10357

Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе. Проектирование урока по предмету как педагогическая задача. Технология подготовки и проведения урока. Существует несколько подходов к классификации уроков каждый из которых отличает...

Русский

2013-03-25

36.5 KB

41 чел.

Типология и структура урока. Различные формы проведения урока в современной школе. Проектирование урока по предмету как педагогическая задача. Технология подготовки и проведения урока.

Существует несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определенными признаками:

1) по дидактической цели (И. Т. Огородников, И. Н. Казанцев);

2) содержание и способы проведения уроков (М. И. Махмутов);

3) основные этапы учебного процесса (С. В. Иванов);

4) дидактические задачи, которые решаются на уроке (Н. М. Яковлев, А. М. Сохор);

5) методы обучения (И. Н. Борисов) и т. д.

Наибольшую поддержку получила классификация уроков по двум признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяют следующие типы уроков:

1. Урок изучения нового материала (лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, постановка и проведение экспериментов и т. п.);

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (уроки самостоятельных работ, урок – лабораторная работа, урок практических работ, урок – экскурсия, урок – семинар);

3. Урок обобщения и систематизации (проблемные дискуссии, уроки – семинары, уроки решения творческих задач);

4. Комбинированный урок;

5. Уроки контроля, коррекции знаний, умений, навыков (устный опрос, письменный опрос, диктанты, изложения, решение задач и примеров и т. д., зачет, практикумы, контрольная самостоятельная работа, экзамены и др.).

Структура урока – соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. От Каменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения:

1) подготовка к усвоению новых знаний;

2) усвоение новых знаний, умений;

3) их закрепление и систематизация;

4) применение на практике.

Этой структуре соответствует комбинированный урок.

Этапы комбинированного урока:

  •  организация работы (1 – 2 мин);
  •  повторение изученного (актуализация знаний) (10 – 12 мин);
  •  изучение нового материала, формирование новых умений (20 – 25 мин);
  •  закрепление, систематизация, применение знаний (5 – 8 мин);
  •  задание на дом (2 – 3 мин).

В современной школе существует множество форм организации урока.

1. При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей.

2. Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперативно-групповые и дифференциально-групповые.

3. Индивидуальная работа учащихся проводится в рамках как фронтальных, так и групповых форм (выполнение самостоятельных заданий).

В связи со снижением интереса школьников к занятиям, были введены нестандартные уроки, т.е. импровизированные учебные занятия с нестандартной структурой. Среди форм проведения таких уроков можно выделить: уроки «погружения», деловые игры, пресс-коференции, творческие отчеты, соревнования, типа КВН, конкурсы, театрализованные, бинарные, компьютерные, фантазии, «суды», поиск истины, «парадоксы», концерты, аукционы и др.

Формула эффективности урока состоит из двух частей: тщательной подготовки и мастерства проведения.

Проектирование – это завершающая стадия подготовки урока. Итогом становится создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления – это краткий и конкретный, произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме построить процесс в случае возникновения заранее предусмотренных затруднений и т.д.

Различают предварительную и непосредственную подготовку учителя к процессу обучения.

Предварительная подготовка – обучение в ВУЗе и вся жизнь учителя.

Непосредственная подготовка – составление перспективных учебно-тематических планов, которые предполагают разделение программы учебного предмета на темы с указанием формы организации обучения, даты, порядкового номера.

Непосредственно перед проведением занятия в любой форме учитель составляет план или план-конспект урока.

Этапы подготовки учителя к уроку:

1. Диагностика – это «прояснение» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также анализ всех затрат времени в учебном процессе.

2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и и выбор из них оптимального. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим образом: объем знаний (умений) принимаем за 100%; влияние препятствующих факторов снижает этот показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока. Если показатель удовлетворяет, переходят к планированию.

3. Проектирование (планирование)

План должен отражать следующие моменты:

  •  дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
    •  название темы, класс, в котором проводится урок;
    •  цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
    •  структура с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этапам;
    •  содержание учебного материала;
    •  методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
    •  учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
    •  задание на дом.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66922. ПОЛІТИЧНА ВЛАДА 124.5 KB
  Політична влада є одним з центральних понять політології. Сам термін «влада» не має однозначного визначення, що пояснюється його складністю та неоднозначністю. Загалом владу визначають як право і реальну можливість здійснювати свою волю, нав’язуючи її іншим людям.
66923. Способы выражения грамматических значений 177.5 KB
  В зависимости от того, выражаются ли лексическое и грамматическое значения внутри знаменательного слова или для выражения ГЗ используются другие единицы, грамматические способы делятся на синтетические (ЛЗ и ГЗ выражены внутри знаменательного слова) и аналитические (ГЗ выражается за пределами знаменательного слова).
66924. ГЕОГРАФІЧНИЙ ЧЕМПІОНАТ «УКРАЇНО МОЯ» 62 KB
  Як говорить М.Рильський: Хто не знає минулого, той не вартий майбутнього. Регіон, що об’єднує територію Харківської, частково Сумської і Луганської областей. Слобожанщина. Регіон, розташований на півдні Івано - Франківської області. Покутня. З. Назва регіону пов’язана з назвою ооласті. Волинь.
66926. Чернобыль – наши раненые души... 57.5 KB
  Здравствуйте уважаемые гости ВЕДУЩИЙ 2: Добрый день дорогие ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции ВЕДУЩИЙ 1: Мы рады приветствовать Вас сегодня 14 декабря в день чествования участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
66927. ВОСПИТАНИЕ ЧЕСТИ 175.96 KB
  В современных условиях школа призвана не столько воспитывать, сколько перевоспитывать подрастающее поколение: ведь ни для кого не секрет, что телевидение воспитывает гораздо сильнее, чем можно было предполагать на заре его возникновения.
66928. Рольова гра «Судимо Чіпку» 60 KB
  Мета: 1) у ході гри визначитись зі ставленням до головного героя роману Панаса Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні?», оцінивши його вчинки, мотиви поведінки; 2) перевірити знання учнів з правознавства про адміністративну та кримінальну відповідальність; 3) розвивати в учнів аналітичні здібності; уміння грамотно, послідовно висловлювати свої думки...
66929. Поріс чорнобилем Чорнобиль - бідою нашою поріс 72.64 KB
  У ці дні ми привертаємо увагу, як української так і світової громадськості, до страждань людей, які зазнали і продовжують зазнавати дії радіації, а це 3 міл. ІОО тис. наших співвітчизників і жителів інших держав: Білорусії та Росії. Серед них і ті, хто захистив світ від страшної біди ціною свого здоров'я...
66930. Мужність і біль Чорнобиля 55 KB
  Вступне слово вчителя. 26 квітня 2010 року виповнилося 24 роки з дня найстрашнішої за наслідками катастрофи минулого тисячоліття. Чотири букви – ЧАЕС – стали символом трагедії, яка доторкнулася до мільйонів людей, накрила їх крилом безжалісної радіації, перетворюючи свої жертви в безпомічних людей.