10357

Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе. Проектирование урока по предмету как педагогическая задача. Технология подготовки и проведения урока. Существует несколько подходов к классификации уроков каждый из которых отличает...

Русский

2013-03-25

36.5 KB

41 чел.

Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе. Проектирование урока по предмету как педагогическая задача. Технология подготовки и проведения урока.

Существует несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определенными признаками:

1) по дидактической цели (И. Т. Огородников, И. Н. Казанцев);

2) содержание и способы проведения уроков (М. И. Махмутов);

3) основные этапы учебного процесса (С. В. Иванов);

4) дидактические задачи, которые решаются на уроке (Н. М. Яковлев, А. М. Сохор);

5) методы обучения (И. Н. Борисов) и т. д.

Наибольшую поддержку получила классификация уроков по двум признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяют следующие типы уроков:

1. Урок изучения нового материала (лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, постановка и проведение экспериментов и т. п.);

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (уроки самостоятельных работ, урок – лабораторная работа, урок практических работ, урок – экскурсия, урок – семинар);

3. Урок обобщения и систематизации (проблемные дискуссии, уроки – семинары, уроки решения творческих задач);

4. Комбинированный урок;

5. Уроки контроля, коррекции знаний, умений, навыков (устный опрос, письменный опрос, диктанты, изложения, решение задач и примеров и т. д., зачет, практикумы, контрольная самостоятельная работа, экзамены и др.).

Структура урока – соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. От Каменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения:

1) подготовка к усвоению новых знаний;

2) усвоение новых знаний, умений;

3) их закрепление и систематизация;

4) применение на практике.

Этой структуре соответствует комбинированный урок.

Этапы комбинированного урока:

  •  организация работы (1 – 2 мин);
  •  повторение изученного (актуализация знаний) (10 – 12 мин);
  •  изучение нового материала, формирование новых умений (20 – 25 мин);
  •  закрепление, систематизация, применение знаний (5 – 8 мин);
  •  задание на дом (2 – 3 мин).

В современной школе существует множество форм организации урока.

1. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей.

2. Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференциально-групповые.

3. Индивидуальная работа учащихся проводится в рамках как фронтальных, так и групповых форм (выполнение самостоятельных заданий).

В связи со снижением интереса школьников к занятиям, были введены нестандартные уроки, т.е. импровизированные учебные занятия с нестандартной структурой. Среди форм проведения таких уроков можно выделить: уроки «погружения», деловые игры, пресс-коференции, творческие отчеты, соревнования, типа КВН, конкурсы, театрализованные, бинарные, компьютерные, фантазии, «суды», поиск истины, «парадоксы», концерты, аукционы и др.

Формула эффективности урока состоит из двух частей: тщательной подготовки и мастерства проведения.

Проектирование – это завершающая стадия подготовки урока. Итогом становится создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления – это краткий и конкретный, произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме построить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д.

Различают предварительную и непосредственную подготовку учителя к процессу обучения.

Предварительная подготовка – обучение в ВУЗе и вся жизнь учителя.

Непосредственная подготовка – составление перспективных учебно-тематических планов, которые предполагают разделение программы учебного предмета на темы с указанием формы организации обучения, даты, порядкового номера.

Непосредственно перед проведением занятия в любой форме учитель составляет план или план-конспект урока.

Этапы подготовки учителя к уроку:

1. Диагностика – это «прояснение» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также анализ всех затрат времени в учебном процессе.

2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и и выбор из них оптимального. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим образом: объем знаний (умений) принимаем за 100%; влияние препятствующих факторов снижает этот показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока. Если показатель удовлетворяет, переходят к планированию.

3. Проектирование (планирование)

План должен отражать следующие моменты:

  •  дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
    •  название темы, класс, в котором проводится урок;
    •  цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
    •  структура с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этапам;
    •  содержание учебного материала;
    •  методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
    •  учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
    •  задание на дом.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20907. Бизнес-план ЗАО «Пивзавод «Архар» 256 KB
  ЗАО «Пивзавод «Архар», производство пива по традиционно русским рецептам. В состав используемых помещений входят: цех для основного производства, кухня, пивбар. Также к основным фондам относится земельный участок, занимаемый данным предприятием
20908. Фінансовий облік, конспект лекцій 289.5 KB
  Фінансовий облік - це комплексний синтетичний облік усіх засобів та грошових коштів і всієї економічної діяльності підприємства, фірми, організації, установи. До його складу входять аналітичний облік розрахунків з постачальниками і покупцями, іншими організаціями та особами
20910. Исследование вращающихся трансформаторов 619 KB
  Основные теоретические сведения Вращающиеся поворотные трансформаторы ВТ электрические информационные микромашины переменного тока предназначенные для преобразования угла поворота в напряжение пропорциональное некоторым функциям угла например синусу или косинусу или самому углу поворота ротора. Вращающиеся трансформаторы используются в системах дистанционной передачи ДП угла повышенной точности; в качестве датчиков угла; счетнорешающих элементов аналоговых и аналоговоцифровых вычислительных устройств для решения геометрических...
20911. Исследование однофазных сельсинов 417.5 KB
  Систему синхронной связи передающую электрическим путем на расстояние угловые перемещения называют системой передачи угла или синхронного поворота. В системах электрического вала применяют трехфазные сельсины а в системах передачи угла однофазные сельсины. В зависимости от величины погрешности в индикаторной системе передачи угла сельсины делятся на четыре класса точности см. Параметр точности Класс точности 1 2 3 4 Погрешность следования в дистанционной передаче угла в индикаторном режиме угл.
20912. Исследование феррозондов 179 KB
  Это изменение достигается магнитным воздействием на сердечник с помощью обмоток возбуждения подключенных к источнику переменного тока. Здесь w1в и w2в обмотки возбуждения включенные встречно wвых выходная сигнальная обмотка. Встречное включение обмоток возбуждения расположенных симметрично относительно середины сердечника обеспечивает развязку цепей возбуждения и выхода и позволяет свести к минимуму величину выходного напряжения в отсутствие внешнего поля. При подаче в обмотки возбуждения переменного напряжения uв=uвмsint магнитная...
20913. Исследование статических тяговых характеристик силового электромагнита 265.5 KB
  При протекании тока по обмотке 3 электромагнита создается магнитный поток который проходит по магнитопроводу паразитному и рабочему воздушному зазорам. В последнем создается электромагнитная сила стремящаяся притянуть якорь электромагнита к стопу. Электромагнитное усилие определяется зависимостью 1 где коэффициент зависящий от конструктивных особенностей электромагнита; ток в обмотке; количество витков обмотки; зазор.
20914. Ознакомление с конструкциями и схемами включения электромагнитных реле 327.5 KB
  Основные теоретические сведения Реле это устройство в котором при достижении входной величиной определенного значения скачкообразно изменяется выходная величина. В зависимости от того на какое физическое явление реагирует воспринимающая система реле подразделяют на электромагнитные оптические химические механические пневматические и др. Реле используются для управления режимами работы аппаратуры или отдельных ее блоков систем устройств приборов и элементов а также для усиления преобразования контроля запоминания кодирования и...
20915. Исследование двигателей постоянного тока 578.5 KB
  Оборудование измерительные приборы и инструменты: лабораторная установка источники постоянного тока вольтметр амперметр тахометр магазин сопротивлений. В настоящее время в качестве исполнительных двигателей наиболее часто используются: двухфазные асинхронные двигатели с повышенным сопротивлением ротора; двигатели постоянного тока с независимым возбуждением или постоянными магнитами; 3 синхронные шаговые двигатели. В настоящей работе исследуется двигатель постоянного тока ДПТ.