10355

Понятие о средствах обучения, типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения

Научная статья

Педагогика и дидактика

Понятие о средствах обучения типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения. Средство обучения это материальный или идеальный объект который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Основ

Русский

2013-03-25

36 KB

57 чел.

Понятие о средствах обучения, типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения.

Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Основные функции СО: информационная, дидактическая, контрольная.

Объекты, выполняющие функцию СО, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.

Средства обучения делят на: средства общения (речь), средства учебной деятельности (карты, плакаты, схемы), оборудование учебного кабинета, ТСО.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Система СО строится согласно след. принципам:

1) оборудование  должно  полностью  удовлетворять  пед.    требов-ям, предъявленным к др. элементам уч. процесса: наглядно воспроизводить существ-ое в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид;

2) все приборы, имеющие общее назначение (силовой трансформатор, кабель и т. д.) должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам;

3) кол-во и типы СО д. обеспечивать материальные потребности уч. программы в системе, но без излишеств;

4) СО д. соответствовать реальным условиям работы и потреб-ям местного населения.  

Наиб. рациональной формой организации   системы   СО явл-ся кабинетная система, в кот-й все ср-ва обуч по одному пред-ту распол-ся в одном помещении (лаб-ая). Наглядные пособия (НП) желательно иметь для каждой новой темы ур. НП выполняют ф-ии:

1) ознакомление с явлениями и процессами, кот. не м.б. воспроизведены в школе;

2) ознакомление с внешним видом предмета в его соврем виде и в историческом развитии;

3) наглядное предст-ние о сравнении или изменении хар-к явления или процесса;

4) этапы эксплуатации, изготовления   или проектирования изделия, наглядное представление об устройстве предмета и принципе его действия, управление   им по технике безопасности;  

5) ознакомление  с  истор.   науки и перспективами её развития.

НП: 1) объёмные НП (модели, коллекции), 2) печатные НП (картины, плакаты, графики), 3) проекционный материал (кинофильмы).

Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Л.С. Выготский приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. В общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей.

В процессе систематического обучения усвоенное знание становится средством освоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняет друг друга.

Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы, т.к. имеют   возможность показать развитие явлений,   их  динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять    индивидуальным процессом усвоения знаний. Обучение на базе  персональных компьютеров — это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и  учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума — к средствам учения. Средствами преподавания пользуется  уч-ль для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения - учащиеся для усвоения новых знаний. Некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

Средства преподавания могут сочетаться с различными методами обучения.

Некоторые современные средства обучения создаются авторами в расчете на применение определенных методов обучения. Если раньше учитель был "монополистом" в информировании учащихся, то в настоящее время многие учащиеся получают знания из различных источников, что влечет за собой изменение функций учителя, необходимость учета и анализа различных позиций, гипотез и концепций.

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний, уменьшает познавательный интерес, затрудняет образное восприятие; но большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4175. Михаил Павлович Гастфер 60.5 KB
  Михаил Павлович Гастфер. В одной из аудиторий Московского государственного института культуры идет лекция по технической библиографии. Преподаватель, пожилой, но прямой и подтянутый человек, читает вдохновенно и образно. Он во всеоружии мыслей, факто...
4176. Создание топографических планов масштаба 1:5000 81 KB
  При создании топографических планов методами стереотопографической, комбинированной, и фототеодолитной съёмки выполняется комплекс камеральных работ. Полный комплекс этих работ при стереотопографической съёмке включает в себя составление тех проекта...
4177. МЧС и гражданская оборона 116.5 KB
  История российской гражданской обороны Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг. Впервые возможность дезорганизации тыла появилась в годы мировой войны 1914 гг., когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, с...
4178. Роль государственной собственности в промышленно развитых странах 268 KB
  Введение. Изучение опыта государственного участия в экономическом развитии передовых стран мира интересно и познавательно само по себе. Но для нас существует еще и проблема использования такого опыта с учетом ошибок предшественников, его адаптации к...
4179. Рынок труда и механизм его функционирования 130 KB
  Введение. Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду. Сфера ...
4180. Механизм генерации транзактов в модели. Формирование цепей текущих и будущих событий. Основные атрибуты транзактов. Управление движением транзактов. 66.5 KB
  Введение Процессы функционирования различных систем могут быть представлены той или иной совокупностью систем массового обслуживания (СМО) - стохастических, динамических, дискретно-непрерывных математических моделей. Исследование характеристик таких...
4181. Гражданская оборона в современных условиях 107 KB
  Силы гражданской обороны. Степень надежности управления гражданской обороной стала одним из важнейших показателей ее готовности к выполнению поставленных задач. Управление гражданской обороной - это целенаправленная деятельность начальников, штаб...
4182. Генрих Белль. Жизнь и творчество 135.5 KB
  Генрих Бёлль родился в 1917 году в Кёльне и был восьмым ребенком в семье. Его отец, Виктор Бёлль, потомственный столяр-краснодеревщик, а предки со стороны матери - рейнские крестьяне и пивовары. Начало его жизненного пути схоже с судьба...
4183. Общая характеристика институционализма 96.5 KB
  Введение Термин институционализм происходит от слова институт или институция, под которым понимается определенный обычай, порядок, принятый в обществе, а также закрепление обычаев в виде закона или учреждени...