10355

Понятие о средствах обучения, типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения

Научная статья

Педагогика и дидактика

Понятие о средствах обучения типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения. Средство обучения это материальный или идеальный объект который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Основ

Русский

2013-03-25

36 KB

52 чел.

Понятие о средствах обучения, типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения.

Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Основные функции СО: информационная, дидактическая, контрольная.

Объекты, выполняющие функцию СО, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.

Средства обучения делят на: средства общения (речь), средства учебной деятельности (карты, плакаты, схемы), оборудование учебного кабинета, ТСО.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Система СО строится согласно след. принципам:

1) оборудование  должно  полностью  удовлетворять  пед.    требов-ям, предъявленным к др. элементам уч. процесса: наглядно воспроизводить существ-ое в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид;

2) все приборы, имеющие общее назначение (силовой трансформатор, кабель и т. д.) должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам;

3) кол-во и типы СО д. обеспечивать материальные потребности уч. программы в системе, но без излишеств;

4) СО д. соответствовать реальным условиям работы и потреб-ям местного населения.  

Наиб. рациональной формой организации   системы   СО явл-ся кабинетная система, в кот-й все ср-ва обуч по одному пред-ту распол-ся в одном помещении (лаб-ая). Наглядные пособия (НП) желательно иметь для каждой новой темы ур. НП выполняют ф-ии:

1) ознакомление с явлениями и процессами, кот. не м.б. воспроизведены в школе;

2) ознакомление с внешним видом предмета в его соврем виде и в историческом развитии;

3) наглядное предст-ние о сравнении или изменении хар-к явления или процесса;

4) этапы эксплуатации, изготовления   или проектирования изделия, наглядное представление об устройстве предмета и принципе его действия, управление   им по технике безопасности;  

5) ознакомление  с  истор.   науки и перспективами её развития.

НП: 1) объёмные НП (модели, коллекции), 2) печатные НП (картины, плакаты, графики), 3) проекционный материал (кинофильмы).

Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Л.С. Выготский приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. В общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей.

В процессе систематического обучения усвоенное знание становится средством освоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняет друг друга.

Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы, т.к. имеют   возможность показать развитие явлений,   их  динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять    индивидуальным процессом усвоения знаний. Обучение на базе  персональных компьютеров — это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и  учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума — к средствам учения. Средствами преподавания пользуется  уч-ль для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения - учащиеся для усвоения новых знаний. Некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

Средства преподавания могут сочетаться с различными методами обучения.

Некоторые современные средства обучения создаются авторами в расчете на применение определенных методов обучения. Если раньше учитель был "монополистом" в информировании учащихся, то в настоящее время многие учащиеся получают знания из различных источников, что влечет за собой изменение функций учителя, необходимость учета и анализа различных позиций, гипотез и концепций.

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний, уменьшает познавательный интерес, затрудняет образное восприятие; но большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36916. Структура управления регионального международного аеропорта (РМА) 55 KB
  Непосредственно генеральному директору аэропорта подчиняются его замы и директора по направлениям а также самостоятельные структурные подразделения и службы. Типовая структура РМА представлена на схеме: Деятельность отдельных подразделений и служб аэропорта Основные функции службы качества: 1. разработка перспективных направлений повышения качества услуг авиакомпаниям и клиентам аэропорта; 2.
36917. Исследование статической и динамической характеристики термопары 188 KB
  Исследование статической и динамической характеристики термопары. Ознакомиться со схемами включения измерительного прибора в цепь термопары. Экспериментально получить статическую и динамическую характеристики термопары. Определить математическую модель термопары.
36918. Знакомство с математическим пакетом Scilab 141.5 KB
  Знакомство с математическим пакетом Scilb Scilb это система компьютерной математики которая предназначена для выполнения инженерных и научных вычислений таких как: решение нелинейных уравнений и систем; решение задач линейной алгебры; решение задач оптимизации; дифференцирование и интегрирование; обработка экспериментальных данных интерполяция и аппроксимация метод наименьших квадратов; решение обыкновенных дифференциальных уравнений и систем. Кроме того Scilb предоставляет широкие возможности по созданию и редактированию...
36919. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ПРОСТРАНСТВА MS EXCEL. ВВОД И ФОРМАТИРОВАНИЕ ДАННЫХ. СОРТИРОВКА И ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ 730.5 KB
  ВВОД И ФОРМАТИРОВАНИЕ ДАННЫХ. СОРТИРОВКА И ФИЛЬТРАЦИЯ ДАННЫХ Цель работы: изучить рабочее пространство приложения MS Excel научиться применять различные параметры форматирования к данным сортировать данные и проводить их фильтрацию по заданным условиям. Изучить параметры форматирования данных в MS Excel и научиться их настраивать. Научиться создавать последовательности данных.
36920. Установка и настройка сервера DHCP 14.43 KB
  Установка и настройка сервера DHCP Цель Изучить процесс установки авторизации сервера DHCP создания области и настройки параметров области Исходная конфигурация компьютера Компьютеры с операционной системой Windows 2003 Server с созданными контроллерами домена. Результат Сервер с установленной и настроенной службой DHCP Требования к отчету Теореретические сведения: Общие сведения о службе DHCP. Последовательность выполняемых действий Установка службы DHCP Авторизация сервера DHCP в ctive Directory Создание области и...
36921. Word. Основные возможности 122 KB
  Любой текст имеет формат определенного типа. Базовый формат текста зависит от стиля который применен к абзацу содержащему этот текст. Процесс изменения формата называется форматированием а следствием изменения формата является изменение внешнего вида документа. Стиль – это набор запомненных команд форматирования символов и или абзацев.
36922. Word: Способы запуска. Создание, открытие, сохранение, закрытие файла (документа) 93 KB
  Панели инструментов и их настройка. Контекстное меню в области панелей инструментов. ДЕЙСТВИЯ С ФАЙЛАМИ И ОКНАМИ ФАЙЛОВ Выполните действия связанные с созданием сохранением и закрытием файла: создайте файл для чего: 1й способ: нажмите кнопку Создать файл по умолчанию на Стандартной панели инструментов; 2й способ: нажмите сочетание клавиш CtrlN; 3й способ: выполните команды меню ФайлðСоздать.; – в появившемся окне Сохранение документа в раскрывающемся списке Папка откройте Вашу папку если Вашей папки нет то можно создать ее...
36923. Операционная система Windows, конфигурирование и настройка 87.5 KB
  Знакомство с реестром Windows администрирование автозагрузки настройка Windows. Знакомство с основными видами пользовательского интерфейса изучение базовых консольных команд Windows. Системные команды Windows Таблица 1 Основные системные команды Windows HELP название команды Выводит справочную информацию о командах Windows XP.
36924. Исследование статических триггеров 61 KB
  Цель лабораторной работы: исследовать основные свойства статических триггеров. Задание: снять временные диаграммы определить таблицы состояний особенности работы статических триггеров асинхронный RS триггер синхронный RS триггер и D триггерзащелка. Программа работы для каждого триггера.