10355

Понятие о средствах обучения, типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения

Научная статья

Педагогика и дидактика

Понятие о средствах обучения типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения. Средство обучения это материальный или идеальный объект который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Основ

Русский

2013-03-25

36 KB

57 чел.

Понятие о средствах обучения, типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения.

Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Основные функции СО: информационная, дидактическая, контрольная.

Объекты, выполняющие функцию СО, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.

Средства обучения делят на: средства общения (речь), средства учебной деятельности (карты, плакаты, схемы), оборудование учебного кабинета, ТСО.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Система СО строится согласно след. принципам:

1) оборудование  должно  полностью  удовлетворять  пед.    требов-ям, предъявленным к др. элементам уч. процесса: наглядно воспроизводить существ-ое в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид;

2) все приборы, имеющие общее назначение (силовой трансформатор, кабель и т. д.) должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам;

3) кол-во и типы СО д. обеспечивать материальные потребности уч. программы в системе, но без излишеств;

4) СО д. соответствовать реальным условиям работы и потреб-ям местного населения.  

Наиб. рациональной формой организации   системы   СО явл-ся кабинетная система, в кот-й все ср-ва обуч по одному пред-ту распол-ся в одном помещении (лаб-ая). Наглядные пособия (НП) желательно иметь для каждой новой темы ур. НП выполняют ф-ии:

1) ознакомление с явлениями и процессами, кот. не м.б. воспроизведены в школе;

2) ознакомление с внешним видом предмета в его соврем виде и в историческом развитии;

3) наглядное предст-ние о сравнении или изменении хар-к явления или процесса;

4) этапы эксплуатации, изготовления   или проектирования изделия, наглядное представление об устройстве предмета и принципе его действия, управление   им по технике безопасности;  

5) ознакомление  с  истор.   науки и перспективами её развития.

НП: 1) объёмные НП (модели, коллекции), 2) печатные НП (картины, плакаты, графики), 3) проекционный материал (кинофильмы).

Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Л.С. Выготский приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. В общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей.

В процессе систематического обучения усвоенное знание становится средством освоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняет друг друга.

Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы, т.к. имеют   возможность показать развитие явлений,   их  динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять    индивидуальным процессом усвоения знаний. Обучение на базе  персональных компьютеров — это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и  учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума — к средствам учения. Средствами преподавания пользуется  уч-ль для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения - учащиеся для усвоения новых знаний. Некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

Средства преподавания могут сочетаться с различными методами обучения.

Некоторые современные средства обучения создаются авторами в расчете на применение определенных методов обучения. Если раньше учитель был "монополистом" в информировании учащихся, то в настоящее время многие учащиеся получают знания из различных источников, что влечет за собой изменение функций учителя, необходимость учета и анализа различных позиций, гипотез и концепций.

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний, уменьшает познавательный интерес, затрудняет образное восприятие; но большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7149. Построение принципиальной схемы 147 KB
  Построение принципиальной схемы Принципиальная схема строится с учетом помех, фильтров, по входу/выходу, с учётом нагрузок способности, для чего ставятся различные фильтры низких или высоких частот. В результате принципиальные схемы реализуют те же ...
7150. Особенности и периодизация культуры Нового времени. Личность и культура 70 KB
  А. Особенности и периодизация культуры Нового времени. Б. Культура ХХ века. В. Личность и культура. Роль интеллигенции в обеспечении духовного развития общества. Особенности и периодизация культуры Нового времени Специфические особенности рассматрив...
7151. Типы волн в световодах. Критические длины и частоты 76 KB
  Типы волн в световодах. Критические длины и частоты. В сетоводах могут существовать два типа волн: симметричные E0m , H0m несимметричные дипольные EHnm, HEnm. В индексе n - число изменений поля по диаметру m - число изменений поля по периметру. Сим...
7152. Прямоугольные и пирамидальные дешифраторы 959.5 KB
  Прямоугольные и пирамидальные дешифраторы Пирамидальные дешифраторы строятся обычных на двухходовых элементах, где число входных переменных больше двух. Дешифратор наращивается каскадно, путем добавления в дешифратор дополнительных каскадов. Пирамид...
7153. Древнейшие культуры на территории России. Культура Киевской Руси. Культура России нового времени 141.5 KB
  Древнейшие культуры на территории России. Культура Киевской Руси. Русская культура XIII–XVII вв. Культура России нового времени: а) реформы I четверти ХVIII в. и культура б) основные достижения культуры России в ХIХ в. ...
7154. Синхронизированный RS-триггер 662 KB
  Синхронизированный RS-триггер Синхронизированные RS-триггеры могут строится на элементах Особенностью этих триггеров является, то что они имеют дополнительный вход управлений который называется - синхронизированный в отсутствии сигнала....
7155. Серебряный век русской культуры (кон. ХIХ в.-нач. ХХ в.). 3. Тенденции развития современной социокультурной ситуации в России 378 KB
  Серебряный век русской культуры (кон. ХIХ в.-нач. ХХ в.). Культура советского периода: достижения и проблемы (1917–середина 1980-х гг.). Тенденции развития современной социокультурной ситуации в России (1980-е  гг.-н...
7156. Дисперсия в волоконных световодах 295 KB
  Дисперсия в волоконных световодах. В световодах при передачи импульсных сигналов после прохождения некоторого расстояния импульсы искажаются, расширяются и наступает момент, когда соседние импульсы перекрывают друг друга. Данное явление в теории све...
7157. Автоматизированные системы научных исследований 1015.5 KB
  Автоматизированные системы научных исследований. Некоторые сведения из математического анализа. Геометрический смысл производной...