10358

Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету, ее цели, задачи, функции, основные формы и виды

Доклад

Педагогика и дидактика

Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету ее цели задачи функции основные формы и виды. Учреждения дополнительного образования. Развитие интересов и способностей ученика в процессе дополнительного образова

Русский

2013-03-25

39.5 KB

24 чел.

Дополнительное образование в условиях современной школы. Внеурочная деятельность учителя по предмету, ее цели, задачи, функции, основные формы и виды. Учреждения дополнительного образования. Развитие интересов и способностей ученика в процессе дополнительного образования. Способности и задатки. Понятие об общих и специальных способностях

Дополнительное образование – внеурочная учебно–воспитательная работа, строящаяся на принципах добровольности, активности, учета возрастных и индивидуальных способностей ребенка, осуществляемая через музыкальные, спортивные, художественные школы, клубы, дома творчества, а также на базе общеобразовательных учреждений. Дополнительное образование выступает как средство мотивации развития личности, так как является неисчерпаемым источником для создания ситуации успеха. Как для учителя, так и для ученика дополнит-е образование является сферой самореализации. Содержание доп-го об-я находится за пределами образовательного стандарта. Специфика доп-го об-я:

- ребенок сам выбирает вид деятельности;

- эмоционально благоприятный фон;

- создание мотивации развития личности;

- адаптивность к различным видам учебных заведений.

Дополнительное образование в настоящее время стремится органично сочетать виды досуга с образовательной деятельностью.

Развивая дополнительное образование, образовательные учреждения вступают в тесное взаимодействие с учреждениями других сфер, становясь по-настоящему открытыми системами. Варианты развития допл-го об-я: 1) доп-е об-е как звено воспитательной системы (так называемые УВК-комбинаты); 2) сближение основного и доп-го об- я посредством диалога культур (школы с национальным уклоном); 3) клубное сотрудничество (с центром творчества, театром, библиотекой).

В настоящее время в правительстве разработан пакет законопроектов в сфере образования. Серьезные изменения коснутся порядка получения дополнительного профессионального образования. Основная идея – создание условий для развития системы непрерывного образования, что обеспечит образовательные потребности граждан. Для этого право осуществлять программы дополнительного образования предоставляются широкому кругу организаций.

Внеурочная деятельность – это деятельность, которая направлена на формирование ЗУН, которая осуществляется вне урока. Всю внеурочную деятельность можно отнести к трем основным организационно-педагогическим формам:

  1.  Формы которые направлены на воспитание положительного отношения школьников к учению. Вооружение навыками самостоятельного приобретения знаний.
  2.  Формы обучения, которые связаны с коллективно-познавательной деятельностью (диспуты, олимпиады, конкурсы);
  3.  Формы учебно-образовательной деятельности, направленные на развитие творческих способностей учащихся (факультативы, научные сообщества…).

Еще по формам организации различают индивидуальную, групповую (систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся) и массовую (эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом) внеклассную работу.

Главная цель – расширить и углубить знания учащихся, умения, развить индивидуальные склонности учащихся.

Основными задачами внеурочной деятельности являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в нее романтики, фантазии, элементов игры, оптимистических перспектив.

Урок, как основная форма учебно-воспитательного процесса дополняется другими формами его организации. В рамках классно-урочной системы – это экскурсии, консультации, домашняя работа, учебная конференция, дополнительные занятия.

Экскурсия – специфическая форма организации учебно- воспитательного процесса, перенесенная за стены класса с учетом образовательной и воспитательной целей. Формы проведения: рассказ, беседа, демонстрация. Виды: краеведческая, производственная и т. п. Экскурсия служит накоплению наглядных представлений и жизненных фактов, помогает установлению связи теории с практикой. Важна правильная постановка цели экскурсии вместе с учащимися.

Дополнительные занятия бывают индивидуальными и групповыми. Проходят с целью заполнения пробелов в знаниях, выработки необходимых знаний, умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к знаниям. К дополнительным занятиям можно отнести консультации (носят эпизодический характер).

Домашняя работа – формирует усидчивость, ответственность, самостоятельность, закрепление материала. Виды: подготавливающие к восприятию мат-ла; направленные на закрепление знаний, выработку умений и навыков; требующие применения новых знаний на практике; творческие. Время на дом. раб.: 1кл. – до 1 ч.; 2 кл. – до1,5 ч.; 3-4 кл. – до 2 ч.; 5-6 кл. – до 2,5 ч.; 7 кл. – до 3 ч.; 8-11 кл. – до 4 ч.

К вспомогательным формам учебно-воспитательного процесса относят  факультативы и разные формы кружковой и клубной работы.

Задача факультативного курса – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов, проведение профориентационной работы. Программа факультатива должна дополнять, а не дублировать основной курс. Виды: практическая, реферативная, исследовательская.

Кружковая и клубная работа строится на принципах добровольности, развития инициативы и творческих способностей.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения ЗУН, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся. Способности обнаруживаются только в деятельности, и при том только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Самый верный путь определения способностей был предложен Л. С. Выготским, как метод определения зоны ближайшего развития, т. е. выявления динамики успехов ребенка в процессе обучения.

Т. о., способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее ЗУН.

Различают общие и специальные способности: общие способности отражают склонность человека к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Специальные способности показывают склонность индивида к более узкому кругу требований данного вида деятельности.

Способности не являются врожденными, они формируются в процессе жизни и деятельности. Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденности дифференциальных особенностей мозга, которые могут оказаться условиями успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называют задатками.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30896. Регуляция работы сердца 46 KB
  Регуляция работы сердца Регуляция деятельности сердца Механизм регуляции деятельности сердца: Саморегуляция. Законы саморегуляции деятельности сердца: Закон ФранкаСтарлинга сила сердечных сокращений пропорциональна степени растяжения миокарда в диастолу. Нервная регуляция деятельности сердца. Симпатическая нервная система: а перерезка волокон СНС нет изменений в деятельности сердца симпатические центры иннервирующие сердце исходно не обладают спонтанной активностью; б активация СНС хроно ино батмо и дромотропный...
30897. Дыхание 39.5 KB
  Внешнее дыхание вентиляция легких обмен газов между атмосферным воздухом и альвеолярным легочная вентиляция. Диффузия газов в легких обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью в капиллярах легких.Вентиляция легких 2.Перфузия легких кровью интенсивность кровотока в легких .
30898. Биомеханика спокойного вдоха и выдоха 27 KB
  Биомеханика спокойного вдоха и выдоха Биомеханика спокойного вдоха В развитии спокойного вдоха играют роль: сокращение диафрагмы и сокращение наружных косых межреберных и межхрящевых мышц. Под влиянием нервного сигнала диафрагма наиболее сильная мышца вдоха сокращается ее мышцы расположены радиально по отношению к сухожильному центру поэтому купол диафрагмы уплощается на 1520 см при глубоком дыхании на 10 см растет давление в брюшной полости. Под влиянием нервного сигнала сокращаются наружные косые межреберные и межхрящевые мышцы. У...
30899. Клинико-физиологическая оценка внешнего дыхания. Легочные объемы 36.5 KB
  Легочные объемы Анатомофизиолгические показатели легочные объемы определяются антропометрическими данными индивидуума : 1ростовесовыми показателями 2 строением грудной клетки 3 дыхательных путей 4 строением и свойствами легочной ткани эластическая тяга легких поверхностное натяжение альвеол 5 силой дыхательных мышц Легочные объёмы и ёмкости ОЕЛ ЖЕЛ РОвд ЕВвд ДО РОвыд ФОЕ ОО Коллапсный О Минимальный О Легочные объемы: Общая емкость легких ОЕЛ количество воздуха находящееся в легких после максимального вдоха. ОЕЛ состоит...
30900. Клинико-физиологическая оценка внешнего дыхания. Функциональные показатели 27.5 KB
  Минутный объем дыхания МОД объем воздуха который проходит через легкие за 1 минуту. Этот показатель можно определить двумя методами: с помощью спирографии ДО умножается на частоту дыхания и путем сбора воздуха в мешок Дугласа. МВЛ это максимальное количество воздуха которое может вдохнуть и выдохнуть пациент за 1 минуту ЧД более 50 уд мин; N=1418. Форсированная жизненная емкость легких ФЖЕЛ количество воздуха которое пациент может выдохнуть за счет экспираторного маневра максимально быстро и полно .
30901. Газообмен в легких и тканях 34 KB
  Газовый состав вдыхаемого альвеолярного и выдыхаемого воздуха Дыхательные газы Вдыхаемый воздух Альвеолярный воздух Выдыхаемый воздух О2 мм рт. в процессе жизнедеятельности идет постоянный процесс потребления О2 и выделения СО2 это поддерживает концентрацию дыхательных газов в нем на постоянном уровне. Обмен газов между альвеолярным воздухом и кровью. Транспорт газов кровью.
30902. Транспорт газов кровью 280.5 KB
  В жидкой части крови растворены газы воздуха: кислород углекислый газ азот. При содержании гемоглобина 150 г л норма каждые 100 мл крови переносят 208 мл О2. Это кислородная емкость крови. Другой показательсодержание кислорода в крови взятой в различных участках сосудистого русла: артериальной 20 мл О2 100 мл крови и венозной 14 млО2 100 мл крови .
30903. Регуляция дыхания 30.5 KB
  Регуляция дыхания Главная задача регуляции дыхания чтобы потребление кислорода поставка его тканям за счет внешнего дыхания были адекватны функциональным потребностям организма. Самый эффективный способ регуляции дыхания в целом это регуляция внешнего дыхания. Интенсивность внешнего дыхания зависит от варьирования его частоты и глубины. В регуляции дыхания можно выделить 3 группы механизмов: 1.
30904. Механизмы перестройки внешнего дыхания 32 KB
  Накопление СО2 в крови гиперкапния стимулирует дыхание человек будет дышать глубже и чаще. СО2 вымывается из крови гипокапния . ещё до повышения уровня СО2 в крови. Регуляция тонуса сосудов легких 1 Ведущая роль принадлежит газовому составу крови: понижение содержания в крови СО2 приводит к повышению тонуса легочных сосудов при этом уменьшается количество крови которое успевает обогатиться в легких О2 за единицу времени; увеличение СО2 наоборот уменьшает тонус легочных сосудов а значит повышается кровоток и газообмен.