10361

Старший школьник, его физиология и психология. Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Старший школьник его физиология и психология. Особенности организации учебновоспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте. Становление мировоззрения личностное и профессиональное самоопределение. Старшеклассн

Русский

2013-03-25

41 KB

24 чел.

Старший школьник, его физиология и психология. Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте. Становление мировоззрения, личностное и профессиональное самоопределение.

Старшеклассники (ранняя юность) (с 14-15 до 17 лет) в основных чертах завершают развитие человека. Вступает в новую социальную ситуацию развития при переходе в старшие классы или в новые школы. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее, на выбор образа жизни, профессии. Стремление к автономности, правом быть самим собой.

Физиологическая характеристика.

В основной массе заканчиваются основные процессы перестройки организма (для каждого человека индивидуально), понижение здоровья, повышение тревожности, склонность к стрессовым ситуациям.

Психологическая характеристика:

1.Формирование личности: закладывается развитие самосознания (сознание своей тождественности, осознание своих максимальных свойств, определение системы социально-нравственных самооценок), самоуважение, мировоззрение и убеждений, ценностных ориентации. Развитие самооценки и осознание «Я» приводит к формированию самоуважения.

2.Процесс самоопределения - процесс согласования внутриличностных способностей и социальных потребностей, процесс формирования индивидуального стиля жизни.

3.Социальная ситуация: сообщество близкого и дальнего окружения.

4.Основной кризис: кризис ранней юности.

5.Основные виды деятельности: общение и учебно-профессиональная.

Более отчетливыми становятся понятие морали, стремление выразить свою индивидуальность. Важное значение имеет статус личности в коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В этом возрасте высок интерес к вечным ценностям: смысл жизни, счастье, долга, свободы личности.

У старшего школьника потребность в общении со взрослыми выше, чем в другие возрастные периоды. Такая потребность объясняется тем, что в ранней юности встают проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно.

Вместе с тем сохраняет свое значение и потребность в общении со сверстниками. С ними старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, с ними делятся своими мыслями.

У молодежи усиливается критическое отношение к действительности, повышенный критерий оценок и требований к учителям и взрослым. Каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Следует использовать активные и самостоятельные формы деятельности: дискуссии, лабораторно-практические работы, изучение первоисточников. Следует предлагать выбирать между разными точками зрения, обосновывать те или иные утверждения.

Для мотивационной сферы старшего школьника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов  (стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу обществу, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества) и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте  на первый план выдвигается произвольная мотивация, т. е. все чаще учащийся руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями.

Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности (УД), но и иногда определяет ее. Это относится к выбору учебного заведения, класса с углубленного подготовкой, игнорированию предмета того или иного цикла.

Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать и критически их осмысливать – составляет содержание УД.

Развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания – завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентированная деятельность школьника. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью,  внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования.

Процесс обучения старшеклассников должен все время рассматриваться с точки зрения того, насколько он готовит к самообразованию. В старших классах стоит задача формировать технику самообразования, формировать рациональные приемы работы с учебным материалом (конспектирование, пользование справочными материалами, работа с книгой, написание реферата, тезисов). Очень важно учить старших школьников планировать свою работу, выбирать индивидуальный оптимальный режим дня, рационально использовать свое время.

В ранней юности самосознание не просто растет, а приобретает качественно-специфический характер. Свое познание юноша обращает во внутрь и пытается понять себя как уникальную и неповторимую личность. В развитии самосознания акцент переносится на оценку собственной личности (какой я?). Показателем развития самосознания является наличие умения сознательно ставить цели и находить средства для их достижения. Формируется самоуважение – степень принятия или неприятия человеком самого себя. В ранней юности самооценка становится более устойчивой и независимой от мнения окружающих.

Важным психологическим приобретением является открытие своего внутреннего мира. Человек открывает свой внутренний мир, познает себя с разных сторон, все это является важными предпосылками для формирования у него собственного образа «Я». Однако юношеское «Я» еще неопределенно и расплывчато.

Мировоззрение – это система взглядов человека на жизнь, его принципы.

Ранняя юность – решающий этап становления мировоззрения. Мировоззренческие установки в этот период отличаются противоречивостью: серьезные, глубокие рассуждения переплетаются с детскими, наивными. Юноша в течение одного разговора может изменить свою точку зрения и отстаивать противоположные позиции. Он ищет готовую формулу, которая дала бы ему ответ на вопрос о смысле собственного бытия и всего человечества. К окончанию школы общество имеет человека, который мировоззренчески более или менее определился. Эти взгляды являются не всегда правильными, но устойчивыми.

Самоопределение – этап формирования личности, когда юноша сознательно осуществляет выбор жизненного пути. В ранней юности необходимо найти ответы на 2 вопроса:

1) кем быть? (профессиональное самоопределение);

2) каким быть? (личностное самоопределение).

В ранней юности остро стоят вопросы, связанные с социально-нравственными проблемами.  Главным является вопрос – о смысле жизни. Старшеклассников также волнуют нравственные вопросы, связанные с понятием добра и зла, справедливости и беззакония. Для современных юношей характерен релятивистский взгляд на нравственные позиции (правда должна быть такой, чтобы приносить людям пользу).

В ранней юности актуализируется проблема профессионального самоопределения. Главной социальной задачей является выбор профессии. Ранняя юность – этап формирования специальных способностей. По результатам исследований до 30 % старшеклассников не знают, куда они пойдут учиться или работать после школы. Трудности выбора профессии связаны с:

1) человек не полностью знает свои психологические особенности;

2) не знает требования, которые предъявляются к работнику той или иной профессии, и не знает те качества, которые важны в этой профессии.  

В связи с этим возрастает роль профориентационной работы. В современных условиях при выборе профессии старшеклассники ориентируются на высокую заработную плату.

Т. о. самоопределение – важный этап формирования личности в ранней юности. Однако это только лишь предвосхищающее самоопределение, оно еще не проверено практикой.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80100. Main and minor types of Word-Formation 32.38 KB
  Main types of Word-FormationWe distinguish 2 main types of word-formation: derivation (encouragement, irresistible, worker) and composition (black-board, day-dream, week-end). Within these types further distinction may be made between the ways of forming words
80101. The Stylistic classification of the English vocabulary 29.62 KB
  Terminological word building and word-derivation, neologism formation by affixation and conversion. 2.Restricted use of finite verb forms, impersonal constructions. 3.\"The author\'s we\" instead of“I”. 2.Syntactical features
80102. Morphology and Syntax as two main parts of grammar 25.78 KB
  Grammar is field of linguistics that covers the rules governing the use of any given natural language the rules of the language itself. The main object of TG is the grammatical structure of language, that is the system of the rules of word changing and sentence building....
80103. Word Meaning and its types 26.79 KB
  Milletrdquo; Word is the ssocition prticulr mening with prticulr group of sounds cpble of prticulr grmmticl employmentrdquo; Morosov fnsiev speech unit used for purposes of humn communiction mterilly representing group of sounds possessing mening sucsessible to grmmticl employment nd chrcterized by forml nd semntic unity. It is recognized tht word mening is mde up of vrious components. the prgmtic communictive vlue of the word.The denottion of word is the direct explicit mening tht mkes communiction possible.
80104. ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВООТНОШЕНИЯ 61 KB
  Проблема объекта правоотношения в теории права долгое время являлась одной из наиболее дискуссионных. К сегодняшнему дню в связи с достаточно обширным исследованием этой проблемы как в теории права так и в отраслевых юридических науках научные взгляды на вопрос об объекте правоотношения несмотря на всю многоголосицу мнений более или менее определились. Согласно первой выраженной в обобщенном виде объектом правоотношения являются материальные или нематериальные блага на которые направлено или на которые воздействует поведение всех...
80105. Применяемый подход к построению системы оперативного управления финансами 74.5 KB
  В рамках системы тактического управления финансами задаются плановые показатели по возникновению и погашению обязательств и формируются детальные планы расходования средств на календарный месяц. Поэтому построение системы оперативного управления финансами как показывает практика является задачей первостепенной важности как для проблемного предприятия столкнувшегося с недостатком денежных поступлений так и для успешно развивающегося бизнеса которому требуется надежная защита от хозяйственных рисков и получение максимального эффекта от...
80106. Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета 100 KB
  Отчеты об исполнении федерального и консолидированного бюджета за истекший год составляет Министерство финансов РФ и представляет их в Правительство РФ. Отчет об исполнении бюджета составляется финансовыми органами на основании ведущегося ими через органы казначейства учета исполнения бюджета и отчетов учреждений и организаций кредитных учреждений участвующих в исполнении бюджета. Правительство РФ ежегодно в мае следующего за отчетным года представляет Федеральному Собранию отчетный доклад и отчет об исполнении федерального бюджета...
80107. ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И ПРАВОВАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МЕСТНОГО БЮДЖЕТОВ 53 KB
  Бюджет необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или муниципального образования которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления. В материальном аспекте государственный как и местный бюджет представляет собой централизованный в масштабах определенного государственного или муниципального образования денежный фонд который...
80108. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 38 KB
  Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как экономической категории присущи не только распределительная но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Значение финансового контроля выражается в том что при его проведении проверяются вопервых соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной...