10359

Младший школьник, его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Младший школьник его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте. Младший школьник от 6 - 7 до 10 - 11 лет. Главной чертой является то что дошкольник становится школьником: меняется его социально

Русский

2013-03-25

40 KB

6 чел.

Младший школьник, его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте.

Младший школьник (от 6 – 7 до 10 – 11 лет). Главной чертой является то, что дошкольник становится школьником: меняется его социальное положение, положение в семье, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Ведущая деятельность – учебная; а главная обязанность – обязанность учиться. В отличие от игры учебная деятельность носит обязательный, систематический, общественнозначимый характер. Как самостоятельная учебная деятельность формируется именно в младшем школьном возрасте,  и под ее влиянием формируются основные новообразования:

  1.  произвольность (умение сознательно ставить цели и находить средства их достижения);
  2.  умение выполнять действия во внутреннем плане, про себя;
  3.  рефлексия (обращение во внутрь – умение посмотреть на себя глазами другого человека).

Учебная деятельность – это деятельность, в результате которой человек приобретает новые и совершенствует имеющиеся у него знания, умения, навыки.

Структура учебной деятельности (Эльконин):

  1.  мотивация;
  2.  учебная задача – подлежащий усвоению способ действий;
  3.  учебные действия – действия, с помощью которых происходит воспроизведение образца;
  4.  действия контроля – сопоставление выполненного действия с образцом;
  5.  оценка – показывает степень соответствия выполненного действия поставленной учебной задаче.

У младшего школьника такая структура учебной деятельности формируется не сразу. Сначала у него ярко выражен компонент «оценка». Правильное отношение к учебной деятельности у младшего школьника формируется не сразу. У первоклассников есть потребность стать школьником, т. е. он проявляет интерес к процессу учебной деятельности (поднимать руку, сидеть за партой, ходить в школу). После того, как появляется интерес к результатам собственной деятельности, то появляется интерес и к содержанию учебной деятельности (получать знания, умения, навыки).

При работе с учащимися первых классов целесообразно использовать психологические возможности оценок: как средства содержательного описания выполненных действий.

Существует взаимосвязь между положением ребенка в системе личных отношений и его учебной активностью. Если в 1 классе эта взаимосвязь очень слаба, то в 3 классе она возрастает. Положение ученика в системе межличностных отношений, наличие здорового коллектива начинают определять не только отношения между товарищами, но и отношение  к деятельности. Если в классе здоровое отношение к учению, то слабый ученик начинает заниматься лучше. И наоборот, в классе  с отрицательным отношением к учению отличник сбавляет темп и постепенно подравнивается к остальным. Поэтому важнейшая задача учителя – правильно формировать коллективные отношения и общественное мнение в классе.

Познавательные процессы младшего школьника.

Внимание – слабо развито произвольное, и лучше развито непроизвольное внимание.

Особенности свойств внимания:

  1.  сосредоточенность внимания может быть интенсивна, если ребенок выполняет интересную деятельность;
  2.  переключение – недостаточно, ребенок не может быстро перейти от выполнения одной деятельности к другой;
  3.  распределение – слабое. Ребенок не может одновременно слушать и списывать с доски;
  4.  объем – недостаточен (2 – 3 объекта);
  5.  устойчивость – невелика, незначительный факт вызывает отвлечение ребенка.

Ощущение и восприятие. Восприятие становиться более целенаправленным.

Особенности восприятия:

  1.  тесная связь восприятия с действиями;
  2.  эмоциональность восприятия;
  3.  поверхностность;
  4.  слитность;
  5.  ситуативность восприятия. Плохо развито восприятие времени. Однако он ориентируется во времени суток и к середине младшего школьного возраста умеет пользоваться часами.

Память – от первого к третьему классу увеличивается объем памяти, быстрота запоминания и точность воспроизведения. Однако заученное недолго остается в памяти. У младшего школьника хорошо развита механическая память, однако осмысленное заучивание преобладает над механическим. Продолжает развиваться произвольная память, и увеличивается объем наглядно-образной памяти. Основное направление развития памяти – развитие смысловой памяти.

Особенности смысловой памяти:

  1.  при воспроизведении ребенок заменяет малознакомые слова более привычными;
  2.  меняет порядок изложения;
  3.  дополняет пересказ или убирает некоторые события.

Особенности мышления. У учащихся первых классов преобладает практически-действенный  вид мышления, далее развивается наглядно-образное мышление. Для детей характерны простые мыслительные операции сравнения и установление связей между некоторыми элементами. Ребенок владеет определенными понятиями, которые в основном житейские, а не научные.

Речь. Увеличивается словарный запас, развивается связная речь.  

Воображение – развито очень хорошо, в своих вымыслах ребенок опирается на то, что он когда-то видел или слышал, поэтому преобладает воссоздающее воображение. Т. о. все познавательные процессы интенсивно развиваются, увеличивается их произвольность и продуктивность.

Формирование личности в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте меняется структура мотивов. Под влиянием учебной деятельности ведущими становятся мотивы, связанные с учением. Динамика мотивов учения от первого к третьему классу (ответ на вопрос «Зачем надо учиться?»): 1) интересно руку поднимать; 2) получать отметки; 3)  получать знания.

Под влиянием учебной деятельности формируются специальные познавательные интересы, т. е. стремление получать знания, умения, навыки в рамках определенного учебного предмета.

Данный возраст является сензитивным для  закрепления мотива достижения успеха. Если взрослый часто наказывает или ругает ребенка, то у него закрепляется мотив «избегания неудач», который не является стимулом для дальнейшего развития.

В младшем школьном возрасте формируются трудолюбие, самостоятельность и волевая регуляция поведения. Трудолюбие развивает, когда ребенок получает удовлетворение от выполнения работы. Младший школьный возраст – это решающий момент для формирования самостоятельности.

Младший школьный возраст является открытым для воздействия взрослых. Авторитет учителя очень высокий.

В младшем школьном возрасте увеличивается круг общения, время общения, содержание и тематика. Появляется деловое общение. В первом классе в основном общаются с учителем, во втором и третьем – со сверстниками. Мотивы дружбы меняются: в первом классе – вместе сидят за партой, ходят домой; во втором и третьем классах – выбирается на основе личностных качеств и интересов. Формируются социальные группы, которые являются неустойчивыми. Это открывает возможность воздействия на человека через группу.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки социального поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и т.д.). Основы нравственного поведения закладываются в начальной школе (податливость, внушаемость и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31188. Морские и сейсмические косы и набортные сейсморазведочные станции 31.5 KB
  Морские сейсмические косы предназначены для приема сейсмических колебаний регистрирующей аппаратурой расположенной на геофизическом судне. По существу цифровые сейсмические косы это морской аналог совокупности полевых сейсморегистрирующих моделей телеметрической системы сбора информации. В настоящее время на большинстве геофизических судов используются цифровые сейсмические косы.
31189. Обобщенная структура телеметрических станций 54.5 KB
  Вспомогательное оборудование станции служит для установки параметров ПО технического обслуживания и текущего ремонта всей системы и состоит из тестирующего устройства полевых модулей и модуля контроля линейной расстановки а также диагностического и ремонтного комплексов осциллографа и зарядного устройства. К блоку управления станцией всегда подключается ограниченное число линейных интерфейсных модулей.Этот модуль всегда выполняет следующие функции: осуществляет самотестирование и диагностику; присваивает адреса полевым коммутационным и...
31190. Общая характеристика современных систем наблюдений 32.5 KB
  Поэтому на начальном этапе применения трехмерных систем наблюдений широкое распространение получили такие упрощенные системы наблюдения которые позволяли в реальных условиях того времени выполнять Сейсморазведочные работы по технологии 30. По мере накопления опыта работ с такими системами и получения признания их высокой результативности были предложены и приняты к опробованию достаточно сложные регулярные системы наблюдений. В настоящее время регулярные площадные системы наблюдений достаточно высокой сложности являются приоритетными в...
31191. Общая характеристика систем наблюдений 36 KB
  Взаимное расположение пунктов возбуждения ПВ и пунктов приема ПП сейсмических волн в изучаемой среде принято называть системой наблюдений. Последовательность взаимного перемещения ПВ и ПП на поверхности наблюдений называют технологией наблюдений. В зависимости от структуры формы и взаимного расположения линий пунктов возбуждения ЛПВ и линий пунктов приема ЛПП сейсмических волн различают точечные профильные и пространственные системы наблюдений.
31192. Основные понятия теории проектрования систем наблюдений 3D 48 KB
  Поэтому такие системы наблюдений следует проектировать таким образом чтобы они по возможности обеспечивали достаточно равномерное покрытие всей площади работ регулярной сетью общих средних глубинных точек. В основе построения всех площадных систем наблюдений используются в качестве базовых элементов два понятия понятия о непродольном сейсмическом профиле и площадном распределении приемников и или источников Мешбей 1985; Потапов 1987. При работах на суше наиболее часто употребляются системы наблюдений использующие крестовые...
31193. Основы методики и технологии работ методом общей глубинной точки 35.5 KB
  Метод общей глубинной точки как уже говорилось был предложен в 1950 г. С каждой трассой связаны три координаты профиля: пункта возбуждения s пункта приема r и средней точки m. Кроме того для ряда задач удобно и полезно рассматривать расстояния h от средней точки до источника или приемника.