10359

Младший школьник, его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Младший школьник его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте. Младший школьник от 6 - 7 до 10 - 11 лет. Главной чертой является то что дошкольник становится школьником: меняется его социально

Русский

2013-03-25

40 KB

6 чел.

Младший школьник, его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте.

Младший школьник (от 6 – 7 до 10 – 11 лет). Главной чертой является то, что дошкольник становится школьником: меняется его социальное положение, положение в семье, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Ведущая деятельность – учебная; а главная обязанность – обязанность учиться. В отличие от игры учебная деятельность носит обязательный, систематический, общественнозначимый характер. Как самостоятельная учебная деятельность формируется именно в младшем школьном возрасте,  и под ее влиянием формируются основные новообразования:

  1.  произвольность (умение сознательно ставить цели и находить средства их достижения);
  2.  умение выполнять действия во внутреннем плане, про себя;
  3.  рефлексия (обращение во внутрь – умение посмотреть на себя глазами другого человека).

Учебная деятельность – это деятельность, в результате которой человек приобретает новые и совершенствует имеющиеся у него знания, умения, навыки.

Структура учебной деятельности (Эльконин):

  1.  мотивация;
  2.  учебная задача – подлежащий усвоению способ действий;
  3.  учебные действия – действия, с помощью которых происходит воспроизведение образца;
  4.  действия контроля – сопоставление выполненного действия с образцом;
  5.  оценка – показывает степень соответствия выполненного действия поставленной учебной задаче.

У младшего школьника такая структура учебной деятельности формируется не сразу. Сначала у него ярко выражен компонент «оценка». Правильное отношение к учебной деятельности у младшего школьника формируется не сразу. У первоклассников есть потребность стать школьником, т. е. он проявляет интерес к процессу учебной деятельности (поднимать руку, сидеть за партой, ходить в школу). После того, как появляется интерес к результатам собственной деятельности, то появляется интерес и к содержанию учебной деятельности (получать знания, умения, навыки).

При работе с учащимися первых классов целесообразно использовать психологические возможности оценок: как средства содержательного описания выполненных действий.

Существует взаимосвязь между положением ребенка в системе личных отношений и его учебной активностью. Если в 1 классе эта взаимосвязь очень слаба, то в 3 классе она возрастает. Положение ученика в системе межличностных отношений, наличие здорового коллектива начинают определять не только отношения между товарищами, но и отношение  к деятельности. Если в классе здоровое отношение к учению, то слабый ученик начинает заниматься лучше. И наоборот, в классе  с отрицательным отношением к учению отличник сбавляет темп и постепенно подравнивается к остальным. Поэтому важнейшая задача учителя – правильно формировать коллективные отношения и общественное мнение в классе.

Познавательные процессы младшего школьника.

Внимание – слабо развито произвольное, и лучше развито непроизвольное внимание.

Особенности свойств внимания:

  1.  сосредоточенность внимания может быть интенсивна, если ребенок выполняет интересную деятельность;
  2.  переключение – недостаточно, ребенок не может быстро перейти от выполнения одной деятельности к другой;
  3.  распределение – слабое. Ребенок не может одновременно слушать и списывать с доски;
  4.  объем – недостаточен (2 – 3 объекта);
  5.  устойчивость – невелика, незначительный факт вызывает отвлечение ребенка.

Ощущение и восприятие. Восприятие становиться более целенаправленным.

Особенности восприятия:

  1.  тесная связь восприятия с действиями;
  2.  эмоциональность восприятия;
  3.  поверхностность;
  4.  слитность;
  5.  ситуативность восприятия. Плохо развито восприятие времени. Однако он ориентируется во времени суток и к середине младшего школьного возраста умеет пользоваться часами.

Память – от первого к третьему классу увеличивается объем памяти, быстрота запоминания и точность воспроизведения. Однако заученное недолго остается в памяти. У младшего школьника хорошо развита механическая память, однако осмысленное заучивание преобладает над механическим. Продолжает развиваться произвольная память, и увеличивается объем наглядно-образной памяти. Основное направление развития памяти – развитие смысловой памяти.

Особенности смысловой памяти:

  1.  при воспроизведении ребенок заменяет малознакомые слова более привычными;
  2.  меняет порядок изложения;
  3.  дополняет пересказ или убирает некоторые события.

Особенности мышления. У учащихся первых классов преобладает практически-действенный  вид мышления, далее развивается наглядно-образное мышление. Для детей характерны простые мыслительные операции сравнения и установление связей между некоторыми элементами. Ребенок владеет определенными понятиями, которые в основном житейские, а не научные.

Речь. Увеличивается словарный запас, развивается связная речь.  

Воображение – развито очень хорошо, в своих вымыслах ребенок опирается на то, что он когда-то видел или слышал, поэтому преобладает воссоздающее воображение. Т. о. все познавательные процессы интенсивно развиваются, увеличивается их произвольность и продуктивность.

Формирование личности в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте меняется структура мотивов. Под влиянием учебной деятельности ведущими становятся мотивы, связанные с учением. Динамика мотивов учения от первого к третьему классу (ответ на вопрос «Зачем надо учиться?»): 1) интересно руку поднимать; 2) получать отметки; 3)  получать знания.

Под влиянием учебной деятельности формируются специальные познавательные интересы, т. е. стремление получать знания, умения, навыки в рамках определенного учебного предмета.

Данный возраст является сензитивным для  закрепления мотива достижения успеха. Если взрослый часто наказывает или ругает ребенка, то у него закрепляется мотив «избегания неудач», который не является стимулом для дальнейшего развития.

В младшем школьном возрасте формируются трудолюбие, самостоятельность и волевая регуляция поведения. Трудолюбие развивает, когда ребенок получает удовлетворение от выполнения работы. Младший школьный возраст – это решающий момент для формирования самостоятельности.

Младший школьный возраст является открытым для воздействия взрослых. Авторитет учителя очень высокий.

В младшем школьном возрасте увеличивается круг общения, время общения, содержание и тематика. Появляется деловое общение. В первом классе в основном общаются с учителем, во втором и третьем – со сверстниками. Мотивы дружбы меняются: в первом классе – вместе сидят за партой, ходят домой; во втором и третьем классах – выбирается на основе личностных качеств и интересов. Формируются социальные группы, которые являются неустойчивыми. Это открывает возможность воздействия на человека через группу.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки социального поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и т.д.). Основы нравственного поведения закладываются в начальной школе (податливость, внушаемость и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30842. Ионные каналы 85.5 KB
  Ионные каналы Ионный канал состоит из нескольких субъединиц их количество в отдельном ионном канале составляет от 3 до 12 субъединиц. Ионные каналы работают по механизму облегченной диффузии. каналам пропускающим только один вид ионов натриевые каналы калиевые каналы кальциевые каналы анионные каналы. Некоторые из ионных каналов неселективные например каналы утечки .
30843. . Воспринимать информацию переводить информацию раздражителя на биологический язык клетки. 21.5 KB
  Воспринимать информацию переводить информацию раздражителя на биологический язык клетки. Обрабатывать информацию т. Кодировать информацию превращать информацию в форму удобную для хранения в мозге.
30844. Рецепторная функция нейронов 30 KB
  Сенсорные рецепторы. Клеточные химические рецепторы. Хеморецепторы нейронов к большому числу специфических и неспецифических химических раздражителей внутренней и внешней среды. Сенсорные рецепторы это нервные окончания чувствительные участки нейрона которые способны воспринимать другие нехимические виды раздражения.
30845. Электрогенез нейронов 25.5 KB
  Вызванная активность возникает под действием раздражителей Исходно все нейроны могут быть разделены на: спонтанноактивные фоноактивные нейроны молчащие нейроны нефоноактивные нейроны. Фоноактивные нейроны это такие нейроны которые продуцируют потенциалы действия спонтанно без внешних раздражителей вследствие особенностей своего обмена веществ. Молчащие нейроны это такие нейроны которые без внешнего стимула не отвечают потенциалом действия. Спонтанноактивные нейроны тоже меняют свою активную деятельность под действием...
30846. Нервные проводники 24 KB
  Все волокна по толщине а значит и по скорости проведения возбуждения могут быть разделены на 3 группы: А В С. Волокна А и В относятся к миелинизированным волокнам а волокна С немиелинизированные. Волокна группы А делятся на 4 подгруппы: 1Аальфа. К ним относятся эфферентные волокна скелетных мышц кроме того афферентные волокна от рецепторов мыщц мышечных веретён; 2Абета.
30847. Нейросекреция 44.5 KB
  У каждого медиатора существует целая система синтеза в нейроне. Второй путь накопления медиатора в синапсе аптейк обратный захват медиатора областью пресинаптической мембраны это высокоэнергетический процесс. б она электроневозбудима в она имеет большое число однотипных хеморецепторов которые воспринимают действие медиатора и высокую концетрацию соответствующих ионных каналов хемочувствительныерецепторуправляемые каналы 3. Размер 200500 ангстрем 2050 мкм микрон заполнена межклеточной жидкостью существует...
30848. Физиологические свойства и функции поперечно-полосатых (скелетных) мышц 31.5 KB
  Процесс сокращения может выражаться в изменении длины укорочение мышцы изменении напряжения мышцы в изменении того и другого показателя. Все мышечные сокращения могут быть: 1. изотонические сокращения это такие сокращения когда напряжение тонус мышц не изменяется изо равные а меняется только длина сокращения мышечное волокно укорачивается. ауксотонические смешанные сокращения это сокращения в которых присутствует и один и другой компонент.
30849. Сила мышц 26.5 KB
  Сила мышц Сила мышцы определяется по максимальному грузу который мышца способна переместить или удержать. Абсолютная сила мышцы это максимальное напряжение мышечных волокон на единицу поперечного сечения в один квадратный сантиметр. Сила сокращения мышц зависит от 1.Количества ДЕ участвующих в сокращении чем больше ДЕ тем больше сила и наоборот 2.
30850. Функциональная характеристика неисчерченных (гладких) мышц 21.5 KB
  Это позволяет быстро охватить возбуждением все миоциты данной гладкой мышцы. Гладкие мышцы сокращаются медленно так как расщепление АТФ в них идет в 1001000 раз меньше чем в скелетных мышцах по этому гладкие мышцы приспособлены к длительному тоническому сокращению без развития утомления при этом их энергозатраты крайне невелики. Гладкие мышцы подразделяются: 1 Мышцы обладающие спонтанной активностью автоматией 2 Мышцы не обладающие спонтанной активностью Спонтанная активность зависит от интенсивности обмена веществ в миоцитах от...