10358

Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету, ее цели, задачи, функции, основные формы и виды

Доклад

Педагогика и дидактика

Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету ее цели задачи функции основные формы и виды. Учреждения дополнительного образования. Развитие интересов и способностей ученика в процессе дополнительного образова

Русский

2013-03-25

39.5 KB

21 чел.

Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету, ее цели, задачи, функции, основные формы и виды. Учреждения дополнительного образования. Развитие интересов и способностей ученика в процессе дополнительного образования. Способности и задатки. Понятие об общих и специальных способностях

Дополнительное образование – внеурочная учебно–воспитательная работа, строящаяся на принципах добровольности, активности, учета возрастных и индивидуальных способностей ребенка, осуществляемая через музыкальные, спортивные, художественные школы, клубы, дома творчества, а также на базе общеобразовательных учреждений. Дополнительное образование выступает как средство мотивации развития личности, так как является неисчерпаемым источником для создания ситуации успеха. Как для учителя, так и для ученика дополнит-е образование является сферой самореализации. Содержание доп-го об-я находится за пределами образовательного стандарта. Специфика доп-го об-я:

- ребенок сам выбирает вид деятельности;

- эмоционально благоприятный фон;

- создание мотивации развития личности;

- адаптивность к различным видам учебных заведений.

Дополнительное образование в настоящее время стремится органично сочетать виды досуга с образовательной деятельностью.

Развивая дополнительное образование, образовательные учреждения вступают в тесное взаимодействие с учреждениями других сфер, становясь по-настоящему открытыми системами. Варианты развития допл-го об-я: 1) доп-е об-е как звено воспитательной системы (так называемые УВК-комбинаты); 2) сближение основного и доп-го об- я посредством диалога культур (школы с национальным уклоном); 3) клубное сотрудничество (с центром творчества, театром, библиотекой).

В настоящее время в правительстве разработан пакет законопроектов в сфере образования. Серьезные изменения коснутся порядка получения дополнительного профессионального образования. Основная идея – создание условий для развития системы непрерывного образования, что обеспечит образовательные потребности граждан. Для этого право осуществлять программы дополнительного образования предоставляются широкому кругу организаций.

Внеурочная деятельность – это деятельность, которая направлена на формирование ЗУН, которая осуществляется вне урока. Всю внеурочную деятельность можно отнести к трем основным организационно-педагогическим формам:

  1.  Формы которые направлены на воспитание положительного отношения школьников к учению. Вооружение навыками самостоятельного приобретения знаний.
  2.  Формы обучения, которые связаны с коллективно-познавательной деятельностью (диспуты, олимпиады, конкурсы);
  3.  Формы учебно-образовательной деятельности, направленные на развитие творческих способностей учащихся (факультативы, научные сообщества…).

Еще по формам организации различают индивидуальную, групповую (систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся) и массовую (эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом) внеклассную работу.

Главная цель – расширить и углубить знания учащихся, умения, развить индивидуальные склонности учащихся.

Основными задачами внеурочной деятельности являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в нее романтики, фантазии, элементов игры, оптимистических перспектив.

Урок, как основная форма учебно-воспитательного процесса дополняется другими формами его организации. В рамках классно-урочной системы – это экскурсии, консультации, домашняя работа, учебная конференция, дополнительные занятия.

Экскурсия – специфическая форма организации учебно- воспитательного процесса, перенесенная за стены класса с учетом образовательной и воспитательной целей. Формы проведения: рассказ, беседа, демонстрация. Виды: краеведческая, производственная и т. п. Экскурсия служит накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, помогает установлению связи теории с практикой. Важна правильная постановка цели экскурсии вместе с учащимися.

Дополнительные занятия бывают индивидуальными и групповыми. Проходят с целью заполнения пробелов в знаниях, выработки необходимых знаний, умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к знаниям. К дополнительным занятиям можно отнести консультации (носят эпизодический характер).

Домашняя работа – формирует усидчивость, ответственность, самостоятельность, закрепление материала. Виды: подготавливающие к восприятию мат-ла; направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков; требующие применения новых знаний на практике; творческие. Время на дом. раб.: 1кл. – до 1 ч.; 2 кл. – до1,5 ч.; 3-4 кл. – до 2 ч.; 5-6 кл. – до 2,5 ч.; 7 кл. – до 3 ч.; 8-11 кл. – до 4 ч.

К вспомогательным формам учебно-воспитательного процесса относят  факультативы и разные формы кружковой и клубной работы.

Задача факультативного курса – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов, проведение профориентационной работы. Программа факультатива должна дополнять, а не дублировать основной курс. Виды: практическая, реферативная, исследовательская.

Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и творческих способностей.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения ЗУН, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся. Способности обнаруживаются только в деятельности, и при том только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Самый верный путь определения способностей был предложен Л. С. Выготским, как метод определения зоны ближайшего развития, т. е. выявления динамики успехов ребенка в процессе обучения.

Т. о., способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее ЗУН.

Различают общие и специальные способности: общие способности отражают склонность человека к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Специальные способности показывают склонность индивида к более узкому кругу требований данного вида деятельности.

Способности не являются врожденными, они формируются в процессе жизни и деятельности. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденности дифференциальных особенностей мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называют задатками.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66222. Управление деловой карьерой персонала организации 97 KB
  Технология формирования резерва руководителей Кадровый резерв это группа руководителей и специалистов обладающих способностью к управленческой деятельности отвечающих требованиям предъявляемым должностью того или иного ранга подвергшихся отбору...
66223. СУЧАСНІ ТЕНДЕНЦІЇ РОЗВИТКУ ОСВІТИ В СВІТІ 146 KB
  Провідним державам успіх у світі забезпечили такі фактори: при відборі спеціалістів розум і талант переважає над походженням створена система відбору здібних і умілих для продовження навчання діє гнучка система економіки управління...
66224. Стимулирование и мотивация труда персонала 69 KB
  Мотивация в современных условиях выступает одной из важнейших функций управления персоналом и представляет собой процесс побуждения работников к активной трудовой деятельности для удовлетворения их собственных потребностей и интересов в сочетании с достижением целей организации.
66225. Роль служб управления персоналом в разработке систем оплаты труда 86.5 KB
  Разработка системы оплаты труда. Особенности традиционной тарифной и нетрадиционной бестарифной моделей оплаты труда. Разработка системы оплаты труда.
66226. Мобильность персонала организации 73 KB
  Оборот персонала – число принятых или выбывших работников за отчетный период. Требования рыночной экономики связаны с необходимостью постоянного развития трудовых ресурсов организации, которое проявляется прежде всего в постоянном профессиональном росте и развитии.
66227. Реформация и Контрреформация в Европе 33 KB
  Для успешного развития буржуазного общества нужно было изменить отношение церкви к богатству и земным наслаждениям. Широкое и разнородная реформация по своим социальным устремлением движения направленная на преобразование католической церкви...
66228. Кадровые стратегии и политика организации 111.5 KB
  Поддержание деятельности персонала также требует больших затрат. Одним из необходимых условий максимально эффективного использования персонала организации является разработка четкая формулировка и реализация кадровой политики организации.
66229. Служба управления персоналом: структура и функции 82 KB
  Основные функции служб персонала. Сегодня в силу возросшей важности их функций прежние кадровые службы преобразовываются в службы персонала или в управления человеческих ресурсов выполняющие интегрированные функции и обладающие широкими полномочиями.
66230. Нормативные основы служб управления персоналом 59 KB
  Вместе с тем есть вопросы труда которые могут решаться при помощи локальных правовых норм принятых в каждой организации. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам по приему увольнению переводам положения о подразделениях должностные инструкции...