10357

Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе. Проектирование урока по предмету как педагогическая задача. Технология подготовки и проведения урока. Существует несколько подходов к классификации уроков каждый из которых отличает...

Русский

2013-03-25

36.5 KB

40 чел.

Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе. Проектирование урока по предмету как педагогическая задача. Технология подготовки и проведения урока.

Существует несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определенными признаками:

1) по дидактической цели (И. Т. Огородников, И. Н. Казанцев);

2) содержание и способы проведения уроков (М. И. Махмутов);

3) основные этапы учебного процесса (С. В. Иванов);

4) дидактические задачи, которые решаются на уроке (Н. М. Яковлев, А. М. Сохор);

5) методы обучения (И. Н. Борисов) и т. д.

Наибольшую поддержку получила классификация уроков по двум признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяют следующие типы уроков:

1. Урок изучения нового материала (лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, постановка и проведение экспериментов и т. п.);

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (уроки самостоятельных работ, урок – лабораторная работа, урок практических работ, урок – экскурсия, урок – семинар);

3. Урок обобщения и систематизации (проблемные дискуссии, уроки – семинары, уроки решения творческих задач);

4. Комбинированный урок;

5. Уроки контроля, коррекции знаний, умений, навыков (устный опрос, письменный опрос, диктанты, изложения, решение задач и примеров и т. д., зачет, практикумы, контрольная самостоятельная работа, экзамены и др.).

Структура урока – соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. От Каменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения:

1) подготовка к усвоению новых знаний;

2) усвоение новых знаний, умений;

3) их закрепление и систематизация;

4) применение на практике.

Этой структуре соответствует комбинированный урок.

Этапы комбинированного урока:

  •  организация работы (1 – 2 мин);
  •  повторение изученного (актуализация знаний) (10 – 12 мин);
  •  изучение нового материала, формирование новых умений (20 – 25 мин);
  •  закрепление, систематизация, применение знаний (5 – 8 мин);
  •  задание на дом (2 – 3 мин).

В современной школе существует множество форм организации урока.

1. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей.

2. Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференциально-групповые.

3. Индивидуальная работа учащихся проводится в рамках как фронтальных, так и групповых форм (выполнение самостоятельных заданий).

В связи со снижением интереса школьников к занятиям, были введены нестандартные уроки, т.е. импровизированные учебные занятия с нестандартной структурой. Среди форм проведения таких уроков можно выделить: уроки «погружения», деловые игры, пресс-коференции, творческие отчеты, соревнования, типа КВН, конкурсы, театрализованные, бинарные, компьютерные, фантазии, «суды», поиск истины, «парадоксы», концерты, аукционы и др.

Формула эффективности урока состоит из двух частей: тщательной подготовки и мастерства проведения.

Проектирование – это завершающая стадия подготовки урока. Итогом становится создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления – это краткий и конкретный, произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме построить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д.

Различают предварительную и непосредственную подготовку учителя к процессу обучения.

Предварительная подготовка – обучение в ВУЗе и вся жизнь учителя.

Непосредственная подготовка – составление перспективных учебно-тематических планов, которые предполагают разделение программы учебного предмета на темы с указанием формы организации обучения, даты, порядкового номера.

Непосредственно перед проведением занятия в любой форме учитель составляет план или план-конспект урока.

Этапы подготовки учителя к уроку:

1. Диагностика – это «прояснение» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также анализ всех затрат времени в учебном процессе.

2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и и выбор из них оптимального. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим образом: объем знаний (умений) принимаем за 100%; влияние препятствующих факторов снижает этот показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока. Если показатель удовлетворяет, переходят к планированию.

3. Проектирование (планирование)

План должен отражать следующие моменты:

  •  дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
    •  название темы, класс, в котором проводится урок;
    •  цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
    •  структура с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этапам;
    •  содержание учебного материала;
    •  методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
    •  учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
    •  задание на дом.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24965. Аренда недвижимости 56 KB
  По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса используемого для осуществления предпринимательской деятельности арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки здания сооружения оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства передать в порядке на условиях и в пределах определяемых договором запасы сырья топлива материалов и иные оборотные средства права пользования землей водой и другими природными ресурсами зданиями...
24966. Договор строительного подряда. Понятие и предмет договора 70.5 KB
  Договор строительного подряда. По договору строительного подряда одна сторона подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы а другая сторона заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ принять их результат и уплатить обусловленную цену п. основной отличительный признак договора строительного подряда – характер работ и особая область в которой они осуществляются. Следовательно выполнение монтажных работ...
24967. Сравнительная характеристика договоров поручения, комиссии и агентского договора. Значение этих договоров 55.5 KB
  Сравнительная характеристика договоров поручения комиссии и агентского договора.971 ГК – легальное определение дра поручения. и фактических действий; 2 длящийся харр; 3 агент действует либо от своего имени и за счет принципала модель отношений дра комиссии либо от имени и за счет принципала модель отношений дра поручения но при этом агентский договор никогда не носит личнодоверительного характера. деятти хотя бы одним из его учв – поручение всегда возмездно если только в самом дре не предусмотрено иное; 3 отношения учв...
24968. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд 54.5 KB
  Заказчик уполномоченный орган вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса аукциона исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров выполнение работ оказание услуг сведения о которых составляют государственную тайну. При этом создание комиссии по размещению заказа определение начальной цены контракта предмета и его существенных условий утверждение проекта контракта конкурсной документации документации об аукционе определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком уполномоченным органом а...
24969. Договор займа и кредитный договор 36 KB
  Договор займа и кредитный договор 1. Понятие Договор займа кредитный договор и договор факторинга оформляют единые экономические кредитные отношения. По договору займа одна сторона заимодавец передает в собственность другой стороне заемщику деньги или другие вещи определенные родовыми признаками а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег сумму займа или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества абз. Эта сделка: односторонняя заемщик обязан возвратить сумму займа а займодавец имеет...
24970. Кредитный договор 50.5 KB
  Именно поэтому закон говорит о предоставлении кредита в виде денежных средств п. Вознаграждение кредитору определяется в виде процентов начисленных на сумму кредита за все время его фактического использования. Обязанности заемщика состоят в возврате полученного кредита и уплате предусмотренных договором или законом процентов за его использование. Законом определяется момент исполнения заемщиком обязанности по возврату суммы кредита п.
24971. Договор лизинга (понятие, содержание, виды) 47.5 KB
  Договор лизинга понятие содержание виды Понятие признаки содержание. Договор лизинга является двусторонним взаимным консенсуальным возмездным. Лизингодатель не имеет прямой заинтересованности в конкретном имуществе являющемся предметом лизинга. Главной обязанностью лизингодателя по договору лизинга является финансирование покупки предмета лизинга и получение прибыли на вложенные деньги.
24972. Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг) 41 KB
  Договор финансирования под уступку денежного требования факторинг Договор факторинга является новым для нашего правопорядка. Юридическая сущность этих отношений составляет уступка денежного требования давно известная в обязательственном праве в качестве цессии. Выделяют нераскрытый факторинг должник не знает о состоявшейся уступке прав поскольку фактор здесь не вправе взыскивать долг с должника своего клиента уступки требования здесь не происходит должник осуществляет платеж первоначальному кредитору.829 закреплено что уступка...
24973. Опытное обоснование основных положений МКТ строения вещества. Масса и размер молекул. Постоянная Авогадро 27.5 KB
  Микрохарактеристики вещества. Молекулярнокинетическая теория это раздел физики изучающий свойства различных состояний вещества основывающийся на представлениях о существовании молекул и атомов как мельчайших частиц вещества. Все вещества состоят из мельчайших частиц: молекул атомов или ионов.