10358

Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету, ее цели, задачи, функции, основные формы и виды

Доклад

Педагогика и дидактика

Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету ее цели задачи функции основные формы и виды. Учреждения дополнительного образования. Развитие интересов и способностей ученика в процессе дополнительного образова

Русский

2013-03-25

39.5 KB

22 чел.

Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету, ее цели, задачи, функции, основные формы и виды. Учреждения дополнительного образования. Развитие интересов и способностей ученика в процессе дополнительного образования. Способности и задатки. Понятие об общих и специальных способностях

Дополнительное образование – внеурочная учебно–воспитательная работа, строящаяся на принципах добровольности, активности, учета возрастных и индивидуальных способностей ребенка, осуществляемая через музыкальные, спортивные, художественные школы, клубы, дома творчества, а также на базе общеобразовательных учреждений. Дополнительное образование выступает как средство мотивации развития личности, так как является неисчерпаемым источником для создания ситуации успеха. Как для учителя, так и для ученика дополнит-е образование является сферой самореализации. Содержание доп-го об-я находится за пределами образовательного стандарта. Специфика доп-го об-я:

- ребенок сам выбирает вид деятельности;

- эмоционально благоприятный фон;

- создание мотивации развития личности;

- адаптивность к различным видам учебных заведений.

Дополнительное образование в настоящее время стремится органично сочетать виды досуга с образовательной деятельностью.

Развивая дополнительное образование, образовательные учреждения вступают в тесное взаимодействие с учреждениями других сфер, становясь по-настоящему открытыми системами. Варианты развития допл-го об-я: 1) доп-е об-е как звено воспитательной системы (так называемые УВК-комбинаты); 2) сближение основного и доп-го об- я посредством диалога культур (школы с национальным уклоном); 3) клубное сотрудничество (с центром творчества, театром, библиотекой).

В настоящее время в правительстве разработан пакет законопроектов в сфере образования. Серьезные изменения коснутся порядка получения дополнительного профессионального образования. Основная идея – создание условий для развития системы непрерывного образования, что обеспечит образовательные потребности граждан. Для этого право осуществлять программы дополнительного образования предоставляются широкому кругу организаций.

Внеурочная деятельность – это деятельность, которая направлена на формирование ЗУН, которая осуществляется вне урока. Всю внеурочную деятельность можно отнести к трем основным организационно-педагогическим формам:

  1.  Формы которые направлены на воспитание положительного отношения школьников к учению. Вооружение навыками самостоятельного приобретения знаний.
  2.  Формы обучения, которые связаны с коллективно-познавательной деятельностью (диспуты, олимпиады, конкурсы);
  3.  Формы учебно-образовательной деятельности, направленные на развитие творческих способностей учащихся (факультативы, научные сообщества…).

Еще по формам организации различают индивидуальную, групповую (систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся) и массовую (эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом) внеклассную работу.

Главная цель – расширить и углубить знания учащихся, умения, развить индивидуальные склонности учащихся.

Основными задачами внеурочной деятельности являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в нее романтики, фантазии, элементов игры, оптимистических перспектив.

Урок, как основная форма учебно-воспитательного процесса дополняется другими формами его организации. В рамках классно-урочной системы – это экскурсии, консультации, домашняя работа, учебная конференция, дополнительные занятия.

Экскурсия – специфическая форма организации учебно- воспитательного процесса, перенесенная за стены класса с учетом образовательной и воспитательной целей. Формы проведения: рассказ, беседа, демонстрация. Виды: краеведческая, производственная и т. п. Экскурсия служит накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, помогает установлению связи теории с практикой. Важна правильная постановка цели экскурсии вместе с учащимися.

Дополнительные занятия бывают индивидуальными и групповыми. Проходят с целью заполнения пробелов в знаниях, выработки необходимых знаний, умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к знаниям. К дополнительным занятиям можно отнести консультации (носят эпизодический характер).

Домашняя работа – формирует усидчивость, ответственность, самостоятельность, закрепление материала. Виды: подготавливающие к восприятию мат-ла; направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков; требующие применения новых знаний на практике; творческие. Время на дом. раб.: 1кл. – до 1 ч.; 2 кл. – до1,5 ч.; 3-4 кл. – до 2 ч.; 5-6 кл. – до 2,5 ч.; 7 кл. – до 3 ч.; 8-11 кл. – до 4 ч.

К вспомогательным формам учебно-воспитательного процесса относят  факультативы и разные формы кружковой и клубной работы.

Задача факультативного курса – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов, проведение профориентационной работы. Программа факультатива должна дополнять, а не дублировать основной курс. Виды: практическая, реферативная, исследовательская.

Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и творческих способностей.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения ЗУН, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся. Способности обнаруживаются только в деятельности, и при том только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Самый верный путь определения способностей был предложен Л. С. Выготским, как метод определения зоны ближайшего развития, т. е. выявления динамики успехов ребенка в процессе обучения.

Т. о., способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее ЗУН.

Различают общие и специальные способности: общие способности отражают склонность человека к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Специальные способности показывают склонность индивида к более узкому кругу требований данного вида деятельности.

Способности не являются врожденными, они формируются в процессе жизни и деятельности. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденности дифференциальных особенностей мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называют задатками.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16154. Уголовный процесс. Учебное пособие 1.16 MB
  Руденко Татьяна Евгеньевна УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС Об авторе Программа курса Методические рекомендации Тема 1. Понятие сущность и задачи уголовного процесса. Уголовнопроцессуальное законодательство Тема 2. Принципы уголовного процесса Тема 3. Субъекты уголовно
16155. Криминалистика. Учебное пособие 1.65 MB
  Предисловие Повышение эффективности и качества расследования преступлений в значительной степени обусловлено использованием современных достижений криминалистической науки. Криминалистика осуществляет интеграцию в сферу судопроизводства естественнонаучных те
16156. Основы римского частного права. Учебное пособие 650 KB
  В.Б. Романовская Э.Б. Курзенин Основы римского частного права. Юриспруденция есть познание божеских и человеческих дел умение отличать справедливое от несправедливого. Институции Юстиниан
16157. Исковая давность в международном коммерческом обороте. Учебное пособие 348.5 KB
  ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ ОБОРОТЕ: ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ М.Г. РОЗЕНБЕРГ ВВЕДЕНИЕ Трудно переоценить значение для участников международного коммерческого оборота правильной ориентировки в вопросах исковой давности имея в виду что в граж
16158. Мировая сделка, использование в коммерческом обороте. Учебное пособие 2.71 MB
  Мировая сделка: использование в коммерческом обороте Введение Из всех способов прекращения споров порождаемых между людьми теми разнообразными до бесконечности отношениями в которые они становятся друг к другу самым счастливым по своим последствиям являет
16159. Теория и практика полемики. Учебное пособие 282.5 KB
  В. Б. Родос Теория и практика полемики Раздел первый Введение Многолетняя богатая блестящими идеями переписка между А. Эйнштейном и Н. Бором быть может самый хорошо изученный пример научной полемики. Лучший но далеко не единственный пример продуктивного и
16160. Судебная практика и ее роль в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Учебное пособие 1.44 MB
  Судебная практика и ее роль в правовом регулировании предпринимательской деятельности Вступительная статья Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется комплексом законодательства представляющим различные отрасли права основ
16161. Незаконный оборот оружия. Учебное пособие 324.5 KB
  В работе излагаются вопросы регламентации оборота оружия в международных правовых актах, комментируются концепции регулирования международной торговли оружием на примере законодательств США и Германии. Основное внимание уделено уголовно-правовой характеристике незаконного оборота оружия по Уголовному кодексу Российской Федерации
16162. Квалификация контрабанды. Учебное пособие 565 KB
  Основная часть работы посвящена уголовно-правовому анализу состава контрабанды. Дается характеристика квалифицированных видов контрабанды, затрагиваются некоторые вопросы разграничения контрабанды и смежных составов преступлений