10359

Младший школьник, его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Младший школьник его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте. Младший школьник от 6 - 7 до 10 - 11 лет. Главной чертой является то что дошкольник становится школьником: меняется его социально

Русский

2013-03-25

40 KB

6 чел.

Младший школьник, его психологические особенности. Специфика познавательных процессов и формирования личности в младшем школьном возрасте.

Младший школьник (от 6 – 7 до 10 – 11 лет). Главной чертой является то, что дошкольник становится школьником: меняется его социальное положение, положение в семье, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Ведущая деятельность – учебная; а главная обязанность – обязанность учиться. В отличие от игры учебная деятельность носит обязательный, систематический, общественнозначимый характер. Как самостоятельная учебная деятельность формируется именно в младшем школьном возрасте,  и под ее влиянием формируются основные новообразования:

  1.  произвольность (умение сознательно ставить цели и находить средства их достижения);
  2.  умение выполнять действия во внутреннем плане, про себя;
  3.  рефлексия (обращение во внутрь – умение посмотреть на себя глазами другого человека).

Учебная деятельность – это деятельность, в результате которой человек приобретает новые и совершенствует имеющиеся у него знания, умения, навыки.

Структура учебной деятельности (Эльконин):

  1.  мотивация;
  2.  учебная задача – подлежащий усвоению способ действий;
  3.  учебные действия – действия, с помощью которых происходит воспроизведение образца;
  4.  действия контроля – сопоставление выполненного действия с образцом;
  5.  оценка – показывает степень соответствия выполненного действия поставленной учебной задаче.

У младшего школьника такая структура учебной деятельности формируется не сразу. Сначала у него ярко выражен компонент «оценка». Правильное отношение к учебной деятельности у младшего школьника формируется не сразу. У первоклассников есть потребность стать школьником, т. е. он проявляет интерес к процессу учебной деятельности (поднимать руку, сидеть за партой, ходить в школу). После того, как появляется интерес к результатам собственной деятельности, то появляется интерес и к содержанию учебной деятельности (получать знания, умения, навыки).

При работе с учащимися первых классов целесообразно использовать психологические возможности оценок: как средства содержательного описания выполненных действий.

Существует взаимосвязь между положением ребенка в системе личных отношений и его учебной активностью. Если в 1 классе эта взаимосвязь очень слаба, то в 3 классе она возрастает. Положение ученика в системе межличностных отношений, наличие здорового коллектива начинают определять не только отношения между товарищами, но и отношение  к деятельности. Если в классе здоровое отношение к учению, то слабый ученик начинает заниматься лучше. И наоборот, в классе  с отрицательным отношением к учению отличник сбавляет темп и постепенно подравнивается к остальным. Поэтому важнейшая задача учителя – правильно формировать коллективные отношения и общественное мнение в классе.

Познавательные процессы младшего школьника.

Внимание – слабо развито произвольное, и лучше развито непроизвольное внимание.

Особенности свойств внимания:

  1.  сосредоточенность внимания может быть интенсивна, если ребенок выполняет интересную деятельность;
  2.  переключение – недостаточно, ребенок не может быстро перейти от выполнения одной деятельности к другой;
  3.  распределение – слабое. Ребенок не может одновременно слушать и списывать с доски;
  4.  объем – недостаточен (2 – 3 объекта);
  5.  устойчивость – невелика, незначительный факт вызывает отвлечение ребенка.

Ощущение и восприятие. Восприятие становиться более целенаправленным.

Особенности восприятия:

  1.  тесная связь восприятия с действиями;
  2.  эмоциональность восприятия;
  3.  поверхностность;
  4.  слитность;
  5.  ситуативность восприятия. Плохо развито восприятие времени. Однако он ориентируется во времени суток и к середине младшего школьного возраста умеет пользоваться часами.

Память – от первого к третьему классу увеличивается объем памяти, быстрота запоминания и точность воспроизведения. Однако заученное недолго остается в памяти. У младшего школьника хорошо развита механическая память, однако осмысленное заучивание преобладает над механическим. Продолжает развиваться произвольная память, и увеличивается объем наглядно-образной памяти. Основное направление развития памяти – развитие смысловой памяти.

Особенности смысловой памяти:

  1.  при воспроизведении ребенок заменяет малознакомые слова более привычными;
  2.  меняет порядок изложения;
  3.  дополняет пересказ или убирает некоторые события.

Особенности мышления. У учащихся первых классов преобладает практически-действенный  вид мышления, далее развивается наглядно-образное мышление. Для детей характерны простые мыслительные операции сравнения и установление связей между некоторыми элементами. Ребенок владеет определенными понятиями, которые в основном житейские, а не научные.

Речь. Увеличивается словарный запас, развивается связная речь.  

Воображение – развито очень хорошо, в своих вымыслах ребенок опирается на то, что он когда-то видел или слышал, поэтому преобладает воссоздающее воображение. Т. о. все познавательные процессы интенсивно развиваются, увеличивается их произвольность и продуктивность.

Формирование личности в младшем школьном возрасте.

В младшем школьном возрасте меняется структура мотивов. Под влиянием учебной деятельности ведущими становятся мотивы, связанные с учением. Динамика мотивов учения от первого к третьему классу (ответ на вопрос «Зачем надо учиться?»): 1) интересно руку поднимать; 2) получать отметки; 3)  получать знания.

Под влиянием учебной деятельности формируются специальные познавательные интересы, т. е. стремление получать знания, умения, навыки в рамках определенного учебного предмета.

Данный возраст является сензитивным для  закрепления мотива достижения успеха. Если взрослый часто наказывает или ругает ребенка, то у него закрепляется мотив «избегания неудач», который не является стимулом для дальнейшего развития.

В младшем школьном возрасте формируются трудолюбие, самостоятельность и волевая регуляция поведения. Трудолюбие развивает, когда ребенок получает удовлетворение от выполнения работы. Младший школьный возраст – это решающий момент для формирования самостоятельности.

Младший школьный возраст является открытым для воздействия взрослых. Авторитет учителя очень высокий.

В младшем школьном возрасте увеличивается круг общения, время общения, содержание и тематика. Появляется деловое общение. В первом классе в основном общаются с учителем, во втором и третьем – со сверстниками. Мотивы дружбы меняются: в первом классе – вместе сидят за партой, ходят домой; во втором и третьем классах – выбирается на основе личностных качеств и интересов. Формируются социальные группы, которые являются неустойчивыми. Это открывает возможность воздействия на человека через группу.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки социального поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и т.д.). Основы нравственного поведения закладываются в начальной школе (податливость, внушаемость и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52474. Европейский день языков 61.5 KB
  Цель: привлечь внимание к богатому языковому и культурному разнообразию Европы которое следует поддерживать а также расширять диапазон языков которым люди учатся на протяжении всей своей жизни укреплять взаимопонимание между народами; воздать должное всем европейским языкам включая редкие и те на которых говорят мигранты. Приветствие на разных европейских языках вступительное слово ведущих. Выходит группа учеников в национальных костюмах европейских государств язык которых они представляют.
52475. Про що шепотіли дерева 99 KB
  вихователь м. Вихователь. Вихователь. Дідусь заблукав і прийшов до нас але це дідусь не простий а казковий з ним завжди трапляються якісь пригоди вихователь читає вірш: Жив у світі старий дідусь Маленького зросту І сміявся старий дідусь Надзвичайно просто.
52476. СИМВОЛЫ И ЗНАКИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. «ДЕРЕВО ЖИЗНИ» 271 KB
  ДЕРЕВО ЖИЗНИ ЦЕЛЬ: О. Оформление доски: дерево из картона радуга название урока запись темы. Это – Дерево Жизни. Итак тема сегодняшнего урока – Дерево Жизни.
52477. Утворення Галицько-Волинської держави за Романа Мстиславича 87.5 KB
  Утворення Галицько-Волинської держави за Романа Мстиславича Мета уроку. –утворення ГалицькоВолинської держави 1199-1205 рр. визначати поняття і терміни: ГалицькоВолинська держава громадянська війна самодержавство; давати коротку характеристику князям Роману Мстиславичу; Данилу Романовичу; показувати на карті територію держави утвореної Романом Мстиславичем та її столицю; території сусідніх держав; називати історичні писемні джерела що стосуються утворення ГалицькоВолинської держави зокрема періоду правління Романа...
52478. Провідні держави світу в 20 - 30-х рр. ХХ ст 48 KB
  Бойка Тип уроку: Урок – узагальнення Вид уроку: урок змагання Мета: Повторити та узагальнити вивчений матеріал з теми; Розвивати вміння учнів працювати з підручником документами історичною картою додатковим матеріалом в групах парах логічне мислення шляхом аналізу історичних подій підвести учнів до самостійного визначення ролі політичних постатей в історії формувати вміння висловлювати та аргументувати власну думку; Формувати творчий підхід у вивченні історії демократичні погляди інтерес до історії; Обладнання: карта...
52479. Describing people / The pen-friends 49.5 KB
  Прийоми. Прийом: бесіда з учнями класу. Прийом 1: хорове та індивідуальне повторення звуків за вчителем. Прийом 2:слухання скоромовки у виконанні вчителя.
52480. Десмургия. Правила наложения мягких повязок 1.1 MB
  Правила наложения мягких повязок. Тема занятия: Изучение правил наложения мягких повязок. Изучение техники наложения повязок на голову. Правила наложения мягких повязок.
52481. Урок-воспоминание «Дети военной поры» 49 KB
  В бывшем фашистском лагере Равенсбрюк где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины есть фотография детского сердца. Но дети в ту суровую пору были не только жертвами они становились и воинами Ещё не достигнув совершеннолетия ребята достигали таких высот мужества что оказывались достойными Золотых звёзд героев орденов медалей.Воронов Ученица: Из дневника Миши Тихомирова Из книги Дети военной порыМ.