10354

Сущность, функции, методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий

Научная статья

Педагогика и дидактика

Сущность функции методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Учет и оценка знаний умений и навыков школьников. Технология организации нетрадиционных форм контроля: педагогический мониторин

Русский

2013-03-25

69.5 KB

93 чел.

Сущность, функции, методы и средства контроля и самоконтроля в обучении. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Учет и оценка знаний, умений и навыков школьников. Технология организации нетрадиционных форм контроля: педагогический мониторинг, марафон знаний, предметные аукционы и др.

Контроль – один из компонентов педагогического управления учебно-познавательной деятельностью. Контроль – выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Если контроль за учебной деятельностью ведет сам ученик, то имеет место самоконтроль.

Функции контроля:

  •  информативная: получение достоверной информации об успехах и неудачах в учебе;
  •  диагностическая: выявление недостатков, затруднений в учебе с целью своевременного устранения;
  •  обучающая и образовательная: ученик не только отвечает на вопросы, но и осмысливает ответы товарищей, вносит в них коррективы, что способствует развитию познавательных способностей;
  •  воспитывающая: повышает ответственность учащихся за выполняемую работу, приучает трудиться, самостоятельно решать поставленные учителем задачи;
  •  оценочная: оценка результатов с точки зрения количественных и качественных показателей;
  •  прогностическая: прогнозирование дальнейших результатов учебной деятельности.

Педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

  1.  индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
  2.  систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
  3.  разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
  4.  всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
  5.  объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
  6.  гласность, предполагающая открытые испытания учащихся, оглашение и мотивацию оценок;
  7.  дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
  8.  единство требований учителей, осуществляющих контроль, за учебной работой учащихся в данном классе.

Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.

На различных этапах обучения используются различные виды контроля:

  •  Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает.
  •  Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся.
  •  Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям – устным и письменным зачетам.
  •  Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе.

По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

Метод контроля – это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса.

В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

Методы устного контроля: беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и пр. Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) и/или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Правильность ответа определяется учителем и комментируется. По итогам контроля выставляется оценка. Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат, домашние письменные работы) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику нужно показать и теоретические знания и умения применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того выявляется степень владения письменной речью, умению логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.

Практический (лабораторный) контроль применяется, когда необходимо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, как, например, на уроках технологии.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный.

Самоконтроль предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы усвоения.

Основным на сегодня средством контроля в работе учителя выступает тест, т.е. тестовый контроль – это специальные задания, выполнение которых свидетельствует о наличие (или отсутствии) у учащихся определённых знаний, умений.

Концепция поэтапного формирования умственных действий – теория, обосновывающая такое построение учебной деятельности, при котором за сравнительно короткий срок на основе внешних, предметных действий, организуемых по определённым правилам, формируются знания, умения (теория планомерного (поэтапного) формирования знаний, умений и умственных действий). Была разработана П.Я.Гальпериным и Н.Ф.Талызиной. Ее можно представить в виде ряда этапов.

  1.  Мотивационный. Ребенок должен сам поставить задачу, цель, иметь соответствующие мотивы.
  2.  Ориентировочный. Составление схемы ориентировочной основы действий (ООД). Учащиеся предварительно знакомятся с характером деятельности, условиями ее протекания, последовательностью ориентационных, исполнительных и контрольных функций.
  3.  Материальный или материализованный. Выполнение действия во внешней форме – материальной (действия с реальными предметами) или материализованной (с помощью каких-либо моделей, схем, чертежей и т.п.) Учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции.
  4.  Внешнеречевой. предполагает внешнюю речь, когда действие подвергается дальнейшему обобщению благодаря речевому (устному или письменному) оформлению и отрыву от материализованных средств.
  5.  Этап внутренней речи (про себя), на котором действие приобретает умственную форму. Сокращается время выполнения действия.
  6.  Этап умственного действия связан с выполнением действия в уме (интериоризация действия). Действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным.

Достоинством технологии поэтапного формирования умственных действий является создание условий для работы ученика в индивидуальном темпе и для мотивированного самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Оценка ЗУН – процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс, оценка ЗУН реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. В РФ принята 4-х бальная система отметок:

"5" – владеет в полной мере (отлично);

"4" – владеет достаточно (хорошо);

"3" – владеет недостаточно (удовлетворительно);

"2" – не владеет (неудовлетворительно).

В зарубежном опыте используются 100-бальные и 50-бальные шкалы.

Показатели сформированности знаний: владение понятиями, фактами, научной проблематикой, теориями, закономерностями, правилами.

Показатели сформированности умений: выполнение конкретных действий относительно конкретно поставленных задач.

Показатели сформированности навыков: совпадают с показателями сформированности умений, но поскольку навык предполагает автоматизацию действий, оцениваются обычно еще и время его выполнения, например, измерение скорости чтения, устного счета и т.п.

Фиксация полученной в ходе контроля и организации педагогической деятельности информации составляет основу педагогического учета.

В современной практике для активизации познавательной деятельности школьников и выработке у них самостоятельности используются нетрадиционные средства контроля: педагогический мониторинг, марафон знаний, предметные аукционы Чаще всего педагог использует игровые методы и требует предъявления к ним: целеполагания проектировки содержания и хода игры; разработки правил; ввод участников в игру; завершающий итоговый этап.

Педагогический мониторинг – длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической  действительности. Педагогический мониторинг обеспечивает учителей своевременной и качественной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объектом ПМ является результат учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для его достижения. ПМ определяет, насколько рациональны педагогические средства (содержание, методы, формы) адекватны заявленным целям и соответствуют возрастным особенностям школьников. Результатом ПМ могут стать выводы и рекомендации, сделанные на основе исследовательской информации.

Марафон знаний – комплексное и интеллектуальное соревнование, позволяющее решать многоплановые задачи обучения, развития и контроля. Среди них: выявление учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития; контроль обязательных результатов обучения; выявление и коррекция профессиональных наклонностей учащихся.

Этапы проведения марафона знаний:

  1.  Подготовка – определение набора станций и классов-участников, определение уровня сложности вопросов.
  2.  Основная часть.
  3.  Заключительная часть – заполнение сводной ведомости. Баллы каждого учащегося пересчитываются через коррекционный коэффициент на этой станции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31594. ПАТОФІЗІОЛОГІЯ СИСТЕМИ КРОВІ 82 KB
  Численні форми патології і реактивні зміни в системі крові умовно можна обєднати у 5ть груп. Типові форми патології і реактивних змін загального обєму співвідношення плазми і формених елементів крові. Типові форми патології зсідаючої та протизсідаючої систем крові порушення гемостазу.
31595. ПАТОФІЗІОЛОГІЯ ТРАВЛЕННЯ 85.5 KB
  Класифікація недостатності травлення: За масштабами порушення: а загальна тотальна порушення засвоєння всіх видів поживних речовин і б селективна парціальна порушення засвоєння окремих класів поживних речовин. інфекційного походження вплив бактерій бактеріальних токсинів вірусів найпростіших гельмінтів обумовлену дією фізичних факторів травми гостра променева хвороба повязану із дією хімічних агентів отруєння неорганічними і органічними речовинами дисрегуляційну різні види порушення нервової і гуморальної...
31596. ПОРУШЕННЯ БІЛКОВОГО та ВУГЛЕВОДНОГО ОБМІНІВ 80.5 KB
  Порушення білкового обміну проявляється розвитком білкової недостатності яка може обумовлюватися: 1 Аліментарними причинами. 2 Порушенням біосинтезу білка. 3 Порушенням проміжного обміну амінокислот.
31597. ПОРУШЕННЯ ВИЩОЇ НЕРВОВОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 85.5 KB
  Порушення відчуттів і сприйняття подразнень із зовнішнього середовища. Порушення зорової сенсорної системи зона кори навколо шпорної борозни sulcus clcrinus. Ушкодження зорового аналізатора письмової мови ІІ сигнальна система gyrus ngulris lobulus prietlis inferior супроводжується виникненням алексії порушення здатності читати та розуміти написане.
31598. ПОРУШЕННЯ ГЕМОСТАЗУ. Тромбоцитопенії 83 KB
  2 Тромбоцитопенії повязані із посиленим руйнуванням тромбоцитів: а імунне ушкодження обумовлене антитромбоцитарними антитілами на власні компоненти кровяних пластинок чи на лікарські препарати адсорбовані на тромбоцитах розвиток ідіопатичної тромбоцитопеничної пурпури хвороби Верльгофа; б гіперспленізм гіперфункція селезінки що супроводжується підвищенням фагоцитарної активності фіксованих макрофагів які фагоцитують усі формені елементи крові у тому числі і тромбоцити; в механічне ушкодження тромбоцитів часто виникає при...
31599. ПОРУШЕННЯ ГЕМОСТАЗУ. Система гемостазу 76.5 KB
  За нормальних умов кров перебуває в рідкому агрегатному стані що забезпечується системою РАСК умовна назва від перших літер слів: рідкий агрегатний стан крові яка обумовлюється: 1 Впливом простацикліну який синтезується ендотеліоцитами із арахідонової кислоти під дією циклоксигенази ЦОГ і простациклінсинтетази ПЦС попереджує адгезію тромбоцитів до судинної стінки має виражений антиагрегантний вплив. 2 Впливом оксиду азоту NO який синтезується ендотеліоцитами із Lаргініну під впливом NOсинтетази дифундує у м‘язову оболонку...
31600. ПОРУШЕННЯ ЕНЕРГЕТИЧНОГО ОБМІНУ. ГОЛОДУВАННЯ 71.5 KB
  Енергетичний обмін – це складний біохімічний процес обміну речовин, в якому задіяний каскад біохімічних реакцій, в результаті яких енергія, закладена в структурі вуглеводів, білків, жирів, які надходять в організм, акумулюється в макроергічних зв‘язках особливих хімічних сполук, зокрема, АТФ.