10361

Старший школьник, его физиология и психология. Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Старший школьник его физиология и психология. Особенности организации учебновоспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте. Становление мировоззрения личностное и профессиональное самоопределение. Старшеклассн

Русский

2013-03-25

41 KB

23 чел.

Старший школьник, его физиология и психология. Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте. Становление мировоззрения, личностное и профессиональное самоопределение.

Старшеклассники (ранняя юность) (с 14-15 до 17 лет) в основных чертах завершают развитие человека. Вступает в новую социальную ситуацию развития при переходе в старшие классы или в новые школы. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее, на выбор образа жизни, профессии. Стремление к автономности, правом быть самим собой.

Физиологическая характеристика.

В основной массе заканчиваются основные процессы перестройки организма (для каждого человека индивидуально), понижение здоровья, повышение тревожности, склонность к стрессовым ситуациям.

Психологическая характеристика:

1.Формирование личности: закладывается развитие самосознания (сознание своей тождественности, осознание своих максимальных свойств, определение системы социально-нравственных самооценок), самоуважение, мировоззрение и убеждений, ценностных ориентации. Развитие самооценки и осознание «Я» приводит к формированию самоуважения.

2.Процесс самоопределения - процесс согласования внутриличностных способностей и социальных потребностей, процесс формирования индивидуального стиля жизни.

3.Социальная ситуация: сообщество близкого и дальнего окружения.

4.Основной кризис: кризис ранней юности.

5.Основные виды деятельности: общение и учебно-профессиональная.

Более отчетливыми становятся понятие морали, стремление выразить свою индивидуальность. Важное значение имеет статус личности в коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В этом возрасте высок интерес к вечным ценностям: смысл жизни, счастье, долга, свободы личности.

У старшего школьника потребность в общении со взрослыми выше, чем в другие возрастные периоды. Такая потребность объясняется тем, что в ранней юности встают проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно.

Вместе с тем сохраняет свое значение и потребность в общении со сверстниками. С ними старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, с ними делятся своими мыслями.

У молодежи усиливается критическое отношение к действительности, повышенный критерий оценок и требований к учителям и взрослым. Каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Следует использовать активные и самостоятельные формы деятельности: дискуссии, лабораторно-практические работы, изучение первоисточников. Следует предлагать выбирать между разными точками зрения, обосновывать те или иные утверждения.

Для мотивационной сферы старшего школьника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов  (стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу обществу, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества) и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте  на первый план выдвигается произвольная мотивация, т. е. все чаще учащийся руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями.

Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности (УД), но и иногда определяет ее. Это относится к выбору учебного заведения, класса с углубленного подготовкой, игнорированию предмета того или иного цикла.

Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать и критически их осмысливать – составляет содержание УД.

Развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания – завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентированная деятельность школьника. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью,  внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования.

Процесс обучения старшеклассников должен все время рассматриваться с точки зрения того, насколько он готовит к самообразованию. В старших классах стоит задача формировать технику самообразования, формировать рациональные приемы работы с учебным материалом (конспектирование, пользование справочными материалами, работа с книгой, написание реферата, тезисов). Очень важно учить старших школьников планировать свою работу, выбирать индивидуальный оптимальный режим дня, рационально использовать свое время.

В ранней юности самосознание не просто растет, а приобретает качественно-специфический характер. Свое познание юноша обращает во внутрь и пытается понять себя как уникальную и неповторимую личность. В развитии самосознания акцент переносится на оценку собственной личности (какой я?). Показателем развития самосознания является наличие умения сознательно ставить цели и находить средства для их достижения. Формируется самоуважение – степень принятия или неприятия человеком самого себя. В ранней юности самооценка становится более устойчивой и независимой от мнения окружающих.

Важным психологическим приобретением является открытие своего внутреннего мира. Человек открывает свой внутренний мир, познает себя с разных сторон, все это является важными предпосылками для формирования у него собственного образа «Я». Однако юношеское «Я» еще неопределенно и расплывчато.

Мировоззрение – это система взглядов человека на жизнь, его принципы.

Ранняя юность – решающий этап становления мировоззрения. Мировоззренческие установки в этот период отличаются противоречивостью: серьезные, глубокие рассуждения переплетаются с детскими, наивными. Юноша в течение одного разговора может изменить свою точку зрения и отстаивать противоположные позиции. Он ищет готовую формулу, которая дала бы ему ответ на вопрос о смысле собственного бытия и всего человечества. К окончанию школы общество имеет человека, который мировоззренчески более или менее определился. Эти взгляды являются не всегда правильными, но устойчивыми.

Самоопределение – этап формирования личности, когда юноша сознательно осуществляет выбор жизненного пути. В ранней юности необходимо найти ответы на 2 вопроса:

1) кем быть? (профессиональное самоопределение);

2) каким быть? (личностное самоопределение).

В ранней юности остро стоят вопросы, связанные с социально-нравственными проблемами.  Главным является вопрос – о смысле жизни. Старшеклассников также волнуют нравственные вопросы, связанные с понятием добра и зла, справедливости и беззакония. Для современных юношей характерен релятивистский взгляд на нравственные позиции (правда должна быть такой, чтобы приносить людям пользу).

В ранней юности актуализируется проблема профессионального самоопределения. Главной социальной задачей является выбор профессии. Ранняя юность – этап формирования специальных способностей. По результатам исследований до 30 % старшеклассников не знают, куда они пойдут учиться или работать после школы. Трудности выбора профессии связаны с:

1) человек не полностью знает свои психологические особенности;

2) не знает требования, которые предъявляются к работнику той или иной профессии, и не знает те качества, которые важны в этой профессии.  

В связи с этим возрастает роль профориентационной работы. В современных условиях при выборе профессии старшеклассники ориентируются на высокую заработную плату.

Т. о. самоопределение – важный этап формирования личности в ранней юности. Однако это только лишь предвосхищающее самоопределение, оно еще не проверено практикой.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1582. Проектування жіночих черевиків на блискавці на середньому каблуці на байковій підкладці 79.4 KB
  У курсовому проекті ми використовуємо копіювально-графічну методику проектування. Проектування деталей взуття за цією методикою включає такі етапи: встановлення умовної розгортки колодки в осі координат, розрахунок і нанесення базисних ліній.
1583. Проектирование жилого дома с фасадным зданием 107.7 KB
  В данном курсовом проекте необходимо запроектировать жилой дом. В состав графических работ входят: фасад гражданского здания М 1: 200, план гражданского здания М 1:200, продольный и поперечный разрезы М 1:200, схема плит покрытий и фундаменов М 1:200.
1584. Гонадальные гормоны и их действие у самок разных видов 20.32 KB
  Половой сезон-период, в течении которого проявляется или более напряженно протекает половая жизнь. Он обычно бывает связан с временем года, видовыми особенностями животного.
1585. Гонадотропные гормоны гипофиза. Нейрогуморальная регуляция половой функции самок и самцов 20.65 KB
  Экспериментально установлено, что введение ФСГ в организм кастрированной самки не вызывает морфологических изменений в ее половом аппарате. При денервации гипофиза(нарушение нервных связей) его функции нарушаются/
1586. Два физиологических типа спермы 18.43 KB
  Сперма-совокупность сперматозоидов из сыворотки(плазмы)которая образуется придаточными половыми железами и придатком канала семменика.
1587. Действие факторов внешней среды (температуры, осмотического давления, pH среды, химических вещество на спермиев 20.11 KB
  Степень кислотности зависит от концентрации(H*+*; H-)В придатках семенников pH кислая. При эякуляции в следствие смешанной спермиев придаточных желез реакция спермы близка к 7. На pH среды влияют кормление.
1588. Залеживание и отек беременных (причины, диагностика и профилактика) 23.27 KB
  Беременность-физиологическое состояние самки в период вынашивания плода. Залеживание организма. У беременных (преимущественно у коров и кобыл) в подкожной клетчатке скапливается транссудат и имеются общие или местные застои венозной крови.
1589. Защитные функции желтка куриного яйца и глицерина при замораживании спермы в жидком азоте 19.4 KB
  Хранение спермы в жидком азоте позволяет значительно улучшить породные качества разводимого скота, так как в тысячи раз увеличивается количество самок, осеменяемых спермой ценных производителей.
1590. Значение и необходимость разбавления спермы 19.32 KB
  Целью разбавления спермы - создание окружающей среды, способность защитить половые клетки от повреждений в процессе консервирования, увеличивается объем полового продукта для разделения его на множество спермодоз и обеспечение высокой выживаемости спермиев после хранения.