10362

Управление учебно-воспитательной работой школы. Вопросы управления школой в Законе РФ Об образовании, в Типовом положении об образовательном учреждении

Научная статья

Педагогика и дидактика

Управление учебновоспитательной работой школы. Вопросы управления школой в Законе РФ Об образовании в Типовом положении об образовательном учреждении. Совет школы его цели и задачи. Функции руководителей школы. Демократизация внутришкольного управления. Планирование...

Русский

2013-03-25

68 KB

29 чел.

Управление учебно-воспитательной работой школы. Вопросы управления школой в Законе РФ Об образовании, в Типовом положении об образовательном учреждении. Совет школы, его цели и задачи. Функции руководителей школы. Демократизация внутришкольного управления. Планирование работы школы, отчетность и внутришкольный контроль. Стили руководства и их характеристика.

Управление школой – это научно-обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в УВП с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.

УШ – это системный подход – цель→ресурсы→план→решение→реализация→контроль. УШ состоит из 2-х систем: 1) управляемая и 2) управляющая.

Функции управления:

  1.  анализ – фундамент, на котором держится вся система планирования УВП;
  2.  планирование (определения наиболее приемлемого пути, достижения целей);
  3.  организация (формирование отношений в управляющей и управляемой системах);
  4.  координация между управляющей и управляемой системами;
  5.  контроль (сопоставление достигнутых результатов с тем, что было запланировано);
  6.  стимулирование (система мер, направленная на создание творчески работающего педагогического коллектива и активную целенаправленность деятельности учащихся).

Принципы: гуманизм и демократия, гласность инициативность, системность и устойчивость.

Вопросы управления школой в «Типовом положении об образовательном учреждении»:

1) Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с  законодательством РФ и уставом этого ООУ и строится на принципах единоначалия и самоуправления. 2) Основными формами самоуправления ООУ является совет ООУ, попечительский совет, общее собрание, педсовет и др. 3) Управление ООУ осуществляет руководитель (директор). Назначается решением органа местного самоуправления. 4) Руководитель ООУ несет ответственность перед обучающимися, их родителями, государством, обществом и учредителем за результаты своей деятелности, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом. Учредителем гос. ОУ является федеральный орган гос. власти или орган гос. власти субъекта РФ. Учредителем муниципального ОУ является орган местного самоуправления. 5) Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления ООУ определяется его уставом.

Вопросы управления школой в законе РФ «Об образовании»: 1) Осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом этого ООУ. 2) Управление ООУ строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления: совет ОУ, попечительский совет, педсовет и др. 4) Руководитель ООУ в соответствии с уставом может быть избран коллективом ООУ,  избран при предварительном согласовании с учредителем, назначен учредителем. 5) Разграничение между советом ООУ и его руководителем определяется уставом. 6) Руководителям ООУ совмещение их должностей с другими должностями (кроме научного с научно-методического руководства) внутри или вне ООУ не разрешается.

Основным органом внутришкольного управления является конференция. Созывается не реже одного раза в год. В ней принимает участие представители от учителей и администраций, от родителей и от учащихся второй и третей ступени. Представители избираются открытым голосованием в первичных коллективах. На конференции рассматриваются важнейшие вопросы жизни школы, в том числе избирается совет школы, который является главным органом управления между конференциями. Совет школы – имеет меньшее количество людей, но состав тот же (одна треть учителей, одна треть родителей, одна треть учеников второй и третий ступени). Школьный совет является общественным коллективным органом, в задачи которого входят помощь, необходимая для эффективного функционирования и развития школ, реализации важнейших требований, предъявляемых государством, обществом к обучению воспитанию учащихся. Школьный совет оказывает конкретную помощь администрации школы по следующим направлениям: осуществление принятых решений по материальному обеспечению школы, организация внеклассной воспитательной работы и трудовой подготовке школьников, привлечению родителей к совместной работе по воспитанию детей и организации охраны здоровья, питания и отдыха детей.

Полномочия школьного совета:

  •  обсуждает текущей и перспективные планы учебно-воспитательной работы школы и расстановку кадров на новый учебный год;
  •  рассматривает и утверждает планы нового строительства и ремонта школьных зданий;
  •  оказывает помощь детям-сиротам, больным детям и детям из трудных малообеспеченных семей;
  •  помогает в организации внеклассных воспитательных мероприятий и т.д.

Совет состоит из секторов: педагогический, родительский, ученический. Президиум совета состоит из председателя совета, сопредседателей (руководителей секторов), директора школы и других представителей, собирается дважды в месяц и решает оперативные дела. Директор школы подотчетен совету, а совет – конференции. Решение совета считается правомочным, если присутствовало на заседании не менее 2/3 от состава и проголосовало больше половины присутствующих. Директор подчиняется решению совета, но если решение противоречит законодательству РФ, то директор вправе приостановить исполнение этого решения.

Функции руководителей школы: Директор ответственный за здоровье и жизнь детей, за качество учебно-воспитательного процесса в школе, за сохранность материального состояния школы.

Зам. директора по учебной работе. Он ответственный за состояние учебного процесса:

  1.  посещает и контролирует учебные занятия с целью контроля и помощи учителю, а так же обязан разработать урок с учителем;
  2.  проверяет школьную документацию;
  3.  контролирует знания и умения учащихся, может проводить устный опрос учащихся;
  4.  составляет расписание занятий, руководит методической работой в школе.

Зам. директора по воспитательной работе:

  1.  ведет методическое объединение классных руководителей и контролирует их работу;
  2.  руководит общешкольными мероприятиями.

Завхоз (отвечает за сохранение материального состояния школы и соблюдение санитарно-гигиенических норм).

Демократизация внутришкольного управления. Недопустимы командно-административный стиль руководства, подавляющим инициативу, активность членов коллектива свободу личности. Дисциплина, необходимость сочетания единоначалия коллегиальности в руководстве школы, роль педсовета, профсоюза, родительского комитета, детского самоуправления. Различают 2-е линии в руководстве: стратегическую (принятие подготовленных решений, расстановку кадров, планирование)  и оперативную (конкретно исполнительскую). Демократический стиль руководства предполагает отчетность руководителей школы перед коллективом, СШ, свободу критики гласность.

Планирование работы школы – это подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важнейших мест в управлении школой. Суть: в умении регулировать процесс обучения и воспитания, в умении выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени средств эффективное выполнение поставленных задач и целей. Принципы: научность, оптимальность, перспективность, учет специфических особенностей педагогической системы.

В школе должно существовать календарное планирование. Каждая школа планирует работу исходя из местных условий и возможностей, но каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.

Планы разделяются по разным основаниям:

1) по направлению деят-ти школы и учителя:

  •  базисный учебный план;
  •  план учебно-воспитательной работы школы;
  •  планы деятельности основных управленческих подразделений (планы заседаний пед., методического, ученического советов и т. д.);
  •  планы деятельности учителя (учебно-тематический план по курсу + планы-конспекты уроков + план работы классного руководителя)

2) по срокам:

  •  перспективные планы деятельности (обычно на 5 лет);
  •  текущие планы (на учебный год)

3) по форме:

  •  текстовые;
  •  графические;
  •  сетевые (в основе – сетевые единицы).

Внутришкольный контроль. Задачи: объективная оценка состояния дел, оказание методической помощи, поддержка, стимулирование педагогической деятельности. Требования к внутришкольному контролю: систематичность, объективность, действенность, компетентность.

Виды контроля (по Т. И. Шамовой): 1. тематический (углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса)  и 2. фронтальный (всестороннее изучение деятельности пед. коллектива, методич. объединения или отдельного учителя) (не более 2 – 3 раз в учебном году).

Формы контроля: 1. персональный (за работой отдельного учителя, классного рук-ля, воспитателя), 2. классно-обобщающий (изучение совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива), 3. предметно-обобщающий (изучение состояния и качества преподавания отдельного предмета в одном классе, в параллели классов или в целом в школе), 4. тематически-обобщающий (изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса), 5. комплексно-обобщающий (осуществление контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или нескольких классах).

Методы контроля: изучение школьной документации (алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы и др.), наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового пед. опыта, хронометрирование, диагностические методы.

Характеристика основных стилей руководства.

Разновидности стилей

Основные признаки взаимодействия учителя и учащихся

Формальная сторона

Содержательная сторона

Автократический (директивный ) стиль

1. Обращение  к учащимся в форме приказа

2. Тон речи командный, хар-р речи чаще неприветливый

3. Требования завышены, без учета реальных возможностей

4. Подавляет проявление чувств

5. Вмешивается в работу учащихся, не дает думать, редко хвалит

6. Находится вне руководимой группы

1. Четко планируется деятельность, предпочитает бумагу человеку

2. Эффективная деят-ть обеспечивается за счет «волевого нажима» на учащихся

3. Склонен иметь трудности в общении с людьми, часто инициирует конфликтную ситуацию

4. Обладает формальным авторитетом, обусловленным должностью

Демократический (коллегиальный) стиль

1. Обращение к учащимся в форме совета, просьбы, требование (без жесткости)

2. Тон обращения дружеский, хар-р спокойный, приветливый

3. Требования адекватны возможностям учащихся, с учетом индивид. особенностей

4. Хвалит учащихся объективно

5. Умеет общаться во внеслужебное время, но без панибратства

1. Имеет четкий перспективный план своих действий и действий учащихся

2. Поддерживания начинания учащихся

3. Способен критически осмысливать свои действия

4. Не инициирует конфликтов, «гасит» их

5. Пользуется истинным авторитетом

Либеральный (непоследовательный) стиль

1. Форма обращения непоследовательна

2. Быстро забывает о прежних требованиях

3. Тон речи ласково-заискивающий, характер торопливый

4. Имитирует «демократию», в группе обычно руководит неформальный лидер

5. Учащиеся не любят его

6. Не способен объективно оценивать итого своих действий и действий учащихся

7. В основном захваливает себя и учащихся

1. Не имеет четкого плана действий

2. Безынициативен на работе, стремится уйти от ответственности

3. Не обеспечивает эффективность учебно-познавательной деятельности

4. Не мешает неформальному лидеру, стремится ни во что не вмешиваться

5. Легко общается с людьми, ласков и доброжелателен (на словах) со всеми

6. Обладает временным, формальным авторитетом


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29351. Functional Styles 19.61 KB
  Therefore functional style of language is a historical category. Thus the FS of emotive prose actually began to function as an independent style after the second half of the 16th century; the newspaper style budded off from the publicistic style; the oratorical style has undergone considerable fundamental changes and so with other FSs The development of each style is predetermined by the changes in the norms of standard English. The BellesLetters Style We have already pointed out that the belleslettres style is a generic term for three...
29352. Functional Styles. Newspaper Style 33.05 KB
  Not all the printed materials found in newspapers come under newspaper style. Only materials which perform the function of informing the reader and providing him with an evaluation of information published can be regarded as belonging to newspaper style. English newspaper style can be defined as a system of interrelated lexical phraseological and grammatical means which is perceived by the community as a separate linguistic unity that serves the purpose of informing and instructing the reader.
29353. General Notes on Stylistics. It’s subject and Object 40.48 KB
  It deals mainly with two interdependent tasks: The investigation of the inventory of special language media which secure the desirable effect of the utterance The investigation of certain types of texts which are distinguished due to the choice and arrangement of language means. The types of texts that are distinguished by the pragmatic aspect of communication are called functional styles of language FS; the special media of language which secure the desirable effect of the utterance are called stylistic devices SD and expressive means...
29354. Expressive means and stylistics devices 24 KB
  All stylistic means of a language can be divided into expressive means which are used in some specific way and special devices called stylistic devices. The expressive means of a language are those phonetic means morphological forms means of wordbuilding and lexical phraseological and syntactical forms all of which function in the language for emotional or logical intensification of the utterance. These intensifying forms of the language have been fixed in grammars and dictionaries. The most powerful expressive means of any language...
29355. Stylistic Classification of the English Vocabulary 53.1 KB
  This is important for the course in as much as some SDs are based on the interplay of different stylistic aspects of words. The literary vocabulary consists of the following groups of words: common literary; terms and learned [′ lə:nid] words; poetic words; archaic words; barbarisms and foreign words; literary coinages and noncewords. The colloquial vocabulary includes the following groups of words: common colloquial words; slang; jargonisms; professionalisms; dialectal words; vulgar words; colloquial coinages. The common...
29356. Тетрадная форма представления программ в языковых процессорах САПР 23.5 KB
  Списки тетрад. Удобной формой представления бинарных операций являются тетрады вида: оператор операнд1 операнд2 результат ABC–D B C T1 A T1 T2– T2 D T3T1 T2 T3 –временные переменные формируемые транслятором.Важным свойством списка тетрад является то что тетрады располагаются строго в соответствии с порядком в котором должны быть выполнены операторы при реализации программы.
29357. Алгоритм перевода выражений в польскую запись 37.5 KB
  При работе семантических программ широко используется набор данных с организацией в виде стека. Операнды переписываются в выходную строку а операторы заносятся в стек. В зависимости от приоритета операторов при записи в стек оператор может вытолкнуть из стека другой оператор который последовательно записывается в выходную строку. Работа со стеком организуется так:1.
29359. Машинно-независимая оптимизация линейных участков программ 26.5 KB
  Покажем простейшие преобразования линейных и циклических участков для тетрадной формы программ:Машиннонезависимая оптимизация линейных участков программЛинейным участком программы называется последовательность операцийкоманд которая не содержит условных переходов возможно кроме последней операции. Для оптимизации линейных участков в простейшем случае используется два основных преобразования:1. В списке тетрад выделит границы участков включающих вычисления выражений по операторам присвоения;2.