10359

Младший школьник, его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Младший школьник его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте. Младший школьник от 6 - 7 до 10 - 11 лет. Главной чертой является то что дошкольник становится школьником: меняется его социально

Русский

2013-03-25

40 KB

6 чел.

Младший школьник, его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте.

Младший школьник (от 6 – 7 до 10 – 11 лет). Главной чертой является то, что дошкольник становится школьником: меняется его социальное положение, положение в семье, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Ведущая деятельность – учебная; а главная обязанность – обязанность учиться. В отличие от игры учебная деятельность носит обязательный, систематический, общественнозначимый характер. Как самостоятельная учебная деятельность формируется именно в младшем школьном возрасте,  и под ее влиянием формируются основные новообразования:

  1.  произвольность (умение сознательно ставить цели и находить средства их достижения);
  2.  умение выполнять действия во внутреннем плане, про себя;
  3.  рефлексия (обращение во внутрь – умение посмотреть на себя глазами другого человека).

Учебная деятельность – это деятельность, в результате которой человек приобретает новые и совершенствует имеющиеся у него знания, умения, навыки.

Структура учебной деятельности (Эльконин):

  1.  мотивация;
  2.  учебная задача – подлежащий усвоению способ действий;
  3.  учебные действия – действия, с помощью которых происходит воспроизведение образца;
  4.  действия контроля – сопоставление выполненного действия с образцом;
  5.  оценка – показывает степень соответствия выполненного действия поставленной учебной задаче.

У младшего школьника такая структура учебной деятельности формируется не сразу. Сначала у него ярко выражен компонент «оценка». Правильное отношение к учебной деятельности у младшего школьника формируется не сразу. У первоклассников есть потребность стать школьником, т. е. он проявляет интерес к процессу учебной деятельности (поднимать руку, сидеть за партой, ходить в школу). После того, как появляется интерес к результатам собственной деятельности, то появляется интерес и к содержанию учебной деятельности (получать знания, умения, навыки).

При работе с учащимися первых классов целесообразно использовать психологические возможности оценок: как средства содержательного описания выполненных действий.

Существует взаимосвязь между положением ребенка в системе личных отношений и его учебной активностью. Если в 1 классе эта взаимосвязь очень слаба, то в 3 классе она возрастает. Положение ученика в системе межличностных отношений, наличие здорового коллектива начинают определять не только отношения между товарищами, но и отношение  к деятельности. Если в классе здоровое отношение к учению, то слабый ученик начинает заниматься лучше. И наоборот, в классе  с отрицательным отношением к учению отличник сбавляет темп и постепенно подравнивается к остальным. Поэтому важнейшая задача учителя – правильно формировать коллективные отношения и общественное мнение в классе.

Познавательные процессы младшего школьника.

Внимание – слабо развито произвольное, и лучше развито непроизвольное внимание.

Особенности свойств внимания:

  1.  сосредоточенность внимания может быть интенсивна, если ребенок выполняет интересную деятельность;
  2.  переключение – недостаточно, ребенок не может быстро перейти от выполнения одной деятельности к другой;
  3.  распределение – слабое. Ребенок не может одновременно слушать и списывать с доски;
  4.  объем – недостаточен (2 – 3 объекта);
  5.  устойчивость – невелика, незначительный факт вызывает отвлечение ребенка.

Ощущение и восприятие. Восприятие становиться более целенаправленным.

Особенности восприятия:

  1.  тесная связь восприятия с действиями;
  2.  эмоциональность восприятия;
  3.  поверхностность;
  4.  слитность;
  5.  ситуативность восприятия. Плохо развито восприятие времени. Однако он ориентируется во времени суток и к середине младшего школьного возраста умеет пользоваться часами.

Память – от первого к третьему классу увеличивается объем памяти, быстрота запоминания и точность воспроизведения. Однако заученное недолго остается в памяти. У младшего школьника хорошо развита механическая память, однако осмысленное заучивание преобладает над механическим. Продолжает развиваться произвольная память, и увеличивается объем наглядно-образной памяти. Основное направление развития памяти – развитие смысловой памяти.

Особенности смысловой памяти:

  1.  при воспроизведении ребенок заменяет малознакомые слова более привычными;
  2.  меняет порядок изложения;
  3.  дополняет пересказ или убирает некоторые события.

Особенности мышления. У учащихся первых классов преобладает практически-действенный  вид мышления, далее развивается наглядно-образное мышление. Для детей характерны простые мыслительные операции сравнения и установление связей между некоторыми элементами. Ребенок владеет определенными понятиями, которые в основном житейские, а не научные.

Речь. Увеличивается словарный запас, развивается связная речь.  

Воображение – развито очень хорошо, в своих вымыслах ребенок опирается на то, что он когда-то видел или слышал, поэтому преобладает воссоздающее воображение. Т. о. все познавательные процессы интенсивно развиваются, увеличивается их произвольность и продуктивность.

Формирование личности в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте меняется структура мотивов. Под влиянием учебной деятельности ведущими становятся мотивы, связанные с учением. Динамика мотивов учения от первого к третьему классу (ответ на вопрос «Зачем надо учиться?»): 1) интересно руку поднимать; 2) получать отметки; 3)  получать знания.

Под влиянием учебной деятельности формируются специальные познавательные интересы, т. е. стремление получать знания, умения, навыки в рамках определенного учебного предмета.

Данный возраст является сензитивным для  закрепления мотива достижения успеха. Если взрослый часто наказывает или ругает ребенка, то у него закрепляется мотив «избегания неудач», который не является стимулом для дальнейшего развития.

В младшем школьном возрасте формируются трудолюбие, самостоятельность и волевая регуляция поведения. Трудолюбие развивает, когда ребенок получает удовлетворение от выполнения работы. Младший школьный возраст – это решающий момент для формирования самостоятельности.

Младший школьный возраст является открытым для воздействия взрослых. Авторитет учителя очень высокий.

В младшем школьном возрасте увеличивается круг общения, время общения, содержание и тематика. Появляется деловое общение. В первом классе в основном общаются с учителем, во втором и третьем – со сверстниками. Мотивы дружбы меняются: в первом классе – вместе сидят за партой, ходят домой; во втором и третьем классах – выбирается на основе личностных качеств и интересов. Формируются социальные группы, которые являются неустойчивыми. Это открывает возможность воздействия на человека через группу.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки социального поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и т.д.). Основы нравственного поведения закладываются в начальной школе (податливость, внушаемость и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1033. Системы принятия решения и оптимизация в электронных таблицах, конструирование баз данных 469 KB
  Краткие сведения о системах принятия решения. Системы искусственного интеллекта, имитирующие на компьютере мышление человека при решении различных задач. Разработка системы принятия решения для аттестации знаний студентов по курсу Финансовая математика.
1034. Разработка защиты кабинета руководителя 558 KB
  Моделирование угроз утечки информации. Моделирование радиоэлектронного канала утечки информации. Предотвращение перехвата радио и электрических сигналов. Перечень программно-аппаратных средств защиты информации. Меры по защите речевой информации от подслушивания.
1035. База данных городской телефонной связи и Интернет - Домолинк 429.5 KB
  Описание базы данных в терминах объектов предметной области. Представление базы данных реляционной моделью. Архитектура информационной системы. Реализация алгоритмов обработки данных. Реализация информационной системы. Описание структуры базы данных.
1036. Теория философии 437 KB
  Мировоззрение, его структура и уровни. Формы мировоззрения: мифология, философия, религия. Философия как теория и метод (диалектика и метафизика). Многообразие философских направлений и школ. Система объективного идеализма Платона. Его учение о бытие, о человеке, его душе и познании. Теория идеального государства Платона. Философия трансцендентального идеализма И. Канта: чувственность, рассудок, разум как ступени познания. Этика Канта.
1037. Модуляция гармонических колебаний, импульсная модуляция, манипуляция 383.5 KB
  Изучение методов модуляции, спектров сигналов при различных видах модуляции. Амплитудная модуляция. АИМ1. Частотная модуляция. Фазовая модуляция.
1038. Юридична деонтологія як правознавча наука та навчальна дисципліна 506.5 KB
  Виникнення деонтології як науки. Становлення та розвиток юридичної деонтології. Загальна характеристика юридичної діяльності. Політична культура юриста. Навчальний процес у вищих закладах юридичної освіти. Юридична практична діяльність. Основні юридичні спеціальності. Професійно-особистісні якості юриста.
1039. Практичні питання філософії 489.5 KB
  Кантівська критика метафізики. Поняття буття і предметне самовизначення філософії. Аргумент реторсії у метафізиці. Предметно-чуттєвий та трансцендентальний досвід. Універсалізм і релятивізм у розумінні природи знання. Фундаменталізм і антифундаменталізм у розв’язанні проблеми обгрунтування знання. Приклади теорій пізнання, побудованих на засадах фундаменталізму та антифундаменталізму. Структуралістська версія філософської антропології. Етапи розвитку і основні ідеї середньовічної філософії.
1040. Основы дизайна 505 KB
  История понятие термина дизайн. Отрасли дизайна. Дизайн городской среды. Колористика и суперграфика. Визуальная идентификация. Ландшафтный дизайн.
1041. Арифметико-логические основы электронных вычислительных цифровых машин системы счисления 475 KB
  Правила использования логических функций. Принципы организации вычислительного процесса. Обобщенная структурная схема ЭВМ. В режиме разомкнутого контура. Режим непрямого цифрового управления. Цикл проектирования МП системы. Режим обмена процессор-память. Микропроцессорный комплект с фиксированной разрядностью 580 серии. Обобщенная структурная схема МП контроллера.