10361

Старший школьник, его физиология и психология. Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Старший школьник его физиология и психология. Особенности организации учебновоспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте. Становление мировоззрения личностное и профессиональное самоопределение. Старшеклассн

Русский

2013-03-25

41 KB

23 чел.

Старший школьник, его физиология и психология. Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте. Становление мировоззрения, личностное и профессиональное самоопределение.

Старшеклассники (ранняя юность) (с 14-15 до 17 лет) в основных чертах завершают развитие человека. Вступает в новую социальную ситуацию развития при переходе в старшие классы или в новые школы. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее, на выбор образа жизни, профессии. Стремление к автономности, правом быть самим собой.

Физиологическая характеристика.

В основной массе заканчиваются основные процессы перестройки организма (для каждого человека индивидуально), понижение здоровья, повышение тревожности, склонность к стрессовым ситуациям.

Психологическая характеристика:

1.Формирование личности: закладывается развитие самосознания (сознание своей тождественности, осознание своих максимальных свойств, определение системы социально-нравственных самооценок), самоуважение, мировоззрение и убеждений, ценностных ориентации. Развитие самооценки и осознание «Я» приводит к формированию самоуважения.

2.Процесс самоопределения - процесс согласования внутриличностных способностей и социальных потребностей, процесс формирования индивидуального стиля жизни.

3.Социальная ситуация: сообщество близкого и дальнего окружения.

4.Основной кризис: кризис ранней юности.

5.Основные виды деятельности: общение и учебно-профессиональная.

Более отчетливыми становятся понятие морали, стремление выразить свою индивидуальность. Важное значение имеет статус личности в коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В этом возрасте высок интерес к вечным ценностям: смысл жизни, счастье, долга, свободы личности.

У старшего школьника потребность в общении со взрослыми выше, чем в другие возрастные периоды. Такая потребность объясняется тем, что в ранней юности встают проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно.

Вместе с тем сохраняет свое значение и потребность в общении со сверстниками. С ними старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, с ними делятся своими мыслями.

У молодежи усиливается критическое отношение к действительности, повышенный критерий оценок и требований к учителям и взрослым. Каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Следует использовать активные и самостоятельные формы деятельности: дискуссии, лабораторно-практические работы, изучение первоисточников. Следует предлагать выбирать между разными точками зрения, обосновывать те или иные утверждения.

Для мотивационной сферы старшего школьника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов  (стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу обществу, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества) и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте  на первый план выдвигается произвольная мотивация, т. е. все чаще учащийся руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями.

Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности (УД), но и иногда определяет ее. Это относится к выбору учебного заведения, класса с углубленного подготовкой, игнорированию предмета того или иного цикла.

Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать и критически их осмысливать – составляет содержание УД.

Развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания – завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентированная деятельность школьника. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью,  внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования.

Процесс обучения старшеклассников должен все время рассматриваться с точки зрения того, насколько он готовит к самообразованию. В старших классах стоит задача формировать технику самообразования, формировать рациональные приемы работы с учебным материалом (конспектирование, пользование справочными материалами, работа с книгой, написание реферата, тезисов). Очень важно учить старших школьников планировать свою работу, выбирать индивидуальный оптимальный режим дня, рационально использовать свое время.

В ранней юности самосознание не просто растет, а приобретает качественно-специфический характер. Свое познание юноша обращает во внутрь и пытается понять себя как уникальную и неповторимую личность. В развитии самосознания акцент переносится на оценку собственной личности (какой я?). Показателем развития самосознания является наличие умения сознательно ставить цели и находить средства для их достижения. Формируется самоуважение – степень принятия или неприятия человеком самого себя. В ранней юности самооценка становится более устойчивой и независимой от мнения окружающих.

Важным психологическим приобретением является открытие своего внутреннего мира. Человек открывает свой внутренний мир, познает себя с разных сторон, все это является важными предпосылками для формирования у него собственного образа «Я». Однако юношеское «Я» еще неопределенно и расплывчато.

Мировоззрение – это система взглядов человека на жизнь, его принципы.

Ранняя юность – решающий этап становления мировоззрения. Мировоззренческие установки в этот период отличаются противоречивостью: серьезные, глубокие рассуждения переплетаются с детскими, наивными. Юноша в течение одного разговора может изменить свою точку зрения и отстаивать противоположные позиции. Он ищет готовую формулу, которая дала бы ему ответ на вопрос о смысле собственного бытия и всего человечества. К окончанию школы общество имеет человека, который мировоззренчески более или менее определился. Эти взгляды являются не всегда правильными, но устойчивыми.

Самоопределение – этап формирования личности, когда юноша сознательно осуществляет выбор жизненного пути. В ранней юности необходимо найти ответы на 2 вопроса:

1) кем быть? (профессиональное самоопределение);

2) каким быть? (личностное самоопределение).

В ранней юности остро стоят вопросы, связанные с социально-нравственными проблемами.  Главным является вопрос – о смысле жизни. Старшеклассников также волнуют нравственные вопросы, связанные с понятием добра и зла, справедливости и беззакония. Для современных юношей характерен релятивистский взгляд на нравственные позиции (правда должна быть такой, чтобы приносить людям пользу).

В ранней юности актуализируется проблема профессионального самоопределения. Главной социальной задачей является выбор профессии. Ранняя юность – этап формирования специальных способностей. По результатам исследований до 30 % старшеклассников не знают, куда они пойдут учиться или работать после школы. Трудности выбора профессии связаны с:

1) человек не полностью знает свои психологические особенности;

2) не знает требования, которые предъявляются к работнику той или иной профессии, и не знает те качества, которые важны в этой профессии.  

В связи с этим возрастает роль профориентационной работы. В современных условиях при выборе профессии старшеклассники ориентируются на высокую заработную плату.

Т. о. самоопределение – важный этап формирования личности в ранней юности. Однако это только лишь предвосхищающее самоопределение, оно еще не проверено практикой.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77185. Планирование кадров предприятия и их подбор 233.5 KB
  Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить.
77186. Технологии управления персоналом 207 KB
  По своим свойствам люди существенно отличаются от любых других используемых организациями ресурсов, а следовательно, требуют особых методов управления. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем.
77187. Рынок и оценка жилой недвижимости 206.5 KB
  Принципиальная разница состоит в том, что последний служит потребностям бизнеса – рациональным, структурным и предсказуемым. Рынок жилой недвижимости служит потребностям людей – эмоциональным, неструктурным и непредсказуемым.
77188. Знаковизначенні квадратичні форми 279 KB
  Познайомити з послідовністю приведення квадратичної форми до нормального вигляду; вивчити закон інерції квадратичної форми; познайомити з поняттями додатної та від’ємної визначеності квадратичної форми та вивчити критерії додатної визначеності. Нормальний вид комплексної і нормальний вид дійсної квадратичної форми. Знаковизначенні квадратичні форми.
77189. Анализ основных изменений, внесенных в Трудовой кодекс Российской Федерации с момента его принятия по август 2006 года 198.5 KB
  Кодекс законов о труде 1918 года имеет достаточно стройную для своего времени структуру. Рассматривая Кодекс видим, что он состоит из введения, 9 разделов и 5 приложений. Используя современную терминологию можно выделить основные моменты в каждом разделе...
77190. Проведение интервью с кандидатом на вакантную должность 181.5 KB
  Число кандидатов, приглашаемых Вами для собеседования, зависит в определенной степени от того, сколько времени Вы выделили на собеседование. Главная цель - обеспечить отбор наилучших претендентов для включения в окончательный список.
77191. Презентационные и коммуникативные навыки тренинг-менеджера 177 KB
  Каждый тренер знает, что его коммуникативные и презентационные навыки — это существенная часть рабочего инструментария. Пожалуй, ни один тренер не станет спорить с тем, что умение видеть, слышать и понимать группу не менее важно, чем внятное предъявление себя.
77192. Факторы формирования чувства преданности организации 153.5 KB
  В России организационная психология по целому ряду социально - экономических, политических, внутринаучных и прочих причин долгое время не рассматривалась как достаточно дифференцированный самостоятельный раздел науки.