10355

Понятие о средствах обучения, типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения

Научная статья

Педагогика и дидактика

Понятие о средствах обучения типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения. Средство обучения это материальный или идеальный объект который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Основ

Русский

2013-03-25

36 KB

55 чел.

Понятие о средствах обучения, типология и функции средств обучения. Психологическое обоснование выбора учителем средств обучения.

Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Основные функции СО: информационная, дидактическая, контрольная.

Объекты, выполняющие функцию СО, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.

Средства обучения делят на: средства общения (речь), средства учебной деятельности (карты, плакаты, схемы), оборудование учебного кабинета, ТСО.

По составу объектов средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Система СО строится согласно след. принципам:

1) оборудование  должно  полностью  удовлетворять  пед.    требов-ям, предъявленным к др. элементам уч. процесса: наглядно воспроизводить существ-ое в явлении, быть легко воспринимаемым и обозримым, иметь эстетический вид;

2) все приборы, имеющие общее назначение (силовой трансформатор, кабель и т. д.) должны соответствовать друг другу и демонстрационным установкам;

3) кол-во и типы СО д. обеспечивать материальные потребности уч. программы в системе, но без излишеств;

4) СО д. соответствовать реальным условиям работы и потреб-ям местного населения.  

Наиб. рациональной формой организации   системы   СО явл-ся кабинетная система, в кот-й все ср-ва обуч по одному пред-ту распол-ся в одном помещении (лаб-ая). Наглядные пособия (НП) желательно иметь для каждой новой темы ур. НП выполняют ф-ии:

1) ознакомление с явлениями и процессами, кот. не м.б. воспроизведены в школе;

2) ознакомление с внешним видом предмета в его соврем виде и в историческом развитии;

3) наглядное предст-ние о сравнении или изменении хар-к явления или процесса;

4) этапы эксплуатации, изготовления   или проектирования изделия, наглядное представление об устройстве предмета и принципе его действия, управление   им по технике безопасности;  

5) ознакомление  с  истор.   науки и перспективами её развития.

НП: 1) объёмные НП (модели, коллекции), 2) печатные НП (картины, плакаты, графики), 3) проекционный материал (кинофильмы).

Идеальные средства обучения - это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний. Л.С. Выготский приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. В общем случае идеальное средство – это орудие освоения культурного наследия, новых культурных ценностей.

В процессе систематического обучения усвоенное знание становится средством освоения новых знаний, развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер личности.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняет друг друга.

Эффективность использования средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.

Современные средства обучения часто предполагают использование новых методов обучения. Так, ТСО существенно изменяют методы учебной работы, т.к. имеют   возможность показать развитие явлений,   их  динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять    индивидуальным процессом усвоения знаний. Обучение на базе  персональных компьютеров — это новый вид учебного процесса, в котором используются новые методы и средства преподавания и  учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на средства преподавания и средства учения. Оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума — к средствам учения. Средствами преподавания пользуется  уч-ль для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения - учащиеся для усвоения новых знаний. Некоторые средства используются как в преподавании, так и в учении.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

Средства преподавания могут сочетаться с различными методами обучения.

Некоторые современные средства обучения создаются авторами в расчете на применение определенных методов обучения. Если раньше учитель был "монополистом" в информировании учащихся, то в настоящее время многие учащиеся получают знания из различных источников, что влечет за собой изменение функций учителя, необходимость учета и анализа различных позиций, гипотез и концепций.

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний, уменьшает познавательный интерес, затрудняет образное восприятие; но большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69749. Модуль Dos 21 KB
  Dos дозволяє обмінюватися інформацією з операційною системою. Системний час переривання стани параметрів оточення процедури обробки процесів робота з дисковим простором всім цим займається модуль Dos. Модуль Dos і WinDos Модулі Dos і WinDos реалізують численні процедури і функції...
69750. Параметри-змінні 25 KB
  Для того, щоб результат обчислень у тілі процедури зручно було використати в програмі, треба не фіксувати змінну, якій присвоюється одержане значення, а зробити її також параметром. Позначимо цю змінну, наприклад, res і введемо її в список формальних параметрів процедури.
69751. Принцип локалізації 38 KB
  Метод покрокової деталізації та апарат процедур якраз і дають змогу вести таку паралельну розробку програм. Створені часткові алгоритми подають у вигляді досить автономних частин програми - описів процедур, які потім достатньо вставити в розділ опису процедур і функцій програми.
69752. Параметри-процедури і параметри-функції 28.5 KB
  Як формальні параметри в мові Паскаль, крім параметрів-значень і параметрів-змінних, використовують також імена процедур і функцій. Параметри-процедури в списку формальних параметрів в авторській версії Паскаль зазначають після службового слова procedure.
69753. Перетворення типів 28.5 KB
  Однак Турбо Паскаль допускає в певних межах такі перетворення які треба задавати в явному вигляді. Є три способи задавати перетворення типів: неявні перетворення використання стандартних функцій і явні перетворення.
69754. Вставляння заданого елемента 27.5 KB
  Заданий елемент у рядок вставлятимемо за вказівкою на ланку, після якої він повинен бути. Нехай початковий динамічний рядок має вигляд, показаний на рис. 11.3. Після В треба вставити D. Цей випадок схематично зображено на рис...
69755. Шукання елемента списку 22.5 KB
  Алгоритм шукання елемента в списку аналогічний до шукання в динамічному рядку. Тому для списку теж складемо логічну функцію, побічним ефектом якої є інформація про першу за порядком ланку, яка містить шуканий елемент.
69756. Поняття про графи і дерева 39 KB
  Графом називають скінченну множину точок - вершин графа, для деяких пар якої налагоджені зв’язки - ребра графа. Розглянемо використання графів для зображення динамічних структур. Нехай є деяка структура, що складається з записів, пов’язаних між собою системою вказівок...
69757. Особливості використання динамічних змінних 26.5 KB
  3 доступ до динамічних змінних відбувається за допомогою змінних з вказівником. Множина операцій над змінними з вказівником визначена типом цих динамічних змінних. Зрозуміло що для реалізації цього алгоритму можна було б не використовувати вказівних змінних і динамічних структур...