10361

Старший школьник, его физиология и психология. Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте

Научная статья

Педагогика и дидактика

Старший школьник его физиология и психология. Особенности организации учебновоспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте. Становление мировоззрения личностное и профессиональное самоопределение. Старшеклассн

Русский

2013-03-25

41 KB

25 чел.

Старший школьник, его физиология и психология. Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Развитие самосознания в раннем юношеском возрасте. Становление мировоззрения, личностное и профессиональное самоопределение.

Старшеклассники (ранняя юность) (с 14-15 до 17 лет) в основных чертах завершают развитие человека. Вступает в новую социальную ситуацию развития при переходе в старшие классы или в новые школы. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее, на выбор образа жизни, профессии. Стремление к автономности, правом быть самим собой.

Физиологическая характеристика.

В основной массе заканчиваются основные процессы перестройки организма (для каждого человека индивидуально), понижение здоровья, повышение тревожности, склонность к стрессовым ситуациям.

Психологическая характеристика:

1.Формирование личности: закладывается развитие самосознания (сознание своей тождественности, осознание своих максимальных свойств, определение системы социально-нравственных самооценок), самоуважение, мировоззрение и убеждений, ценностных ориентации. Развитие самооценки и осознание «Я» приводит к формированию самоуважения.

2.Процесс самоопределения - процесс согласования внутриличностных способностей и социальных потребностей, процесс формирования индивидуального стиля жизни.

3.Социальная ситуация: сообщество близкого и дальнего окружения.

4.Основной кризис: кризис ранней юности.

5.Основные виды деятельности: общение и учебно-профессиональная.

Более отчетливыми становятся понятие морали, стремление выразить свою индивидуальность. Важное значение имеет статус личности в коллективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В этом возрасте высок интерес к вечным ценностям: смысл жизни, счастье, долга, свободы личности.

У старшего школьника потребность в общении со взрослыми выше, чем в другие возрастные периоды. Такая потребность объясняется тем, что в ранней юности встают проблемы самосознания и самоопределения, решить которые самому бывает очень трудно.

Вместе с тем сохраняет свое значение и потребность в общении со сверстниками. С ними старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, с ними делятся своими мыслями.

У молодежи усиливается критическое отношение к действительности, повышенный критерий оценок и требований к учителям и взрослым. Каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью.

Особенности организации учебно-воспитательной работы со старшими школьниками. Следует использовать активные и самостоятельные формы деятельности: дискуссии, лабораторно-практические работы, изучение первоисточников. Следует предлагать выбирать между разными точками зрения, обосновывать те или иные утверждения.

Для мотивационной сферы старшего школьника характерно сочетание и взаимопроникновение широких социальных мотивов  (стремление стать полноценным членом общества, приносить пользу обществу, Родине, убежденность в практической значимости науки для общества) и познавательных мотивов, заключенных в самом учебном процессе. В старшем школьном возрасте  на первый план выдвигается произвольная мотивация, т. е. все чаще учащийся руководствуется сознательно поставленной целью, своими намерениями.

Потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности (УД), но и иногда определяет ее. Это относится к выбору учебного заведения, класса с углубленного подготовкой, игнорированию предмета того или иного цикла.

Развитие самостоятельности, творческого подхода к решениям, умение принимать такие решения, анализировать и критически их осмысливать – составляет содержание УД.

Развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания – завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентированная деятельность школьника. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях – одна из самых характерных черт старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью,  внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования.

Процесс обучения старшеклассников должен все время рассматриваться с точки зрения того, насколько он готовит к самообразованию. В старших классах стоит задача формировать технику самообразования, формировать рациональные приемы работы с учебным материалом (конспектирование, пользование справочными материалами, работа с книгой, написание реферата, тезисов). Очень важно учить старших школьников планировать свою работу, выбирать индивидуальный оптимальный режим дня, рационально использовать свое время.

В ранней юности самосознание не просто растет, а приобретает качественно-специфический характер. Свое познание юноша обращает во внутрь и пытается понять себя как уникальную и неповторимую личность. В развитии самосознания акцент переносится на оценку собственной личности (какой я?). Показателем развития самосознания является наличие умения сознательно ставить цели и находить средства для их достижения. Формируется самоуважение – степень принятия или неприятия человеком самого себя. В ранней юности самооценка становится более устойчивой и независимой от мнения окружающих.

Важным психологическим приобретением является открытие своего внутреннего мира. Человек открывает свой внутренний мир, познает себя с разных сторон, все это является важными предпосылками для формирования у него собственного образа «Я». Однако юношеское «Я» еще неопределенно и расплывчато.

Мировоззрение – это система взглядов человека на жизнь, его принципы.

Ранняя юность – решающий этап становления мировоззрения. Мировоззренческие установки в этот период отличаются противоречивостью: серьезные, глубокие рассуждения переплетаются с детскими, наивными. Юноша в течение одного разговора может изменить свою точку зрения и отстаивать противоположные позиции. Он ищет готовую формулу, которая дала бы ему ответ на вопрос о смысле собственного бытия и всего человечества. К окончанию школы общество имеет человека, который мировоззренчески более или менее определился. Эти взгляды являются не всегда правильными, но устойчивыми.

Самоопределение – этап формирования личности, когда юноша сознательно осуществляет выбор жизненного пути. В ранней юности необходимо найти ответы на 2 вопроса:

1) кем быть? (профессиональное самоопределение);

2) каким быть? (личностное самоопределение).

В ранней юности остро стоят вопросы, связанные с социально-нравственными проблемами.  Главным является вопрос – о смысле жизни. Старшеклассников также волнуют нравственные вопросы, связанные с понятием добра и зла, справедливости и беззакония. Для современных юношей характерен релятивистский взгляд на нравственные позиции (правда должна быть такой, чтобы приносить людям пользу).

В ранней юности актуализируется проблема профессионального самоопределения. Главной социальной задачей является выбор профессии. Ранняя юность – этап формирования специальных способностей. По результатам исследований до 30 % старшеклассников не знают, куда они пойдут учиться или работать после школы. Трудности выбора профессии связаны с:

1) человек не полностью знает свои психологические особенности;

2) не знает требования, которые предъявляются к работнику той или иной профессии, и не знает те качества, которые важны в этой профессии.  

В связи с этим возрастает роль профориентационной работы. В современных условиях при выборе профессии старшеклассники ориентируются на высокую заработную плату.

Т. о. самоопределение – важный этап формирования личности в ранней юности. Однако это только лишь предвосхищающее самоопределение, оно еще не проверено практикой.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22004. Україна у складі Російської та Австро-Угорської імперій (кінець ХVІІІ – початок ХХ ст.) 56 KB
  Український суспільно-політичний рух опирався не тільки на внутрішні джерела, а й на зовнішні чинники. Йдеться, зокрема, про відчутний вплив на цей рух Французької революції, зокрема її концепції вільної нації.
22005. Чехия в XI-XV вв. 127.5 KB
  Леса хвойные Чехии смешанные Словакия. В Чехии со второй четверти XII в. конец династии Пшемысловичей борьба за престол и утверждение в Чехии Люксембургов 1310 г. Во главе деревни стоял наследственный староста в Чехии рижстарж в Польше солтыс войт.
22006. Швейцария в XVI в. 52.5 KB
  Торговля содействовала развитию кредита так как Цвингли и Кальвин отвергли запрет . Ульрих Цвингли 14841531 сын сельского старосты окончил латинскую школу в Берне в Базельском и Венском университетах связан с Эразмом магистр свободных искусств увлекался гуманистическими штудиями. У Цвингли не было ничего из мистического созерцания Лютера. Цвингли свои взгляды изложил в 67 тезисах 1523 г.
22007. Япония в III-VIII –XII вв. 64 KB
  Заселение овов Японии началось давно. в Японии образовался племенной союз занимавший ов Кюсю или по мнению других южную часть ова Хонсю провинции Ямато Коти Эцу. По синтоизму японская нация ведет свое происхождение от богиги Солнца Аматэрасу потомком которой был легендарный император Японии Дзиммутэнно 660 г. Особенность исторического развития Японии состоит в том что первобытнообщинный строй трансформировался в феодальный минуя рабовладельческий.
22008. Япония в XIV-XVI вв. 78 KB
  Таким образом появление новой сёгунской династии не означало централизации страны. Вся остальная часть страны находилась в руках местных феодалов. Посевы хлопчатника до этого сеяли эту культуру только в южной части страны появились и в восточной части страны. Встал вопрос об объединении страны.
22009. Международные отношения в средние века. Итальянские войны 116.5 KB
  Примером является империя Карла V. Таким образом накануне похода Карла VIII Италия разделилась на 2 лагеря Милан Венеция Рим с одной стороны и Неаполь Флоренция с другой. Флорентийцы восстали и изгнали Медичи Флоренция встретила Карла VIII не как завоевателя а как союзника хотя и пришлось выполнить ряд тяжелых условий выплатить 120. Задача флорентийского правительства Пьетро Каппони видело главную задачу в том чтобы скорее выпроводить Карла VIII из Флоренции и из Тосканы.
22010. Нидерландская буржуазная революция 133 KB
  Расширялось стойловое содержание скота Голландия а ломовые лошади из Голландии Фрисландии Зеландии шли даже на экспорт. они исполнялись с непреклонной жестокостью и среди уголовных приговоров суда Голландии 2030х гг. Флот одной Голландии в 60 г. Среди городов Голландии на первое место постепенно выдвигается Амстердам по объемам морского флота мореходства рыболовства он перегнал все остальные города.
22011. Османская империя в XIII-первой половине XVII вв. 94 KB
  Расцвет военно-политического могущества Османской империи. Будой была включена в состав Османской империи. Второй соперник Ирана Египет в контроле над торговыми путями перестал существовать как самостоятельное государство его территории были включены в состав империи. Социальноэкономическое развитие Османской империи определялось прежде всего тем что в рамках этого государства все еще продолжался процесс феодализации и вплоть до XVII в.