10360

Психология подростка. Особенности организации учебно-воспитательной работы с подростками. Основные факторы зоны развития в подростковом возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Психология подростка. Особенности организации учебновоспитательной работы с подростками. Основные факторы зоны развития в подростковом возрасте. Взаимоотношение подростков со сверстниками и взрослыми. Психология подростка. Особенности подросткового возраста: ин

Русский

2013-03-25

33.5 KB

24 чел.

Психология подростка. Особенности организации учебно-воспитательной работы с подростками. Основные факторы зоны развития в подростковом возрасте. Взаимоотношение подростков со сверстниками и взрослыми.

Психология подростка. Особенности подросткового возраста: интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма; неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений; самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми; ведущая деятельность — общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе; формирование самооценки, характера; возможно возникновение акцентуаций характера и дезаптивных форм поведения; формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы; отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам; развитие логического мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями; самоконтроль и планирование деятельности еще затруднены; склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения; появление сексуальных влечений и интересов; формирование самосознания своего «Я», эгоидентичности; избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.

Особенности организации учебно-воспитат. работы. Следует предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.

Основные факторы развития. 1. Биологический фактор включает в себя наследственность. Наследуются, по крайней мере, два момента — темперамент и задатки способностей. У разных людей центральная нервная система функционирует по-разному. Наследственные задатки придают своеобразие процессу развития способностей, облегчая или затрудняя его. Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка.

2. Социальный. Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно — через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда — это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, основные религиозные течения. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения детей, начиная с государственных и частных учебных заведений (детских садов, школ, домов творчества и т.д.) и кончая спецификой семейного воспитания. Вне социальной среды ребенок развиваться не может — не может стать полноценной личностью.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая — со сверстниками. Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, с родителями и учителями остаются неравноправными (борьба за самоутверждение подростка проходит не только в семье, но начинает проявляться в некоторой степени и в школе, в снижении в глазах подростков авторитетности учителей, в появлении тенденций скрытого или открытого противодействия требованиям педагогов. От педагогов требуется гармоничное сочетание требовательности к подросткам и чуткого понимания, авторитарности и демократичности в стиле общения). Т. к. общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи. В подростковом возрасте встречаются 3 разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни:

1) внешние, эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность;

2) общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками;

3) устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера. Общение подростков превращается в самостоятельный вид деят-сти, занимает много времени и выполняет важную жизненную роль (значение не меньше, чем все остальные его дела). Разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для завоевания друзей, привлечения внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное (иногда он идет на прямое нарушение социальных норм, открытый конфликт со взрослыми). К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравиться (появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения).  

PAGE  1