10362

Управление учебно-воспитательной работой школы. Вопросы управления школой в Законе РФ Об образовании, в Типовом положении об образовательном учреждении

Научная статья

Педагогика и дидактика

Управление учебновоспитательной работой школы. Вопросы управления школой в Законе РФ Об образовании в Типовом положении об образовательном учреждении. Совет школы его цели и задачи. Функции руководителей школы. Демократизация внутришкольного управления. Планирование...

Русский

2013-03-25

68 KB

29 чел.

Управление учебно-воспитательной работой школы. Вопросы управления школой в Законе РФ Об образовании, в Типовом положении об образовательном учреждении. Совет школы, его цели и задачи. Функции руководителей школы. Демократизация внутришкольного управления. Планирование работы школы, отчетность и внутришкольный контроль. Стили руководства и их характеристика.

Управление школой – это научно-обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в УВП с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.

УШ – это системный подход – цель→ресурсы→план→решение→реализация→контроль. УШ состоит из 2-х систем: 1) управляемая и 2) управляющая.

Функции управления:

  1.  анализ – фундамент, на котором держится вся система планирования УВП;
  2.  планирование (определения наиболее приемлемого пути, достижения целей);
  3.  организация (формирование отношений в управляющей и управляемой системах);
  4.  координация между управляющей и управляемой системами;
  5.  контроль (сопоставление достигнутых результатов с тем, что было запланировано);
  6.  стимулирование (система мер, направленная на создание творчески работающего педагогического коллектива и активную целенаправленность деятельности учащихся).

Принципы: гуманизм и демократия, гласность инициативность, системность и устойчивость.

Вопросы управления школой в «Типовом положении об образовательном учреждении»:

1) Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с  законодательством РФ и уставом этого ООУ и строится на принципах единоначалия и самоуправления. 2) Основными формами самоуправления ООУ является совет ООУ, попечительский совет, общее собрание, педсовет и др. 3) Управление ООУ осуществляет руководитель (директор). Назначается решением органа местного самоуправления. 4) Руководитель ООУ несет ответственность перед обучающимися, их родителями, государством, обществом и учредителем за результаты своей деятелности, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом. Учредителем гос. ОУ является федеральный орган гос. власти или орган гос. власти субъекта РФ. Учредителем муниципального ОУ является орган местного самоуправления. 5) Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления ООУ определяется его уставом.

Вопросы управления школой в законе РФ «Об образовании»: 1) Осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом этого ООУ. 2) Управление ООУ строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления: совет ОУ, попечительский совет, педсовет и др. 4) Руководитель ООУ в соответствии с уставом может быть избран коллективом ООУ,  избран при предварительном согласовании с учредителем, назначен учредителем. 5) Разграничение между советом ООУ и его руководителем определяется уставом. 6) Руководителям ООУ совмещение их должностей с другими должностями (кроме научного с научно-методического руководства) внутри или вне ООУ не разрешается.

Основным органом внутришкольного управления является конференция. Созывается не реже одного раза в год. В ней принимает участие представители от учителей и администраций, от родителей и от учащихся второй и третей ступени. Представители избираются открытым голосованием в первичных коллективах. На конференции рассматриваются важнейшие вопросы жизни школы, в том числе избирается совет школы, который является главным органом управления между конференциями. Совет школы – имеет меньшее количество людей, но состав тот же (одна треть учителей, одна треть родителей, одна треть учеников второй и третий ступени). Школьный совет является общественным коллективным органом, в задачи которого входят помощь, необходимая для эффективного функционирования и развития школ, реализации важнейших требований, предъявляемых государством, обществом к обучению воспитанию учащихся. Школьный совет оказывает конкретную помощь администрации школы по следующим направлениям: осуществление принятых решений по материальному обеспечению школы, организация внеклассной воспитательной работы и трудовой подготовке школьников, привлечению родителей к совместной работе по воспитанию детей и организации охраны здоровья, питания и отдыха детей.

Полномочия школьного совета:

  •  обсуждает текущей и перспективные планы учебно-воспитательной работы школы и расстановку кадров на новый учебный год;
  •  рассматривает и утверждает планы нового строительства и ремонта школьных зданий;
  •  оказывает помощь детям-сиротам, больным детям и детям из трудных малообеспеченных семей;
  •  помогает в организации внеклассных воспитательных мероприятий и т.д.

Совет состоит из секторов: педагогический, родительский, ученический. Президиум совета состоит из председателя совета, сопредседателей (руководителей секторов), директора школы и других представителей, собирается дважды в месяц и решает оперативные дела. Директор школы подотчетен совету, а совет – конференции. Решение совета считается правомочным, если присутствовало на заседании не менее 2/3 от состава и проголосовало больше половины присутствующих. Директор подчиняется решению совета, но если решение противоречит законодательству РФ, то директор вправе приостановить исполнение этого решения.

Функции руководителей школы: Директор ответственный за здоровье и жизнь детей, за качество учебно-воспитательного процесса в школе, за сохранность материального состояния школы.

Зам. директора по учебной работе. Он ответственный за состояние учебного процесса:

  1.  посещает и контролирует учебные занятия с целью контроля и помощи учителю, а так же обязан разработать урок с учителем;
  2.  проверяет школьную документацию;
  3.  контролирует знания и умения учащихся, может проводить устный опрос учащихся;
  4.  составляет расписание занятий, руководит методической работой в школе.

Зам. директора по воспитательной работе:

  1.  ведет методическое объединение классных руководителей и контролирует их работу;
  2.  руководит общешкольными мероприятиями.

Завхоз (отвечает за сохранение материального состояния школы и соблюдение санитарно-гигиенических норм).

Демократизация внутришкольного управления. Недопустимы командно-административный стиль руководства, подавляющим инициативу, активность членов коллектива свободу личности. Дисциплина, необходимость сочетания единоначалия коллегиальности в руководстве школы, роль педсовета, профсоюза, родительского комитета, детского самоуправления. Различают 2-е линии в руководстве: стратегическую (принятие подготовленных решений, расстановку кадров, планирование)  и оперативную (конкретно исполнительскую). Демократический стиль руководства предполагает отчетность руководителей школы перед коллективом, СШ, свободу критики гласность.

Планирование работы школы – это подготовительный этап каждого управленческого цикла, поэтому ему отводится одно из важнейших мест в управлении школой. Суть: в умении регулировать процесс обучения и воспитания, в умении выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени средств эффективное выполнение поставленных задач и целей. Принципы: научность, оптимальность, перспективность, учет специфических особенностей педагогической системы.

В школе должно существовать календарное планирование. Каждая школа планирует работу исходя из местных условий и возможностей, но каждый план должен быть педагогически целесообразным, иметь единое направление, представлять систему мероприятий по выполнению поставленных задач.

Планы разделяются по разным основаниям:

1) по направлению деят-ти школы и учителя:

  •  базисный учебный план;
  •  план учебно-воспитательной работы школы;
  •  планы деятельности основных управленческих подразделений (планы заседаний пед., методического, ученического советов и т. д.);
  •  планы деятельности учителя (учебно-тематический план по курсу + планы-конспекты уроков + план работы классного руководителя)

2) по срокам:

  •  перспективные планы деятельности (обычно на 5 лет);
  •  текущие планы (на учебный год)

3) по форме:

  •  текстовые;
  •  графические;
  •  сетевые (в основе – сетевые единицы).

Внутришкольный контроль. Задачи: объективная оценка состояния дел, оказание методической помощи, поддержка, стимулирование педагогической деятельности. Требования к внутришкольному контролю: систематичность, объективность, действенность, компетентность.

Виды контроля (по Т. И. Шамовой): 1. тематический (углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса)  и 2. фронтальный (всестороннее изучение деятельности пед. коллектива, методич. объединения или отдельного учителя) (не более 2 – 3 раз в учебном году).

Формы контроля: 1. персональный (за работой отдельного учителя, классного рук-ля, воспитателя), 2. классно-обобщающий (изучение совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива), 3. предметно-обобщающий (изучение состояния и качества преподавания отдельного предмета в одном классе, в параллели классов или в целом в школе), 4. тематически-обобщающий (изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса), 5. комплексно-обобщающий (осуществление контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или нескольких классах).

Методы контроля: изучение школьной документации (алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы и др.), наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового пед. опыта, хронометрирование, диагностические методы.

Характеристика основных стилей руководства.

Разновидности стилей

Основные признаки взаимодействия учителя и учащихся

Формальная сторона

Содержательная сторона

Автократический (директивный ) стиль

1. Обращение  к учащимся в форме приказа

2. Тон речи командный, хар-р речи чаще неприветливый

3. Требования завышены, без учета реальных возможностей

4. Подавляет проявление чувств

5. Вмешивается в работу учащихся, не дает думать, редко хвалит

6. Находится вне руководимой группы

1. Четко планируется деятельность, предпочитает бумагу человеку

2. Эффективная деят-ть обеспечивается за счет «волевого нажима» на учащихся

3. Склонен иметь трудности в общении с людьми, часто инициирует конфликтную ситуацию

4. Обладает формальным авторитетом, обусловленным должностью

Демократический (коллегиальный) стиль

1. Обращение к учащимся в форме совета, просьбы, требование (без жесткости)

2. Тон обращения дружеский, хар-р спокойный, приветливый

3. Требования адекватны возможностям учащихся, с учетом индивид. особенностей

4. Хвалит учащихся объективно

5. Умеет общаться во внеслужебное время, но без панибратства

1. Имеет четкий перспективный план своих действий и действий учащихся

2. Поддерживания начинания учащихся

3. Способен критически осмысливать свои действия

4. Не инициирует конфликтов, «гасит» их

5. Пользуется истинным авторитетом

Либеральный (непоследовательный) стиль

1. Форма обращения непоследовательна

2. Быстро забывает о прежних требованиях

3. Тон речи ласково-заискивающий, характер торопливый

4. Имитирует «демократию», в группе обычно руководит неформальный лидер

5. Учащиеся не любят его

6. Не способен объективно оценивать итого своих действий и действий учащихся

7. В основном захваливает себя и учащихся

1. Не имеет четкого плана действий

2. Безынициативен на работе, стремится уйти от ответственности

3. Не обеспечивает эффективность учебно-познавательной деятельности

4. Не мешает неформальному лидеру, стремится ни во что не вмешиваться

5. Легко общается с людьми, ласков и доброжелателен (на словах) со всеми

6. Обладает временным, формальным авторитетом


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79521. Психологическая служба как отрасль прикладной психологии. Роль психологической службы в образовании 31.88 KB
  Государственная ПСО – структура призванная в рамках общей концепции соблюдения прав ребенка на достойный уровень жизни и полноценное психическое развитие обеспечить психологическую поддержку воспитания и образования оказать квалифицированную помощь при наличии проблем и отклонений в развитии ребенка Развитие практической психологии в 1990 гг. в значительной степени обусловило гуманизацию системы образования что способствовало постановке и решению следующих задач: Переход от унифицированного образования к вариативному; Переход от...
79522. Концепция школьной психологической службы Л.М. Фридмана 31.7 KB
  Фридмана цели школьной психологической службы должны соответствовать главной цели школы на современном этапе воспитание каждого ученика образованной культурной высоконравственной творчески активной и социально зрелой личностью. Поэтому главной целью школьной психологической службы является научное психологическое обеспечение учебновоспитательного процесса в школе т. Утверждается что главная функция психологической службы образования профессиональная забота о психологическом здоровье детей.
79523. Объединение Русских земель Москвы (14-первая половина 16 веков) 21.07 KB
  Объединение Руси начавшийся в XIV XV веках процесс объединения раздробленных русских земель вокруг нескольких новых политических центров приведший в конечном итоге к образованию централизованного Русского государства и его последующему возобладанию над внешними политическими конкурентами за земли Руси. Объединение Северовосточной Руси завершилось в правление Ивана III присоединение Новгорода 1478 Твери 1485 ликвидация формальной автономии Пскова 1510 и Рязани 1521. Он принял титул государя всея Руси...
79524. Начало эпохи великих географических открытий и первые колониальные захваты. Новое время как особая фаза всемирно исторического процесса 22.1 KB
  Новое время или новая история период в истории человечества находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Критерием определения нового времени его новизны по сравнению с предшествующей эпохой был с точки зрения гуманистов расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры то есть не социальноэкономический а духовнокультурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма развитием демонологии...
79525. Реформация и ее экономические, политические и социокультурные причины. Религиозные войны в Европе 21.7 KB
  С одной стороны католический мир который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского прекратил существование. С другой стороны национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений в основном в форме церковноприходских школ так и высших что...
79526. Государство и общество стран Западной Европы в 17 веке 21.34 KB
  Их концептуальным выражением и итогом стали теории естественного права и общественного договора основанные на рационализме. Теория естественного права явилась классическим воплощением нового мировоззрения. Теория естественного права основана на признании всех людей равными от природы и наделенными природой же естественными страстями стремлениями разумом. Законы природы определяют предписания естественного права которому должно соответствовать положительное позитивное волеустановленное право.
79527. Внутренняя и внешняя политика Ивана 4 Грозного 20.85 KB
  Иван IV стал великим князем в 1533 г. в 3 года. Регентшей была его мать Елена Глинская, а после ее смерти в 1538 г. началось боярское правление, сопровождавшееся борьбой боярских группировок. В 1547 г. Иван IV венчался на царство.
79528. Россия в годы смуты (конец 16-начало 17 веков) 21.68 KB
  Шурин Фёдора Борис Годунов фактически правил при недееспособном Фёдоре Ивановиче организовал свое избрание царём на Земском соборе. Но бояре были недовольны незнатным царём крестьяне отменой Юрьева дня казаки репрессиями властей дворяне тяжелой службой. Годунов умер и Лжедмитрий стал царём. Земский собор избрал царём Михаила Романова.
79529. Воцарение в России Романовых. Развитие страны в 17 веке. Особенности сословно-представительной монархии в России 20.84 KB
  Кандидатура Михаила Федоровича устроила представителей всех сословий и политических сил: аристократы были довольны тем что новый царь будет представителем древнего рода Романовых сторонники легитимной монархии были довольны тем что Михаил Федорович имеет родство с Иваном Грозным а пострадавшие от террора и хаоса смуты были довольны тем что Романов не причастен к опричнине казаки же были довольны что отцом юного царя был митрополит Филарет.