10354

Сущность, функции, методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий

Научная статья

Педагогика и дидактика

Сущность функции методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Учет и оценка знаний умений и навыков школьников. Технология организации нетрадиционных форм контроля: педагогический мониторин

Русский

2013-03-25

69.5 KB

87 чел.

Сущность, функции, методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Учет и оценка знаний, умений и навыков школьников. Технология организации нетрадиционных форм контроля: педагогический мониторинг, марафон знаний, предметные аукционы и др.

Контроль – один из компонентов педагогического управления учебно-познавательной деятельностью. Контроль – выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Если контроль за учебной деятельностью ведет сам ученик, то имеет место самоконтроль.

Функции контроля:

  •  информативная: получение достоверной информации об успехах и неудачах в учебе;
  •  диагностическая: выявление недостатков, затруднений в учебе с целью своевременного устранения;
  •  обучающая и образовательная: ученик не только отвечает на вопросы, но и осмысливает ответы товарищей, вносит в них коррективы, что способствует развитию познавательных способностей;
  •  воспитывающая: повышает ответственность учащихся за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи;
  •  оценочная: оценка результатов с точки зрения количественных и качественных показателей;
  •  прогностическая: прогнозирование дальнейших результатов учебной деятельности.

Педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

  1.  индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
  2.  систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
  3.  разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
  4.  всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
  5.  объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
  6.  гласность, предполагающая открытые испытания учащихся, оглашение и мотивацию оценок;
  7.  дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
  8.  единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля:

  •  Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает.
  •  Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.
  •  Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям – устным и письменным зачетам.
  •  Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса.

В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

Методы устного контроля: беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) и/или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Правильность ответа определяется учителем и комментируется. По итогам контроля выставляется оценка. Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат, домашние письменные работы) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания и умения применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того выявляется степень владения письменной речью, умению логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.

Практический (лабораторный) контроль применяется, когда необходимо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, как, например, на уроках технологии.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный.

Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы усвоения.

Основным на сегодня средством контроля в работе учителя выступает тест, т.е. тестовый контроль – это специальные задания, выполнение которых свидетельствует о наличие (или отсутствии) у учащихся определённых знаний, умений.

Концепция поэтапного формирования умственных действий – теория, обосновывающая такое построение учебной деятельности, при котором за сравнительно короткий срок на основе внешних, предметных действий, организуемых по определённым правилам, формируются знания, умения (теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий). Была разработана П.Я.Гальпериным и Н.Ф.Талызиной. Ее можно представить в виде ряда этапов.

  1.  Мотивационный. Ребенок должен сам поставить задачу, цель, иметь соответствующие мотивы.
  2.  Ориентировочный. Составление схемы ориентировочной основы действий (ООД). Учащиеся предварительно знакомятся с характером деятельности, условиями ее протекания, последовательностью ориентационных, исполнительных и контрольных функций.
  3.  Материальный или материализованный. Выполнение действия во внешней форме – материальной (действия с реальными предметами) или материализованной (с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и т.п.) Учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции.
  4.  Внешнеречевой. предполагает внешнюю речь, когда действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря речевому (устному или письменному) оформлению и отрыву от материализованных средств.
  5.  Этап внутренней речи (про себя), на котором действие приобретает умственную форму. Сокращается время выполнения действия.
  6.  Этап умственного действия связан с выполнением действия в уме (интериоризация действия). Действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным.

Достоинством технологии поэтапного формирования умственных действий является создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Оценка ЗУН – процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс, оценка ЗУН реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. В РФ принята 4-х бальная система отметок:

"5" – владеет в полной мере (отлично);

"4" – владеет достаточно (хорошо);

"3" – владеет недостаточно (удовлетворительно);

"2" – не владеет (неудовлетворительно).

В зарубежном опыте используются 100-бальные и 50-бальные шкалы.

Показатели сформированности знаний: владение понятиями, фактами, научной проблематикой, теориями, закономерностями, правилами.

Показатели сформированности умений: выполнение конкретных действий относительно конкретно поставленных задач.

Показатели сформированности навыков: совпадают с показателями сформированности умений, но поскольку навык предполагает автоматизацию действий, оцениваются обычно еще и время его выполнения, например, измерение скорости чтения, устного счета и т.п.

Фиксация полученной в ходе контроля и организации педагогической деятельности информации составляет основу педагогического учета.

В современной практике для активизации познавательной деятельности школьников и выработке у них самостоятельности используются нетрадиционные средства контроля: педагогический мониторинг, марафон знаний, предметные аукционы Чаще всего педагог использует игровые методы и требует предъявления к ним: целеполагания проектировки содержания и хода игры; разработки правил; ввод участников в игру; завершающий итоговый этап.

Педагогический мониторинг – длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической  действительности. Педагогический мониторинг обеспечивает учителей своевременной и качественной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объектом ПМ является результат учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для его достижения. ПМ определяет, насколько рациональны педагогические средства (содержание, методы, формы) адекватны заявленным целям и соответствуют возрастным особенностям школьников. Результатом ПМ могут стать выводы и рекомендации, сделанные на основе исследовательской информации.

Марафон знаний – комплексное и интеллектуальное соревнование, позволяющее решать многоплановые задачи обучения, развития и контроля. Среди них: выявление учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития; контроль обязательных результатов обучения; выявление и коррекция профессиональных наклонностей учащихся.

Этапы проведения марафона знаний:

  1.  Подготовка – определение набора станций и классов-участников, определение уровня сложности вопросов.
  2.  Основная часть.
  3.  Заключительная часть – заполнение сводной ведомости. Баллы каждого учащегося пересчитываются через коррекционный коэффициент на этой станции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81576. Биохимические изменения при мышечных дистрофиях и денервации мышц. Креатинурия 106.28 KB
  Общими для большинства заболеваний мышц прогрессирующие мышечные дистрофии атрофия мышц в результате их денервации тенотомия полимиозит некоторые авитаминозы и т. являются резкое снижение в мышцах содержания миофибриллярных белков возрастание концентрации белков стромы и некоторых саркоплазматических белков в том числе миоальбумина. Наряду с изменениями фракционного состава мышечных белков при поражениях мышц наблюдается снижение уровня АТФ и креатинфосфата.
81577. Химический состав нервной ткани. Миелиновые мембраны: особенности состава и структуры 152.07 KB
  Данилевский впервые разделил белки мозговой ткани на растворимые в воде и солевых растворах белки и нерастворимые белки. которые разделили белки нервной ткани на 4 фракции: извлекаемые водой 45 раствором КСl 01 раствором NOH и нерастворимый остаток. В настоящее время сочетая методы экстракции буферными растворами хроматографии на колонках с ДЭАЭцеллюлозой и дискэлектрофореза в полиакриламидном геле удалось выделить из ткани мозга около 100 различных растворимых белковых фракций.
81578. Энергетический обмен в нервной ткани. Значение аэробного распада глюкозы 129.8 KB
  На долю головного мозга приходится 2–3 от массы тела. Следовательно 100 г мозга потребляет в 1 мин 37 мл кислорода а весь головной мозг 1500 г – 555 млкислорода. Газообмен мозга значительно выше чем газообмен других тканей в частности он превышает газообмен мышечной ткани почти в 20 раз. Интенсивность дыхания для различных областей головного мозга неодинакова.
81579. Биохимия возникновения и проведения нервного импульса. Молекулярные механизмы синаптической передачи 109.17 KB
  Молекулярные механизмы синаптической передачи Большинство исследователей придерживаются мнения что явления электрической поляризации клетки обусловлены неравномерным распределением ионов К и Nпо обе стороны клеточной мембраны. Мембрана обладает избирательной проницаемостью: большей для ионов К и значительно меньшей для ионов N. При определенных условиях резко повышается проницаемость мембраны для ионов N. Объясняется это тем что количество ионов N выкачиваемых из клетки с помощью натриевого насоса не вполне точно уравновешивается...
81580. Медиаторы: ацетилхолин, катехоламины, серотонин, γ-аминомаслянная кислота, глутаминовая кислота, глицин, гистамин 107.74 KB
  γАминомасляная кислота выполняет в организме функцию ингибирующего медиатора центральной нервной системы. Действие ГАМК в ЦНС осуществляется путём её взаимодействия со специфическими ГАМКергическими рецепторам Глутаминовая кислота является нейромедиаторной аминокислотой одним из важных представителей класса возбуждающих аминокислот. Эндогенные лиганды глутаминатных рецепторов глутаминовая кислота и аспарагиновая кислота.
81581. Нарушения обмена биогенных аминов при психических заболеваниях. Предшественники катехоламинов и ингибиторы моноаминооксидазы в лечении депрессивных состояний 108.33 KB
  Предшественники катехоламинов и ингибиторы моноаминооксидазы в лечении депрессивных состояний. Например резерпин – понижающее артериальное давление средство специфически тормозит процесс переноса катехоламинов в специальные гранулы нейронов и тем самым делает эти амины доступными действию эндогенной МАО. Многие антидепрессанты вещества снимающие депрессию увеличивают содержание катехоламинов в синаптической щели т. К таким веществам в частности относятся имипрамин блокирует поглощение норадреналина нервными волокнами амфетамин...
81582. Физиологически активные пептиды мозга 109.08 KB
  Нейропептиды осуществляют контроль за экспрессией вторичных клеточных мессенджеров, цитокинов и других сигнальных молекул, а также за запуском генетических программ апоптоза, антиапоптозной защиты, усиления нейротрофического обеспечения. Такие регуляторные (модуляторные) влияния устраняют общую дезинтеграцию во взаимодействии сложных и часто разнонаправленных молекулярно-биохимических механизмов
81583. Предмет и задачи биологической химии. Обмен веществ и энергии, иерархическая структурная организация и самовоспроизведение как важнейшие признаки живой материи 106.91 KB
  Обмен веществ и энергии иерархическая структурная организация и самовоспроизведение как важнейшие признаки живой материи. Она изучает химическую природу веществ входящих в состав живых организмов их превращения а также связь этих превращений с деятельностью клеток органов и тканей и организма в целом. Из этого определения вытекает что биохимия занимается выяснением химических основ важнейших биологических процессов и общих путей и принципов превращений веществ и энергии лежащих в основе разнообразных проявлений жизни. Важнейшим...
81584. Гетеротрофные и аутотрофные организмы: различия по питанию и источникам энергии. Катаболизм и анаболизм 106.04 KB
  Живые клетки постоянно нуждаются в органических и неорганических веществах а также в химической энергии которую они получают преимущественно из АТФ АТР. Гетеротрофы например животные и грибы зависят от получения органических веществ с пищей. Так как большая часть этих питательных веществ белки углеводы нуклеиновые кислоты и липиды не могут утилизироваться непосредственно они сначала разрушаются до более мелких фрагментов катаболическим путем. Процесс обмена веществ определяется двумя сопряженными процессами: анаболизма и...