10361

Старший школьник, его физиология и психология. Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Старший школьник его физиология и психология. Особенности организации учебновоспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте. Становление мировоззрения личностное и профессиональное самоопределение. Старшеклассн

Русский

2013-03-25

41 KB

23 чел.

Старший школьник, его физиология и психология. Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте. Становление мировоззрения, личностное и профессиональное самоопределение.

Старшеклассники (ранняя юность) (с 14-15 до 17 лет) в основных чертах завершают развитие человека. Вступает в новую социальную ситуацию развития при переходе в старшие классы или в новые школы. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее, на выбор образа жизни, профессии. Стремление к автономности, правом быть самим собой.

Физиологическая характеристика.

В основной массе заканчиваются основные процессы перестройки организма (для каждого человека индивидуально), понижение здоровья, повышение тревожности, склонность к стрессовым ситуациям.

Психологическая характеристика:

1.Формирование личности: закладывается развитие самосознания (сознание своей тождественности, осознание своих максимальных свойств, определение системы социально-нравственных самооценок), самоуважение, мировоззрение и убеждений, ценностных ориентации. Развитие самооценки и осознание «Я» приводит к формированию самоуважения.

2.Процесс самоопределения - процесс согласования внутриличностных способностей и социальных потребностей, процесс формирования индивидуального стиля жизни.

3.Социальная ситуация: сообщество близкого и дальнего окружения.

4.Основной кризис: кризис ранней юности.

5.Основные виды деятельности: общение и учебно-профессиональная.

Более отчетливыми становятся понятие морали, стремление выразить свою индивидуальность. Важное значение имеет статус личности в коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В этом возрасте высок интерес к вечным ценностям: смысл жизни, счастье, долга, свободы личности.

У старшего школьника потребность в общении со взрослыми выше, чем в другие возрастные периоды. Такая потребность объясняется тем, что в ранней юности встают проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно.

Вместе с тем сохраняет свое значение и потребность в общении со сверстниками. С ними старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, с ними делятся своими мыслями.

У молодежи усиливается критическое отношение к действительности, повышенный критерий оценок и требований к учителям и взрослым. Каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Следует использовать активные и самостоятельные формы деятельности: дискуссии, лабораторно-практические работы, изучение первоисточников. Следует предлагать выбирать между разными точками зрения, обосновывать те или иные утверждения.

Для мотивационной сферы старшего школьника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов  (стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу обществу, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества) и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте  на первый план выдвигается произвольная мотивация, т. е. все чаще учащийся руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями.

Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности (УД), но и иногда определяет ее. Это относится к выбору учебного заведения, класса с углубленного подготовкой, игнорированию предмета того или иного цикла.

Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать и критически их осмысливать – составляет содержание УД.

Развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания – завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентированная деятельность школьника. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью,  внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования.

Процесс обучения старшеклассников должен все время рассматриваться с точки зрения того, насколько он готовит к самообразованию. В старших классах стоит задача формировать технику самообразования, формировать рациональные приемы работы с учебным материалом (конспектирование, пользование справочными материалами, работа с книгой, написание реферата, тезисов). Очень важно учить старших школьников планировать свою работу, выбирать индивидуальный оптимальный режим дня, рационально использовать свое время.

В ранней юности самосознание не просто растет, а приобретает качественно-специфический характер. Свое познание юноша обращает во внутрь и пытается понять себя как уникальную и неповторимую личность. В развитии самосознания акцент переносится на оценку собственной личности (какой я?). Показателем развития самосознания является наличие умения сознательно ставить цели и находить средства для их достижения. Формируется самоуважение – степень принятия или неприятия человеком самого себя. В ранней юности самооценка становится более устойчивой и независимой от мнения окружающих.

Важным психологическим приобретением является открытие своего внутреннего мира. Человек открывает свой внутренний мир, познает себя с разных сторон, все это является важными предпосылками для формирования у него собственного образа «Я». Однако юношеское «Я» еще неопределенно и расплывчато.

Мировоззрение – это система взглядов человека на жизнь, его принципы.

Ранняя юность – решающий этап становления мировоззрения. Мировоззренческие установки в этот период отличаются противоречивостью: серьезные, глубокие рассуждения переплетаются с детскими, наивными. Юноша в течение одного разговора может изменить свою точку зрения и отстаивать противоположные позиции. Он ищет готовую формулу, которая дала бы ему ответ на вопрос о смысле собственного бытия и всего человечества. К окончанию школы общество имеет человека, который мировоззренчески более или менее определился. Эти взгляды являются не всегда правильными, но устойчивыми.

Самоопределение – этап формирования личности, когда юноша сознательно осуществляет выбор жизненного пути. В ранней юности необходимо найти ответы на 2 вопроса:

1) кем быть? (профессиональное самоопределение);

2) каким быть? (личностное самоопределение).

В ранней юности остро стоят вопросы, связанные с социально-нравственными проблемами.  Главным является вопрос – о смысле жизни. Старшеклассников также волнуют нравственные вопросы, связанные с понятием добра и зла, справедливости и беззакония. Для современных юношей характерен релятивистский взгляд на нравственные позиции (правда должна быть такой, чтобы приносить людям пользу).

В ранней юности актуализируется проблема профессионального самоопределения. Главной социальной задачей является выбор профессии. Ранняя юность – этап формирования специальных способностей. По результатам исследований до 30 % старшеклассников не знают, куда они пойдут учиться или работать после школы. Трудности выбора профессии связаны с:

1) человек не полностью знает свои психологические особенности;

2) не знает требования, которые предъявляются к работнику той или иной профессии, и не знает те качества, которые важны в этой профессии.  

В связи с этим возрастает роль профориентационной работы. В современных условиях при выборе профессии старшеклассники ориентируются на высокую заработную плату.

Т. о. самоопределение – важный этап формирования личности в ранней юности. Однако это только лишь предвосхищающее самоопределение, оно еще не проверено практикой.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32639. Технико-экономическое обоснование проекта: содержание, назначение 27 KB
  Техникоэкономическое обоснование проекта: содержание назначение ТЭО Основным документом обосновывающим целесообразность и эффективность проекта является ТЭО проекта. Эти задачи решаются с помощью ТЭО. ТЭО является обязательным документом в случае если финансирование капитальных вложений в основные фонды осуществляется полностью или на долевых началах из Государственного бюджета Российской Федерации и ее внебюджетных фондов централизованных фондов министерств и ведомств а также собственных финансовых ресурсов государственных предприятий....
32640. Бизнес- план инвестиционного проекта: содержание, назначение 51 KB
  Бизнес план инвестиционного проекта: содержание назначение Бизнес – план Бизнесплан это подробный четко структурированный и тщательно подготовленный документ описывающий цели и задачи которые необходимо решить предприятию компании способы достижения поставленных целей и техникоэкономические показатели предприятия и или проекта в результате их достижения. Содержание бизнесплана Вводная часть резюме проекта Вводная часть как правило пишется уже после того как составлен весь план. в ней содержатся основные положения всего...
32641. Принципы и процессы планирования проекта. Уровни планирования 62.5 KB
  Принципы и процессы планирования проекта. Принципы и процессы планирования Сущность планирования состоит в задании целей и способов их достижения на основе формирования комплекса работ мероприятий действий которые должны быть выполнены применении методов и средств реализации этих работ увязки ресурсов необходимых для их выполнения согласовании действий организаций участников проекта. Основная цель планирования состоит в построении модели реализации проекта. Она необходима для координации деятельности участников проекта с ее помощью...
32642. Формирование статей затрат проекта. Калькуляция расходов, сметы, бюджет проекта 27.5 KB
  Формирование статей затрат проекта. Калькуляция расходов сметы бюджет проекта. Бюджет проекта предназначен для планирования расхода средств проекта по временным периодам год квартал месяц в течение всего времени его осуществления. Обычно расход средств проекта первого года планируется более подробно показывается поквартальное и помесячное распределение денежных средств.
32643. Управление качеством в проекте 40 KB
  Управление качеством в проекте. Управление качеством Одной из ключевых функций управления проектом наряду с такими как управление стоимостью и временем является управление качеством проекта. Качество это целостная совокупность характеристик объекта относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Понятие качество следует отличать от понятия градация сорт класс.