмоциональность; оптимальность темы изложения; использование наглядности.

Работа с учебником и книгой проводится на всех этапах обучения и сочетается с использованием других методов. Существует ряд приемов работы с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение содержания прочитанного); составление плана текста (разбить на части и озаглавить каждую. Может быть простой и сложный); тезирование (краткое изложение основных мыслей прочитанного); цитирование (дословная выдержка из текста); рецензирование и др.

Требования: отбирать посильный материал; начинать со вступительного объяснения; в процессе выполнения задания наблюдать за учащимися.

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала зависит от применяемых наглядных пособий, технических средств. Они используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами. Подразделяются на иллюстрации и демонстрации.

Демонстрация служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений. Педагог должен дать возможность ребёнку самостоятельно изучать предметы, процессы и явления, выполнять измерения, устанавливать зависимость. Как активный метод обучения, в нём преобладает проблемный и исследовательский характер.

Иллюстрация – метод дополнения словесной информации образным сопровождением. Ее задача – обеспечить правильное восприятие учащимися сообщения учителя, создать, если необходимо, требуемый эмоциональный фон. Предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и т.д.

В современных условиях особое внимание уделяется применению компьютера в качестве средства наглядности, т.к. это позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы.

Условия эффективного применения наглядности:

  •  соответствие возрасту учащихся;
  •  наглядность должна использоваться в меру, в соответствующий момент урока и точно согласована с содержанием материала;
  •  все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый объект;
  •  необходимо детально продумывать пояснения.

Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К нам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – повторное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Применяется на различных этапах учебного процесса. По характеру подразделяются на:

  •  устные (развитие логического мышления памяти, речи и внимания учащихся);
  •  письменные (закрепление знаний и выработка умений в их применении. Способствуют развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе);
  •  графические (составление схем, чертежей, графиков. Помогают лучше осмысливать и запоминать материал, способствуют развитию пространственного воображения);
  •  учебно-трудовые (применение теоретических знаний в трудовой сфере).

Требования: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности (в начале упражнения по заучиванию, затем на воспроизведение); применение ранее усвоенного; творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала.

Лабораторные работы – это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов. Проводятся в иллюстративном или исследовательском плане. Учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов. Может занимать часть урока, урок и более.

Практические работы проводится после изучения крупных разделов и носят обобщающий характер. Могут проводиться за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Педагогическое общение – это система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия. Педагог выступает как активатор этого процесса, организует его и управляет им. Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса. Его продуктивность определяется, прежде всего, целями и ценностями общения, которые должны быть приняты всеми субъектами педагогического процесса.

Техника общения – выбор педагогом основного стиля руководства и типа взаимодействия в ходе учебно-познавательного процесса.

Коммуникативные ошибки:

  1.  Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у педагога задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания учащегося.
  2.  Стремление сделать преждевременные заключения о личности учащегося до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые педагоги, например, имеют "готовое" суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз встретились с ним.
  3.  Эффект "ореола" – первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности учащегося распространяется на весь его образ, а затем общее впечатление о нем переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление об учащемся благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если общее впечатление об ученике отрицательно, то даже благородные его поступки не замечаются или превратно истолковываются как своекорыстные.
  4.  Эффект "проецирования" – другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собственные качества и эмоциональные состояния. Человек, воспринимая и оценивая людей, склонен логически предположить: "все люди подобны мне" или "другие противоположны мне". Упрямый подозрительный человек склонен видеть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомого через "розовые очки" и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие мол, все вокруг жестокие, жадные, нечестные, не исключено, что он судит по себе.
  5.  Эффект "первичности" проявляется в том, что первая услышанная или увиденная информация об ученике или событии, является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. Даже потом, если человек получит другую информацию, которая будет опровергать первичную, он все равно будет больше помнить и учитывать первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например, из-за плохого самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатление о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно "настроиться на него".
  6.  Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
  7.  Отсутствие изменений в восприятии и оценках учащихся, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение об ученике не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
  8.  Эффект "последней информации" – если последняя информация, полученная о человеке, будет негативной, она может изменить прежнее мнение о нем.