10356

Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения предмету, условия их оптимального сочетания

Научная статья

Педагогика и дидактика

Индивидуальная групповая фронтальная формы организации обучения предмету условия их оптимального сочетания. Психологические основы создания гомогенных и гетерогенных групп. Технология организации групповой работы на уроках. Индивидуальная ФОО предполагает чт

Русский

2013-03-25

37.5 KB

261 чел.

Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения предмету, условия их оптимального сочетания. Психологические основы создания гомогенных и гетерогенных групп. Технология организации групповой работы  на уроках.

Индивидуальная ФОО предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное  в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, решение задач или примеров, написание изложений, докладов и т. д.

В пед. литературе выделяют 2 вида индивидуальных Ф.О. выполнения заданий:

1) индивидуальная форма (деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с др. школьниками, но в едином темпе);

2) индивидуализированная форма (учебно-познавательная деятельность ученика над выполнением специфических заданий, она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика).

Т. о. один из наиболее эффективных путей реализации инд. ФОО на уроке является дифференцированные инд. задания. Но контроль учителем обязателен за каждым учеником.

Индивидуальную работу можно проводить на всех этапах урока, проще всего использовать при закреплении, повторении, организации различных упражнений.

Достоинства: возможность каждому ученику в силу своих возможностей, способностей закреплять  полученные знания и формировать у себя потребности в самообразовании.

Недостатки: способствуя воспитанию самостоятельности у учащихся, организованности, настойчивости в достижении цели, инд. Форма учебной работы несколько ограничивает их общение между собой, стремление передавать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях.

Этот недостаток можно компенсировать, если использовать и индивидуальную, и групповую, и фронтальную формы.

Групповая ФОО. Главные признаки:

1) класс делится на группы для решения учебных задач;

2) каждая группа получает определенные задания и выполняет его под руководством учителя или лидера группы;

3) задания в группе выполняются так, чтобы можно было учитывать и оценивать вклад каждого члена группы;

4) состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы каждый член группы мог реализовать свои учебные возможности.

При групповой ФОО возрастает инд. помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и со стороны учащихся – консультантов. Причем помогающий ученик получает не меньшую помощь: его знания конкретизируются и закрепляются.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных, на уроках трудового обучения, при изучении текстов и т. д. исключительно эффективна при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов.

Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределить свое внимание на все группы и чтобы каждый ученик ощущал заботу учителя.

Достоинства: результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности.

Недостатки: трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в них не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях.

Фронтальная ФОО – такой вид деятельности учителя и учащихся, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают, обобщают ее результаты. Учитель ведет работу со всем классом одновременно. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащимися между собой.

От учителя требуется большое умение найти посильную работу мысли для всех учащихся, заранее проектировать, а затем создавать учебные ситуации, отвечающие задачам урока; умение и терпение выслушивать всех учащихся, тактично поддержать и вносить корректировку в ходе обсуждения.

Фронтальная ФОО может быть реализована в виде проблемного, информационного и объяснительно-иллюстративного изложения и сопровождаться репродуктивными и творческими заданиями.

Учителю это дает возможность учитывать индивидуальные возможности школьников, создавать на уроке атмосферу дружеских отношений.

Фронтальная ФОО, как отмечают ученые-педагоги Чередов И. И., Зотов Ю. Б. и другие, имеет ряд недостатков. Она по своей природе нацелена на абстрактного ученика, побуждение учащихся к единому темпу работы, к чему ученики в силу своей работоспособности, подготовленности и т. д. не готовы. Учащиеся с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, а в усложнении их содержания, заданий творческого типа.

При изучении нового материала и его закреплении наиболее эффективна фронтальная форма.

Выбор наиболее оптимальных вариантов сочетания всех этих форм определяется учителем в зависимости от:

1) решаемых на уроке учебно-воспитательных задач;

2) учебного предмета;

3) специфики содержания, его объема и сложности;

4) специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей;

5) стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой;

6) от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Технология организации групповой работы на уроке (В. В. Котов):

1. предварительная подготовка уч-ся к выполнению групп. задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя;

2. обсуждение и составление плана выполнения уч. задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей;

3. работа по выполнению учебного задания;

4. наблюдение учителя и корректировка работы группы и отд. уч-ся;

5. взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе;

6. сообщение уч-ся по вызову учителя о полученных результатах, дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, формулировка выводов;

7. инд. оценка работы групп и класса в целом.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2668. Исследование характеристик конструкционных материалов 145.5 KB
  Диаграмма состояния железо-цементит. Проведена вертикальная линия соответствующая 0,2% содержания углерода. Точки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 соответствуют изменениям сплава при медленном охлаждении. На промежутке от точки 1 до 2, сплав...
2669. Основы общей психологии 1.51 MB
  Классический труд С.Л. Рубинштейна Основы общей психологии относится к числу наиболее значительных достижений отечественной психологической науки. Широта теоретических обобщений в сочетании с энциклопедическим охватом исторического и экспериментал...
2670. Механическая обработка детали на универсальных станках с ЧПУ 591.31 KB
  Главными направлениями повышения эффективности народного хозяйства страны являются ускорение научно-технического прогресса, перевод экономики на интенсивный путь развития, рост производительности труда, повышение качества и количества выпуск...
2671. История Кыргызстана 683 KB
  История Кыргызстанаэ Первобытнообщинный строй. Первые следы человеческой деятельности на Тенир-Тоо. Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к палеолиту — древнекаменному веку (800—100 тыс. лет). Самые древни...
2672. Определение структуры технологических процессов (систем) 103.5 KB
  Определение структуры технологических процессов (систем). Содержание лабораторной работы Цель работы - выработать навыки получения  модели технологической процесса (системы) на основе анализа и син...
2673. Обработка информации, связанная с графическими изображениями на экране 382.5 KB
  Обработка информации, связанная с графическими изображениями на экране. Обработка информации, связанная с графическими изображениями на экране монитора или на бумаге, подразделяется на 3 основные части: Распознавание образов (изображений) есть совок...
2674. Расчёт режимов короткого замыкания в электроэнергетической системе 342.01 KB
  Расчет режимов короткого замыкания (КЗ) в электроэнергетической системе (ЭЭС) требуется производить как при эксплуатации, так и при развитии энергосистемы, в частности, при вводе новых объектов: электрических станций и подстанций. При этом для прове...
2675. Теория сварочных процессов 164.04 KB
  Расчет задания Листы из низкоуглеродистой стали (СТ-3) толщиной 0,012 м сваривают встык за один проход. Выбор способа и параметров режима дуговой сварки Для листов из низкоуглеродистой стали толщиной 0,012 м выбираем механизированную дуговую сварку...
2676. Организация платёжной системы в сфере безналичных расчётов 480.88 KB
  В последние годы тема электронных денег принимает все большую актуальность. Эксперты, анализирующие тенденции создания нового экономического пространства с общей валютой, в своих отчетах делают упор на тематику пластиковых карточек. На сего...